Научная статья на тему 'Об антропологических проблемах информационного общества'

Об антропологических проблемах информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1347
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / MAN / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION PROCESS / INFORMATIONAL IMPACT / TECHNOLOGICAL IMPACT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Караваев Никита Леонидович

В статье рассмотрены антропологические проблемы современного информационного общества. Предложено новое определение понятия информационного общества, основным фактором которого становится автоматизация информационных процессов. Рассматриваются различные виды воздействия информационных технологий на человека: информационное и технологическое. Показаны основные изменения человека, связанные с использованием современных информационных технологий, основанных на компьютерной и телекоммуникационной технике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об антропологических проблемах информационного общества»

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

УДК 316.6

ОБ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Караваев Никита Леонидович,

доцент, канд. филос. наук, Вятский государственный гуманитарный университет, Киров, Россия. nikita.lk@gmail.com

В статье рассмотрены антропологические проблемы современного информационного общества. Предложено новое определение понятия информационного общества, основным фактором которого становится автоматизация информационных процессов. Рассматриваются различные виды воздействия информационных технологий на человека: информационное и технологическое. Показаны основные изменения человека, связанные с использованием современных информационных технологий, основанных на компьютерной и телекоммуникационной технике.

Ключевые слова: человек; информационное общество; информационные технологии; информационные процессы; информационное воздействие, технологическое воздействие.

ON ANTHROPOLOGICAL PROBLEMS OF INFORMATION SOCIETY

Karavaev Nikita Leonidovich,

associate professor, PhD in Philosophy, Vyatka State University of Humanities, Kirov, Russia. nikita.lk@gmail.com

In article, the author envisages the anthropological problems of modern information society. There is new definition of information society, the main factor of which is the automatization of information processes. Different types of information technology impacts (informational impact and technological impact) on human being are considered. In addition, author shows the primary

transformation of human being due to modem information technologies, based on computer and telecommunication technique.

Key words: man; information society; information technology; information process; informational impact; technological impact.

Введение и постановка цели

Появление современных информационных технологий, функционирующих на основе компьютерной и телекоммуникационной техники, изменило не только информационную среду, в которой человек взаимодействует с другими членами общества, но и оказало глубокое воздействие на самого человека, на его образ жизни, его сознание, ценности и мировоззрение. Эти изменения на современном этапе развития общества являются актуальной проблемой, требующей целостного научного и философского осмысления. Цель данной статьи - попытка дать краткое описание сущности антропологических проблем современного информационного общества.

Информационное общество

Прежде чем приступить непосредственно к проблеме человека в условиях информационного общества, следует определиться с тем, что же представляет собой информационное общество. Сегодня существует множество подходов к толкованию этого понятия. Наиболее полные характеристики основных подходов дал британский социолог Ф. Уэбстер в своей книге «Теории информационного общества» [1]. Он выделил основные пять критериев, относительно которых определяется информационное общество:

1. Технологический критерий, выделяющий ключевым фактором формирования информационного общества информационные технологии, развитие индустрии производства информационных продуктов.

2. Экономический критерий, учитывающий рост экономической ценности информационной деятельности, и превалирование ее над деятельностью в области сельского хозяйства и промышленности.

3. Критерий, связанный со сферой занятости. Он предполагает снижение занятости в сфере производства и увеличение занятости в информационной сфере, где сырьем

является информация.

4. Пространственный критерий. Акцент здесь переносится на «информационные сети, которые связывают различные места, а потому могут оказать глубокое воздействие на организацию времени и пространства» [1, с. 25].

5. Критерий культуры, констатирующий информационную насыщенность современного общества, большую информативность нынешней культуры в сравнении с предыдущими культурами.

Считаем, что все эти критерии не отражают в должной мере ключевой фактор формирования нового типа общества, поскольку упускают из виду то, что послужило толчком к его появлению. На наш взгляд, сущностной особенностью информационного общества является автоматизация информационных процессов общества, которая осуществляется с помощью информационных технологий, построенных на основе компьютерной и телекоммуникационной техники. Таким образом, информационное общество - это общество информатизированное, т.е. общество, в котором автоматизированы информационные процессы. В такой трактовке основным смыслообразующим элементом понятия информационного общества становится не информация, как полагают некоторые ученые, а автоматизация информационных процессов в обществе. Исходя из такого понимания информационного общества, возможно объяснение экономических изменений нового типа общества, трансформаций в сфере культуры, процесса глобализации социального пространства и многих других социокультурных проявлений новой эпохи.

Информационные технологии и их воздействие

Информационные технологии, посредством которых автоматизируется информационная среда общества, становятся основной причиной изменения бытия человека и общества. Весьма показательно здесь звучат слова Дж. Ланира, американского ученого-программиста, одного из пионеров в области разработок систем виртуальной реальности (и автора этого термина): «Самая важная характеристика технологии - это то, как она меняет людей» [2, с.14]. Одной из важнейших проблем такого взаимодействия Ланир считает процесс закрепления границ, в рамках которых существуют явления окружающего нас мира. Этот процесс он называет фиксацией (англ. lock-in). Ланир не дает в своей книге четко-

го научного определения данного понятия, поэтому постараемся сделать это самостоятельно. Фиксация, или, на наш взгляд, более подходящий термин детерминация - это процесс закрепления определенных принципов организации социальных, технических, психологических, аксиологических или других явлений и процессов окружающей действительности до такой степени, что в дальнейшем они определяют форму и содержание новых процессов и явлений, действующих в рамках этих принципов, а также устраняют явления, которые не вписываются в преобладающую систему принятых принципов.

Признаки детерминации в контексте информационных технологий в первую очередь отражены в ключевых принципах создания аппаратного и программного обеспечения информационных технологий. Программы и технические системы, от которых зависит функционирование других программ или социальных систем, чрезвычайно сложно вывести из обихода. В большей степени результаты детерминации современными информационными технологиями проявляются не по отношению к технической стороне общественной жизни, но что более важно, к самому человеку и его культуре. Новые информационные технологии обусловливают не только коммуникационные и культурные процессы, социальные институты и ценностные нормы общества, но и детерминируют личностные качества человека, его идеалы, когнитивные способности и возможности, потребности и желания, чувства и эмоции.

Информационные технологии как технологии для формирования и управления информационными процессами, являясь сложным социальным и культурным образованием, предполагают наличие информационной составляющей (информации) и некоего технологического средства, осуществляющего с ней различные манипуляции и являющегося внешней материальной формой информационных технологий и процессов. Исходя из этого, воздействие на человека и общество может оказывать как сама информация, передаваемая с помощью этих технологий, так и непосредственно сами технологии, используемые человеком в процессе своей жизнедеятельности. Информационное и технологическое воздействия являются основными причинами трансформации человека, отражающими сущность основных антропологических проблем современного информационного общества. Рассмотрим эти два типа воздействия подробнее.

Технологическое воздействие

Информационные технологии оказывают определенное воздействие на соматическую (телесную) организацию человека. Они как минимум снижают уровень физической активности человека, что, в частности, приводит к определенному роду заболеваний, вызванных малоподвижным образом жизни. Такую жизнь ведут, прежде всего, офисные работники. Причем если первыми симптомами могут быть головные боли, боль в спине, повышенная утомляемость, резь в глазах, раздражительность и др. (так называемый офисный синдром), то в случае игнорирования на их основе могут развиться серьезные хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, нервной и других систем организма. Длительная работа с экранами вычислительных машин, частое использование планшетных компьютеров и т.п. сказывается на зрении человека (синдром сухого глаза и др.). Помимо этого, существует угроза, связанная с постоянным увеличением объема электромагнитного излучения и его непосредственным воздействием на мозг человека.

Технологическое воздействие также возможно по отношению к когнитивным способностям человека. Развитие познавательных способностей человека есть не что иное, как развитие информационных технологий [3]. Язык, письменность, радио, телевидение, компьютерная и телекоммуникационная техника являются разновидностями информационных технологий, которые появлялись поэтапно и отражали социокультурное развитие когнитивных способностей человека. Таким образом, любые познавательные процессы осуществляются с помощью тех или иных информационных технологий. И если первые информационные революции (язык, письменность) дали толчок к развитию интеллектуального аппарата человека и явились важнейшими моментами в развитии человечества, то последние информационные технологии несут в себе больше негативных, чем положительных последствий их использования.

На протяжении веков мы видим, что чем совершеннее становятся наши орудия труда, тем меньшие усилия необходимы нам для совершения конкретных действий. На сегодняшний день информационные технологии - самое совершенное орудие труда, сотворенное человеком. Информационные технологии как инструмент детерминации ограничивают интеллектуальные способности

человека, трансформируют его мышление. Как таковое, мышление предполагает любое затруднение, в которое попадает наш интеллект, и что можно назвать проблемой. Проблемная ситуация вынуждает человека переключиться с режима бездумного опыта на режим мышления. Скорее всего, именно этот аспект и имел в виду М. Хайдеггер, когда писал о том, что мышление мыслит только насильно и вынужденно. Такое происходит тогда, когда сознание встречает то, что заставляет задуматься; оно столкнулось с тем, что непременно следует обдумать [4, с. 135]. Только проблемная ситуация может обладать такой принуждающей силой.

С использованием современных информационных технологий именно проблемность ситуаций и пропадает: если раньше познавательная (информационная) потребность отражала вопрос «Как?» (например, «Как сделать это?», «Как решить эту задачу?»), то сегодня она отражает вопрос «Где?» («Где узнать, как сделать это?», «Где найти решение этой задачи?»). Вместо интеллектуального (продуктивного) поиска решения проблемы на смену пришел механический (репродуктивный) поиск решения задач. Человеку требуется меньше усилий со стороны интеллекта для осуществления деятельности, поскольку у него уже нет потребности в решении задачи или проблемы, он просто использует найденную информацию для ее решения. Информационные технологии стали своеобразной прослойкой между нашим мышлением и миром задач, поэтому они не развивают мышление человека, а наоборот его примитивизируют.

Помимо этого, новые информационные технологии заставляют человека верить в то, что все можно алгоритмизировать, запрограммировать, все можно формализовать и превратить в цифру. Человек теряет интуитивное понимание мира, он начинает во всем видеть структуру, какую-то модель, человек все в меньшей степени начинает верить в нечто идеальное, духовное, что его жизнь - это не программа, а свобода волеизъявления, свобода выбора, свобода озарения, свобода интуиции. Жизнь - это равновесие между хаосом и порядком. Информационные технологии превращают всю нашу жизнь в абсолютный, но мнимый порядок. Мир превращается в некий физический механизм, в котором нет места интуитивному, в котором нет места живой, незапрограммированной мысли. И мы превращаемся в такие же машины.

Информационное воздействие

Информационные технологии воздействуют не только на способности человека и его физиологию, но также и на его мировоззрение, ценности и чувства посредством все возрастающих объемов информации. Сегодня эффективность жизнедеятельности практически любого члена общества непосредственно зависит от того, насколько благоприятна та информационная ситуация, в которой он находится, и насколько легко и успешно он способен удовлетворить свою потребность в информации. Именно поэтому наличие информации становится для человека основным фактором, не только детерминирующим успешность решения той или иной задачи, но и самостоятельность человека, неподверженность влиянию толпы, сложность в манипуляции человеком. Знание, или информированность - это сила, благодаря которой человек способен действовать осознанно, а не только реагировать на сложившиеся обстоятельства.

Во все времена было крайне сложно получить доступ к необходимой информации. В то или иное время важнейшей информацией владели либо жрецы, либо священники, либо государственные чиновники. Стратегия, в которой человек знает меньше и, тем самым, становится более управляемым, является весьма эффективной в управлении массами. Однако появление современных информационных технологий, позволяющих беспрепятственно передавать на большие расстояния и в больших объемах информацию, сделало данную стратегию в полной мере нереализуемой. Поэтому сегодня стратегия власти изменилась. Вместо ограничения доступа к информации даются безграничные возможности в ее создании и использовании. Стратегия закрытости информации была заменена концепцией информационной бури. И такая стратегия отвечает тем же целям - не дать доступ к важнейшей информации широким массам населения, и тем самым контролировать человека, манипулировать им.

Сегодня информационная ситуация в современном обществе является крайне неблагоприятной: необходимая информация общедоступна, но она труднодостижима и к тому же в ряде случаев искажена, недостоверна, а иногда деструктивна и навязывает (программирует) определенный образ жизни и мысли. Ежемесячно в мире издаются тысячи новых книг, тысяч газет и журналов, открываются тысячи сайтов, работают тысячи кабельных каналов. Чело-

века просто заваливают лавиной информации со всех сторон и ему сегодня непросто обнаружить представляющую для него интерес информацию, поскольку она погружена в общий информационный поток, который за последние десятилетия вырос в тысячи раз. Выделить же из этого потока то, что необходимо, то, что достоверно, оказывается нелегкой задачей. Чтобы получить действительно стоящую информацию, человеку приходится пропускать через себя огромное количество информации, сортируя ее и отбрасывая лишнее. Сегодня человек страдает от избытка информации так же, как и от ее недостатка, а умение фильтровать информацию становится необходимой составляющей его информационной и интеллектуальной культуры.

Перенасыщенность информацией приводит к печальным последствиям. Аналогично обжорству, результатом которого являются повышение массы тела, сердечно-сосудистые заболевания и т.д., перенасыщение информацией становится причиной трансформации внутреннего мира человека, его сознания, мышления, потребностей и ценностей. У современного человека ослабевают способности к саморефлексии, самостоятельному мышлению, уменьшается желание развиваться и мыслить. Его единственным желанием становится удовлетворение своих потребностей. Человеку становится безразлично все, что не соответствует его желаниям. А желания его настолько сильны, что, кроме них, он ничего не видит, и не хочет видеть. И становится страшно от того факта, что эти желания он готов удовлетворять любым способом.

Заключение. Итак, очевидно, что информатизация общества помимо позитивного начала имеет огромный пласт негатива, и этот негатив приведет к необратимым изменениям человека и общества, если мы не уделим этим проблемам наше пристальное внимание. От нас сейчас зависит то, как мы отреагируем на вызовы информационных технологий: продолжим идти тем же курсом усовершенствования технологий, не затрагивая нашей внутренней сущности, или же озаботимся последней, но принимая во внимание все преимущества созданных нами информационных технологий. Ведь сами по себе информационные технологии как средство нейтральны, они ни хороши и ни дурны. Только мы в ответе за то, что получится в результате их использования. Ведь и молоток может принести вред, если воспользоваться им не по назначению.

Литература:

1. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004. (Webster F. Theories of information society. - M.: Aspekt Press, 2004).

2. Ланир Дж. Вы не гаджет. Манифест. - М.: Астрель, Corpus, 2011. (Lanier G. You are not a gadget. Manifesto. - М.: Astrel’, Corpus, 2011.

3. Караваев Н.Л. О роли информационных технологий в познании // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Научный журнал. - Киров: Изд-во ВятГГУ - 2011. - №4 (1). С. 1517. (Karavayev N.L. About information technologies role in cognition // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Scientific magazine. - Kirov: VjatGGU. - 2011. - №4 (1). P. 15-17).

4. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991. (Heidegger M. Conversation on a country path about thinking. - M.: Vysshaja shkola, 1991).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.