Научная статья на тему 'Информатизация общества: философско-антропологические проблемы'

Информатизация общества: философско-антропологические проблемы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
789
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФіЛОСОФСЬКО-АНТРОПОЛОГіЧНі ПРОБЛЕМИ / іНФОРМАТИЗАЦіЯ / ГНОСЕОЛОГіЧНА МОДЕЛЬ ЕВОЛЮЦії іНФОРМАТИЗАЦії / АРХіТЕКТУРА іНФОРМАЦіЙНОї СИСТЕМИ / ПАРАДИГМИ / іНФОРМАЦіЙНЕ СУСПіЛЬСТВО / НЕГАТИВНі ТЕНДЕНЦії / PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL PROBLEMS / INFORMATIZATION / GNOSEOLOGICAL MODEL OF THE EVOLUTION OF INFORMATIZATION / INFORMATION SYSTEM ARCHITECTURE / PARADIGM / INFORMATION SOCIETY / NEGATIVE TRENDS / ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / АРХИТЕКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / ПАРАДИГМЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Косолапов А. А.

Цель. Компьютеризация и информатизация в последние десятилетия подарила человечеству автоматизированные системы управления электронным документооборотом, технологическими процессами на производстве, Интернет и сеть информационных ресурсов WWW, расширила коммуникационные возможности и привела к глобализации информационного общества. В то же время процессы информатизации рождают ряд философско-антропологических проблем, которые приобретают экзистенциональный характер. В исследовании необходимо провести выявление и осмысление этих проблем на основе формирования гносеологической модели эволюции парадигм информатизации и определения их главных системообразующих характеристик. Методика. В работе использовался системно-деятельностный подход, который позволил выявить и проанализировать влияние основных компонентов информационно-коммуникационных технологий (ИКомТ) на образовательную деятельность. И далее представить их как единую систему человеческой деятельности в условиях компьютери-зации/информатизации. В работе использовались философские принципы: всестороннего рассмотрения предмета, единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному. Применялись общенаучные принципы: системного единства и развития, декомпозиции и иерархичности, индивидуализации и кооперации, многообразия и таксономии. Результаты. Автором предложена гносеологическая трёхэтапная модель эволюции парадигм компьютеризации/информатизации, которая опирается на три системные характеристики процессов информатизации: быстродействие, интерфейс, доступ к данным. Для каждой парадигмы предложена семизвенная антропоцентрическая модель, названная архитектурой информационной системы (АИС), описывающая изменения их видов обеспечения. Для каждого из этапов трансформации современного информационного общества сформулированы философско-антропологические проблемы, негативно влияющие на его развитие. Научная новизна. Предложена гносеологическая модель развития процессов информатизации в виде трёх парадигм, которые описываются тремя характеристиками. Для описания каждой парадигмы используется усовершенствованная антропоцентри-ческая модель АИС. Сформулированы и раскрыты особенности философско-антропологических проблем, которые несут в себе новые ИКомТ. Практическая значимость. Пред-ложенная модель эволюции парадигм информационного общества и знание сопутствующих проблем позволят уменьшить влияние негативных тенденций в развитии глобального информационного общества, в первую очередь, в сфере образования и в научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION: PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL PROBLEMS

Purpose.Computerization and informatization in recent decades gave the mankind automated electronic document management systems, automated process of production, Internet and network information resources WWW, expanded the communications capabilities and led to the globalization of the information society. At the same time gives rise to a number of processes of informatization philosophical and anthropological problems, that has become an existential character. It is necessary to identify and understanding of these issues on the basis of the gnoseological model of the evolution informatization paradigms and determine their main characteristics. Methodology. The system-activity approach was used; it allowed identifying and analyzing the impact of the main components of information and communication technologies (ICT) for educational activities. And further to present them as a unified system of human activity in conditions computerization/informatization. The philosophical principles: a comprehensive review of the subject, the unity of the logical and historical, ascending from the abstract to the concrete was used. The general scientific principles: unity and development of the system, the decomposition hierarchy, individualization and cooperation, diversity and taxonomy were applied. Findings.The three-stage gnoseological model of the paradigms computerization/informatization evolution was proposed by the author. It is based on three information system characteristics: speed, interface and data access. The seven-bar anthrop-centric model, which is called the architecture of information systems (AIS), which describes the changes in their types of procuring, was proposed for each paradigm. The philosophical-anthropological problems that affect negatively its progress were formulated for each stage of modern information society transformation. Originality. The gnoseological model of development processes of informatization in the form of three paradigms that are described by three characteristics was proposed. The advanced anthrop-centric model of the AIS was used for each paradigm specification. Features of philosophical and anthropological problems, that have a new ICT are formulated and disclosed. Practical value. The proposed model of the evolution of information society paradigms and knowledge of related problems will allow reducing the impact of negative trends in the global information society especially in the field of education and research activities.

Текст научной работы на тему «Информатизация общества: философско-антропологические проблемы»

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту, 2015, № 4 (58)

РОЗВИТОК ВИЩО1 ШКОЛИ

УДК [130.2:140]:004.738.5

А. А. КОСОЛАПОВ1*

1 Каф. «Электронные вычислительные машины», Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна, ул. Лазаряна, 2, Днепропетровск, Украина, 49010, тел. +38 (050) 575 05 32, эл. почта [email protected], ORCID 0000-0001-8878-568X

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Цель. Компьютеризация и информатизация в последние десятилетия подарила человечеству автоматизированные системы управления электронным документооборотом, технологическими процессами на производстве, Интернет и сеть информационных ресурсов WWW, расширила коммуникационные возможности и привела к глобализации информационного общества. В то же время процессы информатизации рождают ряд философско-антропологических проблем, которые приобретают экзистенциональный характер. В исследовании необходимо провести выявление и осмысление этих проблем на основе формирования гносеологической модели эволюции парадигм информатизации и определения их главных системообразующих характеристик. Методика. В работе использовался системно-деятельностный подход, который позволил выявить и проанализировать влияние основных компонентов информационно-коммуникационных технологий (ИКомТ) на образовательную деятельность. И далее - представить их как единую систему человеческой деятельности в условиях компьютеризации/информатизации. В работе использовались философские принципы: всестороннего рассмотрения предмета, единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному. Применялись общенаучные принципы: системного единства и развития, декомпозиции и иерархичности, индивидуализации и кооперации, многообразия и таксономии. Результаты. Автором предложена гносеологическая трёхэтапная модель эволюции парадигм компьютеризации/информатизации, которая опирается на три системные характеристики процессов информатизации: быстродействие, интерфейс, доступ к данным. Для каждой парадигмы предложена семизвенная антропоцентрическая модель, названная архитектурой информационной системы (АИС), описывающая изменения их видов обеспечения. Для каждого из этапов трансформации современного информационного общества сформулированы философско-антропологические проблемы, негативно влияющие на его развитие. Научная новизна. Предложена гносеологическая модель развития процессов информатизации в виде трёх парадигм, которые описываются тремя характеристиками. Для описания каждой парадигмы используется усовершенствованная антропоцентрическая модель АИС. Сформулированы и раскрыты особенности философско-антропологических проблем, которые несут в себе новые ИКомТ. Практическая значимость. Предложенная модель эволюции парадигм информационного общества и знание сопутствующих проблем позволят уменьшить влияние негативных тенденций в развитии глобального информационного общества, в первую очередь, в сфере образования и в научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: философско-антропологические проблемы; информатизация; гносеологическая модель эволюции информатизации; архитектура информационной системы; парадигмы; информационное общество; негативные тенденции

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту, 2015, № 4 (58)

Тем, кого боги хотят уничтожить, они сначала дают голубой экран. Мы становимся расой созерцателей, а не созидателей...

(Артур Кларк) [8]

Введение

Вопросам философско-антропологического осмысления изменений, происходящих в обществе в условиях его спонтанной компьютеризации и информатизации, уделяется большое внимание, начиная с момента появления первого компьютера (1944 г.), выполняющего автоматизированную обработку цифровой информации по заложенной в него программе, до настоящего времени [16]. Как отмечает М. Кас-тельс, «в конце двадцатого столетия мы переживаем один из редких в истории моментов. Момент этот характеризуется трансформацией нашей «материальной культуры» через работу новой технологической парадигмы, построенной вокруг информационных технологий» [7]. В итоге, все происходящие изменения были задекларированы на межгосударственном, планетарном уровне 22 июля 2000 г. в Японии во время встречи лидеров «Группы восьми» была принята Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества [13], в которой отмечается, что «...информационно-коммуникационные технологии (ИКомТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества». ИКомТ стимулирует экономическую и социальную трансформацию, которая заключается «в способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей». А устойчивость такого глобального информационного общества «основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей». В этом документе записаны те ожидаемые позитивные изменения в информационном сообществе, на которых мы не будем останавливаться. Об этом написано немало в многочисленных работах философов и социологов, например [5, 6, 11, 14].

Цель

Целью статьи является определить основные базовые понятия ИКомТ, основанные на структурированном, синергетическом, антропоцентрическом понятии «архитектура» информационной системы (АИС) и предложить гносеологическую модель эволюции парадигм компьютеризации и информатизации как результат развития АИС, для которых выбраны три основные характеристики, изменение которых приводит к смене предложенных парадигм. Для каждого из этапов развития информационно-компьютерных технологий рассматриваются рождаемые проблемы антропологического характера, то есть речь будет идти об «обратной стороне медали» - о цивилизационных проблемах новых ИКомТ.

Методика

Взяться за данную работу меня, «технаря», ученого, который более 30-ти лет работает в сфере компьютеризации и информатизации и является свидетелем смены всех поколений электронных вычислительных машин (ЭВМ), который читает много лет в университете курсы по компьютерным системам, Интернет-технологиям, '"'-системам (о Всемирной паутине), искусственному интеллекту, системному проектированию, который более 15 лет преподает информатику в техническом лицее, видит «некорректность» некоторых базовых понятий и определений при философском анализе антропологических проблем информатизации, и который всегда, со студенческой скамьи, интересовался философско-антрополо-гическими вопросами роли компьютеров в жизни человека и общества, подтолкнуло знакомство с рядом работ, связанных с философ-ско-антропологическими проблемами информатизации, где авторы-философы были некорректны в используемых определениях и рассуждениях с точки зрения ИКомТ [6,7,11,16].

В основе данной статьи лежат результаты эмпирического изучения и содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления и развертывания рефлексии школьников и студентов в процессе решения ими творческих задач (1-11 классы школы и 1-5 курсы технического университета). Влияние ИКомТ выражается в трансформации

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту, 2015, № 4 (58)

личности, ее интеллектуальных, логических способностей, в изменении мировосприятия, в «мутации» языка и культуры поведения. В работе также использовался системно-деятельностный подход, который дает возможность выявить и проанализировать влияние основных компонентов ИКомТ технологий на образовательную деятельность и представить их как единую систему человеческой деятельности. В работе использовались философские принципы: всестороннего рассмотрения предмета, единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному. Применялись общенаучные принципы: системного единства и развития, декомпозиции и иерархичности, индивидуализации и кооперации, многообразия и таксономии и др.

Результаты

В настоящее время существует много подходов к толкованию, что представляет собой информационное общество (ИнО). Наиболее полное его описание дал британский социолог Ф. Уэбстер в своей книге «Теории информационного общества» [16, с. 25]. Он выделил пять критериев (признаков) ИнО: 1 - технологический критерий (развитие технологий изготовления электронных устройств); 2 - экономический критерий (более высокая эффективность ИКомТ по сравнению с другими отраслями экономики); 3 - расширение занятости населения в сфере информационных технологий; 4 - пространственный критерий (использование сетевых технологий и Интернет); 5 - критерий формирования информационной культуры. Л. Караваев считает, что смыслооб-разующим понятием информационного общества является автоматизация информационных процессов [6, с. 67]. Последнее утверждение, на мой взгляд, является ошибочным, ибо автоматизация обработки информации была реализована уже в ЭВМ первого поколения в 1944 году, хотя об информационном обществе заговорили только в начале текущего столетия.

Попытаемся определиться, когда компьютеризация эволюционировала в информатизацию общества, и какова роль человека в этих процессах. Для этого рассмотрим, не усложняя специальными терминами, насколько это возможно, те компоненты, которые не изменяются

уже в течение десятков лет в пяти поколениях ЭВМ с 1944 по 2015 год (в больших ЭВМ, в серверах, в персональных компьютерах, планшетах, смартфонах). Для этого рассмотрим понятие «архитектура» ЭВМ или информационной системы.

Архитектура информационной системы. АИС представляет собой множество взаимосвязанных структур, которые описываются следующим выражением [8, с. 31-32]:

АИС = Цель п (КТС и ПО и МО и ИО и

иЛО и ОО и МетрО),

и операция объединения множеств,

п операция пересечения множеств,

где Цель - цель создания системы; КТС или ТО (техническое обеспечение) - комплекс технических средств системы («железо», hardware, информационная инфраструктура); ПО - программное обеспечение (программы, software); МО - математическое обеспечение (совокупность математических моделей, методов и алгоритмов); ИО - информационное обеспечение (константы, переменные, таблицы, файлы, базы данных, базы знаний); ЛО - лингвистическое обеспечение (совокупность языковых когнитивных средств общения с человеком (с пользователями системы); ОО - организационное обеспечение (пользователи системы, организационная структура и инструкции оперативному персоналу); МетрО - метрологическое обеспечение (средства обеспечения заданных достоверных характеристик измеряемых характеристик). АИС является антропоцентрической, в которой человек или некоторый социум представлены компонентой ОО.

Все виды обеспечений характеризуются набором взаимосвязанных статических и динамических структур, которые формируются в процессе проектирования и функционирования информационной системы и объединены общей концептуальной схемой для достижения целей создания. Следует отметить, что обеспечения ИС изменяются в зависимости от развития целей создания, технических требований к их характеристикам, что можно обобщить и представить в виде гносеологической концептуаль-

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту, 2015, № 4 (58)

ной модели смены парадигм компьютеризации/информатизации общества.

Смена парадигм информатизации. Парадигму будем рассматривать как совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений. В данном случае это гносеологическая модель развития процессов информатизации, которая представлена на рисунке 1. В настоящее время можно говорить о переходе от парадигмы информационных систем к парадигме интеллектуальных систем. Смена парадигм опирается на изменение приоритетов технических и антропологических требований к исследуемым системам. Рассмотрим приведенные парадигмы, как изменяется состав их видов обеспечения, а также как при этом трансформируются и дополняются антропологические проблемы.

Компьютеризация/информатизация

i

1944 - 90-е гг.

90-е гг.- 2000

Вычислительные системи

Информационные

„ Быстродействие

о р

* Интерфейс

е т

ы Доступ к данным

Доступ к данным

(«здесь и сейчас»

Интерфейс Быстродействие

ft

2000 - сейчас

Интел лектуальн ые системи

Интеллектуальный р

Í интерфейс J

Доступ к данным ' «здесь и сейчас» т

Быстродействие I

Рис. 1. Эволюция парадигм информатизации

Fig. 1. Evolution of informatization paradigms

С появлением первых компьютеров в индустриальном обществе началось становление первой парадигмы компьютеризации, связанной с созданием и внедрением ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ. Главным требованием пользователей к ЭВМ в это время было увеличение их БЫСТРОДЕЙСТВИЯ. Одна из первых ламповых машин «Урал-1» выполняла всего 3,5 тыс. операций в секунду. Второе требование касалось ИНТЕРФЕЙСА, т. е. организации взаимодействия человека с компьютером: он был «недружелюбным» через синий цифровой экран и нестандартизованную клавиатуру. И менее всего на этом этапе пользователей интересовало место размещения в памяти ЭВМ исходных данных и результатов вычислений,

или ДОСТУП К ДАННЫМ. Во время первой парадигмы шла компьютеризация индустриального общества путем создания автоматизированных систем управления (АСУ): вначале это были АСУ предприятиями (АСУП) для управления электронным документооборотом, затем, с повышением надежности компьютеров и появлением управляющих ЭВМ, внедрялись АСУ технологическими процессами (АСУТП). Эти два класса АСУ объединялись в интегрированные системы (ИАСУ) и гибкие автоматизированные производства (ГАП), которые дополнялись системами автоматизированного проектирования (САПР) [7]. Ресурсное обеспечение данной парадигмы и его относительные объемы представлены на рис. 2. Для всех этапов развития компьютеризации/информатизации носителем новых технологий является комплекс технических средств (КТС). В процессе создания ИС основные усилия разработчиков направлялись на построение быстродействующих устройств обработки и хранения данных. Скоростные устройства и технологии передачи данных только зарождались. В это время создавалось математическое обеспечение для первых пакетов прикладных программ. Антропологические проблемы на данном этапе были связаны с «боязнью» работы в АСУ, в которых видели угрозы потери рабочих мест и превосходства над человеческим интеллектом.

Переломными научно-техническими решениями, которые определили смену парадигмы и приоритетов характеристик ИС и начало вхождения человечества в эпоху построения «постиндустриального общества», на мой взгляд, является переход в 1991 году к массовому производству персональных компьютеров (ПК) и появление в это же время (!) надстройкой над Интернет - всемирной паутины World Wide Web (WWW, Web, Веб). Персональные компьютеры не только на предприятиях и в организациях, но и в домашних условиях привели к появлению массового антропологического запроса на решение проблемы обеспечения доступа к данным «здесь и сейчас»! И это стало возможным благодаря Веб, которая является территориально распределённой сетью информационных, программных и технических ресурсов. В это время вместо понятий автоматизированные системы управления, контроля, из-

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету затзничного транспорту, 2015, № 4 (58)

мерения, АСУП, АСУТП и т.п. начинают использовать обобщенное название - ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, которая выполняет функции автоматизированной обработки информации для реализации любых необходимых функций. Третьей существенной особенностью данного этапа информатизации становится соизмеримость скоростей обработки и передачи данных, что позволяет пользователям, находясь в любой точке глобальной сети Интернет, работать со своими Веб-ресурсами «здесь и сейчас». Сеть превращается для сотен миллионов пользователей в гигантский виртуальный вычислитель с распределенной обработкой и передачей данных. На данном этапе возрастает роль информационного обеспечения ИС, которые строятся на основе Систем Управления Базами Данных (СУБД). Однако, по прежнему остается нерешенным вопрос создания «дружественного» ИНТЕРФЕЙСа. Вопросы же БЫСТРОДЕЙСТВИЯ ЭВМ и сетей для массовых применений переходят на третий план (см. рис. 2).

В это же время начинают проявляться серьезные антропологические проблемы, связанные с наличием персонального «дивайса» - ПК, а в дальнейшем ноутбука, смартфона, планшета (игровая зависимость), и широкого доступа в ИНТЕРНЕТ с неограниченными Веб-ресурсами (сетевая зависимость, сетевая игровая зависимость). Говорят, «вышел в Интернет в 11-00 и вернулся в 34 года».

Игровая индустрия в мире имеет огромные прибыли и не обращает внимания на трансформацию личности геймеров. Большинство игр связано с погружением игроков в виртуальный мир, где они отождествляют себя с основными героями, которые имеют несколько жизней и фантастические виртуальные возможности. А у игроков в реальной жизни появляются следующие проблемы.

Проблема виртуализации. Возвращение из виртуального мира в реальный вызывает психосоматические расстройства и неадекватное поведение человека (прыгнуть с крыши, убить человека...).

Проблема разрушения дискурса (способности мыслить). В популярных играх начинают доминировать примитивные инстинкты - бежать влево, прямо, стрелять, упасть... Эта проблема впервые была зафиксирована в начальной школе, когда были популярны приставки

PSP. 10 минут игры на приставке во время перерыва и напрочь забывается то, о чем говорили на предыдущем уроке. Такой же негативный результат в 11 классе после сетевой игры. Проверенные на ряде экспериментов признаки разрушения логики: на письме в словах пропускаются буквы, в тексте пропускаются слова, неумение повторить (пересказать!) простое предложение, прочитанное с доски.

Следующий ряд проблем связан с практически безграничными информационными ресурсами WWW, доступ к которым осуществляется через окно программы-браузера (Firefox, Opera, Chrome и др.).

Проблема короткой памяти или потеря рефлексии. Большие объёмы информации, с которыми сталкиваются пользователи Интернет, приводят к сокращению времени на знакомство с текстовыми материалами и появлению новой технологии чтения - «по диагонали» (или старой, когда в школе необходимо быстро прочитать большой роман классика за один вечер). В этом случае работает «короткая» память, когда, уходя на следующую страницу документа, забывается смысл предыдущих страниц. Короткая память лишена эмоциональной составляющей, отсутствует осмысление и сопереживание по тексту. Убийства, кровь, насилие бесчувственно «пролистываются» в поиске необходимого контента. Отсюда, как итог - проблема безразличия.

Проблема изменения мышления. При отсутствии сети WWW решение любой проблемы или задачи начиналось с вопроса «Как решить?», при этом в проекте, в реферате, в статье, в эксперименте необходимо было придумать детали машин, принципиальные схемы, алгоритмы, описание и классификацию событий и т.п., приложив определенные интеллектуальные усилия. Наличие доступа в Интернет коренным образом изменяет постановку вопроса, который звучит теперь «Где найти?». Это приводит к тому, что решение задачи представляет собой компиляцию (сборку) из старых решений, а с точки зрения прогресса информационного общества - это «топтание на месте» или регресс. Таким образом, на смену креативному, творческому мышлению приходит компилятивное, механистическое мышление. К чему это приводит? Приведу два примера. При создании веб-сайтов в специальных WYSIWYG© А. А. Косолапов, 2015

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту, 2015, № 4 (58)

редакторах (What You See Is What You Get) или в программах управления контентом CMS (Content Management System) используют шаблоны (templates), в результате мы видим множество сайтов с однотипными структурами и «угловатой» графикой, склонированных из одного шаблона. Второй пример возьмем из области создания электронной музыки. Массовая музыка собирается из наборов сэмплов (samples), музыкальных фрагментов отдельных инструментов, записанных известными музыкантами или симфоническими оркестрами. В результате эфир, телевидение и Веб засоряется низкопробной музыкой с узнаваемыми ин-тро, ритм, соло-партиями и рисунками. В этих условиях можем ли мы ожидать появление в информационном обществе новых Битлз (Beatles) и Роллинг Стоунс (Rolling Stones)? Бесперспективность шаблонов, пусть даже на основе передовых технологий, в профессиональном образовании убедительно раскрыта в научно-фантастической повести Айзека Азимова «Профессия», которая впервые опубликована в июле 1957 года журналом Astounding Science Fiction. Шаблоны он называл «лентами» знаний. «Ленты попросту вредны. Они учат слишком многому и слишком легко. Человек, который получает знания с их помощью, не представляет, как можно учиться по-другому... А если бы, вместо того, чтобы пичкать человека лентами, его заставили с самого начала учиться, так сказать вручную, он привык бы учиться самостоятельно и продолжал бы учиться дальше. Он сможет придумывать новое, на что не способен ни один человек, получивший образование с лент. У вас будет запас людей, способных к самостоятельному мышлению...» [2, с. 157-222].

Обобщая изложенное, осмелюсь утверждать, что главной антропологической проблемой глобального информационного общества является обеспечение «запаса людей», способных к самостоятельному, творческому, креативному мышлению.

Проблема «уличного Интернет-забора» (на котором кто-угодно, анонимно, где угодно, как-угодно и о чем угодно может написать или выложить свои фотографии и видео). Создаваемые под контролем спецслужб социальные сети используются для манипулирования сознанием социальных групп (так называемого троллин-doi 10.15802/STP2015/49291

га), для распространения недостоверной информации (которую окрестили фейками), для проведения различных флэш-мобов (когда в назначенное время и место все целуются, все танцуют на площади, все едут в трусах в метро и т.п.), для организации асоциальных действий, беспорядков и «цветных революций». Сеть Интернет становится местом информационных диверсионных, разведыватель-ных и военных действий, для чего создаются при соответствующих министерствах кибер-подразделения и «Интернет-войска». Поэтому разработчики под руководством Бернерса-Ли, основателя Веб, задумываются над созданием семантической WWW, а на государственном уровне во многих странах принимаются «защитные» законодательные акты и решения правительств.

Появление новой парадигмы наблюдается в наше время, когда пользователей не беспокоит быстродействие систем и доступ к данным «здесь и сейчас», но проявляется растущая потребность в качестве ожидаемых данных, чтобы они обладали релевантностью, достоверностью и помогали бы в процессе принятия решений при лавинообразном увеличении объемов данных. В данном случае речь идет о реализации когнитивного интеллектуального интерфейса, идея которого была впервые предложена японцами в проекте стратегических вычислительных машин пятого поколения в 1982 году [17].

Такая машина была построена на основе моделей и методов искусственного интеллекта на базе сети из нескольких тысяч микропроцессоров. Новая система была изготовлена в одном экземпляре в 1992 году, но оказалась очень дорогой и невостребованной в начале 90-х, когда на рынке доминировали ПК. Сейчас эту систему можно рассматривать как прообраз современных Центров обработки данных (ЦОД).

В наше время стали активно проводиться работы по созданию компьютерных систем с элементами искусственного интеллекта, или интеллектуальных систем. В новой парадигме на первый план выходят вопросы создания «дружественного» интеллектуального интерфейса. Современные системы работают не с данными, а со знаниями. Их ИО представляется в виде Систем Управления Базами Знаний (СУБЗ) с интерфейсом, который учитывает последние достижения в области лингвистики

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту, 2015, № 4 (58)

и психологии. В данном случае изменяется и распределение видов обеспечений в интеллектуальных системах, что показано на рис. 2.

Современная парадигма дополняется новой антропологической проблемой - проблемой де-интеллектуализации в постинформационном обществе. Если в тандеме «человек-машина» интеллектуальная машина начинает мыслить и принимать решения, то лишенный этого человек - деградирует.

Эту проблему дополняет противоположная проблема агрессивного искусственного суперинтеллекта. Основатель компании Microsoft Билл Гейтс заявил: «Я из тех людей, кто обеспокоен перспективой развития суперинтеллекта. Сначала машины будут выполнять большую часть работы за нас, но не будут слишком умными. Через некоторое время машины поумнеют, и это может стать проблемой для человечества...». Такого же мнения придерживается и основатель компании Tesla Элон Маск, который назвал искусственный интеллект «главной экзистенциальной угрозой» и предложил инвестировать 10 млн долларов в поддержку «дружественного» искусственного интеллекта [4].

Практически все новые разрабатываемые системы от боевых вертолетов и танков до хлебоуборочных комбайнов и стиральных машин, создаются сейчас на основе применения математических моделей, методов и программ искусственного интеллекта [12, 15].

Перспектива решения многих проблем на железнодорожном транспорте - в переходе к интеллектуальному железнодорожному транспорту, включающему взаимодействие «умных» технологических объектов, поездов, локомотивов, технических систем и устройств [18, 19]. Интеллектуальные транспортные системы получают все большее распространение в мировой практике, их разработкой занимаются ведущие мировые фирмы. Создание и внедрение таких систем поддерживаются международными транспортными организациями. Интеллектуальные технические средства позволяют облегчить работу персонала, обеспечить логический контроль за его действиями в штатных и нештатных ситуациях. С их помощью есть возможность проводить расширенную и оперативную диагно-

стику работы оборудования и принимать решения по обеспечению надежности, безопасности и жизнеспособности процесса перевозок [1,9].

Научная новизна и практическая значимость

В работе определены основные антрополого-технологические признаки зарождения информационного общества, в качестве которых выступают массовый выпуск и использование персональных компьютеров и широкое внедрение сети WWW (1991 год).

Предложена гносеологическая модель эволюции парадигм компьютеризации/информатизации, состоящая из трех этапов развития - вычислительные системы (для индустриального общества), информационные системы (для постиндустриального, информационного общества) и интеллектуальные системы (для постинформационного, интеллектуального общества). Смена парадигм происходит на основе развития электронных нано-технологий и изменения антропологических аспектов взаимодействия человека с ЭВМ, которые представляются обобщённым понятием ИНТЕРФЕЙС (рис. 1).

Разработана семизвенная адаптивная антропоцентрическая иерархическая схема основных компонентов (видов обеспечения систем), которая называется АИС - архитектура информационной системы, в отличие от двухкомпонентной, которая включает только технические средства и программы (рис. 2). В этой структуре есть человеческое звено, которое с трансформацией парадигм приобретает все более активное и ответственное значение.

Для каждой парадигмы сформулированы антропологические проблемы, которые с эволюцией парадигм модифицируются и дополняются и в настоящее время приобретают экзистенциальный характер.

Выводы

Развитие информатизации общества, кроме очевидных преимуществ, таит в себе большое количество антропологических проблем, которые приводят к трансформации внутреннего мира человека, его сознания, интеллекта, потребностей и ценностей.

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту, 2015, № 4 (58)

МО

ЛО

Комгте кс техн.ичео<их средств (КТС)

Обработка да и ных А Хранение о данных

Передача данных

Компоненты партии мы «Вычисли амьныс сисгс.мы»

11 и::vi1 г pn;i. 11■ Iкн- höiiil'l' e elo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ио (Сувд)

Комплекс технических средств (КТС)

Обрагботк а данных А Передача данных ff^1 Хранение данных уЛ^

Сетевая распределеммая обработка и передача .qah-h'ux

Ком ион с} 1' г ы ii ара; иимы «J111 (|юр м а ил он} i ы е си сте м ы >>

I I I l<tl 0|>MLLl LE 111E1111) LT I 11 n L' I 111 I Д\ С J 11. [ L. L 11) DLHLJCC I JiO

■ ■ ■ I I 1Г

mo /\ no

OO A no

И О (CV£3j

■ m

TT f

A

Комплекс технических средств (КТС)

Обработка данных /\ Передача данных Хранение данных

Виртуализация, Хрэмилшдэ данных, ЦОД, ■■ Облачные систсмы™

Компоненты маралш мы «] [ нте л л ек iy a; i ы i ы е системы»

Рис. 2. Ресурсное обеспечение трех парадигм информатизации Fig. 2. Resource support of three informatization paradigms

Человек, в условиях океанов информации, без умения ее осмысленной фильтрации, умения плавать, не сможет увидеть дальний берег своей гавани с истинно счастливой жизнью. Без способностей человека к рефлексии, к самостоятельному, креативному мышлению, без желания мыслить, а значит развиваться, постинформационное общество, когда у каждого человека будет по «голубому экрану», обречено. Поэтому, важными являются дальнейшие философско-антропологические исследования процессов информатизации и их последствий для человечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ададуров, С. Е. Интеллектуальный железнодорожный транспорт / С. Е. Ададуров // Автоматика, связь, информатика. - 2011. - № 6. -С. 4-8.

2. Азимов, А. Избранное / А. Азимов ; [пер. С. Васильевой]. - Москва : Мир, 1989. - 528 с.

3. АСУ на промышленном предприятии: Методы создания : справочник. - Москва : Энерго-атомиздат, 1989. - 295 с.

4. Билл Гейтс считает искусственный интеллект угрозой человечества [Электронный ресурс] // Наблюдатель. - Режим доступа: Шр://паЬ1и-date1.od.ua/page/bi11-geyts-schitaet-iskusstvenniy-inte11ekt-ugrozoy-d1ya-che1ovechestva. - Загл. с экрана. - Проверено : 11. 06. 2015.

5. Казакевич, М. И. Противостояние технократической и гуманистической систем ценностей / М. И. Казакевич, И. И. Гузова // Наука та про-грес трансп. Вюн. Дшпропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. - 2013. - № 6 (48). - С. 156-167. doi:10.15802/stp2013/19764.

6. Караваев, Н. Л. Об антропологических проблемах информационного общества / Н. Л. Караваев // Философские пробл. информ. техн. и киберпространства. - 2013. - № 1. - С. 65-73.

7. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс : [пер. с англ.] ; под науч. ред. О. И. Шкаратана. -Москва : Гос. ун-т. высш. шк. экономики, 2000.

- 606 с.

8. Кларк, А. Правила жизни [Электронный ресурс] / А. Кларк. - Режим доступа: http://esq-uire.ru/wil/arthur-clarke. - Загл. с экрана. - Проверено : 11. 06. 2015.

9. Ключевая роль транспорта в современном мире : монография / А. Л. Блохин, А. А. Косола-пов, К. Ф. Боряк [и др.]. - Одесса : Куприенко СВ, 2013. - 163 с.

10. Лаврухин, А. В. Формирование интеллектуальной модели функционирования железнодорожной станции при выполнении поездной работы // А. В. Лаврухин // Наука та прогрес трансп. Вюн. Дншропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. - 2015. - № 1 (55). - С. 43-53. doi: 10.15802/stp2015/38239.

11. Ланир, Д. Вы не гаджет. Манифест / Д. Ланир.

- Москва : Астрель, Corpus, 2011. - 317 с.

А. А. КОСОЛАПОВ1*

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нащонального ушверситету з&тзничного транспорту, 2015, № 4 (58)

12. Норвиг, П. Искусственный интеллект. Современный подход. Руководство / П. Норвиг, С. Рассел. - Санкт-Петербург : Диалектика, Вильямс, 2015. - 1408 с.

13. Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества // Дипломатич. вестн. - 2000.

- № 8. - С. 51-56.

14. Соколова, К. В. Виртуальное пространство: новые феномены коммуникации / К. В. Соколова // Антрополопчш вимiри фшософських дослвджень : зб. наук. пр. - 2012. - Вип. 1. -С. 41-47.

15. Тим, Д. М. Программирование искусственного интеллекта в приложениях / Д. М. Тим. - Москва : ДМК Пресс, 2013. - 312 с.

16. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. - Москва : Аспект Пресс, 2004.

- 400 с.

17. Andrew, A. M. The Fifth Generation Computers: The Japanese Challenge by Tohru Moto-Oka, Ma-saru Kitsuregawa / A. M. Andrew // Robotica. -1986. - Vol. 4. - Iss. 3. - P. 207-208. doi: 10.1017/s0263574700009437.

18. Ezell, S. Intelligent Transportation Systems / S. Ezell // The Information Technology & Innovation Foundation. - 2010. - № 1. - P. 1-58.

19. Wang, Z. The Theory and Methods of Design and Optimization for Railway Intelligent Transportation Systems (RITS) / Z. Wang, J. Li-min. - Beijing, China : Bentham Science Publishers Ltd., 2011. - 149 p. doi: 10.2174/97816080513801110101.

1 Каф. «Електронш обчислювальш машини», Дншропетровський нацюнальний ушверситет з^зничного транспорту iKcm акадетка В. Лазаряна, вул. Лазаряна, 2, Дтпропетровськ, Украша, 49010, тел. +38 (050) 575 05 32, ел. пошта [email protected], ORCID 0000-0001-8878-568X

1НФОРМАТИЗАЦ1Я СУСШЛЬСТВА: Ф1ЛОСОФСЬКО-АНТРОПОЛОПЧШ ПРОБЛЕМИ

Мета. Комп'ютериза^ та шформатизащя в остант десятилитя подарувала людству автоматизоват системи управлшня електронним документооб^ом, технолопчними процесами на виробнищга, 1нтернет i мережу шформацшних ресурав WWW, розширила комушкацшш можливосп та призвела до глобалiзацii шформацшного суспшьства. У той же час процеси шформатизацп народжують ряд фшософсько-антропологiчних проблем, яш набувають екзистенцiйного характеру. В дослщженш необхiдно провести виявлення та осмислення цих проблем на основi формування гносеологiчноi моделi еволюцii' парадигм шформатизацп та визначення !х головних системоутворюючих характеристик. Методика. У робот використовувався системно-дiяльнiсний пiдхiд, який дозволив виявити та проаналiзувати вплив основних компонента iнформацiйно-комунiкацiйних технологiй (1КомТ) на освггню дiяльнiсть. I далi - представити !х як едину систему людсько! дiяльностi в умовах комп'ютеризацШнформатизацп. У роботi використовувалися фiлософськi принципи: всебiчного розгляду предмета, едностi лопчного та iсторичного, сходження вiд абстрактного до конкретного. Застосовувалися загальнонауковi принципи: системно! едносп

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нащонального ушверситету залiзничного транспорту, 2015, № 4 (58)

та розвитку, декомпозици та iepapxÎ4HOCTÎ, iндивiдуалiзацiï та коопераци, pi3HOMaHirrH й TaKCOHOMiï. Результата. Автором запропонована гносеологiчнa трьохетапна модель еволюци парадигм комп'ютеризацп/шформатизацп, яка спираеться на три системн характеристики процесiв шформатизацп: швидкодiя, iнтерфейс, доступ до даних. Для кожноï парадигми запропонована семиланцюгова антропоцентрична модель, яка названа архитектурою iнформaцiйноï системи (А/С), що описуе змши ïx видiв забезпечення. Для кожного з етатв трaнсформaцiï сучасного шформацшного суспiльствa сформульовaнi фiлософсько-aнтропологiчнi проблеми, що негативно впливають на його розвиток. Наукова новизна. Запропоновано гносеолопчну модель розвитку процесiв iнформaтизaцiï у виглядi трьох парадигм, як1 описуються трьома характеристиками. Для специфiкaцiï кожно1' парадигми використовуеться вдосконалена антропоцентрична модель А1С. Сформульовaнi та розкритi особливосп фiлософсько-aнтропологiчниx проблем, як1 несуть в œ6i новi 1КомТ. Практична значимкть. Запропонована модель еволюцiï парадигм шформацшного сустльства та знання супутнix проблем дозволять зменшити вплив негативних тенденцш у розвитку глобального iнформaцiйного суспшьства, в першу чергу, в сферi освiти та в нaуково-дослiднiй дiяльностi.

Ключовi слова: фiлософсько-aнтропологiчнi проблеми; шформатизащя; гносеологiчнa модель еволюцiï iнформaтизaцiï; архитектура iнформaцiйноï системи; парадигми; iнформaцiйне суспшьство; негaтивнi тенденцiï

A. A. KOSOLAPOV1*

1 Dep. «Computers», Dnipropetrovsk National University of Railway Transport named after Academician V. Lazaryan, Lazaryan St., 2, Dnipropetrovsk, Ukraine, 49010, tel. +38 (050) 575 05 32, e-mail [email protected], ORCID 0000-0001-8878-568X

INFORMATIZATION: PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL PROBLEMS

Purpose. Computerization and informatization in recent decades gave the mankind automated electronic document management systems, automated process of production, Internet and network information resources WWW, expanded the communications capabilities and led to the globalization of the information society. At the same time gives rise to a number of processes of informatization philosophical and anthropological problems, that has become an existential character. It is necessary to identify and understanding of these issues on the basis of the gnoseological model of the evolution informatization paradigms and determine their main characteristics. Methodology. The system-activity approach was used; it allowed identifying and analyzing the impact of the main components of information and communication technologies (ICT) for educational activities. And further to present them as a unified system of human activity in conditions computerization/informatization. The philosophical principles: a comprehensive review of the subject, the unity of the logical and historical, ascending from the abstract to the concrete was used. The general scientific principles: unity and development of the system, the decomposition hierarchy, individualiza-tion and cooperation, diversity and taxonomy were applied. Findings. The three-stage gnoseological model of the paradigms computerization/informatization evolution was proposed by the author. It is based on three information system characteristics: speed, interface and data access. The seven-bar anthrop-centric model, which is called the architecture of information systems (AIS), which describes the changes in their types of procuring, was proposed for each paradigm. The philosophical-anthropological problems that affect negatively its progress were formulated for each stage of modern information society transformation. Originality. The gnoseological model of development processes of informatization in the form of three paradigms that are described by three characteristics was proposed. The advanced anthrop-centric model of the AIS was used for each paradigm specification. Features of philosophical and anthropological problems, that have a new ICT are formulated and disclosed. Practical value. The proposed model of the evolution of information society paradigms and knowledge of related problems will allow reducing the impact of negative trends in the global information society especially in the field of education and research activities.

Keywords: philosophical and anthropological problems; informatization; gnoseological model of the evolution of informatization; information system architecture; paradigm; information society; negative trends

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нащонального ушверситету затзничного транспорту, 2015, № 4 (58)

REFERENCES

1. Adadurov S.Ye. Intellektualnyy zheleznodorozhnyy transport [Intelligent railway transport]. Avtomatika, svyaz, informatika - Automation, Communication and Informatics, 2011, no. 6, pp. 4-8.

2. Azimov A. Izbrannoye [Choose]. Moscow, Mir Publ., 1989. 528 p.

3. ASU na promyshlennom predpriyatii: Metody sozdaniya [ACS industrial enterprise: Methods for creating]. Moscow, Energoatomizdat Publ., 1989. 295 p.

4. Bill Geyts schitayet iskusstvennyy intellekt ugrozoy chelovechestva [Bill Gates believes artificial intelligence is a threat to humanity]. Nablyudatel - Observer. Available at: http://nabludatel.od.ua/page/bill-geyts-schitaet-iskusstvenniy-intellekt-ugrozoy-dlya-chelovechestva (Accessed 11 June 2015).

5. Kazakevich M.I., Guzova I.I. Protivostoyaniye tekhnokraticheskoy i gumanisticheskoy sistem tsennostey [Contradiction between technocratic and humanistic systems of values]. Nauka ta prohres transportu. Visnyk Dnipropetrovskoho natsionalnoho universytetu zaliznychnoho transportu - Science and Transport Progress. Bulletin of Dnipropetrovsk National University of Railway Transport, 2013, no. (6) 48, pp. 156-167. doi: 10.15802/stp2013/19764.

6. Karavayev N.L. Ob antropologicheskikh problemakh informatsionnogo obshchestva [About anthropological problems of the information society]. Filosofskiye problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostranstva - Philosophical Problems of Information Technology and Cyberspace, 2013, no. 1, pp. 65-73.

7. Kastels M., Shkaratana O.I. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kultura [The information age: economy, society and culture]. Moscow, Gosudarstvennyy Universitet. Vysshaya shkola ekonomiki Publ., 2000. 606 p.

8. Klark A. Pravila zhizni [Rules of life]. Available at: http://esquire.ru/wil/arthur-clarke (Accessed 11 June 2015).

9. Blokhin A.L., Kosolapov A.A., Boryak K.F. Klyuchevaya rol transporta v sovremennom mire [The key role of transport in the modern world]. Odessa, Kupriyenko SV Publ., 2013. 163 p.

10. Lavrukhin A.V. Formirovaniye intellektualnoy modeli funktsionirovaniya zheleznodorozhnoy stantsii pri vy-polnenii poyezdnoy raboty [Intellectual model formation of railway station work during the train operation execution]. Nauka ta prohres transportu. Visnyk Dnipropetrovskoho natsionalnoho universytetu zaliznychnoho transportu - Science and Transport Progress. Bulletin of Dnipropetrovsk National University of Railway Transport, 2015, no. (1) 55, pp. 43-53. doi: 10.15802/stp2015/38239.

11. Lanir D. Vy ne gadzhet. Manifest [You are not a gadget. Manifest]. Moscow, Astrel, Corpus Publ., 2011. 317 p.

12. Norvig P. Iskusstvennyy intellekt. Sovremennyy podkhod. Rukovodstvo [Artificial intelligence. The modern approach. Guide]. Saint-Petersburg, Dialektika, Vilyams Publ., 2015. 1408 p.

13. Okinavskaya Khartiya Globalnogo Informatsionnogo Obshchestva [Okinawa Charter on Global Information Society]. Diplomaticheskiy vestnik- Diplomatic Bulletin, 2000, no. 8, pp. 51-56.

14. Sokolova, K.V. Virtualnoye prostranstvo: novyye fenomeny kommunikatsii [Virtual space: new phenomena of communication.]. Antropolohichni vymiry filosofskykh doslidzhen: zbirnyk naukovykh prats [Anthropological measurements of philosophical research: Proceedings], 2012, issue 1, pp. 41-47.

15. Tim D.M. Programmirovaniye iskusstvennogo intellekta v prilozheniyakh [Programming of artificial intelligence in applications]. Moscow, DMK Press Publ., 2013. 312 p.

16. Uebster F. Teorii informatsionnogo obshchestva [Theories of the information society]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. 400 p.

17. Andrew A.M. The Fifth Generation Computers: The Japanese Challenge by Tohru Moto-Oka, Masaru Ki-tsuregawa. Robotica, 1986, vol. 4, issue 3, pp. 207-208. doi: 10.1017/s0263574700009437.

18. Ezell S. Intelligent Transportation Systems. The Information Technology & Innovation Foundation, 2010, no. 1, pp. 1-58.

19. Wang Z., Li-min J. The Theory and Methods of Design and Optimization for Railway Intelligent Transportation Systems (RITS). Beijing, China, Bentham Science Publishers Ltd. Publ., 2011. 149 p. doi: 10.2174/97816080513801110101.

Статья рекомендована к публикации д.филос.н., проф. В. В. Хмелем (Украина); д.т.н., проф.

А. И. Михалевым (Украина)

Поступила в редколлегию 30.03.2015

Принята к печати 30.07.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.