4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
5. Дискриминация негосударственных вузов мешает успешному развитию российской высшей школы/ РусНОУ. Официальный сайт http://www.rosnou.ru/important/negos_meet_3_okt_201/
6. Черный список вузов 2018: лишенные аккредитации, лицензии, неэффективные, попавшие под реорганизацию// Vusopedia http://vuzopedia.ru/cherniy-spisok-vuzov
7. Карьера и менеджмент/ Российская Бизнес-газета. 2014. 23 декабря/ №978 (49).
8. Калязин В.И. Правовое регулирование общественной аккредитации вузов// Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014. № 3-4. С. 102-108.
9. Чеха В.В. Негосударственные формы аккредитации и финансирование образовательных организаций: правовые вопросы// Наука и школа. 2015. №4. С. 13-21.
References and Sources
1. Gach O.B. Pravovaya osnova formirovaniya negosudarstvennogo obrazovaniya v dorevolyucionnoj Rossii// Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. №9. S. 156-161.
2. Litova T.S. Organizacionno-pravovye osnovy sozdaniya negosudarstvennyh vysshih uchebnyh zavedenij v Rossii v konce HKH nachale HKHI veka // Uchenye zapiski. EHlek. nauchn. zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. №4 (20).
3. Federal'nyj zakon ot 12.01.1996 N 7-FZ (red. ot 29.07.2018) «O nekommercheskih organizaciyah»// SZ RF. 1996. N 3. St. 145.
4. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 03.08.2018) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»// SZ RF. 2012. N 53 (ch. 1). St. 7598.
5. Diskriminaciya negosudarstvennyh vuzov meshaet uspeshnomu razvitiyu rossijskoj vysshej shkoly/ RusNOU. Oficial'nyj sajt http://www.rosnou.ru/important/negos_meet_3_okt_201/
6. CHernyj spisok vuzov 2018: lishennye akkreditacii, licenzii, neehffektivnye, popavshie pod reorganizaciyu// Vusopedia http://vuzopedia.ru/cherniy-spisok-vuzov
7. Kar'era i menedzhment/ Rossijskaya Biznes-gazeta. 2014. 23 dekabrya/ №978 (49).
8. Kalyazin V.I. Pravovoe regulirovanie obshchestvennoj akkreditacii vuzov// EHkonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. 2014. № 34. S. 102-108.
9. Chekha V.V. Negosudarstvennye formy akkreditacii i finansirovanie obrazovatel'nyh organizacij: pravovye voprosy// Nauka i shkola. 2015. №4. S. 13-21.
ЮРТАЕВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ - кандидат медицинских наук, доцент, кафедра менеджмента и административного и уголовного права Института деловой карьеры.
КАМАГИНА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА - преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин и теории и истории государства и права Института деловой карьеры.
YURTAEV, VALERY 1 - Ph.D. in Medical Sciences, Associate Professor, Department Management and Administrative and Criminal Law, Institute of Business Career ([email protected]).
KAMAGINA, TATIANA V. - Lecturer, Department of Humanities and Theory and History of State and Law, Institute of Business Career ([email protected]).
УДК 364.442(470.45)
ИВАНОВА Н.А, НАГОРНОВ К.И. ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОДЕКСА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: Социальный кодекс, дополнительная адресная поддержка, бюджет, доходная часть бюджета, малоимущие граждане, меры социальной поддержки.
В статье рассмотрены внесенные губернатором Волгоградской области предложения, касающиеся предоставления мер адресной социальной поддержки гражданам, имеющим детей. Авторами были проанализированы данные законодательные инициативы, а также выявлены некоторые проблемы, связанные с их реализацией. Сравнительный анализ положений Кодекса Волгоградской и Ярославской областей показал, что предоставление соответствующих мер является одним из приоритетных направлений социальной политики данных регионов. Вместе с тем, отмечен более разнообразный перечень мер социального обеспечения по Кодексу Ярославской области, что, несомненно, напрямую зависит от возможности бюджета данного региона, а как следствие, может служить вектором развития социальной политики в Волгоградской области.
IVANOVA, N.A., NAGORNOV, K.I ON THE ACTUAL QUESTIONS OF THE APPLICATION OF THE SOCIAL CODE OF THE VOLGOGRAD REGION
Keywords: Social Code, additional targeted support, budget, budget revenues, low-income citizens, social support measures.
In the article considered the proposals made by the Governor of the Volgograd Region concerning the provision of additional measures of targeted support to certain categories of citizens. The authors analyzed these legislative initiatives, and also identified some problems related to its implementation. A comparative analysis of the provisions of the Code of the Volgograd and Yaroslavl regions showed that the provision of appropriate measures is one of the priorities of the social policy of these regions. At the same time, it noted a more diverse list of social security measures under the Code of the Yaroslavl Region, that, undoubtedly, directly depends on the budget capacity of this region, and as a result, can serve as a vector for the development of social policy in the Volgograd region.
В октябре 2018 года Волгоградской областной Думой были рассмотрены и утверждены предложения губернатора о дополнительных мерах адресной социальной поддержки отдельных
категорий граждан, в числе которых люди старшего поколения, пенсионеры, семьи с детьми, семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, ветераны боевых действий, лица, подвергшиеся воздействию радиации, доноры, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших военнослужащих, которые вступят в силу с 1 января 2019 года [1]. В связи с этим представляется необходимым проанализировать данные предложения и обратить внимание на главу 2 «Социальная поддержка семей, имеющих детей и граждан, имеющих детей», которые в большей степени модернизированы [3].
В соответствии с Законом Волгоградской области № 117-ОД от 25.10.2018 «О внесении изменений в Социальный кодекс Волгоградской области» от 31 декабря 2015 г. № 246-ОД, из части 1 статьи 11, определяющей категории получателей мер социальной поддержки из числа семей, имеющих детей и граждан, имеющих детей, была исключена такая категория как «женщина в возрасте до 23 лет включительно», и появилось новое положение «семья при рождении второго ребенка» [4]. Анализируя данное законодательное изменение, хотелось бы отметить его направленность на стимулирование рождаемости в регионе. В условиях, когда число родившихся в 2017 году составило 25162, а умерших - 33228, конечно же, актуальность приобретают меры, направленные на стимулирование рождаемости [2].
Введение дополнительных мер социального обеспечения закономерно ставит вопрос о реализации в регионе мероприятий, направленных на формирование новых источников пополнения бюджета, за счет которых будет осуществляться социальная политика региона. Совершенно очевидно, что в случае если бюджет региона будет дефицитным, то возможность предоставления мер социальной поддержки будет весьма затруднительной.
Так, в соответствии с Законом Волгоградской области от 15.12.2017 № 124-ОД «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы», прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета составлял 95519464,2 тыс. рублей, общий объем расходов областного бюджета составлял 95519464,2 тыс. рублей, т.е. прогнозируемый дефицит областного бюджета в сумме 0,0 тыс. рублей [5]. Между тем, в анализируемый период значительное количество бюджетных средств было направлено на подготовку и проведение Чемпионата мира по футболу, что подтверждают соответствующие статьи расходов областного бюджета, в результате чего, под большим сомнением практическая реализация положений регионального законодательства в части предоставления дополнительных мер социальной поддержки нуждающимся. Если рассматривать основные параметры областного бюджета на 2019 год, то можно отметить, что общий объем доходов составит 98,2 млрд. руб., а общий объем расходов - 97,9 млрд. рублей. Таким образом, можно говорить о профиците бюджета, т.е. превышении доходов над расходами, а как следствие, возможности использования соответствующих денежных ресурсов на поддержку социально незащищенных категорий граждан. Следующее изменение, касается ст. 16.1 Социального кодекса Волгоградской области, которая предусматривает дополнительное единовременное пособие семьям при рождении первого ребенка. Так, в частности: повышен возраст получателя данного пособия с 23 до 24 лет, а также его размер с 25 до 50 тыс. рублей. Аналогично, Кодекс был дополнен статьей 16.2, в соответствии с которой, семьям, имеющим среднедушевой доход ниже 1,5 прожиточного минимума будет оказана социальная поддержка в виде денежной выплаты в размере 50 тыс. рублей при рождении второго ребенка, если первому ребенку в семье еще нет 3 лет.
Несомненно, данные меры повысят качество жизни жителей региона, они своевременны и необходимы, но вместе с тем, вызывает интерес вопрос о том, как пополнить бюджет в целях обеспечения устойчивого финансирования данных мер.
Представляется, что привлечение средств в региональный бюджет возможно при проведении ряда мероприятий, связанных, например, с перераспределением налогового бремени на различные категории налогоплательщиков региональных налогов, увеличение инвестиционной привлекательности региона, создание дополнительных рабочих мест и т.д.
Особо следует обратить внимание на такое мероприятие, как проведение инвентаризации имущества, находящегося в собственности субъекта, с целью выявления неиспользуемого имущества, а также определения и утверждения перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное
владение и пользование. Данная ревизия, по мнению авторов, будет способствовать созданию условий для более эффективного ведения предпринимательской деятельности за счет предоставления неиспользуемого имущества в пользование, возможно, на более льготных условиях, в результате чего в бюджет поступят дополнительные ресурсы. Вместе с тем, считаем, что для решения вопроса о возможности финансирования дополнительных социальных программ, необходима разработка ряда иных мероприятий, которые будут обеспечивать стабильные финансовые поступления в бюджет региона.
В тоже время, хотелось бы обратить внимание на то, что государство должно стремиться обеспечиваться не только рост рождаемости населения, но и последующее материальное обеспечение семей, что исходит из положения ст. 3 8 Конституции РФ, в которой закреплено, что семья материнство и детство находятся под защитой государства. Хотелось бы обратить внимание на семьи с матерями-одиночками, которые составляют почти треть от общего количества российских семей. Так, на основании ч. 6 ст. 13 Социального кодекса Волгоградской области, одинокому родителю на ребенка предоставляется ежемесячное пособие в размере 634 руб. Очевидно, что размер данной меры не может существенным образом повлиять на условия жизни данных семей (ввиду их несоответствия реалиям жизни). Вместе с тем, в целях обеспечения реализации мер социальной поддержки матерей (реже отцов) - одиночек, существенную роль приобретает развитие системы семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, отдыха, развития социального страхования, компенсации расходов в сфере платных услуг, совершенствование доступности высшего и среднего профессионального образования.
Также представляется необходимым при определении права на тот или иной вид социальной поддержки, закрепить категорию семей, чей среднедушевой доход находится в промежутке от однократной до полуторакратной величины прожиточного минимума, установленного законом субъекта и предоставить им право на получение дополнительных мер социальной поддержки. Данные изменения коснуться ранее упомянутой ст.11 Социального кодекса Волгоградской области, а именно, таких категорий получателей как: семьи, имеющие третьего ребенка и последующих детей, рожденных после 31.12.2012 года или родившихся не ранее 01.01.2016 года, имеющие среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области.
Несомненно, при рассмотрении вопроса, касающегося предоставления мер адресной социальной поддержки гражданам, имеющим детей, необходимо обратить внимание на опыт других регионов. Так, например, обращаем внимание на отдельные положения Социального кодекса Ярославской области, касающиеся предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей, малоимущим семьям, многодетным семьям [6]. В ч. 2 ст. 25 Кодекса установлено, что многодетные семьи имеют право на получение социальной поддержки, более конкретно речь идет о следующем:
1) социальная услуга по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования,
2) социальная услуга по обеспечению бесплатного посещения музеев,
3) социальная услуга по первоочередному приему в дошкольные образовательные организации,
4) компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
5) ежемесячного пособия на ребенка.
Или, например, в соответствие с ч. 3 ст. 41 Кодекса, малоимущие граждане имеют право на получение: социальной услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей, социальной услуги по протезно-ортопедическому обслуживанию, единовременной выплаты к началу учебного года, ежемесячной выплаты на дополнительное питание (для женщин в период беременности, кормящих матерей из малоимущих семей), ежемесячного пособия на ребенка, социальной стипендии, социального пособия, натуральной помощи.
Вместе с тем, в соответствии с Социальным кодексом Волгоградской области, многодетным семьям предоставляются: ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг, ежеквартальная денежная выплата на каждого ребенка, ежегодная денежная выплата на каждого ребенка дошкольного возраста на подготовку к школе (ст. 17). Малоимущим семьям
предоставляются: ежемесячное пособие на ребенка из малоимущей семьи, а также компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования (ст. 12).
Анализ положений Кодекса Ярославской и Волгоградской областей позволяет говорить о том, что предоставление соответствующих мер является одним из приоритетных направлений социальной политики данных регионов. Вместе с тем, нельзя не отметить более разнообразный перечень мер социального обеспечения по Кодексу Ярославской области, что, несомненно, напрямую зависит от возможности бюджета данного региона, а как следствие, может служить вектором развития социальной политики в Волгоградской области. Важно также отметить, что в Кодексе в ст. 51 продекларирован базовый принцип, в соответствии с которым недопустимо снижение ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан. Вследствие чего, можно прийти к выводу о том, что государство берет на себя обязательство обеспечивать стабильность достигнутого уровня проводимой социальной политики, а также принимать все меры, направленные на недопущение ущемления прав граждан в области социального обеспечения, что, несомненно, благоприятным образом сказывается на социальной политике региона, а также качестве жизни населения.
Далее мы проанализируем положения Социального кодекса Ленинградской области в области социальной поддержки семьей, имеющих детей [7]. Так, прежде всего, хотелось обратить внимание на достаточно широкий круг данных мер, среди которых имеются такие, которые не содержатся в Кодексе Волгоградской области, например:
1) единовременное пособие при рождении ребенка на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания,
2) частичную денежную компенсацию стоимости путевок для детей в загородные детские оздоровительные лагеря,
3) санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия и детские санатории, расположенные на территории Российской Федерации,
4) ежемесячное пособие на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания,
5) ежемесячную денежную компенсацию части расходов семьи на оплату жилого помещения по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда либо по договору поднайма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда,
6) ежемесячную денежную компенсацию на полноценное питание беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет,
7) обеспечение детей до 3 лет лекарственными препаратами (ст. 2.1 Кодекса).
Важно отметить, что получателями данных мер являются семьи, имеющие детей, в
которых ребенок (дети) и один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ленинградской области, в связи с чем, можно прийти к выводу о том, что Кодексом предусмотрен широкий перечень категорий получателей соответствующих мер. В ст. 11 Социального кодекса Волгоградской области установлен более узкий круг получателей мер, в числе которых: малоимущие, семьи, имеющие третьего ребенка, т.е. многодетные семьи. Таким образом, мы коснулись только части проблем, существующих в сфере реализации отдельных мер социальной поддержки граждан, предусмотренных Социальным кодексом Волгоградской области. Представляется, что их решение напрямую зависит от устойчивости, стабильности социально-экономических показателей региона, а также возможностей регионального бюджета.
Литература и источники
1. Официальный сайт Волгоградской областной думы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://volgoduma.ru/informacziya-press-sluzhby/news/25095-oblduma-utverdila-izmeneniya-sotsialnogo-kodeksa.html (дата обращения 10.12.2018).
2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Волгоградской области. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://volgastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/volgastat/ru/statistics/population/ (дата обращения 11.12.2018).
3. Закон Волгоградской области № 117-ОД от 25.10.2018 «О внесении изменений в Социальный кодекс Волгоградской области» от 31 декабря 2015 г. № 246-ОД. - Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
4. Закон Волгоградской области № 246-ОД от 31.12.2015 «Социальный кодекс Волгоградской области». - Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
5. Закон Волгоградской области № 124-ОД от 15.12.2017 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». - Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
References and Sources
1. Oficial'nyj sajt Volgogradskoj oblastnoj dumy. - Elektron. tekstovye dan. - Rezhim dostupa: http://volgoduma.ru/informacziya-press-sluzhby/news/25095-oblduma-utverdila-izmeneniya-sotsialnogo-kodeksa.html (data obrashcheniya 10.12.2018).
2. Oficial'nyj sajt Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Volgogradskoj oblasti. - EHlektron. tekstovye dan. - Rezhim dostupa: http://volgastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/volgastat/ru/statistics/population/ (data obrashcheniya 11.12.2018).
3. Zakon Volgogradskoj oblasti N° 117-OD ot 25.10.2018 «O vnesenii izmenenij v Social'nyj kodeks Volgogradskoj oblasti» ot 31 dekabrya 2015 g. № 246-OD. - Dostup iz sprav.-prav. sistemy «Konsul'tantPlyus».
4. Zakon Volgogradskoj oblasti № 246-OD ot 31.12.2015 «Social'nyj kodeks Volgogradskoj oblasti». - Dostup iz sprav.-prav. sistemy «Konsul'tantPlyus».
5. Zakon Volgogradskoj oblasti № 124-OD ot 15.12.2017 «Ob oblastnom byudzhete na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov». - Dostup iz sprav.-prav. sistemy «Konsul'tantPlyus».
ИВАНОВА НАИЛЯ АХМЕТОВНА - кандидат социологических наук, доцент Волгоградского государственного университета ([email protected])
НАГОРНОВ КИРИЛЛ ИГОРЕВИЧ - студент Волгоградского государственного университета ([email protected]) IVANOVA, NAILYA, A. - Ph.D. in Sociology, Associate Professor, Department of constitutional and municipal law, Volgograd state University.
NAGORNOV, KIRILL I - student, Volgograd state University.
УДК 343.43
САВИН П.Т.
К ВОПРОСУ О МОТИВАХ ПОХИЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА (ПРАКТИКА 2018 ГОДА)
Ключевые слова: похищение человека, правоприменительная практика, преступная мотивация.
В статье осуществлен анализ правоприменительной практики 2018 года, связанной с совершением такого преступления, как похищение человека. Определяя разнообразие преступной мотивации рассматриваемого преступного поведения, устанавливая причины, побудившие одного человека посягнуть на свободу другого, автор вносит ряд предложений, направленных на профилактику соответствующих преступных проявлений. Правоприменительная практика 2018 года в полной мере подтверждает как разнообразие преступной мотивации, так и широкую распространенность похищения человека. Автор обращает внимание на необходимость усиления профилактической работы, в частности, полагает, что наиболее перспективной мерой по предупреждению рассматриваемых преступлений является создание ряда фильмов по реальным событиям и их демонстрация по телевидению. Фильмы должны продемонстрировать не столько обстоятельства и детали похищения, сколько неотвратимость наказания и неблагоприятные последствия, которые наступили в жизни осужденных и их семей.
SAVIN, P.T.
TO THE QUESTION ON THE MOTIVES OF HUMAN ABDUCTION (PRACTICE OF 2018) Keywords: human abduction; law enforcement practice; criminal motivation.
In the article, the author analyzes the law enforcement practice for 2018 related to the commission of such a crime as human abduction. Defining the variety of criminal motivation of the criminal behavior in question, identifying the reasons that prompted one person to encroach on the freedom of another, the author makes a number of proposals aimed at preventing the relevant criminal actions. Law enforcement practice in 2018 fully confirms both the variety of criminal motivation and the widespread occurrence of kidnapping. The author draws attention to the need to strengthen preventive work, in particular, believes that the most promising measure to prevent the crimes in question is the creation of a number of films on real events and its demonstration on television. Films should demonstrate not so much the circumstances and details of the abduction, but the inevitability of punishment and the adverse consequences that occurred in the lives of convicts and its families.
Состав преступления, предусмотренный ст.126 УК РФ, нередко встречается в практической деятельности российского следователя и правоприменителя, выступает предметом детальных научных исследований [1]. Практический интерес при этом вызывают сами обстоятельства совершения такого преступления как похищение человека. Необходимо разобраться в том, что побуждает виновного применять различные виды насилия (связывать своего знакомого или даже незнакомого скотчем, либо веревкой, перевозить в багажнике или иным образом и т.д.). Рассмотрев полсотни уголовных дел за прошедший 2018 год, можно найти разнообразные варианты мотивации совершения рассматриваемого преступления.
П. сожительствовала с Ю., который постоянно бил ее из ревности. По ее инициативе они расстались. Около полуночи, находящийся в состоянии опьянения Ю., разбив правой рукой застекленную часть оконной рамы кухонного помещения, проник через образовавшийся проем в квартиру П. Проснувшаяся от шума П., увидела, что около двери стоит с топором в руках Ю., который начал избивать ее (пинал ногами, схватил за волосы и др.), а также угрожать убийством. Ю. три раза обмотал шею П. веревкой и начал душить. П. сильно испугалась за свою жизнь. Ю.