Библиотековедение
УДК 02 ББК 78.303
ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
© О.И. Афанасьева, 2005
Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)
677018, г. Якутск, ул. Ленина, 40
Исследуется влияние экономико-географических и других особенностей региона на специфику чтения в национальной республике. Ставится вопрос о проведении комплексного исследования чтения силами библиотековедов, книговедов, социологов, психологов, педагогов. Рассматриваются проблемы чтения детей и юношества, программа их изучения. Анализируются и другие республиканские программы, связанные с семейным, досуговым чтением. Ставятся вопросы, связанные с повышением квалификации библиотечных работников.
Ключевые слова: библиотечное обслуживание, изучение читателей, социологические исследования, целевые программы, читатель, чтение.
Судьба книги и чтения в современном информационном обществе волнует теоретиков и практиков библиотечного дела, книговедов, книгоиздателей и книгораспространите-лей во всем мире. Как известно, все больше людей не читает, массовое распространение получил феномен функциональной неграмотности. Это обусловлено многими причинами, среди которых называются бурное развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни, изменение системы ценностей современного человека.
Изучение чтения и читателя в этих условиях приобретает большую актуальность. Особое значение имеет региональный подход, изучение специфики чтения в зависимости от экономикогеографических, демографических и других особенностей регионов. Республика Саха (Якутия) является национальной республикой Российской Федерации и регионом, относящимся к Крайнему Северу. Как показало социологическое исследование «Книга, чтение, библиотека в жизни населения Республики Саха (Якутия)», проведенное Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия) (НБ РС(Я) в конце 1990-х гг., значительная часть населения в силу отдаленности региона от основных центров книгоиздания, слабо развитой транспортной инфраструктуры, ненадежности каналов связи находится в условиях ограниченного доступа к информации /1, 2/.
В основном изучением чтения в республике занимаются библиотеки, где практически нет подготовленных кадров социологов и психологов, невелик опыт исследовательской работы, что приводит к ошибкам методологического и методическо-
го характера, недостаточному вниманию к ряду важных проблем, таких как влияние состояния книгоиздания и книжной торговли на распространенность и содержание чтения, воздействие электронной информационной среды на чтение, психологические проблемы чтения и т.д.
Для выявления более объективной картины, на наш взгляд, требуется проведение комплексного исследования чтения, в котором приняли бы участие библиотекари, книгоиздатели, книгораспро-странители, психологи, социологи, педагоги, специалисты других наук. Одной из целей такого исследования, безусловно, должно стать не только изучение репертуара чтения, но и выявление факторов, влияющих на его распространенность. Главная задача - это выработка новых подходов к решению проблемы привлечения населения, и в первую очередь детей и молодежи, к чтению.
Как показало исследование «Книга, чтение, библиотека в жизни населения Республики Саха (Якутия)», несмотря на то что в обществе сохраняется в целом традиционно высокий статус чтения, молодое поколение имеет к нему другое, более прагматичное и потребительское отношение. По нашим данным, только 50% юношей и девушек в возрасте от 16 до 22 лет читают в свободное время, а 40,7% считают книги устаревшими и предпочитают электронные средства информации. Среди молодежи преобладает деловое и развлекательное чтение, все меньше тех, кто читает действительно серьезно и вдумчиво, ищет в книге ответы на жизненно важные для себя вопросы /1, 2/.
О роли чтения в становлении личности, в духовном и нравственном здоровье нации много
написано и сказано. Однако это волнует преимущественно профессионалов в области книжного дела. На наш взгляд, общество еще не пришло к пониманию того, к каким необратимым последствиям как для отдельной личности, так и для человечества в целом может привести снижение интереса к чтению, особенно среди молодежи.
НБ РС(Я) в последнее время уделяет проблемам чтения все большее внимание. В структуре Центра для детей и юношества (филиала НБ) создан сектор социологии, психологии и профориентации. С 2002 г. сектор проводит социологическое исследование «Чтение детьми литературы на якутском языке и языках народов Севера». По итогам первого этапа исследования получены интереснейшие материалы, позволяющие не только охарактеризовать картину чтения на якутском языке, но и обозначить ряд проблем, требующих своего решения /3/. Данный проект получил поддержку Министерства культуры РФ из средств федеральной целевой программы «Культура России (20002005 гг.)». В настоящее время уже подведены предварительные итоги второго этапа, в ходе которого изучалось чтение детьми литературы на языках малочисленных народов Севера.
На основе многолетней практической деятельности и материалов изучения чтения детей Центром для детей и юношества НБ РС(Я) разработан проект «Читающие дети Якутии», нацеленный на приобщение детей к чтению с самого раннего возраста. Проект предусматривает расширение и улучшение издания детских книг в республике, в том числе книг на якутском языке и краеведческого содержания.
Проекты поддержки чтения разрабатываются и в Централизованной библиотечной системе (ЦБС) республики. В основном они нацелены на поддержание и развитие традиций семейного чтения. Например, Мирнинская ЦБС с 1993 г. работает по целевой программе «Семья и книга». В рамках этой программы проводится очень большая работа. В одном из филиалов выделена отдельная социальная группа читателей «Молодая семья». Эта группа наиболее перспективна для развития навыков и вкуса к чтению с самого юного возраста. Для родителей и их детей не только проводятся разнообразные выставки, беседы, конкурсы, игры, но и выпускаются буклеты и памятки: это буклет для родителей и руководителей детского чтения «Книга. Дети. Чтение: Инструкция по применению», методические материалы «Ребенок и книга», «Дети, ребенок и чтение сегодня», «Книга, ребенок и средства массовой информации».
Можно назвать и другие программы районного и поселенческого уровня: «Ленск читающий» (Ленская ЦБС), «Читаем вместе» (Чурапчинская детская библиотека), «Семья + книга», «Читающая
семья» (Верхневилюйская ЦБС), «Семейное чтение» (Олекминская ЦБС), «Возрождение традиций семейного чтения», «Получи от чтения удовольствие» (Якутская ЦБС), «Изучение интересов читателей с младшего возраста» (Модутский филиал Намской ЦБС), «Библиотерапия - лечение книгой» (Тастахский филиал Намской ЦБС).
Во многих ЦБС работают клубы семейного чтения, проводятся конкурсы читающих семей «Папа, мама, я - читающая семья», «Читаем всей семьей» и другие. В Аллаиховской ЦБС в 2004 г. проведена Неделя семейного чтения, в Нерюн-гринской ЦБС - бенефис читающей семьи «И у семьи бывает бенефис», в Чурапчинской ЦБС -первый улусный конкурс «Читаем вместе».
По традиции основное внимание уделяется чтению детей и юношества. Одно перечисление мероприятий, которые проводят библиотеки, заняло бы много места. В основном применяются игровые формы: интеллектуальные игры, конкурсы, викторины. Эти формы традиционны и эффективны, зачастую они достигают своей цели. Однако используются и другие, порой почти забытые библиотеками. Например, в Ленской ЦБС проведена дискуссия «Какие книги мы читаем». Интересную форму привлечения к вдумчивому чтению классики применили в Верхневилюйской центральной улусной библиотеке, где проведен конкурс на лучший перевод письма Татьяны к Онегину на якутский язык.
Библиотеки ищут новые подходы в своей работе по поддержке чтения. Например, в Намской детской библиотеке действует Галерея почетных читателей, а также учреждена премия им. М. А. Охлопковой, ветерана библиотечного дела, для лучшего, самого активного читателя. Некоторые библиотеки начали привлекать своих читателей к изучению чтения. Читательница Затонской сельской библиотеки Намского улуса, учащаяся лицея, под руководством библиотекаря приняла участие в республиканской конференции школьников «Шаг в будущее» с докладом «Работа с книгой», а ее руководитель - в республиканском конкурсе научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению с темой «Библиотека в самостоятельной работе учащихся лицея».
Библиотеки все чаще используют социологические методы для изучения интересов читателей, их информационных потребностей. В основном это анкетные опросы пользователей на тему «Библиотека и читатель». Проводятся и тематические опросы, нацеленные на выявление интересов и потребностей в различных областях: по праву, по профориентации, по экологии и т.д. (например, в Якутской ЦБС).
Есть и попытки применения нескольких методов в целях изучения проблемы в комплексе,
т.е. чтения во взаимосвязи с организацией библиотечного обслуживания, состоянием фондов и т.д. В качестве примера можно назвать исследование «Библиотечное обслуживание в Намской ЦБС». В его рамках проведен анализ социально-экономического развития улуса за три года, качественных и количественных показателей работы библиотек за этот период. Выявлены основные читательские группы, круг чтения, предпочтения читателей. Проведен анализ использования фонда, что позволило выявить его пассивную и активную части.
Для более эффективной работы библиотек по изучению и продвижению чтения необходимо повышение квалификации библиотечных работников. В целом, в последние годы проводится много семинаров, курсов, тренингов, однако основное внимание уделяется овладению новыми информационными технологиями. Тема чтения и обслуживания читателей оказалась в тени. Мало проводится тематических совещаний, семинаров, конференций, посвященных чтению и читателю, хотя проблемы чтения и обсуждались на Всероссийской конференции «Книга на Севере» (Якутск, 1998 г.) /4/, на 1-й Международной конференции «Книжная культура Севера» (Якутск, 2003 г.). Проведение семинара-совещания библиотекарей Нерюн-гринской ЦБС «Читатель, чтение и библиотечное обслуживание на современном этапе» является одним из примеров возрождения интереса к этой теме. Назрела необходимость организации республиканской конференции, посвященной чтению, проведения специальных курсов и семинаров по методике работы с читателями, их изучения, разработке программ поддержки чтения.
От отдельных локальных, а также разовых республиканских исследований настало время переходить к организации мониторинга чтения. Попытку предприняла Нерюнгринская центральная городская библиотека, которая начала проведение мониторинга «Читатели ЦГБ: кто они?». Однако для организации мониторинга на республиканском уровне, на наш взгляд, необходима организация специальной службы при НБ РС(Я).
НБ РС(Я) разработан проект целевой программы «Читающая Якутия». Основной целью программы является повышение статуса чтения и читающего человека в обществе. Она нацелена прежде всего на привлечение к чтению нечитающего населения, создание возможностей для чтения людям с ограничениями в жизнедеятельности, а также для населения, проживающего в условиях ограниченного доступа к книге, т.е. жителей арктических улусов, малых населенных пунктов.
Главная задача программы - обеспечение доступности печатных изданий. В библиотеки республики поступает лишь незначительная часть издаваемой литературы, книготорговая сеть нераз-
вита. В регионе есть целые районы, где вообще отсутствует книжная торговля. Поэтому одним из главных направлений программы поддержки чтения должна стать работа по совершенствованию комплектования фондов библиотек, улучшению книжной торговли и организации ее там, где она сегодня отсутствует.
Следует отметить, что в республике книгоизданию, комплектованию фондов библиотек уделяется внимание. Совершенствуется полиграфическая база, увеличился выпуск ценной краеведческой литературы и книг на якутском языке. Сохранено централизованное финансирование комплектования фондов ЦБС, что позволило поддержать обновление фондов библиотек на сравнительно неплохом уровне. Согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) часть тиража каждого издания Национального книжного издательства «Бичик» передается государственным библиотекам бесплатно. Однако тревогу вызывает судьба библиотек в условиях перехода на местное самоуправление. Возможна ликвидация части библиотек, сокращение комплектования фондов, что, безусловно, отразится и на состоянии чтения в республике.
Проект программы «Читающая Якутия», а также проект «Читающие дети» включают в себя и использование новых информационных технологий в продвижении и изучении чтения. Компьютеры, Интернет, с одной стороны, отрицательно влияют на отношение к чтению, с другой - их вполне можно при умелом, продуманном подходе использовать для продвижения чтения, особенно в молодежной среде. Перевод лучших книг на электронные носители, приобретение электронных версий изданий делают их более доступными, а иногда и более привлекательными.
Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) с 2001 г. приступила к реализации программы «Память Якутии», нацеленной не только на сохранение особо ценных и редких изданий, но и на предоставление доступа к их электронным копиям. Ведется работа по созданию электронной библиотеки Республики Саха (Якутия). Для этого в НБ в 2002 г. создан специализированный отдел мультимедийных технологий. К настоящему времени оцифровано 1 142 документа, среди которых не только редкие издания, но и наиболее спрашиваемые книги, доступ к электронным копиям которых предоставляется в локальном режиме в читальных залах библиотеки.
Национальной библиотекой разработана также система «САХАЛИБНЕТЦБС», презентация которой состоялась в марте 2005 г. Эта система предполагает предоставление доступа к информации, в том числе к особо читаемым краеведческим изданиям и книгам якутских авторов, поль-
зователям сельских и поселковых библиотек через сайт центральной районной библиотеки. Эта система уже апробирована и функционирует в Хангаласской ЦБС.
Фактически работа по проектам «Читающая Якутия» и «Читающие дети», несмотря на то что они не утверждены, ведется. Это часть плановой работы библиотек. Однако библиотекам одним не справиться с теми задачами, которые поставлены в этих программах. По нашему мнению, в них должны принять участие все те, кто так или иначе причастен к книгоизданию и книгораспространению, воспитанию детей и молодежи. Необходима поддержка государства в реализации данных проектов, придание им статуса национальной программы. Только консолидация усилий по изучению и продвижению чтения будет способствовать духовному и интеллектуальному развитию общества.
Список литературы
1. Афанасьева, О.И. Книга, чтение, библиотека в жизни населения Республики Саха (Якутия) : итоги кон-кретно-социол. исслед. / О.И. Афанасьева // Книга, чтение, библиотека в жизни населения Республики Саха (Якутия) : материалы социол. исслед. - Якутск, 2001. - С. 4-21.
2. Афанасьева, О.И. Чтение в Республике Саха (Якутия): по итогам социологического исследования 1998 - 1999 гг. / О.И. Афанасьева // Книга, общество, читатель: современные аспекты. - Новосибирск, 2004. - С. 70-81.
3. Неустроева, А.Ф. Чтение детьми литературы на якутском языке (предварительные итоги республиканского социологического исследования) / А.Ф. Неустроева // Вестн. Нац. б-ки Респ. Саха (Якутия). -2003. - № 1. - С. 9-20.
4. Книга на Севере : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (3-5 нояб. 1998 г.). - Якутск, 1999. - 150 с.
Материал поступил в редакцию 22.04.2005 г.
Сведения об авторе: Афанасьева Ольга Ильинична - кандидат педагогических наук, заместитель директора библиотеки, тел. (411-2) 43-59-30