ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Тузова С. Ю.1, Мусатов А. А.2, Дивненко О. В.3
'Тузова Светлана Юрьевна / Tuzova Svetlana Yuryevna — кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник;
2Мусатов Александр Александрович /Musatov Aleksandr Aleksandrovich — аналитик, Фонд информационного обеспечения науки; 3Дивненко Ольга Владимировна / Divnenko Olga Vladimirovna - кандидат педагогических наук, доцент ВАК,
директор,
Фонд информационного обеспечения науки, профессор,
Национальный институт бизнеса, г. Москва
Аннотация: в статье затрагиваются вопросы качественной экспертизы научно-технических проектов. Акцентируется внимание на зависимости результатов государственной поддержки научных исследований и разработок от качества компетенций эксперта, привлекающегося к экспертизе проектов, получающих бюджетное финансирование в рамках ФЦП. Описываются факторы, обосновывающие необходимость повышенных требований к оценке экспертных компетенций. Определяется актуальность исследовательского запроса о дополнительных инструментах оценки экспертных компетенций независимых экспертов в рамках реализации конкретной Федеральной целевой программы.
Ключевые слова: научно-техническая экспертиза, независимые эксперты, компетентность, экспертные компетенции, оценка экспертных компетенций, экспертиза проектов, Федеральная целевая программа.
Государственное финансирование проектов является важным инструментом регулирования научных исследований и разработок в нашей стране [7]. Оценка весомости проекта, претендующего на государственную поддержку, проводится с помощью научно-технической экспертизы. К экспертизе привлекаются высококвалифицированные специалисты, обладающие глубокой теоретической базой, развитыми компетенциями в сфере управления и организации исследований, практическими навыками реализации и коммерциализации научных разработок [7]. Однако, на современном этапе качественная и глубинная оценка проекта в рассматриваемой сфере становится все более сложным, ответственным и деликатным делом. Очевидна зависимость качества проекта от качества компетенций эксперта, привлекающегося к экспертизе на всех стадиях реализации проекта (от оценки заявки на тематику до отчетных материалов проекта).
В связи с этим с точки зрения как стратегического, так и оперативного управления федеральными целевыми программами, все более актуальным становится вопрос о возможностях более качественной оценки экспертных компетенций независимых экспертов, в том числе на ранних стадиях их привлечения к процессу экспертизы [1]. Рассмотрим ряд факторов, обосновывающих необходимость повышенных требований к оценке экспертных компетенций.
Так, в мировом медиа-пространстве объемы научной информации увеличиваются «со скоростью света»: информация агрегируется на более чем 8 млрд сайтах, ежегодно цитируется более 10 млн статей, на момент подготовки данной статьи опубликовано более 50 млн патентов [7]. Данные процессы требуют от эксперта высокого уровня компетенций, позволяющих быстро и качественно работать с массивами информации, определяя, в том числе, степень их достоверности; владеть коммуникационно-информационными техниками, программами для эффективного поиска необходимых данных.
С другой стороны, тематика определенного количества проектов становится все более узкой, находясь на стыке различных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники [3]. Что, в свою очередь, требует от эксперта владения аналитическими и прогнозными компетенциями для определения не только соответствия тематики заявок на формирование тематики мировым тенденциям, но и дальнейшей жизнеспособности проектов.
Более того, эксперт должен компетентно оценить материально-техническую базу исполнителей (инфраструктурных научных объектов, комплексов, дорогостоящего и/или уникального научного оборудования, опытно--экспериментального производства) и её
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 1(15) 2017 | 94 |
достаточность для получения запланированных результатов. Для этого специалисту, который проводит экспертизу, требуется использовать комплексный подход к анализу современного оборудования, как в заданной области исследований, так и в смежных отраслях. Данные компетенции могут позволить эксперту оценить степень возможных технологических и иных рисков на различных стадиях осуществления проекта.
Вместе с тем, ряд проектов объединяет достаточно широкий круг вопросов и направлений научно-исследовательской, технической, управленческой и организационный деятельности, что требует от эксперта очень широкого кругозора, а также необходимости постоянно «держать руку на пульсе» относительно передовых исследований, открытий как в России, так и за рубежом.
Значимой для подготовки качественного экспертного заключения является способность эксперта владеть информацией о развитии и направлении исследований в рамках Технологических платформ, понимать соответствие результатов проекта требованиям Стратегии развития научно-технологического комплекса России [2]. Не менее важно подтверждать качество проекта как элемента дорожной карты, реализация которой осуществляется в рамках Национальной технологической инициативы.
Актуально развитие личностных компетенций и качеств экспертов, позволяющих соблюдать ряд особенных требований, включая соблюдение конфиденциальности, а также объективность и оперативность.
На современном этапе при формировании пула экспертов используются объективно-субъективные подходы к оценке экспертых компетенций специалистов. Под объективно-субъективными подходами в данном случае понимается следующий комплекс инструментов для подбора экспертов:
- учет формальных характеристик (степень, звание, опыт, должность, публикационная активность, другое);
- учет субъективных характеристик (мнения уважаемых людей, рекомендации, личные и профессиональные связи).
Однако, только при привлечении специалиста к экспертной деятельности, анализа качества его экспертных заключений можно сделать вывод о его профессиональных компетенцих и личностных качествах, позволяющих гарантировать высокое качество выполненной работы.
Таким образом, становится все более актуальным и востребованным исследовательский запрос о дополнительных инструментах оценки экспертных компетенций независимых экспертов на более ранних стадиях взаимодействия с ними, позволяющих пользоваться не только мнением организаторов экспертизы, но и другими методами, адаптированными в рамках реализации конкретной Федеральной целевой программы.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 г. № 426 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»».
2. Указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 01.12.2016.
3. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
4. Гарина С. М., Тузова С. Ю., Лазаренко Н. Е., Антипов Е. Е. Анализ причин отклонения заявок на получение субсидии в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20142020 годы» // Химическая технология, 2016. № 3. С. 140-144.
5. Петров А. Н., Рутковская И. Б., Мусатов А. А. Оценка значимости квалификационных характеристик экспертов исполнителями научно-технических проектов // Власть. № 9.
6. Петров А. Н., Рутковская И. Б., Мусатов А. А. Значимость факторов мотивации при проведении экспертизы научно-техничских проектов // Экономика науки, 2016. Т. 2. № 3.
7. Тузова С. Ю., Дивненко О. В. Оптимизация подходов к научно-технической экспертизе конкурсных заявок на получение государственной субсидии // МИР. Модернизация. Инновации. Развитие, 2016. № 4 (28). С. 194-198.
8. Cherchenko O. V., Petrov A. N., Divnenko O. V. Mechanisms of Aging and Age-Related Diseases: bibliometric and patent analyses // BIOMEMBRANES 2016: Mechanisms of Aging and Age-Related Diseases International Conference 26 - 30 September 2016. Book of Abstracts.
| 95 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 1(15) 2017