Научная статья на тему 'О развитии инструментария по оценке экспертных компетенций специалистов, привлекаемых к научно-технической экспертизе'

О развитии инструментария по оценке экспертных компетенций специалистов, привлекаемых к научно-технической экспертизе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ / INDEPENDENT EXPERTS / ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ / PROJECT EXPERTISE / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / FEDERAL TARGET PROGRAM / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ЭКСПЕРТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / EXPERT COMPETENCE / TECHNOLOGICAL RISKS / ЭКСПЕРИМЕНТ / АПРОБАЦИЯ / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дивненко Ольга Владимировна, Тузова Светлана Юрьевна, Мусатов Александр Александрович

В статье рассматривается взаимосвязь между качеством реализуемого в рамках Программы проекта и компетентностью специалиста, привлекающегося к проведению экспертизы на всех стадиях его реализации. Описываются современные подходы оценки экспертных компетенций специалистов при формировании пула экспертов ФЦП. Обосновывается актуальность создания методики оценки экспертных компетенций независимых экспертов в научно-технологической сфере. Рассматриваются некоторые риски и возможности их минимизации в рамках экспериментальных работ по апробации методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дивненко Ольга Владимировна, Тузова Светлана Юрьевна, Мусатов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии инструментария по оценке экспертных компетенций специалистов, привлекаемых к научно-технической экспертизе»

DEVELOPING TOOLS FOR THE ASSESSMENT OF EXPERT PROFESSIONAL COMPETENCE, WHICH ARE ATTRACTED TO SCIENTIFIC AND TECHNICAL EXPERTISE Divnenko O.1, Tuzova S.2, Musatov A.3 (Russian Federation) О РАЗВИТИИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ОЦЕНКЕ ЭКСПЕРТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ Дивненко О. В.1, Тузова С. Ю.2, Мусатов А. А.3 (Российская Федерация)

'Дивненко Ольга Владимировна /Divnenko Olga - кандидат педагогических наук, доцент ВАК, директор;

2Тузова Светлана Юрьевна / Tuzova Svetlana — кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник; 3Мусатов Александр Александрович /Musatov Aleksandr — аналитик, Фонд информационного обеспечения науки, г. Москва

Abstract: the relationship between the quality of Federal Target Program project and professional competence of а specialist, who deals with expertise at all it's stages, are discussed. It describes the current assessment approaches of expert specialist s competence in forming FTPs pool of experts. Describes the relevance of creation methodology for assessing the competence of independent experts in the scientific and technological sphere. Considers some of the risks and opportunities to minimize them as part of the experimental work on testing techniques.

Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь между качеством реализуемого в рамках Программы проекта и компетентностью специалиста, привлекающегося к проведению экспертизы на всех стадиях его реализации. Описываются современные подходы оценки экспертных компетенций специалистов при формировании пула экспертов ФЦП. Обосновывается актуальность создания методики оценки экспертных компетенций независимых экспертов в научно-технологической сфере. Рассматриваются некоторые риски и возможности их минимизации в рамках экспериментальных работ по апробации методики.

Keywords: independent experts; project expertise; Federal Target Program; competence; expert competence; technological risks.

Ключевые слова: независимые эксперты; экспертиза проектов; Федеральная целевая программа; компетентность; экспертные компетенции; методика оценки экспертных компетенций; эксперимент; апробация; минимизация рисков.

Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами [1]. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» (далее - Программа, ФЦП) обеспечивает программно-целевой подход к реализации данной цели.

Оценка качества проекта, претендующего на государственную поддержку в рамках ФЦП, проводится с помощью научно-технической экспертизы. Эффективность реализуемого в рамках Программы проекта зависит, в том числе, от компетентности специалиста, привлекающегося к проведению экспертизы на всех стадиях реализации проекта [5, 7].

На современном этапе при формировании пула экспертов используются объективно-субъективные подходы к оценке экспертных компетенций специалистов. Под объективно-субъективными подходами в данном случае понимается определенный комплекс инструментов для подбора экспертов. Прежде всего, это учет формализованных характеристик (в том числе степень, звание, опыт, должность, публикационная активность) и так называемых субъективных оценок (мнения уважаемых людей об эксперте, рекомендации, личные и профессиональные связи) [6].

Однако, только при привлечении специалиста непосредственно к экспертной деятельности, взаимодействии с ним в рамках определенного времени, анализируя качество его экспертных заключений можно сделать вывод о профессиональных компетенциях и личностных качествах эксперта, позволяющих гарантировать высокий уровень выполненной работы. В связи с этим становится актуальным и востребованным исследовательский запрос о расширении управленческих возможностей оценки экспертных компетенций независимых экспертов на более ранних стадиях взаимодействия с ними, позволяющих пользоваться не только формализованными характеристиками и

106

субъективными оценками, но и другими инструментами, адаптированными для управления конкретной Федеральной целевой программой.

В качестве одного из таких инструментов может выступать методика оценки экспертных компетенций независимых экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы, создание которой является достаточно сложным, ответственным и деликатным делом в силу ряда обстоятельств.

Прежде всего, разработка такой методики предполагает большую экспериментальную работу, включая этапы неоднократных апробаций и корректировок. К данным процессам привлекаются как организаторы процесса экспертизы, так и непосредственно эксперты. Определенное количество таких специалистов имеют субъективное мнение, выражающееся в том, что «.. .человек, являющийся экспертом, достиг такого уровня экспертных компетенций, что не нуждается в их оценке». Наличие данного убеждения у участников эксперимента может способствовать их негативно-субъективной реакции на разработку методики, а также их необъективному поведению в рамках исследования в целом.

Также в качестве причин негативно-субъективной реакции можно выделить как крайне завышенную самооценку одних, так и страх получить невысокий результат оценки экспертных компетенций при участии в апробации данной методики других участников эксперимента.

Минимизация описанных реакций, повышение объективного (в том числе, позитивного) отношения к данной научно-исследовательской задаче возможны при наличии адекватных методов исследования; профессиональном поведении членов научного коллектива, выполняющих данную НИР; грамотном подборе участников экспериментальной части исследования (при проведении опроса, фокус-групп, апробации методики).

Минимизировать риски формализации процессов при проведении исследования возможно при учете, в том числе, статистических данных о наличии формализованных требований (степень, звание, другое) у экспертов трех категорий:

- молодые эксперты (до 45 лет);

- новые эксперты в рамках Программы, но имеющие опыт экспертной деятельности в рамках других ФЦП, организаций, Фондов;

- начинающие эксперты (узкие специалисты, зарекомендовавшие себя как профессионалы высокого уровня, выразившие желание и научный интерес к участию в процессе экспертизы).

Рассмотрение проблемы исследования во взаимосвязи объективных и субъективных условий способствует не только всестороннему и комплексному изучению подходов к оценке экспертных компетенций, но и качественной подготовке методики оценки экспертных компетенций независимых экспертов в научно-технической сфере.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 г. № 426 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»».

2. Дивненко О. В., Калиничев В. Л., Мусатов А. А. О некоторых аспектах исследования оценки экспертных компетенций специалистов, привлекаемых к независимой экспертизе научно-технических проектов // Сборник статей. VIII Международная научно-практическая конференция «В мире науки и инноваций», 25 декабря 2016 г. Пермь.

3. Петров А. Н., Рутковская И. Б., Мусатов А. А. Оценка значимости квалификационных характеристик экспертов исполнителями научно-технических проектов // Власть, № 9.

4. Петров А. Н., Рутковская И. Б., Мусатов А. А. Значимость факторов мотивации при проведении экспертизы научно-техничских проектов // Экономика науки, 2016. Т. 2. № 3.

5. Тузова С. Ю., Дивненко О. В. Оптимизация подходов к научно-технической экспертизе конкурсных заявок на получение государственной субсидии // МИР. Модернизация. Инновации. Развитие, 2016. № 4 (28). С. 194-198.

6. Тузова С. Ю., Сувернева Е. Б., Дивненко О. В. Роль индустриального партнера в проектах в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» // Сборник статей 23 Международной научно-практической конференции «European Research:Innovation in Science, Education and Technology / Европейские научные исследования: инновации в науке, образовании и технологиях». Лондон, 2016.

7. ФЦП, стратегия научно-технологического развития и университетская наука. Интервью с и.о. директора Департамента науки и технологий Минобразования Сергеем Матвеевым [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://chrdk.ru/sci/matveev_interview/ (дата обращения: 01.01.2017).

8. Cherchenko O. V., Petrov A. N., Divnenko O. V. Mechanisms of Aging and Age-Related Diseases: bibliometric and patent analyses // BIOMEMBRANES 2016: Mechanisms of Aging and Age-Related Diseases International Conference 26 - 30 September 2016. Book of Abstracts.

FEATURES OF LEVEL OF CLAIMS STUDENTS WITH DIFFERENT ACADEMIC ACHIEVEMENT Guzhova S.1, Buyanova V.2 (Russian Federation) ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ УЧАЩИХСЯ С РАЗНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ Гужова С. И.1, Буянова В. В.2 (Российская Федерация)

'Гужова Светлана Игоревна / Guzhova Svetlana — студент;

2Буянова Валентина Васильевна/Buyanova Valentina - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной и прикладной психологии, факультет психологии и дефектологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Abstract: the article quite extensively describes and reveals the study of level of aspiration of students with different academic performance; It demonstrated a statistically significant relationship between academic achievement and the level of claims of students in the degree of general education. The obtained data and the results of the study enhance understanding about the level of aspiration among students with different academic achievement; can be used to optimize the educational process in secondary school. Аннотация: в статье подробно описывается и раскрывается проблема изучения уровня притязаний учащихся с разной академической успеваемостью; доказано наличие статистически значимых связей между академической успеваемостью и уровнем притязаний у учащихся на ступени основного общего образования. Полученные данные и результаты исследования расширяют представления об уровне притязаний у учащихся с разной академической успеваемостью; можно использовать с целью оптимизации учебно—воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

Keywords: students, aspirations, achievement, personality.

Ключевые слова: учащиеся, уровень притязаний, успеваемость, личность.

Понятие «уровень притязаний» традиционно определяется в психологии как уровень трудности цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из своих возможностей.

У каждого человека существуют потребности, желания, которые он стремиться удовлетворить. Если речь идет о биологических потребностях, то в большинстве случаев здесь никаких проблем и препятствий не возникает. Но если речь идет о высших потребностях, тогда мы можем столкнуться с рядом проблем и препятствий на пути к достижению наших целей. Но основная проблема заключается в том, что человек, достигая одну цель, ставит перед собой другую. И вот как индивидуум видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями, во многом зависит от уровня притязаний.

Какие же качества личности служат ответственными за тот или иной способ целеуказания, представленный в характеристиках уровня притязаний? В числе личностных детерминант выбора цели называют честолюбие, чувство собственного достоинства, смелость перед лицом действительности, а также - предусмотрительность, осторожность, страх неполноценности. К ним относят настойчивость, упорство, непостоянство, медлительность, способ защиты «Я» в условиях возможного поражения, фиксацию на себе, особенности мотивации. Как отмечал К. Левин, вопреки усилиям не было найдено никаких независимых мер или коррелятов среди показателей уровня притязаний, позволивших бы прямо соотнести ту или иную черту с параметром уровня притязаний [3, с. 19].

Одной из проблем современного образования в России является снижение качества обучения в школе. Существует мнение, что это происходит из - за того, что не все учителя учитывают закономерности развития психики, в том числе и уровень притязаний личности учеников.

Бесспорно то, что существует взаимосвязь между успеваемостью учащихся и уровнем притязаний личности. Понятия «личность» и «уровень притязаний личности» в повседневном общении употребляются постоянно и, в общем, правильно. Однако, для более глубокого понимания данной проблемы, педагог призван опираться на научную, психологически обоснованную трактовку понятий «личность» и «уровень притязаний личности». Актуально то, что будущему педагогу, который не только обучает, но и воспитывает и развивает личность, необходимо знать в полной мере все аспекты данного вопроса. Опираясь на принцип детерминизма, учитывая индивидуально - типологические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.