Р.Г. Джабраилова
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ..
УДК 159.92
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСВОЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ
© 2015
Р.Г. Джабраилова, диссертант кафедры психологии
Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация. В статье рассматриваются социально-психологические особенности восприятия азербайджанского языка иностранными студентами, а также теоретико-практическое значение проблемы, были исследованы отдельные аспекты темы на основе исследований по социальной психологии. Выявлены проблемы, возникающие в процессе адаптации студентов к новой среде. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что вопросы мотивации, адаптации и изучения языка у студентов тесно связаны между собой.
Ключевые слова: Иностранные студенты, азербайджанский язык, толерантная среда, психодиагностика, социальная адаптация, иностранный язык, тестирование, мотивация, методика преподавания, внеучебное время.
Постановка проблемы. Современная эпоха глобализации стала одним из ключевых факторов культурной интеграции народов мира. В таких обстоятельствах, когда происходит дальнейшее расширение международных культурных связей, процесс изучения иностранных языков становится обязательным. В Азербайджан, который относительно недавно приобрел независимость, идет нарастающий поток иностранцев - туристы, дипломатический персонал, иностранные студенты. Поскольку азербайджанский язык является официальным языком нашей страны, то это способствует его дальнейшему изучению, превращению в язык международного общения. Все это также способствовало росту научного интереса к данной проблеме.
В изучении иностранными студентами азербайджанского языка ключевую роль играет осознанная мотивация, а также интересы, потребности, адаптация к среде. Интерес и мотивация взаимосвязаны между собой. Мотивация тесно связана с потребностями, возникающими у человека в целях получения определенных достижений. У студентов, приехавших в Азербайджан, происходит процесс адаптации как к обществу, так и к системе образования. Социально-психологические факторы, в том числе адаптация, считаются решающим фактором в достижении успехов в обучении студента и его социализации. Успешная адаптация положительно влияет на уровень подготовки, систему ценностей, отношение к учебе, знания о реалиях высшей школы и на представления о карьерном будущем иностранных студентов. Это факторы, обуславливавшие актуальность предмета исследования, т.е. проблемы обучения иностранных студентов азербайджанскому языку.
Толерантная и гостеприимная среда, веками сформировавшаяся в Азербайджане, серьёзно влияет на успешную адаптацию иностранных студентов к нашему обществу. Иностранные студенты должны привыкнуть к новой среде, овладеть методами и способами учебной деятельности, понять существующие правила и нормы факультета или учебной группы, где они обучаются, а также должны создать новую систему ценностей в отношении к обучению, педагогу и сокурсникам.
Адаптация - на деле сложный процесс. Этот процесс проявляется на разных уровнях - в межличностных отношениях, индивидуальном поведении, основных психических функциях психофизиологической регуляции, обеспечении физиологических механизмов деятельности.
Адаптация как комплексный процесс должна приспособить человека к предмету новой деятельности [7, 66].
Актуальность данной темы основана на необходимости исследования социально-психологических особенностей изучения иностранного языка (в том числе азербайджанского языка), мотивации и адаптации иностранных студентов.
Эффективность изучения иностранного языка зависит от возрастных особенностей, уровня усвоения полу-
ченной информации, навыков и умений иностранных студентов. При изучении азербайджанского языка студенты должны быть в постоянном общении с педагогами, должны обсуждать ежедневные задания со студентами-азербайджанцами и азербайджаноязычными педагогами, и должны стараться обучиться эстетическим ценностям азербайджанского языка. Сегодня иностранные студенты считают Азербайджан своим вторым домом, а азербайджанский язык - своим вторым родным языком. Олимпиада азербайджанского языка среди иностранных студентов, проводившаяся 6 ноября 2014 года в Баку, подтверждает этот тезис.
Степень разработанности проблемы. Отметим, что отдельные аспекты проблемы были исследованы рядом западных ученых, а также учеными СНГ и Азербайджана. Западными учеными Д. Макклелландом и Г. Мюрреем были исследованы мотивация успеха, Дж. Аткинсоном - вопросы влияния среды мотивации на ее воображение человека, А.Маслоу были исследованы категории человеческих мотивов, учеными СНГ, такими, как В.К.Вилюнас, Л.Выготский, К.Левин, А.Леонтьев, С. Л.Рубинштейн, Б. Г.Сосновский, Д. Н.Узнадзе, П.М.Якобсон, были исследованы вопросы мотивации в современной психологии [1].
Ж. Пиаже, В. Франклин, З. Фрейд, Е. Эриксон, Г. Селье, Ф. Меерсон, Д. И.Фельдштейн исследовали вопросы социальной адаптации, детского мышления и речи, возрастной и педагогической психологии, проблемы юности, идентикации и кризиса. На сегодняшний день имеется много исследований по мотивации, мотивированию и деятельности, потребностям, мотивам и эмоциям, а также проблемы возникновения интереса у студентов, мотивирования и личностного роста, потреб-ностно-мотивационные аспекты эффективности учебной деятельности студентов различных вузов, мотивы поведения деятельности. П. К.Анохин, Р. М.Байевский, В. П Казначаев, С. В.Каначеев, В. И Медведев, В. Г.Асеев, Ф. Березин, С. Б.Динияров, И. Г.Краснов, В. В.Лагерев, И. Н.Никитина, Г. И.Пустовалова, М. С Яницкий исследовали теоретические, психические и психофизиологические аспекты адаптации, физиологические и психологические показатели студентов в процессе адаптации, особенности организации учебно-воспитательного процесса студентов первого курса, адаптацию студентов к условиям обучения, взаимосвязь между стрессом и профилактикой, а также факторы, определяющие адаптационные способности человека в целом. Кроме этого, некоторые исследователи, а именно: Д. Слобин, Н.Хомски, Л. В Литовский и А. А Леонтьев исследовали такие вопросы, как психолингвистические вопросы языка, культуры речи, мышление и вопросы общения. Работы Р. В Озюрека привлекают внимание исследованием вопросов изучения азербайджанского языка студентами-тюрками и его отдельных аспектов.
В педагогико-психологической литературе собрано значительное количество исследовательских работ по практической психологии, психодиагностике, те-
Р. Г Джабраилова ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ...
стам и опросам. В этой области исследованы отдельные аспекты практической психологии. А. Мехрабиан, М.Ш.Мухаммед-Эминов составили тесты и опросы по практической психологии.
Азербайджанские исследователи А.Абдуллаев, Г.Исаханлы, М.Гурбанова и Н.Саламова проводили исследования по истории обучения азербайджанского языка, сложности проблем языка, филологические, педагогические пути освоения азербайджанского языка иностранными студентами. Другая группа азербайджанских ученых исследовали отдельные аспекты проблемы, в том числе Б.Г.Алиев, А.Ализаде, М.Гамзаев, К.Алиева, Р.Джаббаров в том числе проблемы педагогической психологии, возрастной психологии, мотивации образовательного процесса, психологии тренинга, воспитания и образования, а А.Байрамов, С.Амирасланова, Р.Гадирова, Н.Казимов, Р.Мамедзаде, А.Мамедов, А.Гашимов, А.Пашаев и другие же исследовали вопросы самовоспитания, особенности умственного развития молодежи, когнитивные процессы, вопросы психологии обучения.
Хотя, отдельные аспекты темы и исследованы различными исследователями, в целом изучение азербайджанского языка иностранными студентами как проблема не была изучено всесторонне и системно с педагогической точки зрения. Заполнение пробелов и недочетов в этой области является очень важным.
Постановка задания. Для иностранных студентов, изучающих азербайджанский язык характерна потребность высоких достижений. Эти успехи обеспечиваются особенностями характера, темпераментом, интересами, способностями и психологическими особенностями, определяемыми склонностями к переводческой деятельности.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты две гипотезы:
Характер изучения иностранного, особенно азербайджанского языка иностранными студентами зависит от их личностно-психологических особенностей, способности адаптироваться к среде обучения, от близости изучаемого к родному языку, от учебно-воспитательной среды.
Обеспечение единства активности адаптации, осознания и изучения языка иностранными студентами является самым оптимальным способом освоения языка.
В ходе анкетного опроса и тестирования студентов различных вузов города Баку было выявлено, что с учетом особенностей студенческого возраста социально - психологическая суть изучения иностранного языка состоит, прежде всего, в психологической адаптации иностранных студентов к социальной среде, к особенностям методики преподавания языка и к особенностям самого языка.
Основная часть. Пути преодоления трудностей, возникающих у иностранных студентов при изучении азербайджанского языка, связаны с учетом личностных особенностей каждого студента, особенностей их родного языка, специальности, по которой они обучаются, формами досуга и организацией внеучебного времени.
Мотивационные потребности при обучении иностранных студентов в Азербайджане в немалой степени связаны с взаимовлиянием личностно- психологических и адаптационных особенностей личности студента, а также психологическими особенностями освоения азербайджанского языка. Общепсихологические закономерности освоения языка тесно связаны с темпераментом, характером, талантом и способностями каждого обучаемого.
Эмоционально-волевые, психические особенности студенческой молодежи связано с их ценностными ори-ентациями, с их отношением и интересом к процессу обучения, социальным вопросам, к изучению языка.
Изучение языка иностранными студентами зависит от того, на сколько они воспринимают этот язык, от сте-
пени знания родного языка, способностей к билингвизму, от уровня знания грамматики иностранного языка и речевых способностей. На качественное изучение азербайджанского языка иностранными студентами влияют несколько причин: насколько они адаптированы к новой среде - азербайджанскому обществу, к учебно-воспитательному процессу, к социально-культурным процессам, и другие факторы.
Кроме того, как уже отмечалось, интенсивность изучения языка иностранными студентами зависит как от их личностных качеств и способностей, так и от педагогических методов преподавателя. Если одна группа иностранных студентов легко приспосабливается к новой среде, обучению языка, быстро и с легкостью осваивает тонкости языка, то другая при изучении языка сталкивается с объективными и субъективными трудностями, не может адаптироваться, сталкивается с трудностями в выполнении заданий. Главной целью является устранение проблем такого рода, привить им навыки языка, создать у них языковую привычку, научить их правильно строить предложения на азербайджанском языке, научить их читать и понимать прочитанное.
Научное исследование проблемы позволит глубоко и всесторонне разработать психологические особенности изучения азербайджанского языка иностранными студентами, а также исследовать их возрастные, адаптационные, мотивационные особенности.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что одним из характерных свойств студенческого возраста является достижение высокого положения в обществе, выбор современной профессии. Ценностные ориентации составляют один из важных компонентов в структуре личности студента. В студенческом возрасте формируются особые способности и происходят изменения в системе мотивации и ценностных ориентациях. В студенческом возрасте осуществляется попытка к социальному приближению, проводится интенсивный поиск смысла жизни, строятся жизненные планы, определяющие ценностные ориентации.
В студенческие годы отмечаются серьезные изменения в общей ориентации студента к будущему. У студента формируются особые моральные качества и духовное мировоззрение. В его «Я» формируется особая, стабильная система новых убеждений. Известно, что система обучения высшей школы напрямую связана с высокой мотивацией по овладению навыками будущей профессии иностранными студентами. Кроме того, общение играет основную роль в развитии личности в студенческие годы. Общение вместе с учебной деятельностью является решающим фактором в развитии личности студента.
Мотивация и изучение ее формирования с психологической точки зрения являются двумя сторонами процесса воспитания мотивации личности студента. Для изучения мотивации обучения необходимо выявить факторы, влияющие на развитие иностранных студентов. В результате исследования процесса мотивации при обучении иностранных студентов стало ясно, что есть взаимосвязь между формированием новых потребностей и целей с влиянием на них общества.
Изучение мотивации обучения на различных этапах развития личности иностранных студентов зависит от общих социальных мотивов и восприятия. Особенности мотивации и пути формирования ее являются неповторимым и индивидуальным для каждого иностранного студента. В ходе исследования были выявлены и сложные противоречия мотивации обучения иностранных студентов.
Было признано целесообразным изучение реального выбора в различных обстоятельствах сочетания качеств и проявлений основных параметров мотивов, их видов, уровней и этапов. Преимущество в выборе правильных условий в том, что они не только осознанные, но также являются и реально действующими мотивами.
Р.Г. Джабраилова
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ..
Иностранный студент должен понимать, что его выбор должен дать реальные результаты в его жизни.
Деятельность иностранного студента и его мотивация обучения делятся в процессе обучения на несколько этапов:
- возникает общее отношение к обучению. Сюда входят: посещаемость занятий и уровень успеха на занятиях, общая активность студента, его обращение к педагогам и сокурсникам, уровень и успешность выполнения заданий, и уровень заинтересованности в изучении языка;
- за уровнем подключения к обучению студентов стоят различные мотивы и цели обучения;
- степень подключения к обучению студента напрямую зависит от уровня изучения азербайджанского языка на подготовительных курсах. Иностранный студент сталкивается с серьезными трудностями в этом процессе. И потому необходимо понять мотивацию, причины препятствий и искать пути выхода из этих трудностей.
П. М Якобсон делит мотивы по характеру общения на деловые и эмоциональные. По мнению А. Н Леонтьева, также развившего эту идею, можно разделить социальные потребности, определяющие интеграцию, на три типа: а) объект и ориентация на взаимное влияние б) личные интересы коммуникатора; в) интересы другого человека или интересы всего общества в целом [8, 1213].
Психологические исследования доказывают взаимосвязь между отношением иностранного студента к обучению и отношениями, складывающимися в процессе обучения.
На уровне освоения азербайджанского языка иностранными студентами были исследованы социально-психологические особенности их мотивации.
В процессе усвоения азербайджанского языка иностранными студентами были тщательно исследованы единство монологической и диалогической речи, возможности мышления, а также влияние окружающей среды, языка и педагогов на процесс, где основную роль играют родной язык, иностранный язык и единство мышления и языка, билингвизм, а также особое значение того, говорят ли они на этом языке и умеют ли писать на нем. Поэтому одним из самых серьёзных педа-гогико-психологических факторов является адаптация иностранных студентов к обществу и среде носителей языка.
У учебной деятельности иностранных студентов есть свои особенности: она превращается в учебно-профессиональную деятельность, реализующую профессиональные и личные стремления молодежи. Эффективность изучения иностранными студентами азербайджанского языка в той или иной степени зависит от методов и способов, связанных с особенностями их возраста. Адаптация к новой среде иностранных студентов, поступивших в вуз, является сложным социально-психологическим процессом, и потому успешная деятельность иностранных студентов в новой среде и новых условиях в целом зависит от их адаптации. На первом курсе формируется новый коллектив студентов, новые привычки, навыки и формы рациональной организации интеллектуальной деятельности, осознается сущность выбранной профессии, устанавливается график самообразования и самовоспитания.
Внезапная ликвидация многолетних привычных стереотипов иностранного студента сопровождается серьезным нервным срывом и стрессом. Из-за этого на начальном этапе периода адаптации успех в ломке стереотипов может быть низким, могут возникнуть трудности в общении. Эта социально-психологическая реконструкция зависит от центральной нервной системы и от ряда социальных факторов. Индивидуальные особенности иностранных студентов, система вхождения в новую учебную деятельность, новый круг общения позволяют
отделаться от синдрома дезадаптации и создают условия для превращения адаптации в удобный с психологической точки зрения процесс.
Есть два критерия для адаптации иностранных студентов в процесс обучения. Одним из них являются объективные критерии, куда входят степень активности иностранного студента, его общественная и научная деятельность, общие и профессионально-ориентированные данные, внимание, память, мышление и стабилизация. Вторым является субъективный критерий, который состоит из отношения к предмету обучения, выбранной профессии и полученным знаниям.
Выводы и перспективы дальнейшего исследования. Адаптация иностранных студентов в азербайджанское общество и процесс обучения становится длительным процессом и продолжается все время их пребывания и обучения в стране. Успех иностранных студентов зависит от многих факторов, и основное место здесь занимает интеллектуальное развитие, являющееся одним из показателей умственной деятельности. В успехах иностранных студентов в вузах Азербайджана главное место занимает как раз вопрос изучения азербайджанского языка. Хотя есть в этой сфере трудности и ошибки, педагоги умеют устранить эти трудности. На всех подготовительных курсах вузов для иностранных студентов были разработаны особые программы и учебные пособия.
Трудности, возникающие в связи с преподаванием азербайджанского языка иностранным студентам:
- отсутствие у иностранных студентов навыков и привычек к обучении азербайджанского языка;
- бедность слов и словарной базы;
- неумение согласовывать слова в предложении, орфографические ошибки, ошибки в устной и письменной речи [4, с.31].
Во время преподавания иностранным студентам азербайджанского языка в качестве второго языка, иностранного языка используются три взаимосвязанных между собой педагогических способа: 1) прямые и естественные способы; 2) перевод, или сравнительный способ; 3) смешанный способ.
Иностранные студенты должны усвоить лингвистические понятия, знаки препинания, фонетические, орфографические понятия, должны показать практические и умственные навыки в этой области, у них должен появиться интерес к языку и они должны уметь исправлять возникшие у них ошибки [4, с.18].
Кроме того, и учебники, по которым проводятся занятия по азербайджанскому языку, должны быть подготовлены на высочайшем уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алиев Б., Алиева К., Джаббаров Р. Педагогическая психология. Баку: Тахсил, 2011, 256 с. (на азербайджанском языке)
2. Алиев Г.А. О языке. / Алиев Г.А. Мудрые мысли. Вторая книга. Чашыоглу, 2000, с. 120-125
3. Гамзаев М.А. Основы возрастной и педагогической психологии. Учебное пособие. Баку: Адильоглу, 2003. - 528 с. (на азербайджанском языке)
4. Пути обучения азербайджанскому языку иностранных студентов (методические указания, составитель М.Курбанова). Баку: BUN, 1994. - 56 с. (на азербайджанском языке)
5. Озуюрек Р.В. Языковые проблемы студентов-турок, обучающихся в Азербайджане. Баку: Тахсил, 2005. - 256 с.
6. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М.: Мысль, 1983, 198 с.
7. Кон И.С. Социология личности. М.: Наука, 1987, 383 с.
Р.Г Джабраилова ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ...
ABOUT RELEVANCE OF RESEARCH OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ASSIMILATION OF THE AZERBAIJANI LANGUAGE
BY FOREIGN STUDENTS
© 2015
R.G. Dzhabrailova, candidate for a degree of faculty of psychology
Baku State University, Baku (Azerbaijan)
Abstract. In article social and psychological features of perception of the Azerbaijani language, and also theoretic-practical value of a problem are considered by foreign students, separate aspects of a subject on the basis of researches on social psychology were investigated. The obtained data allow to draw a conclusion that questions of motivation, adaptations and studying of language at students are closely connected among themselves.
Keywords: Foreign students, the Azerbaijani language, tolerant environment, psycho-diagnostics, social adaptation, foreign language testing, motivation, teaching methods, outside of school hours.