Научная статья на тему 'ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ'

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Азербайджан / изобразительное искусство / постмодернизм / парадигма / актуальность / искусствоведе-ние. / Azerbaijan / fine arts / postmodernism / paradigm / relevance / art criticism.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лейла Азад Гызы Исаева

Статья посвящена проблеме актуальности исследования постмодернизма в современном изобра-зительном искусстве Азербайджана периода независимости. Отмечается, что тема актуальна для со-временного искусствоведения, так как может предложить новые методы анализа и интерпретации постмодернистских явлений в изобразительном искусстве, что важно для понимания современных тен-денций искусства, выявить систему традиционных ценностей в постмодернистской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELEVANCE OF RESEARCHING THE PROBLEM OF THE POSTMODERNIST PARADIGM IN THE FINE ARTS OF AZERBAIJAN DURING THE INDEPENDENCE PERIOD

The article is devoted to the problem of the relevance of the study of postmodernism in the contemporary fine arts of Azerbaijan during the period of independence. It is noted that the topic is relevant for modern art criticism, as it can offer new methods of analysis and interpretation of postmodern phenomena in the fine arts, which is important for understanding modern trends in art, and identifying a system of traditional values in postmodern culture.

Текст научной работы на тему «ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ»

«шиитеимм-лэишаи» 2024 / art

17

УДК 745

Лейла Азад гызы Исаева докторант Бакинской Академии Хореографии DOI: 10.24412/2520-6990-2024-9202-17-19 ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА В ПЕРИОД

НЕЗАВИСИМОСТИ

Leyla Azad gizi Isaeva

doctoral student at the Baku Academy of Choreography

ON THE RELEVANCE OF RESEARCHING THE PROBLEM OF THE POSTMODERNIST

PARADIGM IN THE FINE ARTS OF AZERBAIJAN DURING THE INDEPENDENCE PERIOD

Аннотация.

Статья посвящена проблеме актуальности исследования постмодернизма в современном изобразительном искусстве Азербайджана периода независимости. Отмечается, что тема актуальна для современного искусствоведения, так как может предложить новые методы анализа и интерпретации постмодернистских явлений в изобразительном искусстве, что важно для понимания современных тенденций искусства, выявить систему традиционных ценностей в постмодернистской культуре.

Abstract.

The article is devoted to the problem of the relevance of the study of postmodernism in the contemporaryfine arts of Azerbaijan during the period of independence. It is noted that the topic is relevantfor modern art criticism, as it can offer new methods of analysis and interpretation ofpostmodern phenomena in the fine arts, which is important for understanding modern trends in art, and identifying a system of traditional values in postmodern culture.

Ключевые слова: Азербайджан, изобразительное искусство, постмодернизм, парадигма, актуальность, искусствоведение.

Key words: Azerbaijan, fine arts, postmodernism, paradigm, relevance, art criticism.

Азербайджан имеет многонациональную историю и культуру, что может проявиться в разнообразии тем и стилей в постмодернистской живописи. Влияние различных этнических групп может придать уникальные черты азербайджанским произведениям. Географическое положение Азербайджана между Востоком и Западом способствует переплетению восточных и западных элементов в искусстве. Этот синтез может стать ключевым аспектом азербайджанского постмодернизма.

Постмодернизм представляет собой культурную и философскую тенденцию, которая развивается после модернизма. Включает в себя отказ от единого нормативного подхода и акцент на множественности, разнообразии и открытости в искусстве, литературе и культуре в целом [3]. Батлер [4] рассматривает постмодернизм как реакцию на модернизм и подчеркивает его влияние на различные области культуры, кроме того, существуют исследования относительно связи между постмодернизмом и современным капитализмом [7].

Основным принципом постмодернизма является культурный плюрализм, который подразумевает под собой свободу выбора тем, жанров и т.п. Важнейшим элементом постмодернизма являются ирония и самоирония, языковая игра, где наблюдается стирание границ между высоким и низким, реальностью и вымыслом, искусством и действительностью и т.д.

Если воспринимать современное искусство как «зеркало своего времени», отражающее проблемы, затрагивающие коллективное

подсознание, то, безусловно, будет сложно дать определение азербайджанскому искусству прошлого века. Первоначально возникшее в результате мастерства и дизайна в начале ХХ века, изобразительное искусство с тех пор продолжает развиваться. Однако многие первые попытки авангарда, а в ряде случаев и яркие образцы модернизма, продолжавшейся почти полвека, были в короткий срок «задушены» «рукой» соцреализма. Азербайджанское искусство начало возрождаться лишь в 1960-е годы, благодаря чему многие творческие люди смогли получить образование и вдохновение. Этот период характеризуется критикой Ашрафа Мурада, выражением гротеска и радикального недовольства Джавада

Мирджавадова через народную мифологию, экспрессионистскими портретами Фазиля Наджафова, Тахира Салахова и Тофига Джавадова, пейзажами Тогрула Нариманбекова и т.д. Это была золотая эра изобразительного искусства Абшерона, распространившая волны нового течения по всей стране.

После распада СССР страна открылась миру, начали появляться новые эксперименты, вызванные политическими и экономическими волнениями. В этот период было максимально сложно найти творческих людей и запечатлеть в искусстве Азербайджана, который восстановил свою независимость, был свободным, но находился в состоянии войны. Благодаря этому энтузиазму появилось много новых имен, в том числе динамичные абстракции Гусейна Хагвердиева,

18

art / «@®ll®@uaum=j®yrnal» 2024

визуальная поэзия и политика идентичности Баби Бадалова, а также феминистская сексуальность Айдан Салаховой. Все это примеры искусства, сформированного перемещением, извращенной реальностью и пробуждением. Новая свобода уступила место новому призыву к самоорганизации. Художники начали собираться в такие группы, как «Лабиринт», которые создавали временное искусство и ставили перформансы, раскрывая концептуальный опыт остатков социализма. Другие пытались переосмыслить живопись и фотографию благодаря выставкам и мероприятиям Бакинского Арт-Центра. В страну пришли интернет, нефтяные контракты и процветание. По мере расширения горизонтов расширялись и возможности для исследований. Проведенные в Азербайджане первые международные выставки, а также участие павильона нашей страны в Венецианской биеннале под кураторством Лейлы Ахундзаде и Сабины Шихлинской, наличие новых технологий создали богатые условия для инноваций в сфере искусства. Новое поколение художников, представленное Фаигом Ахмедом, Реной Эфенди, Рашадом Алекберовым, Ниязом Наджафовым, Торой Агабековой и другими, занималось смыслом человеческих проблем, возникающих в результате столкновения столетий, которые больше не подходят в Азербайджане по традициям, наследию, социальной неравенство и гендерные роли.

В современном искусстве, включая изобразительное искусство, в том числе живопись, графику и скульптуру, постмодернизм играет ключевую роль, вызывая изменения в художественных тенденциях и подходах.

Азербайджан, в период независимости, стал свидетелем значительных социокультурных изменений. Исследование постмодернистской парадигмы в изобразительном искусстве в этот период позволяет понять, как эти изменения отразились в художественной сфере.

Период независимости сопровождался социокультурными изменениями, такими как расцвет национальной самоосознанности и активное взаимодействие с мировым искусством. Исследование постмодернизма в азербайджанском изобразительном искусстве может отразить влияние этих изменений.

Новое десятилетие расширяет международный кругозор, и в результате группа художников под руководством Аиды Махмудовой создает организацию, отвечающую новым глобальным требованиям. YARAT, созданный исключительно для азербайджанского искусства, зарезервировал место для других художников, представляющих регион, а также азербайджанских профессионалов. То, что началось с выставок в самых неожиданных местах, таких как пустые фабрики и строительные площадки, быстро переросло в фестивали и выставки публичного искусства, лекции, мастер-классы и международные резиденции для художников, объединяющие местных профессионалов с международными талантами. YARAT возил художников,

представляющих наш регион, не только в Венецию, но и на более мелкие биеннале, такие как Московская биеннале молодого искусства, Биеннале фотографии в Амстердаме, «Венна -ярмарка». Новое течение, затрагивающее все направления современного искусства, собрало художников под творческий зонтик благодаря различным медиа. В 2015 году YARAT построил Центр современного искусства на новой части Приморского бульвара Баку. Это учреждение стало первым учреждением, внесшим свой вклад в художественное творчество в Баку, как и в других регионах страны, благодаря выставкам, тренингам и динамичной общественной организации. Следует подчеркнуть, что YARAT дал новым специалистам возможность реализовать амбициозные проекты музейного уровня, не покидая границ страны.

Следует отметить, что основные признаки постмодернистской культуры распространены во всех видах азербайджанского искусства, а происходящие здесь художественные процессы еще теснее связаны с мировым культурным пространством.

Волна живого интереса к постмодернистским тенденциям в искусстве Азербайджана примечательна сегодня не только тем, что вынесла на поверхность немало глубинных проблем и вопросов, но и тем, что обнажила «мелководье» знаний в отношении этого направления искусства в рамках современного изобразительного искусства Азербайджана. Изучение постмодернистской парадигмы в изобразительном искусстве Азербайджана периода независимости с искусствоведческих позиций и во взаимодействии с мировой культурой по сей день остается «белой страницей» в истории художественной культуры азербайджанского народа.

Немаловажный вклад в проблему исследования постмодернистских тенденций в современном искусстве Азербайджана внес научный семинар, который проводился еженедельно с ноября 2000 г. по начало февраля 2001 г. на базе отдела «Эстетика» Института архитектуры и искусства НАН Азербайджана. Здесь были представлены научные статьи доктора искусствоведения, профессора Эр-тегина Саламзаде «Постмодернистское мышление в азербайджанском искусствоведении», где автор предложил различать состояние постмодернизма и постмодернистский дискурс в отечественных искусствоведческих исследованиях, Таира Байрамова «Постмодернизм и традиционализм: теория и худо -жественная практика», в которой он приходит к выводу, что эсхатологические идеи постмодернистов и традиционалистов во многих случаях пересекаются, когда в мировоззренческой системе обеих сторон центральное место занимают центр существования и его права, иерархия ценностей, вопрос ухода человека от собственного существования на путях достижения свободы. Доклад Алуды Ахме-довой «Постмодернизм в выставочном дизайне» возвращает нас к постмодернистским проблемам пространственных искусств. определенный Посвященное анализу выставки художников-модерни-

«шиишимм-лэишаи» 2024 / art

19

стов и постмодернистов «Крылья времени», открывшейся 22 декабря 2000 года, организованной Институтом «Открытое Общество», представленной работами студентов Азербайджанского Государственного Университета культуры и искусств, исследование подчеркивает, что в постмодернистской экспозиции, которая захватывает окружающую среду и превращает ее в сцену, аудитория становится ее участником. Таким образом, любая взятая работа может выйти за рамки и стать частью интерьера выставки, где сам интерьер выступает экспонатом.

Благодаря этому развитию приходит новое поколение профессионалов и предпринимателей в области искусства, которые вносят свой вклад в арт-инфраструктуру. Многие новые инициативы уже реализуются, предоставляя художникам больше возможностей для совместных выставок, обсуждения и развития своих работ.

Данной проблеме был посвящен и «Круглый стол» на тему «Система традиционных ценностей в постмодернистской культуре», который был проведен в 2012 году в рамках II Бакинского международного гуманитарного форума.

Определенный интерес представляют теоретические труды Эртегина Саламзаде, Диляры Вагабо-вой, Теймура Даими, посвященные исследованию отдельных проблем постмодернизма в современном искусстве. Особо следует выделить диссертационные исследования Наргиз Гаджиевой, Гюль-рены Мирза, Мехрибан Таировой, Гюльназ Мада-товой и др., в которых рассматривается творчество отдельных ведущих художников Азербайджана, в творчестве которых прослеживаются постмодерни-стические тенденции.

Вместе с тем, при изучении данной проблемы не было проведено теоретических исследований, не был дан искусствоведческий анализ, позволяющий наметить генезис, единство формы и содержания, переосмысления с учетом специфики искусства, проникновение в смысловое значение памятников.

Не была исследована постмодернистская парадигма в изобразительном искусстве Азербайджана в период независимости в целом.

Тема актуальна для современного искусствоведения, так как может предложить новые методы анализа и интерпретации постмодернистских явлений в изобразительном искусстве, что важно для понимания современных тенденций искусства, выявить систему традиционных ценностей в постмодернистской культуре. С учетом культурного многообразия, исследование азербайджанского постмодернизма в изобразительном искусстве может стать значимым вкладом в изучение культурных взаимодействий и влияний. Результаты исследования могут стать основой для диалога между азербайджанским искусствоведением и мировым исследовательским сообществом, способствуя обмену знаний и опыта, внесет большой вклад в развитие не только постмодернистской культуры, но и связей во всех сферах

Литература

1. Вагабова Диляра. Другое искусство. Азербайджанская живопись 1970-80-х годов: новые тенденции - Баку: Элм, 1993, 116 с.

2. Вийранд Тийу. Молодежи об искусстве -Таллин: Кунст, 1990, 199 с.

3. Дэвид Харви. The Condition of Postmoder-nity - 1989

4. Кристофер Батлер. Postmodernism: A Very Short Introduction) - 2002

5. Райхман Д. Постмодернизм в номинальной системе координат // Флэш Арт - 1989, №1, с. 52.

6. Таирова Мехрибан. Краски, рисующие время // "Taniç olaq". Elmi-ictimai-bsdii jurnal. https://tanisolaq.wordpress.com/2016/04/16/%D0%B A%D1 % 80%D0%B 0%D 1% 81%D0%BA%D0%B8% D1 % 80%D0%B 8% D1 % 81%D 1% 83%D 1% 8E%D1% 89%D0%B8%D 0% B5%D 0% B 2%D 1 % 80 %D 0% B 5% D0%BC%D 1 %8F/

7. Фредрик Джеймсон. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism) - 1991.

8. https ://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/p roblemy-filosofii/postmodernizm-i-ego-osobennosti/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.