УДК 006.05:621.643
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЗАПИСКИ В МАГИСТРАЛЬНОМ ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
А.Н. ВОРОНИН, д-р техн. наук, проф. В.К. ЛИПСКИЙ, (Полоцкий государственный университет); д-р техн. наук, проф. П.С. СЕРЕНКОВ (Белорусский национальный технический университет, Минск)
Показана необходимость разработки Системы технических нормативных правовых актов в магистральном трубопроводном транспорте Республики Беларусь. Рассматриваются системы взглядов, представляющие основные направления развития в области стандартизации на государственном и локальном уровнях в различных странах, в том числе и в Республике Беларусь. Приведены задачи разработки и содержание Системы технических нормативных правовых актов. Обсуждаемая Система должна способствовать повышению качества и конкурентоспособности услуги, предоставляемой магистральным трубопроводным транспортом за счет повышения уровня компетенции специалистов в магистральном трубопроводном транспорте после её изучения.
Введение. Ведение любого вида деятельности в современных условиях интеграционных процессов экономических сред различных стран диктует необходимость постоянного реагирования, адаптации и изменения системы технического нормирования и стандартизации.
Одним из условий улучшения системы технического нормирования и стандартизации в магистральном трубопроводном транспорте является создание Системы технических нормативных правовых актов в магистральном трубопроводном транспорте.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте» [1] магистральный трубопроводный транспорт - вид транспорта, предназначенный для транспортировки магистральными трубопроводами продукции, подготовленной в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, от пункта приемки продукции до пункта ее сдачи, передачи в другие трубопроводы, на иной вид транспорта или хранение.
Согласно общегосударственному классификатору видов экономической деятельности Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 деятельность магистрального трубопроводного транспорта относится к секции I «Транспорт и связь» раздела 60 «Деятельность сухопутного транспорта» группы 603 «Транспортирование по трубопроводам» класса 6030 «Транспортирование по трубопроводам» подкласса 60300 «Транспортирование по трубопроводам» Этот подкласс включает: транспортировку газов, жидкостей, жидких растворов и других материалов по трубопроводам; услуги насосных станций и техническое обслуживание трубопроводов (распределение природного или генераторного газа, воды или пара). Оказываемая услуга магистральным трубопроводным транспортом осуществляется при участии процессов и вовлекаемых в них объектов. При предоставлении услуги транспортировки жидких и газообразных энергоносителей магистральным трубопроводным транспортом объекты участвуют в планировании, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.
Для магистрального трубопроводного транспорта характерно большое разнообразие объектов и процессов, происходящих при их функционировании. Данное обстоятельство обусловливает наличие значительного количества технических нормативных правовых актов различных видов и статусов в магистральном трубопроводном транспорте. Специалисту в магистральном трубопроводном транспорте по причине его узкой специализации иногда затруднительно понимать данные акты, а также обладать знаниями по иным аспектам системы технического нормирования и стандартизации; иногда имеет место отсутствие информации о существовании некоторых из них.
Основная часть. Система взглядов по основным направлениям развития в области стандартизации на государственном и локальном уровнях, направленная на обеспечение комплексного решения задач функционирования системы стандартизации, представлена в различных странах в виде нормативных документов. В Соединенных Штатах Америки Национальным институтом стандартов в 2000 году разработан документ «Стратегия стандартов Соединенных Штатов» [2], который периодически пересматривается. Последняя редакция данной Стратегии (от 02.12.2010) содержит принципы системы стандартизации,
2012
ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия ^
методы достижения поставленных целей в международном и национальном контексте, требования к разработчикам стандартов, государственным органам, предприятиям и потребителям с целью постоянного улучшения системы стандартизации.
В Европейском Союзе Комитетом стандартов разработана «Стратегия Европейского комитета по стандартизации на 2011 - 2013 годы» [3], описывающая политические, экономические, экологические, общественные и технологические причины необходимости дальнейшего развития системы стандартизации. В данной Стратегии приводятся задачи, стоящие перед системой стандартизации, рекомендации, выполнение которых поможет решить поставленные задачи, и ожидаемые результаты.
В Российской Федерации подобная система взглядов на проблемы развития системы стандартизации до 2010 года в рамках государственного масштаба представлена в Концепции национальной стандартизации [4], разработанная в 2006 году. Данный документ содержит обоснованные цели, задачи и направления развития системы стандартизации.
В целях определения приоритетных направлений в системе технического регулирования отраслей и сфер деятельности в Российской Федерации в 2006 году были созданы Методические рекомендации по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности [5]. Действие данных Рекомендаций привело к появлению ряда концепций системы технического регулирования в отраслях и сферах деятельности. Существуют концепции системы технического регулирования на железнодорожном транспорте, в системе Росземкадастра, в авиационной промышленности, в сфере информационных технологий, в металлургии, в нефтегазовой отрасли. Данные концепции преимущественно были разработаны в 2006 году.
Концепция технического регулирования в нефтегазовой отрасли Российской Федерации [6] разработана на высоком профессиональном уровне и представляет собой грамотно составленный документ. В качестве наиболее важных пунктов в данной Концепции содержатся принципы, особенности и структура технического регулирования в нефтегазовой отрасли, взаимосвязь с другими системами технического регулирования, оценка и подтверждение соответствия в нефтегазовой отрасли, административные вопросы и сопровождение системы технического регулирования в нефтегазовой отрасли.
Данные системы технического регулирования могут также разрабатываться отдельным предприятием либо по заказу отдельного предприятия для собственных потребностей. Такой системой является Концепция технического регулирования в ОАО «Газпром» от 2009 года [7].
В Республике Беларусь также разработаны документы, отражающие основные направления развития стандартизации. В предыдущие годы в Беларуси действовала Концепция государственной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 1993 года № 426 [8]. В настоящее время на территории республики взамен данной Концепции действует ТКП 45-1.01-4-2005 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» [9].
Настоящий технический кодекс установившейся практики определяет цели, принципы построения и общую структуру Национального комплекса технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в строительстве, в которую в блок 3.05 входят магистральные и промысловые трубопроводы. В данном документе установлены объекты технического нормирования и стандартизации в строительстве, виды технических нормативных правовых актов, требования к их содержанию, а также ответственность за разработку этих актов и контроль за их соблюдением.
Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь для определения основных направлений государственной политики в области стандартизации и с целью усиления влияния стандартизации на реформирование экономики республики, повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг была разработана Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь от 12.01.2001 на период до 2005 года [10]. В концепции определены цели, принципы и приоритетные направления государственной стандартизации, стратегия ее развития, категории и виды нормативных документов, уровни стандартизации, методы и практика стандартизации, структура органов и служб стандартизации, механизм реализации. В установленный Концепцией период в пункте 7.1 «Приоритетные направления стандартизации» предлагалось определить направления стандартизации в ведущих отраслях, в том числе в топливно-энергетическом комплексе, химической и нефтехимической промышленности и услугах.
В магистральном трубопроводном транспорте, предоставляющем услугу транспортирования энергоносителей в рамках деятельности топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, на сегодняшний день отсутствует документированная система взглядов (Система, Концепция, Стратегия), в которой были бы изложены приоритетные направления стандартизации, что создает необходимость разработки подобной документированной системы.
Задачами, для решения которых данная Система будет разработана, являются:
- исследование структуры системы технических нормативных правовых актов с учетом отраслевых особенностей;
- анализ обеспеченности техническими нормативными правовыми актами в области магистрального трубопроводного транспорта;
- выработка рекомендаций по совершенствованию комплекса технических нормативных правовых актов в магистральном трубопроводном транспорте.
Формирование существующего перечня технических нормативных правовых актов, отраженного в Системе, позволит увидеть обеспеченность магистрального трубопроводного транспорта актами и обратить внимание на объекты и процессы, которые нуждаются в обеспечении актами.
Деятельность по дальнейшему качественному обновлению и совершенствованию системы технического нормирования и стандартизации в магистральном трубопроводном транспорте, осуществляемая на основе Системы, может включать следующие основные этапы:
- анализ современного состояния в области разработки и обеспеченности техническими нормативными правовыми актами в магистральном трубопроводном транспорте, выявление основных проблем и противоречий;
- определение первоочередных, основополагающих, перспективных направлений совершенствования технических нормативных правовых актов и их реализация.
Заключительная часть. Проведенный анализ системы технического нормирования и стандартизации в магистральном трубопроводном транспорте показал, что существует необходимость в систематизации технических нормативных правовых актов, что может быть осуществлено в Системе технических нормативных правовых актов в магистральном трубопроводном транспорте. Данная процедура предполагает деятельность по упорядочению технических нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему.
Обеспечить единое комплексное решение при систематизации технических нормативных правовых актов возможно благодаря системному подходу, который позволит учесть всевозможные классификационные признаки объектов магистрального трубопроводного транспорта. Применение системного подхода не случайно и имеет рациональное подтверждение. Причина кроется в том, что магистральный трубопроводный транспорт является не просто совокупностью обособленных объектов, а представляет собой единую систему объектов, находящихся во взаимозависимости и взаимовлиянии. Использование понятия «система» несет в себе целевую нагрузку и является закономерным, так как все характерные свойства «системы» присущи и совокупности производственных объектов трубопроводного транспорта.
При систематизации технических нормативных правовых актов необходимо произвести классификацию объектов магистрального трубопроводного транспорта с целью сопоставления классификационным признакам кода, присвоенного различным видам технических актов.
Содержанием классификации является не только распределение изучаемых объектов по разным группам, но и определенный порядок этих групп, объединяющих их в единую систему.
Система должна решать две основные задачи:
1) представлять в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде все объекты этой предметной области;
2) содержать как можно больше существенной информации о них.
Рассмотренная литература позволила нам классифицировать объекты по следующим признакам:
1) виду транспортируемого продукта: нефть, газ, нефтепродукты;
2) этапам жизненного цикла: планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, консервация, вывод из эксплуатации, ликвидация;
3) типу размещения: площадочные, линейные.
Для простоты и лаконичности представления системы объектов магистрального трубопроводного транспорта первую классификацию следует проводить по виду транспортируемого продукта, вторую -по типу размещения производственных объектов, третью - по этапам жизненного цикла, что более практично по сравнению с другими классификациями по вышеуказанным признакам.
В настоящее время в Республике Беларусь разработано и введено в действие 17 технических регламентов в различных отраслях экономики, но в магистральном трубопроводном транспорте такой единый системообразующий документ пока отсутствует. Разработка и принятие технического регламента в магистральном трубопроводном транспорте позволит сконцентрировать в едином документе требования по безопасности, сформировавшихся исходя из научных данных или технически обоснованных критериев на базе установившейся практики, которые в настоящее время установлены в различных документах, в том числе принятых различными органами государственного управления.
Заключение. Рассматриваемая нами Система должна содержать информацию: о состоянии технического нормирования и стандартизации в магистральном трубопроводном транспорте; технических
2012
ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия F
нормативных правовых актах; системе смежных технических нормативных правовых актов в магистральном трубопроводном транспорте; информационно-поисковых системах, в которых можно осуществить поиск текста необходимых актов, координации работ в системе технического нормирования и стандартизации в магистральном трубопроводном транспорте и иных аспектах технического нормирования и стандартизации в магистральном трубопроводном транспорте.
Система должна способствовать повышению качества и конкурентоспособности услуги, предоставляемой магистральным трубопроводным транспортом. Это возможно за счет повышения уровня компетенции специалистов в магистральном трубопроводном транспорте после ознакомления с Системой и формулирования последующих возможных рекомендаций по совершенствованию системы технического нормирования и стандартизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. О магистральном трубопроводном транспорте: Закон Респ. Беларусь от 09 янв. 2002 г., № 87-3.
1. United States Standards Strategy [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://ansi.org/standards_ activities/nss/usss.aspx?menuid=3. - Дата доступа: 15.07.2011.
2. CEN Stratedy [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.cen.Eu/cen/AboutUs/Strategy/ /Pages/default.aspx. - Дата доступа: 20.07.2011.
3. Концепция национальной стандартизации [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа: http: //www. gost.ru. - Дата доступа: 25.07.2011.
4. Методические рекомендации по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа: http://www.gost.ru. - Дата доступа: 30.07.2011.
5. Концепция технического регулирования в нефтегазовой отрасли Российской Федерации [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа: http://www.gost.ru. - Дата доступа: 20.08.2011.
6. Концепция технического регулирования в ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru. - Дата доступа: 30.08.2011.
7. Концепция государственной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве, одобрена постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 2 февр. 1993 г. № 426 [Электронный ресурс]. - 1993. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 05.09.2011.
8. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения: ТКП 45-1.01-4-2005. - Минск: РУП «Стройтехнорм», 2005. - 45 с.
9. Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь от 12.01.2001 на период до 2005 года: одобрена решением научно-технической комиссии по стандартизации Госстандарта (протокол № 1 от 12.01.2001) [Электронный ресурс]. - 2001. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 05.09.2011.
Поступила 18.05.2012
ON THE ACTUALITY OF THE INFORMATIVE-ANALYTIC SHEET IN MAJOR PIPELINE TRANSPORT UNDER TECHNICAL REGULATION
A. VARONIN, V. LIPSKY, Р. SERENKOV
This article is devoted to the necessity of development of System of technical normative legal acts in the mail pipeline transport. There were presented different points of views which are considering directions in standardization in different countries including the Republic of Belarus on local and governmental levels. There were given tasks and content of System of technical normative legal acts. Under discussion System must assist to rise in quality and competitiveness of service which is accomplished by the main pipeline transport at the expense of rise in specialists competency after getting acquainted.