Об акторах политической ответственности
Ю.А. Нисневич
В качестве субъектов политической ответственности могут выступать различные политические акторы, которые принимают политические решения и совершают политические действия. Политические решения могут приниматься, а действия совершаться как индивидуально, так и коллективно, и следовательно, могут иметь место как индивидуальные, так и коллективные субъекты политической ответственности.
Индивидуальными субъектами политической ответственности выступают политики, в том числе должностные лица, занимающие политические должности в системе публичной власти, а также граждане, участвующие в политических мероприятиях.
В качестве коллективных субъектов политической ответственности могут выступать различные политические институты, в которых имеет место как коллегиальное, так и индивидуальное принятие политических решений. При коллегиальном принятии политических решений круг лиц, участвующих в их принятии, должен быть ограничен и персонально определен. Иначе обсуждать политическую ответственность не имеет смысла, т. к. в самой такой процедуре принятия решения изначально заложен принцип коллективной безответственности. При совершении политическим институтом тех или иных коллективных действий каждый из тех, кто входит в его кадровый состав, несет личную ответственность за участие или неучастие в этих действиях. Как представляется, только при таком подходе и имеет смысл рассматривать политическую ответственность политического института как коллективного субъекта такой ответственности.
При предлагаемом подходе обсуждение ответственности народа, электората и абстрактных элит представляется неправомерным.
Исходя из того, что политика призвана регулировать общественные отношения, естественным образом объектом политической ответственности выступает общество.
Характер решений и действий политических акторов, а следовательно, и сущностные характеристики их политической ответственности, определяющим образом зависят от того, какие цели эти акторы преследуют и какие задачи решают на разных стадиях политического процесса, а именно — на стадии завоевания (удержания) политическими акторами публичной власти и на стадии ее использования.
На этапе завоевания публичной власти, осуществляемом посредством выборов, главными действующими лицами и политическими акторами выступают, с одной стороны, политические партии и кандидаты, а с другой — избиратели.
82
Выпуск 3 2013
Ю.А. Нисневич
Политические партии выставляют на политический рынок для обмена на голоса избирателей два взаимосвязанных политических продукта. Первый представляет собой партийные программы, которые должны содержать политические проекты развития общества и государства, а второй — политические команды во главе с партийными лидерами, которые должны будут реализовывать такие проекты посредством властно-принудительных полномочий публичной власти. За «качество» этих продуктов партии и должны в первую очередь нести политическую ответственность перед избирателями и обществом в целом.
В демократическом правовом государстве ценностный смысл и содержание партийных программ и проектов должны определяться обязательностью соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина и принципа конституционализма.
Партии также должны нести политическую ответственность перед избирателями за профессионализм, подготовленность к управлению делами государства, моральные и этические качества предлагаемых ими кандидатов как на избрание, так и на назначение на политические должности в системе публичной власти.
Политики, участвующие в выборах как в качестве партийных, так и в качестве независимых кандидатов, должны нести личную политическую ответственность за те обещания, которые они дают избирателям в ходе избирательных кампаний. Популистские обещания чреваты серьезными негативными последствиями, если дававшие их кандидаты победят на выборах.
Невыполнение предвыборных обещаний порождает в обществе негативное отношение и недоверие не только к дававшим такие обещания конкретным политикам, но ко всей системе публичной власти, что приводит к возникновению социально-политической напряженности и нестабильности, в перспективе чреватой серьезными социально-политическими катаклизмами.
Попытки любой ценой выполнить практически невыполнимые предвыборные обещания также чреваты возможностью дестабилизации сначала экономической ситуации, а затем негативным развитием социальных и политических процессов по предыдущему сценарию.
Участвующие в выборах партии, все партийные и независимые кандидаты несут политическую ответственность за применяемые ими методы и способы участия в избирательных кампаниях. Представляется достаточно очевидным, что политическая ответственность несовместима с принципом «цель оправдывает средства». При этом политическая ответственность партий и политиков перед избирателями и обществом в целом искажается и трансформируется в их ответственность, основанную на коррупционных отношениях, перед теми, кто обеспечил им победу на выборах.
Политическая ответственность гражданина должна базироваться на ясном осознании определяющей роли политики в его каждодневной жизни. В ходе выборов политически ответственный избиратель должен осмысленно принимать решение о своем участии или неучастии — как форме протеста — в тех или иных выборах, а также о том, за какую партию и кандидата он отдаст свой голос. Политическая ответственность гражданина является показателем уровня не только его политической, но и общей культуры. Воспитание политической
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
83
Научная дискуссия
ответственности и политической культуры гражданина как составной части его общей культуры должно, как представляется, быть одной из важнейших задач современного образования.
Если завоевание власти политическими акторами осуществляется посредством государственного, в частности военного, переворота или путем подкупа государственных высших должностных лиц финансово-промышленными группами и корпорациями олигархического типа и внедрения в систему публичной власти их ставленников, то понятие политической ответственности к таким ситуациям в принципе неприменимо.
Особое место в проблематике политической ответственности занимает революционное завоевание власти посредством так называемых ненасильственных революций, когда смена правящего режима уже невозможна в результате выборов, а возможна только под давлением массовых протестных акций. Естественно, что политическую ответственность перед обществом за организацию массовых протестных акций и смену правящего режима берут на себя лидеры протестного движения. Но в таких ситуациях первостепенная суть политической ответственности, которая лежит как на лидерах протестных движений, так и на лидерах правящих режимов, состоит в том, чтобы не допустить кровопролития, гражданской войны и распада государства.
На этапе использования публичной власти победившими на выборах партиями и кандидатами суть их политической ответственности состоит в том, чтобы практически реализовывать соответствующие их политико-идеологической ориентации проекты и меры по развитию общества и государства, которые они предъявляли избирателям в качестве своих предвыборных программ. Говорить о политической ответственности перед избирателями, голосовавшими, исходя из того, понравился им или не понравился лидер той или иной партии или кандидат как мужчина или женщина, достаточно проблематично. Однако политически ответственный политик обязан исходить из презумпции политически ответственного голосования на выборах всех избирателей.
Непосредственно политическую ответственность за реализацию партийных и персональных предвыборных программ и обещаний несут кандидаты и представители партий — как избранные, так и назначенные на политические должности в системе публичной власти.
Сменяемость в результате политической конкуренции на выборах не только непосредственно избираемых, но и назначаемых политических должностных лиц в системе публичной власти является одним из ключевых и обязательных атрибутов демократии, обеспечивающим политический контроль граждан за деятельностью публичной власти. Такая сменяемость служит действенным механизмом принуждения к политической ответственности кандидатов и представителей партий, избранных и назначенных на политические должности в системе публичной власти.
Особо следует отметить, что в мирной жизни армия и другие силовые структуры, очевидно, должны быть деполитизированы и не должны являться субъектами политической ответственности. Особую проблему представляет политическая ответственность их командования в условиях революционной смены правящего политического режима. Именно от позиции армии в лице ее
84
Выпуск 3 2013
Ю.А. Нисневич
командования определяющим образом зависит то, по какому сценарию будут развиваться события в противостоянии протестного движения и правящего режима — по сценарию «ненасильственной» революции или гражданской войны. Эта проблема, безусловно, нуждается в отдельном специальном исследовании.
На этапе использования публичной власти политическими акторами, коллективными субъектами политической ответственности выступают политические институты публичной власти, политические партии и общественные объединения граждан.
На общегосударственном уровне к политическим институтам публичной власти относятся президент при президентской и смешанной (полупрезидентской) формах правления, общегосударственный парламент и правительство.
Политические институты публичной власти в первоочередном порядке несут политическую ответственность за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и соблюдение принципа конституционализма при принятии политических решений и реализации действий по управлению делами общества и государства. Также они несут политическую ответственность за политические, экономические и социальные последствия своих решений и действий для граждан.
В парламенте, правительстве и подобных органах публичной власти на региональном и местном уровнях политические и управленческие решения, которые могут иметь политические последствия, принимаются коллегиально. Президент и высшие должностные лица публичной власти на региональном и местном уровне принимают политические и управленческие решения единолично.
Политические решения и действия парламента осуществляются в форме принятия законов в процессе законодательной деятельности. Политическую ответственность за прилидеров оппозиции и общественных организацийнятие законов несет в первую очередь парламентское большинство. А парламентская оппозиция должна обеспечивать контроль деятельности парламента в целом, правящего парламентского большинства и сформированного им правительства, а также других органов публичной власти. За добросовестное и качественное выполнение этой задачи парламентская оппозиция несет политическую ответственность перед избирателями и перед всем обществом.
При этом все депутаты обладают индемнитетом — свободой выступлений и голосования в парламенте, в силу которой не допускается привлечение депутата к ответственности за его парламентскую деятельность.
На этапе использования публичной власти мерой политической ответственности законодательных и представительных органов публичной власти всех уровней служит их роспуск и проведение досрочных выборов.
Решения по государственной социально-экономической политике и оперативные управленческие решения принимаются правительством коллегиально на его заседаниях. За такие решения и их экономические, социальные и политические последствия правительство несет коллегиальную политическую ответственность. Мерой ответственности правительства служат его отставка и отставка отдельных членов правительства.
Президент демократического правового государства как его глава является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина и несет полити-
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
85
Научная дискуссия
ческую ответственность в первую очередь за их соблюдение и защиту всеми органами и организациями публичной власти. Президент несет политическую ответственность за все свои решения и действия и за их возможные последствия.
Избираемые должностные лица публичной власти регионального и местного уровня также несут ответственность за свои единоличные решения и совершенные в соответствии с этими решения действия подчиненных им органов и организаций публичной власти и их последствия.
На этапе использования публичной власти характер политической деятельности, а следовательно, и политической ответственности партий, определяющим образом зависит от того, представлена или нет партия в парламенте партийным депутатским корпусом. Для партий, представленных в парламенте, основным видом их политической деятельности становится законодательная и в целом парламентская деятельность. Характер парламентской деятельности партии и ее политической ответственности в рамках такой деятельности зависит от того, каким образом решается классическая внутрипартийная проблема доминирования.
При доминировании руководства партии оно несет в первоочередном порядке политическую ответственность за деятельность партии на этапе использования публичной власти, включая как результаты парламентской деятельности партии, так и проведения партией политических кампаний и массовых акций; а партийный депутатский корпус выступает в роли ответственного исполнителя директивных указаний руководящих органов партии.
При доминировании депутатского корпуса во внутрипартийных отношениях имеет место разделение функций между партийным руководством и партийным депутатским корпусом. В этом случае руководство партии и партийный депутатский корпус несут солидарную ответственность за деятельность партии.
Для партий, не представленных в парламенте, основными видами их политической деятельности на этапе использования публичной власти остаются проведение публичных кампаний по политической рекламе партии и массовых политических акций, за проведение и результаты которых политическую ответственность несет руководство партий.
Следует отметить, что организаторы и участники массовых политических акций в первую очередь несут политическую ответственность за их ненасильственный характер.
Определенную политическую ответственность за свои действия несут и общественные объединения граждан. Одной из функций общественных объединений, кроме религиозных, является оказание влияния на проводимую публичной властью политику в сфере деятельности и компетенции общественного объединения посредством законодательно или институционально регламентированного лоббирования. И за результаты такого лоббирования общественные объединения должны нести политическую ответственность.
Кроме того, общественные объединения выступают основными акторами гражданского контроля деятельности органов и должностных лиц публичной власти. Практический результат гражданского контроля состоит в том, чтобы уполномоченными на то органами публичной власти была проведена проверка всех событий и фактов коррупционного характера и иного ненадлежащего
86
Выпуск 3 2013
Ю.А. Нисневич
исполнения служебных обязанностей, выявленных по результатам такого контроля. При их подтверждении те, кто непосредственно причастен к коррупции, должны быть в судебном порядке привлечены к административной или уголовной ответственности, а ответственные должностные лица, допустившие возникновение коррупционных отношений, — отправлены в добровольную или принудительную отставку. При этом должны быть устранены обстоятельства нормативного и организационного характера, способствующие распространению в органах публичной власти коррупционных отношений и иных неформальных практик.
В таком ракурсе общественные объединения граждан, реализующие гражданский контроль, несут политическую ответственность за его проведение и результаты. При этом внешний по отношению к системе публичной власти гражданский контроль служит значимой и эффективной мерой принуждения к политической ответственности ее органов, организаций и должностных лиц.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
87