Об адаптации антикоррупционной системы КНР...
291
Л.Н. Смирнова'
ОБ АДАПТАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КНР К МЕЖДУНАРОДНЫМ ВЫЗОВАМ
Аннотация. В современном мире главной проблемой становится не внутренняя коррупция, а бегство коррупционеров и утечка похищенных капиталов за рубеж. Смертная казнь за коррупцию в этом случае теряет устрашающий эффект, ибо западные страны могут отказывать в сотрудничестве по экстрадиции и возвращению активов на основании правозащитных соображений, если подозреваемому на родине грозит смертная казнь. Не работают в этом случае и жесткие внутрипартийные методы расследования: КПК не обладает сверхполномочиями по сбору доказательств за рубежом.
В статье предлагается прогноз возможных реформ, которые, исходя из опубликованных документов, КНР планирует провести в своей антикоррупционной системе, чтобы эффективно бороться с современной коррупцией в международном масштабе.
Ключевые слова: Китай; коррупция; политическая реформа; ЦКПД КПК; 3-й пленум ЦК КПК 18-го созыва.
* Смирнова Лариса Николаевна — соискатель ИДВ РАН, иностранный эксперт — преподаватель Сямэньского университета КНР, магистр государственного управления Национальной школы администрации Франции.
292
Внешнеэкономическая политика КНР
Введение
В последние годы российские эксперты задаются вопросом: стоит ли использовать китайский опыт борьбы с коррупцией в нашей стране? Как заявил во время визита в КНР 22—23 октября 2013 г. премьер-министр России Д. Медведев, «коррупция — очень большая системная проблема нашей страны, и нам еще потребуется огромное количество усилий, для того чтобы эту ситуацию исправить. Мы внимательно приглядываемся и к опыту Китайской Народной Республики... Надо признаться, что целый ряд мер, которые вы принимаете, очень жесткие, и в нашем законодательстве такие меры недопустимы. Но я думаю, что такого рода меры приносят и определенные плоды, то есть такого рода меры достигают цели»1.
Однако главная проблема современности — это уже не внутренняя коррупция, эффективным методом борьбы с которой могло бы быть устрашение, а коррупция международная, когда преступники скрываются за границей и/или выводят за рубеж коррупционные доходы. Точных данных о масштабах выведенных за пределы Китая доходов от коррупции нет. Согласно опубликованному в 2011 г. докладу Центрального банка Китая, 800 млрд юаней (около 124 млрд долл.) было выведено коррумпированными чиновниками за рубеж в период с 1995 по 2008 г.2 Генеральный прокурор Китая Цао Цзяньмин заявил в начале 2012 г., что за 2011 г., благодаря международному правоохранительному сотрудничеству, удалось вернуть в Китай 7,79 млрд юаней похищенных активов и 1631 подозреваемого в совершении «служебных» преступлений3. Однако согласно данным китайской газеты «Экономическое обозрение» Цзинцзи
гуаньча бао) со ссылкой на неопубликованный доклад Центральной комиссии по проверке дисциплины КПК, утечка незаконного капитала из Китая в 2011 г. могла составить 600 млрд долл.4 Организация Global Financial Integrity (GFI) также оценивает незаконные утечки капитала из Китая в 602,9 млрд долл. GFI уточняет, что эта цифра включает в себя капитал, который был «незаконно заработан, вывезен или инвестирован», т. е. как капитал, происходящий от коррупции или других преступлений,
Об адаптации антикоррупционной системы КНР...
293
так и капитал, полученный законными средствами, но незаконно переведенный за рубеж, например, в превышение квот на вывоз капитала или без уплаты налогов5. Если верить этой информации, то утечка капитала в 2011 г. составила 8 % ВВП Китая6.
Изменение природы коррупции подталкивает Китай к активизации международного сотрудничества по экстрадиции и возвращению похищенных активов, а также к реформированию своей собственной системы в направлении интеграции с международными правилами антикоррупционной борьбы. Таким образом, в то время как Россия задумывается о продуктивности жестких китайских мер, сам Китай, возможно, начинает постепенный отход от них. В первой части этой статьи анализируются причины, по которым традиционные китайские методы борьбы уже не могут быть эффективными в случае международной коррупции. В части второй рассматриваются шаги, которые КНР предпринимает с целью адаптации своей антикоррупционной системы к современным условиям. В части третьей анализируется значение намеченных реформ для политической и правовой системы КНР и предлагается гипотетический сценарий их развития в более отдаленной перспективе.
Утечка капитала и неэффективность традиционных антикоррупционных методов
Современная система борьбы с коррупцией в Китае основывается, прежде всего, на применении строгих наказаний, которые призваны устрашать потенциальных коррупционеров. Максимальная мера наказаний в виде смертной казни устанавливается сегодня за два вида преступлений: получение взятки и хищение государственного имущества. Причем государственные служащие рискуют быть приговоренными к смертной казни в случае получения взятки на сумму более 100 тыс. юаней (примерно 0,5 млн руб.) или совершения ими хищения государственных средств на ту же сумму7.
Методы расследования коррупции построены на жестких внутрипартийных мерах. Наиболее известной из них является
294
Внешнеэкономическая политика КНР
практика «двойного указания» (шуангуй), применяемая партийными комиссиями по проверке дисциплины (КПД). Как пишет китайский исследователь КПД из университета Цинхуа Го Юн8, многие принимают как данное, что КПД — это китайское антикоррупционное учреждение. Однако, разъясняет он, согласно законодательству КНР, ответственна за расследование коррупции Народная прокуратура КНР9. Конкретно этим занимается отдел прокуратуры — Антикоррупционное бюро. КПД — это внутренний дисциплинарно-инспекционный орган правящей партии, который в реальности расследует многие коррупционные деяния. Теоретически антикоррупционные бюро народных прокуратур могут вести расследования напрямую, но на практике большинство дел о коррупции сначала рассматривается КПД, а потом передается в органы прокуратуры. Деятельность КПД прописана в партийных постановлениях, но не прописана в государственном законодательстве, поэтому комиссии располагают лишь ограниченными правоохранительными полномочиями. В результате так называемое двойное указание, а именно требование к подозреваемому открыть правду о своей незаконной деятельности в назначенном месте в назначенное время, стало обычным методом расследования и сбора доказательств КПД.
Описание порядка применения практики шуангуй имеется, например, на сайте Народной прокуратуры пров. Хубэй: «Во-первых, в течение указанного времени подследственный без разрешения следственной группы не должен уходить, не должен вступать в переписку или телекоммуникационное общение с внешним миром; во-вторых, он прекращает работу, выполнение служебных обязанностей и без разрешения не должен участвовать в деловых, рабочих или связанных с исполнением обязанностей мероприятиях; в-третьих, заходя в указанное для шуангуй место, подследственный не должен быть одет в форму, не должен иметь при себе оружие или приносить другие предметы; в-четвертых, родственники и дети не должны без разрешения приходить вместе с ним, а также ждать его или находиться вблизи места, где проводится шуангуй»10.
Полномочия КПД, применяющих практику шуангуй, основываются на партийном Постановлении о порядке работы ко-
Об адаптации антикоррупционной системы КНР...
295
миссий по проверке дисциплины Коммунистической партии
Китая11. Исследователь китайского уголовного права Флора Са-
пио подтверждает, что в государственных нормативно-правовых
« «12 актах не содержится положений о применении этой практики .
На основании собранных ею в Китае эмпирических данных Са-пио сделала вывод, что срок задержания составлял от двух дней до года, а в среднем продолжался 3—6 месяцев. По данным Са-пио, подвергнутые шуангуй члены партии содержатся не в местах задержания, а, например, в отеле. Однако она отмечает, что «лишение свободы имело место во всех случаях, кроме одного». В единственном случае, когда лишения свободы не произошло, подследственный покончил с собой в первый день применения к нему «двойного указания»13.
Полученные в результате шуангуй данные в суде непосредственно использоваться не могут. Как пишет профессор Го Юн, «поскольку КПД не имеет законных оснований для проведения расследований, то, удостоверившись в том, что подозреваемый действительно коррумпирован, оно должно передать дело в Народную прокуратуру для официального расследования и (судебного) преследования»14.
Считается, что подобные меры давали определенную эффективность внутри Китая в условиях, когда коррупция оставалась в границах страны. Народная прокуратура провинции Хубэй следующим образом разъясняет эффективность шуангуй: Шуангуй — это строгая мера, гарантирующая, что подследственный разъясняет ситуацию дисциплинарной комиссии в сравнительно изолированной среде..., следовательно, шуангуй устрашает коррупционеров и приносит огромную пользу в антикоррупционной работе. Во-первых, само слово шуангуй оказывает сильное шокирующее психологическое воздействие на подследственного, который долгое время находится под наблюдением, в результате чего его мысленная оборона в любой момент может сломаться. Кроме того, властные полномочия подследственного приостанавливаются, его знакомые и пострадавшие от его действий, возможно, будут активнее давать показания, откроют правду, что удобно для проверки доказательств из внешних источников. Наконец, подследственный изолируется от внешнего
296
Внешнеэкономическая политика КНР
мира, и у него нет возможности вступить в сговор или изменить улики совместно с сообщниками»15.
Допустим теперь, что коррупционеру удается вывести доходы от коррупции за рубеж, а возможно даже получить гражданство другой страны. В этом случае даже крайняя строгость наказания и суровость методов расследования на родине могут и не оказать должного сдерживающего эффекта на потенциальных нарушителей, которые сочтут наказание маловероятным. Во-первых, строгость наказаний, особенно смертная казнь, может служить препятствием экстрадиции и возвращению активов в случае, когда страна, в которой скрывается подозреваемый, отказывает в сотрудничестве из правозащитных соображений16. Во-вторых, партийные дисциплинарные комиссии, разумеется, не обладают полномочиями за пределами Китая, а сбор доказательств коррупции правоохранительными органами в международном масштабе гораздо проблематичнее, чем в масштабах одной страны17. В-третьих, наконец, коррупционеры могут счесть риск личного наказания приемлемым для себя в случае, если за границей останутся их семья и собственность. В Китае даже имеется специальное слово для обозначения чиновников, отправивших семью за рубеж: их называют «голыми чиновниками» (аогуань)18.
Реформирование антикоррупционной системы КНР на современном этапе
Глубинные причины массовой утечки капитала из страны лежат в сравнительной непривлекательности существующей системы и в неуверенности в завтрашнем дне. Эти настроения могут быть вызваны как объективными, так и субъективными причинами. Но так или иначе, западные страны, куда обычно бежит капитал, пока что представляются коррумпированным чиновникам и их семьям более привлекательными. Из этой ситуации теоретически может быть два выхода: один из них — полная изоляция страны, другой — усиление международного сотрудничества по экстрадиции и возвращению похищенных активов. Сегодня очевидно, что Китай отдает предпочтение второму варианту.
Об адаптации антикоррупционной системы КНР...
297
Китай активизирует свою международную деятельность по возвращению похищенных активов. Идет процесс заключения специальных соглашений о разделе и возврате изъятого имущества между КНР и зарубежными странами. Так, в июле 2013 г. сообщалось, что КНР подписала Соглашение о разделе конфискованных активов и возвращении имущества с Канадой (Agreement on the Sharing of Forfeited Assets and the Return of Property)19. В 2014 г. Китай председательствует в АТЭС. В феврале 2014 г. в китайском городе Нинбо прошла конференция, совместно организованная правительством Китая (Министерством контроля
КНР) и Всемирным банком, главной темой которой стало воз-
« 20
вращение похищенный активов .
Императивы международного сотрудничества оказывают влияние и на реформы внутренней антикоррупционной системы. Прежде всего, хотя полная отмена смертной казни за коррупцию вряд ли состоится21, Китай постепенно ограничивает применение смертной казни в отношении коррупционеров. Максимальная мера наказаний в виде смертной казни устанавливается сейчас только за два вида преступлений. Как упоминалось выше, это получение взятки и хищение государственного имущества на сумму более 100 тысяч юаней. За остальные коррупционные преступления предусматриваются более легкие наказания в виде различных сроков лишения свободы, конфискации имущества, а также административных или дисциплинарных санкций.
В соответствии со ст. 48 и 50 УК КНР, приговор к смертной казни может иметь две формулировки: первая — это собственно приговор к смертной казни; вторая — это приговор к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора на два года. Первая формулировка сейчас используется в приговорах за коррупцию не так уж и часто; чаще приговор к смертной казни содержит отсрочку исполнения приговора на два года. Фактически по сложившейся практике, при приговоре к смертной казни с отсрочкой по истечении двух лет высшая мера наказания чаще всего заменяется на пожизненное заключение. Процедура для этого предусматривается в ст. 50 УК КНР.
Точные данные о количестве приведенных в исполнение приговоров в Китае не публикуются. Газета China Daily проци-
298
Внешнеэкономическая политика КНР
тировала в августе 2013 г. исследование, проведенное Тянь Го-ляном, профессором Партийной школы при ЦК КПК, согласно которому начиная с 1980-х годов среди чиновников в ранге заместителя министра и выше, осужденных за взятки и хищение, шесть были приговорены к смертной казни, 27 — к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора, 17 — к пожизненному заключению и 44 — к лишению свободы на разные сроки22.
После 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, который прошел в ноябре 2013 г., стало известно, что на повестке дня в Китае стоит также реформа системы партийной дисциплины. Двумя главными вопросами реформы являются статус и полномочия КПД. Эта реформа, на первый взгляд, техническая, осложняется тем, что она затрагивает организационные основы КПК, а следовательно, выходит за пределы задачи борьба с коррупцией в высшую политическую сферу. Как отмечает Го Юн, «комиссии по проверке дисциплины — это важная часть КПК, и, следовательно, реформа дисциплинарных комиссий — это неотъемлемая часть реформы КПК... Будущее реформы КПД определяется, в большой степени, пересмотром ее роли внутри китайской антикоррупционной системы, которая касается центральных во-
^ ^ 23
просов китайской политической системы» .
Из Постановления ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ» (п. 36)24, принятого на 3-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва, а также из Коммюнике 3-го пленума ЦКПД КПК 18-го созыва25 стало известно, что планируется усилить руководящие полномочия вышестоящих комиссий по проверке дисциплины над нижестоящими (цянхуа шанцзи цзивэй дуй сяцзи цзивэй дэ линдао). Пока местные комиссии по проверке дисциплины находятся под двойным руководством соответствующего партийного комитета и вышестоящей комиссии по проверке дисциплины26. В результате реформы предполагается замкнуть систему местных КПД на Центральную комиссию по проверке дисциплины (ЦКПД КПК), которая, в свою очередь, находится непосредственно под руководством Центрального комитета КПК27.
Кроме того, из опубликованного Пятилетнего плана по борьбе с коррупцией на 2013—2017 гг.28 стало известно, что планиру-
Об адаптации антикоррупционной системы КНР...
299
ется внести изменения в Постановление о порядке проверок комиссиями по проверке дисциплины КПК. Пятилетний план прямо не упоминает практику «шуангуй», однако он предусматривает общую детализацию Постановления о порядке проверок и стандартизацию механизмов обеспечения партийной дисциплины. План также конкретно указывает на необходимость «четко определить процедуру обжалования тех санкций, с наложением которых члены партии не согласны»29 (минцюэ данюанъ дуй суошоу данцзи чуфэнъ буфу дэ шэнъсу чэнсюй).
Значение проводимых реформ и гипотетические сценарии их продолжения
Институциональная реформа по изменению подчинения КПД — это важная реформа, затрагивающая ключевые моменты функционирования Коммунистической партии Китая. В результате реформы по выводу КПД из-под руководства партийных комитетов можно ожидать увеличения независимости КПД и постепенного снижения политического влияния местного уровня на процесс расследования коррупции. Согласно анализу, опубликованному агентством Синьхуа, речь может идти о «выстраивании вертикали» (streamline) в антикоррупционной системе»30. Как отмечает профессор Го Юн, «единое руководство вышестоящими КПД может способствовать усилению независимости КПД. Однако это изменит источник властных полномочий КПД и, следовательно, потребует масштабных изменений в Уставе КПК, в соответствии с которым КПД избираются собраниями народных представителей соответствующего уровня и от-
31
ветственны перед ними» .
Говоря (чисто гипотетически) о направлении этой институциональной реформы в более отдаленном будущем, можно предположить, что одним из вариантов могла бы стать постепенная эволюция статуса ЦКПД КПК от партийного дисциплинарного органа в сторону «четвертой» надзорной или контрольной ветви власти.
Уже сейчас у партийной ЦКПД КПК есть и «государственное» лицо, каковым является Министерство контроля (цзянъча-
300
Внешнеэкономическая политика КНР
бу). Статус Министерства контроля определяется Законом КНР об административном контроле32, который является государственным законом, принятым в соответствии с законодательной процедурой Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Согласно этому Закону, Министерство контроля подчиняется Госсовету КНР. Теоретически Министерство контроля обладает функциями и полномочиями, сходными с ЦКПД КПК, с тем различием, что ЦКПД КПК занимается членами КПК, а Министерство контроля — госслужащими, которые не являются членами КПК. Однако согласно разъяснению, опубликованному на сайте газеты «Жэньминьжибао», ЦКПД КПК и Министерство контроля на практике являются «одной организацией» в соответствии с принципом, который иногда применяется в китайской администрации: «Одна организация, две вывески, две функции» (гз цзигоу лянкуай пайцзы лянчжун чжинэн)33. Как пишет профессор Го Юн, «номинально Министерство контроля — это орган Госсовета; на самом деле, оно находится под прямым руководством ЦКПД КПК и может рассматриваться как ее часть»34.
Согласно ст. 20 ч. 3 Закона об административном контроле, Министерство контроля имеет полномочия, похожие на практику шуангуй, применяемую КПД. Это положение формулируется следующим образом: «Указать подозреваемым в нарушении административной дисциплины время и место, где они должны дать объяснения и разъяснить обстоятельства, связанные с расследуемым вопросом». Внешне похожее на ст. 28 ч. 3 Постановления о порядке проверок комиссиями по проверке дисциплины Коммунистической партии Китая, в которой содержится положение о «двойном указании», оно все-таки отличается от него. В отличие от партийного Постановления, в статье Закона об административном контроле четко уточняется, что подозреваемый «не может быть заключен под стражу или поставлен в похожие на заключение под стражу условия».
В случае постепенной регуляризации методов «двойного указания» по этому или подобному сценарию вполне реально их сохранение в качестве специального метода расследования коррупции. Теоретически шуангуй можно было бы рассматривать как разновидность специальных методов расследования в духе ст. 50
Об адаптации антикоррупционной системы КНР...
301
Конвенции ООН против коррупции. Ст. 50 Конвенции допускает и особо оговаривает применение таких методов расследования, как электронное наблюдение и даже агентурные операции на собственной территории государства. Делается это с учетом особой сложности доказательства коррупции, «признавая, что такие методы могут быть эффективным оружием в руках правоохранительных органов для борьбы с изощренными преступлениями, совершаемыми с применением современных технических средств и связанными с коррупцией»35. В этом случае гипотетически можно было бы даже рассмотреть варианты допустимости доказательств, собранных посредством шуангуй, в суде. Ведь п. 1 ст. 50 Конвенции обязывает государства-участники принимать меры для того, чтобы доказательства, собранные с помощью специальных методов расследования, допускались в суде.
Для регуляризации процедуры шуангуй максимальная длительность применения этой практики и порядок сбора доказательств могут быть прописаны в открытых партийных документах, а в перспективе — в государственных нормативно-правовых актах. Подследственному может быть, как минимум, предоставлено право обжаловать порядок ограничения свободы, а на дисциплинарные комиссии может быть возложена обязанность сообщать семье подследственного о его местонахождении. В случае успеха подобной реформы Китай сможет избежать критики за «экстралегальное задержание», которым, по мнению ряда исследователей, является шуангуй36 и которое запрещено международными документами о правах человека37. А это, в свою очередь, будет способствовать налаживанию эффективного международного сотрудничества по экстрадиции и возвращению активов.
Заключение
Главным вызовом, с которым сталкиваются современные государства в деле борьбы с коррупцией, является уже не внутренняя коррупция, а бегство преступников и вывод похищенных капиталов за рубеж. Императивы возвращения скрывающихся за рубежом коррупционеров и похищенных ими активов
302
Внешнеэкономическая политика КНР
диктуют необходимость активизации международного антикоррупционного сотрудничества. Участие в международном сотрудничестве, в свою очередь, подталкивает внутренние реформы в антикоррупционной системе.
Антикоррупционная система в Китае построена вокруг Коммунистической партии. Во-первых, фактически большинство коррупционных расследований инициируется партийными КПД и только потом передается в государственные правоохранительные органы. Во-вторых, дисциплинарные комиссии находятся под двойным руководством партийных комитетов соответствующего уровня и вышестоящей КПД. Такая структура антикоррупционной системы осложняет ее реформу, так как она затрагивает организационные основы КПК и, следовательно, выходит за пределы технической задачи борьбы с коррупцией, внедряясь в высшую сферу реформы партии и реформы политической системы.
В документах, принятых на 3-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва (ноябрь 2013 г.) и последовавших за ним, заложены программные основы реформы антикоррупционной системы. Технически результатом этой реформы должно стать увеличение независимости КПД, а также улучшение правовых стандартов их деятельности. Это должно способствовать налаживанию эффективного международного сотрудничества по экстрадиции и возвращению активов. С политологической точки зрения интересно продолжать следить за развитием этой реформы, так как она гипотетически может стать важным элементом переходного периода в политической системе КНР.
Примечания
1 Дмитрий Медведев ответил на вопросы в ходе онлайн-конференции в Пекине // Правительство России. 22.10.2013. URL: http://govemment.ra/ news/7685
2 Corrupt? officials? smuggled? $124 bn out of China, says Beijing report // Financial Times. 17.06.2011. URL: http://www.ftchinese.com/story/001039153/ en/?print=y
Об адаптации антикоррупционной системы КНР...
303
3 Цао Цзянъмин. 2011 нянь чжуахо цзай тао чжиу фаньцзуй сяньижэнь 1631 жэнь : [Цао Цзянъмин. В 2011 г. арестован 1631 скрывшийся подозреваемый в совершении служебных преступлений] // Жэньминь жибао. URL: 11.03.2012. http://politics.people. com.cn/GB/70731/17350841.html
4 Фанцзы дэ цзяолю : [Квартирная паника] // Цзинцзи гуаньча бао. 19.01.2013. URL: http://www.eeo.com.cn/2013/0119/239091.shtml
5 Kar, Dev & Freitas, Sarah. Illicit Financial Flows from China And the Role of Trade Misinvoicing [Online] // Global Financial Integrity. 2012. URL: http://www.gfintegrity.org/storage/gfip/documents/reports/ChinaOct2012/gfi-ch ina-oct2012-report-web.pdf
6 ВВП Китая в текущих долларах в 2011 г. составил 7,32 трлн. долл. США. Данные Всемирного банка. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.MKTP.CD/countries
7 Чжунхуажэньминь гунхэго синфа: [Уголовный кодекс КНР]. Ст. 382— 383 (хищение). Ст. 385—386 (получение взятки). С последними изменениями от 1 мая 2011 г. URL: http://www.lawinfochina.com/display.aspx?lib=law&id= 354&CGid=
8 Guo Yong. Historical Evolvement and Future Reform of the China Communist Party Discipline Inspection Commission // Paper presented at the Opening Ceremony of the Centre of Anti-Corruption Studies. Hong Kong. 02.04.2009. P. 233. Pp. 247—249. URL: http://www.cacs.icac.hk/en/events/ files/CACS_Eng_P233-251.pdf
9 Чжунхуа жэньминь гунхэго синши сусун фа (Уголовно-процессуальный кодекс КНР) (с последними изменениями от 14.03.2012). Ст. 18. Ч. 2. URL: http://www.gov.cn/flfg/2012-03/17/content_2094354.htm.
10 Цзэн Дэбинъ. Дуй фалю динвэй дэ цзяньча цзигуань чжэньчацюань юй цзивэй «шуангуй» дэ цзидянь сыкао : [Несколько размышлений о правовом статусе полномочий предварительного расследования органами прокуратуры и «шуангуй» дисциплинарных комиссий] // Народная прокуратура провинции Хубэй. 25.02.2013. URL: www.hbjc.gov.cn/shiwuyanjiu/zhenchas hiwu/201104/t2011042 5_534470.html
11 Чжунго гунчаньдан цзилю цзяньча цзигуань аньцзянь цзяньча гун-цзо тяоли : [Постановление о порядке проверок комиссиями по проверке дисциплины Коммунистической партии Китая]. Ст. 28. Ч. 3. URL: http:// cpc.people.com.cn/GB/33838/2539632.html
12 Sapio Flora. Shuanggui and Extralegal Detention in China // The Documentation and Research Centre for Modern China. Leiden University, 2008. P. 11. URL: http://cin.sagepub.com/content/22/1Z7
13 Sapio, Flora. Op. cit. P. 16—17.
14 Guo Yong. Op. cit. P. 248.
304
Внешнеэкономическая политика КНР
15 Цзэн Дэбинь. Указ. соч.
16 Брюн Жан-Пьер и др. Руководство по возврату активов для специа-листов-практиков. М. Всемирный банк и УНП ООН, 2012. С. 222.
17 Stephenson Kevin M. [et al.] Barriers to Asset Recovery. Washington. DC: The World Bank and UNODC, 2011.
18 «Ло гуань» бу дэ ти ба : [«Голые чиновники» не должны получить повышения по службе)] // China Daily. 20.01.2014. URL: http://www.chinadai ly.com.cn/language_tips/news/2014-01/20/content_17244603.htm
19 Stepping Up the Fight Against Transnational Organized Crime // Government of Canada. 04.07.2013. URL: http://www.international.gc.ca/med ia/aff/news-communiques/2013/07/04b.aspx?lang=eng
20 Uyanik Tunk. China prioritizes asset recovery in APEC — Star's Perspective //APEC ACT — StAR Workshop. Ningbo. 21.02.2014. URL: http:// star.worldbank.org/star/content/china-prioritizes-asset-recovery-apec-stars-persp ective
21 См., например: Crime and punishment for corrupt officials [Online] // China Daily. 29.08.2013. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2013-08/ 29/content_16928105.htm; The death penalty — a question of public opinion? [Online] // Global Times. 04.11.2011. URL: http://gbtimes.com/life/death-pena lty-question-public-opinion; China not to drop death penalty for corruption crimes: legislator // People's Daily Online. 2010. September. URL: http://englis h.people.com.cn/90001/90776/90785/7153588.html
22 Crime and punishment for corrupt officials // China Daily. 29.08.2013. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2013-08/29/content_16928105.htm
23 Guo Yong. Op. cit. P. 251.
24 Чжунгун чжунян гуаньюй цюаньмянь шэньхуа гайгэ жогань чжунда вэньти дэ цзюедин : [Постановление ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ»]: офиц. текст // Агентство Синьхуа. 15.11.2013. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2013-11/15/c_ 118164235.htm
25 Чжунго гунчаньдан ди шиба цзе чжунян цзилю вэйюаньхуй ди сань цы цюаньти хуйи гунбао : [Коммюнике 3-го пленума ЦКПД КПК 18-го созыва]: офиц. текст // Агентство Синьхуа. 15.01.2014. URL: http:// news.xinhuanet.com/politics/20 14-01/15/c_118984441.htm
26 Guo Yong. Op. cit. P. 248.
27 Официальный сайт КПК. URL: http://english.cpc.people.com.cn/2069 72/206981/8223996.html
28 Цзяньли цзяньцюань чэнчжи хэ юйфан фубай тиси 2013—2017 нянь гунцзо гуйхуа : [План работы по созданию устойчивой системы наказания и предотвращения коррупции на 2013—2017 годы]: офиц. текст // Синьхуа.
Об адаптации антикоррупционной системы КНР...
305
25.12.2013. URL: http://news. xinhuanet.com/yuqing/2013-12/26/c_12591798 9.htm
29 Там же. Ч. 6. П. 4.
30 China to streamline discipline supervision system [Online] //Xinhua News Agency. 15.01.2014. URL: http://news.xinhuanet.com/english/china/2014-01/ 15/c_133047753.htm
31 Guo Yong. Op. cit. P. 250.
32 Чжунхуа жэньминь гунхэго синчжэн цзяньчафа: [Закон КНР об административном контроле]. Последние изменения от 25.06.2010. URL: http:// www.npc.gov.cn/huiyi/cwh/1115/2010-06/25/content_1579549.htm
33 [«Дан дэ цзяньшэ цыдянь» цытяо] дан дэ цзилю цзяньча вэйюаньхуй юй цзяньчабу дэ гуаньси : [Лексика из «Словаря строительства партии»/ Отношения между партийными комиссиями по проверке дисциплины и Министерством контроля] // Жэньминь жибао. 17.11.2009. URL: http://theory. people.com.cn/GB/103946 68.html
34 Guo Yong. Op. cit. P. 233.
35 УНП ООН. Руководство для законодательных органов по осуществлению Конвенции ООН против коррупции. 2-е изд., испр. и доп. Ньй-Йорк: ООН, 2012. С. 215.
36 Sapio Flora. Op. cit. P. 7.
37 Всеобщая декларация прав человека: офиц. текст. Ст. 9. URL: http:// www.un.org/ru/documents/ded_conv/declarations/declhr.shtml