УДК 371 ; 371.4
Власов Александр Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
О ЗНАЧИМОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЙ В ШКОЛАХ СЕВЕРО-ВОСТОКА США В ПЕРИОД С КОНЦА XVIII ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКОВ
В статье анализируются различные мнения о роли и месте физических упражнений и спортивных состязаний в структуре образовательных учреждений северо-восточных американских штатов в период конца XVIII - середина XIX столетий. Рубеж XVШ-XIX столетий ознаменован повышением интереса населения страны к спортивно-развлекательным состязаниям, в том числе и среди школьников. Спонтанно организованные подвижные игры и спортивные состязания, становятся заметной формой времяпрепровождения школьников в после урочный период. Высказываются отдельные научно-обоснованные суждения о ценностях двигательной активности и жизненно важных прикладных двигательных навыках (плавание, военная подготовка). В некоторых школах для детей, формирующейся элиты американского общества, фрагментарно возникают уроки танцев. Первая половинаXIX века -открытие дискуссии о роли и месте физических упражнений в образовательных учреждениях, прежде всего, северо-восточных американских штатов. В середине XIX столетия в ряде школ Новой Англии (северо-восток США) по инициативе педагогов фрагментарно возникают попытки узаконить программы физических упражнений и спортивных состязаний в содержании образовательного процесса. В ряде школ северо-востока позиционируется неуместность присутствия физических упражнений и спортивных состязаний ни во время, ни после уроков. Начало второй половины XIX в. (1860-1870 гг.) обострение дискуссии, окончание которой положило начало гражданской войны (1861-1865). Необходимость физической подготовки воинов выступило значимым компонентом в пользу обоснования переориентации школьной программы на включение физкультурно-спортивного компонента в ее содержание.
Ключевые слова: США, школа, физические упражнения, спортивные состязания, школьная физическая культура, школьный спорт, физическая подготовка.
Изучение исторического наследия, оказавшего влияние на формирование современной картины развития общества, безусловно, является одним из актуальных направлений научно-исследовательской деятельности. С позиции изучения историко-педагогических аспектов организации физкультурно-спортивной деятельности в обществе, особый интерес, на наш взгляд, вызывают исторические процессы, факты и события, которые определили современное состояние, как физического воспитания, так и спортивных показателей у ведущих мировых держав.
Соединенные Штаты Америки на сегодняшний день - это страна с ярко выраженным интересом нации к занятиям физическими упражнениями и видами спорта. Одной из задач предпринятого нами исследовании было рассмотрение, прежде всего историко-педагогических аспектов развития и становления школьной физической культуры, опираясь на хронологию исторических событий, начиная от времени, когда европейские колонисты, прибывавшие на новую землю, начали создавать собственные устои вновь выстраиваемого ими общества.
Как известно освоение территорий североамериканского континента началось с его восточного побережья. Первые поселения возникли на территории современной Новой Англии, и, по мнению большинства историков, именно северо-восточные штаты стали колыбелью не только американской государственности, но и основных социально-культурных и экономических институтов. Так, на-
пример, начиная с 1620 г. всем вновь образованным поселениям колонистов на территории современного штата Массачусетс предписывалось нанимать учителей для обучения детей письму, арифметике и Закону Божьему. В период ХУП-ХУШ вв., когда начался процесс преобразований большей части поселений в города, потребность в обучении привело к необходимости системной реализации данного вида деятельности, что потребовало создания системы средних школ [1, с. 26].
Хронология исторических событий показывает, что уже в 1787 г. Совет континента распорядился о том, чтобы каждое новое поселение выделяло участок земли для строительств бесплатной средней школы. Кроме того, к 1800 г. школы помимо общеобразовательных целей стали нести еще и нагрузку, связанную с необходимостью подготовки подрастающего поколения к обучению во вновь создаваемых университетах и колледжей, которых на северо-востоке США насчитывалось уже более тридцати [5, с. 4].
Необходимо отметить, что к этому времени в содержании школьного образования наблюдается тесное переплетение образцов классического европейского образования, с обучением ремеслам и иным прикладным навыкам, необходимость которых обозначалась жизненными реалия того времени. Так, например, во многих школах северо-востока США в содержании образовательного процесса вместе с арифметикой и латынью присутствовали животноводство, ведение домашнего хозяйства и т.д. [5, с. 5].
© Власов А.В., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
183
Таким образом, по мнению многих как отечественных [2, с. 15-18], так и зарубежных исследователей [4, с. 23-24], становление северовосточных американских колоний связано как с развитием ремесел и сельского хозяйства, так и с развитием самого общества, формированием его традиций и потребностей, и это не могло, не отразится на содержании образовательных программ. Если XVII век для истории США - это время зарождения основ современного американского общества, то годы XVIII-XIX столетий - это время его становления и развития, когда во многом определяющими становятся ценности и традиции американской культуры, связанные с воспитанием подрастающего поколения новых американцев, их образованием, семейного уклада, а также развлечениями и досугом.
В соответствии с конституцией Североамериканских Соединенных Штатов, которая отдавала приоритет в области образовательной политики непосредственно самим штатам, администрация каждого штата, осуществляя руководство своими школами, самостоятельно определяла как содержание учебных планов, так и цели и задачи обучения.
По мнению американского исследователя Д. Сидентопа (D. Sidentop) физическое воспитание (Physical Education (PE)) как школьный учебный предмет впервые появился на северо-востоке США в штате Массачусетс в школе для мальчиков Роунд Хилл (Round Hill School) города Норт-хэмптон (Northampton) в середине 1820-х гг. [13, с. 29]. Данное событие он связывает, прежде всего, с именем Чарлза Бэка (Charles Beck) - немецкого эмигранта, который, после прибытия из Германии, начал работать в школе Роунд Хилл учителем латинской словесности (1824 г). Вместе с тем, будучи ярким приверженцем учений одного из основателей немецкой гимнастической школы Фридриха Людвига Яна (Friedrich Ludwig Jahn), Ч. Бэк сразу же предложил введение в качестве обязательного учебного предмета, разработанную им программу телесного и духовного развития школьников, основанную в традициях немецкой гимнастической системы в совокупности с целями, характерными для классических греческих школ времен античности.
Необходимо отметить, что для школ как северо-востока США, так и всего североамериканского континента, - это была первая достаточно полная и системная программа по физическому воспитанию, направленная на развитие культуры телесной и духовной, средствами занятий физическими упражнениями и подвижными играми как в урочное (три раза в неделю), так и практически ежедневно в послеурочное время.
Кроме того, вызывает интерес и тот факт, что практически в это же время один из близких друзей Ч. Бэка Чарлз Фоллен (Charles Follen), прибывший вместе с ним из Европы, получает место
в Гарвардском университете, и в 1826 г. на его территории оборудует, как пишет Д. Сидентоп: «...из переделанной столовой, первый в истории американского университетского образования специализированный спортивный зал, где студенты могли регулярно заниматься физическими упражнениями» [13, c. 31].
Буквально в следующем году (1827 г), как отмечает американский историк физического воспитания Фред Леонард (Fred Leonard), при поддержке Ч. Фоллена, в Бостоне (штат Массачусетс) еще один выходец из Германии Фрэнсис Либер (Francis Lieber) открывает один из первых на территории США плавательных бассейнов, где начинает функционировать школа по обучению плаванию, деятельностью которой заинтересовался и 6-й президент США Джон Куинси Адамс (John Quincy Adams), посетивший ее вскоре после открытия, что придало этому событию, в том числе, и политический оттенок [10, c. 239-242]. Однако необходимо отметить, что появление данной школы было встречено неоднозначно пуританской общественностью северо-востока США. Она неоднократно подвергалась насмешкам со стороны журналистов того времени, публиковавших в газетах и журналах о ней достаточно злые карикатуры, что предопределило ее закрытие после первых двух лет функционирования.
Кроме того, дальнейшая хронология событий, показывает, что система физического воспитания Ч. Бэка, просуществовала в школе Роунд Хилл в течение шести лет до 1830 г., пока в ней преподавал непосредственно сам Бэк, а в 1834 г. школа была закрыта.
Тем не менее, опираясь на факты исторических событий, мы можем предположить, что в 1820-х гг. система образования северо-востока США подверглась достаточно существенному немецкому влиянию, а деятельность Ч. Бэка, Ч. Фоллена и Ф. Либера в 1820-х - 1830-х гг. положило основу системному развитию физического воспитания в школах и университетах восточного побережья североамериканского континента.
Вместе с тем, анализируя работы американских исследователей, например, Анна-Марии Кауфман (Ann Marie Kaufmann) [9, c. 10-17], Аманды Мэткельф (Amanda Metcalf) [11, c. 16-18], Курти-са Стоуна (Curtis Stone) [14, c. 54-86], и др., где упоминаются фрагменты исторических событий XVIII-XIX вв., оказавшие влияние на становление и развитие физического воспитания в американской модели образования, на наш взгляд представляется возможным высказать суждение о том, что в первой половине XIX в. среди школьных педагогов северо-востока США развернулась острейшая дискуссия о роле и месте физических упражнений и спортивных состязаний в структуре образовательных учреждений штатов.
Проблема значимости двигательной активности и воспитания культуры тела у учащейся молодежи, уже в начале XIX века, заставляла задумываться американских педагогов об организации и упорядоченности данного процесса. Многие из них подчеркивали, что потребность в здоровом и энергичном теле, является необходимым условием, для того чтобы дать энергию интеллекту [3, с. 29-41].
Так, например, под влиянием деятельности Ч. Бэка и Ч. Фоллена уже в 1826 г. в бостонском журнале «Американское образование» (American Journal of Education), издававшегося под редакцией Уильяма Рассела (William Russell) выходит статья «Прогресс физического воспитания» (Progress of physical education), где высказывается суждение о том, что «.здоровое тело является основанием всего рационального и успешного ... в делах человека» [12, с. 22]. Известный на северо-востоке США педагог Чарльз Колдуэлл (Charles Caldwell), анализируя содержание, принятого в 1833 году Соглашения учителей о приоритетах в школьном образовании, подчеркивал, что «.потребность в энергичных физических упражнениях в школах в качестве приоритетного компонента в содержании школьного учебного плана» [6, с. 59]. Более того, он настоятельно рекомендовал включить в качестве содержательных компонентов - обучение двигательным действиям, гимнастическим упражнениям, а также элементы спортивных состязаний - в обязательную «урочную программу» для школьников различных возрастов.
В своем обращении, к молодым людям, выпускникам колледжа г. Геттисберг, штат Пенсильвания, преподаватель Джон Харт (John Hart), предупреждал о нехватке физических упражнений, в содержании выбранных ими образовательных курсов. Он высказывал суждение о том, что «более образованные мужчины терпят неудачу из-за недостатка физической энергии чаще, чем от любой другой причины, и образованные мужчины не реализуют и половины своего потенциала из-за отсутствия необходимой физической энергии» [8, с. 10].
Однако необходимо отметить, что достаточно большое количество педагогов, придерживалось и прямо противоположного мнения о школьной физической культуре. Некоторые из них, как например, Хаббард Уинслоу (Hubbard Winslow), полагали, что «школа не то место, где обучают мускулы, а место, где улучшают интеллект» [15, с. 173].
Кроме того, встречались мнения, одно из которых, например, было озвучены о том, что «программы физических упражнений являются необходимой частью школьного образования, а подвижные игры и спортивные состязания - это праздные развлечения без пользы для образовательного процесса» [7, с. 69].
Таким образом, к середине XIX столетия на территории США отсутствовало единство мнений
о месте физических упражнений и спортивных состязаний в школах и колледжах северо-восточных штатов.
Ценностные ориентации педагогов отличались значительным разнообразием мнений, что вызвало широкую и достаточно острую дискуссию о целесообразности включение физических упражнений в содержание школьной программы, а также о необходимости введения организованного досуга школьников силами учителей.
Разрозненность и фрагментарность использования физических упражнений и спортивных состязаний в школах северо-востока США, не только не позволяло выстроить систему школьного физического воспитания, но и, несмотря на популярность спортивных состязаний у основной массы населения, не позволяло сформулировать более или менее единое и стройное обоснование ценностей двигательной активности школьников в образовательном процессе.
Актуальность дискуссии, подтвердили начавшиеся военные действия гражданской войны 1861-1865 гг. между армиями североамериканских соединенных штатов, костяк которых составляли представители северо-востока, и южных штатов Конфедерации. Результаты кровопролитной и жестокой гражданской войны обсуждаются до сих пор, однако один ее итог, как по мнению сторонников школьной физической культуры, так и ее прежних противников, уже не вызывал сомнений -физическая подготовка является жизненно необходимым компонентом.
В связи с практической показательностью данного суждения, дискуссия о ценностях физ-культурно-спортивной деятельности в содержании школьной программы развернулась от спора о целесообразности, в сторону спора о качестве программ по физическому воспитанию в американских школах, роль и место которых уже, практически, не обсуждались.
Подводя итоги исследования взаимоотношений образовательных учреждений с областью спортивных состязаний и физкультурных занятий, можно сделать следующие выводы:
1. Северо-восточные штаты в период XVII-XVIII вв. являлись основным ядром, в котором формировалась политика, экономика и культура всего североамериканского государства. Данный период исторического развития оказал существенное влияние на обоснование необходимости уделить внимание образованию и воспитанию нового поколения американских колонистов, посредством открытия образовательных учреждений культурно-просветительской направленности.
2. Вторая половина XVIII века характеризуется разрозненностью функционирующих и вновь возникающих образовательных учреждений как в отношении содержания и структуры образова-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
185
тельного процесса, так и в обозначении его целей, задач, приоритетов и ценностных ориентаций. Физические упражнения и спортивные состязания являются формами развлечения населения, поощряемыми властями, однако не используемыми ни в каком качестве, ни в одном образовательном учреждении.
3. Рубеж ХУШ-Х1Х столетий ознаменован повышению интереса населения страны к спортивно-развлекательным состязаниям, в том числе и среди школьников. Спонтанно организованные подвижные игры и спортивные состязания, становятся заметной формой времяпрепровождения школьников в после урочный период времени. Высказываются отдельные научно-обоснованные суждения о ценностях двигательной активности и жизненно важных прикладных двигательных навыках (плавание, военная подготовка). В некоторых школах для детей, формирующейся элиты американского общества, фрагментарно возникают уроки танцев.
4. Первая половина XIX века - открытие дискуссии о роли и месте физических упражнений в образовательных учреждениях, прежде всего, северо-восточных американских штатов.
5. В середине XIX столетия в ряде школ Новой Англии (северо-восток США) по инициативе педагогов фрагментарно возникают попытки узаконить программы физических упражнений и спортивных состязаний в содержании образовательного процесса. В большей степени подлежит координация после урочной двигательной активности силами отдельных школьных педагогов. В ряде школ северо-востока позиционируется неуместность присутствия физических упражнений и спортивных состязаний ни во время, ни после уроков.
6. Начало второй половины XIX в. (18601870 гг.) - обострение дискуссии, окончание которой положило начало гражданской войны (1861-1865). Необходимость физической подготовки воинов, как настоящих, так и будущих, выступило значимым компонентом в пользу обоснования переориентации школьных программ на включение в физкуль-турно-спортивного компонента в содержание как в урочной, так и после урочной деятельности.
Библиографический список
1. Власов А.В. Американский студенческий спорт: как все начиналось // Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД и ФСИН России: Материалы науч.-практ. конф. 2-3 нояб. 2011 г. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2012. - С. 23-36.
2. История США. В 4-х т. Т. 1 (1607-1877) / под ред. Н.Н. Болховитинова. - М., 1983. - 688 с.
3. Короткова С.А. Бенджамин Раш об образовании в США // Американский ежегодник, 2005 г. -М., 2007. - С. 29-41.
4. Макинерни Д. США: История страны: пер. с англ. - М., 2011. - 736 с.
5. Система образования в Соединенных Штатах Америки. - Vienna: Embrassy of the United State of America United States Information Service Regional Program Office, 1993. - 32 с.
6. Caldwell C. Thoughts on Physical Education: Being a Discourse Delivered to a Convention of Teachers in Lexington, Kentucky, on the6th and 7th of November 1833. - Boston, 1834. - 133 p.
7. Fisk W. An inaugural address delivered at the opening of the Wesleyan University in Middleton Sept. 21, 1831 // American Annals of Education. - 1832. -Vol. 2. - P. 69-70.
8. Hart J. Mistakes of Educated Men, address delivered at Gettysburg College Commencement, Sept. 18, 1861. - Philadelphia, Pennsylvania, 1862. -91 p.
9. Kaufmann A.M. Interscholastic Sports Participation as a Predictor of Academic Success for High school Students: a Dissertation Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy in Urban Education at the University of Wisconsin-Milwaukee. - Milwaukee, Wisconsin, 2002. - 97 p.
10. Leonard F.E. A guide to the history of physical education. - Philadelphia and New York: Lea & Febiger, 1923. - 361 p.
11. MetcalfAA. History, Philosophy, and Sociology of Sport Recommendations for Physical Education Teacher Education: a Dissertation Submitted the College of Physical Activity and Sports Sciences at West Virginia University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy in Kinesiology with an emphasis in Physical Education Teacher Education. Morgantown, West Virginia, 2010. - 140 p.
12. Progress of physical education // American Journal of Education. - 1826. - Vol. 1. - P. 19-23.
13. Siedentop D. Physical Education : Introductory Analysis. - Dubuque, Iowa: Wm.C. Brown Company Publishers, 1976. - 298 p.
14. Stone C.C. High School Athletics: a History and Current Problems: a Thesis in Secondary Education Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Education. - University Park, Pennsylvania, 1963. - 246 p.
15. Winslow H. Dangerous tendency of innovations and extremes in education // The Introductory Discourse and Lectures Delivered Before the American Institute of Instruction in Boston, August 1834. - Boston, Massachusetts, 1835. - P. 167-178.