Научная статья на тему 'О ЗНАЧЕНИИ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКЗОГЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ'

О ЗНАЧЕНИИ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКЗОГЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЗНАЧЕНИИ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКЗОГЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ»

p. 877.—Рукхофт К. К., Сеттер Л. Р. В кн.: Удаление радиоактивных отходов. М., 1955.— Terri 11 J. G., Sewage a. Industr. Waster, 1958, v. 30, p. 270,—X и p ш Г. И. В кн.: Удаление радиоактивных отходов. М., 1955. — Ф и н ч. Мед. радиол., 1956, № 4, стр. 89. — Фармер. Вопр. ядерной энергетики, 1957, № 3, стр. 47. — S t г a u b С. Р., Morton R. J., Placak О. R., J. Am. Warter Works Ass., 1951, v. 43, p. 773. — Э p с Д. А. В кн.: Удаление радиоактивных отходов. М., 1955.

Поступила 25/11 1960 г.

-й- -й- -й-

О ЗНАЧЕНИИ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКЗОГЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ'

Проф. Н. В. Лазарев

Из Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова и токсикологической лаборатории Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

Еще недавно казалось, что отравления играют сравнительно скромную роль в структуре заболеваемости и смертности, что исследования в области профилактики и терапии отравлений для большинства врачей имеют несравненно меньшее значение, чем новые данные по вопросам диагностики и терапии инфекционных заболеваний. Однако в результате огромного прогресса современной химии и производственного использования ее достижений как следствие вторжения самых разнообразных веществ во все сферы современной жизни — «от предприятий до кухни и ванной комнаты» [выражение Брунса (Bruns, 1958)] — место экзогенных химических воздействий в этиологии заболеваний необычайно возросло и требует пристального внимания.

Поучительны некоторые цифры, относящиеся к США. Количество торговых наименований химических продуктов, применяемых в промышленности, сельском хозяйстве, в быту и т. д., в США в настоящее время достигло почти астрономической цифры — около ?.с0 000. Число косметических препаратов, в частности, оценивают в 70 000.

Если обратиться к статистике заболеваний и смертности, в особенности среди детей, то можно видеть, что инфекционные болезни потеряли свое первое место в соответствующих таблицах. Конечно, это результат больших достижений в области профилактики и терапии инфекционных заболеваний. Но пока что современная жизнь ставит нас лицом к лицу не всегда только с фактом понижения заболеваемости и смертности от самых разнообразных причин. Существуют и противоположные процессы. Появившаяся в 1958 г. книга Коллата (Kollath) носит вызывающее название «Болезни и причины смерти, обусловленные цивилизацией». Хотя книга производит впечатление не всегда достаточно научно выдержанной, следует отметить, что в ней содержится и немало интересных материалов. Любопытны, например, графики, из которых видно, что в то время как смертность от туберкулеза неизменно и круто снижается, столь же неуклонно растет число смертей в результате транспортных, в первую очередь автомобильных, катастроф. По сообщению Линдемана (Lindemann), в настоящее время первое место как причина смерти детей в США занимают несчастные случаи, причем среди детей в возрасте от 1 года до 6 лет 75% этих случаев происходит дома. Среди детей в возрасте от 1 года до 5 лет значитель-

1 Из доклада на научной сессии Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний 23 января 1959 г.

ная часть несчастных случаев приходится на долю отравлений. С 1940 по 1949 г. в США более 3600 детей умерло от случайных отравлений, причем считается, что одна смерть приходится на 100—150 отравлений, большая часть которых ускользает от регистрации при более благоприятном течении. Следовательно, можно считать, что за названное десятилетие в США отравилось от 360 000 до 540 000 детей. Сегодня для американского педиатра знание диагностики и терапии отравлений никак не менее, даже более важно, чем знание многих других болезней.

Совершенно законен вопрос, в какой мере соображения о росте «химической опасности» в условиях современной жизни относятся и к социалистическим странам.

Нет сомнения, что и к тому моменту, когда химизация промышленности, сельского хозяйства и быта достигнет в этих странах того же уровня, как в США, возможность возникновения нового типа заболеваний «химической этиологии» будет меньшей, чем в условиях капитализма. Совершенно понятно, что приведенные выше данные о количестве химических продуктов, обращающихся на рынке в США, очень высоки в результате конкуренции и стремления фирм выпускать возможно большее количество «оригинальных» препаратов под патентованными названиями. Обычно это разнообразные и большей частью непроверенные комбинации гораздо меньшего числа химических ингредиентов. Неизвестность, с чем потребитель имеет дело, невозможность разобраться в «потопе» необычайно большого количества рекламируемых продуктов, конечно, сильно увеличивают опасность их вредного действия.

Но наряду с такими социально обусловленными факторами будут по мере возрастающей химизации промышленности и быта социалистических стран происходить все же и процессы, возникающие, пусть в меньших размерах, в результате самого фактора изменения «химического окружения», в котором будет жить и работать население. Социальные факторы не снимаются, конечно, и при рассмотрении процессов в этом аспекте, но они принимают здесь иной вид. Возможность вредного действия химических продуктов на население социалистических стран может и должна Оыть менее резкой, но вовсе не автоматически, а в итоге большей, чем при капитализме, заботы о здоровье народа и более целеустремленных профилактических мероприятий.

Попробуем теперь максимально кратко рассмотреть те основные пути, которые ведут к вредному действию на организм «химического окружения», к острым и хроническим отравлениям, к канцерогенным воздействиям и т. д.

Вредное влияние атмосферы городов и других населенных пунктов, поступление в воздух вместе с дымом раздражающих газов, канцерогенов, которые могут возникать везде, где происходит неполное сгорание, и т. д. Приведем только два факта, указывающих на реальность этой угрозы для здоровья: на общеизвестные случаи массовых заболеваний дыхательных путей в ряде городов под влиянием туманов с примесью продуктов, выбрасываемых заводскими и домовыми трубами, и на несомненный факт роста хотя бы некоторых форм злокачественных опухолей, в частности легких; имеются основания связывать их рост с поступлением канцерогенов в атмосферу.

Токсические примеси к пищевым продуктам. На их значении недавно особенно настаивал Эйхгольц (Eichholtz), выпустивший в 1956 г. книгу под сенсационным названием «Общая токсическая ситуация в области человеческого питания». Эта книга наделала немало шума в ФРГ и была предметом ожесточенных дискуссий на съезде западногерманских фармакологов в 1957 г. Недавно вопрос о чужеродных веществах, добавляемых к пище или попадающих в нее, был разобран известным французским токсикологом Рене Фабром (Re-

пё Fabre) в докладе, сделанном им в Бельгии. Эти вещества могут играть роль консервантов, антиоксидантов, которые применяются, например, во избежание прогоркания жиров и масел и других целей. Особую необычайно важную проблему представляет токсическое действие остающихся в пищевых продуктах некоторых количеств средств, применяемых для защиты растений (эта проблема требует, однако, специального обсуждения). Немалое значение имеет и выбор безвредных красителей, которые можно примешивать к пищевым продуктам. Как показывают данные, приводимые Фабром, безопасных веществ для этой цели очень мало.

Предметы обихода. Нет ни одной, вероятно, категории предметов, окружающих нас в повседневной жизни, при изготовлении которых не использовались бы химические продукты, среди которых могут быть и потенциально вредные вещества. Это относится к обоям (красители!) и краскам для стен, к посуде, особенно из пластмасс (непрореа-гировавшие мономеры, красители, пластификаторы, ускорители, антиоксида нты и др.), к одежде, к косметике, к жидкостям для чистки одежды и к мастикам для полов и т. д.

При правильном по назначению использовании этих предметов отравления очень маловероятны. Чем «насыщеннее» окружающая нас в повседневной жизни среда химическими продуктами, тем больше шансов, что она может привести к отравлениям неожиданным путем. В первую очередь это так называемые случайные бытовые отравления, в которых, однако, есть своя закономерность. Таковы отравления применяемыми в быту горючими газами, т. е. по существу окисью углерода, выхлопными газами автомобилей и т. п. Таковы интоксикации детей первых лет жизни, которые нередко, оставаясь одни хотя бы на короткое время, лижут, заглатывают самые разнообразные, не прибранные старшими химические продукты: всяческие таблетки, дусты инсектицидов, духи и одеколоны, даже крем для сапог. Именно таким образом происходит то огромное количество отравлений детей в США, о котором уже была речь.

Особенно любопытны последствия широкого производства и применения/ лекарственных препаратов. Их производство превратилось в настоящее время в одну из самых процветающих и быстро растущих отраслей химической промышленности, а масштабы их выработки стали огромными. По данным Брауэра (Brauer), в 1941 г. в США не было столько пенициллина, сколько нужно для лечения одного больного; в 1942 г. его, вероятно, не хватило бы на 100 человек. А уже в 1950 г. общее его производство достигло в США 222,3 триллионов единиц, в 1951 г. — 324,29 триллионов, в 1952 г. — 349,95, в 1953 г. — 370 триллионов. За 15 лет с 1933 г. производство барбитуратов в США увеличилось вчетверо и достигло свыше 300 т. В настоящее время, по авторитетным данным (Bull, of Narcotics, 1957, 9, № 2, 15), на каждого жителя США производится около 24 капсул с 0,1 г того или иного барбитурата в каждой. Можно было бы привести большое число других примеров, показывающих огромные размеры и быстрое увеличение выработки многих других лекарств, в частности сульфаниламидных препаратов, так называемых психоуспокаивающих средств, и т. д. Уже в 1956 г. в США было выписано 35 миллионов рецептов на эти, как их еще называют, атарктические средства.

Рост ассортимента и количества применяемых лекарств — явление, в котором также заложены известные противоречия. Наряду с общеизвестными благодетельными последствиями все отчетливее вырисовываются и теневые стороны его. Можно не останавливаться подробно на так называемых «лекарственных болезнях», на нежелательных последствиях использования лекарств вполне по прямому назначению.

для профилактики и терапии. По этому поводу существует уже большая литератора, даже и монографическая [книги Альбаари (Albahary), Александера (Alexander) и др.]. Все чаще появляются обескураживающие сообщения, например, такого рода: в Англии в «досульфаниламид-ьую эру» на 400 секциях не было обнаружено ни одного поражения костного мозга; в последние годы на 375 вскрытиях выявилось 22 таких случая.

Но значительное место, которое лекарства уже занимают в нашем «химическом окружении», напоминает о себе и по иным поводам. Все чаще выявляется возможность возникновения в результате их применения различных аллергических и близких к ним заболеваний. Нейман (Neumann, 1957) сообщает, что известно уже около 800 лекарственных препаратов, которые могут вызывать сенсибилизацию к ним.

Одну из интересных глав повести о такого рода заболеваниях могут составить данные о пенициллине. При этом для нас очень поучительным предупреждением может быть американский опыт. Вследствие огромных размеров производства и дешевизны в США пенициллин применялся чаще, чем где-либо, без должных ограничений или показаний. Как пишет один из авторов [Брауэр (Brauer, 1957)], в США был произведен массовый эксперимент над целой нацией, который привел к широкой сенсибилизации населения к пеницилину и к появлению уже к 1952—1953 гг. нарастающего количества анафилактоидных реакций при его назначении в значительном числе случаев со смертельным исходом.

Один из примеров — Герксгеймеровская реакция при сифилисе. Имеются сведения, что уже к 1955 г. в США насчитывалось свыше 1000 смертных случаев в итоге пенициллиновой терапии. Недаром в армии США еще в 1S50 г. было запрещено, например, применение пенициллина в мазях и глазных каплях в связи с опасностью аллергических реакций покровов тела.

По американским данным, сенсибилизируются к пенициллину, примерно, 10% всех людей. Считают, что 3—6% населения США уже характеризуется сверхчувствительностью к этому, антибиотику. Очень важно, что сенсибилизированными нередко оказываются и такие лица, которые никогда пенициллином не лечились. Механизм возникновения сверхчувствительности в этих случаях требует еще объяснения. Имеются аргументы в пользу того, что некоторые дерматофиты могут продуцировать пенициллин, который, всасываясь через кожу, сенсибилизирует организм. Для нас интереснее другое: пенициллин широко применяется в США и в ветеринарии; в частности, им лечат маститы у коров. Молоко от коров, лечение которых еще не вполне закончено, поступает на рынок с содержанием небольшого, но достаточного для сенсибилизации количества антибиотика.

Очень любопытным примером всеобщей связи явлений в природе и неожиданных сдвигов, которые мы нередко создаем в уже установившихся равновесиях, может быть факт, что антибиотики могут влиять в дальнейшем на здоровье человечества опосредованным путем, изменяя бактериальную флору, которая нам везде сопутствует.

Общеизвестно явление возникновения лекарственно устойчивых штаммов микробов, в том числе и штаммов, резистентных к антибиотикам.

Широкое применение антибиотиков ведет постепенно к тому, что наличие таких штаммов из исключения весьма часто делается правилом. Имеются сведения о том, в частности, что имеющиеся в лечебных заведениях штаммы убиквитарных микробов почти сплошь резистентны к ряду антибиотиков и к сульфаниламидам. Если больной попадает в больницу, то в ближайшие последующие дни его кожа и слизистые оболочки, если даже на них обитали чувствительные к обычным химио-

терапевтическим средствам микробы, заселяются новыми, уже резистентными к этим средствам представителями бактериальной флоры.

Еще трудно предвидеть, какими могут оказаться в будущем следствия изменения нашего микробного окружения в результате успехов медицины. Можно напомнить, что, по исследованиям Л. Г. Перетца, у дизентерийных бактерий, сделавшихся устойчивыми к сульфаниламидам, изменяются многие другие их биологические свойства, в частности устойчивость к высыханию. Правда, при привыкании микробов к антибиотикам обычно снижается и их вирулентность. Во всяком случае, по-видимому, Л. Г. Перетц справедливо ставит вопрос о значении неспецифических изменений устойчивости микробов, возникающих в результате химиотерапии, для эпидемиологии.

Мы уже отмечали также большое число случайных отравлений детей в домашней обстановке, которое регистрируется в США и других странах. Среди причин таких отравлений видное место занимают и проглатываемые ими лекарства.

Отравления взрывчатыми и боевыми отравляющими веществами, применявшимися в прежних войнах. Хорошо известно, что последствия войн долго дают себя ощущать не только в результате разорения стран, сделавшихся жертвами войны, но даже и в том смысле, что сама ликвидация применявшихся во время войны боевых отравляющих и взрывчатых веществ представляла собой трудную и не всегда удачно решавшуюся задачу. Так, прошло уже свыше 40 лет со времени окончания первой мировой войны, но до сих пор в ряде стран время от времени наблюдаются отравления как ее последствия.

В свое время почти неразрешимой проблемой казалась ликвидация запасов БОВ, накопленных во время этой войны в Германии. Как известно, эту задачу решали вывозом этих запасов в море и утоплением их на большой глубине. Но все еще продолжают поступать сообщения об отравлениях этими веществами. Вот один такой пример. В районе острова Борнгольм в Балтийском море было затоплено большое количество отравляющих веществ, принадлежавших ранее германской армии. Уже не раз они бывали причиной отравлений при ловле и потреблении в пищу рыбы. В 1958 г. [Мартиниус (МагИшив)] также сообщалось, что у рыбаков при вытаскивании сетей наблюдались отравления, вызывавшиеся кусочками какой-то клейкой массы, приставшей к сетям. Эта масса по извлечении на поверхность сразу затвердела. Причиной таких отравлений было слезоточивое БОВ — бромистый ксилил. Он подвергся под водой осмолению и потому был устойчив к гидролизу. При раздроблении кусочков осмоленного БОВ освободилась центральная их часть, меньше подвергшаяся осмолению и содержавшая бромистый ксилил.

Содержание настоящего сообщения сводится к далеко не полному напоминанию о тех путях, по которым может осуществляться вредное влияние на организм химических продуктов во все возрастающем количестве и ассортименте, в различном состоянии поступающих в среду, в которой мы живем и работаем. Конечно, это напоминание было не самоцелью, а имело в виду необходимость взвесить вытекающие из разобранных процессов новые токсиколого-гигиенические и клинические задачи. Основными из этих задач являются:

1. Информация о токсичности применяемых химических продуктов. Обязательному этикетированию должны подлежать все химические продукты, содержащие вредные вещества и предназначенные для продажи, для применения в промышленности и в быту.

2. Токсикологическая характеристика химических продуктов. Обязательное этикетирование и ряд других про-

филактических мер требуют знания хотя бы самой ориентировочной характеристики химических продуктов в отношении их токсичности. Это задача токсикологов, которая, к сожалению, все еще не ставится достаточно серьезно и ответственно.

3. Первая помощь и дальнейшая терапия при отравлениях. В течение долгих лет, уповая прежде всего на профилактику и исходя из наблюдений, что, например, в промышленности число острых отравлений падает, мы мало занимались вопросами лечения отравлений. При этом недостаточно задумывались о возможности ряда внепроизводственных условий, при которых могут возникать острые отравления.

Само собой разумеется, что последствия химизации нашего быта и трудовой деятельности могут быть весьма разнообразными, но далеко не все они уже известны. Мы, конечно, будем тем полнее и раньше их предвидеть, а стало быть, и предупреждать, чем больше внимания вся медицина в целом будет обращать на экзогенные химические вредные воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

П е р е т ц Л. Г. Тезисы докл. конференции по проблеме приспособительных реакций. Л., 1958, стр. 70. — Brauer W. G., J. Iragi Med. Profess., 1957, v. 5, N. 4, p. 101. — Bruns W. Т., Mschr. Kinderheilk., 1958, Bd. 106, S. 289.— Con ley В. E„ J. A. M. A., 1958, v. 166, p. 2154. — Eichholtz Fr., Die Toxische Gesamtsituation auf dem Gebiet der Menschlichen-Ernächrung. Berlin, 1956. — Fabre R., J. Pharm. Belg., 1958, v. 13, p. 99. - Hammond E. C„ Horn D., J. A. M. A„ 1958, v. 166, p. 1159. — Kirby I. K., Ex line A. R„ Tex. St. J. Med., 1958, v. 54, p. 148. —Kol lath W., Zivilisations bedingte Krankheiten und Todesursachen. Ulm Donau, 1958. — Linde-mann L C., J. Am. med. Warn. Ass., 1957, v. 12, p. 379. — L o u w A., Dan. med. Bull., 1958, v. 5, N. 4, p. 137. — Martinius J., Arch. Toxikol., 1958, Bd. 17, S. 1. — My-schetzky A„ Dan. med. Bull., 1958, v. 5, N. 4, p. 131. — Neumann W., Arch. exp. Path. Pharmak., 1957, Bd. 232, S. 12. — W e г 1 e E., Schievelbein H„ Spieth D., Arzneimittel-Forsch., 1956, Bd. 6, S. 265.

Поступила 21/X 1959 r.

* * ★

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.