Научная статья на тему 'О значении сознания для здоровья человека: педагогический аспект'

О значении сознания для здоровья человека: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1096
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / РАСТУЩИЙ ЧЕЛОВЕК / УСТАНОВКА / ВЫБОР / СВОБОДА ВОЛИ / СУДЬБА / ЖИЗНЬ / CONSCIOUSNESS / HUMAN HEALTH / A GROWING PERSON / INSTALLATION / CHOICE / FREE WILL / DESTINY / LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орехова Татьяна Фёдоровна, Доцоев Леонид Яковлевич, Кружилина Тамара Васильевна

В статье представлен авторский взгляд на роль сознания в здоровье человека, раскрывается понимание здоровья человека как феномена культуры его личности и те базовые установки сознания, формирование которых в процессе образования растущего человека обеспечивают ему в дальнейшем разумный взгляд на свою судьбу и жизнь, атрибутом которой и является здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Орехова Татьяна Фёдоровна, Доцоев Леонид Яковлевич, Кружилина Тамара Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the significance of consciousness to human health: the pedagogical aspect

The article presents the author's view of the role of consciousness in human health, reveals an understanding of human health as a cultural phenomenon his personality and consciousness are the basic settings, the formation of which is in the process of formation of the growing person provide him a reasonable view on the future of their destiny and life, which is an attribute health.

Текст научной работы на тему «О значении сознания для здоровья человека: педагогический аспект»

УДК 37.01 ББК 74.00

Орехова Татьяна Фёдоровна

доктор педагогических наук, профессор кафедра начального образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

г. Магнитогорск Доцоев Леонид Яковлевич кандидат медицинских наук, доцент

кафедра физического воспитания Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск КружилинаТамара Васильевна доктор педагогических наук, профессор кафедра начального образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

г. Магнитогорск Orehova Tatyana Feodorovna doctor of education, professor department of primary education Magnitogorsk state technical university. G. I. Nosov Magnitogorsk orehovna49 @mail.ru Dotsoev Leonid Yakovlevich candidate of the medical sciences, assistant professor The chair of physical education Chelyabinsk state pedagogical university Chelyabinsk Krugilina Tamara Vasilyevna

doctor of education, professor department of primary education Magnitogorsk state technical university. G. I. Nosov Magnitogorsk ppd_otf @ masu.ru

О значении сознания для здоровья человека: педагогический аспект On the significance of consciousness to human health: the pedagogical aspect

В статье представлен авторский взгляд на роль сознания в здоровье человека, раскрывается понимание здоровья человека как феномена культуры его личности и те базовые установки сознания, формирование которых в процессе образования растущего человека обеспечивают ему в дальнейшем разумный взгляд на свою судьбу и жизнь, атрибутом которой и является здоровье.

The article presents the author's view of the role of consciousness in human health, reveals an understanding of human health as a cultural phenomenon his personality and consciousness are the basic settings, the formation of which is in the process of formation of the growing person provide him a reasonable view on the future of their destiny and life, which is an attribute health.

Ключевые слова: сознание, здоровье человека, растущий человек, установка, выбор, свобода воли, судьба, жизнь.

Key words: consciousness, human health, a growing person, installation, choice, free will, destiny, life.

Прежде всего, следует сказать, что под здоровьем человека мы понимаем объем его жизненных сил, которые даются ему от природы при рождении и которыми он в своей культурной (то есть сугубо человеческой в самом широком понимании этого слова) жизни и деятельности пользуется разумно (сохраняя, укрепляя, поддерживая и наращивая) или неразумно (растрачивая и истощая). Сознательные действия человека по отношению к своему здоровью дают основание считать здоровье человека элементом, и одновременно одним из показателей культуры его личности. Поясним сказанное.

Культура, как принято считать, это, новообразование личности, которое формируется в процессе социального развития человека, в процессе жизни в социуме под влиянием и воздействием окружающих его людей. Это значит, что все, что человек приобретает в результате собственных добровольных, сознательных и при этом осознаваемых усилий в отношении всего развития и самосовершенствования, является предметом его культурной деятельности, а приобретаемые в процессе этой деятельности свойства и черты - его культурными (сугубо человеческими) достижениями. Данный тезис в полной мере относится и к здоровью человека в той его части, которая связана с понятием «здоровый образ жизни». Исходя из этого, здоровье человека, правомерно считать предме-

том целенаправленной культурной, то есть сознательно управляемой, деятельности самого человека.

Сознание, на наш взгляд, является одним из важнейших «инструментов» формирования культуры личности, и в том числе культуры здоровья, ибо именно сознание, как качество человека разумного, выделяет его из мира животных до уровня «венца природы» - самого совершенного её творения. Отсюда логично сделать вывод об определяющем значении сознания человека для становления его здоровья.

Впервые явно сознание в качестве фактора здоровья обозначил И. И. Брехман в одной из своих работ 1980-х годов. В своей монографии «Ва-леология - наука о здоровье» главу «Сознание и здоровье» он предваряет тремя эпиграфами, в одном из которых приводит слова Ф. Энгельса: «Человек - единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния: его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим» (Выделено нами. -Т. О.) [2, с. 58]. Изучив феномен сознания на теоретическом уровне, мы предположили, что именно работа с сознанием обучающихся в направлении его расширения выступает важнейшим фактором сохранения и укрепления как здоровья человека, так и человеческой жизни в целом. Результатом же работы с сознанием становится формирование у них положительного отношения к здоровью как атрибуту жизни. Кроме того, мы обнаружили, что практически нет здоровьеориентированных образовательных программ, построенных на идее о том, что в основе здоровья человека лежит сознание.

Поиски путей становления здоровья человека, и прежде всего, человека растущего, на основе работы с сознанием вывели нас на «пирамиду здоровья», разработанную врачами-валеологами С. С. Сулягиным и Т. А. Солдатовой, в основании которой и лежит сознание. Эту пирамиду мы положили в основу содержания программы уроков здоровья и нравственности «Здоровое поколение», предназначенную для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы, ко-

торую с успехом можно также реализовывать в системе дополнительного образования [3]. В своих отправных рассуждениях мы исходим из того, что, что сознание - это «фундамент» здоровья человека. Именно в сознании, как признают многие исследователи и практики, коренятся практически все жизненные проблемы личности: проблемы отношений, болезней, психического и даже материального благополучия, успешности или неуспешности в жизни и т. д. Именно в сознании коренится представление человека о счастье и расстановке жизненных приоритетов. Именно в сознании формируется представление человека о себе и о том, что о нем думают другие люди. Именно в сознании формируются все жизненно важные установки, которыми человек руководствуется в своей жизни и которыми определяется судьба человека.

Следовательно, первым шагом в становлении здоровья человека (как взрослого, так и ребенка) является формирование у него положительных, а также изменение негативных установок сознания на здоровье, ибо функция сознания, как отмечает А. Г. Спиркин, заключается не только в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении действительности, но и в конструктивно-творческом ее преобразовании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, а также в разумном регулировании и самоконтролировании человеком своего поведения [8].

Отсюда вытекает первая и главная педагогическая задача: формирование у растущего человека в процессе образования адекватной позиции по отношению к различным аспектам, сторонам, сферам окружающей их действительности и своей личной собственной жизни, своей судьбе. В связи с этим представляется целесообразным привести три суждения В. Франкла, раскрытые в одной из работ Т. Ф. Ореховой [6]. С точки зрения В. Франкла, судьба человека может быть представлена в трех принципиальных формах: 1) «его естественная предрасположенность или природный дар («телесная неизбежность» по Тандлеру)»; 2) «ситуация, то есть целостность внешнего окружения человека»; 3) «взаимодействие предрасположенности и ситуации, которое фор-

мирует человеческую позицию». В связи с этим он пишет: «Человек занимает позицию по отношению к чему-либо, что означает, что он формирует к этому свое отношение. Занять позицию или сформировать отношение к чему-либо -вопреки принципу предопределенности «данной позиции» - это вопрос свободного выбора. Доказательством этому является тот факт, что человек способен «сменить свою позицию», принять иное отношение. ... Смена позиции в этом смысле включает, к примеру, все, что мы называем образованием, обучением или саморазвитием (Выделено нами. Т. О., Т. К., Л. Д.)» [9, с. 208].

Возможность формирования у обучающихся в процессе образования личностной позиции обусловлена также активностью человеческого сознания, которую Ф. Франкл рассматривает через категории воли и свободы выбора, присущих человеку: «Человек., поскольку ему свойственно осмысленное существование, всегда свободен в своем решении относительно собственного бытия» [9, с. 205]. При этом свобода - это всегда свобода выбора и приятия человеком своей участи, выбора позиции, которую человек занимает, сталкиваясь со своей судьбой. И в то же время именно свобода предопределяет ограничения и основывается на них: «Человек представляет собой существо, освободившееся от всего, что его определяло (определяло как биологический, психологический и социологический тип), другими словами, это существо, которое превосходит все эти детерминанты - либо побеждая их и формируя их по-своему, либо намеренно подчиняясь им» [9, с. 203-204]. Исходя из этого тезиса, свободу правомерно понимать, на наш взгляд, как добровольное признание человека своей абсолютной зависимости от всего, что окружает его в мире, в том числе и на уровне зависимости его здоровья от здоровья всех окружающих его людей.

Таким образом, работа с сознанием учащихся в процессе образования направлена на формирование у них установок сознания, способных обеспечить им, во-первых, умение осуществлять выбор на основе ясного представления всех его последствий; во-вторых, выбирать то, что для него полезно, то есть то, что способствует развитию его внутренней сущности, определяющей, по сло-

вам А. Печчеи [7] , его судьбу (здесь стоит согласиться с автором в том, что при всей своей важной роли, которую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они, в конечном счете, определяют судьбу человечества. И нет и не будет ему спасения, пока сами люди не изменят своих привычек, нравов и поведения. Люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа, рассматриваемого как индивидуальность и как коллектив. И решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, из изменений самого человека, его внутренней сущности»... (Выделено нами. - Т. О.); в-третьих, руководствуясь опытом человечества, уметь говорить «нет» тем искушениям, которые могут привести его к гибели.

Анализ опыта практической жизни человечества дает основание сделать вполне правомерный вывод, что причины разнообразных внутренних кризисов человека, что является доказанной реальностью, коренятся не в самой человеческой природе, являясь каким-то неотъемлемым ее свойством или неискоренимым пороком, а скорее всего в глубоком несоответствии между мышлением и поведением человека, с одной стороны, и изменяющимся реальным миром - с другой. Следовательно, все эти кризисы - при всей их глубине и опасности -вполне можно преодолевать, если оказавшись в любой сложной ситуации человек, во-первых, научится видеть причины её возникновении только в себе: в своих действах, поступках, в своих словах и мыслях; во-вторых, будет направлять свои усилия на изменение своего отношения к ситуации; и, в-третьих, будет ясно понимать, что ему под силу изменить в сложившихся жизненных обстоятельствах, а с чем он вынужден смириться, то есть принять то, что изменить не может. Как справедливо замечает Т. В. Лободин, человек может и должен менять мир, но только через себя, то есть изменяя свое отношение, а точнее свою позицию по отношению к происходящим в его жизни событиям [4]. Та-

ким образом, именно сознание, определяет взаимоотношения человека с окружающим миром, обусловливает его поведение в этом мире, что в результате способствует не только сохранению, но даже наращиванию здоровья человека, под которым, как сказано выше, мы понимаем объем его жизненных сил, которые даны человеку от природы при рождении и которыми он в своей культурной (то есть сугубо человеческой) жизни и деятельности пользуется разумно (сохраняя, поддерживая, укрепляя и наращивая) или неразумно (истощая и бездумно растрачивая).

Вторая педагогическая задача - это формирование у учащихся и учителей, которые являются двумя тесно взаимосвязанными субъектами образовательного процесса, адекватного отношения к своему здоровью, которое в определяющей мере зависит от образа жизни человека и за которое именно сам человек (а не врачи и медицина) несёт ответственность. На самом-то деле здоровье человека и не является предметом заботы врачей, так как медицина, согласно сложившейся традиции (что совершенно справедливо), занимается изучением болезней и разработкой способов их излечения, а здоровье - это, так сказать, «сопутствующий» результат избавления от болезни. Следовательно, медицина, а точнее врачи, по определению, не должны нести ответственность за здоровье людей, они призваны лечить больных людей и осуществлять профилактику заболеваний. Прав был Н. М. Амосов, когда говорил: «Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым. Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабость человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить» [1, с. 4]. Эти слова, написанные в 1978 году, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Однако, возлагая на человека ответственность за его собственное здоровье, мы обнаруживаем один удивительный парадокс. Дело в том, что природа человека сотворена таким образом, что невозможно сделать ни одного без-

условного, то есть абсолютно точного вывода о сущности человека. Объясняется это наличием в человеке двух субстанций - видимой и невидимой. Видимая субстанция - это телесность человека, то есть его тело, которое можно исследовать как визуально, так и различными аппаратными методами, и на основании данных этих исследований делать более или менее объективные выводы о состоянии организма человека. Невидимая же его сущность - это психика человека, которая проявляется и может быть каким-либо образом познаваема только в моменты неосознаваемой или осознаваемой деятельностной активности индивида в силу процессуальной природы человеческой психики (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение - все эти феномены - суть психические процессы). Сами по себе психические процессы, протекающие в организме человека - представляют собой объективные явления, однако описание и объяснение сущности этих процессов самим ли человеком или другим сторонним наблюдателем носит субъективный характер, так как определяется объемом знаний и жизненным опытом высказывающего свое мнение индивида.

Следовательно, каждому человеку, для того чтобы в полной мере нести ответственность за себя и за свое здоровье в том числе в процессе образования необходимо получить необходимый и достаточный объем знаний о себе, о своем организме (видимой сущности) и физическом здоровье, о своем внутреннем мире (невидимой сущности) и психологическом и интеллектуальном здоровье и, что самое главное, научиться понимать и адекватно интерпретировать все проявления своей личности. В психологии есть такой экспресс-тест: участникам в течение 2-3 минут предлагается вспомнить и записать имена четырёх человек, за которых они несут ответственность в своей жизни, а затем ведущий задает два вопроса: 1) «Кто внёс в этот список себя?» и 2) «Кто себя поставил на первое место?». Как показывает наш опыт, положительно отвечают на эти вопросы только от 2-3 % до 10 % испытуемых.

Таким образом, правомерно утверждать, что здоровье на 50 %, а может быть даже и более процентов зависит от образа жизни самого человека, от его

поведения, от его отношения к окружающему миру, от его взаимоотношений с окружающими людьми, характер которых в первую очередь зависит опять-таки от самого человека. Интересно в этой связи замечание В. Н. Мясищева по поводу значения отношений для формирования здоровой личности: «Отношение человека к своему здоровью не сводится только к заботе о здоровье или пренебрежению к нему. Здесь одновременно речь идет и о более высоких уровнях идейных отношений личности. Бережное отношение к своему здоровью, как и к здоровью других граждан, является выражением общественной сознательности» [5, с. 65]. И далее: «Значительное место в гигиене и профилактике психического здоровья занимает вопрос о соматическом состоянии. Это связано с важной ролью психики и свойств личности в предупреждении соматических заболеваний и укреплении физического здоровья. Хорошо известно, что такие соматические заболевания, как гипертония, зависят от нервно-психического перенапряжения. Возникновение же перенапряжения и его фиксация, в свою очередь, зависят от свойств личности, от взаимоотношений человека с другими людьми, от умения находить рациональный выход при затруднениях, от самообладания, от правильной самооценки и объективной критической оценки обстоятельств. .Здесь проблема здоровья выходит за пределы клиники: здоровье тела неразрывно связывается со здоровьем духа и не только в том смысле, что второе (здоровье психики) способствует первому (здоровью тела)» [5, с. 65-66].

Таким образом, работа с сознанием личности напрямую связана с формированием отношений человека к окружающему миру в силу того, что отношение, как известно, является одним из атрибутов сознания, и именно от характера отношений человека зависит состояние его здоровья и на ментальном, и на психологическом, и на физиологическом уровнях. Одним из реально возможных путей сохранения и укрепления здоровья и учителя, и учащихся формирования у них в процессе взаимодействия в рамках образовательного процесса действенного отношения к своему здоровью, и через это охранительного отношения к здоровью друг друга. Для этого учителю и учащимся важно руковод-

ствоваться позитивными, так называемыми «здравосозидательными» или «здо-ровьетворящими» установками сознания (назовём их образовано схемы созна-ния-«творцы»), которые обеспечивают им понимание того, что здоровье - это «дело рук» самого человека, что вернуть, восстановить, укрепить здоровье человек может только ценой своих сознательных усилий, силой своего духа, интеллекта и «физическими устремлениями», то есть своим трудом, что никто за человека не сделает этого, что хотеть быть здоровым и реально быть им - это разные вещи, что человек рождается, чтобы до 24-25 лет «дозревать» в физическом и психологическом отношении, а затем, сознательно и целенаправленно духовно развиваясь всю оставшуюся взрослую жизнь, становиться всё более мудрым, крепким, а следовательно, и все более здоровым и т. д.

Таким образом, «работа с сознанием», как первый шаг «пути здоровья», состоит в расширении сознания учителей и учащихся, что представляет собой своеобразный перманентный процесс, протекающий на протяжении практически всей жизни человека, ведущая роль в творении которого принадлежит в первую очередь самому человеку.

Результатом работы с сознанием является постепенно формирующееся у учителей и учащихся конструктивно-позитивное мышление, одним из показателей которого является адекватное отношение к фактам, событиям своей личной и общественной жизни, к окружающему миру в целом. Именно ценность отношения, наряду с ценностями творчества и ценностями переживания, В. Франкл считает основаниями для поиска человеком смысла жизни, обнаружение которого является, согласно его точке зрения, средством повышения иммунитета, а значит и повышения уровня здоровья. В подтверждение этой мысли он приводит следующий пример: «Анализ кровяной сыворотки, взятой у испытуемого в период радостного возбуждения, показал, что в это время его иммунная активность против бацилл-возбудителей тифа гораздо выше, чем в тот момент, когда этого испытуемого охватывают грустные переживания. Данные исследования отчасти объясняют пониженную сопротивляемость инфекциям у

тревожных ипохондриков. Они же помогают понять, почему в инфекционных больницах или даже в лепрозориях санитаркам, которые полны высочайшего чувства долга, удавалось избежать заражения, так что передаются легенды об их «чудодейственном» иммунитете» [9, с. 209-210].

Опыт нашей работы показывает, что расширение сознания, изменение установок сознания - это предельно сложный, трудоемкий процесс, это ежедневный и кропотливый труд, требующий от самого индивида настойчивости, целеустремленности и постоянной работы над собой. Описание методики решения обозначенных в данной статье вопросов не входит в число ее задач. Это разговор для отдельной методически ориентированной работы. Заключая же, следует отметить, что авторы в своей опытной работе на локальном уровне достигали положительных результатов при условии соблюдения всеми участниками образовательного процесса установленных требований.

Библиографический список

1. Амосов, H. М. Раздумья о здоровье / Н. И. Амосов. - М. : Молодая гвардия, 1978.

- 192 с.

2. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - 2-е изд., доп., пе-рераб. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.

3. Здоровое поколение [Электрон. ресурс] : программа урококв здоровья и нравственности для уч-ся 1-11 классов средней общеобразовательной школы /авт-составители: Т. Ф. Орехова, Т. В. Кружилина. - Режим доступа : http://www.ozon.ru.

4. Лободин, В. Т. Здоровье и духовность В. Т. Лоболин. - СПб. : АО «Комплект», 1994. - Т. 1. - Ч. 1. - 389 с.

5. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева; вступ. ст. А. А. Бодалева. - М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.

6. Орехова Т. Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе [Электрон. ресурс] : монография / Т. Ф. Орехова. - М. : Изд-во «ФЛИНТА», 2011. - 355 с. Режим доступа : bookmix.ru/book.phtml; http://bookz.ru/authors/t-orehova.html.

7. Печчеи, А. Человеческие качества [Электрон. ресурс] / А. Печчеи. - 247.3 Kb. -Режим доступа : http://fant-usas.at.ua.

8. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. - М. : Политиздат, 1972.

- 303 с.

9. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сб. / В. Франкл; пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.

Bibliography

1. Amozov, N. M Thinking about health / N M. Amosov. - M. : The Young Guard, 1978. -

192 p.

2. Brehman, I. I. Valeology - the science of health / I. I. Brehman. - 2-nd edition, enlarged and revised. - M. : Physical Culture and Sports, 1990. - 208 p.

3. Healthy Generation [Electron. resource] : the program urokokv health and morals for pupils of grades 1-11 secondary school / author-editors: T. F. Orehova, T. Kruzhilina. - Mode of access : http://www.ozon.ru.

4. Lobodin, V. T. Health and Spirituality / V. T. Lobolin. - SPb. : JSC «Complert», 1994. -Vol. 1 - Part 1. - 389 p.

5. Myasischev, .V N. Psychology relations / V. N. Myasischev; ed. A. A. Bodaleva; introd. art. A. A. Bodaleva. - Moscow : Publishing House of the «Institute of Applied Psychology»; Voronezh: NPO «MODEK», 1995. - 356 p.

6. . Orehova, T. F. Organization zdorovetvoryaschego education in modern school [Electron. resource] : monograph / .T F. Orehova. - M. : Publishing House of the «FLINTA», 2011. -355 p. Mode of access : bookmix.ru/book.phtml; http://bookz.ru.

7. Peccei, A. Human qualities [Electron. resource] / A. Peccei. - 247.3 Kb. - Mode of access : http://fant-usas.at.ua.

8. Spirkin, A. G. Consciousness and self-awareness / A. G. Spirkin. - M. : Politizdat, 1972. - 303 p.

9. Frankl, V. Man's Search for Meaning: Sat. / V. Frankl; per. from English. and German; compiler ed. L. Y. Gozman and D. A. Leontiev; introductory article D. A. Leontiev. - Moscow : Progress, 1990. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.