Научная статья на тему 'О значении Правительствующего Сената в Российской империи как судебного органа'

О значении Правительствующего Сената в Российской империи как судебного органа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1714
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ / ДЕПАРТАМЕНТ СЕНАТА / АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ СЕНАТА / КАССАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ СЕНАТА / СУДЕБ-НЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ СЕНАТА / РЕВИЗИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / Government senate / Senate department / Senate appeals department / Senate cassation department / Senate judiciary department / auditing body / judicial reform.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Дмитрий Вячеславович

В статье рассматривается процесс становления Правительствующего сената как органа осуществления правосудия на территории Российской империи. Изуча-ются происходившие изменения в структуре Сената с момента его образования до ликвидации как государ-ственного органа. Рассматривается компетенция Сена-та как судебного органа в разные исторические эпохи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the importance of the Governing senate in the Russian empire as a judicial body

The article examines the process of formation of the Government senate as an organ of justice in the territory of the Russian empire. The changes in the structure of the Senate from the moment of its formation to liquidation as a state body are being studied. The competence of the Senate as a judicial body in different historical epochs is considered.

Текст научной работы на тему «О значении Правительствующего Сената в Российской империи как судебного органа»

УДК 342.5

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10053

Соколов Дмитрий Вячеславович Dmitriy V. Sokolov

преподаватель кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

lecturer of professional activity of employees of division of protection of a public order Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: [email protected]

О значении Правительствующего сената в Российской империи

как судебного органа

On the importance of the Governing senate in the Russian empire

as a judicial body

В статье рассматривается процесс становления Правительствующего сената как органа осуществления правосудия на территории Российской империи. Изучаются происходившие изменения в структуре Сената с момента его образования до ликвидации как государственного органа. Рассматривается компетенция Сената как судебного органа в разные исторические эпохи.

Ключевые слова: Правительствующий сенат, департамент Сената, апелляционный департамент Сената, кассационный департамент Сената, судебный департамент Сената, ревизионная инстанция, судебная реформа.

The article examines the process of formation of the Government senate as an organ of justice in the territory of the Russian empire. The changes in the structure of the Senate from the moment of its formation to liquidation as a state body are being studied. The competence of the Senate as a judicial body in different historical epochs is considered.

Keywords: Government senate, Senate department, Senate appeals department, Senate cassation department, Senate judiciary department, auditing body, judicial reform.

Изучение деятельности Правительствующего сената на протяжении всей истории его существования представляет особый интерес с точки зрения рассмотрения отдельных функций, возложенных на него. К числу таких функций относится судебная, возникшая фактически в момент создания самого органа государственной власти и сохранявшаяся до конца его существования. В процессе развития структуры Правительствующего сената происходило и развитие его судебной функции.

В момент создания Петром I Сената 22 февраля 1711 года (ПСЗРИ I. Т. IV, с. 627) на него были возложены в том числе административные и судебные функции. Такое смешение различных видов власти, на наш взгляд, вполне соответствовало растущей власти монарха и стрем-

лению всеобъемлющего контроля деятельности государственного аппарата. Сенату предоставлялась роль контролирующая и координирующая. Роль его как высшей судебной инстанции прослеживается в Указе от 2 марта 1711 года (ПСЗРИ I, т. IV, с. 642-643), хотя на протяжении царствования Петра Великого содержание судебных функций Сената будут меняться. Он мог выступать как апелляционной инстанцией, так и первой инстанцией по ряду дел. Указ от 22 декабря 1722 года содержит запрет на подачу жалоб царю либо Сенату, минуя нижестоящие инстанции (ПСЗРИ I, т. V, с. 603-604). При этом А.Н. Филипповым [1, с. 326-328], С.А. Петровским [2, с. 326-328] отмечается, что по ряду дел Правительствующий сенат в это время мог быть первой инстанцией: о преступлениях против

© Соколов Д.В., 2018

особы государя, о государственных преступлениях, о совершаемых преступлениях фискалами, а также по отдельным указаниям царя.

Смерть Петра I повлекла за собой существенные изменения в политической жизни страны, что не могло не отразиться на положении Сената. Указ от 14 марта 1726 года переименовывает Сенат из Правительствующего в Высокий (ПСЗРИ I, т. VII, с. 586), а указы от 7 марта (ПСЗРИ I, т. VII, с. 581-583) и 28 марта 1726 года (ПСЗРИ I, т. VII, с. 596-597) определяют и уточняют его новые полномочия. В этот период Сенат продолжал рассматривать дела в качестве апелляционной, ревизионной и первой инстанции. Произведенные изменения, по мнению А.Н. Филиппова, привели к тому, что «у Сената только прибавилось больше дела, но порядка стало меньше» [1, с. 467]. Апелляционные полномочия Сената, определенные в пункте 4 Указа от 7 марта 1726 года, фактически ему приходилось разделять с генерал-рекетмейстером, который был наделен правом принятия и рассмотрения жалоб, что сохранялось до 7 марта 1727 года, упразднившего рекетмей-стерские конторы и должность ее руководителя (ПСЗРИ I, т. VII, с. 752-753). В качестве ревизионной инстанции Сенату было необходимо осуществлять проверку правильности приговоров подчиненных ему учреждений, в частности, тех, которые влекли за собой смертную казнь [1, с. 468]. В качестве суда первой инстанции им рассматривались дела, порученные Верховным тайным советом, и дела «о преступлениях по должности и менее значительным политическим преступлениям» [3, с. 473].

Короткий период царствования императора Петра II в сфере судебных полномочий Сената, на наш взгляд, существенных перемен не принес. В числе указов этого периода следует выделить Указ от 24 мая 1727 года, который позволял ему рассматривать донесения (наряду с Верховным тайным советом) о готовящемся покушении на здоровье императора, об измене, о народных возмущениях и бунтах (ПСЗРИ I, т. VII, с. 794), а также Указ от 5 января 1728 года, разрешавший выносить решения по «маловажным» уголовным делам (ПСЗРИ I, т. VIII, с. 3), то есть быть судом первой инстанции. Можно согласиться с мнением А.С. Жи-ленко, который определяет Верховный тайный совет в качестве высшей судебной инстанции в период 1726-1730 годов [4, с. 176].

Дальнейшие изменения полномочий Сената в судебной сфере происходят в период правления императрицы Анны Иоанновны, которая

Указом от 11 ноября 1731 года (ПСЗРИ I, т. VIII, с. 553-554) фактически поставила Сенат в равное положение с прочими судебными инстанциями, поскольку на основании подаваемого в Кабинет императрицы рапорта любой судья мог понести наказание в случае неправосудного решения дела или волокиты. Подобное положение Сената как судебной инстанции В.М. Грибовский связывал с утратой доверия императрицы к этому органу [5, с. 53]. Вместе с тем, как показывает исследование А.Н. Филиппова [1, с. 637-639], Правительствующий сенат продолжал быть апелляционной и ревизионной инстанцией, а в некоторых случаях и первой инстанцией. Следует отметить, что сохранявшаяся у Сената универсальность его полномочий приводила к тому, что рассмотрение дел затягивалось. Свидетельством наличия волокиты, например, являются указы от 6 мая 1736 года (ПСЗРИ I, т. IX, с. 810-811) и от 20 мая 1737 года (ПСЗРИ I, т. X, с. 151), направленные на оптимизацию работы судов и самого Сената, а также сообщавшие о длительности сроков рассмотрения по уголовным делам, по которым имелись много лет назад арестованные преступники.

Восшествие на престол императрицы Елизаветы I вызвало изменения в структуре Правительствующего сената, связанные с реализацией политики, направленной на реставрацию части порядков, установленных императором Петром I. Прямое заявление об этом было сделано в Указе от 12 декабря 1741 года (ПСЗРИ I, т. XI, с. 544-546). Д.В. Фетищев характеризует данный период развития судебной системы и деятельности Сената, в частности, как время отказа «от разделения суда и администрации и полным их слиянием на всех уровнях» [6, с. 118-119]. Это, на наш взгляд, позволяет говорить о сохранении за Правительствующим сенатом многочисленных административных функций, но, вместе с тем, он был и органом, имеющим судебные полномочия. Он являлся как апелляционной, ревизионной, так и первой инстанцией, что отмечено, например, в трудах А.Е. Преснякова [7, с. 308-310]. Однако чрезмерная концентрация власти в руках высших органов управления порождали волокиту и, по нашему мнению, снижала эффективность работы Сената в качестве судебной инстанции.

Предпринятые при Петре III попытки оптимизации судебной деятельности Сената успехом не увенчались, поскольку носили фрагментарный характер. Указом от 29 января 1762 года в его структуре был создан апелляционный департамент (ПСЗРИ I, т. XV, с. 895), а чуть ранее,

28 января 1762 года, ему были переданы дела из упраздненной Конференции при Высочайшем дворе (ПСЗРИ I, т. XV, с. 983-984).

Вступление Екатерины II на престол ознаменовало для Сената изменение его структуры, означавшее появление и обособление некоторых функций в самостоятельные направления деятельности. Указ от 15 декабря 1763 года устанавливает в Сенате шесть департаментов, два из которых, второй и шестой, являлись апелляционными в полном объеме, а один, третий, частично (ПСЗРИ I, т. XVI, с. 463-468). Исходя из структуры, можно сделать вывод о деятельности Сената как апелляционной инстанции по решениям нижестоящих инстанций. При этом в некоторых случаях он являлся и первой инстанцией, например, по прямому указанию императрицы. Подтверждением подобной точки зрения могут служить дела Мировича (ПСЗРИ I, т. XVI, с. 897-907) и Емельяна Пугачева (ПСЗРИ I, т. XIX, с. 1064-1067). Являлся также Сенат первой инстанция по делам о должностных преступлениях губернаторов, вице-губернаторов, их товарищей, чинов низших прокуратур [5, с. 257]. В порядке ревизии, как отмечает А.Э. Нольде, Сенат рассматривал дела об уголовных преступлениях, влекущих тяжкие наказания либо лишение дворянского достоинства [7, с. 635-636]. Усложнение бюрократического аппарата, происшедшее в период правления императрицы Екатерины II, привело к тому, что ее преемнику необходимо было принимать ряд срочных мер, направленных на решение накопившихся проблем.

Императором Павлом I основные усилия по изменению структуры Правительствующего сената были сосредоточены на налаживании судопроизводства, что наталкивает нас на мысль о роли его, прежде всего, как судебного органа. Указ от 13 декабря 1796 года распределил все имевшиеся в производстве департаментов Сената дела между ними, а также создал три временных департамента ([ПСЗРИ I, т. XXIV, с. 234237). Целью этих структурных преобразований было разрешение накопившихся дел прошлых лет. Круг дел, решаемых им в этот период в качестве судебной инстанции, каких-либо особых изменений не претерпел. В период правления Павла I прослеживается тенденция усиления роли Сената в качестве судебного органа. Подтверждением тому служит записка императора об устройстве различных частей государственного управления, в которой он отводит Сенату роль «главного трибунала», то есть судебного органа [8, с. 1-2]. Хотя, как отмечено в работе Т.Н. Ильиной, «Сенат на протяжении XVIII в.

никогда не был единственной высшей судебной инстанцией» [9, с. 35]. Происшедший в 1801 году переворот сказался определенным образом и на деятельности Правительствующего сената.

Император Александр I предпринял попытку избавления Сената от перегруженности делами, для чего им 27 января 1805 года был издан Указ, образующий новую структуру Правительствующего сената (ПСЗРИ I, т. XXVII, с. 794-799). В Сенате было создано девять департаментов, пять из которых были апелляционными, а два уголовными. Такая структура, по нашему мнению, позволяет считать, что к началу XIX века Сенат превращается в обособленный судебный орган, хотя за ним сохраняются дополнительные надзорные полномочия, связанные, например, с ревизией губерний (ПСЗРИ I, т. XXXVII, с. 100-105). Как отмечает А. Градовский, «Сенат получил значение судебного установления по преимуществу» [10, с. 148], что создавало предпосылки к разделению его на два учреждения: правительственное и судебное. Однако этого не произошло.

Во время правления Александра I Сенат в качестве первой инстанции рассматривал дела нескольких категорий: поступившие на рассмотрение по высочайшему повелению (ПСЗРИ I, т. XXXIV, с. 484-485); производство по которым начато вследствие проведения сенатской ревизии (ПСЗРИ I, т. XXXIV, с. 774-775); в случае обвинения по одному делу крестьян и их помещика (ПСЗРИ I, т. XXXV, с. 420-421); совершенные малолетними лицами преступления (ПСЗРИ I, т. XXIX, с. 315-317). Выступал Сенат и в роли кассационной и ревизионной инстанций. С.К. Гогель считал, что в дореформенный период «в области законодательства и управления Сенат был несомненно свободнее, чем в области правосудия» [11, с. 503].

Правление Николая I не принесло существенных перемен в судебных полномочиях Сената, хотя в этот период он был несколько структурно изменен. 24 марта 1842 года были созданы девятый и десятый департаменты Сената, названные варшавскими, предназначенные для рассмотрения гражданских и уголовных дел (ПСЗРИ II, т. XVII, ч. 1, с. 214), а 12 мая 1848 года герольдия была преобразована в департамент Сената (ПСЗРИ II, т. XXIII, ч. 1, с. 329). Таким образом, к концу правления императора Николая I количество департаментов возросло до двенадцати. Примечательно, что решения девятого департамента носили окончательный характер [12, с. 106], то есть, как мы полагаем, это была высшая инстанция по граж-

данским делам Царства Польского. В статье 3 Учреждения Правительствующего сената Свода законов Российской империи 1832 года за Сенатом закреплялось право ревизии по уголовным, гражданским и межевым делам [13, с. 138], а в статье 35 этого нормативного акта определялся предмет ведения судебных департаментов, включая апелляцию.

Судебные департаменты делились на гражданские и уголовные. Первых было семь, вторых - три. Такое соотношение и общее количество департаментов указывает, на наш взгляд, на все возрастающее количество дел, рассматриваемых Сенатом. Безусловно, Сенат не мог быть лишен недостатков в своей работе из-за сложной системы судебной власти середины XIX века, когда, по выражению И.В. Гессена, «разнообразию судебных инстанций соответствовали бесконечные вариации форм процесса» [14, с. 4]. Такое нагромождение властных отношений требовало упорядочивания на самом высоком уровне. Необходимость перемен получила свое отражение в реформах императора Александра II.

Одной из важнейших реформ второй половины XIX века стала судебная реформа 1864 года, затронувшая непосредственным образом и сам Правительствующий сенат, который впервые приобрел кассационные полномочия. Хотя, как отмечает М.В. Немытина [15, с. 87], он «был достаточно громоздким учреждением», имевшим наряду с судебными и административные властные полномочия. 20 ноября 1864 года было утверждено Учреждение судебных установлений, во введении к которому указывалось, что среди прочих судов судебная власть принадлежит Правительствующему сенату как верховному кассационному суду (ПСЗРИ II, т. XXXIX, ч. 2, с. 180). Немногим ранее, 29 сентября 1862 года, в «Высочайше утвержденных основных положениях преобразования судебной части в России» было определено, что Сенат находится в Санкт-Петербурге и делится на департаменты в соответствии с предметом судебного ведения, при этом первый, межевой департаменты и департамент герольдии сохраняли свой прежний дореформенный статус (ПСЗРИ II, т. XXXVII, ч. 2, с. 150-151). Из всех департаментов в особых оговоренных законом случаях могло быть образовано общее собрание Правительствующего сената. Непосредственно сами кассационные департаменты Сената были образованы по Именному указу от 19 марта 1866 года (ПСЗРИ II, т. XLI, ч. 1, с. 50-151), первыми из которых стали гражданский и уголовный касса-

ционные департаменты и их общее собрание, созданные по Сенатскому указу от 16 апреля 1866 года (ПСЗРИ II, т. XLI, ч. 1, с. 386).

Дальнейшие преобразования судебных полномочий в период правления Александра II Сената происходили в следующем порядке: 2 марта 1870 года был упразднен 8-й апелляционный департамент (ПСЗРИ II, т. XLV, ч. 1, с. 215-216); 1 января 1872 года - 6-й и 7-й апелляционные департаменты (ПСЗРИ II, т. XLVI, ч. 2, с. 496-497); 1 июня 1872 года - 9-й и 10-й (Варшавские) (ПСЗРИ II, т. и, ч. 2, с. 117-118), 15 апреля 1877 - 2-й апелляционный департамент (ПСЗРИ II, т. I_II, ч. 1, с. 375-376).

Царствование императора Александра III в области судебных полномочий Сената отразилось в создании 2-го (крестьянского департамента), ставшего высшим кассационным судом для пореформенного крестьянства (ПСЗРИ III, т. IV, с. 28), ликвидации его 3-го апелляционного департамента 30 марта 1888 года (ПСЗРИ III, т. III, с. 133-134) и преобразовании межевого департамента в 3-й 25 января 1894 года (ПСЗРИ III, т. XIV, с. 14-15).

Правление последнего императора России Николая II для Сената имело значение в части его судебных полномочий в связи с изданием Указа от 2 июня 1898 года, создавшим Судебный департамент путем объединения 3-го, 4-го и 5-го департаментов, а также сформировавшим второе общее собрание Правительствующего сената (ПСЗРИ III, т. XVIII, ч. 1, с. 389-390). Данная инстанция стала высшей апелляционной инстанцией по гражданским, уголовным и межевым делам империи. Можно согласиться с точкой зрения Т.Н. Ильиной, которая полагает, что «учреждение в России единой судебной инстанции должно было отвечать цели единообразного применения закона» [16, с. 76-77]. В таком виде Сенат просуществовал до момента его ликвидации в 1917 году.

Проведенный краткий анализ судебных полномочий Правительствующего сената позволяет нам полагать, что на протяжении более чем двухсотлетней истории этого органа государственной власти произошло постепенное изменение его функций в части их максимизации и упорядочения. Произошла трансформация органа управления с универсальными полномочиями на заре его возникновения в орган с преимущественно судебными полномочиями, которые были четко обозначены в нормативных документах. В конце своего существования Сенат стал реальной высшей судебной инстанцией, которой при его создании он, по сути, еще не являлся.

Примечания

1. История Правительствующего Сената за двести лет. СПб.: Сенатская типография, 1911. Т. I.

2. Петровский С.А. Сенат в царствование Петра Великого: историко-юридическое исследование. М.: Университетская типография, 1875.

3. Филиппов А.Н. История Сената в правление Верховного тайного совета и кабинета. Часть I: Сенат в правление Верховного тайного совета. Юрьев: тип. К. Матисена, 1895.

4. Жиленко А.С. Верховный тайный совет в системе властеотношений Российской империи (17261730 гг.): историко-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2016.

5. Грибовский В.М. Высший суд и надзор в России в первую половину царствования императрицы Екатерины второй: историко-юридическое исследование. СПб.: тип. «Труд», 1901.

6. Фетищев Д.В. Судебная система России в XVIII веке // Обозреватель - Observer. 2008. № 1.

7. История Правительствующего Сената за двести лет. СПб.: Сенатская типография, 1911. Т. II.

8. Записка императора Павла I об устройстве разных частей государственного управления // Сборник РИО. СПб., 1894. Т. 90: Бумаги Комитета, учрежденного Высочайшим рескриптом 6 декабря 1726 г.

9. Ильина Т.Н. Эволюция судебных функций Сената как высшей судебной инстанции в России в XVIII веке // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2015. № 14.

10. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1876. Т. II.

11. История Правительствующего Сената за двести лет. СПб.: Сенатская типография, 1911. Т. III.

12. Раскин Д.И. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. Т. 1. СПб.: Наука, 2000.

13. Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 1.

14. Гессен И.В. Судебная реформа. СПб.: тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1905.

15. Немытина М.В. Суд в России: Вторая половина XIX - начало XX вв.: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999.

16. Ильина Т.Н. Полномочия Сената как высшей судебной инстанции в России во второй половине XIX века // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2016. № 17.

Notes

1. History of the Governing senate for two hundred years. St. Petersburg: Senate Printing House, 1911. Vol. I. (In Russ.)

2. Petrovsky S.A. Senate in the reign of Peter the Great: historical and legal research. Moscow: University Press, 1875. (In Russ.)

3. Filippov A.N. The history of the Senate in the reign of the Supreme Privy Council and the Cabinet. Part I: Senate in the reign of the Supreme Privy Council. Yuriev: type. K. Matisen, 1895. (In Russ.)

4. Zhilenko A.S. The Supreme Privy Council in the system of power relations of the Russian empire (1726-1730): historical and legal research. Dissertation... candidate of legal sciences. Belgorod, 2016. (In Russ.)

5. Gribovsky V.M. The highest court and supervision in Russia in the first half of the reign of Empress Catherine II: historical and legal research. St. Petersburg: type. «Labor», 1901. (In Russ.)

6. Fetishchev D.V. The judicial system of Russia in the XVIII century. Observer - Observer, 2008, no. 1. (In Russ.)

7. History of the Governing Senate for two hundred years. St. Petersburg: Senate Printing House, 1911. Vol. II. (In Russ.)

8. A note by Emperor Paul I about the structure of different parts of state administration. Collection of RIO. St. Petersburg, 1894. Vol. 90: Papers of the Committee, established by the Highest Rescript on December 6, 1726. (In Russ.)

9. Ilyina T.N. Evolution of judicial functions of the Senate as the highest judicial instance in Russia in the XVIII century. Historical and legal problems: A new perspective, 2015, no. 14. (In Russ.)

10. Gradovsky A.D. The beginning of Russian state law. St. Petersburg: type. M.M. Stasyulevych, 1876. Vol. II. (In Russ.)

11. The history of the Governing Senate in two hundred years. St. Petersburg: Senate Printing House, 1911. Vol. III. (In Russ.)

12. Raskin D.I. Higher and central state institutions of Russia. 1801-1917. St. Petersburg: Science. 2000. Vol. 1. (In Russ.)

13. Code of laws of the Russian Empire. St. Petersburg, 1857. Vol. 1. (In Russ.)

14. Gessen I.V. Judicial reform. St. Petersburg: type. F. Weissberg and P. Gershunin, 1905. (In Russ.)

15. Nemytina M.V. Court in Russia: The second half of the XIX - early XX centuries. Dissertation... doctor of legal sciences. Moscow, 1999. (In Russ.)

16. Ilyina T.N. Powers of the Senate as the highest judicial instance in Russia in the second half of the XIX century. Historical and legal problems: A new perspective, 2016, no. 17. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.