Научная статья на тему 'О значении компьютерных технологий и математического моделирования в образовании бакалавров'

О значении компьютерных технологий и математического моделирования в образовании бакалавров Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
579
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / COMPUTER TECHNOLOGIES / MATHEMATICAL MODELLING / EDUCATION / INFORMATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Колобов Алексей Николаевич, Зубкова Татьяна Михайловна

Математические модели являются эффективным методом управления, прогнозирования и познания окружающей действительности и позволяют четче осознать сущность изучаемых явлений. Накопленный при исследовании одного круга задач потенциал моделирования, применим к использованию в решении и других проблем. В связи с этим изучение и овладение знаниями по компьютерным технологиям и математическому моделированию в любой сфере деятельности основная задача любого обучающегося вуза, а разработка новых методов применения и использования данных технологий в обучении, является главной задачей при их обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE IMPORTANCE OF COMPUTER TECHNOLOGIES AND MATHEMATICAL MODELLING IN EDUCATION BACHELORS

Mathematical models are an effective method of management, forecasting and cognition of the surrounding reality and allow you to more clearly understand the essence of the studied phenomena. Gained in the study of one range of tasks potential modeling, applicable to use in solving other problems. In connection with this study and the acquisition of knowledge in computer technologies and mathematical modelling in any sphere of activity the main objective of any student of the University, and the development of new methods of application and use of these technologies in teaching, is the main for the dacha at their training.

Текст научной работы на тему «О значении компьютерных технологий и математического моделирования в образовании бакалавров»

Колобов А.Н., Зубкова Т.М.

Оренбургский государственный университет E-mail: KolobovAN@ya.ru; bars87@mail.ru

О ЗНАЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ

Математические модели являются эффективным методом управления, прогнозирования и познания окружающей действительности и позволяют четче осознать сущность изучаемых явлений. Накопленный при исследовании одного круга задач потенциал моделирования, применим к использованию в решении и других проблем. В связи с этим изучение и овладение знаниями по компьютерным технологиям и математическому моделированию в любой сфере деятельности основная задача любого обучающегося вуза, а разработка новых методов применения и использования данных технологий в обучении, является главной задачей при их обучении.

Ключевые слова: компьютерные технологии, математическое моделирование, образование, информация.

Формирование и развитие у студента высоконравственного интеллекта, способного в структурах профессиональных и других сообществ к эффективной общественной, коллективной и индивидуальной профессиональной деятельности, является в современном обществе одной из основных функций системы профессионального образования.

Высшим учебным заведением совместно с научно-педагогическими работниками этого учебного заведения, обучающимися и объединениями работодателей, определяются конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр.

Бакалавр по любому из направлений подготовки должен решать различные профессиональные задачи, но всех их объединяют умения и навыки которыми должен обладать каждый в области научно-исследовательской деятельности:

- сбор, использование, систематизация, анализ информации по актуальным проблемам науки;

- разработка современных технологий с учетом особенностей образовательного процесса;

- проведение экспериментов по использованию новых форм и деятельности, анализ результатов.

Для решения различных задач профессиональной деятельности обучающийся должен дать утвердительный ответ на следующие пункты:

- знает системы задач профессиональной деятельности, их характеристики (модели),

средств технологии, характеристики методов, алгоритмов решения задач (по соответствующему направлению подготовки);

- умеет использовать компьютерные и другие методы сбора, хранения и редактирования информации, необходимой в его профессиональной деятельности;

- умеет строить адекватные объекту модели или пользоваться системами моделей объектов (процессов);

- умеет сформулировать задачи профессиональной деятельности (проекты, исследования), устанавливает их взаимосвязь с ЭВМ;

- владеет применяемыми в своей профессиональной деятельности компьютерными средствами, программами проектирования, моделирования, прогноза, анализа, планирования, обучения.

Эти требования рассматриваются как база комплексной оценки выпускников вузов.

В связи с этим изучение и овладение знаниями по информатике, информационным технологиям и моделированию в любой сфере деятельности основная задача любого обучающегося, а исследования в данной области знаний дают безграничные возможности и не теряют актуальность.

Целью исследования является повышение качества обучения бакалавров с использованием компьютерных технологий.

Задачами исследования являются:

- пределение современного состояния и основные направления развития использования компьютерных технологий и математического моделирования в обучении;

- уточнение значения междисциплинарных и интегрированных дисциплин при обучении бакалавров;

- разработка структуры построения и исследования оптимизационной модели.

Существует множество определений информатики. Это и прикладная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации и т. д. И наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и предоставления с помощью компьютерной техники. Информатика состоит из трех взаимосвязанных составляющих: информатика как фундаментальная наука, как прикладная дисциплина и как отрасль производства [1].

Выделяют основные объекты информатики: компьютеры, информация, информационные системы.

В общие теоретические основы данной науки входят понятия: информация, системы счисления, кодирование, алгоритмы.

В структуру современной информатики входят: вычислительная техника, теоретическая информатика, программирование, искусственный интеллект, информационные системы.

Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию. Принятие решений - это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации [2].

Зафиксированные данные обрабатывают на основании имеющихся знаний и применяют для решения поставленных задач, затем полученная информация анализируется с помощью имеющихся знаний. После анализа, все допустимые решения предлагаются для применения, и в результате выбора принимается в некотором смысле одно наилучшее решение.

От сферы использования информация может быть различной: технической, научной, экономической, управляющей и т. д.

Основной целью информационных технологий является - производство в результате целенаправленного действия по переработке данных необходимых пользователю видов информации.

Информационная технология - это объединенная в технологическую цепочку, обеспечивающую обработку, сбор, распространение, хранение и вывод информации совокупность методов, производственных и программнотехнологических средств.

Сбор, обработка, хранение и передача информации с помощью информационных технологий осуществляется в числовой форме. В них продуктом и предметом труда выступает информация, а орудиями труда - средства связи и вычислительной техники, что и является особенностью информационных технологий.

Известно, что образование в области информационных технологий в фундаментальной подготовке студентов вузов, является одной из важнейшей составляющей. В настоящее время характерно стремление получить целостное и системное представление об общей картине мира, в котором и помогает интеграция наук.

Учебный курс «Компьютерные технологии моделирования» и является одной из таких интегрированных дисциплин.

В процессе обучения студенты обучаются фундаментальным основам методологии и теории вычислений; формируют умения самостоятельно разрабатывать или подбирать наиболее эффективные вычислительные алгоритмы; развивают навыки программной реализации решения вычислительных алгоритмов с помощью компьютерных средств и др.

В процессе обучения этой дисциплины необходимы глубокие знания информатики, вместе с которыми студенты овладевают средствами и методами формализованного представления вычислительного алгоритма; применения современных телекоммуникационных и информационных технологий; получают представление о современных методах научного познания, таких, как моделирование, формализация, компьютерный эксперимент, алгоритмизация и т. д.; формируют алгоритмическую и логическую культуру. Умения и навыки полученные, при обучении таких кур-

сов помогают студентам успешно освоить различные дисциплины. Взаимопроникновение в учебный процесс методов исследования, обеспечивает систематичность в приобретении знаний у студентов. При процессе обучения, где привлекаются сведения из различных предметных областей, на уровне знаний раскрываются межпредметные связи. Через решение прикладных задач с помощью компьютерных средств реализуется прикладная направленность обучения. В результате обучающиеся получают представление о роли математического моделирования в познании окружающего мира.

В настоящее время моделирование, является универсальным компонентом методологии любой науки. Математические модели являются эффективным методом управления, прогнозирования и познания окружающей действительности и позволяют четче осознать сущность изучаемых явлений. Накопленный при исследовании одного круга задач потенциал моделирования, применим к использованию в решении и других проблем. Рассмотрено построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах.

Все модели можно разбить на два больших класса: предметные (материальные) модели и информационные модели. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, макеты зданий и др.). Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или в знаковой форме [3].

Зафиксированные на каком-либо носители информации (бумаге, кинопленке и др.) зрительные образы объектов являются образными моделями (фотографии, рисунки и др.). Широко используются образные информационные модели в образовании и науках, где по внешним признакам требуется классификация объектов (биологии, ботанике и др.).

При использовании различных языков строятся информационные модели, которые называются знаковые. В форме текста, формулы, таблицы и т. д. может быть представлена любая знаковая информационная модель.

К первым информационным моделям можно отнести наскальные рисунки, в принципе для создания информационных моделей в процессе эволюции человечество применяло разнооб-

разные способы и инструменты, естественно постоянно их усовершенствуя. В настоящий момент для построения и исследования информационных моделей обычно используются современные компьютерные технологии.

При создании описательной информационной модели используются естественные языки.

Информационные модели, называемые формальными (логические, математические и др.) построены при помощи формальных языков.

Математика считается наиболее широко используемым формальным языком.

Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями [3].

Можно построить сложные и простые высказывания, при помощи алгебры высказываний, которые будут выражены на естественном языке или, например, построит формальную логическую модель, с помощью языка алгебры логики.

Процесс построения моделей с помощью формальных языков называется формализацией.

Часто человечество использует моделирование и формализацию при процессе познания окружающей действительности. Сначала при изучении новых объектов обычно строятся на естественном языке их описательные информационные модели, затем они выражаются с использованием формальных языков (логики, математики и др.) т. е. формализуются.

При процессе исследования формальной модели часто производится ее визуализация. При визуализации пространственного соотношения между объектами используются чертежи, в алгоритмах - блок-схемы, в логических моделях устройств - логические схемы, в электрических схемах - модели электрических цепей и т. д.

При помощи анимации возможно изображение динамики процесса при визуализации формальной физической модели на компьютере, так же производиться построение графиков изменения физических величин и т. д. Чаще всего визуальные компьютерные модели являются интерактивными, т. е. позволяют исследователю менять начальные параметры и условия протекания процессов и наблюдать изменения в поведении модели.

Использование компьютеров при исследовании информационной модели позволяет изучать изменения различных объектов и систем в зависимости от значений того или иного параметра.

В процессе разработки модели и ее исследования на компьютере выделяют несколько основных этапов:

- описательная информационная модель;

- формализованная модель;

- компьютерная модель;

- компьютерный эксперимент;

- анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели.

Первый этап процесса или исследования объекта заключается в построении описательной информационной модели. Получаемая модель несущественными параметрами пренебрегает и выделяет параметры объекта существенные с точки зрения целей проводимого исследования.

На втором этапе записывается с помощью какого-либо формального языка описательная информационная модель, т. е. создается формализованная модель. В такой модели с помощью уравнений, формул, неравенств и т. д. между начальными и конечными значениями исследуемых свойств объектов фиксируются соотношения, являющиеся формальными, а также на допустимые значения этих свойств накладываются ограничения.

В случаях, когда невозможно найти формулы, выражающие искомые величины через предлагаемые данные, используют приближенные математические методы, они позволят получить результат с заданной точностью.

Выразить модель на языке понятном для компьютера задача третьего этапа, на котором необходимо преобразовать в компьютерную модель формализованную модель.

При построении компьютерной модели существуют два пути: первое, создается проект на одном из языков программирования, либо, создается компьютерная модель с помощью электронных таблиц.

На этапе исследования модели реализовать диалог компьютера и человека и визуализировать формальную модель, позволит удобный и понятный интерфейс, разработан-

ный в процессе разработки компьютерной модели.

Когда же компьютерные модели на одном из языков программирования уже существуют в виде программ, их запускают на выполнение и получают результаты. Это является задачей четвертого этапа исследования информационной модели и заключается в компьютерном эксперименте и его проведении.

Можно провести поиск данных или сортировку, построить график или диаграмму и т. д., если исследуемая компьютерная модель находится в приложении, например в электронных таблицах.

В анализе полученных результатов и доработке исследуемой модели заключается пятый этап. Вывод о том, что на других этапах построения модели были допущены неточности или ошибки, можно сделать, если есть различия между результатами измеряемых параметров реальных объектов и полученной при исследованиях информационной модели.

Возможно, могут быть неправильно отобраны свойства, являющиеся существенными для данных объектов при построении описательной модели, либо возможны ошибки в формулах в процессе формализации и т. д. В таких случаях проводят корректировку модели, при этом уточнение модели может осуществляться многократно, до тех пор, пока не добьемся соответствия изучаемому объекту и анализу результатов.

Рассмотрим, пример построения и исследования оптимизационной модели в электронных таблицах.

В условии дано, что на предприятии могут выпускать 3 вида продукции Пj (у = 1..3). Для этого должно быть использовано 3 вида ресурсов р(г = 1..3). Расход г - го вида ресурса на единицу }-го вида продукции составляет (ау) единиц. Соответственно величинами Ь1, Ь2, Ь3 ограничены размеры допустимых затрат ресурсов. Цена единицы у - го вида продукции равна с денежных еддиниц. Нужно составить план выпуска продукции такой, который позволит получить наибольшую прибыль при ее сбыте.

Решение. Составим предварительно математическую модель задачи.

Оформим все известные данные в табличном виде.

Ресурсы Выпускаемые продукции Объемы ресурсов

П1 П2 П3

Р1 15 20 25 1200

Р 2 2 3 2,5 150

Р3 35 60 60 3000

Цены реализации 300 250 450

Пусть X=(x1; x2; x.) - план выпускаемой продукции соответстветствующий Пя П2, П.. Z - сумма прибыли от продажи произведенной продукции. Тогда, исходя из этого, математическая модель данной задачи примет вид:

max Z = 300x1 + 250x2 + 450x3;

15x1 + 20x2 + 25x3 < 1200,

2x1 + 3x2 + 2,5x3 < 150,

35x1 + 60x2 + 60x3 < 3000, (!)

x, > 0 (j = 1,3)

Рассмотрим решение задачи линейного программирования (ЛП) средствами табличного процессора Excel. Решать оптимизационные задачи в Excel позволит встроенная надстройка «Поиск решения». Введем информацию в ячейки рабочего листа табличного процессора Excel так, как показано на рис. 1.

Ячейки B3:D3 отведены для значений переменных, в качестве которых выступает количество производимой каждого вида продукции. Формула для целевой функции внесена в ячейку E3, в ячейки G8:G10 введены значения ограничений правых частей,

а в ячейки Е8:Е10 - формулы, определяющие ограничения левых частей. Выбираем меню «Сервис» > опцию «Поиск решения» и заполним поля диалогового окна «Поиск решения» так, как показано на рис. 2.

Далее в диалоговом окне «Поиск решения» нажимаем кнопку «Параметры», для задания параметров поиска решения задачи. В диалоговом окне «Параметры поиска решения» (см. рис.4) нужно загрузить и сохранить оптимизируемые модели, изменить варианты и условия поиска решения данной исследуемой задачи. Используемые состояния и значения элементов управления по умолчанию, подходят для решения многих задач.

Так как наша целевая функция и ограничения являются линейными по переменным, для данной задачи можно установить только два флажка «Неотрицательные значения» и «Линейная модель» (для выполнения условий (1) задачи ЛП). Нажимаем ОК и окажемся в окне являющемся исходным. Задача оптимизации теперь полностью подготовлена. Сообщение, что найдено решение (рис.4) появиться после нажатия на кнопку «Выполнить» и открытия окна «Результаты поиска решения. Заметим, что не всегда находится решение конкретной задачи. В таком случае появиться сообщение: «Поиск не может найти подходящего решения» в последнем окне. Это происходит, если несовместны условия задачи. Сообщение: «Значения целевой ячейки не сходятся» появляется в случае, если не ограничена целевая функция.

Г*1 Microsoft Excel - Решение задачи-xls 1 сэ Ц

• Файл Правка Еид Вставка Формат Сервис Данные Окно Справка I Введите вопрос * _ d? X

• t, е - Зі її М ■*> 100У° "<№ І

АгіаІ Су. й 10 4|Ж £ * Щ Щ | g| % 0)0 і™ | ЇЩ Щ

110 - £

А В с D Е F G

1 Переменные Целевая функция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Вид продукции П1 П2 пз Прибыль

3 Значение 0 0 0 =СУММППОИЗВ(ВЗ ОЗ:Е4 D4)

4 Цэна реализации 300 250 450 max

5

Б Ограничения

7 Тип ресурсов П1 П2 ПЗ Расход ресурсов ЗНсК Запас ресурсов

8 Р1 15 20 25 =СУММПРОИЗВ($В$3 SD$3 В8 D8) <= 1200

9 Р2 2 3 2,5 =CyMMnPOH3B($B$3:$D$3;B9:D9) <= 150

10 РЗ 35 60 60 =CyMMnPOH3Bf$B$3:$D$3;B10:D10) <= 3000

11

і< < » и К Листі / Лигт2 І, ЛистЗ / І' ► J

Готово

Рисунок 1. Известные данные задачи ЛП

Оптимальный план выпуска продукции и прибыль соответствующая ему представлены на рис.5, который и является результатом расчета исследуемой задачи.

На данном примере мы показали структуру работы над конкретным заданием. Разработка структуры построения и исследования оптимизационной модели позволяет точ-

нее исследовать математическую модель, изучать изменения различных объектов и систем в зависимости от различных параметров, показывает, в случае ошибки, на какой из этапов следует вернуться, для доработки.

Изучение и овладение знаниями по информационным технологиям и математическому моделированию и их системность позво-

Рисунок 2. «Поиск решения» - диалоговое окно задачи ЛП

Рисунок 3. «Параметры поиска решения» - диалоговое окно Результаты поиска решения

Решемие найдемо, Все ограничения и условия оптииалмости выполнен.

Тип отчете

о ^Сохранить найденное решение:

С Восстановить исходив значения

)

Результат

Устойчивость

Пределы

ОК

Отмена

Сохранить сценарий..

Справка

Рисунок 4. «Результаты поиска решения» - диалоговое окно

1^1 Microsoft Excel - Решение задзчи.хЬ Г^ІГвТаї

Файл Правка Вид Вставка Формат Сірвис Данные Qkho Справка \ Введите вопрос - - «9 X

I J jiWj лоі-у • А £ ’ *1 АІ км. 4} 1°°% г fQ) В

; Anal Суг 10 * Ж К Ч Ш Ж 5 % ом Тб2 » щ Ш * <2* w А Б

110 - ft

А в _ С D Е F G —

1 Переменные Целевая функция —j

2 Вид продукции П1 П2 ПЗ Прибыль

3 Значение 60 0 12 23400

4 Цена реализации 300 250 450 тах

5

6 Ограничения 1

7 Тип ресурсов П1 П2 ПЗ Расход ресурсов знак Запас ресурсов

8 Р1 15 20 25 1200 <= 1200

9 Р2 2 3 2.5 150 <= 150

10 РЗ 35 60 60 2820 <= 3000

11 -

И < ► м|\ Листі / Лист2 / ЛисгЗ / |< иг * I

Готово

Рисунок 5. Результаты решения исследуемой задачи распределения ресурсов

лит обучающимся применять и использовать компьютерные технологии в любой сфере деятельности.

Компьютерная реализация алгоритмов позволяет студентам исследовать модели, описывающие разнообразные явления и процессы. Междисциплинарные и интегрированные дисциплины играют большую роль, так как содержат фундаментальные знания.

Внедрение и развитие современных информационных технологий в образование и науку инициировало рост прикладных исследований в различных областях знаний гуманитарных, социальных, естественнонаучных. Эффективное исследование различных прикладных задач с использованием компьютеров стало возможно в связи с тем, что со-

временные информационные технологии реализуют современные алгоритмы решения различных прикладных задач, осуществляют информационную поддержку поиска методов решения задач и средств контроля точности конкретных вычислений и проверки правильности работы используемых программ.

В современном мире информатика является фундаментальной отраслью научного знания, формирует системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучая информационные процессы, а так же методы и средства их автоматизации. Усовершенствуя процесс подготовки специалистов любых направлений, необходимо адекватно отражать интеграцию информатики и других наук их современное состояние как научных областей.

21.12.2013

Список литературы:

1. Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика. - СПб.: ПИТЕР, 2011. - 576 с.

2. Ашихмин В.Н., Гитман М.Б., Наймарк О.Б., Келлер И.Э., и др. Введение в математическое моделирование. - М.: Логос, 2004. - 440 с.

3. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 183 с.

Сведения об авторах:

Колобов Алексей Николаевич, доцент кафедры информатики факультета информационных технологий Оренбургского государственного университета, кандидат технических наук, е-таіі: KolobovAN@ya.ru Зубкова Татьяна Михайловна, профессор кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем факультета информационных технологий Оренбургского государственного университета, доктор технических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, е-таіі: bars87@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.