УДК 811:378.147.88
О ЗНАЧЕНИИ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ И СТИМУЛАХ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
И.В. Стрекалова
Данная статья посвящена проблеме формирования интереса к изучению иностранных языков в нефилологическом вузе, а также роли иностранного языка в подготовке современного специалиста. Рассмотрены и проанализированы основные стимулы формирования этого интереса, приведены отдельные методические рекомендации.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, иностранный язык, стимул.
Для современного этапа мирового развития характерны стремительно протекающие процессы обновления во всех областях общественных отношений. Глубокие преобразования, происходящие в нашей стране, приводят к изменениям в различных сферах жизни; государство, как никогда прежде, нуждается в активных, энергичных, образованных молодых людях; высококвалифицированных, грамотных специалистах. Поэтому именно сегодня предъявляются новые, более высокие требования к обучению, воспитанию и развитию молодежи. В существующих условиях задача вузов состоит не только в повышении уровня профессиональной компетентности выпускников, но и в формировании творческой, мобильной, социально устойчивой личности, способной адаптироваться к новым условиям современной жизни, развиваться в соответствии с требованиями времени. Перед современным образованием стоит задача воспитания человека, обладающего разносторонней творческой активностью, сформированной гражданской позицией, твердым гуманистическими убеждениями, способностью создавать и передавать духовные ценности, понимать и грамотно оценивать явления современной культурной практики в ее нравственных, художественных проявлениях. Во все времена реальным показателем гуманитарности считалась филологическая культура, владение языками [7, с. 245].
В связи с этим растет потребность в осмыслении сущности предлагаемых направлений и разработке инновационных методов и приемов обучения, обеспечивающих повышение качества высшего образования в целом. В рамках путей решения перечисленных задач немаловажным является процесс подготовки профессионалов, способных выдержать конкуренцию на международном рынке труда. В частности, речь идет о необходимости вооружения будущих специалистов иноязычными знаниями.
Вопрос стратегии развития системы обучения иностранным языкам в вузе тесно связан с политикой системы профессионального образования. Чем выше в обществе потребность в новых профессиональных, научных и культурных контактах с зарубежными представителями и чем реальнее возможность реализации этих контактов, тем, соответственно, выше статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания
Однако в реализации этого социального заказа имеются определенные проблемы, одна из которых связана со снижением интереса к обучению у современной молодежи. В связи нестабильностью социально-экономической ситуации в настоящее время, распространением так называемой «массовой культуры» с ее культом насилия и антиинтеллектуализма, у молодых людей зачастую можно наблюдать ослабление интереса к знаниям. Поэтому вопрос формирования познавательного интереса у студентов становится сейчас особенно актуальным и является одним из средств решения не только педагогических, но и социальных проблем. Интерес выступает в качестве одного из главных побудителей учебной деятельности, а его наличие представляет собой важное условие прочного и сознательного усвоения знаний.
Несмотря на это, преобладающая в настоящее время методика обучения иностранному языку в вузе не учитывает особенности познавательного интереса к данному предмету у студентов неязыковых специальностей и не обеспечивает условий для его развития. В связи с этим возникает вопрос о необходимости оптимизации преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах, поиска новых путей и средств формирования интереса к обучению, применения эффективных способов активизации познавательной деятельности, интенсификации учебного процесса, улучшения качества иноязычного образования в высшей школе.
Практика показывает, что для эффективного, плодотворного осуществления любой деятельности необходимо наличие интереса. Проблема интереса к учению в истории педагогической мысли обучения развивалась постепенно под влиянием требований реальной
действительности. Значение интереса утверждали многие педагоги прошлого, видя главную его функцию в том, чтобы приблизить ученика к учению, заинтересовать его так, чтобы учение для ученика стало желанной потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Я.А. Коменский [4], совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник света, радости и знания, считал, что интерес является одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки учения. Жан-Жак Руссо [4], опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающему миру, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. В.Г. Белинский и И.А. Герцен [1] были убеждены в том, что любознательность обучаемых следует, прежде всего, развивать при помощи тех наук, которые могут вызвать наибольший интерес. Для их педагогических воззрений характерна связь интереса к познанию с интересом социальным. И.Ф. Гербарт [8] признавал интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ученику.
Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого [1]. С.Т. Шацкий уделял самое серьезное внимание проблеме интереса в обучении. С одной стороны, интерес - важный фактор активного усвоения учеником социального опыта, с другой - роль интереса он видел в приспособлении обучаемого к окружающей среде. А.С. Макаренко показал в диалектике воспитательного процесса единство содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами коллектива и интересами отдельной личности, а также предложил некоторые методические приемы поддержания и развития интереса.
Итак, весь многовековой опыт прошлого дает основание заключить, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения. Сегодня проблема интереса все шире исследуется в контексте разнообразной деятельности обучаемых, что позволяет творчески работающим педагогам успешно развивать интересы учащихся, формировать активное отношение к жизни, обогащая личность.
В отечественной психологии утверждается, что интересы человека воспитуемы, а их истоки лежат в общественной жизни людей, в окружающей действительности, в которой формируется их содержание. Интерес является сложным качеством личности, которое оказывает положительное влияние на эмоции и чувства, психомоторные и интеллектуальные процессы, волю; в то же время интерес не сводится ни к одному из них. В связи с этим можно определить интерес как устойчивую избирательную направленность личности на определенные предметы или деятельность с целью их изучения (познания) и практического овладения ими [5].
Так как деятельность человека многообразна, то соответственно можно выделить и проанализировать различные виды интересов. Что касается учебной деятельности, то для нее является чрезвычайно значимым познавательный интерес. Как ценное качество личности, познавательный интерес широко используется педагогами в дидактических и воспитательных целях и играет огромную роль в процессе обучения. Современная дидактика видит в интересе большие возможности и для обучения, и для формирования личности в целом. В самом общем определении познавательный интерес можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности [2].
Познавательный интерес представляет собой важнейшую область общего феномена интереса, он активизирует все психические процессы человека, побуждает личность к постоянному поиску, к преобразованию действительности посредством деятельности. Особенностью познавательного интереса является также его способность обогащать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Но необходимо заметить, что вызывает познавательный интерес лишь тот предмет или та деятельность, которая является важной и значимой для определенного субъекта, поэтому интерес к различным областям познания будет проявляться неоднозначно, и в каждом отдельном случае мы столкнемся с особенностями, которые необходимо учитывать при формировании познавательного интереса. Следовательно, выявление и анализ специфических особенностей познавательного интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей имеет для нас существенное значение.
Вследствие развивающихся и крепнущих международных контактов в области науки, техники и культуры, а также расширения сотрудничества России с зарубежными странами
практическое овладение иностранным языком стало одной из важнейших характеристик специалиста высшей квалификации любого профиля. Роль иностранного языка изменилась, из учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности. Знание иностранного языка не может быть не включено в спектр качеств, неотъемлемо характеризующих квалифицированного специалиста. Таким образом, статус дисциплины «Иностранный язык» в образовательной системе неязыкового вуза претерпевает существенные изменения, иностранный язык выходит за рамки учебного предмета и становится средством формирования профессионала, способного к самообразованию и творчеству.
Следует заметить, что в современных условиях стремительного развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации невозможно обучить человека на всю жизнь, важно сформировать в нем интерес к накоплению знаний, к самой познавательной деятельности. Значение интереса и потребности в знаниях очень велико для наиболее эффективного протекания процесса обучения; при этом необходимо вызвать интерес к самому объекту изучения, к самой деятельности учения. В связи с этим следует проанализировать вопрос о стимулах формирования интереса к иностранному языку у студентов неязыковых специальностей
Под стимулом формирования интереса понимают средства, побуждающие к изучению иностранного языка, степень воздействия которых обусловлена их индивидуально-личностной и общественной значимостью.
А.Н. Прядехо делит стимулы познавательного интереса на следующие группы:
- стимулы, вытекающие из учебной деятельности;
- стимулы, вытекающие из внеаудиторной деятельности;
- стимулы внеурочного характера [5].
К стимулам формирования познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыковых специальностей можно отнести следующие:
- жизненная значимость содержания изучаемого материала;
- наличие определенного уровня владения иностранным языком;
- отношения, складывающиеся между участниками учебной деятельности.
Большой экспериментальный материал психологических исследований доказывает, что организм реагирует только на значимые для него раздражители [3]. Поэтому одним из стимулов формирования познавательного интереса к иностранному языку является жизненная и практическая значимость содержания учебного материала; возможность применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности и в жизни в целом.
Длительное наблюдение за учебным процессом, многочисленные беседы, результаты анкетирования позволили выявить наличие зависимости между уровнем овладения иностранным языком и степенью сформированности интереса к данному предмету. Анализ результатов проведенного анкетирования показывает, что 32% опрошенных имеет низкий уровень обученности иностранному языку; 58% - средний и лишь 10% - высокий. Таким образом, на низком уровне овладения иностранным языком находится достаточно большой процент студентов. Такое положение может стать существенным препятствием для формирования познавательного интереса, так как осознание студентами своего уровня владения иностранным языком и, соответственно, их самооценка, будет оказывать существенное воздействие на учебную деятельность. При выявлении отношения студентов к изучению иностранного языка 30% опрошенных ответили, что хотели бы изучать язык, но этому препятствуют имеющиеся пробелы в знаниях; а в качестве одной из главных причин нежелания изучать данный предмет 49% студентов называет именно низкий уровень школьной подготовки. Так, хорошо успевающие обучаемые стремятся к преодолению трудностей, к самостоятельной и творческой работе. Негативные эмоциональные проявления, такие, как страх, тревожность, неуверенность в своих силах выражены у них значительно слабее, чем у студентов с низкой успеваемостью. У обучаемых со средней успеваемостью интерес к знаниям связан с вовлеченностью в активную учебную деятельность, не связанную с достижениями. Необходимость сдавать зачет или экзамен может вызывать у них негативные эмоции, а познавательный интерес не всегда имеет устойчивый характер и может зависеть от обстоятельств. Степень сформированности интереса у слабоуспевающих студентов будет довольно низкой; такие обучаемые отличаются сниженной познавательной активностью и способностью к самостоятельной работе. Для них характерны стойкие негативные проявления при сдаче экзаменов, неуверенность, имеют место отказы отвечать или даже пропуски занятий. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что творческий
интерес к иностранному языку (наивысшая стадия интереса) присущ студентам с высоким уровнем языковых знаний, а на самой низкой стадии формирования интереса (созерцательный интерес) находятся обучаемые с низким уровнем подготовки [6].
Таким образом, результаты исследования позволяют заключить, что недостаточный уровень овладения иностранным языком будет оказывать отрицательное влияние на формирование интереса к данной дисциплине, а наличие высокого или даже среднего уровня является важным стимулом формирования познавательного интереса.
В процессе обучения иностранному языку между участниками познавательной деятельности складываются определенные отношения, которые в той или иной степени оказывают влияние на формирование познавательного интереса. От характера этих отношений, от их эмоционального настроя в немалой степени зависит возникновение, сохранение и устойчивость познавательного интереса. Практика показывает, что благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии, положительный настрой, ощущение радости познания, чему способствует создание ситуации успеха, соответствующая система поощрений и совместное преодоление трудностей, является одним из важных стимулов формирования познавательного интереса.
В целях создания такой позитивной атмосферы преподавателю необходимо стремиться к организации конструктивного взаимодействия в учебном процессе. В общих чертах педагогическое взаимодействие представляет собой особую связь участников образовательного процесса, характеризующуюся наличием определенных целей, взаимообусловленностью, четким ролевым распределением, наличием взаимных обязательств и тенденцией к достижению конкретных результатов. Под конструктивным взаимодействием понимают такой вид педагогического взаимодействия, для которого характерен качественно иной уровень взаимоотношений его участников, основанный на принципах гуманизации и демократизации образования, результатами которого являются сотрудничество равноправных личностей, активность и осознанность субъектов в процессе развития, стремление к самосовершенствованию, творческая активность каждой личности. С психологической точки зрения конструктивные взаимодействия - это особым образом организованные совместные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития навыков эффективного общения, самоконтроля, самоактуализации, самообразования. В основе организации конструктивного взаимодействия в педагогическом процессе лежат тенденции гуманизации образования. Оно должно быть свободным и открытым к обновлению, иметь личностно-ориентированный характер. В качестве показателей конструктивного взаимодействия можно выделить следующие: понимание и уважительное отношение к личности студента, общая положительная направленность взаимодействия, нацеленность на развитие и саморазвитие обучаемого, высокая эффективность общения, педагогический оптимизм, наличие обратной связи. Иными словами, конструктивное взаимодействие - это особый вид педагогического взаимодействия, отличающийся качественно иным уровнем взаимоотношений и приносящий пользу всем его участникам.
Таким образом, благоприятно складывающиеся отношения между участниками познавательной деятельности, положительный эмоциональный фон, на котором проходит занятие, являются одним из существенных стимулов формирования интереса к иностранному языку.
Итак, вышесказанное позволяет заключить, что познавательный интерес выступает в качестве одного из главных побудителей учебной деятельности, а его наличие представляет собой важное условие прочного и сознательного усвоения знаний. Формирование интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей будет эффективным только при учете специфических особенностей возникновения и проявления этого интереса, а также методически обоснованном применении стимулов его развития.
This article is devoted to the problem of the development of the interest to the foreign languages' study at no philological institutes and the role of foreign languages in the training of modern specialists. The basic stimulus of this interest are considered and analyzed, some methodic recommendations are given.
The key words: interest, experience interest, foreign language, stimulus.
Список литературы
1. Гришин В.А. Проблема формирования познавательного интереса в истории педагогики // Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема: Материалы IX международной научно-практической конференции «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема» 16 - 17 апреля 2002 года.
Часть 1./ Под общ. Ред. А.А. Прядехо. Брянск: Издательство БГУ, 2002. 179 с. С.111 - 114.
2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. 418
с.
3. Павлов А.П. Избранные психологические труды / Ред. вступит. ст. и коммент. Б.Е. Райкова; АПН СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 176 с.
4. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1988. 416 с.
5. Прядехо А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков. М., 1990. 218
с.
6. Сойкина И.В. Пути и средства формирования интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей педагогического вуза: Учебно-методическое пособие. Брянск: Изд-во БГУ, 2003. 86 с.
7. Щербатых Л.Н. Опыт формирования ценностных ориентаций у лингвистически одаренных школьников в процессе обучения иностранному языку // Вестник Брянского государственного университета. № 1 (2013): Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. Брянск: РИО ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», 2013. 250 с. С.244 - 248.
8. Benner, Dietrich: Die Pädagogik Herbarts, Juventa Weinheim. München, 1986.
Об авторе
Стрекалова И. В.- кандидат педагогических наук, доцент ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Брянский филиал, [email protected]