Научная статья на тему 'О зимовке водоплавающих птиц на Байкале'

О зимовке водоплавающих птиц на Байкале Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
284
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Тарасов Пётр Прокопьевич

Второе издание. Первая публикация: Тарасов П.П. 1952. О зимовке водоплавающих птиц на Байкале // Природа 8: 115-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О зимовке водоплавающих птиц на Байкале»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1318: 2828-2830

О зимовке водоплавающих птиц на Байкале

П.П.Тарасов

Второе издание. Первая публикация в 1952*

Со времени А.С.Бутурлина в зоологической литературе укоренился ошибочный взгляд па возможность зимовки ряда водоплавающих птиц на Байкале. Так, например, в определителе птиц СССР (Бутурлин, Дементьев 1935) в повидовом примечании к распространению гоголя, морянки, чернети и некоторых других в числе мест зимовок указывается и Байкал. Однако всякий, кто бывал на этом замечательном озере в зимнее время, прекрасно знает, что зимовать там водоплавающей дичи положительно негде. Всё озеро, с конца декабря по конец апреля в южной части, и с января по май-июнь — в северной, покрыто сплошным толстым льдом, по которому до постройки кругобайкальской дороги прокладывали одно время даже железнодорожный путь.

Неудивительно, что утверждение о зимовке водоплавающих птиц на Байкале вызывает законное удивление. Несколько видов водоплавающих птиц, числом до нескольких тысяч особей, действительно ежегодно зимуют в районе Байкала, но не на самом Байкале, а в верхней части реки Ангары, вытекающей из этого озера. Эта река, вынося относительно тёплые глубинные воды Байкала, имеет очень быстрое течение и никогда не замерзает, по крайней мере на протяжении первых 10-15 км. В тёплые зимы свободный ото льда плёс Ангары удлиняется до 30-40 км и, как исключение, может простираться до города Иркутска (60 км). По выходе из Байкала Ангара имеет сравнительно мелкое — не более метра и широкое — около 2 км русло.

При выходе Ангары из Байкала на середине реки чернеет несколько крохотных скалистых островков, из коих наибольший, так называемый «шаман», не превышает размера избы. Островки эти служат местом для отдыха некоторых птиц. Ниже, примерно в 8-10 км от Байкала, начинается целая вереница островов наносного происхождения.

Отмели в районе этих островов, так же как и отмели коренных берегов реки, служат основной кормовой стацией зимующих птиц.

На этом участке верхнего плёса Ангары, от станции Байкал и до станции Подорвиха, где на пространстве около 15 км даже при сильных холодах шуги почти не бывает, и зимует основная масса водоплавающей дичи. В декабре и январе нередки длительные морозы, когда в термометре замерзает ртуть. Вдоль Ангары, зажатой с обеих сторон

* Тарасов П.П. 1952. О зимовке водоплавающих птиц на Байкале // Природа 8: 115-116.

2828 Рус. орнитол. журн. 2016. Том 25. Экспресс-выпуск № 1318

горами, дуют как по трубе пронизывающие ветры. Над рекой стоит непроницаемый туман. В крепкие морозы, а тем более при ветре, утки не могут отдыхать на открытых и обледенелых берегах. Они рискуют сразу же обморозить лапы. Птицам приходится держаться на открытой воде, где их быстрым течением непрерывно сносит вниз, в зону всё нарастающей шуги. В результате утки вынуждены то и дело подниматься на крыло и залетать обратно, повторяя эту операцию через каждые 2030 мин.

В условиях быстрого течения реки нелегка и добыча корма, особенно для кряквы, которая, впрочем, зимует тут в незначительном количестве. Однако сами корма здесь весьма богаты. На дне реки много личинок хирономид, ручейников, подёнок, местами зарослей подводной растительности. В реке много рыбы, главным образом хариуса, составляющего основную пищу многочисленных на зимовке крохалей.

Знакомясь с условиями зимовки водоплавающей дичи на реке Ангаре ещё в 1929 году, мы более всего были поражены тем обстоятельством, что на ночь главная масса уток улетает куда-то в открытый Байкал. Ещё до наступления сумерек птицы начинают подтягиваться к самому истоку Ангары, образуя здесь бесконечные вереницы больших и малых стай. С наступлением темноты утки начинают сниматься и стая за стаей тянут на юго-восток. Утром почти в полной темноте таким же порядком утки возвращаются обратно. Место их ночёвки осталось, к сожалению, невыясненным.

Отметим, что кроме большого крохаля Mergus merganser, длинноносого крохаля Mergus serrator, гоголя Bucephala clangula, морской чернети Aythya marila, морянки Clangula hyemalis и кряквы Anas pla-tyrhynchos в истоках Ангары зимуют в большом количестве оляпки Cinclus cinclus. Днём эти птицы держатся по берегам реки, где кормятся личинками ручейников, ночь же проводят главным образом в щелях деревянных дамб и береговых укреплений пристани и станции Байкал.

Именно здесь, когда в сумерках оляпки начинают слетаться к месту ночёвки, приходится видеть совершенно необычное для данного вида скопление особей. Драки их за обладание укромной щелью, погоня друг за другом, всюду слышный свиристящий голос птиц составляют характерную особенность морозного вечера этой части Байкала.

Следует отметить, что описываемая нами зимовка птиц, подавляющая часть которых представлена крохалями, дорого обходится рыбному хозяйству Ангары. В этом отношении заслуживает внимания нижеследующая наблюдавшаяся нами сцена. Стая крохалей, численностью в 20-30 штук, развернулась шеренгой и шлёпая крыльями, словно играя, двигается к берегу. Постепенно шеренга принимает вид полукруга и вдруг, словно по команде, по-видимому, в тот момент, когда

прижатая к отмели рыба начинает прорываться, птицы ныряют и чуть не каждая из них показывается с рыбой, держа её поперёк тела. Тут же птица подбрасывает рыбу вверх и, подхватив её ловким движением за голову, начинает заглатывать. Операция эта, при крупных размерах рыбы (хариусов), нелегка, и крохаль довольно долго, давясь и вытягивая шею вверх, совершает глотательные движения, прежде чем окончательно одолеет её. В случае, когда поймана более крупная рыба, заглотить её полностью вовсе не удаётся. И тогда птица подолгу плавает с полузаглоченной рыбой, хвост которой торчит наружу. Добыв одного из таких крохалей и встряхивая его, держа за лапы, нам удалось убедиться, что, несмотря на торчавший в зеве хвост, голова рыбы была уже переварена.

Если принять число зимующих на Ангаре крохалей хотя бы в 1000 штук, а размер дневного рациона одной особи в 500 г, то за 5 месяцев эимы птицы уничтожают на данном отрезке Ангары около 750 центнеров рыбы. И если бы не постоянный приток её в эту богатую кормами часть реки со стороны Байкала, запасы рыбы в непродолжительное время были бы здесь вообще истреблены.

Регулярный промысел нырковых уток на ангарской зимовке развит слабо. Объясняется это не столько трудностью охоты в зимнее время, сколько быстрым течением реки, когда каждую убитую утку надо немедленно догонять, а затем с большими усилиями заводить лодку против течения обратно. Лишь отдельные любители устраивают на кромке байкальского льда шалаши и, выждав вечером скопления уток (перед их отлётом на ночёвку), дают два-три залпа, с тем чтобы сразу же бросаться к замаскированной поблизости лодке и спешить подбирать уносимую течением добычу.

Стрельба на вечерних или утренних перелётах, ввиду темноты, при которой они происходят, также мало распространена.

Несмотря на это, количество зимующей на Ангаре дичи за последние годы значительно сократилось. Причиной этого следует считать не столько влияние промысла на неё, сколько развитие рыболовства, подорвавшего кормовую базу крохалей.

Существенное влияние на сокращение численности уток оказала, по-видимому, суровая зима 1944/45 года, когда длина незамерзающего плёса Ангары сократилась с обычных 20-25 до 7 км.

Литератур а

Бутурлин С.А., Дементьев Г.П. 1935. Полный определитель птиц СССР. М.; Л., 2: 1280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.