Научная статья на тему 'О ЗИМНЕЙ ЖИЗНИ ОПОЛОВНИКА AEGITHALOS CAUDATUS'

О ЗИМНЕЙ ЖИЗНИ ОПОЛОВНИКА AEGITHALOS CAUDATUS Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЗИМНЕЙ ЖИЗНИ ОПОЛОВНИКА AEGITHALOS CAUDATUS»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2230: 4193-4196

О зимней жизни ополовника Aegithalos caudatus

Д.Н.Нанкинов

Второе издание. Первая публикация в 1976/1977*

Зимняя жизнь синиц и ополовника Aegithalos caudatus изучалась в парке Биологического института в Старом Петергофе, который находится в 25 км от Ленинграда. Он входит в обширную цепь садов и парков, протянувшихся по южному берегу Финского залива. Парк расположен на двух приморских террасах и делится на верхнюю и нижнюю части, которые разграничены хорошо выраженным довольно крутым уступом. Основной ландшафт парка — это мелколесье из лиственных пород (берёза, ольха, осина, рябина, черёмуха) с поднимающимися среди него группами крупных деревьев (дуб, липа, клён, ясень, пихта), среди которого есть поляны с растущим на них кустарником.

Летом 1966 года ополовников в парке не было совершенно, но в мае и июне 1966 и 1970 годов в разных частях парка постоянно регистрировали одну пару или одиночных птиц. Кочующие стаи ополовников вместе с синицами, желтоголовыми корольками Regulus regulus и серыми мухоловками Muscicapa striata начинают появляться в парке уже в первых числах сентября.

Зимой 1968/69 года в парке постоянно держалась стая из 18 ополовников, которая являлась главным «организатором» смешанных сини-чьих стай на протяжении всего зимнего периода. Изучая зимнюю экологию синиц, мы по несколько часов в день следили за передвижением этой стаи ополовников, сопровождаемой разными видами синиц (см. рисунок). Бросалось в глаза то, что маршруты, по которым двигались разные виды, удивительно совпадали. Очень часто в одном и том же месте в определённое время встречалось одно и то же количество особей, составляющих смешанную стаю. Причиной этого были ополовники, которые постоянно ночевали в кустах ивы в центре парка и утром задавали тон движению смешанной синичьей стаи. Начало движения утром определялось тем направлением, в котором полетят первые из проснувшихся ополовников. Может быть, в разные дни не одни и те же особи просыпались первыми. Кроме того, разные особи этой стаи предпочитали, наверное, разные виды деревьев, окружающих ночёвку, на которые они садились сразу же после сна.

В результате, если утром после пробуждения птицы взлетали на деревья, расположенные на восток от места ночёвки, то вся стая шла по

* Нанкинов Д.Н. 1976/1977. О зимних кочёвках длиннохвостых синиц (Aegithalos caudatus L.) IILarus 29/30: 153-157.

маршруту в верхний парк. По пути к ним примыкали ночевавшие по их пути большие синицы Parus major, лазоревки Cyanistes cyanus, желтоголовые корольки, иногда пищухи Certhia familiaris и поползни Sitta europaea.

Рис. 1. Маршрут кочёвок синичьих стай в первой половине дня (зима 1968/69 года). 1 — ночёвка ополовников на протяжении всего зимнего периода; 2 — место ночёвки ополовников в конце зимы; красные точки — места, где чаще всего происходило разъединение стаи

Если же утром проснувшиеся ополовники садились на деревья к северу от места их ночёвки, то стая в этот день кочевала в нижнем парке. В этом случае к ним присоединялись совсем иные особи других видов, которые ночевали вблизи нового маршрута ополовников. Поэтому зимой в разные дни смешанные стаи иногда имели приблизительно один и тот же состав. Состав смешанных стай иногда менялся и в течение дня. Птицы присоединялись к этой стае и покидали её. Например, в юго-западной части верхнего парка по утрам, через 1.5 ч после пробуждения, стая часто разделялась. Большие синицы и корольки уходили на восток, а ополовники и оставшиеся особи других видов двигались на север. По дороге к ним присоединялись другие особи и стайки разных видов синиц. Второе распадение стай происходило примерно в районе острова и

третье — на севере от острова. В поисках корма птицы иногда двигаются широким фронтом до 100 м. Когда птицы идут компактно, они следят друг за другом. Чем шире становится фронт передвижения, тем больше вероятности распадения стаи. На каком-то участке маршрута общение между особями теряется, и стая в этом случае распадается на две. Часто остаются одиночные особи больших синиц и пухляков Poecile montanus.

Другая причина, связанная с первой, — это степень обилия корма (вредители, почки и т.п.) и порода деревьев, на которых отдельные виды питаются, а в связи с этим и скорость передвижения разных особей. Смешанные стаи распадаются иногда и в результате испуга при прохождении, например, мимо железной дороги. Отдельные особи (большие синицы, пухляки и лазоревки) задерживались на кормушках, поставленных в лесу и тем самым отлучались от стаи.

При смене места ночёвки ополовники посещают уже иные участки леса, и тогда состав смешанной стаи становится другим. Нам были известны две ночёвки ополовников. Первая находилась в густых зарослях ивы в середине парка, а вторая (действовала недолго в конце зимы) - в северной части парка. Птицы спускались по стеблям кустарников через отверстия под поверхность снега и проводили ночь в подснежных пустотах. Здесь же иногда ночевали и большие синицы. Возможно, что синицы использовали для ночёвки и норы грызунов, как об этом пишет Г.Б.Зонов (1965, 1967). На месте ночёвки ополовники находились около 16 ч. Например, 18 февраля 1969 они покинули его в 9 ч 30 мин и снова вернулись на ночёвку в 17 ч 30 мин.

Численность ополовников в парке Биологического института в течение зимы постепенно уменьшалась, и к началу апреля стая состояла лишь из 7 особей. Часть особей погибла, вероятно, из-за морозов. Во время сна перья птиц, очевидно, примерзали к стенкам ниш. По утрам отмечали выпадение рулевых перьев, а также перьев груди, которые отваливались, когда птицы отряхивались после сна. Часть особей погибла, вероятно, от неясыти Strix aluco. При виде неясыти ополовники всегда собирались в кучу и кричали вокруг хищника.

Стая ополовников, которая обитала всю зиму в парке, в конце февраля уже начала выходить за пределы своей зимней территории. В марте через парк кочевали и другие стаи этого вида. Мы отмечали их до 2 апреля 1969. Начиная с 16 марта ополовники уже держались парами. С конца февраля (28 февраля 1969) в голосе ополовников появлялись новые компоненты, и они издавали что-то вроде короткой песни. Такие песни слышались весь март месяц.

Зимой ополовники питались как на земле, так и на самых вершинах деревьев (больше лиственных). Когда шёл снег, они держались невысоко на деревьях, кустарниках или под ними - на поверхности снега. Часто питались на почках берёз, а также на ветвях чёрной ольхи и сосны.

Можно определённо сказать, что для ополовников не существует никакой сложности в зимнем питании на деревьях.

Следовательно, на образование и состав смешанных стай, а также на характер их передвижения влияет ритм дневной активности отдельных особей и привязанность других видов птиц к определённым местам ночёвок.

Литератур а

Зонов Г.Б. (1965) 2020. Характер зимних ночёвок синиц в Предбайкалье и эпизоотологи-ческое значение этого явления // Рус. орнитол. журн. 29 (1908): 1621-1622. EDN: CNJBGU

Зонов Г.Б. (1967) 2017. О зимних ночёвках синиц в Предбайкалье // Рус. орнитол. журн. 26 (1466): 2748-2753. EDN: YTTZWP

ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2230: 4196-4197

Наблюдения за птицами в восточной Бетпак-Дале в 2006 году

А.С.Левин, С.С.Шмыгалёв, Т.Кунка

Второе издание. Первая публикация в 2007*

В рамках международной программы «Балобан в Центральной Азии» в период с 12 по 17 апреля 2006 была обследована восточная часть пустыни Бетпак-Дала и гранитный массив Бектау-Ата. Цель поездки — выяснение плотности и характера распределения балобана и других редких хищных птиц в западном Прибалхашье. Маршрут поездки: Аксуек — Бурубайтал — Мирный — Акбокай — Чиганак — Приозёрный — Сарышаган — внутренние районы пустыни Бетпак-Дала — Сарышаган — станция Моинты — Сарышаган — массив Бектау-Ата. В состав отряда входили три человека: А.С.Левин, С.С.Шмыгалёв и волонтер из Чехии Т.Кунка.

Балобан Falco cherrug. Полученные материалы подтвердили наше предположение о том, что балобан перестал гнездиться в горных массивах восточной части пустыни Бетпак-Дала и переместился на равнинные участки. Из 5 гнёзд на скалах, найденных в предыдущие годы, в 2005 году жилым оказалось лишь одно: 20 апреля самка насиживала кладку из 5 яиц. Не видел на этих территориях балобанов и Р.Г.Пфеф-фер (устн. сообщ.), посетивший этот район в гнездовое время в 2006 году.

В то же время за 4 дня нами было осмотрено 115.4 км линий электропередач (ЛЭП), расположенных в пустынных районах, и 80.3 км вдоль трассы Алматы — Астана и других магистральных дорог. В общей слож-

* Левин А.С., Шмыгалёв С.С., Кунка Т. 2007. Наблюдения за хищными птицами в восточной Бетпак-Дале в 2006 г. //Каз. орнитол. бюл.: 47-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.