Научная статья на тему 'О зимнем населении птиц заповедника «Ханкайский» и сопредельных территорий Приханкайской низменности'

О зимнем населении птиц заповедника «Ханкайский» и сопредельных территорий Приханкайской низменности Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Волковская-курдюкова Елена Александровна

Второе издание. Первая публикация: Волковская-Курдюкова Е.А. 2005. О зимнем населении птиц заповедника «Ханкайский» и сопредельных территорий Приханкайской низменности // Результаты охраны, изучения природных комплексов Сихотэ-Алиня: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию образования Сихотэ-Алинского заповедника. Владивосток: 367-371.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О зимнем населении птиц заповедника «Ханкайский» и сопредельных территорий Приханкайской низменности»

бюлей на Сахалин происходили и раньше, но до 2001 года они были единичны, на юге острова не отмечалось такой высокой численности этих птиц. В период гнездования каштановоухих бюльбюлей на Сахалине не наблюдали.

Литер атур а Гизенко А.И. 1955. Птицы Сахалинской области. М.: 1-328.

Дементьев Г.П. 1954. Семейство короткопалые дрозды, или бульбули, Pycnonotidae //

Птицы Советского Союза. М., 6: 70-72. Дементьев Г.П., Гизенко А.И. 1950. Новые сведения по авифауне южного Сахалина //

Докл. АН СССР. Нов. сер. 70, 6: 1081-1082. Матюшков Г.В. 1995. Находки некоторых редких видов птиц на Сахалине // Вестн. Сахалин. музея 2: 288. Нечаев В.А. 1991. Птицы острова Сахалин. Владивосток: 1-748. Нечаев В.А. 1969. Птицы Южных Курильских островов. Л.: 1-1-246. Birds of Japan. 1990. Tokyo; New York.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1348: 3834-3837

О зимнем населении птиц заповедника «Ханкайский» и сопредельных территорий Приханкайской низменности

Е.А.Волковская - Курдюкова

Второе издание. Первая публикация в 2005*

В то время как состав зимней орнитофауны заповедника «Ханкайский» и Приханкайской низменности в целом изучен достаточно полно и насчитывает 96 видов птиц (Глущенко, Нечаев 1992; Глущенко 1997; Глущенко, Мрикот 1998), количественные материалы по структуре зим -него населения птиц в литературе крайне отрывочны и не систематичны (Симонов 1999). В связи с этим нами были предприняты исследования, основной целью которых была оценка количественного состава зимней орнитофауны. Учётные работы проводились в календарные сроки зимы в 2002-2004 годах по общепринятой методике комплексных маршрутных учётов, предложенной Ю.С.Равкиным и Н.Г.Челин -цевым (1990), с использованием 8 - и 10-кратных биноклей и электронного шагомера. Исследования велись в основном в охранной зоне за-

* Волковская-Курдюкова Е.А. 2005. О зимнем населении птиц заповедника «Ханкайский» и сопредельных территорий Приханкайской низменности // Результаты охраны, изучения природных комплексов Сихотэ-Алиня: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию образования Сихотэ-Алинского заповедника. Владивосток: 367-371.

поведника, а также на прилежащей к ней территории Приханкайской низменности. Маршрутными учётами охвачены участки заповедника: «Речной» — кордоны «Лузанова сопка» и «Восточный»; «Журавлиный» — главным образом Гайворонская сопка и пойма реки Спасовки; «Мель-гуновский» — охранная зона с полевым ландшафтом. Суммарная протяжённость пеших учётных маршрутов за это время составила 219 км. В данном сообщении рассматриваются несколько выделенных нами типов местообитаний: 1) дубовые и разнопородные лиственные леса по склонам сопок; 2) пойменный лес по реке Спасовке; 3) комплекс агро-ландшафтов, находящихся в охранной зоне заповедника и непосредственно примыкающих к ней, представленный, в основном, системой рисовых полей; 4) сельский ландшафт, преимущественно село Гайво-рон. К сожалению, материалов для количественной оценки орнитофауны вейниково -осоковых и тростниковых болот собрано нами пока недостаточно и планируется пополнить в будущем. По предварительным данным, здесь зимнее население птиц характеризуется наиболее низким обилием и видовым разнообразием.

Рассматриваемые местообитания были довольно сходны между собой по числу видов птиц. Небольшие различия средних значений целиком перекрывались значительной временной изменчивостью. Но в общем проявляются следующие закономерности: более высокое число видов наблюдается в лесном типе местообитаний, варьируя в разные временные интервалы двух зимних сезонов от 18 до 25 видов, в среднем составляя 21 вид. Промежуточные значения по этому показателю отмечены для сельского ландшафта - от 16 до 23, в среднем 19 видов; наименьшие выявлены для открытого ландшафта — от 16 до 23, в среднем 17 видов. Видовое разнообразие населения птиц, выраженное по формуле информационного разнообразия Шеннона-Вивера H' (MacArthur, MacArthur 1961), также выделялось высокими и относительно постоянными значениями во всех исследованных нами лесных участках (1.76-2.436, в среднем 2.183). Для зимнего населения птиц открытого ландшафта характерны промежуточные значения видового разнообразия, но вместе с тем и наиболее высокая его изменчивость (0.4772.325, в среднем 1.214; CV = 19.6%). В населённых пунктах сельского типа видовое разнообразие было минимальным (0.833-1.354, в среднем 1.139), главным образом как следствие резко выраженного численного доминирования полевого воробья Passer montanus. Суммарная численность населения птиц отличалась минимальными, но в то же время наиболее стабильными показателями в рассмотренных нами лесных типах местообитаний (137-262, в среднем 175 ос./км2; CV = 16.9%). Для зимнего населения птиц сельского ландшафта были характерны наиболее высокие показатели суммарного обилия (487 -2125, в среднем 1089 ос./км2; CV = 69%), для открытого ландшафта — промежуточные

(109-567, в среднем 280 ос./км2; CV = 80%), в обоих случаях также характерной была и очень высокая временна я изменчивость.

В течение зимы число видов птиц менялось незначительно, сохраняясь примерно на одном и том же уровне. В то же время суммарная плотность закономерно снижалась от декабря к февралю в открытых местообитаниях (очевидно, как следствие снижения обеспеченности пищей по мере становления более глубокого снежного покрова и др.), она сравнительно мало изменялась в сельском и лесном типах ландшафта (обычно минимум численности в обоих случаях приходился на январь, вновь возрастая к февралю).

Если сравнивать структуру зимнего населения птиц лесных массивов, имеющихся на Приханкайской низменности и отличающихся существенной фрагментарностью и изолированностью, с таковой галерей -ных лесов долины реки Раздольной, то обнаружатся некоторые общие закономерности. Как и во всех лесах Южного Приморья, зимой наиболее постоянно высокой численностью выделяются болотная гаичка Parus palustris - 28 ос./км2 и поползень Sitta europaea - 15 ос./км2, но численность этих видов обычно в два раза ниже, чем на Раздольнен-ской равнине. То же справедливо и в отношении восточной синицы Parus minor, которая во второй половине зимы в основном покидает леса, сосредотачиваясь в населённых пунктах. Низкая общая численность отмечена в Приханковье для сороки Pica pica, большеклювой Corvus macrorhynchos и чёрной C. corone orientalis ворон, китайской зеленушки Chloris sinica, урагуса Uragus sibiricus. Напротив, практически не различается зимняя численность белоспинного Dendrocopos leucotos и большого пёстрого D. major дятлов, ополовника Aegithalos caudatus, пищухи Certhia familiaris, сибирской чечевицы Carpodacus roseus, трёх видов снегирей (Pyrrhula pyrrhula, P. griseiventris, P. cine-racea), одинакова частота регистраций малого острокрылого дятла Dendrocopos kizuki, большинство встреч которого приходилось на первую половину зимы, большого острокрылого дятла Dendrocopos canica-pillus. Более высокая средняя численность отмечена у фазана Phasia-nus colchicus и пухляка Parus montanus. Местами, как например на Лузановой сопке и на древесных релках среди болот, многочисленна белая лазоревка Parus cyanus - 29-44 ос./км2.

Сельский ландшафт, помимо высокой численности группы синан-тропных птиц (полевого воробья и сороки), для ряда видов играет роль своеобразной «стации переживания» неблагоприятного периода года. Сорная растительность на пустующих огородах и по зарослям бурьяна привлекает чечёток Acanthisflammea, урагусов, китайских зеленушек, болотных гаичек и др. В селе Гайворон, по сравнению с лесными участ -ками Гайворонской сопки и поймы реки Спасовки, заметно выше численность седого дятла Picus canus, ополовника и восточной синицы,

обыкновенного дубоноса Coccothraustescoccothraustes, китайской зеленушки. Не различается численность у поползня, болотной гаички, пищухи, снегирей.

В зимнем населении птиц открытых ландшафтов наиболее заметным и богатым видами элементом являются экологические группы птиц-миофагов (13 видов), от 84 до 91% суммарного обилия которых составляют облигатные птицы-мышееды, и зерноядных воробьиных птиц (10 видов). Характерно, что состав и численность птиц этих групп сильно варьируют по годам в зависимости от общего характера и на -правления кочёвок, а главным образом от обеспеченности кормом. Нередко у этих видов бывают выраженными и большие локальные различия в уровне численности на разных участках Приханкайской низменности, связанные с очаговым размещением на зимовках.

Литер атур а

Глущенко Ю.Н. 1997. ПтицыХанкайского государственного заповедника. Спасск-Дальний.

Глущенко Ю.Н., Мрикот К.Н. 1998. Зимовка птиц в восточной части Приханкайской низменности в 1992-1998 гг. // Научное и учебное естествознание на юге Дальнего Востока. Уссурийск, 3: 37-43. Глущенко Ю.Н., Нечаев В.А. 1992. Зимняя орнитофауна Ханкайско-Раздольненской равнины и окружающих предгорий // Животный и растительный мир Дальнего Востока. Уссурийск: 3-26. Равкин Е.С., Челинцев Н.Г. 1990. Методические рекомендации по комплексному маршрутному учёту птиц. М,: 1-34. Симонов С.Б. 1999. Материалы к изучению зимнего населения птиц Ханкайского заповедника //Дальневост. конф. по заповедному делу. Владивосток, 4: 142-143. MacArthur R.H., MacArthur J.W. 1961. On bird species diversity // Ecology 42: 594-598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.