Научная статья на тему 'О ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЙ СПЕЦИФИКЕ ХОРОВОЙ СИМФОНИИ «СВЕТЛЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ» В. ПОЛЕВОЙ'

О ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЙ СПЕЦИФИКЕ ХОРОВОЙ СИМФОНИИ «СВЕТЛЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ» В. ПОЛЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА / ХОРОВАЯ МУЗЫКА A CAPPELLA / ХОРОВАЯ СИМФОНИЯ / ЖАНР / СТИЛЬ / ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воловчук Юлия Викторовна

Рассмотрены жанровые и стилевые особенности хоровой симфонии «Светлые песнопения» В. Полевой, в результате чего выявлен лирико-медитативный тип мышления композитора. Прослежены особенности претворения жанра симфонии в синтезе с духовными жанровыми традициями. Определена ведущая роль «идеи света» для становления содержательно-драматургического профиля произведения. Цель исследования: определить жанрово-стилевую специфику хоровой симфонии «Светлые песнопения» В. Полевой. Методология исследования включает структурно-функциональный, жанрово-стилевой и интонационно-драматургический методы. Научная новизна исследования заключается в уникальности жанрового решения и практически отсутствием теоретической литературы по изучению жанра хоровой симфонии. Практическое применение. Данное исследование окажет неоценимую помощь хоровым коллективам, включающим в свой репертуар произведения современных украинских композиторов. Кроме этого, проблематика настоящей статьи вносит вклад в развитие теории жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE AND STYLE SPECIFICITY OF THE CHORAL SYMPHONY “LUMINOUS CANTICLES” BY V. POLEVAYA

The genre and style features of the choral symphony «Luminous canticles» by V. Polevaya were considered in the article. As a result, it was revealed that composer demonstrates lyric-meditative type of thinking. The main peculiarity of the symphony is the implementation of the symphony genre in synthesis with spiritual genre traditions. It was determined that for development of content-dramatic profile of the work the leading role of the «idea of light» has been taken as a bases. The goal of the research is to determine the genre and style specifics of the choral symphony «Luminous canticles» by V. Polevaya. Methodology of research includes structural-functional, genre-style and intonation-dramaturgical methods. The scientific novelty of the research lies in the uniqueness of the genre solution, as there is practically no theoretical literature, which studies the genre of the choral symphony. Practical use: this research will be helpful for choral groups that perform contemporary Ukrainian composers’ music works in their repertoire. Moreover, the scope of this article contributes to the development of the theory of the genre

Текст научной работы на тему «О ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЙ СПЕЦИФИКЕ ХОРОВОЙ СИМФОНИИ «СВЕТЛЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ» В. ПОЛЕВОЙ»

European Journal of Arts 2 (2021)

I PREMIER

ISSN 2310-5666

Section 2. Musical arts

Раздел 2. Музыкальное искусство Section 2. Musical arts

УДК 78.082.1:784.1 DOI: 10.29013/EJA-21-2-14-19

ВОЛОВЧУК Ю.В., 1

1 Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского, (Киев, Украина)

О ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЙ СПЕЦИФИКЕ ХОРОВОЙ СИМФОНИИ «СВЕТЛЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ» В. ПОЛЕВОЙ

Аннотация

Рассмотрены жанровые и стилевые особенности хоровой симфонии «Светлые песнопения» В. Полевой, в результате чего выявлен лирико-медитативный тип мышления композитора. Прослежены особенности претворения жанра симфонии в синтезе с духовными жанровыми традициями. Определена ведущая роль «идеи света» для становления содержательно-драматургического профиля произведения.

Цель исследования: определить жанрово-стилевую специфику хоровой симфонии «Светлые песнопения» В. Полевой.

Методология исследования включает структурно-функциональный, жанрово-стилевой и интонационно-драматургический методы.

Научная новизна исследования заключается в уникальности жанрового решения и практически отсутствием теоретической литературы по изучению жанра хоровой симфонии.

Практическое применение. Данное исследование окажет неоценимую помощь хоровым коллективам, включающим в свой репертуар произведения современных украинских композиторов. Кроме этого, проблематика настоящей статьи вносит вклад в развитие теории жанра.

Ключевые слова: современная украинская музыка, хоровая музыка a cappella, хоровая симфония, жанр, стиль, духовные песнопения.

Для цитирования: Воловчук Ю.В. О жанрово-стилевой специфике хоровой симфонии «Светлые песнопения»В. Полевой // European Journal of Arts, 2021, №2. - С. 14-19. DOI: https://doi.org/10.29013/ EJA-21-2-14-19

На рубеже ХХ - ХХ1 столетий в хоровой музыке наблюдается возрождение духовных традиций. Активизация этого процесса обусловлена как глобальными культурными закономерностями, связанными с общим духовным ренессансом в сфере художественной культуры, так и субъективным интересом современных композиторов к внутреннему

миру Человека, его переживаниям, душевным движениям. Канонические тексты все чаще проникают в музыкальные жанры, к которым раньше никогда не имели отношения - например, в оперу (опера-реквием «Иов» И. Разумейко и Р. Григорива), симфонию (А. Щетинский «Узнай себя», С. Лунев «Страстная Седмица»). Это свидетельствует о наступлении но-

Section 2. Musical arts - European Journal of Arts 2 (2021) - ISSN 2310-5666 -

вого этапа в эволюции духовной музыки, расширения диапазона ее звучания.

В контексте обозначенных тенденций обращает на себя внимание хоровая симфония В. Полевой «Светлые песнопения», написанная в 2016 году. Она вызывает неподдельный научный интерес своей уникальностью в отношении жанрового решения, нестандартной композиционной организации музыкального материала и, вместе с тем, естественности его восприятия, что и составило основу проблематики данной статьи.

Это произведение по своей структуре не является классическим симфоническим циклом, а демонстрирует авторское прочтение жанрового канона. В «Светлых песнопениях» отсутствуют такие «внешние» жанровые параметры, как четырехчастность или традиционные драматургические функцией частей - вместо этого здесь доминирует имманентная симфоническому мышлению масштабность, обобщенность и философская глубина темы; господствует особенное мироощущение, медитативное созерцание, отображающее высокий уровень духовности. Сама В. Полевая комментирует свой опус следующим образом: «Разумеется, к классическому симфоническому циклу это произведение не имеет никакого отношения. Но есть еще «симфония» в церковной традиции (от греч. au^wvia - «созвучие») как принцип согласия и синергии. В этом смысле «Светлые песнопения» - как органическое единство текстов, возвышенного строя, тематических элементов, внутреннего развития, стройной структуры целого и взаимодействия частей - симфония» [4].

Хоровая симфония «Светлые песнопения» написана на канонические тексты и предназначена для исполнения солистами и хором a cappella. Выбор именно такого исполнительского состава неслучаен и обусловлен особенным отношением композитора к хоровому звучанию: «Пение - это рай на земле. А хоровое пение - оттуда, из того возвышенного строя... Поющее объединенное человечество. Это ощущение гигантской массы, которая вздымается, поражает и волнует, как ничто другое. И тогда слушание несет в себе что-то от благоговейного созерцания течения сакрального времени» [2, 2]. Такое отношение В. Полевой к хоровому пению находит отражение в ее выборе названия произведения - «Светлые песнопения». В современном музыкознании заглавие рассматривается как важное средство передачи музыкального замысла произведения: «Заглавие является

словесным выражением концепта музыкального произведения. Его осмысление начинается еще до встречи с музыкой, с ожидания восприятия музыкального текста <...> Роль заглавия - быть связующим звеном между слушателем и музыкальным текстом, создавать его предпонимание» [3, 5]. Семантическое поле подобного «предпонимания» «Светлыех песнопений» достаточно сложное: традиционно «светлый» - это «излучающий свет»; но на более высоком, философском уровне «свет» ассоциируется с Божественным началом, высшим Разумом. Более того, именно в духовно-музыкальном наследии подобные названия имеют богатый ассоциативной ряд: упомянем православные песнопения Светлой Седмицы, тропарь Рождества с его символическим «Возсия мирови свет разума», Вечный Свет (Lux Aeterna) в просветленных финалах реквиемов и т.д. В свою очередь, понятие «песнопение» имеет сугубо духовную принадлежность - это целая группа религиозных тексто-музыкальных форм, своеобразных торжественных гимнов. Если собрать воедино все семантические уровни, которые скрыты В. Полевой в названии «Светлые песнопения», можно получить обобщенное понятие «торжественных песнопений, излучающих божественный свет», что и составило концепт данной симфонии.

Отметим, что для В. Полевой подобный круг образов очень характерен: в последние годы она работает преимущественно в русле хоровых духовных жанров (Литургия Иоанна Златоуста, «Заповеди Блаженства», «Христос воскресе», «Молитвы за живых», «Богородичные песнопения» и т.д.), благодаря чему ее творчество сравнивают с «сакральным минимализмом» А. Пярта, Г. Гурецкого, Дж. Тавене-ра. Кроме того, сама «идея света» уже достаточно давно прослеживается в творческом наследии В. Полевой: вспомним Камерную кантату «Свете тихий», Триптих «Мать Света», романс «Сияла ночь».

В симфонии «Светлые песнопения» 15 номеров, для которых автором было отобрано соответствующее количество канонических текстов из православного богослужебного обихода, изложенных, что интересно, старославянским языком в украинской транслитерации. Все песнопения можно условно разделить на две почти равнозначных группы. К первой группе (№№ 1-7) относятся духовные тексты, посвященные ключевым фигурам христианства, таким как Бог, Святой Дух, Спаситель Иисус, Богородица, Ангел Хранитель. Вторую группу составляют духовные

European Journal of Arts 2 (2021)

PREMIER

Publishing

Section 2. Musical arts

ISSN 2310-5666

тексты, содержащие высказывание от первого лица (№№ 9-12), и молитвы, особенно почитаемые христианами (№№ 13-15). Объединяющим звеном, своего рода «точкой золотого сечения» служит молитва «Странно Бога вочеловечшася» (№ 8), повествующая о великом чуде рождения Спасителя. При этом традиционное религиозное толкование тестов не является для композитора главной художественной целью: каноническое содержание здесь отступает на второй план, однако с помощью старославянских текстов В. Полевая подчеркивает архаичность тек-стомузыкального колорита, усиливает соборность звучания и в то же время сакрально-личностный, камерный характер высказывания. Емкую характеристику этому дал Ю. Чекан: «Канонические тексты, которые использованы в «Светлых песнопениях», отсылают к Всенощной, молитвам, тропарям. Впрочем, церковно-ритуальная принадлежность использованных текстов здесь второстепенна; главное в «Песнопениях» - органичность ощущения пред-стояния, медитации, созерцания» [2, 3].

В своей хоровой симфонии В. Полевая находит уникальные возможности соединить важные для нее принципы «поющего объединенного человечества» и симфонии как «согласия и синергии» с наиболее востребованными и актуальными тенденциями музыкальной культуры рубежа ХХ-ХХ1 столетий, в частности с возрождением духовных традиций и тяготением к медитативному типу музыкального мышления. Именно во второй половине ХХ века возникает новый тип симфонизма - лирико-медитативный. «В медитативной композиции структурные принципы симфонии как европейского жанра замещаются иными культурными традициями. Медитация <...> представляет собой более однородный (по сравнению с четырьмя ипостасями человеческого бытия в симфонии) процесс. Его итог - это не всегда достижение результата в европейском понимании. Процесс медитирования основан на стремлении приблизиться к состоянию гармонии» [1, 24]. В. Полевой удается достичь такого состояния гармонии, пребывания, обволакивающего божественного света, в первую очередь, благодаря особенной трактовке хоровой звучности.

В «Светлых песнопениях» центральное место в драматургии целого занимает хор, который воспринимается композитором как огромная звуковая масса, гибкий материал, дающий свободу для множества тембровых вариаций. Здесь каждый хоровой голос

важен, и в совокупности они образуют «озвученную фактуру» - темброфактуру, которая помогает автору воплотить «идею света» путем применения ярких звуковых («световых») пятен, а также формирует ощущение пребывания в том или ином состоянии, которые медленно сменяют друг друга и реализуют лирико-медитативный, «текучий» способ развертывания симфонической драматургии. Каждая часть «Светлых песнопений» имеет индивидуальную композиционную структуру, но все они связаны единым принципом сквозного развития музыкального материала. Почти во всех номерах фактура выстраивается за счет постепенного уплотнения хорового изложения с параллельным усложнением музыкального языка. Исключением служит № 14 «Да воскреснет Бог», в котором кульминация главной мысли заложена в самом начале номера.

Общее звучание хоровой симфонии «Светлые песнопения» отличается удивительным, внутренне противоречивым качеством: интимностью духовного бытия-созерцания, воссозданного в музыке, и в то же время масштабностью подачи музыкальной мысли. Именно эта особенность окончательно убеждает слушателя в том, что перед ним подлинно симфоническое полотно, преисполненное высоких идей и глобальных философских обобщений. Показательным в этом смысле является общий звуковой объем хоровой массы, который охватывает до четырех октав в вертикальном срезе. Тематическое изложение чаще всего разворачивается в середине звукового пространства, но семантически нагруженными и важными являются абсолютно все голоса фактуры.

В основе изложения материала хоровой симфонии преобладает линеарность, которая придает звучанию архаичный колорит полумрака, в том числе благодаря ассоциациям с монодическим пением и старинной полифонией строгого письма. В мелосе прослеживается плавное, умеренное движение, без резких изломов в развертывании мелодических линий (например, № 1 «Молитва Святому Духу»). Нередко В. Полевая использует постепенное «расслоение» унисона на несколько линеарных голосов, что привносит определенную динамику в развертывание музыкальной мысли и приводит к образованию кластерных созвучий с выраженным сонорным эффектом. В то же время подобные приемы изложения напоминают о традициях древнего строчного пения (№ 10 «Молитва св. Ефрема Сирина», № 12 «Свете светлый»).

Section 2. Musical arts

PREMIER

Publishing

European Journal of Arts 2 (2021)

ISSN 2310-5666

Линеарным приемам изложения противопоставлены аккордовые элементы, которые имеют иной, более красочный и определенный по стилю колорит - это, прежде всего, аллюзия к традиционному православному богослужебному пению. Например, в № 7 «Тропарь Кресту» В. Полевая использует типичную для церковного обихода четырехголосную фактуру с плотным звучанием голосов и простыми гармоническими оборотами, а структура номера совпадает с традиционным троекратным повторением этого тропаря. Кроме того, аккордовый склад письма появляется в кульминационных моментах развития или в тех номерах, где воссоздана идея соборности всех верующих (№ 9 «Покаяния отверзи ми двери»).

В целом, для драматургии «Светлых песнопений» не характерны резко контрастные сопоставления или столкновения противоположных образов - в данном случае конфликтность, которая присуща традиционной трактовке симфонизма, отсутствует. Вместо этого в произведении В. Полевой чувствуется направленность к духовным высотам, к общечеловеческой значимости переживания, к планомерному и постепенному утверждению «идеи света». Каждый номер симфонии - это один из этапов, или даже «эскизов» на пути к достижению божественного света, к воплощению лирико-медитативной эстетики звука. Неслучайно В. Полевая использует в качестве основного нюанса динамической палитры «р1апо», а также проставляет характерные ремарки: «сосредоточенно и светло», «просветленно», «светло и смиренно», «возвышено», «проникновенно».

Для лучшего понимания «Светлых песнопений» считаем нужным упомянуть, что эта симфония напи-

сана человеком глубоко верующим, который хорошо ориентирован в особенностях церковного бытия. В. Полевая сознательно использует аллюзии к православному обиходному пению, о чем упоминалось ранее, воссоздает традиции псалмодической речитации (№ 4 «Святый Боже»), элементы знаменного распева (№ 6 «Богодице Дево», № 10 «Молитва св. Ефрема Сирина»), средневековых юбиляций (№ 15 «Христос воскресе»), партесного пения (№ 9 «Покаяния отверзи ми двери»). Кроме того, согласно наблюдениям Ю. Чекана, «все произведение пронизано хоровой имитацией звучания колоколов, что создает безграничность и необъятность воображаемого сакрального пространства» [2, 3].

Таким образом, «Светлые песнопения» В. Полевой представляют собой уникальный пример авторского взгляда на жанровый архетип симфонии, который синтезирован композитором с традициями духовного хорового пения. Современным музыкальным языком автор высказывает вечные идеи духовно-философского характера; ее концепт «света» является средством, позволяющим достичь «согласия и синергии», важных для нее самой. В. Полевая реализует эти идеи через взаимодействие канонических текстов, лирико-медитативного симфонизма и специфики хорового высказывания. В культурно-ценностном смысле хоровая симфония «Светлые песнопения» - это своеобразный ориентир на пути к возрождению духовности, как музыкальное «наставление» для будущих поколений, которое эквивалентно ее словам: «Я все-таки надеюсь, что «есть музыка над нами» и душевное омертвение еще преодолимо» [4].

Список литературы

1. Ануфриева К. Проблема финала в русской симфонии конца XIX - начала XX века.- Автореф. дис... канд. искусствоведения.- Нижний Новгород, 2004.- 26 с.

2. Полевая В. Светлые песнопения. Партитура / Предисловие Ю. Чекана. 2018. - 40 с.

3. Физер К. Заголовок музыкального произведения и его функционирования в новейшей музыке (на примере творчества украинских композиторов). - Автореф. дис ... канд .. искусствоведения. - Киев, 2019. - 17 с.

4. Юсипей Р. Интервью с Викторией Полевой: «Искусство делает реальность не такой безумной». [Электронный ресурс].- URL: https://karabas.live/viktoriya-polevaya-view

Информация об авторах

Воловчук Юлия Викторовна, соискатель, Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского. Адрес: Киев 01001, ул. Архитектор Городецкий 1-3 / 11. E-mail: Varavva555@gmail.com; Тел. +38 (044) 279-07-92 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2069-0339

European Journal of Arts 2 (2021) D PREMIER Section 2. Musical arts

r Publishing

- ISSN 2310-5666 -

Y. V. VOLOVCHUK, 1

1 National Music Academy of Ukraine named after P. I. Tchaikovsky, (Kiev, Ukraine)

GENRE AND STYLE SPECIFICITY OF THE CHORAL SYMPHONY "LUMINOUS CANTICLES" BY V. POLEVAYA

Abstract

The genre and style features of the choral symphony «Luminous canticles» by V. Polevaya were considered in the article. As a result, it was revealed that composer demonstrates lyric-meditative type of thinking. The main peculiarity of the symphony is the implementation of the symphony genre in synthesis with spiritual genre traditions. It was determined that for development of content-dramatic profile of the work the leading role of the «idea of light» has been taken as a bases.

The goal of the research is to determine the genre and style specifics of the choral symphony «Luminous canticles» by V. Polevaya.

Methodology of research includes structural-functional, genre-style and intonation-dramaturgical methods. The scientific novelty of the research lies in the uniqueness of the genre solution, as there is practically no theoretical literature, which studies the genre of the choral symphony.

Practical use: this research will be helpful for choral groups that perform contemporary Ukrainian composers' music works in their repertoire. Moreover, the scope of this article contributes to the development of the theory of the genre.

Keywords: modern Ukrainian music, choral music a cappella, choral symphony, genre, style, spiritual chants.

References

1. Anufrieva K. The problem of the finale in the Russian symphony of the late XIX - early XX century. - Author's abstract. dis ... cand. art history. - Nizhny Novgorod, 2004. - 26 p.

2. Poleva V. Luminous canticles. Score / Foreword by Yu. Chekan. 2018. - 40 p.

3. Pfizer K. The title of a musical work and its functioning in modern music (on the example of the works of Ukrainian composers). - Author's ref. Candidate of Art History. - Kyiv, 2019. - 17 p.

4. Yusipey R. Interview with Victoria Poleva: "Art makes reality not so crazy". [Electronic resource]. - URL: https:// karabas.live/viktoriya-polevaya-view

Information about the authors

Volovchuk Yuliia Viktorovna, Doctor of Philosopchy applicant Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine, Kyiv, Ukraine

Address: Kiev 01001, st. Architect Gorodetsky 1-3 / 11. E-mail: Varavva555@gmail.com; Tel. +38 (044) 279-07-92 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2069-0339

Section 2. Musical arts - European Journal of Arts 2 (2021) - ISSN 2310-5666 -

Ю. В. ВОЛОВЧУК, 1

1 Нащональна музична академiя Украши iMeHi П. I. Чайковського, (Knie, Украша)

ПРО ЖАНРОВО-СТИЛЬОВУ СПЕЦИФ1КУ ХОРОВО1 СИМФОНЙ" "СВ1ТЛ1 П1СНЕСП1ВИ" В. ПОЛЬОВО1

Анотаця

Розглянутi жанровi та стильовi особливостi хорово'' симфонп « Свiтлi пiснеспiви» В. Польово'', в результатi чого виявлений лiрико-медитативний тип мислення композитора. Простеженi особливостi вплювання жанру симфонп в синтезi з духовними жанровими традицшми. Визначена пров^дна роль «iдеi свiтла» для становления змштовно-драматурпчного профглю твору.

Мета до^дження - визначити жанрово-стильову специфiку хорово! симфонй' «Свiтлi пiснеспiви» В. Польово!.

Методологiя дослiдження включае структурно-функцiональний, жанрово-стильовий i штонацшно-драматургiчний методи.

Наукова новизна досл^ження полягае в ушкальносп жанрового рiшення i практично в^сутшстю теоретично'' л1тератури по вивченню жанру хорово'' симфонй'.

Практичне застосування. Це досл^ження надасть суттеву допомогу хоровим колективам, що включають у свш репертуар твори сучасних укра'нських композитор!в. Окр1м цього, проблематика дано'' статп здiйснюе внесок у розвиток теорп жанру.

Ключов1 слова: сучасна укра'нська музика, хорова музика a cappella, хорова симфония, жанр, стиль, духовш пiснеспiви.

Список лтератури

1. Ануфр!ева К. Проблема фiналу в росшськш симфонй' к1нця XIX - початку XX столитя. - Автореферат. дис ... канд. шторп мистецтва. - Нижнш Новгород, 2004. - 26 с.

2. Польова В. Свил пiснеспiви. Партитура / Передмова Ю. Чекан. 2018. - 40 с.

3. Пфайзер К. Назва музичного твору та його функцюнування в сучаснш музиц1 (на прикладi твор!в укра'нських композитор1в). - Посилання автора Кандидат мистецтвознавства. - Ки'в, 2019. - 17 с.

4. Юсшей Р. 1нтерв'ю з Вiкторiею Польовою: «Мистецтво робить реальнiсть не такою божев^ьною». [Елек-тронний ресурс]. URL: https://karabas.live/viktoriya-polevaya-view

1нформац1я про автор1в

Воловчук Юл1я Вгкторшна, здобувач, Нацюнально'1 музично'' академп Украши 1м. П. I. Чайковського, Ки'в, Украша

Адреса: Ки'в 01001, вул. Архiтектор Городецький 1-3 / 11. E-mail: Varavva555@gmail.com; Тел. +38 (044) 279-07-92 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2069-0339

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.