Научная статья на тему 'О защите публичных интересов при предоставлении лесных участков под цели строительства и эксплуатации линейных объектов'

О защите публичных интересов при предоставлении лесных участков под цели строительства и эксплуатации линейных объектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ УЧАСТОК / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЕЗ АУКЦИОНА / ЛИНЕЙНЫЙ ОБЪЕКТ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ЛЕСНАЯ ДРЕВЕСИНА / FOREST AREA / WITHOUT THE PROVISION OF THE AUCTION / LINEAR OBJECT / IMPLEMENTATION / THE FOREST WOOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцев Федор Полиектович

Анализируются положения ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации по предоставлению лесных участков под строительство и эксплуатацию линейных объектов. Раскрываются недостатки законодательного обеспечения защиты государственных интересов при реализации древесины с отводимых под указанные цели земельных участков, предлагаются способы оптимизации нормативного регулирования данной сферы правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROTECTION OF PUBLIC INTEREST IN THE PROVISION OF FOREST LAND FOR PURPOSES OF CONSTRUCTION AND OPERATION OF LINEAR OBJECTS

Review. Analyzes the provisions of art. 43-46 of the Forest Code of the Russian Federation on granting of forest plots for construction and exploitation of linear objects. Reveals the shortcomings of the legislative ensure the protection of the public interest in the implementation of wood allocated for these purposes land, suggests ways to optimize regulatory control of the sphere of legal relations.

Текст научной работы на тему «О защите публичных интересов при предоставлении лесных участков под цели строительства и эксплуатации линейных объектов»

148 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

м I

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Федор Полиектович

РУМЯНЦЕВ,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и гражданского процесса Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета odo-328@mail.ru 603950, Россия, г. Нижний Новгород, Ильинская ул., д. 65

О ЗАЩИТЕ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ ПОД ЦЕЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация. Анализируются положения ст. 43—46 Лесного кодекса Российской Федерации по предоставлению лесных участков под строительство и эксплуатацию линейных объектов. Раскрываются недостатки законодательного обеспечения защиты государственных интересов при реализации древесины с отводимых под указанные цели земельных участков, предлагаются способы оптимизации нормативного регулирования данной сферы правоотношений. Ключевые слова: лесной участок, предоставление без аукциона, линейный объект, реализация, лесная древесина.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.30.2.148-150

F. P. RUMYANTSEV, Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Civil Law and civil process of Nizhny Novgorod State Architectural and Construction university odo-328@mail.ru 603950, Russia, Nizhny Novgorod, Il'inskaya str, 65 ON THE PROTECTION OF PUBLIC INTEREST IN THE PROVISION OF FOREST LAND FOR PURPOSES OF CONSTRUCTION AND OPERATION OF LINEAR OBJECTS Review. Analyzes the provisions of art. 43—46 of the Forest Code of the Russian Federation on granting of forest plots for construction and exploitation of linear objects. Reveals the shortcomings of the legislative ensure the protection of the public interest in the implementation of wood allocated for these purposes land, suggests ways to optimize regulatory control of the sphere of legal relations. Keywords: forest area, without the provision of the auction, linear object, the implementation, the forest wood.

Д

ля значительного количества видов использования лесов, конкретизация которых предусмотрена ст. 25 Лесного кодекса РФ 2007 г 1 (данный факт следует отметить как существенное достоинство по сравнению с ранее

1

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г № 200-ФЗ // СЗ РФ . 2006. © ф . П . Румянцев, 2°17 № 50 . Ст. 5278.

в

ЕСТНИК Оумянцев Фбп п лса

уиивсотитстА О защите публичных интересов при предоставлении лесных участков

имени o.e. кугафина(мгюА) под цели строительства и эксплуатации линейных объектов

существовавшей классификацией видов лесопользования по Лесному кодексу РФ 1997 г ), законодатель предусмотрел несколько способов предоставления лесных участков .

В тех случаях, когда целями предоставления лесных участков являются строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, газо-нефтепро-водов, линий связи, прокладка новых и расширение существующих дорог различных категорий и назначений, проведение поисковых геологоразведывательных работ, непосредственно сама разработка разведанных месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация гидроэлектростанций, водохранилищ и иных подобного рода объектов, договор аренды заключается перед проведением аукциона (ч . 3 ст. 74 ЛК РФ) . В перечисленных видах права лесопользования, предоставленные участки, по нашему мнению, следует именовать «квазилесными», поскольку они выходят из оборота как лесной ресурс и не вполне подпадают под легальное определение леса, предусмотренное ст. 5 ЛК РФ ни как часть экологической системы (основная рекреационная функция утрачена целью предоставления), ни как природный ресурс (лесная древесина вырублена и отчуждена) . Как справедливо отмечает О . А. Зиновьева, в ЛК РФ 2007 г преобладающим выступает заявительный порядок возникновения права лесопользования2 . В большинстве случаев договоры аренды лесных участков заключаются на основании аукционов, проводимых органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями3 .

При безаукционном предоставлении лесных участков под цели, предусмотренные ст. 43—46 ЛК РФ, лесная древесина, заготовленная с этих участков, не передается в собственность заявителям, а остается, согласно ч . 2 ст. 20 ЛК РФ, в федеральной государственной собственности . Регулирование процедуры по распоряжению такой лесной древесиной закреплено в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 .07 .2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43—46 Лесного кодекса Российской Федерации»4 .

Считаем такой подход законодателя не вполне рациональным по следующим основаниям . Лесная древесина всегда была и будет товаром высокой ликвидности, и любая организация, для которой предоставляются лесные участки, без затруднений осуществит коммерческую реализацию заготовленной на этих участках деловой и дровяной древесины . Если государство не планирует вырубленную с предоставленных под линейные объекты лесных участков деловую древесину каким-либо способом капитализировать либо использовать под реализацию федеральных или региональных государственных целевых программ, то целесообразнее будет продать ее на корню, а не спустя какое-то время после того, как она будет вырублена подрядной организацией, которую, как правило,

СЗ РФ . 2009. № 30 . Ст. 3840.

~0

нанимает организация-заявитель, после последующей процедуры ее приемки Р

И Е

Зиновьева О. А. Новое лесное законодательство // Экологическое право . 2008. № 8 . С . 25 . Разрешительная система в Российской Федерации : научно-практическое пособие / отв . Е

ред . А . Ф . Ноздрачев ; ИЗиСП при Правительстве РФ . М . : Инфра-М, 2015 (автор § 3

гл . 6 — Ю . И . Щуплецова) . □

П

К к

Н К,

НАУКИ Ъ

4

150 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

¿Я—I

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

территориальным управлением Росимущества, проведения аукциона по ее продаже через заключение договоров купли-продажи лесных насаждений . В течение всего этого периода часть заготовленной древесины, как показывает практика, расхищается «черными лесорубами», а оставшаяся на несколько месяцев на просеке древесина заметно теряет в своих товарных качествах, что существенно снизит аукционную цену ее продажи В итоге государство не дополучит в федеральный бюджет денежные средства из-за неэффективного распоряжения федеральной лесной собственностью

Вызывает неоднозначное отношение норма п . 24 постановления Правительства РФ от 23 .07 .2009 № 604 о передаче выкупленной через аукцион лесной древесины без оформления акта приема-передачи . Считаем, что данная норма значительно снижает прозрачность государственного учета и контроля за движением товарно-материальных ценностей — деловой древесины, заготовленной на лесных участках, выделяемых для строительства и эксплуатации линейных объектов .

В заключение считаю возможным предложить изменить действующую правовую регламентацию определения правовой судьбы лесного ресурса, произрастающего на предоставляемом для строительства и эксплуатации линейных объектов земельном участке, руководствуясь принципом единства правовой судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, предусмотренным п . 5 ч . 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ . Убеждены, что в этом случае государственные интересы будут обеспечены значительно эффективнее, а гарантии пополнения федерального бюджета от использования лесного национального ресурса будут усилены

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Зиновьева О. А. Новое лесное законодательство // Экологическое право . —

2008 . — № 8 . — С . 25 . 2 . Разрешительная система в Российской Федерации : научно-практическое пособие / отв . ред . А. Ф . Ноздрачев ; ИЗиСП при Правительстве РФ . — М . : Инфра-М, 2015 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.