Научная статья на тему 'О зарубежном опыте функционирования службы тюремных священников (капелланов)'

О зарубежном опыте функционирования службы тюремных священников (капелланов) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RELIGION ORGANIZATIONS / КАПЕЛЛАНЫ / CHAPLAINS / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE / ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ / PRISON MINISTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеев Дмитрий Олегович

Статья посвящена анализу международного опыта деятельности священников (капелланов) в местах лишения свободы, применению данного опыта в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the foreign experience of operation of the service prison chaplains (Chaplain)

This article analyzes the international experience of the priests (chaplains) in prisons, the use of the experience in the establishments of the Federal Penitentiary Service.

Текст научной работы на тему «О зарубежном опыте функционирования службы тюремных священников (капелланов)»

УДК 343.833

Д. О. Матвеев

О ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ТЮРЕМНЫХ СВЯЩЕННИКОВ (КАПЕЛЛАНОВ)

D. O. Matveev ON THE FOREIGN EXPERIENCE OF OPERATION OF THE SERVICE PRISON CHAPLAINS (CHAPLAIN)

Статья посвящена анализу международного опыта деятельности священников (капелланов) в местах лишения свободы, применению данного опыта в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний.

This article analyzes the international experience of the priests (chaplains) in prisons, the use of the experience in the establishments of the Federal Penitentiary Service.

Ключевые слова: религиозные организации, капелланы, зарубежный опыт, тюремное служение.

Key words: religion organizations, chaplains, foreign experience, prison ministry.

Взаимодействие религиозных объединений с учреждениями и органами, исполняющими наказание, является важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осуждёнными, способствует возвращению их в общество правопослушными гражданами1. В мировой практике основной формой взаимодействия религиозных организаций и пенитенциарных учреждений является тюремное служение капелланов (священников), принадлежащим к разным религиозным конфессиям.

C 2010 года в уголовно-исполнительной системе России стартовал пилотный проект по включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе. Эксперимент проводится в 16 исправительных учреждениях: УФСИН России по Республике Мордовия (4), Камчатскому краю (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областях . Однако первые итоги эксперимента показали, что в организации службы тюремных священников имеется ряд проблем, в целом препятствующих эффективному функционированию данного института в российской уголовно-исполнительной системе.

Первой и основной проблемой является оплата жалования священнослужителям. В связи с тем, что в бюджете на очередной финансовый год отсутствует соответствующая статья расходов3, денежное вознаграждение священникам, участвующим в реализации пилотного проекта, выплачивается из внебюджетных средств. При этом договор, который заключается на очередной календарный год, предусматривает собой оплату труда священнослужителя, исходя из общего количества услуг, предоставленных в целях удовлетворения религиозных потребностей

1 Аналитическая справка НИИ ФСИН России. http://www.pobeda.ru/zone/index.html.

2 Синодальный отдел Московского патриархата по тюремному служению - основные направления работы и деятельности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 2. - С. 31.

3 См.: Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-Ф3 (ред. от 03.12.2012) «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» // Российская газета. - 2011. - 07 декабря.

осуждённых (например, количество отслуженных молебнов, число крещённых осуждённых и т. д.). В связи с тем, что в 2011 г. был осуществлен переход исправительных учреждений из организационно-правовой формы «бюджетные учреждения» в учреждения казённые1, возможность изыскивать средства для оплаты труда капелланов была ограничена.

Вторая проблема - это особенности менталитета российских осуждённых. В практике зарубежных исправительных учреждений (о чём речь пойдет ниже) капелланы нередко являются сотрудниками исправительных учреждений, совмещая функции по окормлению осуждённых с обязанностями рядового сотрудника тюрьмы2. При этом заключённые иностранных тюрем вполне лояльно относятся к проповедям такого капеллана, воспринимая их не как назидания со стороны администрации, а как душепопечительную деятельность. В России же ситуация кардинальным образом иная. Со времен царской России тюремный священник являлся чуть ли не единственным человеком, способным расположить к доверительной беседе арестанта. Лица, содержащиеся в местах заключения, охотно открывали свои сокровенные мысли священнику, уверенные в том, что последний свято соблюдает тайну исповеди3. С распространением тюремных приходов в пореформенной России и привлечением церковных служителей к процессу окормления осуждённых степень доверия к батюшке растёт и осуждённые зачастую противопоставляют его сотрудникам исправительного учреждения, с которыми у них отношения складываются не всегда гладко. Нетрудно представить, как изменится отношение осуждённых к батюшке в случае, если наряду с рясой священнослужители будут обязаны носить форменную одежду, участвовать в обыскных мероприятиях и докладывать администрации о нарушениях окормляемых ими осуждённых.

Третьей проблемой является создание штата тюремных капелланов на фоне сокращения общей штатной численности личного состава. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года4, а также закон «О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти»5 предполагает существенное повышение денежного довольствия сотрудников. Как показала практика, для повышения уровня денежного довольствия сотрудников МВД России потребовалось сокращение ряда

1 См.: Федеральный закон от 8 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. - 2010. - 1 января.

2 См.: Самарин В. Международный опыт взаимодействия религиозных организаций и пенитенциарных учреждений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - № 4. - С. 44-45.

3 См.: Молодов О. Б. Русская православная церковь и уголовно-исполнительная система: истоки сотрудничества : учебное пособие. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - С. 26.

4 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №43. - Ст. 5544.

5 См.: Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). -Ст. 7608.

должностей. Подобные процессы имеют место быть и в структуре Федеральной службы исполнения наказаний. Представляется, что на фоне сокращения должностей, занимаемых сотрудниками, не имеющими дополнительного источника заработка, включение в штат исправительного учреждения службы тюремных священников будет выглядеть некорректно.

Представляется, что для устранения выявленных недостатков будет полезно обратиться к зарубежному опыту.

Служение церкви в тюрьмах во многих странах организовано в соответствии с законодательством и при поддержке государства. Так, в Италии в соответствии с Тюремным Уложением от 1931 г. участие заключённых и подследственных в отправлении католической службы составляло настоящую обязанность. И, более того, капелланам представлялось исполнение различных функций, отличных от религиозных: они были членами дисциплинарного совета, классифицировали заключённых и контролировали переписку.

В США действует капелланская служба, которая постоянно работает в пенитенциарных учреждениях. В тюрьмах есть капелланы, которые представляют мусульманскую, иудейскую, протестантскую, католическую религии (всего 26 религиозных групп).

Для того, чтобы приступить к работе с осуждёнными, священнослужитель обязан получить от своё й религиозной конфессии соответствующий сертификат и иметь звание не ниже, чем магистр богословия. Он должен любить свою работу и быть уверен в том, что сможет сотрудничать с заключёнными.

Капелланы работают с определёнными религиозными группами, но в случае необходимости помогают верующим других конфессий, которые не имеют своих представителей в пенитенциарных учреждениях. Для работы с такими группами заключённых назначают капелланов, нанятых по контракту, или добровольцев - на общественных началах. Во многих федеральных тюрьмах США для отправления культовых обрядов оборудованы специальные помещения - молельни, церкви и др. Федеральное бюро тюрем США широко использует помощь добровольцев. Еженедельно 5 тыс. волонтеров приходят в тюрьмы и работают по программе, которая предусматривает обучение грамотности, способам укрепления семьи, основам Священного Писания (Библии).

Существует капелланская служба и в тюрьмах Великобритании. Генеральный капеллан назначается епископом англиканской церкви и получает зарплату от правительства. У него есть четыре генеральных помощника. В Великобритании существует порядок, в соответствии с которым тюрьма не может функционировать до тех пор, пока не будут назначены тюремные священник и врач. Страна разделена на 15 регионов, в каждом из которых имеется свой капеллан. Тюремные священники собираются три раза в год для обсуждения текущих вопросов и один раз в два года - на конференцию. Их права и обязанности заключаются в следующем: они несут ответственность за организацию богослужений и

соблюдение свободы вероисповедания со стороны тюремной администрации; приглашают для встреч бывших осуждённых, которые длительное время провели в тюрьме, порвали с преступным прошлым и посвятили свою жизнь Богу; посещают заключённых, водворённых в карцер, или же больных, находящихся в госпитале; сообщают своим подопечным о смерти их родственников.

Тюрьма Барлини в Шотландии обслуживается группой священников различных церквей: Церкви Шотландии, Римо-католической Церкви, Шотландской Епископальной - Церкви Англии.

Если заключённый желает встретиться со священником, то для этого он должен записать своё имя в книгу запроса священников. Священник придёт, как только сможет.

Воскресные богослужения совершаются в тюремной часовне разными церквями в разное время. Церковь Шотландии - 8:45; Римско-католическая -9:30; Шотландская Епископальная Церковь из Англии - 14:30. Заключённые, желающие посетить богослужение, должны сообщить дежурному офицеру в воскресенье утром.

Тюрьма губернии Куопио в Финляндии является закрытым учреждением на 75 мест, которое специализируется на воспитании заключённых, имеющих как физические, так и психические недостатки, а также подверженных влиянию алкоголя и наркотиков. В среднем за год в тюрьме количество заключённых составляет 64 человека, количество тюремного персонала - 69 должностей. В персонал тюрьмы входит пастор, который, наряду с психологом, социологом, медработником, руководителем работ и другими сотрудниками тюрьмы, ежедневно работает с заключёнными. Причём богослужения совершаются по воскресным дням, остальное же время уходит на общение с заключёнными, и, по словам пастора Ёико Койстинена, на исполнение обязанностей священника у него тратится / времени, в остальное время священник для заключённых является и психологом и социологом, так как иногда только с ним заключённые желают говорить о своих проблемах в семье или на работе.

Деятельность пастора в тюрьме финансируется государством. Основной религией в Финляндии является лютеранство, и поэтому в тюрьмах Финляндии штатными священниками являются лютеранские пасторы, но при желании заключённых иных исповеданий приглашаются и другие священнослужители. Причём начальник тюрьмы Куопио Хейкки Кокконен говорит о недопущении в тюрьмы некоторых псевдохристианских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», а также о том, что полезно было бы начальникам российских тюрем консультироваться с православными священниками (как с представителями традиционной русской религии) о вере и деятельности некоторых христианских сект, прежде чем пускать их в тюрьмы для работы с заключёнными1.

1 Сведения получены из личной беседы с начальником и священником тюрьмы г. Куопио (Финляндия), а также из документа «Тюрьмы Куопио в период с 1656 года по 1995 год.» [б.м; б.г.] - 18 с. [Машинопись].

Несколько по-иному организована работа тюремных священников в Польше. Главный капеллан назначается конференцией польских епископов. Он является посредником между государством и церковью. Его непосредственные помощники - капелланы, которые стоят во главе каждого тюремного округа, и капелланы, назначенные епархией. В округе 10-20 исправительных учреждений. На служение в исправительное учреждение священника направляет его епархиальный епископ. Между начальником исправительного учреждения и капелланом подписывается договор (такие взаимоотношения санкционированы министерством юстиции в 1998 году). В договоре предусмотрены обязанности и права капеллана, а также заключённых (в области религиозной практики). Капеллан в Польше, как и в России, - это приходской священник, работающий в тюрьме. Он получает зарплату от прихода. В редких случаях (при наличии финансовых возможностей) денежное вознаграждение в его адрес поступает от администрации тюрьмы. Служба капелланов в Польше работает достаточно эффективно в немалой степени благодаря тому, что возле каждого исправительного учреждения находится храм. Основными формами работы священника с осуждёнными являются литургия, исповедь и подготовка к ним. Не менее важны катехизация, чтение и толкование Священного Писания, просмотр религиозных фильмов. Много внимания капелланы уделяют обсуждению насущных проблем в кругу верующих и индивидуальным беседам с ними. В некоторых учреждениях, особенно на востоке Польши, среди заключённых находятся люди, крещённые в православии. Они молятся в одном храме с католиками, который освящают представители обеих конфессий.

Из бывших республик СССР наиболее развита капелланская служба в Латвии. В местных тюрьмах священники работают с 1997 года. До недавнего времени они трудились без оплаты. Однако власти посчитали их работу настолько важной и нужной, что летом 2002 года кабинет министров принял «Правила о службе капелланов», в соответствии с которыми священнослужители вводятся в штат и их труд оплачивает государство. Кандидатов на должность капеллана имеет право выдвигать руководство девяти конфессий - лютеране, католики, православные, старообрядцы, методисты, баптисты, адвентисты, пятидесятники и иудеи.

Таким образом, изучение международного опыта организации службы тюремных священников (капелланов) должно помочь совершенствованию процесса взаимодействия религиозных организаций и российских исправительных учреждений, а также оказать благотворное влияние на процесс нравственного воспитания осуждённых к лишению свободы.

Литература

1. Федеральный закон от 8.05.2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. - 2010. - 1 января.

2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» // Российская газета. - 2011. - 07 декабря.

3. Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7608.

4. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №43, ст. 5544.

5. Аналитическая справка НИИ ФСИН России // http://www.pobeda.ru/zone/index.html.

6. Молодов О. Б. Русская православная церковь и уголовно-исполнительная система: истоки сотрудничества : учебное пособие. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - 95 с.

7. Самарин В. Международный опыт взаимодействия религиозных организаций и пенитенциарных учреждений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - № 4. - С. 44-45.

8. Сведения, полученные из личной беседы с начальником и священником тюрьмы г. Куопио (Финляндия), а также из документа «Тюрьмы Куопио в период с 1656 года по 1995 год.» [б.м; б.г.] - 18 с. [Машинопись].

9. Синодальный отдел Московского патриархата по тюремному служению -основные направления работы и деятельности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 2. - С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.