Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви
2006. Вып. 2 (19). С. 197-203
О закрытии Московского епархиального совета
21 февраля (6 марта) 1918 г. было принято постановление Святейшего Патриарха и Высшего церковного совета о порядке и времени введения епархиальных советов и упразднения духовных консисторий. Весной 1920 г. начали доходить сведения о закрытии епархиальных советов на местах. По этому поводу св. Патриархом Тихоном было выпущено циркулярное письмо, которое было разослано епархиальным архиереям всех епархий. В деле (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 789), посвященном закрытию Московского епархиального совета имеется незаверенная копия этого циркулярного письма от 5 июня 1920 г., за № 12331, присланного из Пермского Губернского отдела юстиции, которую туда препроводил Пермский епархиальный совет. В фонде Святейшего Патриарха Тихона находятся два документа, предоставленные Университету Святейшим Патриархом Алексием II: 1) рукописный проект циркулярного письма, в конце коего имеется роспись епархий, в которые его надо было разослать, в том числе там указана и Пермская епархия2; 2) машинописная копия циркулярного письма без указания исходящего номера и даты (которые расставлялись по мере рассылки циркуляра)3.
И хотя 27 мая 1920 г. вышло Постановление Народного Комиссариата Юстиции (1920 г. № 45) «О прекращении деятельности б[ывших] Консисторий — ныне переименованных в Епархиальные Советы, Генеральных Консисторий и т. п., действующих вопреки декрету “Об отделении Церкви от государства”, которое было опубликовано в “Известиях ВЦИК” от 27-го мая 1920 г.»4, Московский епархиальный совет продолжал существовать до 1921 года. Основанием для закрытия Совета послужил доклад Шпицберга5 в Президиум ВЧК. Мы предлагаем читателям два этих документа. Доклад Шпицберга печатается с полной передачей стилистики документа.
Публикация и комментарии Н.А. Кривошеевой
№ 1
Циркулярное письмо Святейшего Патриарха Тихона о действии
ЕПАРХИАЛЬНЫХ СОВЕТОВ В СЛУчАЕ ИХ УПРАЗДНЕНИЯ
[25 марта/7 апреля 1920 г.]*
XX **
Циркулярно
Патриарх Московский и всея России
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО!
В последнее время доходят сведения о совершившемся или предстоящем по разным причинам, распоряжениями местной советской власти, прекращении действования некоторых Епархиальных Советов, причем епархиальные Преосвященные испрашивают преподания руководственных указаний о порядке в таких случаях епархиального управления и суда и ходатайствуют о соответствующих представлениях центральной советской власти.
Действующий ныне порядок церковного управления и суда в епархиях при посредстве Епархиальных Советов, состоящих из выборных членов, установленный Всероссийским Священным Собором, повсеместно введен в действие с 1918 года***, не вызывал доселе каких-либо возражений против себя со стороны советской власти и по своему существу и характеру не дает оснований к таковым возражениям, при всем фактическом разнообразии правовых воззрений, местных властей. Если же в последнее время замечается по местам иное отношение к Епархиальным Советам со стороны советской власти, то причиною сего надлежит предположить или некоторые неправильности в действовании иных Епархиальных Советов, или некоторую незакономерность в действовании местных властей. Поэтому Епархиальным Советам надлежит неукоснительно соблюдать в своем действовании должную осмотрительность и совершенную закономерность, чтобы не подавать ни малейшего со своей стороны повода к каким-либо репрессиям в отношении их со стороны местной советской власти; в тех же случаях, когда при полной безукоризненности и корректности действования того или иного Епархиального Совета будут в отношении его допущены местною советскою властью явно незакономерные действия, надлежит обжаловать таковые действия в порядке инстанций непосредственно, сообщая засим о таковом обжаловании, с приложением по возможности копий всех относящихся к делу документов, и в Высшее Церковное Управление. Обращение к предстательству центральной власти без обжа-
* Датировано по проекту циркулярного письма.
** Слово было проставлено в проекте письма.
*** Так в тексте.
лования признаваемых незакономерными действий на месте является по условиям современного порядка нецелесообразным, [не]подтверж-дение же того или иного ходатайства или сообщения документальными данными дает повод, по бывшим примерам, к крайне тягостным недоразумениям.
Что касается преподания руководственных указаний относительно порядка епархиального управления и суда на время прекращения действования Епархиальных Советов, то нет оснований утверждать для сего какие-либо определенные правила в изменении Соборных по сему постановлений, а Епархиальному Начальству надлежит поступать в соображении обстоятельств чрезвычайных и не предусматриваемых действующими правилами сообразно наличным условиям и возможностям, — причем не видится препятствий к привлечению для совещательной и исполнительной по своей Канцелярии работе* тех лиц кои состояли ранее в Епархиальном Совете и обладают необходимою опытностью** в деле и должным доверием православного населения.
Призывая всесильную помощь Божию на многотрудную в наши дни Архипастырскую деятельность Вашего Высокопреосвященства, с братскою о Христе любовию пребываю
Ваш покорный послушник Патриарх ТИХОН***
Архив ПСТГУ. Ксерокопия рукописного подлинника.
№ 2
Докладная записка И. Шпицберга в Президиум ВЧК по делу о ликвидации Московского епархиального совета
[Не позднее 13мая 1921 г.]****
Из проведенного мною осмотра части дел моск[овского] епарх[иального] совета выясняется след[ующее]:
Моск[овский] епарх[иальный] совет возник весною [19]18 г. — в развитие определения так называемого священного собора православной российской церкви об епарх[иальном] управлении февраля [19]18 г. — как «постоянно действующее адм[инистративное]-ис-полнительное учреждение».
По смыслу этих определений — епарх[иальные] советы — через архиерея должны проводить в жизнь по постановлению т[ак] н[азы-
* Подчеркнуто в документе.
** Так в тексте.
*** Подпись стояла на копии циркуляра, посланного в Пермь.
**** Датируется по резолюции Красикова на данном документе.
ваемого] священного собора [19] 17/18 гг. — по существу своему контрреволюционные и разлагающие советское строительство.
В интересах угнетательской централизации власти церковников вокруг патриарха, — моск[овский] епарх[иальный] совет ввел в действие по территории московской г[убернии] специальный «наказ епископам полусамостоятельных епархий», состоящий из 16 §§.
В силу этого наказа — в уездные центры были направлены 7 наиболее активных агентов патриарха, «преосвященных» викариев.
Им было вменено в обязанность, между прочим, разрешение дел по хозяйству монастырей и церквей; суд над лицами духовного звания «в порядке ст. 155 уст[ава] дух[овных] конс[историй]»; разрешение споров между лицами дух[овного] звания из-за пользования движ[имым] и недвижимым имуществом; по жалобам о нарушении обязательств; по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов; жалобы, связанные с выдачей причтам метрических выписей; просмотр ведомостей о небывших на исповеди семейств церковников и т. п.
Присвоение церковниками, в силу лишения их ПРАВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА*, указанных функций, является грубым нарушением ст. 12 декрета об отделении церкви от гос[ударства]. По содержанию этого наказа 16 апреля 1921 г. был допрошен московский митрополит Евсевий6, который показал: «наказ этот имеет действие и поныне».
27 августа 1920 г. митрополит Евсевий утвердил «инструкцию для настоятелей церквей моск[овской] епархии» и распространил ее по губернии чрез подчиненных ему агентов.
Согласно этой инструкции, настоятелям вменено в обязанность озаботиться о преподавании закона божьего ДЕТЯМ и желающим взрослым.
Преподавание закона божьего ДО 18 лет воспрещено Нар-компросом (3 апреля [19]19 г.), о чем было напечатано в официальном органе Наркомюста «Революция и церковь».
По содержанию своих незаконных действий митрополит Евсевий объяснил, что постановление о запрещении преподавания закона божьего детям до 18 лет он читал уже ПОСЛЕ составления указанной инструкции, но инструкции не аннулировал, ибо «НЕ ХОТЕЛ САМ СЕБЯ СЕЧЬ», так как знал, что все же закон Божий преподается детям во ВСЕХ епархиях и прямого запрещения преподавать его детям ОТ МЕСТНЫХ властей не было.
Моск[овский] епарх[иальный] совет ввел обязательные налоги в свою пользу и пользу «правящего архиерея» в определенном размере, для чего все церкви епархии даже были размечены — по степени их
* Здесь и далее все выделения и подчеркивания передаются в соответствии с текстом документа.
доходности, на 4 категории (см. постановление епархиального совета от 30 апреля [19]20 г.); ввел таксированные сборы с прошений и документов; на содержание высшего церковного управления; на организацию внешкольного преподавания закона божьего; сбор 25 декабря, 10% сбор с доходов и сбор вместо свечного дохода; сбор под названием «церковная лепта» и т. д.
ВСЕ эти принудительные взыскания сборов и обложения воспрещены ст. 11 декрета об отделении церкви от гос[ударства] и по форме своей являются лишь замаскированной формой существовавшего при царизме принудительного же епарх[иального] обложения.
Неправомерность каждого из этих сборов в отдельности была своевременно разъяснена Наркомюстом по 8 Отд[елу] (см. №№ 2—8 «Революция и церковь»).
Казначеем моск[овского] епарх[иального] совета состоит служитель культа С.М. Садковский: 28 марта [19]21 г. он обязался в срок не позже 7 апреля [19]21 г. «доставить точную справку доходности и расходов по моск[овскому] епарх[иальному] совету за срок с 1 апреля [19]20 г. по 1 апреля 19[21] г. «с подробнейшим указанием всех ст[атей] дохода».
Однако спустя неделю гр[ажданин] Садковский заявил, что истребованной отчетности он ВООБЩЕ представить не может, так как-де никаких казначейских книг он не вел и никаких оправдательных документов на расходы он не имеет.
Член епарх[иального] совета служитель культа гр[ажданин] Счастнев по поводу полнейшего отсутствия какой бы то ни было возможности проверить законность действий епарх[иального] совета заявил, что у них «все основывается на доверии друг к другу».
Одновременно с ним в канцелярии моск[овского] епарх[иально-го] совета раздавалась провокационная листовка патриарха Тихона от 10 сентября [19] 20 г.7 по поводу разоблачения восставшими трудящимися массами Сергиева Посада скончавшегося в 14 ст[олетии] родовитого помещика Сергия, впоследствии церковника (т[ак] н[азывае-мых] нетленных мощей святого Сергия Радонежского).
Эта прокламация в разных местностях моск[овской] г[убернии] была оглашена с церковной кафедры и вызвала кулацкие волнения. В этой прокламации патриарх Тихон описывает историю своих домогательств по оставлению разоблаченного трупа на месте, в Лавре; печалуется на то, что «мы растратили внешнее свое достояние и остались при холоде, голоде», и взывает «покаяться», а то «виноградник... (якобы царствие божие... “ПЕРЕДАСТСЯ ДРУГИМ ДЕЛАТЕЛЯМ”».
Из обозрения части переписки епарх[иального] совета неопровержимо* устанавливается, что епарх[иальный] совет, в целях спекулятивного обогащения, проводит систематически определенную линию в смысле лишения групп верующих самостоятельности как в деле отправления культа, так и в деле распоряжения хозяйственною стороною сданных в пользование верующих молитвенных домов; прав самостоятельного приглашения и отказа того или иного служителя культа и т. д., каковые ограничения стоят в резком противоречии с представленными советским законодательством широчайшими правами в области культа и внутреннего распорядка именно непосредственно группы верующих.
Состав московского] епарх[иального] совета к 1921 г. по социальному положению таков: митрополит, 5 протоиереев, 1 б[ывший] профессор дух[овной] академии, 1 б[ывший] прис[яжный] пов[еренный].
Кроме бесконтрольного распоряжения суммами организации — все они положили себе жалование, т[ак] н[азываемые] «разъездные» и т. д.
Таким образом совершенно устанавливается, что моск[овский] епарх[иальный] совет за срок с мая [19]20 г., опираясь на слегка измененные церковниками царские законы, ВОПРЕКИ декрету об отделении] церкви от государства], декретам о суде, кодексу законов об актах гражданского состояния, брачном, опекунском и семейном праве, за-конаму о землеустройстве и др[угим] законам, ПРЕСТУПНО ПРИСВАИВАЛ, НЕСМОТРЯ НА ЛИШЕНИЕ ЦЕРКВИ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, судебные, розыскные, карательные, налоговые, финансовые, хозяйственно-административные функции.
Согласно циркуляра Наркомюста от 27 апреля [19]20 г., при обнаружении такой незаконной и дезорганизаторской деятельности, епарх[иальные] советы подлежат ЛИКВИДАЦИИ, каковая ликвидация уже и совершена почти во всех губерниях РСФСР.
Посему основываясь на указанных правонарушениях, ПОЛАГАЛ БЫ, моск[овский] епарх[иальный] совет ПРИЗНАТЬ ПОДЛЕЖАЩИМ ЛИКВИДАЦИИ.
Юристконсульт ВЧК Шпицберг
Внизу последнего листа красными чернилами резолюция П. Красикова: «Возражений нет против привлечения к ответственности и закрытию незаконно действующего церковного учреждения. 13/У П. Красиков».
ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 789. Л. 140—141. Подлинник. Машинопись.
* Подчеркнуто в тексте красными чернилами.
Комментарии
1 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 789. Л. 85-85 об.
2 Архив ПСТГУ.
3 Там же. Л. 42-43. В книге: Крапивин М.Ю., Далгатов А.Г., Макаров Ю.Н. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межкон-фессионального общения в условиях советской действительности (октябрь 1917 — конец 1930-х гг.) (СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 2005), упоминается письмо, направленное Преосвященному Кубанскому со ссылкой на РО ГМИР (Ф. 4. Оп. 2. Д. 97. Л. 16).
4 Собрание узакононений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства. 1920. № 45. Ст. 205. Революция и Церковь. 1920. № 9—12. С. 89-101.
5 Шпицберг Иван Анатольевич (1881—1933), советский партийный и государственный деятель. До Октябрьской революции адвокат, присяжный поверенный, некоторое время после февраля 1917 г. работал чиновником Святейшего Синода по бракоразводным делам. С 1918 г. антирелигиозный лектор-пропагандист, одновременно товарищ народного комиссара в Петрограде. С мая 1919 г. эксперт VIII Отдела НКЮ. С июня 1919 г. сотрудник СО ВЧК, а с января 1921 г. уполномоченный в должности начальника VII отделения («разные партии») СО СОУ ВЧК. С 1922 г. организатор и руководитель общества и издательства «Атеист», редактор одноименного журнала, сотрудник НКЮ. Под его руководством была издана библиотека атеистической литературы зарубежных авторов.
6 Евсевий (Никольский Евгений; 1861—18.01.1922), митрополит. 26 января 1897 г. хиротонисан во епископа. С 1906 г. архиепископ Приморский и Владивостокский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—1918 годов. Постоянный член Священного Синода. С 1920 г. митрополит Крутицкий. В 1920—1922 гг. временно управлял Московской патриаршей областью.
7 Имеется в виду Послание Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, в связи с закрытием гражданскими властями СвятоТроицкой Сергиевой Лавры. См.: Акты... С.167—168.
About the closure of the Moscow Diocesan Council
The article contains unknown documents about the closure of the Moscow Diocesan Council in 1921, there is His Holiness Patriarch Tikhon's circular letter instructing Diocesan Councils as to what steps should be taken in case of their abolishment, a report of the NkaU expert Shpitsberg concerning the closure of the Moscow Diocesan Council. (Publication and commentaries by N.A. Krivosheeva.)