Научная статья на тему 'О «Загадочности Шереги» (к 70-летию Франца Эдмундовича Шереги)'

О «Загадочности Шереги» (к 70-летию Франца Эдмундовича Шереги) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
271
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О «Загадочности Шереги» (к 70-летию Франца Эдмундовича Шереги)»

ПОЗДРАВЛЯЕМ КОЛЛЕГ

20 ноября 2014 года исполняется 70 лет известному российскому социологу, одному из первых в нашей стране исследователей общественного мнения, кандидату философских наук Францу Эдмундовичу Шереги. Редколлегия«Мониторинга» поздравляет Франца Эдмундовича с юбилеем, желает ему здоровья и успехов во всех его начинаниях

Б.З. Докторов

О «ЗАГАДОЧНОСТИ ШЕРЕГИ» (к 70-летию Франца Эдмундовича Шереги)

Мне в высшей степени симпатичен текст «Загадки Шереги» [1], ибо несколькими предложениями его автору Андрею Николаевичу Алексееву удалось отразить в нем некоторые сущностные черты личности и профессиональной деятельности Франца. Объясняя заголовок своего эссе, Алексеев заметил, что с Шереги он знаком «разве что заочно». Однако я думаю, что подобным образом свои заметки могли бы назвать даже многие из тех, кто знает Франца на протяжении десятилетий. Причина - он «иной», из другого ценностного пространства. Вот как он сам об этом говорит: «Я пришел в советскую социологию случайно, причем как "белая ворона" и остался "белой вороной" в российской социологии» [2, с. 6].

Я же рискну предложить «отгадки» задач, поставленных Алексеевым. Во-первых, меня связывают с Шереги годы дружбы и во-вторых, при самой деятельной поддержке Франца я уже около десяти лет изучаю историю российской социологии и пытаюсь понять внутренние механизмы деятельности моих коллег.

В интервью с Шереги, проведенном в 2007 году, он сказал: «Свои социологические "опусы" я пишу "от жизни", а не по заученным шаблонам» [2, с. 7]. Я вижу в этой фразе более широкой смысл: все, что Шереги делает, он делает «по жизни», т.е. в опоре на ценности, а не на предлагаемые извне идеологемы и конъюнктурные рекомендации. Это и есть самый общий ответ на «загадки Шереги». Мир, в котором проистекала его первичная социализация,

сформировали в нем то отношение к семье, труду, личной свободе, властным институтам, которое в том мире естественно, обыденно. Но «загадочно» в нашем большом мире.

Меня всегда привлекала в Шереги его внутренняя свобода. Интуитивно я связывал эту особенность его суждений и поведения с тем, что он родился и вырос в венгерской общине Закарпатья, и многие классические и современные социологические теории изучал по венгерским переводам, изданным без всякой цензуры. Но глубинное объяснение его свободы он, имея в виду свое окружение, дал сам: «...все мы... обладали превентивным "генетическим" иммунитетом недоверия к любой официальной информации - и советской, и несоветской - даже если она была объективной». Люди научились, жить по принципу -«кесарю кесарево, а я сам себе на уме». Со временем полученный Шереги при рождении иммунитет к идеологии проявился во множестве следствий, в частности, он трансформировался в независимость его исследовательской деятельности.

Ключ к разгадке других «Загадок Шереги» следует видеть в его отношении к труду вообще и к профессии, в частности. Многие социологи, с которыми мне удалось провести интервью, отмечали, что начали работать рано, сменили несколько профессий, но никто из почти 60 человек не имел столь богатого производственного опыта, предшествовавшего приходу в социологию. Приехав в Москву из Центральной Европы, Шереги обладал богатым и нетривиальным для большинства советских социологов личным опытом всевозможных социальных отношений, в том числе и капиталистических. И главное, впитал в себя принципы протестантской трудовой этики.

Отсюда и удивляющая всех его научная продуктивность. Алексеев насчитал 35 монографий и отмечает: «может я, что-то и пропустил в подсчете». Уверен, что пропустил. Книги - это завершение исследований. С 1990 по 2006 год под руководством Шереги было выполнено не менее 400 проектов. После 2007 года заказов на исследования стало меньше, однако 30-35 только общероссийских исследований его Центр социального прогнозирования и маркетинга (ЦСПиМ) проводил ежегодно и проводит по сей день.

Еще одна «загадочная» область поведения Шереги - благотворительность. Конечно же и здесь мы встречаемся с проявлением стандартов отношения к труду и человеку, восходящих к протестантской этике и глубоко укоренившихся в Западном бизнесе.

Так, веб-сайт Шереги <www.socioprognoz.ru>, упоминаемый Алексеевым, это несомненно вид благотворительной акции; серьезные затраты, но никак не источник прибыли. Сайт1 открылся 12 апреля 2011 года, и Шереги сам отбирает все тексты. К середине 2014 года в этой веб-библиотеке хранилось около 250 публикаций по различным отраслям социологии, есть в ней и «кабинет раритетов» - 22 работы из дореволюционной и ранней советской социологии. Аудитория этого специализированного сайта порядка 5000 человек. В апреле-мае 2011 года сайт посещали 10-12 человек в день, сейчас - 80-90 человек ежедневно.

К ряду многолетних благотворительных деяний Франца Шереги относится и его активная издательская деятельность. По состоянию на начало 2014 года Центром издано 120 книг по социологии, и все они размещены на сайте в открытом доступе. И здесь принципиально не только количество изданных книг, важно и то, что при издании новых и переиздании старых книг Шереги стремится познакомить социологов с работами авторов, представляющих разные научные направления и придерживающихся разного понимания социологии как науки.

1 Я благодарю Е.И. Григорьеву, которая создала и поддерживает этот сайт, за предоставленную мне информацию о его содержании и обращении к нему. 237 _

Такие «загадки Шереги», как «равновесность теории, методологии и эмпирии», «коллегиальность» и «разнообразие», могут быть «разгаданы» полностью лишь при наличии трех особых «ключей», но в любом случае в процессе поиска ответов следует учитывать факт глубинной и многолетней погруженности Шереги в сферу прикладных социологических исследований. На мой взгляд, принимая во внимание такие моменты, как продолжительность работы в этой нише социологии, знание методов прикладных исследований, широту предметной области поисков, нацеленность на практику и ряд других, Шереги может быть признан одним из лидеров этого раздела советской/российской социологии. Приведу лишь названия нескольких книг, написанных им одним или с соавторами, заголовки которых однозначно указывают на их содержание и жанр: «Социология образования: прикладные исследования» (2001), «Социология права. Прикладные исследования» (2002), «Социология предпринимательства: прикладные исследования» (2003), «Социология политики: прикладные исследования» (2003), «Социология девиации. Прикладные исследования» (2004).

В начале 1980-х Франц Шереги и Михаил Горшков, тогда еще не академик и не директор Института социологии РАН, а молодой ученый, кандидат наук, задумали подготовить учебное пособие по прикладной социологии, доступное для широких масс. Сначала была серия статей в издававшемся под эгидой ЦК КПСС журнале «Политическое самообразование», затем в 1985 году под их редакцией вышел учебник «Как провести социологическое исследование». Через несколько лет он был переиздан, а в 2011 году на основе этой книги было издано интерактивное учебное пособие «Прикладная социология», включающее 300 задач, по подготовке прикладного исследования. О том, насколько эта работа востребована, свидетельствует тот факт, что на упомянутом выше сайте эта книга привлекает наибольшее внимание посетителей; около 4000 скачиваний.

Шереги сознательно подавил в себе стремление заниматься целенаправленно социологической теорией, хотя, я уверен, что его подход к пониманию формационной динамики общества, его теория социальной структуры и деятельности социальных институтов могли бы принципиально обогатить российскую науку. Несколько утешает то обстоятельство, что в целом каркас его теории сформирован, и велика вероятность уже в ближайшее время познакомься с ней.

Однако ответ на «загадок» Алексеева не будет полным, если в биографическом анализе социологического творчества, более широко - социологической деятельности Шереги мы не рассмотрим его ценностный мир еще с одной стороны. Ценность труда в его синдроме социокультурных ориентаций явно занимает очень высокое место. Аналогичное можно сказать о таких ценностях, как образование, благотворительность в самых различных формах и толерантность. Но доминирующей, в полном соответствии с императивами протестантской этики, оказывается ценность семьи. Шереги сам говорит, что работа для него - не способ удовлетворить личные профессиональные амбиции или таланты, но возможность обеспечить условия жизни его семьи. И до сих пор он считает свои занятия прикладной социологией лишь инструментом заработка на жизнь.

Итак, Франц Шереги - высочайшего уровня специалист в области прикладной социологии, со своей философией этого рода исследований и огромным опытом их планирования и проведения. Выводы и рекомендации Шереги востребованы практикой, а его методологические и инструментальные построения представлены в учебниках и во многих книгах и стали основой для подготовки новых поколений российских социологов. Высокий профессионализм сочетается в Шереги с уникальными личностными качествами: интерес к

своему делу, трудолюбие, уважение к своим учителям и коллегам, забота о подготовке новых поколений социологов.

Литература

1 Алексеев А. Загадка Шереги // СОТИС, 2015, №5 (в печати)

2 Ф.Э. Шереги: «Тогда я и пришел к выводу: СССР стоит перед распадом» (Интервью Б.З. Докторову) // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2007. № 5. С. 5-14 <http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/dir_1/article_content1226749726451205file.pdf>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.