Научная статья на тему 'О задаче устойчивости движения капсулы магнитометра на тросе в потоке воздуха'

О задаче устойчивости движения капсулы магнитометра на тросе в потоке воздуха Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
41
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Пустовой Н. В., Левин В. Е., Саленко С. Д., Красноруцкий Д. А.

Представлена задача устойчивости движения капсулы магнитометра, буксируемой на тросе летательным аппаратом. Трос рассматривается как весьма длинный стержень. Приведен расчет нелинейной динамики капсулы и троса как единой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE STABILITY PROBLEM OF MAGNETOMETER CAPSULE MOVEMENT ON THE CABLE IN AIR STREAM

The work is devoted to a stability problem of magnetometer capsule movement on the cable attached to aircraft. The cable is considered as long rod. Calculation of nonlinear dynamics of a cable and capsule as the unified system is possible.

Текст научной работы на тему «О задаче устойчивости движения капсулы магнитометра на тросе в потоке воздуха»

Решетневские чтения

УДК 539.3

Н. В. Пустовой, В. Е. Левин, С. Д. Саленко, Д. А. Красноруцкий Новосибирский государственный технический университет, Россия, Новосибирск

О ЗАДАЧЕ УСТОЙЧИВОСТИ ДВИЖЕНИЯ КАПСУЛЫ МАГНИТОМЕТРА НА ТРОСЕ В ПОТОКЕ ВОЗДУХА

Представлена задача устойчивости движения капсулы магнитометра, буксируемой на тросе летательным аппаратом. Трос рассматривается как весьма длинный стержень. Приведен расчет нелинейной динамики капсулы и троса как единой системы.

В аэрогеофизической разведке используется следующая конструкция: магнитометр, заключенный в капсулу, буксируется на тросе самолетом или вертолетом (рис. 1). Ставится задача устойчивости движения системы «капсула-трос» в момент выпуска капсулы, набора скорости и при крейсерских скоростях полета ЛА.

Рис. 1

Здесь трос моделируется весьма длинным растяжимым стержнем с малой изгибной жесткостью, статическое деформирование которого описывается системой (12) нелинейных дифференциальных уравнений первого порядка [1]. Для описания нелинейной динамики троса на основе этих уравнений путем добавления инерционных членов получены уравнения динамического равновесия стержня (троса):

сМ< (1 ) = (1 + е) х.

Ь3т1 кпЬ2к

а х

51 а га

__тп__

5® _ а X 51 а ®.

тп___ о л о _

- Рзт кпР 1к _

5га _ а X

51 а га

5® _ а х

Ь1т1 кп Ь2 к

аа а х

1,, - хг-х, / = 1,2,3 ;

МР Рхк1 кр ;

ю, (X) ах ;

мрь2к1 кр ^;

е/2 (х) ах ;

МрРзк1 кр ^;

/ (х) ах ;

рР(х)и, -^ (,/,С/,5) — (1 + Е), I = 1,2,3;

р(х)' / (хн-) (х, <)

-х_ х1 _рвг + х_ ,х1 Др

(1 + е),

I = 1,2,3, р = 2,3,1, г = 3,1,2,

®(п) =Рпт 1тгРп_1_кйк,п = 1,2,3; е= _,х

х_,х1 ¿кОк (

ер(х) [ах.

ах

= ( V2

= \Хк,хХк,х / .

Эти выражения относятся к системе (12) нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных [1]. В ней использованы обозначения, добавлено обозначение плотности материала р(х),

/3 (х) ,которое обозначает полярный момент инерции

сечения; точка над функциями означает дифференцирование по времени. К системе примыкают 12 краевых условий по 6 на каждом конце стержня. С помощью методов явного интегрирования, в частности, с помощью метода Парка [2], задача о нелинейном динамическом деформировании сводится к последовательности нелинейных краевых задач для системы дифференциальных уравнений первого порядка как для статики стержня [1], которые, в свою очередь, с помощью итерационного метода Ньютона сводятся к последовательности линейных краевых задач.

Аэродинамические воздействие на трос определяется по условию обтекания кругового цилиндра нор -мальной и касательной составляющей скорости. Использование мгновенной относительной скорости позволяет учесть аэродинамическое демпфирование, которое оказывает поток при движении троса.

Для моделирования движений капсулы магнитометра (рис. 2) рассматриваются условия динамического равновесия по силам и моментам, получены уравнения движения центра масс капсулы. Учтены силы тяжести, инерции, подъемные силы, силы лобового сопротивления, реакции троса, а также моменты, связанные с аэродинамикой. Используются стандартные выражения для аэродинамических сил и моментов, углы атаки рассматриваются в пределах 10—15о.

В соответствии с методами прямого интегрирования, интервал времени, на котором производится расчет динамики капсулы и троса как единой системы, разбивается на некоторое количество шагов, определяемое желаемой точностью получаемых результатов. Уравнения движения троса и капсулы удовлетворяются в дискретные моменты времени в результате специального итерационного процесса. Правый конец стержня-троса (точка крепления капсулы) имеет скорость и ускорение, которые входят в уравнения движения капсулы. По этим уравнениям определяются

Механика специальных систем

В результате с заданной точностью получаем угловые ускорения капсулы в текущий момент времени, по которым можно рассчитать угловые скорости капсулы в следующий момент времени и новую ориентацию в пространстве. Таким образом, предложенный подход позволяет рассчитывать нелинейную динамику троса и капсулы как единой системы.

Удается определять для заданной длины троса критические диапазоны скоростей полета ЛА, при которых происходит раскачивание капсулы из плоскости провисания (по типу маятника), а также для заданной крейсерской скорости полета найти безопасную с точки зрения устойчивости длину троса. Такой вид неустойчивости, когда капсула, как маятник, раскачивается поперек потока, обнаруживается и при эксперименте в аэродинамической трубе. Разработанный алгоритм представляется возможным использовать для моделирования других процессов, например таких, как выпуск капсулы.

Библиографические ссылки

1. Левин В. Е., Пустовой Н. В. Механика деформирования криволинейных стержней : монография. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008.

2. Park К. S. An improved stiffly stable method for direct integration of nonlinear structural dynamic equations // J. of Applied Mechanics, ASME. Vol. 42. June 1975. Issue 2. Р. 464-470.

N. V. Pustovoy, V. E. Levin, S. D. Salenko, D. A. Krasnorutskiy Novosibirsk State Technical University, Russia, Novosibirsk

ABOUT THE STABILITY PROBLEM OF MAGNETOMETER CAPSULE MOVEMENT

ON THE CABLE IN AIR STREAM

The work is devoted to a stability problem of magnetometer capsule movement on the cable attached to aircraft. The cable is considered as long rod. Calculation of nonlinear dynamics of a cable and capsule as the unified system is possible.

© Пустовой Н. В., Левин В. Е., Саленко С. Д., Красноруцкий Д. А., 2011

силы реакции в тросе. Силы реакции, в свою очередь, являются краевыми условиями для нелинейной краевой задачи стержня, удовлетворение которых влияет на скорость и ускорение точки крепления. Таким образом, организуется итерационный процесс, пока не будут одновременно удовлетворены уравнения движения троса с краевыми условиями и уравнения движения капсулы.

Рис. 2

УДК. 621:534

А. А. Савченко, В. А. Зарубина, О. В. Чуринова, Л. В. Червячкова Иркутский государственный университет путей сообщения, Россия, Иркутск

СОЧЛЕНЕНИЯ ТВЕРДЫХ ТЕЛ В ЦЕПНЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Рассматриваются изменения динамического состояния механических колебательных систем цепного типа. Предлагается методика построения математических моделей при наложении дополнительных связей в виде сочленений твердых тел, входящих в состав системы. Представлены примеры построения виброзащитных систем с сочленениями.

В исследованиях динамических свойств виброзащитных систем, расчетная схема которых представляет собой цепную механическую систему, отмечались возможности изменения динамического состояния путем «включения» и «выключения» связей [1; 2]. Последнее нашло отражение также ряде исследований

по использованию методов теории систем с переменной структурой [3-5]. Вместе с тем многие вопросы физической реализации процессов управления структурой систем еще не получили должной детализации представлений, что требует предварительной оценки спектра возможных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.