Научная статья на тему 'О задачах судебных экспертиз и почерковедческих исследований'

О задачах судебных экспертиз и почерковедческих исследований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1402
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭКСПЕРТОЛОГИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харламова Ольга Александровна

В статье автором исследуются основные задачи, решаемые судебной экспертизой и почерковедческим исследованием. Отмечается, что на современном этапе развития судебной экспертологии экспертные задачи по цели исследования подразделяются на 15 видов (идентификационные, диагностические, классификационные, ситуационные и другие). Автор приходит к выводу, что в отношении судебного почерковедения все задачи экспертизы делятся на: идентификационные, диагностические и классификационные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О задачах судебных экспертиз и почерковедческих исследований»

УДК 343.98.062

О ЗАДАЧАХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

О.А. Харламова*

В статье автором исследуются основные задачи, решаемые судебной экспертизой и почерковедческим исследованием. Отмечается, что на современном этапе развития судебной экспертологии экспертные задачи по цели исследования подразделяются на 15 видов (идентификационные, диагностические, классификационные, ситуационные и другие). Автор приходит к выводу, что в отношении судебного почерковедения все задачи экспертизы делятся на: идентификационные, диагностические и классификационные.

Ключевые слова: судебная экспертиза; почерковедческое исследование; экспертология; идентификация.

THE TASKS FORENSICS AND HANDWRITING ANALYSIS O.A. Kharlamova

In the article the author examines the main problems solved by forensics and handwriting analysis. It is noted that at the present stage of development of judicial expertise ekspertologii tasks objectives of the study are divided into 15 species (identification, diagnosis, classification, situational, and others). The author concludes that with regard to judicial review handwriting all the tasks are divided into: the identification, diagnosis and classification.

Keywords: forensics; handwriting analysis; ekspertologiya; identification.

Почти все судебные экспертизы, в том числе и судебно-почерковедческая экспертиза, характеризуются большим разнообразием решаемых задач. Классификация последних является поводом для научных дискуссий в течение уже почти тридцати лет. До конца 70-х годов прошлого столетия об этом, фактически, не говорилось, так как все экспертные задачи делились до этого времени (не учитывая первоначальную дифференциацию их Е.Ф. Буринским на определенные и неопределенные) только на две группы: идентификационные и неидентификационные. Такое деление было предложено А.И. Винбергом в одном из первых советских учебников по криминалистике (1935 года). В

период своего «безраздельного» существования (ориентировочно, с 1935 г. по 1977 г.) оно было оправданным, так как в то время первоочередной задачей являлась разработка проблем криминалистической идентификации. Решению же всех других (неидентификационных) вопросов уделялось недостаточно внимания. Здесь следует сказать, что не было сформулировано даже четкого понятия «неидентификационной экспертизы».

С ростом количества и видов новых задач, не связанных с идентификацией, терминологическое сочетание «неидентификационные экспертизы» не стало соответствовать сущности и значению проводимых исследований, так как по

* Харламова Ольга Александровна, старший эксперт экспертно - криминалистического центра ГУВД по Волгоградской области, кандидат юридических наук. E-mail: olgal5.77@mail.ru.

Современная наука №3 (3) 2010 54

своему смысловому значению оно сводилось к понятию, противоположному идентификационной экспертизе.

Поэтому, в 70-х годах прошлого столетия, сначала появляются научные статьи по криминалистической диагностике, а затем - целый ряд работ, посвященных классификации экспертных задач по разным основаниям.

На настоящем этапе развития судебной экспер-тологии экспертные задачи по цели исследования подразделяются на 15 видов (идентификационные, диагностические, классификационные, ситуационные, интеграционные, задачи исследования состояния явления, реставрационные, реституционные, прогностические, ретроспективные, атрибутивные (вспомогательные), обстановочные, причинно-динамические, пространственно-временные (ретрологические), реконструкционные).

В специальной литературе, помимо цели исследования, экспертные задачи классифицируются также по значению, объему, способу и времени решения, степени сложности, частоте встречаемости, степени общности и другим основаниям.

Выскажу кратко авторскую позицию по поводу понятия основных экспертных задач: идентификационных, диагностических,

классификационных и ситуационных.

Идентификационные задачи. Из всех анализируемых задач - идентификационные - «наиболее старые», однако и в их понятии до настоящего времени нет единого мнения. В чем не расходятся криминалисты, так это в формулировании того, что идентификационные задачи имеют целью установление тождества исследуемых объектов по их материально фиксированным отображениям. А что понимается под «тождеством исследуемых объектов» — на это у ученых разный взгляд.

В обобщенном виде к идентификационным задачам в теории судебной экспертизы относятся задачи по установлению:

- индивидуально-конкретного тождества объекта;

- групповой принадлежности объекта;

- общего источника происхождения объектов;

- принадлежности объекта к единому целому, единой массе;

- единого лица, изготовившего (выполнившего) несколько объектов.

С точки зрения автора работы, идентификационными задачами судебной экспертизы являются все указанные, кроме задачи по установлению групповой принадлежности объекта. Эта задача относится к разряду классификационных.

Диагностические задачи. Первоначально понятие диагностических задач приравнивалось к неидентификационным. Затем, в процессе эволюции классификаций экспертных задач диагностические были выделены в отдельный вид, существование которых, наряду с идентификационными, было признано всеми учеными - криминалистами. Однако понятие диагностических задач разными авторами трактуется по-разному.

Чаще всего - это задачи по установлению времени, механизма события, способа действия, свойств человека, вещи. В понятие диагностических задач многие авторы включают понятия классификационных, а нередко и ситуационных (ситуалогических) исследований.

Встречается точка зрения, в соответствии с которой к диагностическим исследованиям относятся определения описательных характеристик (признаков) исследуемых объектов, например, в портретной экспертизе - установление «пола, возраста, антропологического типа, типа телосложения изображенного на фотоснимке лица» [4, с. 352 - 353], «принадлежности к какой-либо социальной среде - рабочий, интеллигент; профессии - военный)» [1, с. 39].

Наша позиция такова, что простое визуальное определение по фотоснимкам общефизических (пола, возраста, расы и т.п.) и других, указанных выше, характеристик описания внешнего облика изображенного на фотоснимке лица не относится к диагностическим задачам, так как эксперт, при их выявлении не проводит специального исследования в связи с тем, что не существует экспертных методик по определению пола, возраста, национальности, профессии и т.п. человека по фотоснимку.

В таком случае установление любого признака любого объекта экспертного исследования можно отнести к решению диагностического вопроса соответствующей экспертизы. Например, определение степени выработанности почерка при проведении судебно-почерковедческих исследований или зеркальности изображения герба и других элементов при производстве ТКЭД.

Считаем, что диагностические задачи -это задачи по установлению времени, механизма события, способа действия, свойств и состояний человека, вещи.

Классификационными считаются задачи по отнесению исследуемого объекта к определенному классу, роду, виду, типу, группе объектов. «Классическим» примером классификационной экспертизы является экспертиза холодного оружия.

По поводу классификационных задач в специальной литературе постоянно идут дискуссии на предмет отнесения к ним или к идентификационным задачи по установлению групповой принадлежности объектов. Сторонники, в данном случае, идентификационной задачи отстаивают две позиции, по которым отличаются классификационные задачи от задачи по установлению групповой принадлежности объектов:

1) при классификационных исследованиях изучается только сам материальный объект; при идентификационных — как сам объект, так и его отображения;

2) при классификации изучаемый объект относят к известному ранее, общепринятому (может быть стандартизированному) классу; при идентификации - «группа может быть определена произвольно, по любому основанию, с единственной целью - достичь ее максимального сужения» [2, с. 62].

Оба эти положения спорные. Во-первых, классификационные задачи могут решаться в отношении не только материальных объектов, но и их отображений. Например, в дактилоскопической экспертизе - решение вопроса: «какими пальцами оставлен след?», в трасологической - определение вида обуви, след от которой был изъят с места преступления — являются классификационными задачами. К таковым мы относим и задачи по определению пола или возраста исполнителя рукописного текста по почерку. В данном случае, почерк выступает в роли отображающего объекта (специфического следа человека). Во-вторых, позицию, к какому (известному или неизвестному) классу, роду, виду относят спорный объект, считается не принципиальной. Главное, что устанавливается групповая принадлежность объекта.

Под ситуационными или ситуалогическими большинство авторов подразумевают задачи по установлению обстоятельств события, способа совершения и сокрытия преступлений. Именно

на этом основании они были выделены в 70-х годах прошлого века из всех неидентификационных исследований. И именно это, со слов ТВ. Аверьяновой, роднит их с диагностическим задачами.

В литературе встречается еще одна точка зрения на понятие ситуационных задач. Например, в специальных источниках по судебному почерковедению под ними понимаются задачи по установлению «объективной обстановки и условий выполнения рукописи (позы, непривычной установки исполнителя на письмо, умышленного изменения им своего почерка)» [3, с. 21 —22].

Представляется, что ситуационные (ситуалоги-ческие) задачи — задачи по определению внешних обстоятельств, ситуации совершения или сокрытия события (преступления).

Применительно к судебному почерковедению все задачи экспертизы одними авторами делятся на:

- идентификационные, предполагающие установление конкретного исполнителя исследуемой рукописи либо решение вопроса о выполнении ряда рукописей или её фрагментов одним или разными лицами;

- диагностические, связанные с установлением условий выполнения исследуемой рукописи;

- классификационные, имеющие целью определение группы лиц, к которой относится исполнитель спорной рукописи (по полу, возрасту) [5, с. 114].

Другие ученые-криминалисты придерживаются мнения, в соответствии с которым задачи почерковедческих исследований

дифференцируются на:

- идентификационные;

- диагностические;

- ситуационные.

В данном случае диагностические исследования направлены на установление максимума сведений о личности писавшего (общефизических свойств, субъективных качеств, социально-демографических данных, психофизиологических и патологических состояний, навыков). Целью ситуационных исследований является определение объективной обстановки и условий выполнения рукописи (позы, непривычной установки исполнителя на письмо, умышленного изменения им своего почерка) [3, с. 21-22].

Первая точка зрения более приемлема для су-

дебно-почерковедческой экспертизы. Потому, что:

1) идентификационные — это исследования, предполагающие установление конкретного исполнителя спорной рукописи (подписи) либо решение вопроса о выполнении ряда рукописей (подписей) или её фрагментов одним или разными лицами;

2) диагностическими будут исследования, направленные на установление объективных и субъективных факторов, влияющих в той или иной мере на изменение рукописи, т.е. на выявление:

- необычных внешних условий;

- необычного состояния пишущего;

- непривычной установки на письмо (быстрое, старательное);

- умышленного изменения «родного» почерка.

3) классификационными являются исследования по установлению групповой принадлежности исполнителя рукописи (его пола, возраста).

Задачи судебно-почерковедческой экспертизы подразделяются не только в зависимости от цели исследования, как указано выше, но и от:

- вида рукописи (рукописный текст, краткая запись, подпись);

Литература

1. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969г. // Ведомости ВС СССР.

- 1986.-№37.-Ст. 772.

2. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997. - 716 с.

3. Кузнецов В.И. Международное право: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — 672 с.

4. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. Учебно-практическое пособие. - М.: Спарк, 1997. -90 с.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 640 с.

6. Талалаев А.Н. Закон о международных договорах. // Московский журнал международного права. - 1996. - № 2. - С. 255.

7. Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М.: БЕК, 1995. -496 с.

- характера рукописи (буквенная, цифровая, смешанная);

- объема рукописи (большой, средний, малый);

- условий её выполнения (обычные, необычные, не связанные с умышленным изменением почерка и связанные с ним).

Кроме того, данные задачи могут быть дифференцированы по степени сложности. Это зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. К объективным здесь следует отнести условия экспертной задачи, наличие либо отсутствие эффективной методики её решения; к субъективным - опыт и квалификацию эксперта. Практика показывает: чем ниже компоненты указанных факторов, тем выше степень сложности отдельных задач почерковедческих исследований. Например, чем меньше по объему исследуемая рукопись, чем слабее в ней выражены симптомо-комплексы информативных признаков почерка, чем ниже квалификация эксперта и меньше его практический опыт, тем проблематичнее решение любой идентификационной, диагностической или классификационной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.