Научная статья на тему 'О ЯЗЫКОВЫХ КОНТАКТАХ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА'

О ЯЗЫКОВЫХ КОНТАКТАХ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
326
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБИЗМЫ В УЗБЕКСКОМ ЯЗЫКЕ / ГЕНЕЗИС УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА / ЯЗЫКОВЫЕ МОДУЛИ / ВКЛАД УЗБЕКОВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ / АRABISMS IN THE UZBEK LANGUAGE / THE GENESIS OF THE UZBEK LANGUAGE / LANGUAGE MODULES / THE CONTRIBUTION OF UZBEKS TO WORLD CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Раджабова Гулноза Ашировна

В независимой Республике Узбекистан узбекский язык приобретает прочный статус государственного языка. На сегодняшний день наблюдается его широкое употребление во всех сферах социальной, экономической, а также политической жизни страны. Однако в системе образования занятия проводятся не только на узбекском, но и на русском языке. Это объясняется большим количеством русскоговорящих учащихся. В Республике в настоящее время проживает более 130 национальностей, среди которых есть носители тюркоязычной группы языков и русскоговорящие. Поэтому в стране распространен билингвизм как родственных языков - узбекско-казахский, узбекско-киргизский, так и неродственных языков - узбекско-таджикский и узбекско-русский. Что касается узбекско-таджикского билингвизма, то он встречается в некоторых областях Республики, где проживает немалое число граждан таджикской национальности. Также в Узбекистане очень часто встречается узбекско-русский билингвизм, особенно в крупных городах Республики. В статье отражены актуальные вопросы истории языковых контактов узбекского языка. Рассматриваются этапы его развития, заимствования и лексические изменения, проникновение тех или иных языковых модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT LANGUAGE CONTACTS OF THE UZBEK LANGUAGE

In the independent Republic of Uzbekistan, the Uzbek language acquires a solid status as the state language. Today it is widely used in all spheres of social, economic and political life of the country. However, in the education system, classes are held not only in Uzbek, but also in Russian. This is due to the large number of Russian-speaking students. More than 130 nationalities currently live in the Republic, among which there are bearers of the Turkic-speaking group of languages and Russian-speaking. Therefore, bilingualism is widespread in the country as related languages - Uzbek-Kazakh, Uzbek-Kyrgyz, and unrelated languages - Uzbek-Tajik and Uzbek-Russian. As for the Uzbek-Tajik bilingualism, it is found in some regions of the Republic, where a considerable number of citizens of Tajik nationality live. Also in Uzbekistan, Uzbek-Russian bilingualism is very common, especially in large cities of the Republic. The article reflects topical issues of the history of linguistic contacts of the Uzbek language. The stages of its development, borrowing and lexical changes, the penetration of certain language modules are considered.

Текст научной работы на тему «О ЯЗЫКОВЫХ КОНТАКТАХ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА»

О ЯЗЫКОВЫХ КОНТАКТАХ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА Раджабова Г.А. Email: Radjabova698@scientifictext.ru

Раджабова Гулноза Ашировна - преподаватель узбекского языка, кафедра узбекского языка и литературы, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в независимой Республике Узбекистан узбекский язык приобретает прочный статус государственного языка. На сегодняшний день наблюдается его широкое употребление во всех сферах социальной, экономической, а также политической жизни страны. Однако в системе образования занятия проводятся не только на узбекском, но и на русском языке. Это объясняется большим количеством русскоговорящих учащихся. В Республике в настоящее время проживает более 130 национальностей, среди которых есть носители тюркоязычной группы языков и русскоговорящие. Поэтому в стране распространен билингвизм как родственных языков - узбекско-казахский, узбекско-киргизский, так и неродственных языков -узбекско-таджикский и узбекско-русский. Что касается узбекско-таджикского билингвизма, то он встречается в некоторых областях Республики, где проживает немалое число граждан таджикской национальности. Также в Узбекистане очень часто встречается узбекско-русский билингвизм, особенно в крупных городах Республики. В статье отражены актуальные вопросы истории языковых контактов узбекского языка. Рассматриваются этапы его развития, заимствования и лексические изменения, проникновение тех или иных языковых модулей. Ключевые слова: арабизмы в узбекском языке, генезис узбекского языка, языковые модули, вклад узбеков в мировую цивилизацию.

ABOUT LANGUAGE CONTACTS OF THE UZBEK LANGUAGE

Radjabova G.A.

Radjabova Gulnoza Ashirovna - Uzbek Language Teacher, DEPARTMENT OF UZBEK LANGUAGE AND LITERATURE, TASHKENT STATE AGRARIAN UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the independent Republic of Uzbekistan, the Uzbek language acquires a solid status as the state language. Today it is widely used in all spheres of social, economic and political life of the country. However, in the education system, classes are held not only in Uzbek, but also in Russian. This is due to the large number of Russian-speaking students. More than 130 nationalities currently live in the Republic, among which there are bearers of the Turkic-speaking group of languages and Russian-speaking. Therefore, bilingualism is widespread in the country as related languages - Uzbek-Kazakh, Uzbek-Kyrgyz, and unrelated languages - Uzbek-Tajik and Uzbek-Russian. As for the Uzbek-Tajik bilingualism, it is found in some regions of the Republic, where a considerable number of citizens of Tajik nationality live. Also in Uzbekistan, Uzbek-Russian bilingualism is very common, especially in large cities of the Republic. The article reflects topical issues of the history of linguistic contacts of the Uzbek language. The stages of its development, borrowing and lexical changes, the penetration of certain language modules are considered.

Keywords: аrabisms in the Uzbek language, the genesis of the Uzbek language, language modules, the contribution of Uzbeks to world civilization.

УДК 070. 378.174

Узбекский народ является одним из древнейших народов Средней Азии. Его формирование восходит к более 3000-летнему периоду. Его становление тесно

связано с формированием национального языка. Узбекский язык относится к семье тюркских языков.

Решение проблемы этногенеза узбекского народа, также как и языка, на самом деле находится в плоскости его тесной связи с жившими на этой территории древнейшими народами — согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев, чачев, париканов, саков, массагетов и других. Этногенез узбекского народа включает в себя сложный комплекс всех возможных тюркских племен и народов, которые могли существовать на данной территории. В средневековых исторических трактатах сохранились сведения о том, что в формировании узбекского народа участвовали в общей сложности более 92 тюркских и нетюркских племен (уруг). Таким образом, в самом процессе становления узбекского языка наблюдается активнейшая фаза языковых контактов и влияние на его формирование различных языков.

Узбекские ученые выделяют следующие исторические периоды процесса формирования узбекского языка.

1. Самый древний период объединения тюркских и иранских племен (до IV в. н.э.).

2. Древнейший общетюркский язык, который был сформирован на территории Средней Азии, Алтая и Монголии (VII—IX вв.).

3. Восточные объединения тюркских народов и их общетюркский язык, сформированный на территории Мавераннахра, Хорезма, Восточного Туркестана (узбекский, уйгурский, туркменский, турецкий, киргизский, казахский; X—XII вв.).

4. Присоединение к узбекскому народу новых тюркских племен и формирование старого письменного узбекского языка (чигатайского; XIII—XVI вв.).

5. Формирование нового узбекского письменного литературного языка (XVII— XIX вв.).

6. Формирование современного узбекского литературного языка (ХХ век).

Узбекский язык относится к карлукской группе языков тюркских народов.

Сохранилась топонимика и этнографическая ономастика подтверждающая эту информацию — Туйтепа, Ангрен, Овдургон, Бачкир, Курама, Дурман. Х. Хасанов приводит приводит около 83 этнонимов, характеризующих названия различных племен, народов, уругов и др. (Карлук, Нукус, Сиргали, Савай, Баёвут, Олот). Т. Нафасов исследовал 61 этнотопоним, относящийся только к букве «Б». С. Караев указывает, что из 2800 названий кишлаков одна треть является этнотопонимами. Каждая территориально-административная единица Узбекистана имеет такие этнотопонимы, которые были сформированы на основе взаимообогащения и взаимовлияния [1. С. 56]. Среди этих топонимов можно найти такие, которые возникли под влиянием, например, монгольского, иранского и других языков.

В формировании узбекского языка особая роль принадлежит уругам карлук и частично кипчак, в то же время в древнейшие периоды развития на язык оказали влияние монгольские и ирано-язычные племена (согдийцы, хорезмийцы, скифы). «К древнейшим заимствованиям в тюркских языках относятся лексические единицы из санскрита, тохарских языков, согдийского и китайского языка» [2. С. 41]. М.Г. Гафуров указывает на родственные отношения между ирано-язычными и тюрко-язычными племенами, и констатирует, что преобладающей оказалась тюрко-язычная речь.

Кроме того, сегодня, в период развития компьютерных технологий, немаловажен тот факт, что современные студенты лучше воспринимают и усваивают новый материал посредством компьютеров, что делает процесс обучения для них более легким и интересным. В большинстве случаев общение в сети Интернет с носителями языка, а также просмотр фильмов на узбекском языке может явиться мотивацией и потребностью в изучении языка [1. С. 87]. Однако не следует забывать, что использование компьютерных технологий в процессе овладения узбекским языком может иметь определенные недостатки, ведь живое общение с преподавателем и передача им своих знаний и умений незаменимы.

Важно разнообразить методы обучения, стараясь подбирать их так, чтобы максимально приблизить учебную ситуацию к реальным коммуникативным потребностям [3. C. 21]. Например, дидактические игры. Этот метод представляют собой учебную целенаправленную коллективную работу, в которой каждый участник, а также его команда занимаются решением главной задачи. Для подготовки высококвалифицированных специалистов широко применяются деловые игры. Они необходимы для реализации и выработки алгоритмов действий в определенных ситуациях [4. C. 35]. Обучаемые в быстром темпе учатся принимать правильные решения. Таким образом, роль педагога состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения узбекским языком, найти действенные подходы, способные эффективно воздействовать на каждого студента, повысить его активность, выявить его яркую индивидуальность. Цель - развить творческий интерес обучаемого к узбекскому языку и культуре народа.

Список литературы /References

1. Абдуллаев И. Йатимат ад-Дахр — источник по истории арабоязычной литературы народов Мавараннахра и Хорасана. М., 1977.

2. Курбанова Ю.И. Методы применения мультимедийных технологий на занятиях узбекского языка // Научный журнал, 2018. № 3 (26).

3. Киличева Ф.Б. Методы реализации педагогических технологий при обучении студентов русскому языку как неродному // Достижения науки и образования, 2018. № 12 (34).

4. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. М., 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.