Научная статья на тему 'О ВЗАИМОСВЯЗИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ С ПОЛУЧАЕМЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

О ВЗАИМОСВЯЗИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ С ПОЛУЧАЕМЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ / HIV / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / БУДУЩИЕ ВРАЧИ / FUTURE DOCTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Н.М., Чернова А.Н., Ямолдинов Н.Р.

В статье представлена сравнительная характеристика знаний о ВИЧ-инфекции и их практического применения студентов-медиков и студентов технического вуза посредством проведенного анкетирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВЗАИМОСВЯЗИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ С ПОЛУЧАЕМЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

О ВЗАИМОСВЯЗИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ С ПОЛУЧАЕМЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

12 2 Попова Н.М. , Чернова А.Н. , Ямолдинов Н.Р.

1 2 Заведующий кафедрой доктор медицинских наук, профессор, студент,

Ижевская государственная медицинская академия

Аннотация

В статье представлена сравнительная характеристика знаний о ВИЧ-инфекции и их практического применения студентов-медиков и студентов технического вуза посредством проведенного анкетирования

Ключевые слова: ВИЧ, студенты, здоровый образ жизни, будущие врачи Keywords: HIV, students, healthy lifestyle, future doctors

За последние два века медицина добилась огромных успехов - искоренены заболевания, которые когда-то забирали жизни миллионов, появилась возможность восстанавливать привычный уровень жизни и трудоспособность даже самых безнадежных больных. Но, все же, какая главная задача медицины со временем ее отцов основателей? Конечно же, профилактика. Именно она является ключом к здоровью и долголетию. Еще Гиппократ завещал врачам всех столетий: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Именно это высказывание наилучшим образом характеризует ситуацию с ВИЧ-инфекцией, чумой XX и XXI веков. По статистике ВОЗ, ВИЧ остается одной из основных проблем глобального общественного здравоохранения: на сегодняшний день он унес более 35 миллионов человеческих жизней. В 2016 г. от причин, связанных с ВИЧ, во всем мире умерло 1,0 миллиона человек.На конец 2016 г. в мире насчитывалось примерно 36,7 миллиона человек с ВИЧ-инфекцией, а 1,8 миллиона человек приобрели ВИЧ-инфекцию в 2016 году. И это только официальная статистика, реальные цифры намного выше.Согласно оценкам, в настоящее время лишь 70% людей с ВИЧ знают о своем статусе. Остальные 30%, или 7,5 миллиона человек, нуждаются в получении доступа к услугам ВИЧ-тестирования. Особенно поражает статистика Африканского региона — здесь в 2016 г. проживало 25,6 миллиона человек с ВИЧ-инфекцией. На этот регион приходится также почти две трети общего глобального числа новых случаев инфицирования ВИЧ[2]. На данный момент вылечить ВИЧ невозможно, зараженные получают АРТ (антиретровирусную терапию)[5]. 54% взрослых и 43% детей с ВИЧ-инфекцией получают в настоящее время пожизненную АРТ. По всему миру АРТ охватывает 76% беременных и кормящих грудью женщин с ВИЧ-инфекцией[2]. Благодаря эффективному лечению антиретровирусными препаратами (АРВ) вирус можно контролировать и предотвращать его передачу, что позволяет людям с ВИЧ и тем, кто подвергается значительному риску, жить относительно здоровой жизнью[4]. В 2016 г. в глобальных масштабах АРТ получали 19,5 миллиона человек с ВИЧ. За период с 2000 по 2016 г. число новых ВИЧ-инфекций уменьшилось на 39%, а уровни смертности, связанной с ВИЧ, снизились на одну треть, при этом благодаря АРТ за тот же период было спасено 13,1 миллиона человеческих жизней. Это достижение стало результатом масштабных усилий в рамках национальных программ по ВИЧ на местах и в масштабах мира[2].

Существуют следующие типы аварийных ситуаций, влекущие риск заражения ВИЧ[3]:

1. Контакт с кровью или биологическими жидкостями, контаминированными ВИЧ,при выполнении профессиональных обязанностей (они произошли в результате

уколов шприцами или после того, как кровь случайно выплескивалась из пробирок и попадала на открытые ранки, слизистые оболочки глаз или носа - медицинский контакт);

2. Контакт с ВИЧ, не связанный с профессиональной деятельностью (незащищенныйполовой контакт с ВИЧ-инфицированным, использование нестерильных шприцев, случайные уколы иглами и т. д.).

По данным 23 исследований, представленных ВОЗ, в которых были проанализированы 6135 аварийных ситуаций, связанных с уколом инфицированной ВИЧ иглой, заражение ВИЧ-инфекцией документально установлено в 20 случаях, что составило 0,33 %. В то же время при попадании инфицированного биоматериала на слизистые оболочки (1143 случая) риск заражения ВИЧ составил 0,09 %. Не отмечено инфицирования при попадании контаминированного ВИЧ материала на неповрежденную кожу (2712 случаев)[1]. Для сравнения риск заражения гепатитом В в таких же ситуациях равен 20-30%. Специальное исследование степени риска, которому подвергаются хирурги при операциях на ВИЧ-инфицированных пациентах, показали, что она составляет от 1:130000 до 1:4500[3]. За год в России аварийные ситуации с шприцами, содержащими кровь ВИЧ-инфицированных пациентов, случаются у трех тысяч медиков. Между тем за 30 лет наблюдения было зарегистрировано всего шесть таких случаев заражений[4].

Студенты-медики в своей учебе проходят все ступени медицины - от санитарской работы на первом курсе и до врачебной практики, что позволяет им понять важность каждого звена и уважать чужой труд. Также многие получают на IV курсе сертификат среднего медицинского работника и начинают трудиться в качестве медицинских сестер/братьев. То есть, потенциально находятся в группе риска ВИЧ с отрочества и до окончания трудовой деятельности. В больницах применяют всевозможные методы профилактики ВИЧ-инфицирования своих коллег - ежегодные обязательные медосмотры, одноразовые материалы, приказы по работе с ВИЧ положительными больными. Но за то, что происходит за пределами больницы, главный врач ответственности не несет. Все ложится на плечи самого студента, на его здравый смысл и профессиональные знания.

Поэтому, целью нашего исследования стало выявление степени информированности и гражданской ответственности будущих врачей ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» (далее ИГМА) по сравнению с их коллегам из ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т.Калашникова» (далее ИжГТУ).

Для проведения исследования было проведено анкетирование 303 студентов ИГМА (140; 46%) и ИжГТУ (163; 54%). Средний возраст опрашиваемых - 20,1 год. Обработка результатов производилась средствами программы М1сговойЕхсе12010.

Результаты и обсуждения.

По результатам статистической обработки полученных данных, как и ожидалось, студенты медицинской академии оказались лучше осведомлены о понятии ВИЧ инфекции, терапии и о местах, где можно сдать анализы (приложение 2 и 4). Но что касается путей передачи и содержания в биологических секретах, будущие врачи не смогли полностью выбрать правильные ответы (приложение 1). Студенты признают, что большинство информации они получили в стенах Л1шаша1ег и в медицинских учреждениях (78%) (приложение 3). Многие применяют на практике полученные знания: ведут половую жизнь с одним постоянным партнером (51%) либо не ведут ее (36%), используют барьерные методы контрацепции (49%), употребляют алкоголь реже одного раза в месяц (31%) или в год (33%), либо не употребляют (16%), не курят (89%), занимаются спортом (27%) (приложение 5 и 6). Однако, стоить отметить, что все же у 14% будущих врачей нет постоянного полового партнера, но они понимают возможные последствия своих решений и используют барьерные методы контрацепции (приложение 5).

Отличительной особенностью студентов технического вуза является их осведомленность о ВИЧ из средств СМИ и интернета (30%), что не является достоверным источником современных данных об инфекции. Также многие руководствуются информацией из лекций, проводимых в учебных заведениях (24%) и из медицинских организаций (21%) (приложение 3). Лишь 63% опрошенных студентов технического вуза знают, где можно сдать анализы на ВИЧ, 25% хотели бы узнать, но 13% не видят необходимости в этой информации (приложение 4). Обантиретровирусных препаратах знают 26% студентов, 53% респондентов немного осведомлены, но 21% честно признались, что ничего об этом не знают (приложение 2). Хуже всего студенты осведомлены о способах передачи ВИЧ, лишь 10% смогли правильно отметить все пути передачи (приложение 1). То, что вирус иммунодефицита содержится в концентрации, достаточной для передачи другому человеку в грудном молоке стало большей неожиданностью для многих. 18% студентов признались, что имеют беспорядочные половые связи, при этом пользуются барьерными методами только 53% (приложение 5). 20% опрошенных студентов ИжГТУ используют метод прерванного полового акта, как способ контрацепции, одна стоит сказать, что он крайне неэффективен и как способ предотвращения нежелательной беременности, и как профилактика передачи инфекций, передаваемых половым путем.

Выводы

Как и предполагали авторы, студенты медицинской академии оказались социально ответственней своих коллег из технического вуза: отмечаются стабильно высокие показатели знаний и их практического применение. Будущие медики, в своем большинстве, понимают, что врачебная деятельность, это не только диплом. Врач - это профессия статусная, почетная. Настоящий последователь Гиппократа является не только высококвалифицированным специалистом в области медицины, который учиться всю жизнь. Ему надлежит быть просветителем, пропагандистом знаний и культурных навыков, глашатаем здоровой и разумной жизни. Он должен служить своеобразным эталоном, живым примером такой жизни для окружающих, близких и своих пациентов. Студенты высших медицинских учреждений осознают, что их пример здорового образа жизни, семейного статуса и моральных устоев и есть лучшая профилактическая работа среди населения, дающая самые плодотворные результаты. Как будущее российской медицины, студенты медицинских вузов должны понимать, что их образ жизни и моральный облик всегда будет на виду общественности, и они несут ответственность за уважение врачей в обществе перед старшим поколением медиков.

Литература

1. Белоусова К. А., Дунайцева В. Н., под ред. Б. В. Кабарухина: Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии. Ростов-на-Дону : Феникс. - 2013. 6-е изд., стер. - 120-128 с.

2. Информационный бюллетень ВОЗ «ВИЧ/СПИД», июль 2017

3. Мазус А. И., Каминский Г. Д., и др. Национальные клинические рекомендации по диагностике и лечению ВИЧ-инфекции у взрослых. — М., 2-е издание, исправленное и дополненное, 2014. — 63-65 с.

4. Покровский В.В., Зимина В.Н., КравченкоА.В. и др: ВИЧ-инфекция и СПИД. Клинические рекомендации, разработанные Федеральным научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом (ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии" Роспотребнадзора). М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016; 3-е издание, переработанное и дополненное. - 20 - 31с.

5. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека

(ВИЧ-инфекции)» (с изменениями на 23 мая 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)

Приложение

Приложение 1

Частота правильных ответов на вопросы анкеты о путях передачи ВИЧ-инфекции

студентов ИГМА и ИжГТУ

120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00°% 0,00%

ИГМА правильно ИжГТУ правильно

123456789 10

Приложение 2

Субъективная оценка знаний о терапии ВИЧ-инфекции студентами ИГМА и ИжГТУ

Оценка знаний о терапии ВИЧ:

60%

Приложение 3

Источники информации о ВИЧ-инфекции студентов ИГМА и ИжГТУ

Источники информации о ВИЧ:

100%

ИГМА

ИжГТУ

Медицинск ие

учреждения

81%

47%

Учебные заведения

75%

54%

Печатная продукция

35%

22%

Родители, близкие люди

13%

22%

ТВ, Интернет

55%

68%

Не

интересует тема

3%

10%

Приложение 4

Диаграмма информированности о местах сдачи анализа на ВИЧ-инфекцию студентов

ИГМА и ИжГТУ

Знаете ли вы где можно сдать тест?

100% 80% 60% 40% 20%

0% 1) Да, такой информацией я располагаю 2) Нет, но хочу узнать 4) Нет, и не вижу в этом необходимости

ИГМА 81% 14% 6%

ИжГТУ 63% 25% 13%

Диаграмма полового поведения студентов ИГМА и ИжГТУ

Приложение 5

Ведёте ли вы половую жизнь?

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

ИГМА ИжГТУ

Да, и есть регулярный партнёр

51%

37%

Да, и нет регулярного партнёра

14%

18%

Нет

35% 45%

Приложение 6

Диаграмма частоты употребления алкоголя студентами ИГМА и ИжГТУ

Как часто вы употребляете алкоголь?

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

ИГМА ИжГТУ

а. Несколько раз в неделю

1% 7%

Ь. Не чаще, чем раз в неделю

19%

26%

с. Не чаще, чем раз в месяц 33% 25%

d. Один-два раза в год

31% 21%

е. Не употребляю вообще

16%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.