УДК 159.9:338.46
о ВЗАИМОСВЯЗИ ВНИМАНИЯ, восприятия И ПАМЯТИ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Э.И. Волченков, доцент, кандидат психологических наук,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author examines the interconnection of compound processes of attention, perception and memory. The thinking and consciousness regulate the condition in a uniform system of basic mental processes. Volitional mental activity (aimed at achieving the objectives) starts the functional system. The study shows the factors destabilizing the system and offers guidelines for their elimination and prevention.
Рассматриваются взаимосвязи совместно протекающих процессов внимания, восприятия и памяти, регулируемых мышлением и сознанием в единой системе основных психических процессов, протекающих в виде отдельной функциональной системы, энергизируемая психической волевой активностью, направленной на достижение целей деятельности. Приводятся факторы, дестабилизирующие эту систему, и предложения по их устранению и профилактики, а также определения употребляемых в тексте терминов ключевых слов.
Ключевые слова: система и структура психических процессов, доминанта, внимание, восприятие,
память.
Психические процессы внимания, восприятия и памяти являются взаимосвязанными в системе основных познавательных, эмоциональных и двигательно-волевых процессов, которые проявляются в различных видах деятельности, направленных на самореализацию в проявлении индивидуальных способностей (лингвистических, логико-математических, художественных, музыкальных, выполнения тонких координированных движений, самопознание и познание других людей) и удовлетворении жизненно важных потребностей.
Под системой психических процессов понимается совокупность совместно протекающих познавательных, эмоциональных и двигательно-волевых процессов, организуемых и управляемых доминантными образованиями элементов центральной нервной системы головного мозга.
Под структурой основных психических процессов понимаются взаимосвязанные и взаимообусловленные прямые и обратные связи познавательных, эмоциональных и двигательно-волевых процессов и их элементов, действующих в определенной функцио-
нальной системе «внимание—восприятие— память».
Проблемам исследования структуры психических процессов, регулируемых сознанием как высшей формой отражения в сознании реально существующей субъективной и объективной действительности, посвящены работы многих известных психологов ХХ века — В.Вунда, Э.Титченера и их последователей. Их теоретические взгляды и обоснования подвергались критике представителями гештальт-психологии за трактовку психического устройства структуры сознания «из кирпичей и цемента» и функциональной психологии за игнорирование действенной роли сознания в организации реальной деятельности человека. Однако эта критика ничего не изменила в общей трактовке сознания отечественных и зарубежных психологов. Известный русский физиолог А.Л. Ухтомский, исследуя физиологические основы структуры психических процессов, обосновал принцип доминанты, господствующей в центральной нервной системе очага возбуждения, подавляющего активность других. На основе этого
принципа объясняется системный характер и целенаправленность «активной деятельности организма». В работах А.Л. Ухтомского утверждается, в частности, что в структуре «высших этажей коры полушария головного мозга» функционирует доминанта, являющаяся физиологической основой внимания.
С позиции авторской концепции, основанной на учениях А.Л. Ухтомского, определяется внутренняя функциональная система взаимосвязанных и взаимообусловленных психических процессов «внимание—восприятие— память», энергизируемая осознанием необходимости удовлетворения потребности изучения и сохранения в памяти получаемой информации. Психические элементы этой системы рассматриваются в структуре основных познавательных, эмоциональных и двигательно-волевых процессов.
В структуру познавательных процессов включаются внимание, ощущение и восприятие, представление и воображение, память, мышление и сознание, связанные с речью и развитием этих процессов.
Внимание — определенная активизация и направленность психической деятельности сознания человека, направленная на избирательное восприятие объективной и субъективной действительности. Основными характеристиками внимания являются:
• возбуждение отдельных участков центральной нервной системы головного мозга,
• объем воспринимаемой информации,
• переключаемость.
Устойчивость процессов внимания определяется временем, в течение которого сохраняется психоэнергетическая способность целенаправленного и избирательного восприятия, заучивания, запоминания и сохранения в памяти получаемой информации в целях дальнейшего ее использования в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Основными характеристиками свойств и качеств внимания является произвольное и непроизвольное внимание. Произвольное внимание обуславливается необходимостью восприятия отражаемой в сознании информации для ее осознания и сохранения в памяти. Произвольное внимание всегда связано с проявлением волевых актов, детерминирующих направленность достижения определенной деятельности. Непроизвольное внимание не связано с проявлениями волевых актов, ког-
да объекты восприятия (предметы, явления, образы, события, информация) отражаются в сознании спонтанно. Преимущественное значение в процессах восприятия получаемой субъективной и объективной информации имеет произвольное внимание, обусловленное активностью проявления генетических природных задатков на этапах жизнедеятельности индивидуальных способностей и креативности личности в различных видах профессиональной деятельности. Например, результативность проявления определенных характеристик внимания студентов вуза всегда зависит от условий организации проведения лекционных и семинарских занятий, прохождения практики, доступностью научной литературы и других факторов, влияющих на особенности протекания психических процессов восприятия получаемой информации.
Доминирующая психофизиологическая волевая активность внимания определяет проявление концентрации очагов возбуждения центральной нервной системы, направленных на избирательное восприятие реально существующей действительности.
Восприятие — психический процесс отражения в сознании объективной и субъективной реальности. Органы восприятия специфичны по своей значимости и классифицируются по качеству, силе и длительности сохранения в памяти воспринятой информации. Например, качеством зрительного восприятия являются ощущения цвета, формы и расстояния, слухового — звуки. Сила (интенсивность) восприятий определяется той или иной степенью выраженности данного качества и порогами чувствительности анализаторов. Длительность восприятия определяется временем, в течение которого сохраняется в памяти информация и впечатления от полученных конкретных анализаторов.
Процессы восприятия характеризуются быстротой, глубиной, полнотой, объемом и точностью отражения сознания получаемой от дистанционных и контактных анализаторов. Особенности протекания этих процессов индивидуальны и детерминизируются осознанием необходимости самореализации и удовлетворения жизненно важных потребностей человека.
От качества восприятия, отражаемой в сознании информации, зависят особенности
функционирования психофизиологических процессов памяти.
Память — одно из важнейших свойств психики. Любая форма психической деятельности опирается на память. Проявление памяти связано с отражением в сознании прошлых знаний, опыта, событий, образов, запаса слов, явлений, понятий, мыслей, собственных состояний, переживаний и других ранее воспринятых и сохранившихся в сознании сведений. Процессы памяти заключаются в восприятии поступающих от анализаторов сведений, их сохранения и в воспроизведении этих сведений. Процессы памяти ассоциативны, за счет связывания новых сведений с теми, которые сохранены в сознании. Различают ассоциации по сходству, смежности и контрасту. И.П.Павлов выделил еще ассоциации причинно-следственные. В процессах образования ассоциаций происходит запоминание объектов восприятия. Эти процессы могут носить произвольный и непроизвольный характер. Непроизвольное запоминание не связано с волевой активностью и целью деятельности. Этому виду запоминания способствует проявление эмоций, влияющих на активизацию процессов восприятия, отражаемой в сознании действительности.
Непроизвольное запоминание имеет определенное положительное значение в начальных периодах усвоения изучаемых знаний (специальных, факультативных). Однако основная роль в жизнедеятельности людей принадлежит произвольной форме запоминания, связанной с осознанием мотивов и проявлением волевых процессов, детерминизи-рующих активность проявления основных механизмов памяти. К механизмам памяти относятся: заучивание, запоминание, сохранение и воспроизведение по обстоятельствам сохранившейся в сознании ранее воспринятой информации.
Различают механические и логикосмысловые способы запоминания и сохранения знаний.
К механическому запоминанию обращаются в случаях необходимости усвоения тех или иных знаний путем многократного повторения текста изучаемого материала (терминов, показателей, иностранных слов, стихов, фраз и определений).
Логико-смысловое запоминание осуществляется путем аналитико-синтетического раз-
бора содержания воспринимаемой информации. Этот способ запоминания является более продуктивным по сравнению с механическим. Характерным видом активного целенаправленного запоминания является заучивание и сохранение в памяти воспринимаемой информации.
Выделяют различные виды сохранения информации в памяти:
•кратковременную (от нескольких минут до двух суток);
• долговременную ( на долгие годы) ;
• оперативную, когда сохраняющиеся в памяти сведения (знание, показатели, средства, методы, приемы и др.) воспроизводятся при выполнении функциональных обязанностей только в определенных условиях и режимах труда.
Способности запоминания, сохранения в памяти информации и дальнейшего ее воспроизведения индивидуальны и избирательны (на числа, образы, фразы, формулы, стихи, этические нормы и правила, мелодии и др.).
Определенная функциональная система, энергезируется сознанием и проявлением волевых актов, направленных на достижение поставленных целей деятельности (учебной, профессиональной, ситуациативной). Эффективность функционирования этой системы достигается при условии устранения воздействующих на сознание негативных (психотравмирующих) факторов, дестабилизирующих эту систему.
В результате исследования факторов, дестабилизирующих определенную функциональную систему, методом опроса студентов различных форм обучения получены данные, на основе которых раскрываются следующие причины ослабления процессов проявления внимания, восприятия и сохранения в памяти содержания изучаемой информации:
• несовершенство некоторых учебных программ (избыточность содержания тем, недостаточная информативность, сложность восприятия информации по профилю дисциплины);
• недостаточно полный доступ к литературе по изучаемой специальности, необходимой для выполнения самостоятельной учебной работы;
•личностные отрицательные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворением условий жизнедеятельности в условиях обучения и необходимостью, прежде всего, не учиться, а зарабатывать денежные средства и
только потом «подучиваться»;
•негативный образ отдельных преподавателей (вид, манеры, поступки, низкая информативность, невнятность речи, чтение лекций по книгам или с листа, непонятные многословия);
•влияние на сознание психотравмирующих факторов
•неудовлетворенность личных потребностей (физиологических, материальных, нравственных, духовных и др.)
•употребление психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков, токсических веществ).
В целях развития и улучшения качества протекания психических процессов, включенных в функциональную психическую систему «внимание—восприятие—память», необходимо внедрять комплекс мероприятий по устранению и профилактике причин, снижающих, а в отдельных случаях — сводящих на нет результативность достижения целей познавательной деятельности. Кроме того, целесообразно включать в содержание учебных
программ изучение нормативных документов, определяющих права и функциональные обязанности деятельности в профессиональных условиях и режимах труда.
Таким образом, эффективность определенной функциональной системы будет проявляться при условии устранения и профилактики названных выше факторов, дестабилизирующих и снижающих активность процессов внимания, восприятия и памяти человека.
Для достижения целей учебной деятельности, связанных с развитием профессиональных знаний и способностей студентов, на всех этапах обучения должны устанавливаться благоприятные отношения между ними и преподавателями на основах взаимопонимания и взаимоуважения, в результате которых преподаватели должны реализовывать себя с профессиональной стороны, а студенты проявлять необходимый интерес и активизировать свои волевые процессы для усвоения изучаемых знаний.
Литература
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Л. —М., 1979.
2. ЯрошевскийМ.Г. История психологии. М: «Мысль», 1985.
3. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров. // Русский физиологический журнал. 1923. № 6.
4. Психология и педагогика. М.—Новосибирск, 2000.
5. Психология. Словарь под ред. Петровского и Ярошевского. М., 1990.
6. Волченков Э.И. Развитие и улучшение восприятия и памяти студента в процессах учебной деятельности // Сервис plus. 2005. № 3. 2005.
Каргин Н.Н. Инновации в социальных и образовательных системах (На примере спортивно-оздоровительной деятельности) Печатается в авторской редакции: Монография, ФГУФИРО. 2008.
В работе принята попытка представить и описать инновационную деятельность как структуру процессов полного жизненного цикла, от зарождения новационной идеи до ее превращения в инновацию. Для формализации разнохарактерного информационного материала о предмете исследования, использовалась методология системного подхода. Рассмотрены практические способы и технологии, обеспечивающие преобразование гениальных идей, термины, понятия, модели, конструкции и, наконец, в инновационные проекты.Книга предназначена для лиц, занимающихся и обеспечивающих управление образовательными процессами, преподавателей, аспирантов и студентов, всем интересующихся способами регуляции творческой деятельности людей, для получения целостного представления о протекании инновационных процессов в обществе.