Научная статья на тему 'Учет психических процессов, задействованных в механизме формирования показаний, при допросе несовершеннолетних обвиняемых'

Учет психических процессов, задействованных в механизме формирования показаний, при допросе несовершеннолетних обвиняемых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
483
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / INVESTIGATION OF MINOR CRIMES / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / INVESTIGATIONS / ДОПРОС / INTERROGATION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОБВИНЯЕМЫЙ / THE ACCUSED JUVENILE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егерев Иван Михайлович

Описываются тактические особенности производства допроса несовершеннолетних обвиняемых. При этом акцент сделан на учет психологических закономерностей протекания психических познавательных процессов, в результате которых формируются показания. В ходе производства допроса несовершеннолетнего обвиняемого носителем доказательственной информации выступает человек. Соответственно, в процессе передачи информации необходимо учитывать определенные психологические механизмы. Автор приходит к выводу о том, что эффективность указанного следственного действия может быть повышена в случае учета соответствующих обстоятельств, характеризирующих специфику протекания описываемых познавательных процессов у несовершеннолетних лиц. Рассматриваются такие познавательные процессы, как восприятие, запоминание, сохранение и воспроизведение. Особенности психических процессов несовершеннолетних обвиняемых влияют на подготовку к следственному действию и организацию его содержательной части. Их учет позволяет определить наиболее значимые моменты, на которые необходимо обратить внимание и от которых может зависеть результат допроса. Кроме того, данная информация позволяет определить объективность показаний лица о ранее воспринятых обстоятельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounting for the mental processes involved in the mechanism of formation of the testimony, during the questioning of juvenile accused

Describe the tactical features of production of the interrogation of a minor accused. The emphasis is made on the basis of psychological regularities of the mental and cognitive processes, which formed the indications. In the proceedings of the interrogation of a juvenile accused by the media of evidence of the acts of man. Accordingly, in the process of information transmission must take into account certain psychological mechanisms. The author comes to the conclusion that the efficiency of this investigative action may be enhanced if it took into account the relevant circumstances characterizing the specific occurrence described cognitive processes in minors. focuses on such cognitive processes as perception, remembering, save and playback. The peculiarities of the mental processes of juvenile defendants influence the preparation of the investigation and its content. The accounting allows to identify the most important points that you need to pay attention and which may affect the result of the interrogation. In addition, this information allows to determine the objectivity of the testimony of a person previously perceived circumstances.

Текст научной работы на тему «Учет психических процессов, задействованных в механизме формирования показаний, при допросе несовершеннолетних обвиняемых»

19. Шляхов А.Р. Теория и практика комплексных исследований в судебно-экспертных учреждениях системы МЮ СССР II Проблемы организации и проведения комплексных экспертных исследований : сб. науч. тр. М., 1985. С. 3-20.

20. Шуваева М.С. Правовые и организационные основы назначения и производства комплексной экспертизы : дис. ... канд. юрид. наук. M., 2QQ6. 21 с.

21. Эджубов Л.Г., Карпухина Е.С. О новой концепции комплексной экспертизы II Теория и практика судебной экспертизы. 2Q12. № 4 (28). С. 16-24.

Информация об авторе

Дьяконова Оксана Геннадьевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Тульский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции» (РПА Минюста России), 3QQQ26, г. Тула, пр. Ленина, д.104; е-mail: oxana_diakonova@mail.ru.

Information about the author

Diakonova Oksana Gennadevna - the candidate of jurisprudence, docent, the senior lecturer of chair of civil-legal disciplines.Tula branch of the Russian State University of Justice, 300026, Tula, Lenin Avenue, 104.oxana_diakonova@mail.ru.

УДК 343.985

И.М. Егерев

УЧЕТ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ

В МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАНИЙ, ПРИ ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ

Описываются тактические особенности производства допроса несовершеннолетних обвиняемых. При этом акцент сделан на учет психологических закономерностей протекания психических познавательных процессов, в результате которых формируются показания. В

125

ходе производства допроса несовершеннолетнего обвиняемого носителем доказательственной информации выступает человек. Соответственно, в процессе передачи информации необходимо учитывать определенные психологические механизмы. Автор приходит к выводу о том, что эффективность указанного следственного действия может быть повышена в случае учета соответствующих обстоятельств, характеризирующих специфику протекания описываемых познавательных процессов у несовершеннолетних лиц. Рассматриваются такие познавательные процессы, как восприятие, запоминание, сохранение и воспроизведение. Особенности психических процессов несовершеннолетних обвиняемых влияют на подготовку к следственному действию и организацию его содержательной части. Их учет позволяет определить наиболее значимые моменты, на которые необходимо обратить внимание и от которых может зависеть результат допроса. Кроме того, данная информация позволяет определить объективность показаний лица о ранее воспринятых обстоятельствах.

Ключевые слова: расследование преступлений несовершеннолетних, следственные действия, допрос, несовершеннолетний обвиняемый.

I.M. Egerev

ACCOUNTING FOR THE MENTAL PROCESSES INVOLVED IN THE MECHANISM OF FORMATION OF THE TESTIMONY, DURING THE QUESTIONING OF JUVENILE ACCUSED

Describe the tactical features of production of the interrogation of a minor accused. The emphasis is made on the basis of psychological regularities of the mental and cognitive processes, which formed the indications. In the proceedings of the interrogation of a juvenile accused by the media of evidence of the acts of man. Accordingly, in the process of information transmission must take into account certain psychological mechanisms. The author comes to the conclusion that the efficiency of this investigative action may be enhanced if it took into account the relevant circumstances characterizing the specific occurrence described cognitive processes in minors. focuses on such cognitive processes as perception, remembering, save and playback. The peculiarities of the mental processes of juvenile defendants influence the preparation of the investigation and its content. The accounting allows to identify the most important points that you need to pay attention and which may affect the result of the interroga-

tion. In addition, this information allows to determine the objectivity of the testimony of a person previously perceived circumstances.

Keywords: investigation of minor crimes, investigations, interrogation, the accused juvenile.

Расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних и их последующее судебное рассмотрение обладают спецификой по причине необходимости особой правовой защиты несовершеннолетних, обусловленной психологическими и физиологическими характеристиками лиц, не достигших совершеннолетия. Необходимость соблюдения прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве констатируется в ряде международных актов, прежде всего, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.). При этом, в условиях подобного соблюдения прав несовершеннолетних лиц, совершивших противоправные деяния, необходимо обеспечить эффективное осуществление уголовного преследования.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обладает определенной спецификой в силу особенностей их психики. Недаром закон предусматривает обязательное участие в данном следственном действии защитника и законного представителя (ст. 425, 426 УПК РФ). Кроме того, согласно требованиям ч. 3 ст. 425 УПК РФ, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Сложно не согласиться с А.А. Усачевым, который отмечает, что психическое состояние и поведение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства существенно отличается от повседневного. Соответственно, именно они нуждаются в усиленной правовой защите [18, с. 179-180].

В ходе производства допроса несовершеннолетнего обвиняемого носителем доказательственной информации выступает человек. Таким образом, в процессе передачи информации необходимо учитывать определенные психологические механизмы. Только знание таких закономерностей позволяет осуществить эффективное проведение следственного действия посредством получения полных, объектив-

ных данных. Помимо этого, учет психологического механизма позволяет соответствующим образом оценить полученный результат следственного действия.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого формирование личностной информации (психических отражений, следов памяти) складывается из:

- восприятия человеком объекта;

- отражения в памяти человека признаков воспринимаемого объекта (формирования его мысленного образа);

- преднамеренного либо непроизвольного запоминания мысленного образа объекта (удержания его в памяти) [6, с. 90].

Восприятие иначе именуется перцепцией, или перцептивным процессом. Оно является психическим процессом, который представляет собой осмысленный (принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Результатом синтеза является формирование образа объекта, предмета или явления, который складывается в ходе их активного отражения [10, с. 182].

Современные исследования в области психологии показывают, что восприятие является активным процессом. Бесспорно, что перцептивный образ выступает как субъективное отражение предметов и явлений объективной действительности в сознании. Вместе с тем неверно рассматривать его как зеркальное отпечатывание объектов, воздействующих на органы чувств, как их простое подобие фотографии. В процессе восприятия происходит разделение информации, поступающей на сенсорный вход, ее более или менее сложные преобразования, сравнение с эталонами, хранящимися в памяти. «В развернутой форме перцептивный процесс включает оценку сенсорной информации, коррекцию сенсорных сигналов, выдвижение и проверку гипотез, принятие решения» [8, с. 102]. Таким образом, он выступает как процесс регулируемый.

В восприятии выделяют четыре операции. К ним относят обнаружение, различение, идентификацию и опознание [16, с. 139]. Первые две операции относят к перцептивным действиям, остальные - к опознавательным. Обнаружение является начальным этапом любого сенсорного процесса и связано с ощущениями, с которых начинается формирование образа. Ощущениями являются отражения отдельных свойств объектов при непосредственном воздействии на органы

чувств. При этом выявляется только наличие стимула. Следующая операция - различение. Оно и будет восприятием как таковым. Его результатом будет формирование перцептивного образа.

После формирования перцептивного образа становится возможным осуществление опознавательного действия. Опознание образа -завершающий этап восприятия, при котором образ относится к уже известному конкретному человеку кругу явлений или предметов. Критериями опознания являются способность вербализовать сформированный образ (дать словесное описание) и адекватное реагирование на него в поведенческих актах [13, с. 51]. Если же происходит отождествление с образом, хранящимся в памяти и воспринимавшимся ранее, происходит идентификация, или узнавание объекта.

Восприятие обладает особенностями, определяющими его правильность и полноту. Образ, складывающийся в процессе восприятия, является следствием работы, как правило, нескольких анализаторов, но действие какого-либо из них является преобладающим. В зависимости от этого можно выделить следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, обонятельное и осязательное.

Восприятие обладает признаками, или свойствами, выражающими его особенности. К их числу относят предметность, целостность, константность, категориальность [10, с. 182] и избирательность [16, с. 141]. Предметность проявляется в том, что окружающий мир воспринимается не в виде несвязанной простой суммой ощущений, а в форме отдельных, обособленных объектов, являющихся обобщением определенных ощущений. Это свойство также называют структурностью. Целостность означает свойство восприятия выстраивать образ на основе получаемого набора элементов. Константность предопределяет относительное постоянство восприятия объектов по параметрам (форма, размер, цвет и иные) независимо от меняющихся физических условий. Такое свойство, как категориальность, также именуют осмысленностью. Оно заключается в том, что восприятие всегда связано с мышлением. Это находит отражение в понимании сущности предметов, которые обозначаются каким-либо понятием и относятся к определенному классу или группе. Избирательность означает преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Закономерности формирования мысленного образа такого объекта восприятия, как человек, обладают своей спецификой. Такие особенности обусловлены рядом факторов, которые в научной лите-

ратуре многие ученые разделяются на объективные и субъективные [3, с. 16; 14, с. 316]. Действие данных факторов является проявлением свойств восприятия применительно к конкретным условиям. Объективными факторами восприятия являются независящие от воспринимающего человека. Ими будут являться условия восприятия и характеристика воспринимаемого объекта. Под субъективными факторами, влияющими на формирование мысленного образа, понимаются психологические особенности, характеризующие конкретного человека как личность. К ним относят индивидуальные особенности психических процессов, тип темперамента, физическое и эмоциональное состояние, пол, возраст воспринимающего, предшествующий опыт лица, психологическую установку, уровень мотивации, направленность внимания.

По нашему мнению, деление факторов, оказывающих воздействие на восприятие человека, на субъективные и объективные, не в полной мере отражает его специфику. Кроме того, отнесение некоторых конкретных факторов к той или иной группе представляется спорным, так как критерий деления обладает некоторой условностью. В частности, понимая под объективными факторами условия, не зависящие от субъекта восприятия, необходимо помнить, что факторы могут быть присущи субъекту, но не зависеть от него.

Анализ научных источников, посвященных восприятию, позволяет сделать вывод, что его можно рассматривать с точки зрения трех аспектов. Первый - это общие психологические закономерности. Второй - влияние особенностей субъекта восприятия, оказывающих влияние на общие закономерности. Третий аспект рассматривает влияние, являющееся следствием воздействия общества на человека.

Под общими психологическими закономерностями следует понимать те, которые характерны для процесса восприятия в целом. Они присущи человеку независимо от его индивидуальных особенностей. К ним можно отнести условия восприятия и основные закономерности восприятия. К условиям восприятия относятся продолжительность и частота восприятия, расстояние до объекта, метеорологические и погодные условия, освещенность объектов, воздействие иных раздражителей.

С увеличением расстояния до объекта восприятие этого объекта ухудшается, следовательно, возникает трудность выделения его признаков. По данным исследований А.А. Бодалева, люди с нормальным зрением в условиях хорошей видимости выделяют человека из окружения (фона) на расстоянии 2 км; с 1 км. - виден общий контур чело-

века; с 700 м. - воспринимается движение рук и ног, с 400 м. - воспринимается головной убор; с 300 м. - голова, плечи, овал лица, цвет одежды, с 200 м. - лицо, кисти рук; с 60 м. - глаза, нос, пальцы; с 20 м. - всего человека [2, с. 33].

К группе общих закономерностей восприятия человека можно отнести психологические особенности личности, оказывающие влияние на формирование образа человека. Основой целостности и структурности восприятия является отражение формы объекта, которое выделяет его из окружения и выражает единство строения объекта как целого. В связи с вышесказанным, важнейшими опознавательными признаками человека являются общий силуэт тела и очертания лица [12, с. 46]. Именно эти признаки впоследствии позволяют идентифицировать ранее воспринятого человека визуальным способом.

Определенные коррективы в процесс формирования образа вносит психофизиологическое состояние лица в момент восприятия, которое может сопровождаться психической напряженностью, аффектом. Это обусловлено самим преступным характером обстановки. В таком случае возможно искажение информации относительно наблюдаемого лица. Испуг и страх, которые характерны и для лица, совершающего преступление, могут стать причиной фрагментарности образа, выделения только некоторых признаков. В ряде случаев под действием рассматриваемых факторов может произойти гиперболизация, преувеличение некоторых характеристик и даже приписывание несуществующих в действительности.

При резком физическом или эмоциональном переутомлении возможно нарушение восприятия. В этом случае происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Обычный дневной свет неожиданно для самого человека может его ослепить, окраска окружающих предметов кажется необычно яркой и насыщенной. При таком состоянии возможно появление ложного восприятия, иначе называемого галлюцинациями. Суть их состоит в том, что восприятие возникает без реального раздражителя, существующего объекта.

При нарушении восприятия, помимо галлюцинаций, возможно возникновение иллюзий, которые представляют собой ошибочное восприятие реальных объектов. Чаще всего можно встретить такой их вид как аффективные иллюзии. Их проявление возможно даже у психически здоровых людей. Они обусловлены состоянием страха и подавленным тревожным настроением.

Определенную трудность представляет определение возраста наблюдаемого человека. Это связано с тем, что возрастные признаки менее определены, чем иные черты внешности. В результате экспериментального исследования было установлено, что точность оценки тем выше, чем моложе воспринимаемый человек [14, с. 318]. На определение возраста влияет и возраст воспринимающего. Для ребенка это задача будет очень сложной. Молодые люди, нередко, людей, которые старше их (на 20-25 лет), называют старыми. Пожилые люди порой преуменьшают возраст людей, которые их моложе, называя лиц 30-40 лет «молодыми людьми».

Значительное влияние на восприятие оказывает предшествующий личностный опыт человека. Это проявляется в том, что одну и ту же информацию различные люди воспринимают по-разному, в зависимости от собственных интересов, потребностей, способностей, навыков и умений. Указанный эффект в психологии называется апперцепцией. Это психологическое свойство носит накопительный характер. «Ранее сформированный опыт, тот, что уже закрепился на бессознательном уровне, влияет на присвоение нового опыта» [17, с. 82]. При этом необходимо учитывать, что в силу возрастных особенностей несовершеннолетние обвиняемые будут обладать незначительным жизненным опытом, что, несомненно, может сказаться на объективности и полноте сообщаемой им информации.

Второй аспект восприятия выражается во влиянии особенностей субъекта восприятия. В данной группе находятся закономерности, находящиеся в зависимости от пола и возраста воспринимающего субъекта. «У подростков меньший объем восприятия и долговременной памяти, они менее точно отражают пространственные качества объектов, - их величину, удаленность, конфигурацию, цветовые оттенки, чаще, чем взрослые, допускают ошибки в определении продолжительности временных периодов, иногда искажают последовательность событий» [5, с. 193]. Эту группу закономерностей можно обозначить как личностно обусловленные.

В восприятии человека человеком у разных возрастных групп имеются существенные различия. Для детей характерно отсутствие углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Однако ими хорошо воспринимаются те объекты, которые вызывают у них непосредственную эмоциональную реакцию. «Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оце-

нивают неверно» [19, с. 37]. Влияние возраста на увеличение объема воспринятого сказывается до периода ранней зрелости. Затем восприятие отличается стабильностью до периода позднего возраста.

Третий аспект рассматривает влияние на восприятие человека общества в целом. К нему можно отнести специфику восприятия под воздействием установок и профессиональных особенностей. Закономерности, являющиеся следствием указанных обстоятельств, можно обозначить как социально обусловленные.

Такой фактор, как воздействие на восприятие психологической установки лица подлежит обязательному учету. Признанный специалист в области исследования установки Д.Н. Узнадзе определил психологическую установку как готовность, предрасположенность к восприятию будущих событий и к действиям в определенном направлении, обеспечивающую целенаправленный характер соответствующей деятельности, избирательную активность человека [1, с. 70].

Учитывая тот факт, что несовершеннолетние лица не успевают приобрести какие-либо профессиональные навыки в силу отсутствия подобного опыта или его незначительности, на них этот фактор, как правило, не оказывает сильного воздействия.

Результатом восприятия является формирование образа явления или объекта. Образ, сформированный в результате восприятия, является сенсорным (от латинского «сенсус» - чувственное восприятие). Данный термин был введен для того, чтобы разграничить чувственные психические образы от иных, к которым можно отнести умственные (к примеру, теоретические) и художественные.

Неотъемлемой частью процесса получения показаний при допросе является память. Ее определяют как процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания [11, с. 401]. Этот процесс в психологии также именуют, мнемическим (от греч. «мнема» - память). Память является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим человека, являясь важнейшей познавательной функцией.

Память состоит из ряда процессов, к которым обычно относят запоминание, сохранение и воспроизведение. Запоминание представляет собой процесс, направленный на сохранение полученной информации. Основным свойством запоминания является скорость, обозначаемая его быстротой. При сохранении происходит активная переработка, систематизация, обобщение материала. Оно характеризуется прочностью закрепления материала. Заключительным процес-

сом будет воспроизведение, которое заключается в том, что происходит восстановление ранее воспринятого.

В зависимости от типа запоминаемой информации выделяют следующие виды памяти: двигательную, образную, эмоциональную и вербальную. Двигательная память является генетически первичной. Она проявляется в способности запоминания и воспроизведения двигательных операций. Результаты восприятия закрепляются с помощью образной памяти. Она, в свою очередь, делится на подвиды. От того, какой анализатор преобладает в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала выделяют зрительную, двигательную, слуховую, обонятельную и осязательную память. Эмоциональная память заключается в сохранении пережитых чувств и эмоциональных состояний. Высшим видом памяти является вербальная. Она присуща только человеку. На ее основе создается информационная база человеческого интеллекта. Ее также называют словесно-логической или семантической.

Преимущественное развитие какого-либо из видов памяти связано так же, как и восприятие, с особенностями личности, условиями жизни, деятельностью людей. У каждого человека все же ведущее положение занимает словесно-логическая память, несмотря на преобладание какой-либо разновидности образной памяти. Это является причиной соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов писал, что вторая сигнальная система у человека является главной, так как она подчиняет себе деятельность первой сигнальной системы [4, с. 75]. Индивидуальные различия памяти могут проявляться в том, что одни люди хорошо запоминают даты, цифры (например, бухгалтеры, счетоводы), другие - имена людей (работники общественных организаций, отделов кадров), третьи - цвет красок (художники, красильщики, маляры).

То, что человек может выразить словами запоминается легче, лучше и быстрее, чем то, что воспринимается только органами чувств. Если при этом слова выступают не только вербальной заменой воспринятого, а являются его осмыслением, то такое запоминание является более эффективным. Под осмыслением в данном случае понимается придание слову не просто функции обозначения явления или объекта, а уяснение их сущности.

Для правильной оценки показаний очевидца следователю необходимо знать закономерности процесса развития памяти человека. Ее развитие и совершенствование происходит в течение всей жизни. На

это оказывают влияние многие факторы, к которым можно отнести развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. У детей в возрасте до 4-6 лет память преимущественно непроизвольная и образная. Поэтому они лучше запоминают и дольше сохраняют все необычное для них, новое, производящее на них сильное впечатление, а также окружающие предметы и привычные действия, часто повторяющиеся при них.

В младшем школьном возрасте дети могут уже произвольно запоминать. Интенсивное развитие памяти происходит у подростков среднего школьного возраста и достигает своего развития у учащихся старших классов, которым уже присущи черты памяти взрослого человека. У них значительно возрастает прочность сохранения и точность воспроизведения материала, что необходимо учитывать при допросе несовершеннолетних обвиняемых.

Известны случаи, когда человек абсолютно уверенно «вспоминает» факт, которого не было в действительности. Это явление называется обманом памяти или «феноменом пережитого». Подобное нарушение, как правило, является отклонением от нормы, относится к патологии, но нередко наблюдается и у психически здоровых людей. Человеку кажется, что все воспринимаемое сейчас он когда-то уже видел, слышал, и это может привести к заблуждению, к путанице в определении времени, места, факторов, явлений. Подобные нарушения памяти возможны, например, у утомленного допрашиваемого.

Результатом процессов памяти будут мысленно воспроизводимые образы предметов или процессов реальности, которые ранее были восприняты. Такие образы называются представлениями. Данный процесс памяти называют воспроизведением. Представления в памяти проявляются в качестве воспроизведения с определенной точностью объектов или явлений, когда-то воздействовавших на органы чувств. С позиции нейрофизиологического механизма память позволяет центральной нервной системе воспроизводить следы действовавших на нее возбуждений [7, с. 31].

Воспроизведение делят на два основных вида: собственно воспроизведение и узнавание [15, с. 116]. Собственно воспроизведение предполагает восстановление прошлого опыта лица, в результате которого происходит построение соответствующих ему представлений. При воспроизведении как таковом требуются волевые усилия и длительное напряжение умственной деятельности. Такой процесс, про-

ходящий преднамеренно, когда ставится задача воссоздать образ в памяти, сформировать представление, называют припоминанием.

Собственно воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. В первом случае оно происходит без волевых усилий и постановки задач на его реализацию. Во втором - лицо ставит задачу вспомнить какие-либо факты, события, объекты. Это может вызвать определенные трудности и требует приложение усилий. При воспроизведении образа, формировании представления эта задача усложняется. Порой, даже при усиленной попытке, это сразу не удается. В такой ситуации возможно проявление одной из особенностей памяти, именуемой реминисценцией. Ее сущность заключается в том, что по прошествии некоторого времени с момента попытки припоминания происходит непроизвольное воспроизведение. После спада эмоционального напряжения заторможенные следы восстанавливаются в сознании. Возобновление образов является непроизвольным, без решения задач припоминания.

Для целей использования ранее воспринятой лицом информации, значение имеет такой процесс, как забывание. Под ним обычно понимается уменьшение возможности воспроизведения информации, которая была запомнена. Забывание является следствием многих факторов. Самым значительным из них является время. Подобно восприятию, забывание зависит от характера деятельности лица.

Достаточно важным является такой фактор, как активность использования хранящейся в памяти информации. Это проявляется в том, что периодически оживляемые в сознании образы сохраняются в памяти более длительное время. Порой забывание обусловлено защитными механизмами психики. Под их воздействием травмирующие воспоминания вытесняются. Это особенно актуально, учитывая тот факт, что события, связанные с преступлением, носят негативный эмоциональный оттенок. Порой в следственной практике возникают случаи, когда с момента восприятия до момента допроса обвиняемого проходит большой промежуток времени. В данном случае возможно использование приемов мнемической помощи.

Если несовершеннолетний обвиняемый выразил согласие давать правдивые показания, он восстанавливает в памяти сохраненную информацию, мысленно ее обрабатывает с целью ее последующего изложения изложению. При этом следует учитывать, что «даже при даче правдивых показаний, несовершеннолетний обвиняемый стремиться уменьшить свою роль в совершенном преступлении, упускает

какие-то незначительные, на его взгляд, обстоятельства по делу, то есть, как бы фильтрует имеющуюся у него информацию и формирует будущие показания. Если несовершеннолетний обвиняемый принимает решение о даче частично или полностью ложных показаний, он создает ложную информацию» [9, с. 49].

Рассмотренные закономерности протекания психических познавательных процессах должны быть учтены лицом, проводящим допрос несовершеннолетнего обвиняемого. Но следует упомянуть, что они должны быть использованы в криминалистическом аспекте. Особенности психологических процессов влияют на подготовку к следственному действию и организацию его содержательной части. Это проявляется в том, что они позволяют определить наиболее значимые моменты, на которые необходимо обратить внимание и от которых может зависеть результат допроса.

Помимо организационного аспекта, психологические знания о познавательных процессах позволяют определить объективность показаний лица о ранее воспринятых обстоятельствах. Таким образом, эта информация позволяет дать оценку полученных при производстве допроса несовершеннолетнего обвиняемого результатов.

Список использованной литературы

1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 248 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.

3. Бурданова В.С., Быховский И.Е. Предъявление для опознания на предварительном следствии. М. : ВИИПРМПП, 1975. 80 с.

4. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб. : Питер, 2000. 624 с.

5. Еникеев М.И. Психология следственных действий. М. : ТК Велби : Проспект, 2007. 424 с.

6. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. М. : ТК Велби : Проспект , 2007. 216 с.

7. Крицкий А.П. Анатомия и физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности человека. Иркутск : Изд-во ИГПУ, 2004. 40 с.

8. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. М. : Наука, 1999. 204 с.

9. Макаренко И.А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого : дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 1998. 250 с.

10. Немов Р.С. Общие основы психологии: Психология: в 3 кн. 4-е изд. Кн. 1. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 688 с.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд., стереотип. М. : Изд. центр «Академия», 2001. 512 с.

12. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. СПб. : Речь, 2005. 324 с.

13. Психология / под ред. А.А. Крылова. М. : ПБОЮЛ Грижен-ко Е.М., 2000. 584 с.

14. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М. : Юрлитинформ, 2001. 352 с.

15. Романов В.В. Юридическая психология. М. : Юристъ, 1999. 488 с.

16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 12-е изд. Ростов нД : Феникс, 2005. 672 с.

17. Турчина Я.Д. Феномен переноса и его значение в работе следователя // Сибирские криминалистические чтения : сб. науч. тр. Иркутск, 2005. Вып. 20. С. 81-85.

18. Усачев А.А. Участие психолога в производстве следственных действий // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения : сб. науч. тр. Иркутск, 2014. Вып. 2 (6). С. 179-184.

19. Шепелева И.П. Психология следственных действий. М. : МЮИ МВД России, 1998. 45 с.

Информация об авторе

Егерев Иван Михайлович - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), 664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4; е-mail: egerevim@mail.ru.

Information about the author

Egerev Ivan Mikhailovich - candidate of Law, associate professor of the department of criminal procedure and criminalistics of the Irkutsk institute (branch) Russian state university of justice (RPA of the Ministry of justice of Russia), Russia, 664011, Irkutsk, Nekrasova St. 4; e-mail: egerevim@mail. ru.

УДК 343.953

Н.Н. Китаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ СНОВИДЕНИЙ УБИЙЦ

В статье рассматриваются возможности раскрытия и расследования преступлений против жизни, используя информацию о сновидениях убийц. Названы процессуальные документы по уголовным делам, в которых могут содержаться сведения о таких снах. Определено диагностическое значение сновидений подсудимых в комплексной медико-психологической экспертизе.

Ключевые слова: психология личности преступника, расследование убийств, сновидения и криминалистика.

N.N. Kitaev

ON THE FORENSIC SIGNIFICANCE OF KILLERS' DREAMS

This article presents the possibility of detection and investigation crimes against life, using information about killer's dreams. Judicial documents are adopted on criminal cases in that there can be information about such dreams. The diagnostic value of dreams a defendant is certain in complex medical psychological examination.

Keywords: psychology of criminal personality, murders investigation, dreams and forensic science.

Видный российский ученый-криминалист В.И. Шиканов являлся одним из основоположников важных исследований в области криминалистики и судебной экспертизы [6]. Его труды, посвященные

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.