О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВОЕННОЙ
ПОДГОТОВКИ М.И. Потеев, И.Н. Хромов
Как показывает опыт, военное обучение в гражданских вузах существенно влияет на формирование будущих специалистов, их адаптацию к профессиональной деятельности. С другой стороны, в процессе военного обучения студентов целесообразно в максимальной степени использовать те знания и навыки, которые они получают при освоении основной образовательной программы.
Отметим особенности военной подготовки будущих педагогов профессионального обучения, осваивающих образовательную программу специальности "Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)". Опишем опыт взаимодействия кафедры технологии профессионального обучения Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета) и Института комплексного военного образования этого университета.
Учебный план специальности "Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)" включает изучение процесса обучения, его методов, средств, форм, приемов, а также технологии обучения. В учебных курсах описываются основы теории тестирования, компьютерные технологии, рассматриваются особенности дистанционного обучения и профессионального консультирования. Студенты овладевают навыками проектирования компьютерных обучающих программ, знакомятся с тестами для контроля знаний, изучают системы новых информационных технологий обучения, технологии создания учебных пособий.
Центральной идеей образовательной программы, реализуемой в СПб ГИТМО (ТУ), является участие студентов в выполнении работ, связанных с возможными направлениями будущей деятельности, и с задачами, решаемыми университетом. С младших курсов они включаются в учебный процесс, имитирующий среду их профессиональной деятельности и содержащий в себе её конкретные проблемы.
Так, например, практически весь учебно-вспомогательный персонал компьютерного класса естественнонаучного факультета, на котором ведётся подготовка педагогов профессионального обучения, состоит из студентов указанной специальности. Они поддерживают компьютеры в рабочем состоянии, помогают в проведении занятий, выступают в роли преподавателей на курсах по обучению школьников компьютерной грамотности. Наиболее подготовленные студенты пятого курса самостоятельно проводят занятия по дисциплинам учебного плана специальности со студентами [1].
Одной из основных особенностей военной подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий является то, что они способны оказывать существенную помощь Институту комплексного военного образования в разработке компьютерных обучающих программ, используемых в учебном процессе в рамках военной подготовки, и квалифицированно объяснять студентам других специальностей правила работы с этими программами. Эта особенность обеспечивает им дополнительные условия для технологической и педагогической практик.
О важности применения компьютерных технологий в целях повышения эффективности личностно ориентированного военного обучения студентов технического университета и преподавания информатики применительно к современным задачам военного дела говорит тот факт, что эта проблема стала
объектом ряда диссертационных исследований последних лет [2-5].
В обучении студентов по военным специальностям компьютерные технологии могут, например, использоваться при самостоятельном изучении теоретических положений и справочной информации, хранимой на компакт-дисках, сайтах Интернет или университетского сервера.
Примерами компакт-дисков с информацией, представляющей интерес с точки зрения военной подготовки студентов гражданских вузов, являются "Энциклопедия современных вооружений", "Военно-морской флот", "Военная авиация". Использование этих компакт-дисков в самостоятельной работе студентов позволяет им знакомиться с тактико-техническими характеристиками кораблей, самолетов, другой военной техники. Они касаются не только современных объектов, но и тех, которые стали историей. Эти компакт-диски имеются в свободной продаже, но, к сожалению, содержат много неточностей, грамматических ошибок, имеют небрежный дизайн.
Работая в Интернет, студенты могут знакомиться, например, с сайтами, содержащими информацию о составе Вооруженных Сил России, структуре ВМФ; тактико-технические характеристики отечественных и зарубежных боевых кораблей, самолётов, другой боевой техники и видов оружия; исторические сведения об их создании, испытаниях и боевом применении. В частности, при изучении истории ВМФ студенты могут использовать материалы о сражениях Российского флота, выдающихся флотоводцах, их вкладе в развитие и совершенствование военного искусства.
Естественно, что материал, помещенный на страницах Интернет, не является исчерпывающим. Он дает лишь общие представления и способствует развитию мотивации к учению, желанию более подробного знакомства со специальной литературой, содержащей полные сведения по изучаемым вопросам.
Примерами сайтов локальной сети Института комплексного военного образования СПб ГИТМО (ТУ) являются:
• Военно-морской флот Российской Федерации,
• Военно-морские силы иностранных государств,
• Тактика ВМФ,
• Совместное плавание,
• Оптическая прицельная станция "ФОТ",
• Элементная база аналоговых счетно-решающих устройств,
• Торпедная атака надводного корабля,
• История Военно-Морского флота,
• Огневая подготовка.
Весьма эффективными для самостоятельной работы студентов являются электронные учебно-наглядные пособия и обучающие программы, разработанные на факультете военного обучения Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д.Ф. Устинова [6-11].
Так, электронное учебно-наглядное пособие "Тактика ВМФ" содержит в себе демонстрационный материал для занятий по принципам и формам применения сил ВМФ, основам боевой деятельности надводных кораблей и подводных лодок [6]; компьютерные обучающие программы "Военно-Морской флот Российской Федерации" [7] и "ВМС иностранных государств" [8] содержат информацию по организации и структуре ВМФ России, ВМС США, Великобритании, Франции, основных типах кораблей, состоящих на вооружении этих стран. Существенно, что сведения, содержащиеся в этих пособиях, детализированы до устройства и размещения на кораблях всех основных видов вооружения.
Учебное электронное пособие "Совместное плавание" [9] позволяет студентам самостоятельно изучать элементы строя, виды простейших строев, способы построения
и перестроения из одного строя в другой; сигналы и команды, служащие для изменения курсов и скоростей кораблей и судов при их совместном плавании.
Электронное учебно-наглядное пособие "История Военно-Морского флота" [10] охватывает практически все темы учебной программы одноимённой дисциплины и рекомендовано командованием ВМФ для студентов всех вузов, проходящих военное обучение по программам подготовки офицеров запаса.
Одной из важнейших задач подготовки в гражданских вузах офицеров ВМФ является отработка ими навыков действий вахтенного офицера при решении практических задач. При этом можно использовать компьютерные обучающие программы, такие как:
• Действия вахтенного офицера при совместном плавании кораблей [9];
• Составление графических боевых документов [11].
• Действия вахтенного офицера при уклонении от атак противника [12];
В частности, используемая в СПб ГИТМО (ТУ) последняя программа позволяет изучить алгоритм действий вахтенного офицера при уклонении от противника и применяемого им оружия, в частности от торпед, и оценивать результаты самостоятельной работы студентов. Все действия происходят в реальном масштабе времени и дистанций. Маневрирование корабля (изменение курса и скорости), длина и ширина кильватерного следа соответствуют тактико-техническим характеристикам отечественных кораблей. Скорость и характер движения торпеды соответствуют реальным образцам зарубежного оружия.
Как показывает наш опыт, подобные компьютерные обучающие программы, могут успешно разрабатываться студентами, обучающимися по специальности "Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)" и изучающими в рамках основной образовательной программы учебную дисциплину " Педагогические программные средства".
В качестве примера опишем компьютерную обучающую программу "Торпедная атака" [13], разработанную одним из выпускников кафедры технологии профессионального обучения при выполнении выпускной квалификационной работы. Программа является учебно-наглядным пособием по дисциплине "Боевое применение торпедного оружия".
Цель практического занятия, при проведении которого она используется, состоит в том, чтобы научить студентов рассчитывать параметры залпа торпеды по данным, доступным в реальной боевой обстановке с учетом фактора времени, привить практические навыки необходимые для этих вычислений, дать понятие об организации действий экипажа подводной лодки при торпедной атаке надводного корабля.
Программа моделирует следующую ситуацию. Подводная лодка находится на боевом дежурстве, гидроакустик засекает контакт с надводным кораблем, движущимся постоянным курсом с постоянной скоростью. Требуется рассчитать параметры залпа торпед и необходимые маневры лодки для выхода в точку атаки. При этом параметры движения цели естественно не известны, но с помощью приборов можно определить пеленг цели и примерную дистанцию до нее.
Программа моделирует движение подводной лодки, надводного корабля и торпед в плоскости. Маневрирование лодки по глубине в данном случае может не моделироваться. Торпеды выходят на фиксированную глубину сразу после залпа, и изменение глубины также не представляет интереса с точки зрения темы занятия. Естественно, что глубина для корабля-цели также не имеет значения. Следовательно, прежде всего надо разработать объектную модель системы, написать уравнения, определяющие движение каждого из объектов, создать среду, которая управляет их взаимодействием, средства отображения движения, определить способы регистрации процессов атаки для последующего просмотра и анализа.
При составлении программы был использован язык Delphi. Это - объектно-ориентированный язык, позволяющий структурировать процесс создания программы разбивкой его на логически законченные блоки.
При разработке интерфейса программы в качестве определяющих учитывались требования открытости модели и доступности теоретического материала. Последнее обеспечивается справочной системой по предметной области. В ней в объеме, достаточном для использования на практическом занятии, даны теоретические сведения по теме, имеется отдельный раздел, содержащий справочную информацию по самой программе.
Основным принципом при разработке интерфейса главного блока программы является соответствие отображаемой информации на экране тому, что известно во время реальной атаки. Например, параметры движения цели отображаются только после их расчета штурманом и утверждения командиром. При этом пеленг и дистанция даются с погрешностями, характерными для гидролокации, а текущую ситуацию командир может видеть только на планшете штурмана. Это создает для студентов ситуацию, аналогичную реальной, и помогает прочнее усвоить материал.
Блок просмотра хода атаки имеет уже другие цели. Разбор атаки происходит в спокойной обстановке, к некоторым моментам приходится возвращаться снова и снова. Поэтому здесь определяющим является принцип наглядности. Основную часть экрана в этом блоке занимает схема ситуации на данный момент. Существует возможность просмотра хода атаки с тремя разными скоростями, паузы, быстрого перехода к любому моменту, фокусировки на одном из объектов, увеличения или уменьшения масштаба изображения.
Для разработки подобных программ студенты должны достаточно глубоко разобраться в соответствующей теме, а также изучить динамику моделируемых процессов. Это способствует более глубокому изучению теоретических положений и выработке практических навыков в обслуживании вооружения и военной техники.
Как показывает опыт, прогресс в развитии средств вычислительной техники, компьютерных и сетевых технологий, методического обеспечения компьютерных обучающих и тестирующих программ позволяет всё шире и шире использовать компьютерные технологии в обучении, обеспечивать его инновационную направленность [1,14]. Описанные выше и другие приёмы вовлечения студентов в организацию и проведение учебного процесса на военных кафедрах заметно способствуют формированию будущих офицеров, с одной стороны, и освоению образовательной программы, с другой.
Литература
1. Потеев М.И. Инновационные технологии обучения. Теория и проектирование. СПб. 2000. 228 с.
2. Гужвенко Е.И. Использование педагогических программных средств в целях повышения эффективности личностно ориентированного обучения. Дис.... канд. пед. наук. М. РАО, 1999.
3. Чернобров К.Г. Преподавание информатики в военном командном вузе применительно к современным задачам военного дела. Дис.. канд. пед. наук. Рязань. 2000.
4. Лосев И.П. Дидактические основы военного обучения студентов технического университета. Дис.. канд. пед. наук. Воронеж. 2000.
5. Снегур А.С. Алгоритм и методика совершенствования автоматизированной оценки знаний при тренажёрной подготовке специалистов ВМФ на военных кафедрах гражданских вузов. Дис.. канд. тех. наук. СПб, Петродворец, ВМИРЭ. 2002
6. Анисимов В.Н., Мурашов В.А. Тактика ВМФ. Электронное учебно-наглядное пособие. СПб, БГТУ. 1999.
7. Анисимов В.Н., Мурашов В.А. Военно-Морской флот Российской Федерации. Электронное учебно-наглядное пособие. СПб., БГТУ. 1999.
8. Анисимов В.Н., Мурашов В.А. Военно-Морские силы иностранных государств. Электронное учебно-наглядное пособие. СПб., БГТУ. 1999.
9. Анисимов В.Н., Мурашов В.А. Совместное плавание. Компьютерная обучающая программа. СПб., БГТУ. 1999.
10. Ветров Ю.А. История Военно-Морского флота. Электронное учебно-наглядное пособие. СПб., БГТУ. 1999.
11. Анисимов В.Н., Мурашов В.А. Составление графических боевых документов. Компьютерная обучающая программа. СПб., БГТУ. 2000.
12. Хромов И.Н. Действия вахтенного офицера при уклонении от атак противника. Компьютерная обучающая программа. СПб., СПбГИТМО (ТУ). 2000.
13. Уваров А.И. Опыт создания программы - сопровождения практического занятия для военной кафедры. // Информационные технологии в образовании. Тезисы докладов 3-й научно-практической конференции студентов и аспирантов естественнонаучного факультета СПб., СПбГИТМО (ТУ). 2000. С. 62-64.
14. Шендрик И.Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании. // Образование и наука. Известия Уральского научно - образовательного центра РАО, 2000. Екатеринбург. № 1 (3). С.74 - 84.