Научная статья на тему 'О взаимосвязи нейронаук и теологии'

О взаимосвязи нейронаук и теологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / РЕЛИГИЯ / НЕЙРОНАУКИ / ТЕОЛОГИЯ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / SCIENCE / NEUROSCIENCES / THEOLOGY / SPIRITUALITY / MORALITY / SPIRITUAL HEALTH / MORAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трошин Владимир Дмитриевич, Крячкова Е. В.

На основе системно-интегративного подхода рассматривается проблема взаимосвязи нейронаук и теологии. С позиций естественно-научных знаний и учений о мозге разбираются вопросы духовно-соматических соотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of neurosciences and theology

The problem of interconnection of neurosciences and theology on the basis of system-integrative approach is examined in the article. The questions of spiritual-somatic correlations are examined from the point of view of natural-scientific knowledge and doctrines of brains.

Текст научной работы на тему «О взаимосвязи нейронаук и теологии»

ИЗ

УДК 616.8:2

о взаимосвязи нейронаук и теологии

в.Д. трошин, Е.в. Крячкова,

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития»

Трошин Владимир Дмитриевич, д. м. н., профессор - раб. тел.: (831) 438-91-83.

На основе системно-интегративного подхода рассматривается проблема взаимосвязи нейронаук и теологии. С позиций естественно-научных знаний и учений о мозге разбираются вопросы духовносоматических соотношений.

1Ключевые слова: наука, религия, нейронауки, теология, духовность, нравственность, духовное здоровье, нравственное здоровье.

The problem of interconnection of neurosciences and theology on the basis of system-integrative approach is examined in the article. The questions of spiritual-somatic correlations are examined from the point of view of natural-scientific knowledge and doctrines of brains.

Key words: science, neurosciences, theology, spirituality, morality, spiritual health, moral health.

Прежде чем говорить о взаимосвязи нейронаук и теологии необходимо рассмотреть взаимосвязь между такими общими понятиями, как «наука» и «религия».

Наука - есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности. «Наука - это система, стройное, упорядоченное сочетание. Оно достигается классификацией, то есть распределением однородных данных по группам и обобщениям, и установлением тех общих формул и законов, которым подчиняется природа» [1]. Научная деятельность движется, она есть процесс «созидания истины путем опыта и умозрения». И только знания составляют установленное, статическое содержание науки. Знание больше чем наука, оно достигается и теми высшими способностями духа, которыми не располагает наука. Это, прежде всего, интуиция, то есть

непосредственное чутье истины. Она-то и ведет нас в другую, высшую область духа, то есть в религию. Религия, в широком смысле, есть отношение к Абсолютному, к Тому, Кого мы называем Богом. По существу, религия - есть общение с Богом (воссоединение). И это непосредственное воссоединение с Богом есть молитва.

Откуда же происходит мнение, что наука противоречит религии? Его причина в поверхностном знании, как в области науки, так и в области религии, и этим подтверждается мысль: «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от него».

Именно наука доказывает нам необходимость религии. Она ставит те же самые вопросы, на которые отвечает религия. Она по закону причинности приводит нас к Первопричине мира, а религия отвечает, что этой творческой Первопричиной не

только мира, но и человека является Бог. Наука приводит к необходимости какого-то разумного смысла в жизни, какого-то высшего назначения жизни. Религия отвечает - это Бог.

Религия движет науку и в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. «Все испытывайте, хорошего держитесь», - говорит апостол Павел (1Фес. 5, 21). Кто любит Бога, тому дано знание от Него. Не потому ли часть великих открытий и изобретений принадлежит тем, которые были и великими учеными, и великими христианами (из русских ученых это И.П. Павлов, В.И. Вернадский, Н.П. Бехтерева и др.).

Что же касается взаимосвязи между нейронауками и теологией, то взаимоотношение естественнонаучной (медицинской) и теологической точек зрения на патологические проявления в психике человека в истории культуры было различным (от преобладания теологии над наукой и наоборот). Сейчас, вначале третьего тысячелетия, возникает императивная необходимость синтетического рассмотрения психических проявлений человека в норме и патологии, во всей полноте его духовного и психофизического бытия.

В биологии и медицине наиболее значимые разработки ожидаются в учении о мозге. На сессиях общего собрания РАМН (26-29 февраля, 1992; 20-21 мая, 2008) и съездах неврологов (1995, 2001, 2006) отмечен положительный прогресс в области нейронаук.

Столь повышенный интерес к нейронаукам объясняется: крупными достижениями нейронаук, которые обеспечили прорыв наших знаний о структуре и функциях мозга; большой распространенностью нервных и психических заболеваний, которые в последнее время, по данным ВОЗ, вышли на первое место и становятся народным бедствием; теоретической и практической значимостью этой проблемы для понимания природы человека и его здоровья [2].

Среди достижений нейронаук следует отметить концепцию нейрохимической и функциональной асимметрии мозга, нейрогенеза и пластичности нервной системы, взаимодействия нервной и иммунной систем. В НГМА разрабатывается теория духовно-генетического детерминизма и информационная теория боли. Адаптирование физиологических механизмов мозга имеет значение не только для медико-биологических проблем, но и при анализе духовно-социальной сферы.

Человек - уникальный объект исследования, сочетающий в себе духовное и материальное начала. Принцип системности в методологии научного исследования проблем духовности тесно связан с всесторонним исследованием цельности организма человека с точки зрения христианской антропологии: дух, душа и тело. Нейропсихологический и психофизиологический анализ духовной деятельности человека включает современные достижения биологии и нервно-психической деятельности человека. Духовный мир человека тесно взаимосвязан с высшими психическими функциями (мышление и сознание). И на основе учения о высшей нервной деятельности и достижений генетики следует правильно подходить к понятию духовности [3]. Но духовность - это понятие для действия, для руко-

водства, а не для заучивания и использования в светских беседах. Поэтому остановимся на следующем определении духовности: Под духовностью человека понимают способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни, а также характер деятельности в природной и социальной среде [4].

В более широком понимании духовность человека это психическое состояние, организующее психические процессы (мышления, внимания, памяти и др.), обеспечивающие способность сознания работать с идеальными образами ценностей; результат проявления этой способности - в виде сформированного персонального набора ценностных ориентаций; волевая активность (волевые усилия и волевые действия), направляемая на неуклонное следование избранным ценностям.

Таким образом, духовность выступает как регулятор всей ценностно-потребностно-мотивационно-волевой сферы человека на двух уровнях его организации - как биологического индивида и как социальной личности, то есть совокупностью ценностных ориентаций определяется направленность личности и будущие ее поступки, поведение и даже способ жизни.

Приведенное выше определение является естественнонаучным, поскольку оно отражает позиции нейрофизиологии. Так, духовность как психическое состояние человека согласуется с положениями теории функциональных систем П.К. Анохина (1970) и К.В. Судакова (1984), с принципом доминанты А.А. Ухтомского (1923) и принципом детерминанты Г.Н. Крыжановского (2002), включая детерминанту патологическую. Такое определение духовности человека делает доступной эту категорию для научного познания, в частности для инструментального исследования и оценки, а также использования при решении задач по формированию, сохранению и восстановлению здоровья на духовно-нравственной основе. При этом объектом духовности человека во всех случаях выступают ценностные ориентации двух уровней - индивида и личности. Ключевая роль ценностных ориентаций в формировании способа жизни человека в целом отражает приоритет его духовно-нравственной сущности над биосоциальной. Создание персонального набора идеальных ценностей осуществляется через механизмы формирования ценностных ориентаций. Эти механизмы сводятся к образованию условно-рефлекторных связей, в основе которых лежит осуществление нейропсихофизиологических процессов. Выделяют два рода нейропсихофизиологических процессов. Первые запускаются в ответ на некий внешний фактор, имеющий для человека жизненно важное, т. е. биологическое значение; они включают и регулируют жизненно важные физиологические процессы организма, обеспечивая этим его выживание, жизнедеятельность и возможности воспроизводства как биологического вида. Вторые запускаются в ответ на некий внеш-нийфактор,имеющийдлячеловекапреждевсегоэмоционально-интеллектуальное значение; они включают и регулируют преимущественно психические процессы и психические состояния (например, на уровне эмоций, мышления, воли) [5].

Психофизиологические процессы I и II рода в конечном итоге приводят к выделению в ЦНС различного рода нейрогормонов, которые вызывают два вида ощущений - положительные ощущения (приятного) и отрицательные ощущения (неприятного). Поэтому, чем бы ни занимался человек (по его собственной оценке - хорошим), в конечном итоге он получает внутреннее поощрение. Таким образом, выявленные и описанные механизмы по своей сути являются одновременно и условно-рефлекторными, и психофизиологическими, и ней-рогуморальными. Психофизиологические процессы I и II рода участвуют в реализации соответственно 1-го и 2-го механизмов детерминации ценностных ориентаций. Первый механизм протекает на неосознанном уровне и без осознаваемого включения воли человека (на уровне индивидуальности). Второй механизм протекает на эмоциональном и интеллектуальном уровне жизнедеятельности человека, направленной, прежде всего, на себя (на уровне личности).

Оба механизма обладают важными признаками условных рефлексов, а именно: в своем начале они имеют некую актуализировавшуюся потребность человека, а в конце - психологический эффект удовлетворения от реализации этой потребности, то есть рефлекс воспринимается только на уровне психики (субъективно). Другими словами, механизмы детерминации духовности человека имеют признаки функциональной системы (по П.К. Анохину). Так, испытывая потребность ощущать психический комфорт, человек незаметно превращает такую потребность в самоцель. В результате уже не придает особого значения нравственному анализу внешних факторов, лишь бы они вызывали унегоприятные ощущения. Незаметным образом и поступки, и поведение, и способ жизни человека, и характер его деятельности оказываются устремленными на получение приятных ощущений, причем вне зависимости, как это влияет на его собственное здоровье и на жизнь других людей. Следовательно, первейшее духовно-нравственное качество человека - свобода воли - имеет свой нейропсихо-физиологический механизм реализации. Механизмы, участвующие в формировании бездуховной и безнравственной личности, должны считаться патологическими (нейропсихо-патофизиологическими). В неадекватности избираемых человеком на основе свободы воли ключевых ценностей заключается основная причина недостаточной эффективности профилактики нервно-психических и соматических заболеваний и основная причина деградации здоровья человечества.

Под нравственностью понимают всю совокупную практику реализации выбранных человеком собственных идеальных ценностей, или ценностных ориентаций, которые он считает для себя истинными [4]. Нравственность человека исследуется на основе анализа его поступков, поведения, способа жизни, а также характера деятельности. В нравственности человека персонально-психологический аспект его здоровья отражается уже на практическом уровне, то есть реально.

Важнейшими качествами, отражающими духовнонравственную сущность человека, являются: чувство свободы

Биоэтика

воли, любви, уверенности и определенности в настоящем и будущем, различения добра и зла (совесть), способность к самооценке, способность осознавать качество собственной воли, чувство веры, достоинства, чувство стыда, человеку свойственно понимание красоты, стремление к красоте.

Приведенные выше качества человека принадлежат не биологическому организму, а его сознанию, духу. Творение всего живого, как и внесение духа в человеческий организм, может быть осуществлено лишь некой внешней системой, находящейся над всем живым и над самим человеком. Это - Бог. Дух может давать человеку только сотворивший его Бог и с определенной целью. Через дух человека Бог может оказывать влияние и на биологические структуры организма, например, на его развитие в утробе матери, на приспособительные реакции после рождения, при заболевании. После обретения по ходу человеческой жизни некоторых новых свойств, важных для Бога, дух забирается у человека, и это совпадает с моментом окончания его жизни на биологическом уровне.

Что же такое здоровье? Много веков человеческая личность стоит перед проблемой здоровья и болезни: определения этих понятий, разграничения их и переходов между ними. Актеон определял здоровье как гармонию противостоящих сил. Цицерон - как правильное взаимоотношение психических сил [3]. По определению ВОЗ «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи». В болезни, наоборот, видят распад и изоляцию противоположно действующих сил или элементов и слоев личности. Медицина редко рассматривает болезнь как итог поступков, поведения и способа жизни человека (табакокурение, употребление алкоголя, употребление токсических веществ, избыточное питание, разные пагубные увлечения и пристрастия и др.), ставшего затем больным. В медицине не принято, чтобы врач, оказывающий помощь больному с целью устранения его физических расстройств, стал обличать его в безнравственности. Однако сейчас разработана духовно-генетическая теория здоровья, которая представляется с естественно-научных позиций и основывается на материалистическом понимании категорий духовности и нравственности человека, а также его духовно-нравственной сущности.

Сущность теории выражается формулой: Состояние индивидуального нервно-психического и соматического Здоровья человека обусловливается его духовностью - совокупностью выбранных им из социальной среды и последовательно воплощаемых в жизнь ценностных ориентаций индивидуальности и личности, и обеспечивается осуществлением нейро-психофизиологических процессов, организуемых и поддерживаемых функциональными системами нейрогенома. Состояние общественного здоровья обусловливается совокупностью реально господствующих в обществе на протяжении многих лет ценностных ориентаций большинства деятельного населения. Согласно теории, кроме общеизвестных уровней здоровья - соматического и нервно-психического, выделяются новые уровни здоровья человека - духовное и нравственное,

и по этим уровням рассматриваются стадии развития нездоровья. Нездоровье человека, или болезнь, начинается на духовно-нравственном уровне, затем проявляет себя на уровне нервно-психическом и, наконец, на соматическом.

Под духовным здоровьем понимают направленность человека, обусловленную совокупностью выбранных для персонального руководства ценностных ориентаций. Человек, вооружившийся к жизни истинными - позитивными - идеальными ценностями, может быть признан духовно здоровым, однако лишь в том случае, если ключевой ценностной ориентацией его личности является вера Богу. Под духовным нездоровьем следует понимать совокупность негативных ценностных ориентаций человека, реализация которых потенциально вредна для него самого, социального окружения и природы. Духовное нездоровье человека какое-то время может не проявлять себя, поскольку свои ценностные ориентации он реализует порой скрытно; невозможность воплощения задуманного может стать причиной стресса, то есть нервно-психического и соматического нездоровья [4].

Под нравственным здоровьем понимают совокупную практику воплощения человеком в окружающей его социальной и природной среде любых его ценностных ориентаций. Под нравственным нездоровьем понимают практику реализации именно негативных ценностных ориентаций человека как индивидуальности и личности.

На основе достижений нейронаук и генетики сделана попытка систематизировать полученные данные о соотношении духовных и генетических начал человека. Духовное и генетическое - это системообразующие начала, определяющие единое гармоническое целое жизни и здоровья человека, общества и Вселенной. Органическая взаимосвязь и взаимообусловленность духовных и генетических начал осуществляется через посредство центральной нервной системы. В нейрогеноме закодированы морфофункциональные особенности мозга, которые вместе с духовно-социальными детерминантами создают все разнообразие интеллектов и личностей. Таким образом, духовное развитие человека обусловливается генетическим строением мозга, но само развитие реализуется человеком после рождения. В первую очередь оно реализуется в духовно-социальной, трудовой деятельности, являющейся специфической человеческой чертой. Только гармония духовных и генетических начал обеспечивают жизнь, здоровье и долголетие человека.

Последние достижения генетики позволяют с полной уверенностью утверждать, что каждая клетка, каждый орган и ткань и весь организм имеют духовное начало. Иными словами, каждая клеточка нашего организма одухотворена, «пронизана Святым Духом». Так П.П. Гаряев (1998) разработал теорию «о волновой генетике», которая показала, что информация о строении потенциального организма содержится в совокупном эмбрионном фотонном поле, которое излучает каждая хромосома эмбриона. Эта информация воспринимается молекулой ДНК. Таким образом, клетки постоянно обмениваются инфор-

мационными сигналами с помощью электромагнитных и акустических волн [6]. Обиделся человек - послал другому разрушительную мысль, и она возвращается к нему болью и страданием. Выразил любовь - послал созидательное чувство, и оно возвращается в виде радости и успеха. Получается, что люди на подсознательном уровне могут уничтожать друг друга, а потом удивляются, почему болезней не становится меньше. Следовательно, своими негативными действиями мы разрушаем свой жизненный потенциал, всю Вселенную.

Таким образом, в XXI веке медицина и религия от пассивного нейтралитета прейдут к активной интеграции, взаимно обогащая друг друга. Мир знаний и мир веры объединятся в жизни врача. На современном этапе развития общества и медицины мы должны изменить эгоцентрическое мировоззрение больного от «таблеточного и технократического врачевания» в сферу духовного и натуропатического целительства. Выдающиеся представители отечественной медицины -М.Е. Мудров, З.А. Захарьин, С.П. Боткин, И.М. Сеченов, П.К. Анохин - всегда придавали большое значение психическому фактору в возникновении и развитии болезни.

Духовно-психологическое перевоплощение должно распространяться и на врача, духовность которого обязана быть никак не ниже духовности пациента. Но и пациенту следует осознать, что все его тяжелые невзгоды часто зависят от его поведения, образа жизни, от духовной доминанты, определяющей его положение в семье, обществе и его отношение к Вселенной и Творцу.

Психологическая компонента - духовность, дух, душа -настолько глобальна, специфична и необходима для преодоления всегда существующих противоречий между биологическим и социальным в человеке. Это положение определяет необходимую гармонию при физиологическом развитии личности или формирует болезнь. Не только в здоровом теле -здоровый дух, но и сильная позитивная духовность - основа здоровья. Человек только тогда состоится в этой жизни, если смысл его жизни совпадает с его природным генетическим призванием, если духовные и генетические начала находятся в динамическом единстве и взаимосвязи. Тогда он талантлив и уникален, и тогда он здоров.

литература

1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Москва, 2007. С. 38-39.

2. Материалы 1-го конгресса неврологов, психиатров и нейрохирургов Приволжского федерального округа. Нейронауки и здоровье человека. Новые технологии. Н.Новгород: Изд-во ВОН, 2002.

3. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. Издание 3-е. Москва: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2003.

4. Трошин В.Д.,Добротина Н.А., Фатыхов Р.Р.,НазаровВ.М. Биомедицинская этика. Н. Новгород: Изд-во ВОН, 2002.

5. Идеи И.М. Сеченова и биомедицинские проблемы. Материалы межвузовской научно-практичекой конференции. Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2006. С. 57-59.

6. Наука и религия. Горизонты науки./ Назад к природе или вперед к природе? 2007. № 7. С.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.