Научная статья на тему 'О взаимосвязи экономической рациональности, организационной эффективности и образовательных технологий'

О взаимосвязи экономической рациональности, организационной эффективности и образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубицын Андрей Валентинович

в работе выявляются тесные связи между экономической рациональностью, организационной эффективностью и образовательными технологиями. Рассматривается эволюция подхода экономической рациональности, основанного на экономической эффективности, через призму идей организационной эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О взаимосвязи экономической рациональности, организационной эффективности и образовательных технологий»

О ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация: в работе выявляются тесные связи между экономической рациональностью, организационной эффективностью и образовательными технологиями. Рассматривается эволюция подхода экономической рациональности, основанного на экономической эффективности, через призму идей организационной эффективности.

Ключевые слова: экономическая рациональность, организационная эффективность, интеграция деятельности, организационные технологии.

Summary: in this article close connections between economic rationality, organizational effectiveness and educational technologies come to light. Evolution of an approach of the economic rationality based on economic efficiency through the idea of organizational efficiency.

Keywords: economic rationality, organizational effectiveness, organizational technologies.

Взаимопроникновение исследовательских подходов к экономической рациональности и организационной эффективности, изучение их адекватности реальным экономическим отношениям и различным национально-культурным системам, так же как и более масштабные исследования смены экономических парадигм, определение лидирующей экономической парадигмы, неизбежно требуют изучения развития базовых положений, на которых строятся те или иные экономические теории. Причем

А. В. Трубицын

положения эти возникают и развиваются как результат интердисциплинарных исследований. Экономические принципы несут в себе достижения других наук: физики и психологии, юриспруденции и социологии.

Привлечение в экономические исследования психологических знаний позволяет установить весьма интересную тенденцию в развитии некоторых базовых принципов экономического поведения.

Основным принципом, на котором строилась и строится значительная часть экономической теории, является принцип рациональности, то есть предположение о том, что субъект в экономическом поведении руководствуется стремлением получать в результате максимум объективно определяемых доходов или максимум некоторых субъективных полезностей. Принцип этот с развитием понимания экономической реальности модифицируется (ослабленная рациональность, энергетический подход и т. д.), но в его основе сохраняется психологический принцип прагматизма — сухой расчет оптимального поведения человека для получения максимальной выгоды. Причем принцип этот, определенный вначале для уровня индивида, распространяют на деятельность групп и организаций.

Опытным критерием проверки принципа рациональности на всех уровнях остается экономическая эффективность — прибыль, рентабельность.

К сожалению, становление экономической деятельности как деятельности индивидуальной личности в процессе онтогенеза по сути дела остается неисследованным как в общем, так и в историческом плане. Вот и получается, что до сих пор в экономике продолжают действовать внеисторические асоциальные личности.

Причем экономисты с изумлением обнаруживают, что эти личности не всегда действуют оптимальным путем, и не всегда в соответствии с одинаковой мотивацией. Хотя индивидуальная экономическая деятельность часто формируется спонтанно, на обыденном, а не научном уровне. Вряд ли кто-нибудь удивится, если не обученный математике человек не самым оптимальным (рациональным) образом станет решать математические задачи.

Наивно полагать, что предприниматель (потребитель или другой экономический агент) уже умеет вести себя на рынке — и это относится к любому предпринимателю, с любым опытом и любой степенью успешности. Он учится постепенно. Наивно также полагать, что он умеет ставить адекватные ситуации (например, на рынке) цели и умеет оценивать варианты, находить лучший или даже удовлетворительный вариант.

Максимизация прибыли (если даже оставить в стороне всю неудачность и нереальность достижения такой цели) — это лишь один из этапов обучения предпринимателя. Более глубокий анализ этой ситуации ведет к пониманию того, что прибыль появляется лишь в случае, если предприятие выводит свой товар на рынок, то есть производит продукцию, нужную клиенту, удовлетворяющую его потребностям, создает необходимый

обществу продукт. Следовательно, и нацеленность на клиента как побочный, поверхностный эффект дает увеличение прибыли. Прибыль возрастает, если не ставить ее увеличение главной целью. К пониманию этого пришли постепенно все предприятия—лидеры современной рыночной экономики (возможно, именно благодаря этому углубленному пониманию они и стали лидерами). И не случайно миссии корпораций формулируются именно таким образом. Это не пускание пыли в глаза и не создание красивого впечатления — это действительно главные цели корпораций, которым им выгодно следовать.

Развитие форм экономического поведения, усложнение экономических субъектов, лучшее понимание мотивации их деятельности привело к установлению нового принципа — принципа организационной эффективности (каждая организация стремится работать эффективно), вытекающего из принципа рациональности, но постепенно вытесняющего его с позиции единственно определяющего успешность экономической деятельности.

Психологической основой этого принципа стали отраженные в теориях группового и организационного поведения свидетельства того, что усложняющаяся экономическая жизнь предъявляет к экономическим организациям и фирмам массу новых требований, которые с трудом укладываются в рамки принципа рациональности. Организация, в свою очередь, требует от своих работников постоянного и разностороннего развития, включенности в сложные формы групповой деятельности.

Смена принципа становится особенно очевидной при изучении опытного

критерия организационной эффективности, претерпевшего громадные изменения от сугубо рациональных построений «отца критерия» Тейлора до современной формы критерия, включающей в себя:

1) функцию достижения цели: максимум объема продукта, прибыли, производительность, прибыльность, техническое превосходство, оборачиваемость средств и т. д.;

2) функцию человеческих ресурсов: удовлетворенность работой, стабильность, открытость, рост производства через развитие человеческого потенциала и пр.;

3) адаптивную функцию: организационный рост, контроль над окружающей средой, гибкость, соответствие структуры и стратегии и т. п.;

4) интегративную функцию: понимание дисциплины, ясное руководство, развитие коммуникаций и эффективные информационные процессы и т. д.

Однако в условиях усложняющихся межнациональных, межкультурных связей и принцип эффективной организации оказывается недостаточным. В его основе, как и в основе принципа рациональности, заложена стандартизация подхода к поведению экономических субъектов, мало увязанная с их культурной принадлежностью.

Принцип организационной эффективности постепенно дополняется принципом интеграции деятельности.

Национальные традиции, а также культурные ценности в экономическом сотрудничестве людей, организаций и народов могут оказаться и оказываются не менее существенными, чем стандартизованные принципы рациональности или эффективной организации, по-

скольку за отсутствием фундаментальных знаний особенностей других культур эти принципы создавались «каждым для себя».

Критерием опытной проверки реального действия принципа интеграции деятельности является отсутствие национализма и уравнительного интернационализма при установлении целей совместной деятельности и в процессе их достижения.

В настоящий момент утверждение принципа интеграции деятельности находится на стадии становления. Число работ в этой области постоянно возрастает, но общей теории пока не выработано. Существует теория кросс-культурной экономической антропологии, но она не рассчитана на анализ развитых индустриальных обществ. Солидные наработки в кросс-культурной психологии недостаточно увязаны с экономической материей, хотя именно исследование ценностей и целей в различных культурах организационной кросс-культурной психологией должно стать одной из основ создания теории кросс-культурной экономики. Любопытные наблюдения сделаны в области интернационального бизнеса и торговли. Особенно ценными представляются данные об организации и поведении мультинациональных корпораций.

Тенденция развития «рациональная деятельность — эффективная организация — интеграция деятельности» становится вполне очевидной, если мы оцениваем ее:

1) рассматривая психологические основы подходов: прагматизм — групповое и организационное поведение — кросс-культурная социальная психология;

2) изучая опытные критерии проверки базовых принципов: экономическая эффективность — организационная эффективность — кросс-культурная эффективность экономической деятельности, также замешанные на многочисленных психологических исследованиях.

Что и отражено в таблице:

Основой достижения эффективной работы организаций всегда являлись организационные технологии экономики, которые в последнее время все больше срастаются с организационными технологиями образования.

Трудно сказать, просматривалась ли связь между организационными технологиями экономики и организационными технологиями образования в доин-дустриальную эру, но несомненна эта связь в эру промышленную. Более того, можно утверждать, что организационные формы промышленных объектов не просто повлияли на основные организационные формы образования, но определили и определяют их до сего времени.

Идеалом науки индустриальной эпохи стала механическая модель окружающего мира, созданная И. Ньютоном. Мир предстал машиной, созданной богом и служащей его интересам, а человек встроен в эту модель как ее деталь. Идеалы физической науки были подхва-

чены учеными-экономистами, стремившимися, подобно А. Смиту, видевшему в построениях И. Ньютона совершенную модель мира, описать общество как цельную машину или как фабричный механизм.

Неудивительно, что педагоги эпохи фабрик заимствовали свои идеи у соз-

дателей «машинной» науки и этих самых фабрик. Подразумевалось подобное конвейерному движение, от стадии к стадии преобразующее сырой ресурс (необученных учеников) в готовый продукт (выпускников образовательных учреждений). На каждой стадии за процессом производства наблюдают отвечающие за него надзиратели — учителя, готовящие классы к тестированию (экзаменам).

Эта система колоссально увеличила объемы образовательного продукта, установила его единообразие, нормировала образовательный процесс, предположив, что все должны учиться одинаково (таковы стандарты конвейерного подхода к процессу изготовления продукта). Тем самым система отбраковывала или пыталась загнать в рамки норм как отстающих, так и излишне сообразительных, сбивавших работу конвейера. Ученик превращается в пассивный объект и продукт учебы, а учитель — в контролера, следящего за соблюдением правил.

Экономический принцип Психологическое основание Опытный критерий проверки принципа

Рациональная деятельность Прагматизм Экономическая эффективность

Эффективная организация Групповое и организационное развитие Организационная эффективность

Интеграция деятельности Межкультурное понимание Отсутствие уравнительного интернационализма и национализма в межкультурном сотрудничестве

На место самоответственности ученика (в высшей школе — студента) приходит дисциплина соблюдения этих правил и стремление получить одобрение преподавателя вместо реальной оценки своих способностей и результатов.

Индустриальная эволюция постепенно привела к формированию в современном мире четырех основных типов организационных промышленных технологий, к каждой из которых обращается современное образование, но ни одна из которых сама по себе не дает исправления недостатков во многом сохраняющейся фабричной, конвейерной системы образования.

Укажем эти четыре технологии:

1) мелкосерийное и единичное производство;

2) производство больших партий и массовое производство;

3) непрерывный производственный процесс;

4) компьютерно-интегрированное производство (включающее в себя компьютерное моделирование и проектирование, компьютерное производство и формирование информационной сети).

Мелкосерийное и единичное производство, подобное производству музыкальных инструментов или компьютерных программ, отражается в системе образования лишь в виде дополнительных занятий, домашнего репетиторства и в технологиях ряда (далеко не всех) элитных учебных заведений с малым числом обучающихся.

Производство больших партий и массовое производство — любое конвейерное производство — остается примером (хотя, возможно, во многих случаях уже автоматически и неосознанно) для существующей системы образования,

будь то высшая школа, колледж, средняя школа или детский сад.

Непрерывный производственный процесс отображается в попытке создания непрерывной системы обучения и повышения квалификации, которая успешно функционирует в Японии и применяется на протяжении всей жизни человека.

Достижения компьютерно-интегрированного производства все больше внедряются в образование, по сути, смыкаясь с ним. Однако само по себе это внедрение отнюдь не решает проблемы отхода от системы образования индустриальной эры. Напротив, часто стремление увеличить число обучаемых (а, соответственно, и прибыли организующих подобное (например, дистанционное) обучение) ведет к укреплению фабричной системы образования — за счет еще большего усреднения личностей обучающихся, еще большей стандартизации норм обучения, к которым прибавляется еще и усреднение надзирателя — электронная тестовая система. В то же время компьютерное моделирование или связи в сети неограниченно увеличивают потенциал творческого обучения. Видимо, решающую роль играют ориентиры организаторов образования.

Ориентиры организаторов образования индустриальной эры, касающиеся процесса обучения:

- все должны учиться одинаковым путем;

- учеба происходит в аудитории, а не в мире;

- учащиеся делятся на сообразительных и недалеких;

- главная задача школы (на любой стадии обучения) — избавить учащихся от дефектов, с которыми они поступили.

Ориентиры организаторов образования индустриальной эры, касающиеся школы:

- центральная фигура в школе—учитель;

- в школе учат так, будто сообщают истину;

- знания преподносятся фрагментарно, по отдельным дисциплинам;

- важнейшей функцией менеджмента образования является контроль;

- конкуренция способствует обучению.

Ряд специалистов по системным подходам в образовании предложили модель школы, альтернативную машинной.

Они поставили в центр проблемы представления о живых системах в отличие от механизмов (К. Роджерс, П. Сенге):

- учеба фокусируется на ученике, а не на учителе;

- разнообразие поощряется;

- важно понимание и умение самостоятельно мыслить, а не запоминание фактов и правильные ответы;

- постоянное исследование и изменение применяемых теорий и методов обучения;

- центром обучения должна быть жизнь человека, а не аудиторные занятия.

Этот подход вполне адекватен эволюционному подходу современного менеджмента, в течение ХХ в. прошедшего путь от представления организации как механизма, машины через представление организации как живого организма к исследованию уникальных больших и сложных социальных систем — организаций. Просто образование более консервативная и менее гибкая система,

чем экономика, соответственно, и менеджмент в образовании более инертен — изучая живые и организационные системы, он не успевает измениться сам, но можно ожидать постепенного ускорения в этом направлении.

Кроме того, изменений в образовании требует меняющаяся картина представлений о перспективах обучающегося человека. Ниже мы постарались сформулировать некоторый контекст, без учета которого все реформы образования устареют, так и не достигнув своего осуществления.

Демографические сдвиги, глобализация, общие изменения культурного климата ведут к изменениям представлений об успехе человека в современном мире (особенно явно они ощущаются в сфере менеджмента), а, соответственно, и системы образовательных ценностей.

Успех человека в работе уже меньше воспринимается как традиционное карьерное восхождение по ступеням иерархической лестницы. Культурное многообразие народов и их включенность в планетарные отношения все больше требуют от специалистов и менеджеров глубокого понимания этнических и религиозных особенностей, семейных ценностей и национальных субкультурных процессов. Следовательно, успех в работе (а, возможно, и в жизни) все больше связывается с обширностью и разнообразностью международных связей, включенностью в организационную планетарную сеть — паутину (речь, конечно, не просто о сети Интернет).

При этом глубокое понимание культурных особенностей возникает только в результате живых впечатлений и переживаний. Чтение книг, просмотр телепередач, посещение Интернет-сайтов не

позволяют воспринять ценности, установки, культурные особенности других народов. Опосредованное образование без непосредственных впечатлений делает и специалиста и менеджера ущербными; особенно это заметно при решении межкультурных и глобальных проблем.

С одной стороны, рыночные отношения как важнейшая движущая сила изменений современной структуры образования перемещаются из сферы конкуренции в сферу сотрудничества с выяснением общих интересов, постановкой общих целей, отходу от представлений о «фиксированной величине пирога», который надо разделить; во многом это вызывается экологической ситуацией на планете и ориентированным на клиента менеджментом.

С другой стороны, проблема дефицита ресурсов и перерасхода энергии остается нерешенной, что оставляет реальные условия для тяжелых структурных планетарных кризисов.

Наконец, все более актуальным становится заявленный У. Гейтсом тезис о

все большей информационной прозрачности всех стран и развитии в связи с этим манипулирования сознанием как важнейшей гарантии конкурентных преимуществ, то есть о переходе от технологий high-tech к технологиям high-hume.

Наверняка, направление эволюции образования в ближайшее десятилетие определяется не только перечисленными факторами. Однако и указанного достаточно, чтобы сделать вывод о неизбежных и пока плохо предсказуемых изменениях, которые ждут систему образования.

Тесные связи экономической рациональности, организационной эффективности, образовательных технологий, которые были прослежены в данной работе, — не просто очень интересный предмет настоящей и будущей исследовательской работы для ученых. Это также демонстрация расширяющихся перспектив науки, исследующей основные законы и закономерности современного экономического развития, — политической экономии.

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ПРОДУКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация: ярко выраженная потребность в специалистах пенитенциарного звена, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно выявлять и решать различные проблемы, актуальна на сегодняшний день. В статье предложены несколько функций самообразования

А. В. Федоров

воспитателей уголовно-исполнительной системы. В пенитенциарной системе необходимо создать обстановку для проявления творческой инициативы среди воспитателей. Самообразование и стремление к нему побуждает человека к творчеству, ставит его в такие условия, в которых он с необходимостью проявлял

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.