Научная статья на тему 'О ВЗАИМОДОПОЛНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ АГРАРНОГО И ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБОРОТ ОБЪЕКТОВ РЫБОВОДСТВА, ЯВЛЯЮЩИХСЯ РЕДКИМИ И НАХОДЯЩИМИСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ'

О ВЗАИМОДОПОЛНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ АГРАРНОГО И ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБОРОТ ОБЪЕКТОВ РЫБОВОДСТВА, ЯВЛЯЮЩИХСЯ РЕДКИМИ И НАХОДЯЩИМИСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / THE ENVIRONMENTAL PROTECTION ACT / ЗАКОН ОБ АКВАКУЛЬТУРЕ / ЗАКОН О РЫБОЛОВСТВЕ / THE FISHERIES ACT / КРАСНАЯ КНИГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE RED BOOK OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОБЪЕКТЫ АКВАКУЛЬТУРЫ / ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ / AQUATIC RESOURCES / РАЗРЕШЕНИЕ / РЫБОВОДНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / PERMIT FISH FARMS / ON THE AQUACULTURE ACT / AQUACULTURE FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаляпин Григорий Павлович

В представленной статье раскрывается проблема использования в товарной аквакультуре краснокнижных видов рыб. Дается оценка правомерности наложения санкций на рыбоводные хозяйства, занимающиеся выращиванием и оборотом указанных видов животных и растений. По результатам анализа норм природоохранного и аграрного законодательства, в части касающейся затронутого вопроса, даются предложения заинтересованным лицам по процедуре оформления необходимых документов, легализующих рыбоводную деятельность в отношении редких и исчезающих видов. Делается вывод о взаимном соответствии норм аграрного и природоохранного законодательства в регулировании затронутого вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the complementarity provisions of agrarian and environmental legislation governing turnover of objects of fisheries, which are rare and endangered in the wild

In the present article the problem of use in commercial aquaculture of endangered fish species. The evaluation of the legality of imposing sanctions on fish farms, growers and turnover of these animals and plants. As a result of analysis of the norms of environmental and agricultural legislation, in part related to the issues raised, given proposals to stakeholders on the procedure of registration of necessary documents, legalizing fish-breeding activities in relation to rare and endangered species. The conclusion about mutual compliance with the agricultural and environmental legislation to regulate raised.

Текст научной работы на тему «О ВЗАИМОДОПОЛНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ АГРАРНОГО И ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБОРОТ ОБЪЕКТОВ РЫБОВОДСТВА, ЯВЛЯЮЩИХСЯ РЕДКИМИ И НАХОДЯЩИМИСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ»

О ВЗАИМОДОПОЛНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ АГРАРНОГО И ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБОРОТ ОБЪЕКТОВ РЫБОВОДСТВА, ЯВЛЯЮЩИХСЯ РЕДКИМИ И НАХОДЯЩИМИСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ ШАЛЯПИН Григорий Павлович,

кандидат юридических наук, к.б.н., начальник организационно-правового управления Государственно-кооперативного объединения рыбного хозяйства (Росрыбхоз). E-mail: griha71@mail.ru

Краткая аннотация: В представленной статье раскрывается проблема использования в товарной аквакультуре краснокнижных видов рыб. Дается оценка правомерности наложения санкций на рыбоводные хозяйства, занимающиеся выращиванием и оборотом указанных видов животных и растений. По результатам анализа норм природоохранного и аграрного законодательства, в части касающейся затронутого вопроса, даются предложения заинтересованным лицам по процедуре оформления необходимых документов, легализующих рыбоводную деятельность в отношении редких и исчезающих видов. Делается вывод о взаимном соответствии норм аграрного и природоохранного законодательства в регулировании затронутого вопроса.

Abstract: In the present article the problem of use in commercial aquaculture of endangered fish species. The evaluation of the legality of imposing sanctions on fish farms, growers and turnover of these animals and plants. As a result of analysis of the norms of environmental and agricultural legislation, in part related to the issues raised, given proposals to stakeholders on the procedure of registration of necessary documents, legalizing fish-breeding activities in relation to rare and endangered species. The conclusion about mutual compliance with the agricultural and environmental legislation to regulate raised.

Ключевые слова: Закон об охране окружающей среды, Закон об аквакультуре, Закон о рыболовстве, Красная книга Российской Федерации, объекты аквакультуры, водные биоресурсы, разрешение, рыбоводные хозяйства.

Keywords: The Environmental Protection Act, on the Aquaculture Act, the Fisheries Act, the Red Book of the Russian Federation, aquaculture facilities, aquatic resources, permit fish farms.

Как известно, в дикой природе обитает много животных, включая водные биоресурсы, отнесенных человеком к редким и исчезающим видам. На основании Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1] такие объекты животного мира ограничены в хозяйственном использовании (ст. 60) и занесены в Красную книгу Российской Федерации[2], т.е. проще говоря, являются «краснокнижными».

Вместе с тем, многие виды указанных гид-робионтов имеют большую перспективу для выращивания в товарном рыбоводстве (аквакультуре). Некоторые из них (вырезуб, черный амур, осетровые и т.д.) в настоящее время культивируются и реализуются рыбоводными хозяйствами в виде готовой рыбопродукции. Вместе с тем, природоохранное законодательство жестко ограничивает такую деятельность в отношении всех «краснокнижных» рыб. Кроме упомянутого Закона ограничения на вылов и оборот указанных объектов рыб содержат федеральные законы от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»[3]

(ст. 24) и от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»[4] (ст. 27). При этом Уголовный кодекс РФ[5] (ст. 258.1) и Кодекс об административных правонарушениях РФ[6] (ст. 8.35) предусматривают соответствующую юридическую ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, а также за их уничтожение.

Имеются преюдициальные и иные судебные решения о наказании рыбоводных хозяйств за незаконное содержание и оборот «краснокнижных» видов рыб. Например, постановлением Гусиноозерского городского суда Бурятии от 15.12.2015 № 5-41/2015 ФГБУ «Байкалрыбвод» были вынесены санкции за незаконное разведение и реализацию рыбопродукции из байкальского осетра, занесенного в Красную книгу РФ. В дальнейшем на поданную апелляцию Верховный Суд Республики Бурятия оставил в силе решение суда первой инстанции по данному делу[7].

В таком случае возникает вопрос о том, как же легализовать рыбоводную деятельность в отно-

Аграрное и земельное право

шении «краснокнижных» видов рыб и узаконить их оборот, включая реализацию и экспорт готовой продукции? При этом ставится задача выяснить: нет ли при решении этой проблемы противоречий между аграрным и природоохранным законодательством?

Ответ лежит в сопоставлении норм соответствующих законодательных актов. Так, Федеральный закон от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[8] (далее - Закон об аквакультуре) не содержит норм, ограничивающих товарное рыбоводство в отношении редких и исчезающих видов животных и растений.

Положения гражданского и аграрного законодательства не только не препятствуют обороту «краснокнижных» объектов культивирования, но даже в определенной мере стимулируют его (как бы это не звучало парадоксально) через поддержку селекционных достижений и защиту авторских прав на интеллектуальную собственность в племенной работе. Статьей 1412 Гражданского кодекса РФ[9] (далее - ГК РФ) признаются объектами интеллектуальных прав на селекционные достижения породы животных, зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений[10] (далее - Госреест), если эти результаты интеллектуальной деятельности отвечают установленным настоящим Кодексом требованиям, предъявляемым к таким достижениям. Статьей 1414 ГК РФ исключительное право на селекционное достижение признается и охраняется при условии государственной регистрации этого достижения в Госреестре, в соответствии с которым федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям (т.е. Роспатент) выдает заявителю патент на селекционное достижение. При этом в указанном реестре перечислены многие виды рыб, являющиеся одновременно «краснокнижными» (по природоохранному законодательству), но и допущенными к использованию селекционными достижениями, культивируемыми в товарном рыбоводстве (с точки зрения аграрного права и цивилистики в целом). Все они по аналогии с содержанием Красной книги РФ дублируют биномиальную систему названий животных на русском и латинском языках. Например, амур черный (Mylopharingodon piceus, Rich.), осетр сибирский (Acipenser baerii, Br.), осетр русский (Acipenser gueldenstaedtii, Br.), и другие виды рыб, которые имеют одинаковые названия как в Госреестре, так и Красной книге РФ.

Кроме того, принятыми на основании ст. 3 Закона об аквакультуре приказами Минсельхоза России от 18.11.2014 № 452[11] и от 15.06.2015 № 247[12] соответственно изданы Классификатор и Справочник в области аквакультуры (рыбоводства), в которых несколько «краснокнижных» видов рыб отнесены к объектам товарного рыбоводства (амур, белуга, калуга, осетры, стерлядь и т.д.).

Во избежание ошибок в правоприменении предпринимателям, занимающимся рыбоводством, необходимо пояснить: когда запрещено, а в каком случае разрешено выращивать и пускать в оборот указанные объекты аквакультуры. При этом им важно знать, какие документы необходимо оформлять для легализации такой деятельности?

С точки зрения биологической науки, содержащиеся в неволе и выращиваемые «краснокнижные» объекты рыбоводства за много лет культивирования становятся одомашненными и имеют ряд отличительных признаков от их предков, первоначально изъятых из естественной среды обитания. Однако такое обоснование их использования в коммерческих целях с правовой точки зрения не имеет перспектив, поэтому любое действие рыбоводов в отношении указанных объектов аквакультуры должно быть правильно юридически оформлено.

В случае, когда рыбоводное хозяйство впервые производит отлов «краснокнижного» объекта из мест его естественного обитания, ему необходимо получить специальное разрешение Росприроднадзора на вылов рыбы, которое выдается на основании Правил добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 1017[13]. Данное разрешение не дает права его обладателю не только реализовывать или пускать в иной гражданский оборот выловленный «краснокнижный» объект, но и длительно содержать его в искусственно созданных условиях.

Для того чтобы последнее стало законным, необходимо в Росприроднадзоре получить второй документ - распорядительную лицензию, оформленную в соответствии с Порядком выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 № 156[14]. На основании данного постановления разрешается (при наличии указанной ли-

цензии) содержание в неволе «краснокнижных» видов гидробионтов только для их сохранения и воспроизводства, а также в научных и культурно-просветительных целях. В таком случае легализуется научная деятельность в части проведения селекционно-племенной работы, направленной на одомашнивание и создание породы из дикого «краснокнижного» объекта выращивания. Результатом такой деятельности должно быть следующее:

- на полученную от первоначально «краснокнижного» вида рыб породу оформляется в установленном порядке патент на селекционное достижение;

- выведенная порода вносится в Госреестр (эти полномочия закреплены за ФГБУ «Госсортко-миссия» Минсельхоза России);

- далее рыбоводному хозяйству необходимо получить статус племенного завода или репродуктора с одновременной регистрацией его маточного племенного поголовья в Государственном племенном регистре (что оформляется отдельным приказом Минсельхоза России).

Выданное рыбоводному хозяйству-оригинатору по породе (сформированной из «краснокнижного» объекта) свидетельство о том, что это предприятие является племенной организацией, дает основание не только содержать, выращивать, но и реализовывать (тиражировать) свою рыбоводную продукцию в виде рыбопосадочного материала, товарной рыбы, икры и т.д. Для проведения такой работы с рыбами необходимо руководствоваться Правилами в области племенного животноводства «Виды организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства», утвержденными приказом Минсельхоза России от 17.11.2011 № 431 [15], и Библиография:

1. СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

2. Приказ Госкомэкологии России от 19.12.1997 № 569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации», опубликованный в газете «Российские вести», № 48, 17.03.1998.

3. СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

4. СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5270.

5. СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

6. СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

7. Байкалрыбвод оштрафован за содержание в искусственных условиях «краснокнижных» байкальских осетров без разрешения, 17.02.2016, Официальный Интернет-портал Росприроднадзора: http://03.rpn.gov.ru/node/19567.

8. СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3440.

9. СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.

10. Государственный реестр охраняемых селекционных достижений (породы животных) по состоянию на 15.01.2017 на Интернет-портале ФГБУ «Госсорткомиссия»: http://www.gossort.com/reestr-1.html.

11. Российская газета (специальный выпуск), № 12/1, 23.01.2015.

12. Интернет-портал Минсельхоза России: http://mcx.consultant.ru/documents/436226.

13. СЗ РФ. 2009. № 2. Ст. 223.

14. СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 807.

15. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 17.

16. Российские вести.1995. 30 марта. № 58.

Правилами составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение, принятыми Минсельхозпродом России 14.10.1994 № 2-01/3[16].

Все рыбоводные хозяйства второго порядка, т.е. получившие рыбопосадочный материал от племенной организации, удостоверяют юридические основания происхождения и использования «краснокнижного» объекта аквакультуры документами купли-продажи и сертификатом его соответствия породе, а в случае экспорта продукции - дополнительно подтверждением соблюдения требований по охране прав патентообладателей по вывозимому племенному материалу пород животных, выдаваемых Минсельхозом России.

Таким образом, для осуществления рыбоводной деятельности в отношении «краснокнижных» объектов товарного рыбоводства имеются все необходимые нормативно-правовые акты, на основании которых определены процедуры оформления соответствующих разрешительных документов. При этом положения аграрного и природоохранного законодательства Российской Федерации в полной мере корреспондируются в части ограничения и разрешения деятельности рыбоводных хозяйств, связанных с содержанием и оборотом объектов аквакультуры, полученных из естественной среды обитания от редких и находящихся под угрозой исчезновения видов рыб.

Во избежание повторения упомянутого выше судебного прецедента, по итогам которого рыбоводное предприятие выплатило большой административный штраф, рыбоводные хозяйства должны последовательно и вовремя оформить все выше перечисленные правоустанавливающие документы на вылов из естественной среды обитания, а также содержание и оборот указанных объектов культивирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.