УДК 14.35.07
П.П. Терехов
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ РЕГИОНА
В статье рассматривается роль интеграции во взаимодействии вуза культуры и искусств с работодателями региона, необходимость полноправного участия вуза и работодателя в двустороннем образовательном процессе, раскрыты формы сотрудничества между Казанским государственным университетом культуры и искусств и работодателями региона, даны критерии интегративного взаимодействия вуза с работодателями региона.
Ключевые слова: взаимодействие, интеграция, договора о сотрудничестве, образовательный процесс, практика студентов, распределение на работу.
P.P.Terekhov Interaction between institute of culture and art and employers of the region
Abstract: In the paper we consider a significance of integration in cooperation of institutes of culture and art and employers of the region, a needfor full collaboration between institute and employer in double-sided educational process, we disclose the forms of collaboration between Kazan state university of culture and art and employers of our region, we define criteria for integrational interaction of institute and employer of the region.
Keywords: interaction, integration, association agreements, educational process, practical training of students, placement of graduates
В России назрела необходимость перехода на систему инновационного развития научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Одним из решающих факторов развития экономики и общества в современных условиях становится интеграция науки, образования и инновационной деятельности. Увеличивающаяся потребность в высококвалифицированных и инициативных специалистах ведет к естественной интеграции вуза и основных работодателей, потребителей их услуг. Интеграция позволяет работодателям участвовать в формировании и технологическом оснащении программ обучения, знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики или для участия в проектах по своей проблематике. Интеграция является основой организации тесного взаимодействия вузов и работодателей. Поэтому целью инновационной деятельности в системе высшего образования становится повышение эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики.
Инновационная деятельность вуза предполагает целый комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновационным результатам. На рынке образования все заметнее становится роль работодателя. Наметившийся подъем в российской экономике актуализировал необходимость компенсирования естественного старения опытных кадров, поэтому руководство компаний активно привлекает на работу молодых специалистов, и не только в сферу торговли, услуг, финансов, но и на предприятия реального сектора. Работодатели говорят уже даже о конкуренции между компаниями, стремящимися взять на работу наиболее способных выпускников.
Однако работодатели сегодня не рассчитывают, что полученное в вузе образование позволит молодому специалисту сразу же включиться в работу. Полученные выпускниками в вузе знания рассматриваются работодателями лишь как отправная точка для дальнейшего обучения молодого специалиста. И если у молодого человека есть способность и желание адаптироваться, учиться, профессионально развиваться, то его ждет довольно быстрый карьерный рост. Ни одна серьезная компания не ждет, что только что закончивший вуз молодой специалист сможет сразу же включиться в работу. Поэтому дополнительное обучение и адаптация вчерашнего выпускника расценивается руководством компаний как дополнительная возможность сформировать его в соответствии с собственными требованиями: ввести молодого специалиста в корпоративную культуру предприятия, обучить его специфике работы.
Как отмечается в ряде исследований, в целом работодатели удовлетворены тем объемом базовых знаний, которые выпускники получают в вузах. Меньше работодатели удовлетворены специальными знаниями выпускников, которые, по мнению респондентов, зачастую оторваны от реалий современного бизнеса и производства. Отмечается снижение качества специального образования, недостаток практических знаний у выпускников, а также узкий профессиональный кругозор молодых специалистов.
Если раньше первыми осваивали новейшие технологии профильные вузы, и выпускники несли новое знание на предприятия, то теперь новейшие технологии осваиваются, прежде всего, на предприятиях, работающих в условиях рынка. Главная претензия работодателей к вузам - оторванность знаний, получаемых мо-лодыми специалистами, от практики. Выходом из такой ситуации большинство работодателей считают, во-первых, увеличение сроков и углубление содержания производственной практики, во-вторых, пополнение преподавательских кадров знающими современные технологии специалистами из реального бизнеса и
производства.
Большинство крупных компаний понимают актуальность данного вопроса и уже взаимодействуют с вузами в деле подготовки молодых специалистов. На прошедшей в феврале 2012 года коллегии Министерства образования и науки Республики Татарстан в качестве примера был рассмотрен опыт деятельности объединения «Татнефть» по созданию электронного корпоративного университета как нового элемента профессионального образования. Успешно работает цепочка: школьники - студенты - молодые специалисты. Только в 2011 году в структурные подразделения ОАО «Татнефть» принято 236 выпускников из нескольких вузов Татарстана. Защита дипломных проектов у этих выпускников проходила в режиме on-line, многие из них были именными стипендиатами ОАО «Татнефть», проходили практику в этом объединении. В представленной модели взаимодействия одно из главных мест здесь занимает целевая подготовка специалистов, которая финансируется самим будущим работодателем.
Предприятие и высшее учебное заведение должны быть полноправными участниками двустороннего образовательного процесса. Вуз - производитель, а предприятие - потребитель специалистов. Именно от эффективности обратной связи между этими партнерами зависит степень соответствия качества подготовки специалистов пожеланиям работодателя, а также востребованность выпускников на производстве. Как показывает татарстанский опыт, у предприятий появляется возможность, влияя на процесс обучения, получить специалистов, подготовленных по «специальному заказу», и даже принять непосредственное участие в подготовке, направляя своих топ-менеджеров для преподавания в вузе.
В связи с реализацией новых образовательных стандартов высшего профессионального образования, построенных на компетентностной основе, возрастает роль укрепления связи вуза с работодателями региона. Качество подготовки специалиста включает федеральную и региональную компоненты государственного образовательного стандарта и показатель качества, отражающий требования предприятиями. Если две первые компоненты являются обязательными и не могут быть изменены ни вузом, ни предприятием, так как устанавливаются и оплачиваются государством, то третья составляющая является предметом обсуждения между предприятием и вузом и финансируется заказчиком.
В сфере культуры и искусства используются многие формы сотрудничества между вузом и работодателем. Но, к сожалению, в связи с хроническим недофинансированием учреждений культуры и искусства, целевая подготовка специалиста за счет конкретного предприятия присутствует в незначительном количестве.
Целью сотрудничества между вузом культуры и искусств и работодателем является формирование профессиональной направленности в обучении студентов, приобретению ими опыта психолого-педагоги-ческой ориентации, обеспечивающей готовность к социокультурной деятельности как в типичных ситуациях, так и в непредвиденных.
Основными работодателями Казанского государственного университета культуры и искусств (КазГУКИ) являются Министерство культуры, Министерство молодежи, спорта и туризма, Министерство образования и науки РТ. В рамках сотрудничества, отраженного в договорных отношениях, КазГУКИ формирует корпоративный заказ на подготовку молодых специалистов. Ежегодно до 10% первокурсников принимаются по целевому набору, согласованному с нашим учредителем - Министерством культуры РФ.
Университету удалось наладить партнерские отношения с профильными предприятиями в отрасли культуры и искусства, установив с ними договорные отношения, позволяющие еще до окончания университета гарантировать трудоустройство выпускников. К сожалению, в настоящее время практически нет финансовой поддержки образования в сфере культуры и искусства от конкретных учреждений культуры и искусства. Пока остаются пожеланиями участие бизнес-структур в совершенствовании образовательных вузовских программ. Поэтому сам вуз культуры и искусств идет навстречу партнерам по отрасли и предлагает его учреждениям свои варианты сотрудничества.
Одной из основных форм такого сотрудничества является обеспечение студентов базами прохождения практики и стажировки. Для наших работодателей - руководителей учреждений культуры и искусства - это хороший способ подбора перспективных молодых специалистов, которых они уже дополнительно доучивают во время прохождения практики и стажировки.
Многие студенты университета стали более ответственно подходить к планированию своей профессиональной карьеры, трудятся по специальности уже во время обучения, во время производственной практики, а затем остаются работать в этих учреждениях. Специфика работы в культурно-досуговых учреждениях такова, что у студента есть возможность выбора времени для работы
после учебы в художественно-творческих коллективах. Таким образом, уже во время учебы молодые люди имеют представления о том, какие конкретные знания, умения и навыки необходимо приобрести, что успешно вести свою профессиональную деятельность. Нужно сказать, что работа, которая начинает у студента уже со 2-3 курса, помогает ему быть материально независимым, быстрее адаптироваться и приобрести опыт профессиональной деятельности.
Сотрудничество вуза с работодателями позволяет уточнять кадровые потребности конкретного предприятия или организации; оценить перспективы трудоустройства молодых специалистов и возможности дополнительного профессионального образования. В университете налажена практика поддержки контактов с выпускниками, работающими в отрасли культуры и искусства. Успешному трудоустройству выпускников и студентов способствуют проводимые в вузе совместно с работодателями дни карьеры, экскурсии в культурно-досуговые учреждения г.Казани и в районы республики. В университете регулярно дважды в год (накануне выпуска и после полугода работы) проводится анкетирование выпускников на предмет выяснения их профессиональных ожиданий, оправдались ли они после начала трудовой деятельности. Также проводится сбор и анализ отзывов работодателей на выпускников.
В настоящее время разворачивается поддержка научных исследований преподавателей и студентов вуза через систему грантов. Это расширяет знакомство студентов со спецификой деятельности различных предприятий в социально-культурной сфере, а предприятия получают практические результаты от НИР студентов. Кроме того, некоторые организации финансируют именные стипендии для студентов. Так, например, Национальная библиотека РТ ежегодно присуждает именную стипендию лучшему студенту факультета документно-информационных коммуникаций.
На каждом факультете университета в сотрудничестве с работодателями постоянно ведется анализ рынка труда в Казани и регионе. С учетом регионального рейтинга профессий в университете разработаны и лицензированы программы дополнительного профессионального образования: менеджер курортного, гостиничного дела и туризма; специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна; патентовед; переводчик в сфере профессиональной коммуникации. Через институт трансфера знаний реализуются программы повышения квалификации работников культуры и искусства непосредственно с выездом в районы РТ (Сабинский, Пестречинский и др.).
В качестве председателей государственных аттестационных комиссий в КазГУКИ приглашаются ведущие специалисты из учреждений культуры и искусства г.Казани (директор Музея-заповедника «Казанский Кремль», директор Музея изобразительных искусств РТ, директор культурного центра «Сайдаш», директор Центра татарского фольклора Министерства культуры РТ, художественный руководитель Государственного ансамбля песни и танца РТ и др.). Часть занятий со студентами непосредственно проводится работниками учреждений культуры и искусства (на Казанской киностудии, в театрах и музеях, выставочных залах, библиотеках, издательствах и др.).
При организации научно-исследовательской работы студентов университета на кафедрах и факультетах учитываются состояние регионального ранка труда, пожелания и заказы работодателей с целью проведения практико-ориентированного обучения студентов в процессе подготовки дипломных работ. Их тематика соответствует потребностям конкретных учреждений, например: Моделирование музея в библиотеке, Электронные ресурсы для детской библиотеки, Дизайн-проект Центральной детской библиотеки №15, Фирменный стиль КазГУКИ: патентование фирменного знака КазГУКИ; Роль рекламных ресурсов в продвижении туристского продукта (на примере турагентства «ТатИнтур»); Развитие предпринимательства на предприятиях культуры и искусств (на примере Сабинского РДК) и др.
По итогам производственной практики проводятся совместно с работодателями конференции. Сотрудничество вуза с конкретными работодателями начинается уже с первого года обучения студента на ознакомительной практике. Распределение выпускников в Казанском государственном университете культуры и искусств не прекращалось ни на один год. Ежегодно в мае сотни выпускников получают заявки от конкретных работодателей (это примерно 80% выпускников). В КазГУКИ разработаны положения о целевом приеме, о целевой контрактной подготовке, о проведении производственной и преддипломной практик, фор-мы договоров о сотрудничестве с предприятиями социально-культурной сферы, формы анкет для выпускников, для работодателей и т.д.
Мы считаем, что критериями интегративного взаимодействия вуза с работодателями региона являются:
• максимальное трудоустройство выпускников КазГУКИ;
• количество долгосрочных договоров о сотрудничестве с работодателями;
• наличие дополнительных источников финансирования и альтернативных путей компенсации затрат на содержание вуза;
• скоординированность деятельности учреждений культуры и искусства, исследовательских проектов и образовательных программ вуза;
• совершенствование учебного процесса и развитие инновационных технологий в образовании, науке и социокультурной деятельности.
Таким образом, социальное партнерство университета культуры и искусств с работодателями позволяет оказывать значительное влияние на развитие многих процессов в социально-культурной сфере региона, выполняет прогрессивную интеграционную функцию этих процессов, в том числе и в сфере эффективной профессиональной подготовки студентов и трудоустройства выпускников.