Научная статья на тему 'О выполнении требований пожарной безопасности органами местного самоуправления'

О выполнении требований пожарной безопасности органами местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О выполнении требований пожарной безопасности органами местного самоуправления»

6. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.) ETS N 196. Текст «Правовые основы деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных правовых актов: в 3 т.» - Т.1. - М.: «Москва», 2006.

7. Международное публичное право. Сб. документов: в 2 ч. Ч II / сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М.: Проспект. 2006. - С. 1923, 2539, 2551.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1. «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности». [Эл. ресурс] - Режим доступа. - URL: http: //www.vsrf.ru.

9. Оксфордский этимологический онлайн словарь//http://www. etymonline. com/index.php?allowed_in_frame=0&search= terror&searchmode =none.

О ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

А.А. Ромашко, курсант, Н.П. Заряева, преподаватель, к.ю.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В последнее время вопросы оптимизации деятельности органов местного самоуправления, связанной с выполнением требований пожарной безопасности, становятся предметом активного обсуждения и в средствах массовой информации, и в коридорах власти. Это и не случайно, ведь в соответствии с отечественным законодательством на органы местного самоуправления возложены полномочия по решению широкого спектра вопросов местного значения, в состав которых в том числе входит, и обеспечение первичных мер пожарной безопасности, перечисленных в ст. 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ [1]. Однако тот факт, что уровень обеспечения названных мер на сегодняшний день пока ещё не соответствует предъявляемым со стороны государства требованиям, очевиден даже для человека, далекого от рассматриваемой сферы жизнедеятельности.

Вместе с тем, обязательства органов местного самоуправления в сфере пожарной безопасности отнюдь не ограничиваются упомянутыми первичными мерами. В частности, статьей 5 Федерального закона РФ от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» на органы местного самоуправления возложены следующие обязанности:

- обеспечивать соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны;

- предусматривать систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных;

- оказывать поддержку (в том числе материальную) добровольным пожарным при осуществлении ими своей деятельности [2].

Помимо этого, в период подготовки населенных пунктов и отдельных объектов к весенне-летнему пожароопасному периоду объем деятельности администраций муниципальных образований увеличивается буквально в разы. В конечном итоге формируется целый комплекс неотложных задач, решение которых ложится тяжким бременем на довольно - таки скудные, большей частью дотационные местные бюджеты.

Как следствие финансирование противопожарных мероприятий в большинстве случаев происходит по остаточному принципу. При этом единого для всех муниципальных образований и городских округов фиксированного показателя подобного рода отчислений из бюджетов не существует. Также как, впрочем, нет и координирующего органа, устанавливающего пределы указанного показателя.

Все мы хорошо помним катастрофические последствия природных пожаров в 2010 году, когда неконтролируемым горением было охвачено более 500 тысяч га в двадцати российских регионах. По официальным данным упраздненного ныне Министерства регионального развития РФ, лесными пожарами было полностью или частично уничтожено 127 населённых пунктов. Одной из причин столь масштабного явления стало, по мнению специалистов, несоблюдение требований пожарной безопасности в части обеспечения противопожарных расстояний от границ застройки населённых пунктов до лесных массивов. Однако, несмотря на столь горькие уроки, кардинальным образом ситуация не меняется. Органы местного самоуправления по-прежнему далеко не всегда и не везде контролируют процесс застройки, хотя согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, муниципальных районов и городских округов, а также утверждение правил землепользования и застройки территорий как раз и относится к их полномочиям [3].

Отчасти отсутствие контроля за застройкой приусадебных участков граждан со стороны органов местного самоуправления можно объяснить недостаточным количеством специалистов в штатах администраций по вопросам градостроительной деятельности, необходимых для осуществления постоянного мониторинга и пресечения подобных нарушений на стадии начала строительства. Но, согласитесь, что это объяснение не может служить оправданием для безответственных руководителей, особенно когда речь идет о возможных негативных последствиях для жизни и здоровья населения.

Конечно, это всего лишь малая толика проблем, существующих в деятельности органов местного самоуправления по исполнению требований пожарной безопасности. Но то, что их необходимо устранить в самое ближайшее время, сегодня очевидно для всех.

Кроме того, в целях более эффективного и оперативного решения обозначенных проблем, имеющаяся на сегодняшний день нормативно - правовая база, регулирующая общественные отношения в области обеспечения требований пожарной безопасности на уровне органов местного самоуправления, должна быть существенным образом оптимизирована.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» / [Эл. ресурс] -Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

2. Федеральный закон РФ от 06.05.2011 №100-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О добровольной пожарной охране» / [Эл. ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) / [Эл. ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

ИЗМЕНЕНИЯ В ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОРЯДКЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

А.А. Сазанова, студент магистратуры, С.В. Костыков, преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Государственная Дума РФ 22 декабря 2015 приняла во втором и третьем чтении законопроект № 752189-6 «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов» [1]. Изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации вступают в силу с 1 апреля 2016 года. Основные изменения коснулись разграничения использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами.

Стоит отметить, что Российский законодатель не увидел причин для создания некой особой регуляторной среды для российских беспилотников и в целом учел опыт других стран и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Главным нововведением закона стало ограничение в 250 граммов, оно используется и в других странах в качестве отсечки, превышения которой требует регистрации беспилотника [2]. Такие правила, например, начали действовать в США буквально за день до рассмотрения законопроекта в третьем чтении.

Формирование понятийной базы. Законопроект вводит ряд важных определений. В первую очередь, дано определение «беспилотному воздушному судну», под которым понимается: Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) [3]. До этого момента единственное упоминание беспилотного судна содержалось только в актах Правительства РФ, где давалось определение беспилотному летательному аппарату:

Беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.