БОТ 10.24411/2076-8176-2019-11991
О Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных с международным участием «Междисциплинарные исследования в истории науки» и её итогах
Полина А. Захарчук
Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова, Российская Академия Наук,
Москва, Россия; [email protected]
С 11 по 13 декабря 2018 г. при поддержке РФФИ (проект № 18-311-10032) проходила Всероссийская научно-практическая конференция молодых учёных с международным участием «Междисциплинарные исследования в истории науки», организованная по инициативе Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (далее — ИИЕТ РАН) и Архива Российской академии наук (далее — Архив РАН).
Основную роль в подготовке и проведении конференции взяли на себя сотрудники ИИЕТ РАН. Председателем Программного комитета стал директор ИИЕТ РАН, к. т. н. Д.Ю. Щербинин, заместителем председателя — советник директора Архива РАН по научной работе, к. и. н. В.Ю. Афиани. Организационный комитет возглавил председатель Совета молодых ученых ИИЕТ РАН, к. г. н. А.В. Собисевич, его заместителем стал зам. директора по научной работе ИИЕТ РАН, к. б. н. Р.А. Фандо.
Конференция продолжила традицию проведения в ИИЕТ РАН научных мероприятий, нацеленных на вовлечение молодых учёных в историко-научные исследования. С 2011 г. по 2016 г. в ИИЕТ РАН проводились ежегодные школы молодых учёных. Они проходили в партнёрстве с другими научными организациями, находящимися вне Москвы на их территории. Количество молодых учёных, принимавших участие в прежних научных школах, не было большим1. Поддержка проекта со стороны РФФИ позволила в 2018 г. привлечь к выступлению с пленарными докладами ведущих исследователей, расширить географию молодых участников. Были привлечены молодые учёные не только из научных и научно-образовательных учреждений Москвы, но и из Санкт-Петербурга и Волгограда. В конференции приняли участие молодые учёные из стран ближнего зарубежья (Республика Беларусь, Украина, Киргизия) и дальнего (Федеративная Республика Германии).
Конференция был открыта директором ИИЕТ РАН, к. т. н. Д.Ю. Щербининым. После его выступления участникам школы были продемонстрированы фильмы об истории Архива РАН и его Санкт-Петербургского филиала, подготовленные сотрудниками Информационно-выставочного центра ИИЕТ РАН. В первый день работы молодёжной конференции проходили пленарные выступления ведущих учёных. Формат пленарного доклада был определён как 40-минутный доклад с последующей 20-минутной дискуссией с участниками конференции. Подобная форма пленарных выступлений была приближена к формату «мастер-классов», которые проводились ранее на научных школах ИИЕТ РАН и предусматривали активное взаимодействие ведущего и участников-слушателей.
1 Подробнее об истории школы см.: Валькова, Собисевич, 2017. С. 603—612.
Рис 1. Мастер-класс Юрия Михайловича Батурина (чл.-корр. РАН, д. ю.н., главный научный сотрудник ИИЕТ РАН)«Биограмма учёного как исторический источник» Fig. 1. Master class by Yuri Baturin "Biogram of a scientist as a historical source"
Первым состоялось пленарное выступление чл.-корр. РАН, д. и. н., зав. кафедрой исторической информатики МГУ им. М.В.Ломоносова Л. И. Бородкина. В докладе «Историк в мире компьютерных технологий: полвека истории» он рассмотрел основные этапы внедрения цифровых технологий в инструментарий историков и связал этот процесс в России с желанием использовать в своих исследованиях количественные методы. Пионером в этом направлении стал академик АН СССР И.Д. Ковальченко. В 1979 г. на историческом факультете МГУ под его руководством стал проводиться семинар «Количественные методы в исторических исследованиях». И.Д. Ковальченко стал инициатором создания лаборатории, использующей ЭВМ для обработки данных, при Институте истории АН СССР. Л.И. Бородкин также остановился на примерах взаимодействия специалистов в области 3 Б-моделирования и историков: возможность совместными усилиями провести виртуальную реконструкцию утраченных архитектурных памятников, опираясь на сохранившиеся чертежи, фотографии и т. п. Созданные подобным образом 3Б-модели становятся важным инструментом для популяризации исследований по исторической информатике.
Затем с пленарным докладом «Биограмма учёного как исторический источник» выступил чл.-корр. РАН, д. ю. н., главный научный сотрудник ИИЕТ РАН Ю.М. Батурин. Участникам конференции он рассказал о проблеме поиска подхода к написанию научной биографии учёных и их открытий. По мнению Ю.М. Батурина, есть определённый алгоритм при создании биографий учёных: события жизни учёного и появление его изобретений можно выстраивать в виде биограммы. Докладчик подробно рассмотрел особенности интервьюирования учёных. Предложенные им подходы являются очень важными дополнениями к развитию такого нового направления, как «устная история».
Пленарное выступление «Неприметная астрономия: Роль геодезистов и топографов в колониальной экспансии России» ведущего научного сотрудника ИИЕТ РАН, д. и. н. К.В. Иванова было построено на междисциплинарных подходах. Докладчик уделил внимание проблеме «презентивизма», рассматривая множество сюжетов, незаметных с точки зрения логики текущего дня, но приводящих к значительным переменам в ходе исторического процесса. В докладе К.В. Иванова было отмечено, что ведущаяся в течение всего XIX века рутинная работа геодезистов-топографов (в основном военных), ориентированная на наращивание топографических сетей, являлась очень действенным средством российской экспансии в Среднюю Азию. Локальное противостояние Российской империи с Великобританией было фактором постоянной конфронтации двух ведущих мировых держав, а следовательно, оказывало влияние на мировую историю. Это задавало особые отношения между политиками, чиновниками и интеллектуалами, явилось мощной трансформирующей силой как в политической, так и в интеллектуальной истории.
Завершали первый день конференции пленарные выступления молодых учёных. Совместный пленарный доклад «Междисциплинарная триангуляция на примере исследования научного сообщества раннесоветского периода» представили доцент РГГУ к. и. н. Е.А. Долгова и ст. научный сотрудник НИУ Высшей школы экономики, к. с. н. Е.А. Стрельцова. Докладчики представили результаты статистического анализа ранее неопубликованных перечней научных работников, проживавших в Москве и Ленинграде в конце 1920-х гг. Они подробно рассмотрели динамику женских научных кадров с точки зрения двух специалистов: историка науки и социолога науки. С последним пленарным выступлением по теме «Старое и новое в цифровых социальных исследованиях» выступила ст. научний сотрудник Социологического института РАН, к. с. н. Л.В. Земнухова. Результаты цифровых социальных исследований используются специалистами разных областей знаний (в том числе и историками науки). Поэтому ознакомление с их методологией, историей и перспективными направлениями в их развитии, было полезно для аудитории и вызвало оживлённую дискуссию среди участников.
Далее участники конференции работали по секциям: «История естественно-биологических наук», «Популяризация истории науки и техники: прошлое, современность, перспективы», «Наука и научное сообщество: история и современность» и «Историография и источниковедение истории науки и техники».
История биологической науки была представлена в работе каждой из секций. На секции «История естественно-биологических наук» был заслушан доклад А.Ш. Самарина (МГУ им. М.В. Ломоносова), посвящённый биографии химика Надежды Олимпиевны Зибер-Шумовой, которая внесла немалый вклад в развитие отечественной физиологической химии. В докладе З.А. Платоновой (соискатель ИИЕТ РАН)«Съезды как средство научной коммуникации: к истории возникновения съездов естествоиспытателей и врачей» (Платонова, 2019, с. 40—44), был проведён подробный сравнительный анализ целей и задач создания съездов в странах Западной Европы и в Российской Империи.
Среди сообщений, прозвучавших на второй секции «Популяризация истории науки и техники: прошлое, современность, перспективы», следует отметить выступление А.В. Самокиш (СПбФ ИИЕТ РАН)«Учебник как зеркало истории. Эволюционная теория на страницах школьных пособий», которая в своём докладе рассмотрела особенности отражения сюжетов курса общей биологии в зависимости от политико-идеологической и экономической обстановки в первой половине XX в. (Самокиш, 2019, с. 143-146).
Рис. 2. В реставрационной лаборатории Архива Российской академии наук Fig. 2. In the restoration laboratory of the Archives of the Russian Academy of Sciences
На секции «Наука и научное сообщество: история и современность» Е.Ф. Синельникова (СПбФ ИИЕТ РАН) озвучила доклад «Динамика численности научных обществ в условиях социально-политического и экономического кризиса (1917-1922)». В докладе было рассмотрено влияние революционных событий на динамику численности научных обществ, в том числе была представлена статистика по Обществу естествоиспытателей при Петроградском государственном университете (Синельникова).
В ходе работы секции «Историография и источниковедение истории науки и техники» был заслушан доклад Е.Ю. Жаровой (докторант ИИЕТ РАН)«Отчёты университетов как источник по истории науки» (Жарова, 2019, с. 17-21). Отличительной особенностью этого исследования стало привлечение огромного количества новых источников, из архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Киева и других городов. Основной упор был сделан на изучение развития высшего биологического образования в Российской Империи. В своём докладе автор показала, что отчёты университетов являются информативным источником для изучения истории отдельных лабораторий, их финансового и технического состояния. Также из отчётов можно узнать, какими специальными работами занимались студенты и их преподаватели, что в свою очередь позволяет проследить эволюцию тематики исследований и формирования научных школ. В докладе В.В. Слисковой (РГГУ)«Популяризация биомедицины на страницах популярных журналов 1920-х гг.» (Слискова, 2019, с. 30-34) были рассмотрены публикации из иллюстрированных журналов «Огонек» и «Крестьянка», а также из изданий «Искры науки» и «Наши достижения». Исследователем были выделены три основные группы естественно-научных сюжетов: борьба с болезнями и антисанитарией, публикации о строении и механизмах функционирования человеческого организма, научные идеи (порою из области фантастики) и открытия.
В конце каждой секции модератором подводились итоги, делались общие выводы, проводилась дискуссия и обсуждение всех представленных докладов. В ходе работы каждой из секций молодыми учёными на основе материалов, впервые вводимых в научный оборот, были проанализированы вопросы по историографии и источниковедению истории науки и техники, а также проблемы популяризации историко-научных исследований. Участниками конференции были рассмотрены этапы в истории развития естественно-биологических, психолого-педагогических наук, наук о Земле, когда фазы устойчивого роста могли сменяться как этапами стагнации, так и временем революционных открытий. Ряд исследований рассматривали малоизвестные сюжеты, знание которых просто необходимо для более полного представления о развитии научных дисциплин.
Третий день молодежной конференции проходил в стенах Архива РАН, выступившим партнером ИИЕТ РАН, и был посвящён теме «Изучение источников личного происхождения по истории науки и техники». Сотрудниками архива была организована экскурсия по выставочной экспозиции и научным фондам архива. Вводная часть экскурсии была проведена зам. директора АРАН по научной работе, д. и. н. И.Н. Ильиной. Экскурсию по выставке «Прорыв. Наука ХХ века» провела учёный секретарь Архива РАН, к. и. н. Н.М. Осипова. Молодые учёные ознакомились с историей архива, с общим спектром документов, хранящихся в нём, направлениями его работы, режимом и правилами работы читального зала, с широкими возможностями информационной системы «Архивы российской академии наук». В реставрационной лаборатории её сотрудник П.Е. Кандыба рассказал о применяемых в архиве методах хранения ветхих документов и их реставрации, когда бумага очищается от различных механических и химических повреждений (плесени, ржавчины и др.). Одним из интереснейших экс-
понатов, находившихся на реставрации и продемонстрированных участникам экскурсии, стали иллюстрации к трудам биолога Ильи Ильича Мечникова (1845—1916), выполненные его женой О.Н. Мечниковой (в девичестве Белокопытовой) (1883—1915). Биологические процессы, клетки, микроорганизмы были нарисованы ею цветным карандашом. Эти рисунки представляют собой настоящее произведение искусства. Однако из-за свойства карандаша, который постепенно осыпается с бумаги, перед реставраторами стоит выполнение непростой работы по их сохранению. В архивохранилищах участники конференции ознакомились с условиями хранения личных фондов учёных. Молодым учёным были продемонстрированы написанные карандашом письма основоположника космических полетов, Константина Эдуардовича Циолковского (1857—1935), а также личные вещи учёных (профессорские мантии, несессеры, микроскопы и т. п.), находящиеся на хранении в Архиве РАН.
В Архиве прошёл мастер-класс на тему: «Комплектование Архива РАН личными фондами учёных» — который провела руководитель Центра комплектования Архива РАН, к. и. н. Е.В. Косырева. Для мастер-класса была характерна практическая направленность: молодые учёные познакомились с правилами комплектования, хранения и использования источников личного происхождения, ознакомились с конкретными личными фондами учёных, практиковались в соотнесении документов с номенклатурой дел.
Завершилась конференция круглым столом «Этические проблемы публикации исторических источников личного происхождения», организатором и модератором которого стала ведущий научный сотрудник ИИЕТ РАН, д. и. н. О.А. Валькова. Целью круглого стола стал обмен мнениями как уже состоявшихся, так и молодых учёных об этичности публикаций, найденных в ходе архивных изысканий или полученных в ходе опросов современников информации о личной жизни учёных. Все то, что должно рассматриваться как информация, не подлежащая разглашению для обычных людей, в случае учёных представляет большой интерес для понятия особенностей их творчества. Участники круглого стола обсудили, какие моральные нормы должны быть у историка и публикация какой информации о жизни исторических персонажей для него являлась бы табуированной. Тема круглого стола вызвала у его участников оживлённую дискуссию — настолько она была актуальной для тех, кто занимается историей, и в то же время непростой.
По результатам работы молодёжной конференции опубликована коллективная монография «Междисциплинарные исследования в истории науки», в которую вошли исследовательские работы, написанные молодыми учёными по итогам работы секций конференции (авторский коллектив монографии состоит только из молодых учёных).
Участники молодежной конференции улучшили навыки своих публичных выступлений и работы с архивными источниками, благодаря пленарным презентациям ведущих учёных узнали о новых тенденциях в историко-научных и междисциплинарных исследованиях, в ходе круглого стола в Архиве РАН обсудили проблему научного этикета при работе с источниками личного происхождения.
ИИЕТ РАН им. С.И. Вавилова планирует и в будущем проводить мероприятия, направленные на развитие историко-научных исследований в России. Ввиду небольшого количества молодых учёных в институте планируется проводить и в дальнейшем конференции в партнёрстве с другими научно-образовательными учреждениями, занимающимися историческими исследованиями. Молодежные конференции с приглашением зарубежных участников будут способствовать становлению и популяризации в России такого направления, как история науки.
Список литературы
Валькова О.А., Собисевич А.В. Прервалась связь времен? Международная школа молодых учёных XXI в. уз традиции научных собраний молодых историков науки в XX в. // Вопросы истории естествознания и техники. 2017. № 3. С. 603-612.
Жарова Е.Ю. Отчеты университетов 1830-1910-х гг., как источник по истории науки // Междисциплинарные исследования в истории науки / Отв. ред. К.В. Иванов. М.: Янус-К, 2019. С. 17-21.
Платонова З.А. Съезды как средство научной коммуникации: к истории возникновения съездов естествоиспытателей и врачей // Междисциплинарные исследования в истории науки / Отв. ред. К.В. Иванов. М.: Янус-К, 2019. С. 40-44.
Самокиш А.В. Учебник как зеркало истории. Эволюционная теория на страницах школьных пособий // Междисциплинарные исследования в истории науки / Отв. ред. К.В. Иванов. М.: Янус-К, 2019. С. 143-146.
Синельникова Е.Ф. Динамика численности научных обществ в условиях социально-политического и экономического кризиса (1917-1922) // Междисциплинарные исследования в истории науки / Отв. ред. К.В. Иванов. М.: Янус-К, 2019. С. 115-119.
Слискова В.В. Естественно-научные сюжеты на страницах научно-популярных журналов 1920-х годов // Междисциплинарные исследования в истории науки / Отв. ред. К.В. Иванов. М.: Янус-К, 2019. С. 30-34.
About the All-Russian with international participation scientific-practical conference of young scientists "Interdisciplinary Research in the History
of Science" and its results
POLINA a. ZAKHARCHUK
Sergey I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, Russian Academy of Sciences;
The article gives a brief overview of youth conference "Interdisciplinary research in the history of science". The three-day conference was held in Moscow, Russia, from 11 to 13 December 2018, and attracted over 40 young scientists from all over Russia as well as scientist from overseas. The conference was hosted by S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology of the Russian Academy of Sciences and Archive of the Russian Academy of Sciences. The participants in the Conference included young experts in domestic and universal history, ethnography, museology, archival studies, philosophy, psychology, sociology, chemistry, geography and geophysics. The Conference included master classes of highly qualified specialists in the history of science and technology were organized, four sections of the conference and a tour of the archive depositors and laboratories of the Archive of the Russian Academy of Sciences. About all of these activities will be fully discussed under the article. The article will particularly focus on the analysis of reports on the history of biology, which were presented at the conference sections. The article also will take some stock of the conference and make a plan for the future of development of youth studies in the history of science and technology.
Keywords: youth science, interdisciplinary research, conference, archive, history of science, popularization of science, history of the scientific community, source study and historiography of the history of science, history of natural science.
References
Platonova, Z. A. (2019). S''ezdy kak sredstvo nauchnoi kommunikatsii: k istorii vozniknoveniia s''ezdov estestvoispytatelei i vrachei [Congresses as a means of scientific communication: to the history of the congresses of naturalists and doctors]. In K. Ivanov (Ed.), Mezhdistsiplinarnye issledovaniia v istorii nauki [Interdisciplinary researches in the history of Science] (pp. 40—44). Moscow: Ianus-K.
Samokish, A. V. (2019). Uchebnik kak zerkalo istorii. Evoliutsionnaia teoriia na stranitsakh shkol'nyh posobii [Textbooks as a mirror of history. The evolution theory in the pages of school handbooks]. In K. Ivanov (Ed.), Mezhdistsiplinarnye issledovaniia v istorii nauki [Interdisciplinary researches in the history of Science] (pp. 143-146). Moscow: Ianus-K.
Sinel'nikova, E. F. (2019). Dinamika chislennosti nauchnyh obshchestv v usloviiakh sotsial'no-politicheskogo i ekonomicheskogo krizisa (1917-1922) [Change in the number of scientific societies under the socio-political and economic crisis (1917-1922)]. In K. Ivanov (Ed.), Mezhdistsiplinarnye issledovaniia v istorii nauki [Interdisciplinary researches in the history of Science] (pp. 115-119). Moscow: Ianus-K.
Sliskova, V. V. (2019). Estestvennonauchnye siuzhety na stranitsakh nauchno-populiarnykh zhurnalov 1920-h godov [Natural science stories on the pages of the 1920s popular science journals]. In K. Ivanov (Ed.), Mezhdistsiplinarnye issledovaniia v istorii nauki [Interdisciplinary researches in the history of Science] (pp. 30-34). Moscow: Ianus-K.
Val'kova, O. A. & Sobisevich, A. V. (2017). Prervalas' svyaz' vremen? Mezhdunarodnaia shkola molodykh uchenykh XXI v. vs. traditsii nauchnykh sobranii molodykh istorikov nauki v XX v. [Has the link between times been lost? International school of young scientists in the XXI century vs. The traditions of the scientific assemblies of young historians of science in the XX century]. Voprosy istoriiestestvoznaniia i tekhniki, 3, 603-612.
Zharova, E. Iu. (2019). Otchety universitetov 1830-h-1910-h gg., kak istochnik po istorii nauki [Universities reports in 1830s- 1910s as a source on the history of science]. In K. Ivanov (Ed.), Mezhdistsiplinarnye issledovaniia v istorii nauki [Interdisciplinary researches in the history of Science] (pp. 17-21). Moscow: Ianus-K.