Научная статья на тему 'О возникновении и уменьшении максимумов в спектрах вибрации обтекаемой пластины с отверстием'

О возникновении и уменьшении максимумов в спектрах вибрации обтекаемой пластины с отверстием Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY-NC
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБТЕКАЕМАЯ ПОТОКОМ ПЛАСТИНА / TILE IN THE FLOW / ОТВЕРСТИЕ / МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ / LOCATION / СПЕКТРЫ ВИБРАЦИИ / VIBRATION SPECTRA / ЧАСТОТЫ И УРОВНИ МАКСИМУМОВ / FREQUENCIES AND LEVELS OF MAXIMUMS / PERFORATION

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Кирпичников Валерий Юлианович, Кощеев Алексей Петрович, Мукалов Юрий Николаевич, Шлемов Юрий Федорович

Объект и цель научной работы. Исследование влияния места расположения отверстия на пластине обшивки обтекаемого корпуса движущегося средства на уровни ее вибрации. Материалы и методы. Многоточечные измерения уровней вибрации обтекаемой пластины без отверстия и уровней вибрации двух обтекаемых пластин с отверстием, отличающихся местом его расположения. Влияние места расположения отверстия на вибрации обтекаемых пластин по разнице измеренных уровней и изменению формы спектра вибрации определено экспериментально. Основные результаты. Появление наиболее интенсивных максимумов в спектрах вибрации обтекаемой пластины при размещении отверстия вне геометрического центра имеет место при выполнении следующих условий: одна из частот Струхаля совпадает с собственной частотой изгибных колебаний пластины; на частоте указанного совпадения в спектре входной вибровозбудимости пластины у задней кромки отверстия имеется максимум. Заключение. Установлена возможность выбора мест расположения отверстий в обтекаемых пластинах движущихся объектов, при которых будет исключено интенсивное увеличение уровней их вибрации и шумоизлучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Кирпичников Валерий Юлианович, Кощеев Алексей Петрович, Мукалов Юрий Николаевич, Шлемов Юрий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On generation and decrease of the maximums in the vibration spectra of the perforated plate in the flow

Object and purpose of research. This paper investigates how the location of the perforation on a hull plating tile of the vehicle moving in the flow affects the vibration of this tile.Materials and methods. Multi-point vibration measurements on the perforation-free tile in the flow and vibration measurements on the two tiles (in the flow) with different locations of perforation. The effect of the perforation location upon the vibration of the tiles in the flow (in terms of the difference between the measured levels and the change in the vibration spectrum shape) has been determined experimentally. Main results. The most intense maximums in the vibration spectra of the tile in the flow, the perforation being beyond the geometric center, take place if the following conditions are met: one of the Strouhal frequencies coincides with the natural frequency of the tile's bending vibrations; at the frequency of this coincidence, within the input vibration excitability spectrum of the plate, near the rear edge of the perforation, there is a maximum. Conclusion. It was found how the perforations in the tiles of the objects moving in the flow can be arranged so as to mitigate the growth of their noise and vibration levels.

Текст научной работы на тему «О возникновении и уменьшении максимумов в спектрах вибрации обтекаемой пластины с отверстием»

В.Ю. Кирпичников, А.П. Кощеев, Ю.Н. Мукалов, Ю.Ф. Шлемов

ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург

О ВОЗНИКНОВЕНИИ И УМЕНЬШЕНИИ МАКСИМУМОВ В СПЕКТРАХ ВИБРАЦИИ ОБТЕКАЕМОЙ ПЛАСТИНЫ С ОТВЕРСТИЕМ

Объект и цель научной работы. Исследование влияния места расположения отверстия на пластине обшивки обтекаемого корпуса движущегося средства на уровни ее вибрации.

Материалы и методы. Многоточечные измерения уровней вибрации обтекаемой пластины без отверстия и уровней вибрации двух обтекаемых пластин с отверстием, отличающихся местом его расположения. Влияние места расположения отверстия на вибрации обтекаемых пластин по разнице измеренных уровней и изменению формы спектра вибрации определено экспериментально.

Основные результаты. Появление наиболее интенсивных максимумов в спектрах вибрации обтекаемой пластины при размещении отверстия вне геометрического центра имеет место при выполнении следующих условий: одна из частот Струхаля совпадает с собственной частотой изгибных колебаний пластины; на частоте указанного совпадения в спектре входной вибровозбудимости пластины у задней кромки отверстия имеется максимум.

Заключение. Установлена возможность выбора мест расположения отверстий в обтекаемых пластинах движущихся объектов, при которых будет исключено интенсивное увеличение уровней их вибрации и шумоизлучения.

Ключевые слова: обтекаемая потоком пластина, отверстие, место расположения, спектры вибрации, частоты и уровни максимумов.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Для цитирования: Кирпичников В.Ю., Кощеев А.П., Мукалов Ю.Н., Шлемов Ю.Ф. О возникновении и уменьшении максимумов в спектрах вибрации обтекаемой пластины с отверстием. Труды Крыловского государственного научного центра. 2017; 3(381): 117-122.

УДК 534.647 DOI: 10.24937/2542-2324-2017-3-381-117-122

V.Yu. Kirpichnikov, A.P. Koscheev, Yu.N. Mukalov, Yu.F. Shlemov

Krylov State Research Centre, Moskovskoe shosse 44, St. Petersburg, Russia

ON GENERATION AND DECREASE OF THE MAXIMUMS IN THE VIBRATION SPECTRA OF THE PERFORATED PLATE IN THE FLOW

Object and purpose of research. This paper investigates how the location of the perforation on a hull plating tile of the vehicle moving in the flow affects the vibration of this tile.

Materials and methods. Multi-point vibration measurements on the perforation-free tile in the flow and vibration measurements on the two tiles (in the flow) with different locations of perforation. The effect of the perforation location upon the vibration of the tiles in the flow (in terms of the difference between the measured levels and the change in the vibration spectrum shape) has been determined experimentally.

Main results. The most intense maximums in the vibration spectra of the tile in the flow, the perforation being beyond the geometric center, take place if the following conditions are met: one of the Strouhal frequencies coincides with the natural frequency of the tile's bending vibrations; at the frequency of this coincidence, within the input vibration excitability spectrum of the plate, near the rear edge of the perforation, there is a maximum.

Conclusion. It was found how the perforations in the tiles of the objects moving in the flow can be arranged so as to mitigate the growth of their noise and vibration levels.

Keywords: tile in the flow, perforation, location, vibration spectra, frequencies and levels of maximums. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

For citations: Kirpichnikov V.Yu., Koscheev A.P., Mukalov Yu.N., Shlemov Yu.F. On generation and decrease of the maximums in the vibration spectra of the perforated plate in the flow. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2017; 3(381): 117-122 (in Russian).

УДК 534.647 DOI: 10.24937/2542-2324-2017-3-381-117-122

Введение

Introduction

Негативное влияние отверстий в обшивке обтекаемых конструкций на уровни вибрации и шумоизлу-чения отмечено во многих работах [1-5]. По результатам экспериментальных исследований вибраций при обтекании пластин, выполненных в малошумной аэродинамической трубе Крыловского государственного научного центра, было показано, что наиболее заметно эти уровни повышаются при совпадении частот Струхаля

ShnU

fSn - ,

(1)

(£йВ - число Струхаля, БЬВ = с(п - 0,25), где с - численный коэффициент, равный 0,5-0,7 [1], п = 1, 2, 3... или с = 2,76/4й [5]; й - скорость потока, м/с; а - размер отверстия в направлении вдоль потока, м) с собственными частотами [ЧВ изгибных колебаний (ц = 1, 2, 3 ..., в = 1, 2, 3 ... - числа полуволн вдоль и поперек потока) пластинчатых элементов (далее пластин) конструкции.

Однако данное условие интенсивного роста уровней вибрации и шумоизлучения является не единственным. В работе [5], например, было показано, что при нахождении отверстия у кромок пластины, несмотря на выполнение условия = /ЦВ, максимумы с повышенными уровнями в спектрах вибрации не появляются. Их присутствие в спектрах зарегистрировано при нахождении отверстия в зоне геометрического центра пластины, когда низшая частота Струхаля (/я) и ее первая гармоника (/а) совпадают, соответственно, с частотами /¡3

0,52

т6

X

т3!

-х-

т4 !т4

х| X

0,13

0,09

т5

т1 i

- X-т2

1 - отверстие в пластине 1

2 - отверстие в пластине 2

X - точки измерения вибраций

Рис. 1. Схемы испытанных пластин и расположение точек измерения вибрации:

Fig. 1. Layout of the tested tiles and locations of vibration measurement points

и f33 нечетно-нечетных форм колебаний. При этом помимо совпадения fS1 с f13 и fS2 с f33 отверстие находилось в зоне пучности указанных форм изгибных колебаний, а ниже по потоку от отверстия размещалась еще одна пучность тех же форм. Являются ли два последних фактора необходимыми условиями возникновения повышенной вибрации пластины? Получить ответ на этот вопрос при испытаниях пластины в работе [5] с отверстием в геометрическом центре пластины оказалось невозможным, так как условие S = /л выполняется при скорости потока порядка 18 м/с, на которой полезный сигнал соизмерим с помехой от работы механизмов аэродинамической трубы.

Целью настоящей работы являлось экспериментальное определение условий появления интенсивных максимумов в спектрах вибраций обтекаемых пластин с отверстием при его нахождении на отдалении от геометрического центра и кромок. В статье приведены также величины возможного уменьшения уровней этих максимумов при установке на пластину резонансных полосовых вибропоглотителей, настроенных на частоту повышенной вибрации.

Экспериментальная установка

Test rig

Экспериментальные исследования выполнялись при поочередном размещении двух стальных пластин с отверстием в стенке рабочего участка малошумной аэродинамической трубы Крыловского государственного научного центра.

Размеры испытанных пластин: длина (размер Lx вдоль потока) - 0,52 м; ширина Ly = 0,37 м; толщина h = 1,5-10-3 м. В обеих пластинах отверстие имело квадратную форму с размером стороны a = 0,08 м. Каждое из отверстий находилось в зоне пучности формы 2-2 изгибных колебаний пластины (рис. 1). С пучностью указанной формы в пластине 1 совпадала середина задней кромки отверстия, а в пластине 2 - его геометрический центр.

Для исключения засасывания воздуха в аэродинамическую трубу через отверстие в пластинах испытания проводились при их нахождении в герметичном объеме (далее - полость) с размерами 0,6^0,5x0,1 м. Боковыми стенками полости являлись жесткие стальные подкрепления стенки рабочего участка аэродинамической трубы. На них закреплялась стенка полости толщиной 5 мм, параллельная испытываемой пластине (условно задняя). Материал стенки - пенополиуретан. Об отсутствии заметного

A/F, дБ 180 170 160 150 140 130 120 110 100 90

50 100 150 200 250

Частота, Гц

Рис. 2. Спектры входной вибровозбудимости пластины 1

Fig. 2. Input vibration excitability spectra for Tile 1

A/F, дБ 180 170 160 150 140 130 120 110 100 90 0

50 100 150 200 250

точка 1 точка 2 точка 3 J_l_

Частота, Гц

Рис. 3. Спектры входной вибровозбудимости пластины 2

Fig. 3. Input vibration excitability spectra for Tile 2

влияния описанной выше конструкции на вибрацию обтекаемой пластины указывалось в работе [5].

Измерения вибрационных характеристик пластин выполнялись в три этапа. На первом определялись резонансные частоты изгибных колебаний, на втором - измерялись уровни вибрации пластин при обтекании потоком, а на третьем - определялась эффективность резонирующих полосовых вибропоглотителей, установленных на пластину 2 и настроенных на частоту одного из максимумов с повышенными уровнями вибрации при ее обтекании. Точки измерения вибрационных характеристик пластин показаны на рис. 1. Скорости потока -25 м/с и от 30 до 50 м/с с шагом 1 м/с.

Анализ результатов измерений

Test data analysis

Резонансные частоты изгибных колебаний пластин определялись с использованием спектров входной вибровозбудимости, измеренной при их возбуждении вибромолотком после монтажа в стенку рабочего участка аэродинамической трубы. (Под входной вибровозбудимостью подразумевается уровень виброускорения в точке удара, выраженный в дБ относительно порогового уровня 10-6 м/с2 и отнесенный к силе 1 Н).

Типичные спектры входной вибровозбудимости пластин приведены на рис. 2 и 3. Значения резонансных частот fqn изгибных колебаний пластин представлены в таблице.

Обращаясь к таблице, видим, что значения резонансных частот fqn изгибных колебаний пластин 1 и 2, имеющих одинаковые размеры, являются до-

статочно близкими. Однако, как будет показано далее, несмотря на малые отличия fqn, частоты и уровни интенсивных максимумов в спектрах вибрации пластин 1 и 2 при их обтекании, а также скорости потока, на которых эти максимумы появляются, могут существенно различаться.

Типичные спектры вибрации пластин при разных скоростях обтекания приведены на рис. 4 и 5. Все они получены при измерении уровней вибрации в точке 4, находящейся непосредственно у задней кромки отверстия. На каждом из рисунков приведены также спектры входной вибровозбудимости пластины в этой же точке. Видно, что спектры вибрации пластин при обтекании имеют максимумы как на резонансных частотах изгибных колебаний, так и на отличающихся от них частотах. Значения частот максимумов резонансной природы в пластинах при всех скоростях потока совпадают со значениями частот максимумов в спектрах входной вибровозбудимости пластин. Частоты других максимумов (условно аэродинамической природы) растут с увеличением скорости обтекания.

Резонансные частоты fqn изгибных колебаний пластин (в Гц)

Resonant frequencies fqn for bending vibrations of the tiles, Hz

f fii f21 fl2 f22 f31 f32 f41 f42

Пластина 1 68 109 152 182 188 261 287 307

Пластина 2 70 116 157 192 200 269 290 305

0

0 50 100 150 200 250 Частота, Гц

— пя I, Л/Г — 32 м/с —3£м/с —42 м/с —46 м/с 25м/с —34м/с —40 tote —43 м/с —48 м'с

— 30 м/с — 36 м/с — 41 м/с -44 м/с — 50 и'с

0 50 100 150 200 250 Частота, Гц

плКЛ/Г —32м/с —38 м/с —42 м/с —4й ы/с

- 25 м/с —34 м/с —41) м/с —43 м/с —48 м/с

— 30 ч'с — 3ft м/с — 41 м/с -44 ч/с — 50 m'íi

Рис. 4. Спектры входной вибровозбудимости (1) пластины 1 и ее вибрации при обтекании (точка 4)

Fig. 4. Input vibration excitability spectra (1) for Tile 1 and its vibration in the flow (Point 4)

Рис. 5. Спектры входной вибровозбудимости (1) пластины 2 и ее вибрации при обтекании (точка 4)

Fig. 5. Input vibration excitability spectra (1) for Tile 1 and its vibration in the flow (Point 4)

В спектрах вибрации пластины 1 (рис. 4) присутствуют две группы таких максимумов с наибольшим уровнем на частотах 152 Гц (155 дБ) и 304 Гц (151 дБ), зарегистрированным при скорости обтекания 34 м/с. Расчет показал, что на указанной скорости частота Струхаля равняется 151 Гц, т.е. хорошо совпадает с собственной частотой /¡2 = 152 Гц пластины, на которой в точке 4 у задней кромки отверстия имеется максимум входной вибровозбудимости. Собственная частота Д2 = 305 Гц мало отличается от первой гармоники частоты Струхаля в предположении, что = 2/^. При этом на частоте

305 Гц в точке 4 у задней кромки отверстия зарегистрирован максимум с самым высоким уровнем входной вибровозбудимости рассматриваемой пластины 1. При одинаковой скорости обтекания уровни двух указанных интенсивных максимумов аэродинамической природы больше уровней соседних резонансных максимумов на величину ~30 дБ.

В спектрах вибрации пластины 2 содержатся также два интенсивных максимума аэродинамической природы с наибольшими уровнями на частотах 155 Гц (156 дБ) и 290 Гц (171 дБ). Первый зарегистрирован при скорости потока 36 м/с, а второй - 48 м/с.

В обоих случаях интенсивные максимумы вибрации при обтекании пластины 2 возникли на собственных частотах ее изгибных колебаний с повышенными уровнями входной вибровозбудимости у задней кромки отверстия. При этом ниже по потоку от отверстия на частоте 155 Гц находится пучность колебаний формы 1-2 (точка 3 с уровнем на ~2 дБ большим, чем в точке 4), а на частоте 290 Гц пучность какой-либо формы колебаний отсутствует. Действительно, уровни входной вибровозбудимости пластины 2 в точке 4 превысили соответствующие уровни в других точках измерения на 20 дБ и более.

В результате анализа полученных экспериментальных данных был сделан вывод, что кроме совпадения частоты Струхаля с собственной частотой изгибных колебаний обтекаемой пластины с отверстием, другим необходимым условием появления интенсивного максимума вибрации аэродинамиче-

Рис. 6. Вид на пластину с резонансными полосовыми вибропоглотителями

Fig. 6. View of the tile with resonant vibration-absorbing straps

Уровень вибрации, дБ

0 50 100 150 200 250 Частота, Гц

Рис. 7. Спектры вибрации обтекаемой потоком (U = 36 м/с) пластины 2 (точка 4) при отсутствии (1) и установке (2) резонирующих полосовых вибропоглотителей

Fig. 7. Vibration spectra of Tile 2 in the flow (U = 36 m/s), Point 4, without resonant vibration-absorbing straps (l) and with them (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ской природы является наличие на той же частоте наибольшего уровня (максимума) в спектре входной вибровозбудимости пластины в точке у задней кромки отверстия.

Для уменьшения уровней интенсивного максимума вибрации, появляющегося при обтекании пластины 2 на частоте ~i55 Гц, на нее, с зазором через приклеенную шайбу, устанавливались два резонирующих примерно на той же частоте полосовых вибропоглотителя (РПВ). Вибропоглотители были изготовлены из кровельного железа толщиной 0,6 мм и имели размеры в плане 0,i38*0,06 м. Одна из поверхностей РПВ была облицована армированным вибропоглощающим покрытием, состоящим из полимерной пленки типа ВПНС-2,5 толщиной ~0,5 мм, и полосы кровельного железа толщиной 0,i8 мм. Полосы были размещены в зоне пучностей формы i-2 изгибных колебаний пластины. Длинная сторона полос была ориентирована вдоль потока (рис. 6).

Спектры вибрации пластины в точке 4 при отсутствии и наличии РПВ приведены на рис. 7. Видно, что уровень максимума вибрации на частоте ~i55 Гц при установке РПВ уменьшился на ~32 дБ. Значительное уменьшение уровней вибрации на указанной частоте было зарегистрировано и в других точках измерения, при этом наблюдалось уменьшение уровней большинства присутствующих в спектрах резонансных максимумов. Увеличение уровней вибрации на частотах, отличающихся от частоты настройки РПВ, не наблюдалось. Эффект от установки РПВ был зарегистрирован на всех скоростях обтекания, где появлялся интенсив-

140 150 160 Частота, Гц

Рис. S. Спектры вибрации обтекаемой пластины 2 (точка 4) при отсутствии (пунктирные линии) и наличии (сплошные линии) резонирующих полосовых вибропоглотителей

Fig. S. Vibration spectra of Tile 2 in the flow Point 4, without resonant vibration-absorbing straps (dotted lines) and with them (solid lines)

ный максимум вибрации на указанной частоте. Сказанное подтверждают спектры вибрации пластины 2 в диапазоне частот (i40-i70) Гц при скоростях ее обтекания 34 м/с, 36 м/с, 38 м/с и 40 м/с, приведенные на рис. 8.

Установка на пластину РПВ привела также к уменьшению уровней интенсивного максимума в спектре ее вибрации, появляющегося на частоте 290 Гц при скорости обтекания 48 м/с. Однако эффективность ненастроенных на эту частоту РПВ оказалась существенно меньшей и составила (5-8 дБ).

Выводы

Conclusion

1. Показано, что интенсивные максимумы вибрации пластины с отверстием при обтекании появляются при выполнении следующих условий:

, одна из частот Струхаля совпадает с собственной частотой изгибных колебаний пластины; , на частоте указанного совпадения в спектре входной вибровозбудимости в точке пластины у задней кромки отверстия имеется максимум.

2. Существенное (до 30 дБ) уменьшение уровня интенсивного максимума в спектре вибрации обтекаемой пластины с отверстием может быть достигнуто путем размещения на ней резонансных полосовых вибропоглотителей, настроенных на частоту этого максимума.

Авторы благодарят Н.Л. Попова, A.A. Шанту-рина и Е. В. Яковлеву за помощь при проведении экспериментов и оформлении статьи.

Библиографический список

References

1. Грушецкий ИВ, Иванов В.С., Кирпичников ВЮ, Козунов Ю.В., Маршов В.П. Экспериментальные исследования влияния лёгкого корпуса различных конструкций на шумы обтекания и вибрации всплывающего устройства // Судостроительная промышленность. Проектирование судов. 1987. Вып. 12. С. 14-22. [I. Grushetsky, V. Ivanov, V. Kirpichnikov, Yu. Kozunov, V. Marshov. Experimental studies of outer hull effect upon the flow noise and vibration of the surfacing platform. Proektirovaniye sudov (Ship design). 1987; 12: 14-22. (in Russian).

2. Докучаев О.Н., Котков С.В., Семинов ГМ. Экспериментальные исследования звукоизлучения обтекаемого тела с внутренней полостью, сообщающейся с наружной средой через отверстие в обтекаемой поверхности // Акустический журнал. 1994. Т. 40. Вып. 3. С 446-449. [O. Dokuchaev, S. Kotkov, G. Seminov. Experimental study of sound radiation by a body with an internal cavity vented to the ambient flow via a hull aperture // Akusticheskij zhurnal (Acoustical physics). 1994; 40: 446-449. (in Russian)].

3. Кирпичников ВЮ. Вибрации и шумоизлучение обтекаемых конструкций судна. СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2016. [V. Kirpichnikov. Noise and vibration of ship structures in the flow. St. Petersburg: Krylov State Research Centre; 2016 (in Russian)].

4. Докучаев ОН, Кирпичников ВЮ., Котков СВ., Мукалов ЮН. Вибровозбудимость элементов обшивки корпуса корабля под действием турбулентных пульсаций давления // Труды III Международной конференции NSN. СПб.: 2003. С. 26-28. [O. Dokuchaev, V. Kirpichnikov, S. Kotkov, Yu. Mukalov. Vibration excitability of hull plating due to turbulent pressure fluctuations // Transactions of the IIIrd NSN Conference. St. Petersburg, 2003: 26-28. (in Russian)].

5. Кирпичников ВЮ., Кощеев А.П., Мукалов Ю.Н., Шлемов Ю.Ф. Влияние места расположения отверстия в обтекаемой потоком пластине на уровни ее вибрации // Труды Крыловского государственного

научного центра. 2017. Вып. 1(379). С. 128-133. [ V. Kirpichnikov, A. Koscheev, Yu. Mukalov, Yu. Shle-mov. Effect of plate's hole location on vibration levels of the plate in flow conditions // KSRC Transactions. 2017; 1(379): 128-133. (in Russian)].

Сведения об авторах

Кирпичников Валерий Юлианович, г.н.с. ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44. Телефон: 8 (812) 415-48-01. E-mail: krylov@krylov.spb.ru. Кощеев Алексей Петрович, начальник стенда ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44. Телефон: 8 (812) 415-48-01. E-mail: krylov@krylov.spb.ru. Мукалов Юрий Николаевич, ведущий инженер ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44. Телефон: 8 (812) 415-48-01. E-mail: krylov@krylov.spb.ru. Шлемов Юрий Федорович, заместитель начальника отделения - начальник лаборатории ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44. Телефон: 8 (812) 415-45-47. E-mail: krylov@krylov.spb.ru.

About the authors

Kirpichnikov, Valery Yu., Chief Researcher, Krylov State Research Centre. Address: 44 Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: 8 (812) 415-48-01. E-mail: krylov@krylov.spb.ru.

Koscheev, Alexey P., Test Rig Manager, Krylov State Research Centre. Address: 44 Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: 8 (812) 415-48-01. E-mail: krylov@krylov.spb.ru.

Mukalov, Yury N, Lead Engineer, Krylov State Research Centre. Address: 44 Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: 8 (812) 415-48-01. E-mail: krylov@krylov.spb.ru. Shlemov, Yury F., Deputy Head of Division - Head of Laboratory, Krylov State Research Centre. Address: 44 Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: 8 (812) 415-45-47. E-mail: krylov@krylov.spb.ru.

Поступила / Received: 17.02.17 Принята в печать / Accepted: 03.03.17 © Коллектив авторов, 2017

В.В. Савенко, Ю.Ф. Шлемов

ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург

МАЛОШУМНОЕ СУДНО МАЛЫХ РАЗМЕРОВ С ВИНТОРУЛЕВЫМИ КОЛОНКАМИ

Объект и цель научной работы. Поиск новых технических решений, направленных на снижение шумоизлу-чения судов малых размеров с винторулевыми колонками.

Материалы и методы. Анализ опубликованных сведений о зарубежном малошумном исследовательском судне малых размеров с движителями в виде винторулевых колонок.

Основные результаты. Выявлены новые технические решения, позволяющие снизить уровни подводного шума судов малых размеров, оснащенных винторулевыми колонками, до уровней, рекомендуемых международными требованиями ICES № 209.

Заключение. Использование передовых технических решений при создании отечественных судов малых размеров позволит существенно снизить их шумность.

Ключевые слова: исследовательское судно, малошумность, винторулевые колонки. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Для цитирования: Савенко В.В., Шлемов Ю.Ф. Малошумное судно малых размеров с винторулевыми колонками. Труды Крыловского государственного научного центра. 2017; 3(381): 123-128.

УДК 629.5.035 DOI: 10.24937/2542-2324-2017-3-381-123-128

V.V. Savenko, Yu.F. Shlemov

Krylov State Research Centre, Moskovskoe shosse 44, St. Petersburg, Russia

SMALL SILENT VESSEL WITH POD PROPULSION

Object and purpose of research. This paper searches for new technical solutions, aimed at noise emission reduction for small vessels with pod propulsion.

Materials and methods. The paper analyses published data about a foreign small-size silent research vessel with pod propulsion.

Main results. The paper identifies new technical solutions that reduce underwater noise levels of small vessels with pod propulsion, down to the levels recommended by ICES-209 international requirements.

Conclusion. Application of advanced technical solutions in development of Russian small-size vessel will considerably reduce their noise levels.

Keywords: research vessel, low noise, pod propulsion. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

For citations: Savenko V.V., Shlemov Yu.F. Small silent vessel with pod propulsion. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2017; 3(381): 123-128 (in Russian).

УДК 629.5.035 DOI: 10.24937/2542-2324-2017-3-381-123-128

Введение

Introduction

Набирающее все большую популярность в мире движение «зеленых», выступающих за соблюдение экологических принципов в промышленной и повседневной деятельности человека, привело к появлению за рубежом нормативных документов, ограни-

чивающих вредное влияние различных факторов деятельности человека на живую природу. В число таких факторов вошли уровни подводного шума судов, воздействующего на рыбные популяции и других обитателей моря. Согласно рекомендациям международной группы специалистов ICES № 209 [1] и нормам Регистра Норвегии [2] требования по ограничению уровней подводного шума исследователь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.