онного статусов в условиях современной российской социальной реальности позволяет выявить не консолидированные классы, а их рассредоточение по различным социальным слоям.
Список литературы
1. Галицкая Е.Г., Галицкий Е.Б. Кластеры на факторах: как избежать распространенных ошибок // Социология: 4М. 2006. № 22. С. 145-160. С. 145
2. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011. С. 168.
3. Крыштановский А.О. «Кластеры на факторах» - об одном распространенном заблуждении // Социология: 4М. 2005. № 21. С. 172-187. С. 173.
O.V. Bobrovskij
FEATURES OF SOCIAL AND STRATIFICATION STRUCTURE OF THE POPULATION OF THE ORYOL REGION
In this article found reflection the materials devoted to features of social structure of the population of the Oryol region, the method of the klasterny analysis received by results of author's sociological research. Detailed consideration of clusters is given, the special accent becomes on the dependents which cluster breaks on three podklaster.
Key words: social and stratification structure, social stratification, transformation of social structure, social processes, social groups, social inequality, klasterny analysis.
Получено 10.10.2012
УДК 658.014.1:301:316:61
М.В. Жукова, канд. социол. наук, доц., зав. каф., 8-920-276-38-21, [email protected] (Россия, Тула, РосНоУ)
О ВОЗМОЖНОСТЯХ УЧАСТИЯ СОЦИАЛЬНО ОТВЕСТВЕННОГО БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ СФЕРЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Определена социальная ответственность бизнеса в рамках взаимоотношений субъектов сферы охраны здоровья населения и на этой основе разработана стратегия воздействия государства, гражданского общества и рынка труда на процесс формирования социально ответственного бизнеса.
Ключевые слова: социально ответственный бизнес, добровольное медицинское страхование, система здравоохранения, государственная социальная политика, социальное партнерство.
Формирование социально-ответственного бизнеса не может произойти спонтанно, так как для этого необходим определенный посыл со стороны государства и гражданского общества. Отношения здесь должны строиться на принципах социального партнерства.
Системное изложение основ социального партнерства, отражающее современный уровень осмысления социально-экономических процессов? данное В. А. Михеевым и А.В. Михеевым [5]? рассматривается в контексте проявлений партнерских отношений преимущественно в социально-трудовой сфере. Однако в научной литературе есть концепции, рассматривающие социальное партнерство не только как отношения в социально-трудовой сфере, но и в более широком смысле - как процесс формирования социального государства.
Трехстороннее сотрудничество, в котором государство, работодатели и профсоюзы (как представители наемных работников) равноправны, широко практикуется в большинстве европейских стран. Оно действует преимущественно на макроуровне в виде взаимодействия властных структур с организациями труда и капитала общенационального масштаба, опираясь при этом на такой компромисс, основой которого является достижение общественного благополучия. Во многом благодаря утверждению системы социального партнерства этим социально ориентированным государствам удалось достичь согласия в обществе; снижения уровня социальной напряженности [5].
Известно, что социальный прогресс не достижим, если надеяться только на рыночный механизм, поскольку несовершенства рынка должны корректироваться социальной политикой. При этом государство должно действовать совместно с социальными партнерами и другими секторами гражданского общества [5; 6].
В этом смысле важен системный подход, когда управление социальными процессами в обществе происходит по всем уровням, начиная от индивидуальных интересов каждого отдельного индивида и заканчивая формированием социальной политики государства.
Таким образом, социальную ответственность бизнеса, по мнению многочисленных авторов и в контексте нашего исследования, можно определить как ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в частности в области охраны здоровья населения), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Также социальную ответственность бизнеса можно рассматривать как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума [1; 3; 4; 7].
Развитие корпоративной благотворительности и внедрения новой философии и практики бизнеса в России, безусловно, началось. Ряд крупных корпораций институциализировали это направление деятельности - были созданы отделы, занимающиеся социальными программами, планируются специальные бюджеты. Несколько компаний учредили свои собственные корпоративные фонды, начали проводить конкурсы на получение грантов.
Подобные практики соответствуют уровню «социального инвестирования», которое в отличие от благотворительности предполагает развитие перспективных направлений, элементов социальной инфраструктуры или выведение на новые рубежи организаций и отдельных лиц, уже обладающих высокой репутацией в своей сфере деятельности. Это работа, которая осуществляется системно и направлена на определенный результат, качественно новое состояние. В то же время круг компаний, для которых социальное участие является составной частью корпоративной политики, весьма ограничен. Показателен тот факт, что более половины всех пожертвований выделяют пятьдесят крупнейших национальных компаний - ЮКОС, ЛУКОЙЛ, СУАЛ, Северсталь и др. На социальные цели каждая из них ежегодно тратит в среднем 10-50 млн евро [2]. Естественно, что и объектом исследования российской корпоративной благотворительности, как правило, становятся именно крупные корпорации.
И хотя социальная ответственность бизнеса определена исследователя как добровольный, нерегламентированный посыл, по нашему мнению, процесс формирования такой культуры ведения бизнеса в России нуждается в волевом направленном участии государства и гражданского общества, поскольку наивно было бы предположить, что бизнес-сообщество будет вести активную политику в этом направлении. В свете этого государство могло бы законодательно или как-то еще навязать бизнесу обязательность включения в коллективные договоры дополнительное социальное страхование работников. Ведь на все более ориентированном на социальность рынке XXI века растет спрос на этичные бизнес-процессы и действия под влиянием и давлением новых общественных инициатив и законов [5].
Следовательно, для активизации участия бизнеса в рамках разработанной нами Концепции развития медицинского страхования, предполагающей вовлечение бизнеса в процесс добровольного медицинского страхования своих работников, необходимо выработать стратегию воздействия на бизнес (рис. 1).
Таким образом, в процессе воздействия государства в виде его социальной политики, направленной на решение проблем сферы охраны здоровья населения, выраженной в виде формирования законодательной основы для реформ здравоохранения и системы медицинского страхования, создание правовой базы для участия бизнеса в вопросах решения проблем страхования работников, а также условий в ЛПУ (лечебно-профилактических учреждениях) для решения поставленных задач, развития направления с налоговыми льготами и т.п. происходит воздействие государства на бизнес, который под этим влиянием вынужден трансформироваться для того, чтобы находиться в рамках государственной политики.
ГОСУДАРСТВО
п
В виде законодательных актов, правил и норм труда, стратегии развития здравоохранения, налоговых льгот, страхование госслужащих
Рис. 1. Воздействие государства, гражданского общества и рынка труда на процессе формирования социально ответственного бизнеса
Воздействие гражданского общества, обозначенное на рис. 1, может быть выражено через создание общественного мнения и образа социально-ответственного бизнеса через бизнес-сообщества, общественные объединения и т.п., кроме того, значительный вклад в этот процесс может внести профсоюзное движение, которое будет выражать мнение трудовых коллективов.
Рынок труда также может внести свои коррективы в поведение работодателей, поскольку если наличие соцпакета и его характеристики станут присущи многим предприятиям, следовательно, и запросы работников в этом отношении заставят работодателей вносить коррективы в этом направлении. И здесь государство могло бы показать пример через государственные учреждения и предприятия, создавая прецеденты социального страхования своих сотрудников.
Участие социально ответственного бизнеса в системе отношений субъектов сферы охраны здоровья населения в рамках Концепции развития системного медицинского страхования позволяет решать ряд задач, обозначенных на рис. 2.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНЫХ ПРОГРАММ ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
обеспечивает
• учет профессиональных особенностей при формировании программ по профилактике и лечению работников;
• юридическое сопровождение со стороны работодателя процесса заключения договоров со страховыми организациями;
• защита интересов работников в отношениях с субъектами сферы медицинского страхования;
• дополнительная социальная защита работающего населения;
• возможность выбора ЛПУ по принципу удобства для страхователя.
Рис. 2. Задачи, решение которых обеспечивает участие социально ответственного бизнеса в формировании корпоративных программ ДМС (добровольного медицинского страхования)
Участие в страховании сотрудников несет для бизнеса определенные положительные моменты, которые могут быть выражены в следующих позициях:
- уменьшает налогооблогаемую прибыль без увеличения себестоимости продукции (в соответствии со статьей 253 НК РФ к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относятся, в частности, расходы на оплату труда. Что касается ДМС, то в соответствии с подпунктом 16 статьи 255 НК РФ);
- страховка ДМС, входящая в состав соцпакета, является дополнительным стимулом для работников, а также конкурентным преимуществом предприятия на рынке труда;
- проведение политики оздоровления работников через включение в программы ДМС профилактических мероприятий, а также пункта возможности накопительной части и возможности поощрения работников ведущих здоровый образ жизни позволит уменьшить количество пропусков по болезни и повысить производительность труда.
В формировании мотивации работников, повышении его самоотдачи в производственной деятельности особое место отводится социальной политике предприятия. На предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, на случай болезни, безработицы и т.д.), установленные на вышестоящем уровне. Кроме того, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы за счет выделенных на эти цели средств, заработанных коллективом.
Инициатором предоставления дополнительных льгот и услуг социального характера сверх обязательных выплат выступает либо сама администрация, демонстрируя добровольное воплощение в жизнь социальной кадровой политики, либо это может быть результат тарифных соглашений между администрацией и профсоюзом, представляющим интересы работников предприятия.
«Добровольно» предоставляемые работникам льготы и услуги по внутреннему договору становятся для руководства предприятия столь же обязательными, как и предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством.
Таким образом, социальная политика предприятия как составная часть менеджмента представляет собой цели и мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных гарантий социального характера. Чем больше таких льгот и услуг, чем их сумма выше установленного законом размера, тем привлекательнее выглядит работа на таком предприятии, тем с меньшей охотой работник захочет терять эти льготы при увольнении. Независимо от того, являются ли услуги социального характера на предприятии жизненно необходимыми или предлагаются исключительно для привлечения квалифицированного персонала (рынок труда на рис. 1), они создают заинтересованность работников в экономической деятельности предприятия. Следовательно, социальное обеспечение работников, развитие их личных качеств и сохранение здоровья является условием успеха предприятия (организации, фирмы). В свете этого необходимо, чтобы социальная политика предприятия была защитной, реализуемой через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством и самим предприятием.
Исходя из зарубежного и отечественного опыта в состав перечня выплат, льгот и услуг социального характера, предоставляемых в различных формах, кроме прочего часто входит дополнительное медицинское обеспечение, которое может производиться в виде: дополнительного социального страхования; дотаций и пособий по нетрудоспособности, выплачиваемых больничной кассой; оплата лекарств и т.п.
Некоторые зарубежные фирмы используют дополнительные выплаты к заработной плате для стимулирования заинтересованности работника в укреплении здоровья. Это обычно выплаты в виде денежного возна-
граждения за отказ от курения, выплаты лицам, не проболевшим ни одного рабочего дня в течение года, выплаты работникам предприятия, постоянно занимающихся спортом. Все эти средства выплачиваются в конце года и бывают довольно значительными.
Подобные дополнительные льготы, выплаты и гарантии увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, удорожая стоимость единицы труда, однако несомненны и положительные стороны социальной политики, реализуемой на предприятии (повышение мотивации, стабилизация коллектива), что выгодно и для работников и для администрации.
Кроме того, социальная политика каждого отдельного предприятия в идеале должна быть увязана с социальной политикой, проводимой в стране. В частности средства, направляемые предприятием на поддержание здоровья работников, было бы целесообразно упорядочить через систему медицинского страхования с введением персонифицированного учета данных, как это было предложено в разработанной нами Концепции развития системного медицинского страхования. Поскольку, по нашему мнению, в данном случае задача государства формализировать процесс формирования социальной политики отдельных предприятий для того, чтобы вписать решение задач, стоящих перед ними, в общегосударственную социальную политику сначала на местном, затем на региональном и, наконец, на общегосударственном уровне, когда формирование политики в сфере охраны здоровья населения эффективно решается на всех уровнях с использованием всех возможных источников и инструментов.
Список литературы
1. Абрамян И.А. Формирование социально ответственного бизнеса в современной России: проблема социального управления процессом: дис... канд. социол. наук. 2007. 154 с.
2. Алексеев О. Корпоративная социальная ответственность в России: Взросление в неблагоприятном окружении // Социальная ответственность бизнеса: Агентство социальной информации http://www.socotvet.ni/so-
Ь2^оЬ.шШ/5Б7862006С5ЕЛ8?ОрепВосише^&шоёе=рпп1 (09.06.2004).
3. Аракелов Г. Социальная ответственность бизнеса - на уровень стандарта // Российское предпринимательство. 2009. № 10-2. С. 21-27.
4. Козина И.М. Особенности «социально ответственного бизнеса» российских предприятий // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. № 3. С. 367-378.
5. Михеев В. А., Михеев А.В. Социальное партнерство: теория, политика, практика: учеб. пособие. М.: Институт экономики, управления и социальных отношений. 2003. С. 25.
6. Мкрчян Г.Ю. Чистяков И. Социальное партнерство, трипартизм и генеральные соглашения // Общество и экономика. 1999. № 10-11. С. 129-130
7. Нарбут Н.П., Матвеева В.М., Онзимба Ленюнго Ж.Б. Взаимодействие государства и бизнеса: постановка проблемы // Вестник РУДН. Сер. «Социология». 2007. №3. С.46-51 .
M. V. Zhukova
ON THE POSSIBILITIES OF SOCIALLY RESPONSIBLE BUSINESS IN THE SPHERE OF RELATIONS BETWEEN SUBJECTS OF PUBLIC HEALTH
Defined corporate social responsibility in the sphere of relations between subjects of public health, and on this basis, a strategy for the impact of the government, civil society and the labor market on the formation of socially responsible business.
Key words: socially responsible business, voluntary medical insurance, public health, government's social policy, social partnership.
Получено 5.05.2012
УДК 338.482:32
А.С. Малафий, доц., 8-4872- 33-23-85, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ), Т.А. Танкиева, канд. техн. наук, доц., 8-4872- 33-23-85, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Проводится анализ стандарта ГОСТ Р 53998-2010 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования», выявляются недостатки и предлагаются дополнения.
Ключевые слова: стандарт, туристические услуги для людей с ограниченными физическими возможностями, поправки.
В России развитие сферы туризма во многом определяется государственной политикой, основные цели, задачи, принципы и направления которой соответствуют международным нормам, а также регламентируются нормами российского права. Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития, особенно в регионах.
Основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей