Научная статья на тему 'О возможностях совершенствования управления социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере Волгоградской области)'

О возможностях совершенствования управления социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
некоммерческие организации / добровольчество / социальные услуги / эффективность / социальная сфера / государственно-частное партнерство / non-profit organizations / volunteerism / social services / efficiency / social sphere / public-private partnership

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Ирина Анатольевна, Дмитриев Алексей Сергеевич

Социально ориентированные некоммерческие организации выполняют ряд важных функций в сфере обеспечения развития социальной жизни государства. Их развитие существенно сказывается на эффективности решения многих социальных проблем. Целью данной статьи является разработка рекомендательных мер, направленных на развитие системы управления деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций, на основе анализа динамики показателей, характеризующих функционирование СОНКО Волгоградской области. Для достижения цели были поставлены задачи, включающие разработку комплекса относительных показателей и методики их расчета, применение данной методики для анализа деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области и дальнейшее формирование направлений совершенствования системы управления последней. Результаты исследования показали, что показатели эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций региона в большинстве случаев характеризуются нисходящей динамикой: в основном это касается деятельности волонтеров и охвата населения области услугами и помощью со стороны СОНКО. Научная новизна работы состоит в разработке и практическом применении методики оценки уровня эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Предлагаемая методика включает совокупность индикативных показателей, охватывающую различные аспекты функционирования СОНКО, включая добровольческую деятельность, оказание услуг и предоставление помощи в различных формах, финансовое обеспечение и т.д. Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса рекомендательных мер, направленных на трансформацию существующей системы управления деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций. Таковой предполагает формирование нового социально экономического субъекта – Фонда обеспечения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, координация деятельности которого может осуществляться усилиями представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественного совета, коммерческих организаций и самих СОНКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозова Ирина Анатольевна, Дмитриев Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Possibilities of Improving the Management of Socially Oriented Non-Profit Organizations (on the Example of the Volgograd Region)

Socially oriented non-profit organizations perform a number of important functions in the field of ensuring the development of the social life of the state. Their development significantly affects the effectiveness of solving many social problems. The purpose of the study is to develop recommendatory measures aimed at developing a management system for the activities of socially oriented non-profit organizations, based on the analysis of the dynamics of indicators characterizing the functioning of the socially oriented non-profit organizations of the Volgograd region. In order to achieve the goal, tasks were set, including the development of a set of relative indicators and methods for calculating them, the use of this methodology for analyzing the activities of socially oriented non-profit organizations in the Volgograd region and the further formation of directions for improving the management system of the latter. The results of the study showed that the performance indicators of socially oriented non-profit organizations in the region in most cases are characterized by downward dynamics: this mainly concerns the activities of volunteers and the coverage of the population of the region with services and assistance from socially oriented non-profit organizations. The scientific novelty of the work consists in the development and practical application of a methodology for assessing the level of effectiveness of socially oriented nonprofit organizations. The proposed methodology includes a set of indicative indicators covering various aspects of the functioning of socially oriented non-profit organizations, including volunteering, provision of services and assistance in various forms, financial support, etc. The practical significance of the work consists in the development of a set of recommendatory measures aimed at transforming the existing management system of socially oriented non-profit organizations. This implies the formation of a new socio–economic entity the Fund for Ensuring the Activities of Socially Oriented Non-profit Organizations, the coordination of which can be carried out by the efforts of representatives of state authorities and local self-government, the public council, commercial organizations and the socially oriented non-profit organizations themselves.

Текст научной работы на тему «О возможностях совершенствования управления социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере Волгоградской области)»

УДК 332.14

DOI 10.52575/2687-0932-2023-50-3-586-596

О возможностях совершенствования управления социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере Волгоградской области)

Морозова И.А., Дмитриев А.С.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет».

Россия, Волгоград, 400066, пр. им. Ленина, 28 E-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация. Социально ориентированные некоммерческие организации выполняют ряд важных функций в сфере обеспечения развития социальной жизни государства. Их развитие существенно сказывается на эффективности решения многих социальных проблем. Целью данной статьи является разработка рекомендательных мер, направленных на развитие системы управления деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций, на основе анализа динамики показателей, характеризующих функционирование СОНКО Волгоградской области. Для достижения цели были поставлены задачи, включающие разработку комплекса относительных показателей и методики их расчета, применение данной методики для анализа деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области и дальнейшее формирование направлений совершенствования системы управления последней. Результаты исследования показали, что показатели эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций региона в большинстве случаев характеризуются нисходящей динамикой: в основном это касается деятельности волонтеров и охвата населения области услугами и помощью со стороны СОНКО. Научная новизна работы состоит в разработке и практическом применении методики оценки уровня эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Предлагаемая методика включает совокупность индикативных показателей, охватывающую различные аспекты функционирования СОНКО, включая добровольческую деятельность, оказание услуг и предоставление помощи в различных формах, финансовое обеспечение и т.д. Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса рекомендательных мер, направленных на трансформацию существующей системы управления деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций. Таковой предполагает формирование нового социально экономического субъекта - Фонда обеспечения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, координация деятельности которого может осуществляться усилиями представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественного совета, коммерческих организаций и самих СОНКО.

Ключевые слова: некоммерческие организации, добровольчество, социальные услуги, эффективность, социальная сфера, государственно-частное партнерство

Для цитирования: Морозова И.А., Дмитриев А.С. 2023. О возможностях совершенствования управления социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере Волгоградской области). Экономика. Информатика, 50(3): 586-596. DOI: 10.52575/2687-0932-202350-3-586-596

On the Possibilities of Improving the Management of Socially Oriented Non-Profit Organizations (on the Example of the Volgograd Region)

Irina A. Morozova, Alexey S. Dmitriev

Volgograd State Technical University.

28 Lenin Ave., Volgograd, 400066, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]

Abstract. Socially oriented non-profit organizations perform a number of important functions in the field of ensuring the development of the social life of the state. Their development significantly affects the effectiveness of solving many social problems. The purpose of the study is to develop recommendatory measures aimed at developing a management system for the activities of socially oriented non-profit organizations, based on the analysis of the dynamics of indicators characterizing the functioning of the socially oriented non-profit organizations of the Volgograd region. In order to achieve the goal, tasks were set, including the development of a set of relative indicators and methods for calculating them, the use of this methodology for analyzing the activities of socially oriented non-profit organizations in the Volgograd region and the further formation of directions for improving the management system of the latter. The results of the study showed that the performance indicators of socially oriented non-profit organizations in the region in most cases are characterized by downward dynamics: this mainly concerns the activities of volunteers and the coverage of the population of the region with services and assistance from socially oriented non-profit organizations. The scientific novelty of the work consists in the development and practical application of a methodology for assessing the level of effectiveness of socially oriented nonprofit organizations. The proposed methodology includes a set of indicative indicators covering various aspects of the functioning of socially oriented non-profit organizations, including volunteering, provision of services and assistance in various forms, financial support, etc. The practical significance of the work consists in the development of a set of recommendatory measures aimed at transforming the existing management system of socially oriented non-profit organizations. This implies the formation of a new socio-economic entity - the Fund for Ensuring the Activities of Socially Oriented Non-profit Organizations, the coordination of which can be carried out by the efforts of representatives of state authorities and local self-government, the public council, commercial organizations and the socially oriented non-profit organizations themselves.

Keywords: non-profit organizations, volunteerism, social services, efficiency, social sphere, public-private partnership

For citation: Morozova I.A., Dmitriev A.S. 2023. On the Possibilities of Improving the Management of Socially Oriented Non-Profit Organizations (on the Example of the Volgograd Region). Economics. Information technologies, 50(3): 586-596 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0932-2023-50-3-586-596

Введение

Многочисленные примеры стран с развитой рыночной экономикой и социальной сферой свидетельствуют о наличии значительного социального эффекта от результативно функционирующих некоммерческих организаций. Таковой выражается в быстром и эффективном разрешении проблем, возникающих в общественной среде, в снижении нагрузки на органы государственной власти в области осуществления социальной политики, формировании и развитии институтов гражданского общества. В деятельность субъектов «третьего сектора» также оказываются вовлечены бизнес-структуры, что существенно увеличивает число возможностей первых в деле позитивной трансформации общественной среды. Таким образом, эффективное управление некоммерческим сектором экономики приводит к сокращению нагрузки на государственный бюджет при росте эффективности регулирования социальной сферы.

По меркам ряда западных стран, некоммерческий сектор отечественной экономики является сравнительно молодым. Хотя многие формы социальной помощи, практикуемые нынешними социально ориентированными организациями, активно развивались в период XVII - начала XX вв. [Семионкина, 2017; Соколов, 2006], упразднение институтов рыночной экономики в советский период перенесло их в иную плоскость, а потому периодом возникновения некоммерческого сектора экономики в России следует считать 90-е годы XX века. Большинство некоммерческих институтов в тот период были напрямую трансплантированы из западной институциональной среды. В ходе формирования нового сектора экономики зачастую не уделялось должного внимания отличительным особенностям российского общества, которое по ряду признаков существенно расходилось с западным. Это привело к недостаточной эффективности процесса трансплантации, снизившей значимость деятельности некоммерческих организаций в глазах российских граждан.

Характеристика деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Особенности нормативно-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций формируют ряд существенных различий между ними и бизнес-структурами. В частности, это касается вопросов финансового и имущественного обеспечения деятельности НКО. Так, некоммерческие организации имеют право на осуществление предпринимательской деятельности, но только в рамках своей миссии (т. е., например, для некоммерческой организации, действующей в сфере образования, допустимым видом предпринимательской деятельности будет оказание платных образовательных услуг). В соответствии с федеральным законом № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - закон № 7-ФЗ) НКО могут получать прибыль от предпринимательской деятельности, однако она не может распределяться между учредителями организации и должна направляться на развитие последней [Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ...].

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), согласно п. 2.1 ст. 2 закона № 7-ФЗ, представляют собой НКО, осуществляющие определенные виды деятельности, направленные на решение социальных проблем и развитие институтов гражданского общества в России. К числу таковых относится социальное обслуживание граждан, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф, охрана окружающей среды, профилактика социально опасных форм поведения, благотворительность и многие другие. Ст. 31.1 закона № 7-ФЗ предусматривает возможность поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Вместе с тем, несмотря на поддержку СОНКО со стороны государства и относительно широкие возможности использования других источников ресурсов (включая прибыль от реализации товаров, работ и услуг, добровольные пожертвования со стороны частных лиц и бизнеса, а также других НКО), финансовое и имущественное положение данных организаций во многих случаях является нестабильным. Многие СОНКО оказываются фактически лишенными возможностей для расширения аудитории своей деятельности и повышения интереса граждан к таковой. Данную проблему нельзя свести к совокупности частных случаев: она носит выраженно системный характер, а потому ее преодоление требует комплексного подхода.

Основная задача в области развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций сегодня состоит в определении оптимальной модели управления, которая будет в максимально возможной степени отвечать интересам четырех сторон социального взаимодействия: общества, государства, бизнеса и непосредственно социально ориентированных организаций. С одной стороны, она должна обеспечивать высокий уровень транспарентности отношений, возникающих между сторонами управленческой деятельности, с другой - способствовать росту уровня вовлеченности граждан в деятельность

СОНКО. Цель настоящей статьи состоит в поиске возможностей формирования подобной модели на основе данных о состоянии сектора социально ориентированных НКО в региональном разрезе.

Обзор литературы по теме исследования

Тема управления финансовым и имущественным положением российских социально ориентированных некоммерческих организаций все чаще привлекает внимание как исследователей, так и практикующих экономистов, однако данное явление еще не приобрело массового характера. Отметим, что мнения авторов работ по данной тематике зачастую сходятся в оценке основных проблем развития СОНКО, а также в возможностях преодоления таковых. Так, например, в работах А.С. Дмитриева [Дмитриев, 2020], Ж.М. Водолазовой [Водолазова, 2021], К.Е. Косыгиной [Косыгина, 2022] и др. [Колесников, 2017] подчеркивается недостаточный уровень осведомленности населения относительно деятельности как некоммерческих организаций в целом, так и конкретно СОНКО, выявленный в результате проведения социологических опросов. Несмотря на различия в географии опросов и объёмах выборки, результаты таковых характеризуются схожими значениями.

В работах А.Н. Чернышова [Чернышов, 2018], А.А. Шабуновой [Шабунова, Косыгина, 2019] и К.Е. Косыгиной [Косыгина, 2022] подчеркивается недостаточность государственного финансирования СОНКО для обеспечения эффективного развития данного сектора. Таковая обусловливается не столько объёмами выделяемых ресурсов, сколько низкой результативностью их расходования в отсутствие включенности в процесс развития представителей бизнеса и непосредственно общества. Сложившаяся ситуация, таким образом, требует определения новой модели управления сектором СОНКО, которая предполагает активное взаимодействие государства, общества, бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Методология исследования

Показатели эффективности деятельности СОНКО можно условно разделить на качественные и количественные. К группе качественных показателей следует отнести, например, осведомленность населения относительно деятельности СОНКО и одобрение таковой. Ко второй группе методов оценки можно отнести как количественные интерпретации качественных показателей (выявляемые на основе социологических опросов, официальных статистических наблюдений и др.), так и показатели, рассчитываемые непосредственно социально ориентированными НКО, например, число волонтеров, задействованных в работе (в том числе на душу населения).

В рамках настоящего исследования состояние сектора социально ориентированных некоммерческих организаций оценивается по авторской методике. Она предполагает интерпретацию динамики 8 относительных показателей. Таковые, по мнению авторов, обеспечивают объективную и детальную оценку реальной ситуации.

1. Показатель количества волонтеров на 1 000 человек населения региона может быть рассчитан по следующей формуле:

k1 = — * 1000, (1)

1 ЧН

где:

В - количество волонтеров, задействованных в работе сектора СОНКО;

ЧН - численность населения (среднегодовая).

Чем выше значение данного показателя, тем существеннее доля населения, задействованного в волонтерской деятельности на конкретной территории.

2. Вклад субъектов сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в ВРП оценивается следующим образом:

k2 = * 100 %, (2)

2 ВРП v '

где:

Д - совокупная величина доходов сектора социально ориентированных некоммерческих организаций;

ВРП - валовый региональный продукт.

Совокупность некоммерческих организаций образует целый сектор экономики наряду с государственным и частным секторами. В западной экономической литературе распространено понятие «третий сектор», которое и подразумевает общность НКО. В связи с высокой значимостью некоммерческого сектора для экономической и социальной жизни страны, показатель его доли в валовом продукте приобретает особую важность. Соответственно, чем выше значение показателя k2, тем большую роль некоммерческий сектор играет в экономике региона.

3. Оценка эффективности персонала СОНКО (выработка) может быть оценена при помощи отношения показателя выручки организации от реализации товаров, работ и услуг к совокупной численности сотрудников:

= ЧП- (3)

где:

ВР - выручка от реализации товаров, работ и услуг (тыс. рублей);

ЧП - численность персонала (штатные сотрудники и внешние совместители).

Низкие значения данного показателя свидетельствуют об избытке кадров, задействованных в работе сектора социально ориентированных некоммерческих организаций. Чрезмерно высокие показатели, напротив, говорят о нехватке рабочей силы и высокой нагрузке на каждого сотрудника СОНКО.

4. Роль социально ориентированных НКО как работодателей может быть охарактеризована при помощи показателя доли занятых в секторе СОНКО в общем объеме рабочей силы региона:

ЧП

= * 100 %, (4)

Чзан v у

где:

ЧП - численность персонала (штатные сотрудники и внешние совместители);

Чзан - численность занятых в экономике в регионе.

5. Для анализа также может быть использован усредненный показатель, отражающий величину финансового обеспечения одной некоммерческой организации.

к ср

5 ксонко, ( )

где:

СР - совокупный объем финансирования СОНКО;

Ксонко - количество действующих в регионе СОНКО.

6. Достаточность средств для обеспечения развития социально ориентированной НКО может быть охарактеризована отношением разности доходов и расходов организаций к числу СОНКО:

6 ксонко ( )

Согласно действующему законодательству, некоммерческие организации не распределяют прибыль между учредителями: вся она направляется на развитие организации. Таким

образом, усредненная величина разности доходов и расходов косвенно указывает на возможности социально ориентированной организации в области обеспечения своего развития.

7. Для оценки степени эффективности деятельности региональных социально ориентированных некоммерческих организаций можно использовать показатель, выражающий отношение числа лиц, получивших помощь со стороны СОНКО (а также воспользовавшихся их услугами) к численности населения региона. Чем выше значение данного показателя, тем большим является охват населения услугами и помощью со стороны социально ориентированных некоммерческих организаций.

= Чюп+чбпн+Чбпд+Чусл в 100%, (7)

чн

где:

Чюп - численность получивших юридическую помощь на безвозмездной или льготной основе;

Чбпн - численность получивших благотворительную помощь в натуральной форме;

Чбпд - численность получивших благотворительную помощь в денежной форме;

Чусл - численность получателей услуг СОНКО;

ЧН - численность населения (среднегодовая).

8. Для оценки эффективности расходования финансовых ресурсов социально ориентированными некоммерческими организациями региона может использоваться показатель, выражающий отношение расходов СОНКО к численности получателей помощи и услуг:

_ Р

8 ЧЮП + ЧБПН + ЧБПД + ЧУСЛ

Конечная величина данного показателя будет отражать среднюю сумму затрат на оказание услуг или предоставление помощи в расчете на одного человека.

Результаты исследования

Рассмотрим результаты расчета вышеуказанных показателей по Волгоградской области за период 2017-2021 гг. Таковые представлены в нижеприведенной таблице.

Таблица 1 Table 1

Результаты расчета показателей для СОНКО Волгоградской области, 2017-2021 гг. Results of calculation of indicators for the socially oriented non-profit organizations of the Volgograd region, 2017-2021

Показатель 2017 2018 2019 2020 2021

к1, чел. 14,00 15,20 16,50 11,80 10,90

к2, % 0,67 0,68 0,71 0,71 0,73

кз, тыс. руб. 318,05 350,25 357,37 403,00 439,83

к4, % 0,64 0,62 0,67 0,58 0,58

к5, тыс. руб. 2068,74 2503,35 2508,15 2499,82 2869,24

кб, тыс. руб. 125,44 149,05 145,83 257,12 217,96

к7, % 11,87 17,08 17,47 13,11 14,26

к§, тыс. руб. 17,72 13,82 14,46 19,24 20,25

Источник: рассчитано авторами по материалам [Волгоградстат; Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области...]

Source: Compiled by the author based on [Volgogradstat, Activities of socially oriented non-profit organizations of the Volgograd region...]

Проанализируем отдельно динамику каждого из приведённых в таблице показателей.

Динамика показателя к1, отражающего число волонтеров в пересчете на 1000 человек населения, возрастало в период 2017-2019 гг. Прирост в данном периоде составил 17,9%. Следует отметить, что в 2019 году максимального в периоде значения достигла и общая численность социально ориентированных некоммерческих организаций: таковая составила 3302 единицы против 2738 единиц в 2017 году (+20,6%). Последствия начавшейся в 2020 году пандемии коронавирусной инфекции оказали деструктивное влияние на положение сектора СОНКО в Волгоградской области. Так, численность его субъектов по итогам 2020 года снизилась на 15,4%, достигнув отметки в 2794 единицы и приблизившись к показателю 2017 года. При этом показатель количества волонтеров на 1000 человек населения снизился более существенно: на 28,5%. Это связано с тем, что среди ключевых причин снижения, помимо сокращения числа СОНКО, оказался также запрет на проведение массовых мероприятий. По итогам 2020 года показатель к1 достиг отметки в 11,80 человек на 1000 населения. В последний год исследуемого периода данный индикатор снова снизился - на 7,6% относительно 2020 года, составив в итоге 10,90 человек на 1000 населения. Таким образом, значение 2021 года стало минимальным во всем исследуемом периоде.

Динамика показателя к2, отражающего долю сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в валовом региональном продукте, характеризовалась восходящей тенденцией в течение всего исследуемого периода. Несмотря на то, что все значения показателя оказывались относительно невысокими, позитивная динамика свидетельствует о некотором возрастании роли СОНКО в региональной экономике. Значение последнего периода достигло отметки в 0,73%, превысив величину 2017 года на 0,06 п.п.

Динамика показателя кэ, отражающего среднюю величину выработки сотрудника СОНКО, на протяжении всего исследуемого периода стабильно возрастала. Так, величина 2021 года, составившая 439,83 тыс. рублей, превысила показатель 2017 года на 38,3%. Основным фактором, обеспечивавшим прирост данного показателя в период 2017-2019 гг. был существенный рост объемов выручки от реализации товаров, работ и услуг: в этом периоде он составил в относительном выражении 14,6%. Существенный рост показателя к3 в 2020 году был обусловлен главным образом снижением численности сотрудников СОНКО на 12,2% относительно 2019, поскольку величина выручки по итогам года снизилась на 1,0% относительно прошлогоднего уровня. Прирост 2021 года был обусловлен как продолжающимся снижением количества сотрудников, так и ростом выручки от реализации товаров, работ и услуг на 10,9% относительно 2020 года.

Динамика показателя к4, отражающего долю занятых в секторе социально ориентированных некоммерческих организаций, схожа с таковой по показателю к1. Максимальным в периоде значением стал показатель 2019 года (0,67%). Подобное значение было обусловлено как достижением максимального в периоде количества сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций (8282 человека), так и наименьшего показателя численности рабочей силы (1242,8 тыс. человек). Ситуация в 2020-2021 гг. характеризовалась иной тенденцией: абсолютное количество работников СОНКО снижалась на фоне возрастания численности рабочей силы. В 2020 году число сотрудников снизилось на 12,2% относительно прошлого года, тогда как численность рабочей силы возросла на 0,4%. Это обусловило снижение показателя к4 на 0,09 п.п. и сохранение его на уровне 0,58% и в 2021 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика показателя к5, отражающего средний объем финансирования одной социально ориентированной некоммерческой организации, возрастала на протяжении всего исследуемого периода (за исключением 2020 года). В 2017-2019 гг. прирост обеспечивался преимущественно за счет общего возрастания объемов финансового обеспечения СОНКО. В период 2020-2021 г. возрастание показателя к5 обусловливалось также снижением количества действующих социально ориентированных некоммерческих организаций. В целом, за период 2017-2021 гг. средний объем финансирования одной СОНКО увеличился на 38,7%.

Динамика показателя кб, косвенно отражающего степень достаточности средств для развития организации, характеризуется нестабильностью, в которой, однако, прослеживается тенденция к увеличению. В целом, данный показатель в исследуемом периоде возрос на 73,8%. Высвобождение большего объема финансовых ресурсов теоретически позволяет некоммерческим организациям обеспечивать развитие различных аспектов своей деятельности. Однако суммы, представленные в таблице, по-прежнему относительно невелики, вследствие чего их задействование в работе СОНКО априори не может привести к достижению значительного экономико-социального эффекта.

Динамика показателя к7, отражающего долю населения, воспользовавшегося услугами или получившего помощь со стороны СОНКО, также характеризовалась нестабильностью. Однако в ней заметна нисходящая тенденция. Пиковые значения показателя (от 17,08% до 17,47%) были зафиксированы в 2018-2019 гг. В 2020 году произошло заметное снижение показателя - до 13,11%. В 2021 году его величина несколько выросла относительно прошлого года, составив 14,26%. Из сказанного ранее можно сделать вывод, что к числу основных причин снижения относятся введение ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, снижение количества действующих социально ориентированных некоммерческих организаций, и, как следствие - уменьшение количества работников и волонтеров СОНКО. Совокупность данных явлений оказала негативное воздействие на степень охвата населения региона услугами и помощью социально ориентированных организаций. Отметим, что показатель к7 является одним из ключевых индикаторов востребованности населением деятельности СОНКО, и его снижение прямо свидетельствует о наличии кризисных явлений в некоммерческом секторе экономики Волгоградской области.

Динамика показателя к8, отражающего усредненную величину расходов, приходящихся на одного получателя услуг или помощи со стороны СОНКО региона, характеризуется наличием тенденции к возрастанию. Особенно это заметно на фоне показателей 20182019 гг. Вышеуказанный период характеризовался возрастанием численности граждан, получивших услуги или помощь со стороны социально ориентированных некоммерческих организаций, опережавшим рост совокупной величины расходов. Возрастание показателя к8 в 2020-2021 гг., в свою очередь, обусловливается снижением числа получателей услуг и помощи на фоне неизменного роста объема расходов.

Обсуждение результатов исследования

Несмотря на наличие ряда позитивных тенденций, характеризующих трансформацию сектора социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области, общее состояние последнего можно характеризовать как слаборазвитое. Среди основных причин подобной оценки - низкий уровень вовлеченности населения в деятельность СОНКО (снижение численности волонтеров и их доли в общей структуре населения), недостаточный уровень охвата граждан помощью и услугами социально ориентированных организаций, невысокая эффективность управления финансовыми ресурсами. Доля сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в ВРП Волгоградской области по итогам 2021 года составила всего 0,73%: подобная ситуация указывает на незначительную роль СОНКО в хозяйственной системе региона.

Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны, а потому механизм их преодоления должен быть комплексным. Специфика деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций такова, что без поддержки со стороны значительной части общества они практически обречены на неуспех: в конечном итоге, именно люди и социальные группы, ими образуемые, выступают объектом приложения сил СОНКО. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций обществом невозможна без доверия со стороны его членов; а доверять человек склонен тому, что характеризуется надежностью, эффективностью и полезностью. Поскольку на сегодняшний день уровень доверия граждан СОНКО является очевидно невысоким, возникает необходимость привлечения в процесс

развития данного сектора экономики стороны, способной быть гарантом наличия у социально ориентированных организаций трех вышеперечисленных качеств. В качестве такого гаранта может выступить государство в лице органов власти и местного самоуправления. По мнению авторов, выход из положения невозможен в условиях задействования усилий исключительно самих СОНКО. Существует объективная необходимость построения принципиально новой системы управления, основанной на объединении сил государства, общества (в форме общественного совета), бизнес-среды и самих социально ориентированных НКО на базе особого Фонда обеспечения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (Фонд обеспечения).

К числу функций Фонда обеспечения можно отнести следующие:

1. Координационная - состоит в выявлении ключевых направлений деятельности СОНКО;

2. Контрольная - состоит в мониторинге соблюдения правовых норм СОНКО при осуществлении деятельности;

3. Обеспечивающая - состоит в финансовом и имущественном обеспечении текущей деятельности СОНКО и планируемых к реализации проектов;

4. Поддерживающая - состоит в отслеживании показателей эффективности деятельности СОНКО и разработке мер по их выявлению;

5. Маркетинговая - состоит в обеспечении продвижения проектов СОНКО, приращении аудиторией пользователей услуг.

Передача полномочий по управлению финансовым и имущественным положением СОНКО, а также по отбору пригодных к реализации проектов социальной направленности Фонду обеспечения повлечет за собой некоторую утрату хозяйственной самостоятельности включенных в его состав СОНКО. Данный факт может рассматриваться как одна из отрицательных сторон реализации предложенного сценария. Вместе с тем, ожидаемый позитивный эффект как в социальном, так и в экологическом аспектах способен результативно компенсировать негативные и неоднозначные эффекты данного процесса.

Существует ряд причин, по которым создание дополнительной интегрирующей организации может являться наилучшим путём развития взаимодействия вышеуказанных субъектов:

- появление единой площадки для обмена мнениями относительно состояния социальной сферы региона и предложениями по его совершенствованию между представителями общества, государства, бизнеса и некоммерческого сектора экономики;

- широкие возможности определения приоритетных направлений деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с насущными потребностями общества;

- обеспечение контроля финансового и имущественного положения подотчетных Фонду обеспечения социально ориентированных НКО, сведение вероятности финансовой несостоятельности организаций к минимально возможному уровню;

- упрощение и повышение эффективности контроля за соблюдением социально ориентированными некоммерческими организациями законодательства в процессе осуществления деятельности.

Характер деятельности, осуществляемой социально ориентированными некоммерческими организациями, формируется с опорой на потребности общества, удовлетворение которых может быть рассмотрено в качестве основной цели функционирования организации. Обеспечение развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях требует в числе прочего усиления контроля показателей эффективности их деятельности, в том числе достижения плановых показателей. Это затрагивает, например, сбор и обработку статистических данных. В настоящее время наиболее полные сведения о деятельности СОНКО предоставляются организациями в отчете по форме федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО. Данная форма предоставляется с годовой периодичностью. По мнению авторов, целесообразной

является смена периодичности предоставления отчетов на квартальную. Анализ квартальной динамики изменения показателей деятельности СОНКО позволит, во-первых, добиться более эффективной оценки мер поддержки организаций, во-вторых - выявить сезонные факторы трансформации уровня спроса на услуги СОНКО, а, в-третьих - лучше понять потребности общества, удовлетворение которых лежит в основе деятельности СОНКО.

Заключение

Сегодня, в условиях внешних и внутренних вызовов, система управления социально ориентированными некоммерческими организациями России нуждается в существенном реформировании. Изменения, по мнению авторов, должны коснуться, прежде всего, вопросов финансирования СОНКО, а также оценки эффективности деятельности последних со стороны государства, бизнеса и общества. В этой связи в качестве наиболее эффективного способа кооперации можно рассматривать формирование региональных Фондов обеспечения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Список источников

Волгоградстат: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Режим доступа: URL: https://volgastat.gks.ru (дата обращения: 01.03.2023)

Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области в 2021 году : стат. обзор / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. -Волгоград : Волгоградстат, 2022. - 88 с. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области в 2020 году : стат. обзор / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. -Волгоград : Волгоградстат 2021. - 83 с. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области в 2019 году : стат. обзор / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. -Волгоград : Волгоградстат 2020. - 95 с. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области в 2018 году : стат. обзор / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. -Волгоград : Волгоградстат 2019. - 84 с. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области в 2017 году : стат. обзор / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. -Волгоград : Волгоградстат 2018. - 84 с. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О некоммерческих организациях». Режим доступа: URL

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/?ysclid=lg4or4nw3b412745314 (дата обращения: 01.04.2023)

Список литературы

Водолазова Ж.М. 2021. Управление развитием социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления гражданского общества. Теория и практика общественного развития, 7(161): 44-48. Дмитриев А.О. 2020. формировании институциональной базы гражданского общества в

современной России. Общество и экономика, 4: 89-98. Колесников Е.И. 2017. Европейский опыт развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, 2:215-224.

Косыгина К.Е. 2022. Некоммерческий сектор в экономике региона. Вологда : Вологодский научный

центр Российской академии наук, 207 с. ISBN 978-5-93299-545-7. Семионкина Н.Г. 2017. Особенности правового регулирования общественного призрения в

Российской Империи. Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки, 4(28): 124-129. Соколов А.Р. 2006. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства: Начало XVIII - конец XIX века: Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 725 с. Чернышов А.Н. 2018. Взаимодействие государства и НКО: возможности, механизмы, проблемы и пути их решения. Управленческое консультирование, 10(118): 89-98.

Шабунова А.А. 2019. Проблемы государственного управления развитием некоммерческого сектора на региональном уровне Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 12(4): 86-103.

References

Vodolazova Zh. M. 2021. Upravlenie razvitiem social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij v usloviyah stanovleniya grazhdanskogo obshchestva [Management of the development of socially oriented non-profit organizations in the conditions of the formation of civil society]. Theoria i practika obschestvennogo razvitiya, 7(161): 44-48.

Dmitriev A. 2020. O formirovanii institucional'noj bazy grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii [On the formation of the institutional base of civil society in modern Russia]. Obschestvo i economika, 4: 89-98.

Kolesnikov E.I. 2017. Evropejskij opyt razvitiya sektora social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij [European experience in the development of the sector of socially oriented non-profit organizations]. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski, 2: 215-224.

Kosygina K.E. 2022. Nekommercheskij sektor v ekonomike regiona [Non-profit sector in the region's economy]. Vologda, Vologodskij nauchnyj centr Rossijskoj akademii nauk, 207 p. ISBN 978-593299-545-7.

Semionkina N.G. 2017. Osobennosti pravovogo regulirovaniya obshchestvennogo prizreniya v Rossijskoj Imperii [Features of legal regulation of public charity in the Russian Empire]. Vestnik MGPU. Seriya: Yuridicheskie nauki, 4(28): 124-129.

Sokolov A.R. 2006. Blagotvoritel'nost' v Rossii kak mekhanizm vzaimodejstviya obshchestva i gosudarstva: Nachalo XVIII - konec XIX veka [Charity in Russia as a mechanism of interaction between society and the state: The beginning of the XVIII - the end of the XIX century]. Dissertation for the degree of Doctor of Historical Sciences. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 725 p.

Chernyshov A.N. 2018. Vzaimodejstvie gosudarstva i NKO: vozmozhnosti, mekhanizmy, problemy i puti ih resheniya [Interaction of the state and NGOs: opportunities, mechanisms, problems and ways to solve them]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 10(118): 89-98.

Shabunova A.A., Kosygina K.E. 2019. Problemy gosudarstvennogo upravleniya razvitiem nekommercheskogo sektora na regional'nom urovne [Problems of state management of the development of the non-profit sector at the regional level]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeni: facti, tendencii, prognoz, 12(4): 86-103.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Морозова Ирина Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и предпринимательства факультета экономики и управления, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия

Дмитриев Алексей Сергеевич, аспирант, младший научный сотрудник кафедры экономики и предпринимательства факультета экономики и управления, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Irina A. Morozova, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics and En-trepreneurship, Faculty of Economics and Management, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation

Alexey S. Dmitriev, Post-graduate Student, Junior Researcher of the Department of Economics and Entrepreneurship, Faculty of Economics and Management, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.