Научная статья на тему 'О ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

О ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР / ФИНАНСИРОВАНИЕ / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / CIVIL SOCIETY / REGIONAL ECONOMY / SOCIAL SPHERE / SOCIAL CONTRACT / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев Алексей Сергеевич

В настоящей статье рассматриваются особенности формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций в Волгоградской области, а также оценивается результативность их деятельности на основании статистических данных об объеме оказанных услуг и предоставленной гражданам помощи. Результаты работы свидетельствуют о незначительных положительных сдвигах в работе отдельных представителей некоммерческого сектора экономики Волгоградской области, однако положение остальных организаций стабильно ухудшается ввиду нехватки денежных средств и недостаточного спроса на товары и услуги, ими предоставляемые. Статистические данные свидетельствуют об общем увеличении числа граждан, которым оказываются услуги субъектами некоммерческого сектора региональной экономики, однако это связывается с законодательным определением некоммерческих организаций, каковыми в числе прочих признаются бюджетные учреждения - школы, больницы, университеты. Существующая ситуация объясняется незаинтересованностью значительной доли населения региона в деятельности некоммерческих организаций, связанной, в первую очередь, с нехваткой сведений об особенностях их функционирования. По результатам исследования формируются выводы о необходимости смягчения законодательных барьеров в области финансового обеспечения деятельности субъектов некоммерческого сектора экономики, а также формирования комплекса мероприятий, нацеленных на повышение лояльности граждан к деятельности некоммерческих организаций. Это позволит привлечь к их деятельности не только потенциальных потребителей товаров и услуг, но и волонтеров. Методология исследования включает в себя структурный, статистический и логический анализ, а также синтез полученных результатов с целью выработки единого представления о текущем состоянии и перспективах дальнейшего развития региональных некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриев Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FINANCING OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE VOLGOGRAD REGION

This article examines the specifics of the formation of financial resources of nonprofit organizations in the Volgograd region, and also assesses the effectiveness of their activities based on statistical data on the volume of services rendered and assistance provided to citizens. The results of the work indicate slight positive changes in the work of individual representatives of the non-profit sector of the economy of the Volgograd region, but the situation of other organizations is steadily deteriorating due to lack of funds and insufficient demand for goods and services provided by them. Statistical data indicate an overall increase in the number of citizens who receive services from the non-profit sector of the regional economy, but this is due to the legislative definition of nonprofit organizations, which, among others, are recognized as budgetary institutionsschools, hospitals, universities, etc. The current situation is explained by the lack of interest of a significant part of the population of the region in the activities of non-profit organizations, primarily due to the lack of information about the specifics of their functioning. Based on the results of the study, conclusions are formed about the need to ease legislative barriers in the field of financial support for the activities of non-profit sector entities, as well as the formation of a set of measures aimed at increasing the loyalty of citizens to the activities of non-profit organizations. This will attract not only potential consumers of goods and services, but also volunteers to their activities. The research methodology includes structural, statistical and logical analysis, as well as synthesis of the results obtained in order to develop a unified view of the current state and prospects for further development of regional non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «О ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

А. С. Дмитриев

УДК: 336.6 DOI: 10.24411/2071-6435-2020-10049

О финансировании социально ориентированных некоммерческих организаций в Волгоградской области

В настоящей статье рассматриваются особенности формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций в Волгоградской области, а также оценивается результативность их деятельности на основании статистических данных об объеме оказанных услуг и предоставленной гражданам помощи. Результаты работы свидетельствуют о незначительных положительных сдвигах в работе отдельных представителей некоммерческого сектора экономики Волгоградской области, однако положение остальных организаций стабильно ухудшается ввиду нехватки денежных средств и недостаточного спроса на товары и услуги, ими предоставляемые. Статистические данные свидетельствуют об общем увеличении числа граждан, которым оказываются услуги субъектами некоммерческого сектора региональной экономики, однако это связывается с законодательным определением некоммерческих организаций, каковыми в числе прочих признаются бюджетные учреждения — школы, больницы, университеты. Существующая ситуация объясняется незаинтересованностью значительной доли населения региона в деятельности некоммерческих организаций, связанной, в первую очередь, с нехваткой сведений об особенностях их функционирования. По результатам исследования формируются выводы о необходимости смягчения законодательных барьеров в области финансового обеспечения деятельности субъектов некоммерческого сектора экономики, а также формирования комплекса мероприятий, нацеленных на повышение лояльности граждан к деятельности некоммерческих организаций. Это позволит привлечь к их деятельности не только потенциальных потребителей товаров и услуг, но и волонтеров. Методология исследования включает в себя структурный, статистический и логический анализ, а также синтез полученных результатов с целью выработки единого представления о текущем состоянии и перспективах дальнейшего развития региональных некоммерческих организаций.

Ключевые слова: некоммерческие организации, гражданское общество, региональная экономика, социальная сфера, общественный договор, финансирование.

Введение

Вопросы финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций в современных реалиях стоят особенно остро, поскольку предпринимательская деятельность подобных образований ограничивается рамками основной цели их функционирования, а при© А. С. Дмитриев, 2020

быль, извлекаемая в ходе реализации товаров и услуг, полностью направляется на покрытие внутренних расходов. Помимо дохода от предпринимательской деятельности среди источников финансирования некоммерческих организаций можно выделить членские взносы ее учредителей, пожертвования от физических и юридических лиц (для привлечения которых в настоящее время многими организациями используются инструменты фандрайзинга), частные инвестиции, банковские кредиты, бюджетное финансирование и грантовую поддержку со стороны государства. При этом получаемых финансовых ресурсов зачастую недостаточно для реализации запланированных проектов. Это приводит к стагнации некоммерческой организации, ведущей к падению интереса граждан к ее деятельности, а затем — к снижению спроса на ее услуги, к неплатежеспособности и дальнейшей ликвидации.

Некоммерческая организация (НКО) представляет собой юридическое лицо, созданное в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Федеральным законом № 7-ФЗ [15]. Основное ее отличие от коммерческой организации состоит в основной цели деятельности — некоммерческая организация призвана осуществлять задачи в области образования, здравоохранения, спорта, культуры и иных общественно значимых сферах, тогда как коммерческая структура стремится в первую очередь к максимизации извлекаемой прибыли. Специфика НКО сильно ограничивает круг возможных источников ее финансирования: инвестиционная деятельность сводится к возможности получения ценных бумаг в дар или в форме пожертвования, предпринимательская работа ограничивается осуществлением операций, укладывающихся в рамки миссии организации (предоставление платных образовательных услуг для школ и университетов и других). Это значительно осложняет развитие некоммерческих организаций практически любой формы собственности и вида деятельности.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность некоммерческих организаций в России, являются гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 12 марта 2002 года № 26-ФЗ «Об общественных объединениях», а также федеральные законы № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Особое положение занимают «иностранные агенты» — некоммерческие организации, осуществляющие политическую деятельность на территории Российской Федерации и при этом получающие финансовую поддержку из-за рубежа. Работа некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, регламентируется Федеральным законом от 20 июля 2012 года № 121-ФЗ «Об иностранных агентах». Подобные организации наделяются специфическим правовым статусом, предполагающим более детальный контроль осуществляемой НКО деятельности, а также ее финансовых результатов (согласно закону, организации, выполняющие функции иностранного агента, обязуются раз в полгода предоставлять полную финансовую отчетность в Минфин России).

Следует отметить, что в рамках действующего законодательства некоммерческими организациями могут признаваться как частные, так и государственные структуры. В этом отношении отечественная модель некоммерческого сектора экономики противоречит классической концепции «третьего сектора», сформулированной английскими исследователями Д. Маккарти и М. Залдом. В рамках данной модели субъектами «третьего сектора» признаются негосударственные организации, осуществляющие общественно-полезную деятельность (в этой связи в США некоммерческие организации именуются «non-government organizations», то есть «неправительственные организации»).

Постановка задач

В тексте закона о некоммерческих организациях помимо всего прочего дано вызывающее недоумение определение «социально ориентированной некоммерческой организации» (данный термин выглядит трюизмом: в определении некоммерческой организации изначально заложена социальная направленность). Социально ориентированной может быть признана организация, осуществляющая деятельность в рамках предусмотренных законом направлений, включающих в себя социальное обслуживание граждан, охрану окружающей среды, деятельность в области здравоохранения, образования, культуры. Эти организации являются предметом пристального внимания множества современных авторов. Исследованиями в рамках вопросов финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций занимались такие отечественные авторы, как К. Е. Косыгина [8], Д. А. Кутьева [9], А. П. Подольская и Е. Е. Харламова [12], Н. А. Гузь [1] и другие [6; 7; 13; 14]. При этом анализ финансового положения НКО в региональном разрезе проводится весьма ограниченно. Автору представляется необходимым осуществление детального анализа финансового положения субъектов некоммерческого сектора, поскольку роль организаций подобного рода в процессе формирования благоприятной социальной среды трудно переоценить: достаточно взглянуть на примеры развитых стран, где волонтерские движения, чья деятельность направляется некоммерческими организациями, берет на себя часть функций государства в области социальной политики, осуществляя их более гибко и эффективно, чем официальные институты. Настоящая работа призвана осветить основные стороны функционирования некоммерческих организаций в Волгоградской области в последние годы с целью определения наиболее слабых черт третичного сектора региональной экономики и выработки наиболее реальных направлений их оптимизации.

Методология

Методология настоящего исследования включает в себя структурный, статистический и иные виды анализа, нацеленные на максимально детальное рассмотрение особенностей формирования и расходования финансовых ресурсов некоммерческих организаций Волгоградской области. Помимо этого, в работе используется синтез полученных данных с целью формирования объективного

подхода к оценке текущего состояния и перспектив развития некоммерческого сектора региональной экономики.

Результаты исследования

Некоммерческий сектор экономики Волгоградской области на сегодняшний день характеризуется наличием двух тенденций: во-первых, общее число некоммерческих организаций сокращается, что вызвано снижением интереса граждан к их деятельности, и, как следствие, к неплатежеспособности и банкротству подобных организаций. Во-вторых, наиболее перспективные некоммерческие организации, напротив, развиваются, чему способствуют помимо всего прочего, средства, привлекаемые за счет участия в конкурсах президентских грантов.

Основным источником финансирования деятельности НКО является прибыль от реализации товаров, работ и услуг — это обусловливается особенностями законодательного определения некоммерческой организации, в рамках которого последняя не распределяет полученную прибыль между учредителями, а целиком направляет ее на развитие организации. Важными деталями механизма финансирования являются средства физических лиц, включающие в себя пожертвования. Финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций, направленные на развитие НКО, зачастую также характеризуются высоким удельным весом в общей структуре доходов организаций. Поступления из федерального, региональных и местных бюджетов также остаются одним из основных источников финансирования некоммерческих организаций — в особенности это касается бюджетных учреждений — школ, университетов, больниц. В таблице 1 представлена динамика объемов финансирования некоммерческих источников по основным источникам в период 2016—2019 годов.

Таблица 1

Основные источники финансирования некоммерческих организаций Волгоградской области, 2016-2019 годы, тыс. рублей

2016 2017 2018 2019

Всего 6633968 5664204 6310943 6796003

Выручка от реализации товаров, работ и услуг 2284965 2583537 2807632 2959719

Целевые поступления от российских физических лиц 1242227 1297070 1433061 1451766

Целевые поступления от российских коммерческих организаций 2215595 714198 799895 943659

Целевые поступления от российских некоммерческих организаций 267037 380661 418597 475771

Целевые поступления из бюджетов субъектов РФ 147229 206629 330807 485432

Целевые поступления из федерального бюджета 51223 109146 110515 28629

Целевые поступления из местных бюджетов 45865 102090 64272 83034

Прочие источники дохода 379827 270873 346164 367993

Источник: составлено автором по материалам [2—4; 11].

Из таблицы 1 следует, что наибольшим удельным весом в структуре поступлений некоммерческих организаций Волгоградской области характеризуется показатель дохода от реализации товаров, работ и услуг — при этом его объем отмечен восходящей тенденцией. В 2019 году совокупный объем выручки некоммерческих организаций превысил аналогичный показатель 2016 года на 29,5%. На втором месте оказались поступления от российских физических лиц — на протяжении исследуемого периода данный показатель также возрастал, в 2019 году увеличился на 16,9% по сравнению с уровнем 2016. Объем целевых поступлений от российских коммерческих организаций, напротив, характеризовался нисходящей динамикой, и в 2017 году снизился на 67,8% относительно предыдущего периода. В 2018 году объем поступлений от коммерческих организаций отчасти вырос, не приблизившись, однако, к значению 2016 года, и составил 36,1% от него. В 2019 году за счет прироста объема денежных поступлений данный показатель вырос, составив, однако, 57,4% от уровня 2016 года. Снижение данного показателя во многом обусловило общее снижение темпов роста объемов поступлений. Вместе с тем показатель объема привлеченных средств со стороны российских некоммерческих организаций характеризовался ростом в течении исследуемого периода: в 2019 году он увеличился на 78,2% по сравнению с аналогичным показателем в 2016 году. Объем поступлений из бюджетов субъектов Российской Федерации в 2019 году вырос в 3,3 раза. При этом значение объема поступлений средств из федерального бюджета в 2019 году составило 55,9% от уровня в 2016 года. Иначе сложилась ситуация с поступлениями из местных бюджетов — в 2017 году данный показатель вырос в 2,3 раза по сравнению с показателем 2016 года, однако уже в 2018 году снизился на 37%, в конечном итоге составив 140,1% от уровня 2016 года. В 2019 году данный показатель увеличился на 29,1% относительно уровня предыдущего периода, и по сравнению с 2016 годом возрос на 81%. Помимо абсолютных и относительных показателей объема поступлений примечательна также структура финансирования и удельные веса различных источников в ней. В таблице 2 отражена структура поступлений в процентах к общему их объему.

Таблица 2

Структура поступлений денежных средств в некоммерческие организации Волгоградской области, 2016-2019 годы, в% к итогу

2016 2017 2018 2019

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Выручка от реализации товаров, работ и услуг 34,4 45,6 44,5 43,6

Целевые поступления от российских физических лиц 18,7 22,9 22,7 21,4

Целевые поступления от российских коммерческих организаций 33,4 12,6 12,7 13,9

Целевые поступления от российских некоммерческих организаций 4,0 6,7 6,6 7,0

Целевые поступления из бюджетов субъектов РФ 2,2 3,6 5,2 7,1

Целевые поступления из федерального бюджета 0,8 1,9 1,8 0,4

Целевые поступления из местных бюджетов 0,7 1,8 1,0 1,2

Прочие источники дохода 5,7 4,8 5,5 5,4

Источник: составлено автором по материалам [2—4; 11]

По данным таблицы 2, в 2016 году порядка 2/3 от всех поступлений составляла выручка от реализации товаров, работ и услуг вкупе с целевыми поступлениями от отечественных коммерческих организаций. Также высоким удельным весом отличался объем поступлений со стороны физических лиц. В дальнейшие годы структура поступлений претерпела ряд изменений: в частности, существенно снизился удельный вес поступлений от коммерческих организаций, зато доля выручки в структуре, напротив, возросла и составила чуть менее половины всего объема поступлений. Поступления от физических лиц также приобрели несколько большую значимость в общем их объеме. В 2018 году данное положение, претерпев ряд незначительных изменений, в целом сохранилось. В 2019 году относительно показателей предыдущего периода несколько снизилась доля выручки от реализации товаров, работ и услуг (—1,3%) в общей структуре источников формирования финансовых ресурсов, сохранив, однако, доминирующее положение в общей структуре. При этом ростом были отмечены структурные показатели целевых поступлений от российских коммерческих (+1,2%) и некоммерческих (+0,4%) организаций, а также поступлений из федерального (+1,9%) и местных (+0,2%) бюджетов.

Изменения происходят не только в структуре и объемах поступлений денежных средств некоммерческих организаций, но и в структуре их расходования. Трансформация внешней среды, в которой существует некоммерческая организация, вкупе с известной необходимостью ответного внутреннего перестроения порождает необходимость пересмотра расходных статей и их оптимизации с целью сохранения и укрепления стабильного финансового положения НКО. Ниже представлена таблица 3, в которой отражена динамика объема расходов некоммерческих организаций Волгоградской области по различным направлениям в период 2016—2019 годов.

Таблица 3

Динамика расходов региональных некоммерческих организаций, 2016-2019 годы, тыс. рублей

2016 2017 2018 2019

Текущие расходы 4296428 5320756 5935200 6314484

из них:

оплата труда и страховые взносы 1390109 2201249 2529008 2720516

налоги и иные обязательные платежи _1) 102540 137177 106348

предоставление пожертвований НКО и физлицам 286848 189658 310688 433387

содержание и обслуживание организации _1) 1066588 1522440 1697851

Расходы на приобретение основных средств 175554 251071 224157 220034

1) Данных по указанным показателям не имеется в связи с изменением методологии расчетов Росстата в 2016 году

Источник: составлено автором по материалам [2—4; 11]

Совокупный объем текущих расходов, как следует из таблицы 3, возрастал на протяжении исследуемого периода, к его концу (2019 год) достигнув отметки в 147% от уровня 2016 года. Рост был спровоцирован преимущественно повышением расходов на оплату труда сотрудников и страховые взносы во внебюджетные фонды: в 2019 году объем таковых вырос на 95,7% по сравнению с аналогичным показателем 2016 года. Ростом были отмечены и объемы пожертвований и грантов, предоставляемых некоммерческими организациями другим субъектам некоммерческого сектора экономики, а также физическим лицам — несмотря на существенное снижение в 2017 году (на 33,9% относительно 2016 года), уже в 2018 году величина расходов по данному направлению превысила уровень 2016 года на 8,3%. В 2019 году данный показатель вырос на 39,5% относительно прошлого периода, и на 51,1% по сравнению с 2016 годом. Расходы на приобретение объектов основных средств, земельных участков и иного имущества существенно выросли в 2017 году по сравнению с предыдущим периодом: прирост составил 43,0%. В 2018, однако, данный показатель снизился, составив 127,7% от уровня 2016 года. В 2019 году показатель снова вырос — на 11,5% по сравнению с уровнем 2018 года. Подобная динамика может указывать на повышение требований к оснащению отдельными предметами имущества в условиях ускорения темпов развития субъектов некоммерческого сектора экономики Волгоградской области. В то же время возросший объем пожертвований организаций другим НКО свидетельствует о самостоятельных попытках выравнивания финансового положения субъектов некоммерческого сектора экономики региона, где наблюдается так называемый «эффект Матфея», в рамках которого «богатые — богатеют, а бедные — беднеют». Формирование внутреннего механизма перераспределения накопленных финансовых ресурсов между некоммерческими организациями при условии обеспечения транспарентности их деятельности является весьма перспективным направлением совершенствования состояния некоммерческого

сектора экономики Волгоградской области.

Поскольку некоммерческие организации в некотором роде призваны облегчить жизнь граждан путем оказания им разного рода услуг и предоставления помощи, динамика эффективности их деятельности может быть оценена с использованием ряда объективных количественных показателей. В таблице 4 представлена четырехлетняя динамика показателей работы некоммерческих организаций Волгоградской области.

Таблица 4

Отдельные показатели результативности функционирования региональных некоммерческих организаций, 2016-2019 годы

2016 2017 2018 2019

Получивших юридическую помощь на безвозмездной или льготной основе, человек 29532 32089 34788 33963

Получивших благотворительную помощь в натуральной форме,человек 35292 21993 16639 14873

Получивших благотворительную помощь в денежной форме, человек 12194 7306 7319 5651

Источник: составлено автором по материалам [2—4; 11]

Динамика, представленная в таблице 4, свидетельствует о ряде заслуживающих внимания тенденций. Во-первых, в период 2016—2018 годов возрастало число граждан, получающих на безвозмездной и льготной основе юридическую помощь, оказываемую некоммерческими организациями. Во-вторых, подобный рост происходил в условиях резкого снижения количества получивших благотворительную помощь в натуральной и денежной формах. При принятии во внимание динамики численности действующих в регионе благотворительных организаций, подобная динамика отчасти проясняется: из-за неплатежеспособности организации вынуждены сворачивать свою деятельность, поскольку имеющихся у них в распоряжении средств не хватает не только на предоставление помощи гражданам, но и на погашение текущих обязательств. Продолжил вторую тенденцию 2019 год; при этом отрицательные изменения затронули и показатель числа граждан, получивших юридическую помощь на безвозмездной или льготной основе: их число снизилось на 2,4% по сравнению с 2018 годом.

Разумеется, другой важной компонентой эффективности функционирования некоммерческой организации является востребованность предоставляемых ею услуг, которая может быть выражена в численности граждан, которым эти услуги были предоставлены. В таблице 5 представлена четырехлетняя динамика количества граждан, получивших услуги некоммерческих организаций различных видов деятельности.

Динамика, показанная в таблице 5, представляется положительной: так, в 2019 году общее число граждан, получивших необходимые услуги, увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с 2016 годом. В относительном выражении наиболее бурный рост наблюдался среди тех, кому были оказаны услуги в области

культуры и кинематографа — в 2018 году их число увеличилось в 5,8 раза относительно уровня 2016 года, однако в 2019 году — снизилось на 3,6% по сравнению с предыдущим периодом. Количество граждан, воспользовавшихся услугами в области спорта, в 2018 году увеличилось в 2,8 раза по сравнению с 2016 годом, но в 2019 году снизилось на 7,7% по сравнению с прошлым годом. После ощутимого спада в 2017 году (на 16,2% по сравнению с предыдущим периодом) в 2018 году до уровня 107,1% от показателя 2016 года выросло число граждан, которым были оказаны услуги в области социальной политики. В 2019 году данный показатель снизился на 4,7% относительно 2018 года. Более чем в 2 раза по сравнению с 2016 годом в 2018 году выросло число граждан, воспользовавшихся образовательными услугами, а в 2019 году данный показатель увеличился еще на 9,4% относительно уровня 2018 года. Возрастание в 2019 году наблюдалось также в области услуг здравоохранения (в 2018 году число граждан, которым были оказаны услуги, снизилось на 57,2% по сравнению с 2016 годом, однако в следующем году выросло на 12,2%, составив 48% от аналогичного показателя 2016 года).

Таблица 5

Количество граждан, которым были оказаны услуги региональными некоммерческими организациями, 2016-2019 годы, человек

2016 2017 2018 2019

Всего 184394 248293 370831 382161

из них:

в области образования 100790 131180 203217 222357

в области здравоохранения 14743 5089 6309 7077

в области культуры и кинематографии 11128 32698 64449 62121

в области спорта 19906 47611 56340 51979

в области социальной политики 37827 31715 40516 38627

Источник: составлено автором по материалам [2—4; 11]

Выводы

Результативность некоммерческих организаций на уровне региона обусловливается рядом факторов: экономических, социокультурных, политических, природных, исторических и других. Зачастую учредители НКО игнорируют региональные особенности развития и выстраивают структуры, не сообразующиеся с реальным положением дел. Например, общества, посвященные изучению истории Камчатского края, вряд ли привлекут волгоградскую общественность, а потому окажутся обреченными на провал, какой бы полезной и детально продуманной она ни была, потому что не позволит привлечь достаточных объемов финансовых ресурсов и обеспечить стабильное существование организации в долгосрочном периоде. Это яркий пример географических и социокультурных барьеров.

Историческое развитие во многом обусловливает институциональные особенности региона — в особенности это касается сложившихся неформальных норм, оказывающих влияние на поведение индивидов. К таковым можно отнести традиции, обычаи и иные негласные договоренности. Сформировавшиеся в ходе

десятков и сотен лет исторического развития, они не могут быть трансформированы или сращены с новыми нормами в одночасье, потому организация, чья деятельность не согласуется с существующими в обществе неформальными институтами оказывается в заведомо проигрышном положении.

Экономические барьеры могут быть выражены в форме, например, дороговизны услуг, оказываемых некоммерческими организациями, которые при формировании ценовой политики не принимают во внимание реальные доходы населения, а также уровнем цен на основные продовольственные и непродовольственные товары, жилье и многие другое. В ряде случаев население вынуждено мириться с имеющимся уровнем цен и качеством оказываемых услуг, как, например, в случае с управляющими организациями ЖКХ [7]. В иных случаях неверная ценовая политики может стоить некоммерческой организации ее положения.

Политические барьеры особенно выражены в случаях формирования новых политических партий. Политическая обстановка в регионах давно является предметом изучения социологов и политологов. Учет ведущих политических сил и общественной оценки их деятельности может послужить хорошим инструментом дальнейшей популяризации некоммерческой организации, поскольку ее действия не будут выходить за рамки существующей политической конъюнктуры.

Кроме того, встает вопрос о транспарентности некоммерческой организации. Она может быть выражена в форме массовых мероприятий, работ по благоустройству городской среды, выступлений представителей НКО в средствах массовой информации и многом другом. При этом акцентируемая прозрачность не всегда тождественна реальной эффективности. В кратко- и среднесрочной перспективе внимание к организации со стороны граждан зависит от того, в какой мере таковая находится «на слуху». Реальные ее достижения являются мерилом эффективности в долгосрочном периоде, тогда как начальный этап функционирования предполагает необходимость популяризации ценностных ориентиров НКО, ее целей и задач в массовом сознании. От этого в дальнейшем зависит объем финансовых ресурсов, который организация сможет привлечь со стороны граждан в рамках сбора пожертвований, членских взносов и из других источников.

Вышеописанные проблемы обусловливают слабость обратной связи между представителями некоммерческого сектора экономики и обществом: люди, практически ежедневно взаимодействующие с некоммерческими организациями, зачастую даже не имеют представления о том, как те функционируют. Разумеется, об оптимизации механизмов социального взаимодействия в подобных условиях не может быть и речи. С оглядкой на практические успехи развитых стран в формировании лояльности граждан к деятельности некоммерческих организаций [7] можно выделить ряд задач, стоящих перед органами государственной власти, местного самоуправления и собственно руководством некоммерческих организаций Волгоградской области.

Воспитание в гражданах чувства социальной ответственности, начиная со школьной скамьи — путем проведения массовых общественно полезных мероприятий, например, субботников, дней самоуправления. Создание на базе

образовательных учреждений волонтерских отрядов, специализирующихся на осуществлении общественной деятельности по различным направлениям. Данный комплекс мер в долгосрочной перспективе позволит не только воспитать в новых членах общества чувство социальной ответственности [10] (в ходе завершающего этапа первичной и начала вторичной социализации), но и свести к минимуму проявления «проблемы безбилетника».

Предоставление налоговых и имущественных льгот для некоммерческих организаций — как альтернатива предоставления большей свободы предпринимательской деятельности. На сегодняшний день значительная часть социально-ориентированных некоммерческих организаций наделяется имущественными льготами за счет средств региональных бюджетов: это может быть полная или частичная оплата аренды помещения, занимаемого организацией, оплата услуг связи и прочие. Однако в условиях ограничений, налагаемых на предпринимательскую деятельность субъектов третьего сектора, подобные льготы не могут рассматриваться в качестве достаточного условия поддержания и стимулирования развития организации.

Расширение фандрайзинговых каналов и активное использование крауд-фандинговых платформ для привлечения финансовых ресурсов со стороны как физических, так и юридических лиц. Фандрайзинг и краудфандинг на сегодняшний день получили значительную популярность в странах Европы и Запада, однако в России они еще не заслужили повсеместного признания в качестве инструментов развития (при этом существует открытый вопрос о целесообразности использования подобных инструментов в условиях недостаточных реальных доходов населения).

Заключение

Социальные расходы, в текущий момент направляемые на совершенствование институтов гражданского общества (в форме социально ориентированных некоммерческих организаций), в дальнейшем способны в полной мере окупиться: это выразится в формировании автономного общества, для контроля и регламентирования процессов внутри которого государству нужно будет затрачивать куда меньше ресурсов, чем сейчас. На данный момент государственное финансирование является необходимостью, стимулирующей активную трансформацию социальной среды, однако в дальнейшем роль бюджетных вливаний отойдет на второй план, поскольку социальная среда обретет значительно большую автономность и будет в состоянии покрыть существенную часть своих издержек за счет собственных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Гузь Н. А. Международное финансирование некоммерческих организаций в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 11-2 (18). С. 30-32.

2. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организа-

ций Волгоградской области в 2017 году: стат. обзор / Терр. орган Федеральной службы гос. статистики по Волгоградской областию Волгоград: Волгоградстат, 2018. 84 с.

3. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области в 2018 году: стат. обзор / Терр. орган Федеральной службы гос. статистики по Волгоградской области — Волгоград: Волгоградстат. 2019. 84 с.

4. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области в 2019 году: стат. обзор / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. Волгоград: Волгоградстат 2020. 95 с.

5. Дмитриев А. С. О формировании институциональной базы гражданского общества в современной России // Общество и экономика. 2020. № 4. С. 89-98.

6. Дмитриев А. С. Роль институтов гражданского общества в современной российской экономике // Эксперт: теория и практика. 2019. № 1. С. 48-53.

7. Дмитриев А. С., Книппель А. С. Оценка эффективности деятельности организаций ЖКХ в Волгоградской области // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8, № 2. С. 207-213.

8. Косыгина К. Е. Актуальные вопросы развития социально ориентированных некоммерческих организаций // Проблемы развития территории. 2018. № 3 (95). С. 107-121.

9. Кутьева Д. А. Многомерность источников финансирования некоммерческих организаций // Проблемы современной экономики. 2013. № 4 (48). С. 195-198.

10. Левада Ю. А. Сочинения: проблема человека / Ю. А. Левада: [сост. Т. В. Левада]. Москва: Издатель Карпов Е. В., 2011. 526 с.

11. Основные показатели деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области в 2016 году: стат. обзор / Терр. орган Федеральной службы гос. статистики по Волгоградской области. Волгоград: Волгоградстат. 2017. 71 с.

12. Подольская А. П., Харламова Е. Е. Целевой капитал как источник финансирования некоммерческой организации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 2 (284). С. 31-42.

13. Соколова С. Ю. Фонды целевого капитала в системе обеспечения конкурентоспособности некоммерческих организаций // Экономический журнал. 2011. № 24. С. 73-78.

14. Чепелюк Н. Я. Проблемы функционирования некоммерческих организаций в условиях перехода к инновационной экономике // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 6 (161). С. 116-120.

15. Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824 (дата обращения: 1 октября 2020 года).

References

1. Guz' N. A. International financing of non-profit organizations in Russia. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal [International research journal], 2013, no. 11-2(18), pp. 30-32 (in Russian).

2. Deyatel'nost' social'no orientirovannyh nekommercheskih organizaciy Volgo-gradskoy oblasti v 2017 godu: stat. obzor [Activity of socially oriented nonprofit organizations in the Volgograd region in 2017: stat. overview]. Terr. organ Federal'noy sluzhby gos. statistiki po Volgogradskoy oblasti [Terr. office of the Federal state statistics service for the Volgograd region], Volgograd: Volgo-gradstat, 2018, p. 84 (in Russian).

3. Deyatel'nost' social'no orientirovannyh nekommercheskih organizaciy Volgogradskoy oblasti v 2018 godu: stat. obzor [Activity of socially oriented nonprofit organizations in the Volgograd region in 2018: stat. overview]. Terr. organ Federal'noy sluzhby gos. statistiki po Volgogradskoy oblasti [Terr. office of the Federal state statistics service for the Volgograd region], Volgograd: Volgo-gradstat, 2019, p. 84 (in Russian).

4. Deyatel'nost' social'no orientirovannyh nekommercheskih organizaciy Volgogradskoy oblasti v 2019 godu: stat. obzor [Activity of socially oriented nonprofit organizations in the Volgograd region in 2019: stat. overview]. Terr. organ Federal'noy sluzhby gos. statistiki po Volgogradskoy oblasti [Terr. office of the Federal state statistics service for the Volgograd region], Volgograd: Volgo-gradstat, 2020, p.95 (in Russian).

5. Dmitriev A. S. On the formation of the institutional base of civil society in modern Russia. Obshchestvo iekonomika [Society and economy], 2020, no. 4, pp. 89-98 (in Russian).

6. Dmitriev A. S. Role of civil society institutions in the modern Russian economy. Ekspert: teoriya ipraktika [Expert: theory and practice], 2019, no. 1, pp. 48-53 (in Russian).

7. Dmitriev A. S., Knippel A. S. Evaluation of the efficiency of housing and Utilities organizations in the Volgograd region. Regional'naya ekonomika. YUg Rossii [Regional economy. South of Russia], 2020, vol. 8, no. 2, pp. 207-213 (in Russian).

8. Kosygina K. E. Topical issues of development of socially oriented non-profit organizations. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory development], 2018, no. 3 (95), pp. 107-121 (in Russian).

9. Kuteva D. A. Multidimensionality of sources of financing of non-profit organizations. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of modern economy], 2013, no. 4 (48), pp. 195-198 (in Russian).

10. Levada Y. A. Sochineniya: problema cheloveka [Essays: the problem of man],

ed. Y. A. Levada: [comp. T. V. Levada], Moscow: Publisher Karpov E. V. 2011, p.526 (in Russian).

11. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti social'no orientirovannyh nekommercheskih organizaciy Volgogradskoy oblasti v 2016 godu: stat. obzor [Key performance indicators of socially oriented non-profit organizations in the Volgograd region in 2016: stat. overview]. Terr. organ Federal'noy sluzhby gos. statistiki po Volgogradskoy oblasti [Terr. office of the Federal state statistics service for the Volgograd region], Volgograd: Volgogradstat. 2017, p. 71 (in Russian).

12. Podolskaya A. P., Kharlamova E. E. Target capital as a source of financing for a non-profit organization. Finansovaya Analitika: problemy i resheniya [Financial Analytics: problems and solutions]. 2016, no. 2 (284), pp. 31-42 (in Russian).

13. Sokolova S. Y. Endowment Funds in the system of ensuring the competitiveness of non-profit organizations. Ekonomicheskiyzhurnal [Economic journal], 2011, no. 24, pp. 73-78 (in Russian).

14. Chepelyuk N. Y. Problems of functioning of non-profit organizations in the conditions of transition to an innovative economy. Nauchno-tekhnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical Bulletin of the Saint Petersburg state Polytechnic University. Economics], 2012, no. 6(161), pp. 116-120 (in Russian).

15. Federal law No. 7-FZ «On non-commercial organizations». URL: http: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824 (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.