Научная статья на тему 'О возможностях реализации ключевых элементов региональной инновационной системы'

О возможностях реализации ключевых элементов региональной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИИ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвиненко Инна Леонтьевна

Социально-экономическое развитие региона обусловлено его уровнем конкурентоспособности, которая, в свою очередь, во многом определяется уровнем инновационно-инвестиционного потенциала, определяющего региональное инновационное развитие. С другой стороны, показано, что именно элементы инновационной системы способны сформировать конкурентные преимущества региона. Одной из основных отличительных особенностей инновационной сферы является высокий уровень капиталоемкости, потребности в инвестиционных ресурсах. Данная особенность обусловлена гораздо более длительным циклом производства и реализации инновационных продуктов, относительно уже существующих, за счет присутствия стадий, включающих проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ, потребностями в высокоточном специализированном оборудовании, квалифицированных кадрах, редких ресурсов и т.д. В современных условиях региональная инновационная система является ключевым фактором, определяющим возможности привлечения инвестиций в регион, в то же время, основной проблемой на этапе формирования инновационной привлекательности региона является необходимость привлечения инвестиционных ресурсов. Как следствие, развитие региональной инновационной системы ведет к увеличению притока инвестиций в развитие высоко прибыльных инновационных предприятий и отраслей, в свою очередь, увеличение объемов финансирования инновационных проектов, дает возможность увеличению числа таких предприятий, масштабной реализации инновационного потенциала региона. Логичным представляется определить подсистемы региональной инновационной системы и рассмотреть возможности их реализации в зависимости от потенциала региона. Исходя из результатов исследования, автором сформирована структура региональной инновационной системы, а также разработана матрица выбора направлений инновационного развития региона в зависимости от уровня его инновационно-инвестиционного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможностях реализации ключевых элементов региональной инновационной системы»

О возможностях реализации ключевых элементов региональной инновационной системы

сч со £

Б

а

2 о

Литвиненко Инна Леонтьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации» ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», innalitvinenko@yaru

Социально-экономическое развитие региона обусловлено его уровнем конкурентоспособности, которая, в свою очередь, во многом определяется уровнем инновационно-инвестиционного потенциала, определяющего региональное инновационное развитие. С другой стороны, показано, что именно элементы инновационной системы способны сформировать конкурентные преимущества региона. Одной из основных отличительных особенностей инновационной сферы является высокий уровень капиталоемкости, потребности в инвестиционных ресурсах. Данная особенность обусловлена гораздо более длительным циклом производства и реализации инновационных продуктов, относительно уже существующих, за счет присутствия стадий, включающих проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ, потребностями в высокоточном специализированном оборудовании, квалифицированных кадрах, редких ресурсов и т.д. В современных условиях региональная инновационная система является ключевым фактором, определяющим возможности привлечения инвестиций в регион, в то же время, основной проблемой на этапе формирования инновационной привлекательности региона является необходимость привлечения инвестиционных ресурсов. Как следствие, развитие региональной инновационной системы ведет к увеличению притока инвестиций в развитие высоко прибыльных инновационных предприятий и отраслей, в свою очередь, увеличение объемов финансирования инновационных проектов, дает возможность увеличению числа таких предприятий, масштабной реализации инновационного потенциала региона.

Логичным представляется определить подсистемы региональной инновационной системы и рассмотреть возможности их реализации в зависимости от потенциала региона. Исходя из результатов исследования, автором сформирована структура региональной инновационной системы, а также разработана матрица выбора направлений инновационного развития региона в зависимости от уровня его инновационно-инвестиционного потенциала. Ключевые слова: региональная экономика, национальная инновационная система, региональная инновационная система, инновационно-инвестиционный потенциал, инновации, трансфер технологий.

Региональная инновационная система (РИС) представляет собой сложную открытую социально-экономическую систему, основой изучения и развития которой является исследование ее структуры, связей и взаимоотношений между ее элементами. Выделение элементного состава региональной инновационной системы требует глубокого детального анализа ее определения. На начальном этапе необходимо определить основные характеристики и элементный состав РИС, что возможно реализовать с помощью контент-анализа существующих определений.

Несмотря на существование значительного количества определений РИС, в целом они схожи в отражении сути понятия с отличием лишь в уровне конкретизации. Проведенный автором анализ позволил выявить следующие общие черты:

1. Большинство авторов под региональной инновационной системой понимают совокупность (комплекс) субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, что позволяет выявить некую устойчиво сформированную их общность.

2. Четко выделен процесс генерации, трансфера, коммерциализации (создания, производства, распространения и использования) новых знаний и технологий, при этом для региональной инновационной системы он носит нелинейный характер, а сетевой, что объясняется наличием множества различных субъектов, участвующих в нем.

3. Необходимым условием функционирования и развития региональной инновационной системы является взаимосвязь и взаимодействие ее элементов, однако можно выделить формальный подход к их идентификации.

4. Важным элементом РИС является органы государственной власти, которые инициируют и реализуют инновационную политику, определяют целевые ориентиры.

5. Недостаточно раскрыта взаимосвязь с внешней средой (РИС является частью национальной инновационной системы (НИС), региональной и, соответственно, национальной социально-экономической системы) функционирования региональной инновационной системы.

6. Необходима важность учета особенностей и уровня развития региона, а также его инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности.

В развитие настоящего исследования, определим структуру РИС, которая состоит из различных элементов и их взаимосвязи, имеет динамичный характер (в системе могут меняться целевые ориентиры, взаимосвязи, субъекты).

В официальных нормативных документах (Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 №1) под инновационной системой понимается совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.

При этом, в региональных законах данное определение дается с несущественными изменениями (конкретизируется регион). В качестве элементов РИС можно выделить: субъекты, объекты инновационной деятельности, их взаимосвязь. На рисунке 1 представлена модель региональной инновационной системы в соответствии с данным определением.

В ходе реализации такого рода модели РИС не конкретизируются субъекты и объекты инновационного процесса, в связи с чем, определить их взаимодействие представляется достаточно сложным.

Кроме того, необходимо отметить ограничения, которые обозначены рамками инновационной политики, что в реальности может стать барьером на пути формирования инновационной системы в регионе, в силу отсутствия такой специализации (а так же потенциала) в заданных приоритетных направлениях. Поэтому, на наш взгляд,

Органы государственной власти, инициирующие и реализующие политику в области инновационного развития

Рис. 1. Визуальное представление региональной инновационной системы, закрепленное в нормативных документах

Рис. 2. Направления реализации трансфера технологий

Рис. 3. Характеристика эффектов от реализации трансфера технологий и инноваций

формирование региональной инновационной системы должно учитывать уровень развития, специфику и потенциал региона, а также возможность включения ее в национальную инновационную систему.

Не вызывает сомнения, что РИС является частью систем более высокого

порядка (региональной социально-экономической системы, национальной инновационной системы, национальной социально-экономической системы). Поэтому функционирование и развитие каждой из систем оказывает (прямое или опосредованное) взаимное влияние. При этом важно отметить, что формирование

РИС происходит с «сверху» (целевые ориентиры, приоритетные направления развития, правовое обеспечение, бюджетное обеспечение и факторы макросреды) и «снизу» (уровень и перспективы развития региона, его совокупный экономический потенциал, инвестиционная привлекательность региона, инфраструктура и др.).

В качестве структуры региональной инновационной системы выделим необходимые подсистемы, взаимодействие которых образует полный нелинейный инновационный процесс: подсистема генерации знания, подсистема трансфера технологий, подсистема коммерциализации знания и новых технологий.

Подсистема генерации знания включает в себя целую совокупность элементов (организации, учреждения), которые задействованы в исследованиях и разработках фундаментальной и прикладной науки.

Подсистема трансфера технологий обеспечивает сближение науки и производства. Трансфер технологий нацелен на внедрение научно- технических разработок в практику и не связан непосредственно с получением коммерческого эффекта, поэтому началом трансфера разработки можно считать формирование технически реализуемой идеи или научно-технического задела, а завершением - доведение новой разработки до производства. Наличие данной подсистемы обеспечивает цикл «наука-производство», способствует становлению экономики, основанной на высоких технологиях.

Направления реализации трансфера технологий в регионе представлены на рис. 2.

Вне зависимости от механизма реализации трансфера в регионе эффект от него в первую очередь научно-технический, и во вторую очередь социально-экономический (рис. 3).

Трансфер технологий может быть реализован различным образом, наиболее применимые формы представлены на рисунке 4.

Одновременно с этим, необходимо отметить, что трансфер технологий не получил еще пока широкого применения в российских регионах. И причин тому несколько, одна из них связана с отсутствием стимулов для предприятий использовать новые технологии, другая, с высокой степенью дифференциации регионов и соответственно различного уровня совокупного экономического потенциала. Мотивационными стимулами

О £

ю

г

ы

сч со £

Б

а

2 ©

для расширения трансфера инноваций могут стать налоговые льготы для организаций, внедряющих наукоемкие технологии, льготы при приобретении инновационных технологий.

Процесс коммерциализации новых знаний и технологий представляет собой совокупность действий от выявления перспективных направлений коммерческого использования нового товара (работы, услуги) до их реализации на рынке и получения коммерческого эффекта. При этом получение экономического эффекта от реализации научно-технической разработки, возможно на различной стадии ее завершения (от идеи до производства). В российском законодательстве не закреплено понятие «коммерциализация», но существует «вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот».

Важно отметить, что усилия, направленные на формирование эффективной национальной и региональной инновационных систем, будут обречены на неудачу без выстраивания неформального института коммерциализации исследований и разработок, активизирующего деятельность инвесторов и создающего соответствующие стимулы для продвижения результатов инновационной деятельности на рынок.

Часто понятия коммерциализации технологий и инноваций и их трансфера употребляются, как абсолютно тождественные, либо связываются в одно -«трансфер и коммерциализация технологий и инноваций» [1]. В данном контексте, важно отметить, что трансфер технологий и коммерциализация - самостоятельные процессы, которые могут быть не связаны на практике.

Наличие элемента в системе, должно оправдываться его необходимостью, способностью обеспечивать функционирование региональной инновационной системы как одного целого, формировать единство действия других элементов, при взаимодействии с ними. Вследствие того, что РИС динамична, темпы и направления развития инновационной деятельности в регионе меняются, могут меняться состав и функции ее элементов.

Соответственно, региональная инновационная система является объектом управления, поскольку является структурным элементом систем более высокого порядка, позволяет учитывать специфику, возможности (инновационный потенциал) и перспективы развития конкретного региона, а так же реализовать более детальный анализ элементов и их взаи-

»передача патентов на

изобретения;

Сделки kv пл 11- продажи НМА * патентное ш щенл ¡роваю ie. * торговля беспатентным! изобретениями. «передача технической документации; * передача «ноу-хау»

• пр сведет ie ф[ ip м .un i

р аш 1чных реп юн о в

совместных исследовании

разработок;

Межрегиональная кооперация ♦ ор гаю гзащ и совместного производства: * ор гашпац! м совместных предприятий

•передача технологических

сведении сопутствующих

npi юоретеш ik> i lhi i ар ецде

об орудован! ш 11 мани ih.

Обменные научно-ин фор мационные ♦информационныйобмен в персональных контактах на семинарах, симпозиумах.

процессы выставках и т.п.: 'инжиниринг. ■научные исследования н разработки при обмене учеными и спецнал! к тала i

Рис. 4. Формы трансфера технологий

мосвязей, обусловленный их географической близостью.

Следуя логике нашего исследования, отметим:

- во-первых, инновационная система представляет собой некоторую совокупность элементов, структурированных в подсистемы, способствующие генерации, трансферу и коммерциализации новых знаний;

- во-вторых, необходимым условием формирования и развития региональной инновационной системы является наличие взаимосвязи и взаимодействия ее подсистем;

- в-третьих, главной целью существования региональной инновационной системы является формирование условий обеспечения устойчивого роста валового регионального продукта на основе совершенствования человеческого потенциала, глубинной модернизации производственной технологической базы и широкого распространения результатов научно-технического прогресса в целях последовательного повышения качества жизни населения.

Важным условием функционирования и развития региональной инноваци-

онной системы являются взаимодействие и взаимосвязи между ее элементами. При этом горизонтальные связи образуются между институциональными группами и обусловлены количеством субъектов, вовлеченных в тот или иной процесс. Вертикальные связи возникают между подсистемами и обеспечивают синерге-тический эффект развития РИС.

Воспользуемся системным подходом определения связей между элементами и подсистемами региональной инновационной системы. Необходимо отметить, что внешняя среда является фоном для региональной инновационной системы, так как изменение внешней среды оказывает воздействие на ее функционирование.

Следующим этапом является определение уровня соподчинения (иерархия) структуры системы. Наличие различных по силе, характеру и направлению связей между элементами обеспечивают целостность системы, а взаимодействие элементов - развитие, которое имеет целевую направленность.

Региональная инновационная система является подсистемой региональной социально-экономической системы, которая создает условия для ее инноваци-

Рис. 5. Инновационный потенциал как часть совокупного экономического потенциала региона

онного развития (региональный уровень). В свою очередь, формирование региональной инновационной системы, ее специфика, зависит от уровня развития региона, его совокупного экономического потенциала, инфраструктуры, правовой и институциональной среды конкретного региона. Региональная инновационная система, обладая отраслевой спецификой, развитыми функциональными элементами встраивается (частично или целиком) в НИС, как ее подсистема, создавая тем самым условия для инновационного развития уже на национальном уровне. При этом на национальном уровне определяются целевые ориентиры, приоритетные направления, политика, меры поддержки, которые также участвуют в формировании региональной инновационной системы.

Основа для формирования и развития региональной инновационной системы обеспечивается со стороны региона (цели, ресурсы, условия, участники, процессы) и со стороны национальной инновационной системы (цели, ресурсы, условия, участники, процессы). Эти потоки являются взаимодополняемыми и, лишь отчасти, взаимозаменяемыми, исключение какого-либо элемента, может привести к дисфункции региональной инновационной системы.

Приблизим ракурс внимания в ходе настоящего исследования к вопросу формирования региональной инновационной системы в рамках региональной социально-экономической системы. Региональная социально-экономическая система (регион) - территориальная система, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, характеризующаяся совокупностью взаимосвязан-

ных подсистем различных типов с локальными целями, неполной определенностью состояний и другими особенностями [4]. Регион обладает совокупным экономическим потенциалом, под которым понимают количественно-качественную оценку имеющихся ресурсов, средств производства, которые могут быть задействованы в целях развития. Совокупный экономический потенциал состоит из частных потенциалов, таких как: природ-но-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технический, финансовый, внешнеэкономический [5].

Авторская позиция такова, что основой для инновационного развития региона необходим инновационно-инвестиционный потенциал. При этом особую значимость приобретает его уровень и эффективность использования.

Точка зрения автора на природу инновационного потенциала заключается в рассмотрение его как части совокупного экономического потенциала (рис. 5).

Отметим, что инновационный потенциал включает в себя только ту часть совокупного экономического потенциала, которая создает условия и обеспечивает возможности инновационной деятельности и реализации инновационного процесса (интеллектуальный капитал, научно-техническая, производственная база, финансы и т.д.) Инновационный потенциал необходимо рассматривать с позиции ресурсного компонента (этап формирования) и результирующий компонент (этап использования) [3]. Инновационный потенциал конкретного региона, его ресурсный компонент, образуют внутренние ресурсы функционирования региональной инновационной системы.

К внешним можно отнести различные ресурсы, поступающие из внешней

среды (другие регионы, НИС, национальная социально-экономическая система). Ресурсное обеспечение необходимо для каждой из подсистем: генерации знаний, трансфера знаний и технологий, коммерциализации новых знаний и технологий.

Формирование эффективной региональной инновационной системы невозможно без инвестирования. Региональные инвестиции - это временный отказ от части ресурсов региона от потребления в пользу расширения или модернизации производства с целью получения экономического или социального эффекта в будущем.

При этом инвестиционный потенциал можно определить, как совокупную возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона [2].

Тогда, инновационно-инвестиционный потенциал следует представить как ресурсно-результирующий компонент региональной инновационной системы, который создает условия и обеспечивает возможности инновационной и инвестиционной деятельности и реализации инновационного процесса при сбалансированности частных потенциалов (природ-но-ресурсного, трудового, производственного, научно-технического, финансового, внешнеэкономического).

В зависимости от уровня инновационно-инвестиционного потенциала, видится возможным реализации тех или иных направлений инновационного развития региона. Можно предположить, что ведущие технологические направления, рассмотренные во второй главе могут быть внедрены в региональной производство в зависимости от базовых региональных условий (рис. 6).

Мы предполагаем, что инновационно-инвестиционный потенциал может быть определен как некое совокупное значение инновационного и инвестиционного потенциалов. При этом ведущие технологические направления всех групп могут быть реализованы только в регионах, где уровень инновационно-инвестиционного потенциала крайне высок и регион способен осуществлять традиционную модель инновационного развития. Т.е. для такой региональной инновационной системы будет характерен полный процесс инновационного развития, включая фундаментальные и прикладные ис-

© £

Ю

Г

3

сч со £

Б

а

2 о

следования, прикладные разработки, проектирование, освоение, коммерциализацию, диффузию и рутинизацию инноваций.

Регионы с высоким инновационным потенциалом, но средним или низким инвестиционным, скорее всего, не смогут реализовывать требующие значительного инвестирования ведущие технологии четвертой группы, такие как производство тканей живых организмов для имплантации, универсальные сенсоры для обеспечения безопасности, носимые компьютеры (в виде одежды, украшений и т.п.). В этой связи, для данных регионов остается возможным осуществлять производство технологий первой, второй и третьей групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний и низкий инновационный потенциал не позволят реализовывать технологии, которым необходим высокий уровень развития региона, поэтому там могут быть реализованы только технологии первой и второй групп. Причем в случае низкого инновационного и инвестиционного потенциала логичнее всего развивать технологии первой группы или иные, не требующие значительного финансирования. Фактически в таких регионах может быть осуществлена коммерциализация знаний и диффузия инноваций.

Далее рассмотрим взаимодействие подсистем РИС. Каждая из подсистем представляет собой стадии инновационного процесса. Создание нового знания и технологии происходит в подсистеме «генерация знания». К элементам, которые взаимодействуют в рамках подсистемы, можно отнести: правительственный сектор (государство), сектор НИОКР (научно-исследовательский и образовательный сектор). В качестве примера, можно выделить ВУЗы, НИИ всех секторов науки, инновационные подразделения предприятий, научно-технические комплексы, государственный заказ на исследования и разработки, финансирование приоритетных направлений в рамках фундаментальной и прикладной науки, информационные сети.

Следует отметить, что качество научных исследований, финансирование которых осуществляет государство, а также взаимодействие научно-исследовательских организаций с бизнесом является одним из наиболее важных национальных активов при разработке инноваций. Результатом финансируемых исследований являются новые знания, методы, полезные навыки, технологии, которые могут быть необходимым ресурсом для хозяйствующих субъектов.

Рис. 6. Матрица выбора направлений инновационного развития региона в зависимости от уровня инновационно-инвестиционного потенциала

В рамках рассматриваемой подсистемы, особенную значимость приобретают кооперационные взаимосвязи между предприятиями частного сектора, которые заключаются в совместной исследовательской деятельности и другом техническом сотрудничестве.

После того, как получено новое знание или технология: она может перейти в подсистему трансфера технологии либо сразу перейти в подсистему коммерциализации нового знания и технологии.

Подсистема трансфера технологии предполагает взаимодействие следующих элементов: инновационная инфраструктура, предпринимательский сектор (бизнес), правительственный сектор (государство). В качестве примера приведем деятельность технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов, венчурные организации, опытные производства, центры трансфера технологий и крупный, средний и малый бизнес и т.д.

Традиционным примером потока знаний в инновационной системе является распространение технологии в форме продукции. Темпы генерации и внедрения технологий различаются в зависимости от государства и различных секторов экономики. Для российской экономики характерно, что инновационная активность организаций в значительной степени зависит от использования уже созданных (заимствованных) технологий. Распространение технологий имеет огромное значение, когда организации не способны самостоятельно проводить НИОКР и инновации. По этой причине особую значимость для развития региональных инновационных систем имеет разработка и внедрение государственных

программ, направленных на передачу технологий в промышленность и сферу услуг. При проведении эмпирических исследований в данной области актуальным является обследования фирм и измерение межорганизационным потоков НИОКР через приобретение машин и оборудования.

Завершающей стадией инновационного процесса является подсистема коммерциализации нового знания и технологий. В качестве элементов можно выделить:

- предпринимательский сектор (бизнес),

- научно-исследовательский сектор,

- правительственный сектор (государство),

- иностранные партнеры (инвесторы, бизнес-ангелы),

- инновационная инфраструктура.

Участниками процесса коммерциализации могут быть:

- покупатели (инвесторы, государственные и иные фонды, венчурные фонды, крупные и средние фирмы),

- разработчики инноваций (НИИ, КБ, разработчики, крупный и малый бизнес),

- центры коммерциализации, бизнес-инкубаторы, консалтинговые компании и др.

Поскольку в каждой подсистеме взаимодействие может происходить между различными элементами, то упрощенно можно представить следующую структуру РИС (рис. 7).

Как было отмечено выше, региональная инновационная система в своей структуре имеет следующие подсистемы: генерация знаний, трансфер знаний и технологий, коммерциализация новых зна-

Рис. 7. Структура региональной инновационной системы

ний и технологий, - которые представляют собой замкнутый нелинейный инновационный процесс, в рамках оного имеет место быть взаимодействие основных элементов РИС (правительственный сектор/государство, научно-исследовательский и образовательный сектор/сектор НИОКР, предпринимательский сектор/ бизнес, инновационная инфраструктура, иностранные партнеры).

На данном этапе показано взаимодействие региональной социально-экономической и инновационной систем. Поскольку для Российской Федерации характерна дифференциация в уровне развития ее регионов, то и условия для формирования и функционирования региональной инновационной системы зависят от конкретного региона, его инновационно-инвестиционного потенциала, сформированной правовой и институциональной среды для реализации инновационного процесса.

Особую роль в формировании предпосылок для инновационного развития региона и, соответственно, в формировании и развитии РИС, играет государство, которое содействует активизации инновационного процесса (при наличии инновационного потенциала в регионе для его реализации), а также создании инфраструктуры и благоприятной правовой и институциональной среды. Опыт зарубежных стран по развитию регио-

нальных инновационных систем привел к пониманию того, что государственное управление, основанное на реализации мер по созданию условий (правовых, институциональных, финансовых и др.), обеспечивающих инновационный процесс в большинстве случаев оказывается эффективнее, нежели субсидирование (прямое, косвенно) инновационной деятельности.

Фактически, меры государственной политики должны быть направлены на формирование в стране среды, благоприятствующей инновациям. Но при этом инновационная политика должна реали-зовываться в стабильной макроэкономической среде и дополняться реформами в других сферах.

Указанные реформы включают в себя политику, направленную на повышение региональной эффективности, с тем, чтобы стимулировать конкуренцию, обуславливающую появление инноваций; политику в сфере образования и профессиональной подготовки, способствующую формированию и приращению человеческого и интеллектуального капитала; мероприятия по реформированию системы регулирования, финансовую и налоговую политику; комплексную политику в области рынков труда, стимулирующую мобильность персонала и повышения уровня его удовлетворенности; политику в области иностранных инвес-

тиций и торговую политику, направленную на распространение технологий в направлении внешних рынков; а также формирование системы управления региональной инновационной системой, имеющую целью достижение взаимодополняемости между мероприятиями государственной политики на разных территориальных уровнях.

Анализ структуры и взаимосвязей региональной инновационной системы имеет большую важность для разработки инновационной, социально-экономической, инвестиционной политики. Понимание особенностей функционирования процессов, происходящих в региональной инновационной системе, дает возможность выявить те сферы, стимулирование которых наиболее действенным образом будет способствовать инновационной динамике и конкурентоспособности региона. Оно также позволяет обнаружить несоответствия и противоречия элементов внутри системы, которые препятствуют технологическому развитию и инновациям.

В данном контексте наиболее ценными являются те виды государственной политики, которые стремятся улучшить взаимодействие между различными участниками и институтами региональной инновационной системы и повысить способность к инновационной деятельности, в частности, к генерации и коммерциализации новых технологий.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что инновационная политика государства, являясь частью целостной экономической политики, реализуется через подсистемы и взаимосвязи региональной инновационной системы. Особую важность в инновационном процессе приобретают меры государственной политики, способствующие совместным исследовательским проектам, формированию сетей и территориальных кластеров, распространению технологий и приращению интеллектуального капитала. При этом очевидна необходимость разработки адаптивной модели региональной инновационной системы, позволяющей сформировать действенный и сбалансированный инновационный процесс, способствующий повышению уровня конкурентоспособности региона за счет увеличения инновационно-инвестиционного потенциала.

Литература

1. Александрова А.И. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике. // Проблемы современ-

© £

Ю

Г

Ы

ной экономики. 2013. №3(47). С. 42.

2. Зенченко С.В., Шемёткина М.А. Инвестиционный потенциал региона. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2007. №6. С. 33.

3. Маскайкин Е.П., Арцер Т.В. Инновационный потенциал региона: сущность, структура, методика оценки и направления развития. // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 21. С. 48.

4. Пчелинцев О.С. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики. / О.С. Пчелинцев, В.Я. Любовный, А.Б. Воякина // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5. С. 64.

5. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность. [Электронный ресурс]. URL: http://Www.strategplann.ru/ sistema-potentsialov-ne/sovokupnyj-ekonomicheskij-potentsial-ponjatie-i-suschnost.html. - Загл. с экрана (дата обращения 22.09.2016).

About opportunities of realization of key elements of regional innovative system Litvinenko I.L.

The Moscow state humanitarian and

economic university The Socio-economic development of the region due to its level of competitiveness, which, in turn, is largely determined by the level of innovative-investment potential of defining regional innovation

development. On the other hand, it is shown that the elements of the innovation system is able to create competitive advantage in the region.

One of the main distinctive features of the innovation sector is the high level of capital intensity, the need for investment resources. This feature is due to a much longer cycle of production and sales of innovative products, relative to existing, due to the presence of steps, including conducting research and development work, the need for high-precision specialized

equipment, qualified personnel, scarce resources, etc.

In modern conditions of regional innovation system is a key factor in determining the possibility of attracting investment to the region, at the same time, the main problem at the stage of formation of innovative attractiveness of the region is the need to attract investment resources. As a consequence, the development of the regional innovation system leading to increased investment in the development of a highly profitable and innovative enterprises and industries, in turn, increase in volumes of financing of innovative projects, provides the opportunity to increase the number of such enterprises, large-scale implementation of innovative potential of the region.

Seems logical to define the subsystems of the regional innovation system and to consider the possibility of their implementation depending on the capacity of the region. Based on the

results of the study, the author has established a structure of regional innovation system, and developed a matrix of selection of directions of innovative development of the region depending on the level of its innovation and investment potential.

Key words: regional economy, national innovative system, regional innovative system, innovative-investment potential, innovation, transfer of technologies.

References

1. Alexandrov AI. Problems of upgrade

and transition to innovative economy.//Problems of the modern economy. 2013. No. 3(47). Page 42.

2. Zenchenko S. V., Shemyotkin M. A

Investment potential of the region./ /Collection of scientific works of SEVKAVGTU. Economy series. 2007. No. 6. Page 33.

3. Maskaykin E. P., Artser T. V. Innovative

capacity of the region: entity, structure, technique of an assessment and direction of development.//Messenger ^ypl~y. 2009. No. 21. Page 48.

4. Pchelintsev O. S. Regulation of reproduction potential of the territory as fundamentals of regional policy. / O. S. Pchelintsev, V. Ya. Lyubovny, A B. Voyakina// prediction Problems. 2000. No. 5. Page 64.

5. Cumulative economic potential: concept and entity. [Electronic resource]. URL: http:// www.strategplann.ru/sistema-potentsialov-ne/sovokupnyj-ekonomicheskij-potentsial-ponjatie-i-suschnost.html. - Zagl. from the screen (date of the address 22.09.2016).

сч

CO £

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.