Научная статья на тему 'О возможностях противодействия Сибирскому сепаратизму и политическому экстремизму посредством образовательной и воспитательной деятельности'

О возможностях противодействия Сибирскому сепаратизму и политическому экстремизму посредством образовательной и воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СИЛА СИБИРИ" / СИБИРСКИЙ СЕПАРАТИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович

Появление сепаратистских настроений в политическом сознании граждан, а тем более представителей элиты, объясняется широким кругом социальноэкономических причин, а также влиянием внешнего фактора. Наметившимся тенденциям необходимо противопоставлять спектр адекватных мер по стабилизации ситуации. В данной статье рассмотрены возможности развертывания деятельности по предотвращению сепаратистских настроений посредством образовательной и воспитательной деятельности в условиях сложившейся системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможностях противодействия Сибирскому сепаратизму и политическому экстремизму посредством образовательной и воспитательной деятельности»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК [908+930]:37.0 С. В. НОВИКОВ

о

Омский государственный р педагогический университет, г. Омск

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СИБИРСКОМУ СЕПАРАТИЗМУ И ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Появление сепаратистских настроений в политическом сознании граждан, а тем более представителей элиты, объясняется широким кругом социально-экономических причин, а также влиянием внешнего фактора. Наметившимся тенденциям необходимо противопоставлять спектр адекватных мер по стабилизации ситуации. В данной статье рассмотрены возможности развертывания деятельности по предотвращению сепаратистских настроений посредством образовательной и воспитательной деятельности в условиях сложившейся системы управления.

Ключевые слова: «Сила Сибири», сибирский сепаратизм, образование, краеведческая деятельность, воспитание.

В декабре 2016 г. в стенах Омской научной областной библиотеки им. А. С. Пушкина состоялась презентация научно-популярного издания — книги «Сила Сибири. История Омского края» [1].

Не вдаваясь в полемику вокруг содержания издания, можно согласиться, что книга стала реакцией группы ученых на одну из проблем, стоящих перед многонациональной, занимающей территории двух континентов страной. Быстро меняющаяся геополитическая картина мира подталкивает основных геополитических игроков к пересмотру истории стран и народов. Фальсификациям подвергаются и страницы истории нашей страны. Отдельной темой в изысканиях аналитиков ряда зарубежных стран является Сибирь. С точки зрения ряда зарубежных политиков — «освоенная представителями всего мирового сообщества» и, как следствие, «принадлежащая всему человечеству».

Реализация проекта по отторжению региона от Российского государства находится на начальной, около 30 лет деятельности, стадии выполнения. О наличии подобного вида деятельности свидетельствуют попытки:

— обосновать отделение региона от СССР или РФ, с необходимостью создания «независимого» государства, под протекторатом США;

— прозондировать возможности реализации проектов создания этно-государственных объединений, как-то: Чукотско-Алеутская конфедерация, входящая одновременно в РФ и США;

— заявить о возможной покупке США территории Сибири подобно Аляске;

— распространение в регионе «научной литературы», обосновывающей целесообразность самостоятельности региона с последующим его переходом под международную юрисдикцию;

— поддержка научных и околонаучных концепций, доказывающих отсутствие у РФ прав на владение регионом;

— эпизодическое распространение посредством СМИ вышеперечисленных идей в доступной для усвоения форме.

Перечень можно продолжить.

Следует отметить, что СМИ не только не уделяют место и время для противодействия имеющим место идеологическим диверсиям, но, как уже было указано, эпизодически становятся каналами их распространения. К сожалению, не решается проблема и в рамках образовательного процесса.

Одним из путей введения в образовательный процесс контрпропагандистского материала могла стать реализация проекта «Россия и Сибирь: одна страна, одна судьба», разработанного кафедрой управления развитием образования ОмГПУ с целью получения гранта. Последний был разработан при сотрудничестве кафедры с Омской областной общественной организацией «Фонд развития русской культуры им. П. А. Столыпина».

Целью проекта было обозначено: проведение историко-патриотического воспитания и противодействия фальсификации прошлого народов России на материалах Сибири, противодействуя идеологическому влиянию зарубежных субъектов геополитики посредством привлечения СМИ и использования регионального (краеведческого) компонента в преподавании истории России в средних школах Омской области.

В качестве задач проекта были названы:

— разработка материалов по истории развития Сибири как части Российского государства по вопросам присоединения региона к Российскому государству, колонизации и освоения края, развития государственных структур управления, культурной и общественной жизни, истории взаимоотношений русского народа и народов, проживающих в Сибири, проблемах геополитического положения как региона, так и страны в целом в различные исторические периоды;

— размещение материалов в качестве публикаций в финансируемых из бюджета газетах, как-то: «Омская правда», «Вечерний Омск», районная печать;

— проведение серии телепередач по проблемам истории и геополитики на ГТРК «Омск»;

— издание книги для учителя «Россия и Сибирь, в вопросах и ответах»;

— регистрация книги в качестве электронного продукта и предоставление её для размещения на сайтах образовательных учреждений Омской области;

— проведение серии «круглых столов» по отдельным темам, разработанным в ходе реализации проекта при поддержке и на базе: кафедры управления развитием образования ОмГПУ, ветеранских организаций, национально-культурных центров, НКО с последующим размещением материалов «круглых столов» на сайтах указанных организаций.

Предполагалось, что в ходе реализации проекта рейтинговые и популярные СМИ ненавязчиво, применительно к тем или иным историческим событиям и датам, доведут до омичей видение Сибирской и региональной (областной) истории как общей составляющей истории российского народа. А книга будет способствовать реализации регионального (краеведческого) компонента в преподава-

нии дисциплины «История России» с учетом имеющих место фальсификаций и с позиций российской державности.

Проект «Россия и Сибирь: одна страна, одна судьба», ранее не реализуемый, был направлен на разработку банка материалов. В банк материалов должны были войти разработки по вопросам: присоединения региона к Российскому государству; колонизации и освоения края; развития государственных структур управления, культурной и общественной жизни; истории взаимоотношений русского народа и народов, проживающих Сибири; проблемах геополитического положения как региона, так и страны в целом в различные исторические периоды.

Выполнение проекта должно было:

— способствовать развитию регионального компонента в преподавании истории России в средних школах Омской области, что внесет фактор новизны в преподавание предмета;

— предоставить возможность проведения патриотического воспитания на примерах родного края, что станет одной из гарантий сохранения общественно-политической стабильности в регионе, явится подспорьем в работе по противодействию идеологическому влиянию зарубежных субъектов геополитики.

На разных этапах работы над проектом в нем должны были принять участие аспиранты, профессорско-преподавательский состав вузов города, учителя, редакционные коллективы и отдельные журналисты, любители истории.

Реализация проекта должна была заинтересовать в данном вопросе не только обозначенные выше заинтересованные профессиональные группы, но и широкие слои населения различных возрастов.

Механизм реализации проекта в рамках его первого этапа, хронологически относимого на сентябрь — декабрь 2015 года, выглядел следующим образом.

Информационную поддержку проекту должны были оказать ГТРК «Омск», газеты «Омская правда», «Вечерний Омск», районная печать.

Для выполнения мероприятий проекта в части сбора, журналистской и редакторской обработки и публикации материалов на базе кафедры управления развитием образования ОмГПУ планировалось создание редколлегии, в которую должны были войти ученые, журналисты, представители ветеранских и национально-культурных объединений, члены оргкомитета проекта.

На базе кафедры управления развитием образования и редакции ОмГПУ планировалось формирование редакционной коллегии, кафедра предполагала приглашение рецензентов для предиздательской подготовки книги для учителя «Россия и Сибирь в вопросах и ответах».

На базе кафедры управления развитием образования и центра информационных технологий планировалось создание рабочей группы для изготовления и регистрации в федеральных органах книги в качестве электронного продукта.

По окончании первого этапа предполагалась деятельность в рамках нового этапа реализации проекта в 2016 г. В новом этапе акцент делался на расширении проблематики проекта. При этом базовым предполагалось оставить противодействие фальсификациям российской истории и использование краеведческого компонента для оптимизации преподавания истории в школе. В реализации

указанной задачи творческая группа исследователей была готова приступить к написанию методических пособий по истории и современному развитию районов Омской области.

Однако грант, поданный руководителем Омской областной общественной организации «Фонд развития русской культуры им. П. А. Столыпина» В. Ф. Тереховым в областное правительство, интереса и, как следствие, поддержки осенью 2015 г. не получил.

Но следует отметить, что деятельность в направлениях, обозначенных в получившем отказ гранте, велась, ведется и будет вестись независимо от наличия или отсутствия поддержки со стороны властных структур. Эта деятельность связана с работой как творческих групп, так и отдельных исследователей. Приведем некоторые из них:

— совместная работа кафедры регионального развития ОмГАУ и преподавателей кафедры географии и методики обучения географии ОмГПУ над проектом «История социально-экономического и политического развития районов Омской области». Результатом стало написание 98 выпускных квалификационных работ и выпуск в 2008, 2010, 2012 гг. трех комплексных монографий, вобравших в себя исследования по 26 районам области [2, с. 150-151];

— проведение конкурсов детских исследовательских краеведческих работ, посвященных памяти историка, журналиста и прозаика М. Е. Бударина (кафедра управления развитием образования провела таковые в 2013, 2014, 2015 гг.). В результате издаются сборники детских докладов, содержавших материалы по истории населенных пунктов и предприятий, а также рассказы о жителях земли омской, прославивших её в бою и труде [3]. В 2016 г. проведен очередной конкурс, праздничные мероприятия к 95-летию М. Е. Бударина, а на стенах ОмГПУ установлена мемориальная доска памяти сибирского историка, журналиста и просветителя [4, с. 15];

— проведением конференций «Этнический и конфессиональный компонент в культуре и истории России и стран СНГ» (первая конференция прошла при поддержке кафедры истории и социально-педагогических дисциплин ОмГАУ, две последующие конференции проведены на базе кафедры управления развитием образования ОмГПУ и ЧОУ «Специализированный лицей с этнокультурным компонентом» в 2014, 2015 и 2016 гг. Изданы сборники материалов [5];

— в сельских районах области, независимо от властных структур, при поддержке бизнеса, отдельных граждан идет написание книг по истории районов, населенных пунктов. Пример: вышедшая в 2016 г. в Черлакском районе книга «Сергей Бак-маев и его история Черлакского района», рекомендованная для школ района в качестве пособия по «Родиноведению» [6].

Данный перечень можно продолжить. Работает инициативная группа по переизданию «Атласа Омской области», в печати находится книга для чтения «Русская Сибирь и Дальний Восток в XVII-XIX веках».

При этом обращает внимание тот факт, что исследования, проведенные в рамках курсов переподготовки сотрудников органов сельской муниципальной власти «Реализация национальной государственной политики в Российской Федерации» осенью 2014 г., показали, что большая часть

представителей сельских муниципальных районов указала в качестве одной из проблем — отсутствие истории муниципальных районов, отражающей взаимоотношения наций и народов на конкретной территории. При этом все без исключения представители указали на отсутствие средств на подобную деятельность [7, с. 8]. Оценки повторились в 2015 г. на курсах, проведенных для указанного контингента, но посвященных противодействию экстремизму и его сопутствующим, как-то: национальное и региональное противостояние, сепаратизм.

С учетом обозначенного понимания проблемы возникает ряд вопросов, на которые необходимо ответить: исследователям, управленцам, политикам:

— необходима ли координация указанной деятельности по использованию регионального компонента для сохранения стабильности и территориального единства Российской Федерации? Если да, то какая структура должна её проводить? А если подобная структура есть, то почему её деятельность не приносит видимых результатов?

— возможно ли введение регионального компонента в школьную и вузовскую программы, как фактор оптимизации преподавания и как возможность контрпропагандистской деятельности, направленной на сохранение государственной стабильности при сокращении часов на преподавание истории, географии, литературы?

— насколько политически ангажированной, является подача исторического прошлого нашей страны и её регионов сегодня и дает ли эта ангажированность возможность развернуть патриотическое воспитание посредством привлечения регионального материала?

А пока на эти вопросы нет ответов, мы, помимо траты средств, имеем огромное количество малотиражных, как следствие, недоступных для массового читателя, но очень дорогих и не отвечающих потребностям времени изданий, профинансированных из средств бюджета или полученных от представителей бизнеса провластными фондами исходя из факта, что данному фонду отказать нельзя.

В завершение статьи необходимо отметить, что последние массовые издания краеведческой литературы, тираж 100000 экземпляров, увидели свет соответственно в 1976 и 1978 гг. Это брошюры: «История Омской области. С древнейших времен до конца XIX века» и «История Омской области. С начала XX века до наших дней».

Библиографический список

1. Сила Сибири. История Омского края. Омск: Издат. отдел Тарской епархии Русской православной церкви Московского патриархата, 2016. 294 с.

2. Новиков С. В., Меха И. В., Цыганова И. В. Краеведческий и региональный компоненты как форма оптимизации процесса обучения в высшей и общеобразовательной школе // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2014. № 4 (131). С. 149-152.

3. Молодость. 2015. 5 февраля.

4. Новиков С. Летописец Сибирского края // Омская муза. 2016. № 3 (41). С. 12-15.

5. Ахдуд. 2016. № 1. С. 3.

6. Вяткин Ю. Линия жизни // Ветеран Омского Прииртышья. 2016. 7 июля.

7. Новиков С. В. Национальные отношения и результаты национальной государственной политики в Российской Федерации в представлении служащих сельских муниципальных образований (Исторический аспект) // Омский научный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.