Научная статья на тему 'О возможности использования результатов деятельности космической группировки в интересах органов внутренних дел российской Федерации'

О возможности использования результатов деятельности космической группировки в интересах органов внутренних дел российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА / RUSSIAN SPACE GROUPING / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА / INTERNATIONAL SPACE GROUPING / ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ / EARTH REMOTE SENSING / КОСМИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / SPACE SERVICES / ПЕРЕНАЦЕЛИВАНИЕ СПУТНИКОВ / REDIRECTION OF SATELLITES / РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВКИ / RESULTS OF ACTIVITY OF SPACE GROUPING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бецков А.В.

В статье аргументируется наличие возможности и возросшая сегодня необходимость использовать результаты деятельности существующей российской и международной космической группировки в интересах противодействия преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бецков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feedback of Activity of Space Grouping in Behalf of Internal Affairs Agencies of the Russian Federation

The author gives reasons for possibility and existence of increased necessity using the results of activity of Russian and international space grouping in behalf of crime prevention.

Текст научной работы на тему «О возможности использования результатов деятельности космической группировки в интересах органов внутренних дел российской Федерации»

_I

теория и практика

правоохранительной деятельности

А.В. БЕЦКОВ,

доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

доктор технических наук (Академия управления МВД россии)

A.V. BETSKOV,

Associate Professor, Department of Police Management in Special Conditions,

Doctor of Technical Sciences (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

удк 351.74/76

о возможности использования результатов деятельности космической группировки в интересах органов внутренних дел российской Федерации

Feedback of Activity of space Grouping

in Behalf of internal affairs agencies of the Russian federation

В статье аргументируется наличие возможности и возросшая сегодня необходимость использовать результаты деятельности существующей российской и международной космической группировки в интересах противодействия преступности.

The author gives reasons for possibility and existence of increased necessity using the results of activity of Russian and international space grouping in behalf of crime prevention.

Российская космическая группировка, международная космическая группировка, дистанционное зондирование земли, космические услуги, перенацеливание спутников, результаты деятельности космической группировки.

Russian space grouping, international space grouping, earth remote sensing, space services, redirection of satellites, results of activity of space grouping.

В_йся русский ученый Константин Эдуардович Циолковский говорил, что ракета — это не самоцель, а целью является улучшение жизни людей.

Сейчас настало время, когда необходимо сделать так, чтобы космическая отрасль работала на человека. Необходимо сформировать полноценный рынок космических услуг в социально-экономической жизнедеятельности человека, в том

числе и в охране правопорядка и обеспечении безопасности.

Среди основных особенностей современного периода жизни людей, в силу интенсивного развития науки и техники, можно назвать такие позитивные характеристики, как наивысший технологический уровень развития за весь обозримый период существования человечества науки и техники, их направленность

S н и о X

л

<

и н к

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о о

м

<

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

48

на существенное облегчение и улучшение условий труда; минимизация, а порой и полная замена человеческого фактора при проведении некоторых особо опасных видов работ, при непременном соблюдении важного условия — повышения эффективности труда. Также нельзя не отметить современное состояние научных и прикладных знаний об окружающем мире: открытия в области математики, ядерной физики, химии, биологии, медицины, создание высотных летательных, в том числе космических аппаратов, глубоководных субмарин и т. д. Значительное количество инновационных достижений направленно на повышение комфорта (качества) жизни большинства населения планеты Земля. Однако нельзя не отметить и негативные стороны современности.

Стремление некоторых лидеров супердержав к мировому превосходству перед мировым сообществом, желание доминировать над другими государствами порождает высокий уровень международной конфликтности и влечет за собой возникновение очаговых затяжных вооруженных конфликтов и локальных войн, проявление актов геноцида против отдельных малочисленных незащищенных народов, нарастание волны экстремизма и терроризма, рост уровня международной преступности, экстраполяцию международных социально-политических, правовых, экономических и военных противоречий на все уровни и все сферы жизнедеятельности независимых суверенных государств. Наряду с данными угрозами активизировался экстремизм. Экстремистская деятельность международных радикальных организаций пронизывает все социальные слои во многих странах мира. Экстремизм во имя достижения своих целей, к сожалению, нередко порождает терроризм. Терроризм является существенной опасностью для личности, общества, государства. Соответственно, в силу складывающихся обстоятельств, вероятность развязывания полномасштабного вооруженного конфликта значительно возрастает.

С учетом особенностей развития современных социальных конфликтов различного уровня и масштаба, приносящих обществу и государству колоссальный ущерб, большая надежда и ответственность возлагается на адекватную деятельность органов и подразделений системы МВД России [1, 2]. Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в современных условиях означает, что сотрудники системы МВД России должны не только адекватно противостоять преступности на ответственном участке, но и быть готовыми к предупреждению провокаций, вследствие которых может еще больше осложниться оперативная обстановка, вплоть до роста экстремистских проявлений, массовых

беспорядков и террористических актов, приводящих к государственному перевороту1 [4].

Одним из важнейших условий обеспечения результативности работы органов внутренних дел МВД России по указанным направлениям остаются модернизация системы МВД России на основе современных достижений научно-технического прогресса, придание нового, более совершенного облика правоохранительной системе, способной адекватно противостоять нарастающей преступности [2, 14]. Космонавтика с ее грандиозными разрешающими возможностями может оказать, по нашему мнению, существенное влияние на повышение результативности деятельности органов и подразделений системы МВД России по обеспечению правопорядка. Такое заключение автор формулировал и в ранее опубликованных научных трудах [9]. Тем не менее необходимо еще раз отметить, что в современном мире использование продукции, произведенной космической группировкой, актуализируется [5].

Развитие повышенной степени конфликтности ввиду агрессивной внутренней и внешней политики суверенных государств — таких, как США, Великобритания, Германия, Польша и др., а также самопровозглашенных государств типа ИГ (Исламское государство, Исламский халифат), с одной стороны, с другой — малоэффективная деятельность международных организаций — таких, как ООН, ОБСЕ, сформированных и призванных урегулировать любые конфликты во имя поддержания мира2, — все это не лучшим образом влияет на обстановку в мире в целом.

В качестве средства наращивания конфликта противоборствующими сторонами используется, как правило, недостоверная информация или дезинформация оппонентов. В интересах минимизации конфликтности сторон очень важно оперативно представить достоверную информацию, поступившую от независимого авторитетного источника, в объективности которого не было бы сомнения ни у одной из конфликтующих сторон. Таким источником оперативной и объективной информации может послужить результат деятельности международной космической группировки3 [12, 3].

1 Примером может послужить обстановка, складывающаяся в г. Киеве с начала 2014 г., когда граждане Украины, собравшиеся на площади, совершили государственный переворот, олигархическая хунта, пришедшая к власти вследствие государственного переворота, развязала геноцид против части собственного народа (автор).

2 Например, недавний захват заложников и их публичное убийство представителями так называемого государства ИГ. Далее, вмешательство США и некоторых стран Европы во внутренние дела Украины, создание условий для государственного переворота, геноцид против части населения, развязывание вооруженных конфликтов.

3 Под международной космической группировкой мы понимаем все космические аппараты, пилотируемые и непилотируемые, находящиеся в космическом пространстве, и наземные средства обеспечения их деятельности, независимо от собственника.

Космонавтика — это отрасль, в которой сконцентрированы в реальных проектах новейшие достижения фундаментальных и научно-прикладных знаний человечества. Применение и использование результатов передовых знаний и технологий, полученных в воздушном и космическом пространстве, позволяет решать самые различные задачи, в том числе в области организации различных телекоммуникационных и оптико-электронных видов связи, мониторинга поверхности суши и воды с проникновением на значительную глубину, осуществления дозиметрических и бактериологических видов контроля, решения экологических и метеорологических проблем, в том числе землетрясений, наводнений, пожаров и т. д. [3]. Они могут быть использованы также для использования и решения практических правоохранительных задач. Таким образом, наблюдение из космоса дает возможность своевременно выявлять события компетенции органов и подразделений территориальных органов МВД России [13].

Этот вывод базируется не только на материалах научного исследования автора, но и на мнении ответственных представителей Министерства обороны. Так, неоднократно в своих выступлениях и научных статьях эксперты высказывали свое мнение о возможном и необходимом использовании спутников, в том числе и двойного назначения, целесообразном расширении применения результатов космических достижений в различных научных, оборонных и социально-экономических секторах для того, чтобы добиться наибольшей эффективности от вложенных в космическую индустрию ресурсов [7, 9, 10].

Уже в исполненной Федеральной целевой программе о совершенствовании использования результатов деятельности космической группировки в интересах социально-экономического развития территорий Российской Федерации на период 2006—2015 гг. нормативно закрепляется необходимость использования космической продукции во всех отраслях социально-экономической деятельности [6, 8]. В научной статье, опубликованной в № 3 (15) журнала «Труды Академии управления МВД России» в 2010 г. [13], поднимался вопрос о необходимости выделения правоохранительного вида деятельности в социально-экономическом блоке в содержании программы на 2006—2015 гг. [9]. И уже в другой Государственной программе Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013—2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2594-р [7], помимо ответственного исполнителя Роскосмос, соисполнителя — Минобороны, в перечень участников государственной программы включены: МЧС, Минобрнауки,

Минтранс, Минфин и др., в том числе и МВД России.

Нами проводится исследование по совершенствованию информационного обеспечения деятельности органов и подразделений внутренних дел России на основе использования результатов деятельности российской и международной космической группировок. Речь идет не только о космических спутниках связи и глобальном позиционировании (навигации), но и о дистанционном зондировании поверхности Земли [14].

При успешном решении международных правовых вопросов представляется возможным в указанных целях использовать международную космическую группировку, а также Международную космическую станцию, в том числе и в интересах противодействия международной организованной преступности, борьбы с экстремизмом и терроризмом [15, 16, 17].

В этом отношении интерес представляет опыт зарубежных стран, в частности США. США используют свои спутники-шпионы для ведения разведки на территории собственной страны. Данные спутников будут использовать правоохранительные органы и антитеррористические структуры для предотвращения терактов. Согласно сообщениям Министерства национальной безопасности США основное внимание космических аппаратов слежения приковано к границе, морским, речным вокзалам и аэропортам, мостам и другим социально значимым объектам инфраструктуры [13].

В связи с этим возникает важная научная проблема по формированию нормативно-правового регулирования использования результатов деятельности международной космической группировки для обеспечения правоохранительной деятельности и оперативно-служебной (боевой) деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. К тому же необходимо отметить, что начало формированию правовых основ использования космического пространства, включая небесные тела, положено.

Организация Объединенных Наций (ООН) содействует тому, чтобы космическое пространство использовалось в мирных целях, а блага от этой космической деятельности разделяли бы все страны. Такой интерес к мирному освоению космического пространства появился вскоре после запуска в 1957 г. СССР первого искусственного спутника Земли и возрастал по мере новых достижений в развитии космической техники.

Основным межправительственным органом ООН, активно действующим в этой области, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, учрежденный Генеральной Ассамблеей в 1959 г. и состоящий

S н и о X

л

<

и н к

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о

са <

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

49

S н и о X

л

<

и н к

:|S

0

1

л

<

и н S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

<

а

X о о

л

<

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

50

из 65 государств — членов ООН. Комитет анализирует масштабы международного сотрудничества в мирном использовании космического пространства, разрабатывает программы и руководит техническим сотрудничеством ООН в этой области, содействует исследованиям и распространению информации, а также вносит вклад в развитие международного космического права. Комитет имеет два подкомитета:

— научно-технический подкомитет является координатором международного сотрудничества в области космических исследований и технологий;

— юридический подкомитет работает над развитием правовых инструментов, сопутствующих быстрому технологическому развитию в области освоения космического пространства. Комитет и оба подкомитета проводят ежегодные встречи для обсуждения вопросов, поставленных перед ними Генеральной Ассамблеей, докладов, переданных на их рассмотрение, и проблем, поднятых государствами-членами.

Для реализации стоящей задачи Комитет подготовил и ратифицировал пять юридических документов, направленных на расширение использования космического пространства в мирных целях, в том числе два основных акта: «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (1966 г.) и Конвенция, принятая резолюцией 41/65 Генеральной Ас-

Список литературы:

1. 2.

3.

4.

5.

6.

Конституция Российской Федерации. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС Консультант-Плюс.

О космической деятельности: Федеральный закон от 29 ноября 1996 г. № 147-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

06 оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 26 декабря 2008 г. № 293) // СПС КонсультантПлюс.

О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от

7 мая 2012 г. № 594 // СПС Консультант-Плюс.

Федеральная космическая программа России на 2006—2015 годы: постановление Правительства РФ от 22 октября 2005 г. № 635 // СПС КонсультантПлюс. Об утверждении государственной программы РФ «Космическая деятельность России на 2013—2020 годы»: распоряжение Прави-

самблеи ООН от 3 декабря 1986 г. «Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства» [11, 12].

В настоящее время российская космонавтика находится в числе ведущих в мире. Орбитальная группировка России составляет более 100 космических аппаратов. Самой крупной орбитальной группировкой обладает США, которой принадлежит более 400 искусственных спутников. На третьем месте находится Китай — более 40 спутников. Индия поддерживает на полярных орбитах порядка 10 действующих спутников съемки земли. Кроме этих государств, космическая деятельность осуществляется следующими странами: Японией, Бразилией, Швецией, Аргентиной и странами, входящими в ЕКА (Европейское космическое агентство).

Международная космическая группировка потенциально готова к оперативному предоставлению уникальной объективной информации, в интересах правоохранительной деятельности в том числе [14].

Сегодня несовместимыми компонентами кажутся космическая и правоохранительная сферы человеческой деятельности, но в самом ближайшем будущем их симбиоз даст продукт солидного качества, который будет направлен на обеспечение безопасности граждан, общества и государства, а именно — обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в любом регионе Земли.

тельства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2594-р // СПС Гарант.

8. Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р // СПС Гарант.

9. Положение о взаимодействии Росавиакосмоса, МО РФ, РАН и других потребителей космической продукции и космических услуг: распоряжение Правительства РФ от 18 сентября 2001 г. № 1232К-Р // СПС КонсультантПлюс.

10. Соглашение между США и Россией о совместном использовании некоторых сегментов космической группировки (заключено 26.01.1998) // СПС КонсультантПлюс.

11. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 19 декабря 1966 г. // СПС КонсультантПлюс.

12. Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического про-

странства: Конвенция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. № 41/65 // СПС Гарант.

13. Бецков А.В. Повышение эффективности деятельности органов и подразделений внутренних дел МВД России на основании информации, полученной от космической группировки // Труды Академии управления МВД России. 2010. № 3 (15).

14. Бецков А.В. Теоретические и организационные основы формирования и функционирования аэромобильных комплексов МВД России: монография. М., 2009.

15. Дорофеев И.Н., Валитов Р.Р. Инновационные направления деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступления-

ми в сфере лесного комплекса Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 3 (27).

16. Княжев В.Б., Майдыков А.Ф. Территориальная оборона в системе безопасности Российского государства и место в ней МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29).

17. Торопин Ю.В., Васильев Ф.П. Оперативно-разыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 3 (27).

E-mail: amvd-6@bk.ru

S н и о X

л

<

и н к

0 X

л

<

и н S

1

<

а

X О

о

са <

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.