Научная статья на тему 'О возможности идентификации психофизиологического состояния человека-оператора по вариабельности сердечного ритма'

О возможности идентификации психофизиологического состояния человека-оператора по вариабельности сердечного ритма Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE / ОПЕРАТОР / OPERATOR / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ковальчук А. С.

В работе обсуждается проблема автоматического контроля психофизиологического состояния (ПФС) человека-оператора. Описывается программно-аппаратный комплекс, собранный для проведения экспериментов в рамках решения этой задачи на примере водителей легковых автомобилей, находящихся в различных состояниях: типичное вождение по городу, засыпание, вождение после употребления алкоголя. По результатам проведенного эксперимента вероятность верной идентификации ПФС водителя из трех представленных с достоверностью 0,95 попадает в интервал 91,9±3,64%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Ковальчук А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF THE POSSIBILITY OF IDENTIFICATION PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE HUMAN-OPERATOR I N HEART RATE VARIABILITY

The paper discusses the problem of automatic control of psychophysiological state (PPS ) of the human operator. Describes the hardware and software system built for conducting experiments in the framework of this problem onthe example of car drivers in various states : typical driving around the city, going to sleep, driving after drinking alcohol. According to the results of the experiment is probably true identification PPS drivers of the three reporting with certainty 0.95 falls within the range 91,9 ± 3,64%.

Текст научной работы на тему «О возможности идентификации психофизиологического состояния человека-оператора по вариабельности сердечного ритма»

УДК 159.91:656.01

А.С. Коеачьчук, A.S Kovalchuk, e-mail: [email protected] Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия Siberian state automobile and highway academy. Omsk. Russia

О ВОЗМОЖНОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА ПО ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА*

OF THE POSSIBILITY OF IDENTIFICATION PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE HUMAN OPERATOR I N HE ART RATE VARIABILITY*

Б работе о осуждается проблем.! автоматического контроля психофизиологического состояния [ПФС) человека-оператора. Описывается программно-аппаратный комплекс, собранный для проведения экспериментов в рамках решения этой задачи на примере водителей легковых автомобилей, находящихся в различных состояниях: типичное вождение по городу, засыпание, вождение после употребления алкоголя. По результатам проведенного эксперимента вероятность верной идентификации ПФС водителя из трех представленных с достоверностью 0.95 попадает в интервал 91,9±1,(И%

The paper discusses The problem of automatic control of psychophysiological state (PPS ) of the Iranian operator . Describes the hardware and software system built for conducting experiments in the framework of this problem on

37

the example of car drivers ill various stares : typical driving around the city, gome to sleep . driving after drinking alcohol . According to the results of the experiment is probably true identification PPS drivers of the three reporting with certainty 0.95 falls within the range 91,9 ± 3,64%.

Ключевые слова: психофизиологическое состояние, оператор, контроль, человеческий фактор, идентификация

Keywords: Psychophysiological state, operator, control, the human factor, identification

Человеческий фактор является одним из ключевых элементов в безопасности автоматизированных процессов, требующих длительного непрерывного внимания. По разным данным в гражданской авиации доля человеческого фактора составляет свыше 80% от общего количества происшествий. Применительно к автомобильному транспорту цифры сопоставимы: 80-90% аварий происходят по вине человека [1].

Для опенки алкогольной проблемы за рулем можно обратиться к статистике, публикуемой Госавтоинспекпией МВД России на официальном сайте [2]: нетрезвые водители являются причиной около 6,3% от общего числа аварий. Эти и другие факты приводят исследователей к осознанию необходимости непрерывного контроля ПФС человека-оператора.

Для проведения экспериментов в рамках решения данной задачи бьш собран программно-аппаратный комплекс (далее «тренажер»), состоящий из следующих ключевых элементов:

- ЕЖ: системный блок с тремя мониторами;

- имитатор автомобильного руля;

- блок имитации автомобильных педалей:

- блок имитации рычага переключения передач;

- автомобильное сидение

Ключевые элементы тренажера закреплены на метатшческом каркасе в единый комплекс. Внешний вид тренажера и взаимное расположение элементов представлены на рисунке 1 На ПК установлено специализированное ПО: автосимулятор «3D Инструктор Домашняя версия» компании «Форвард Девелопмент» (для работы требуется досгуп к Internet).

В качестве испытуемых выступили 14 лип мужского и 6 лип: женского пола, в возрасте от 20 до 30 лет; без хронических заболеваний. Им были предложены следующие задания, длительностью 25 минут каждое:

а) управление автомобилем в спокойной обстановке: в дневное время суток, в ясную погоду, при минимальной «плотности» движения на дорогах.

б) Испытуемый в ночное время суток ставил автомобиль на обочине дороги. После этого ему предлагалось вздремнуть

в) Испытуемый принимал 30 грамм алкоголя и затем приступал к управлению ТС в условиях, аналогичных первому эксперимент}1.

Для получения информации о ПФС испытуемого производилась запись ЭКГ посредством холтеровского монитора «Кардиотехника-04».

Для решения задачи идентификации ПФС водителя необходимо выбрать признаки, измерение которых может привести к желаемой пели. На сегодняшний день существуют 'эффективные методы принятия решений на основе набора признаков [3,4]. В данной работе выбраны следующие признаки:

а) «индекс стресса» S, предложенный 'ЗАО «Транзас» [5]

б) индекс напряжения регуляторных систем (((стресс-индекс») SI, введенный отцом советской космической медицины P.M. Баевским [6].

в) SDNN - среднее квадратическое отклонение нормальных Л/?-интервалов Согласно работе Машина В А. [7], в которой обосновывается трехфакторная модель структуры ВСР, данный показатель позволяет оценить первый фактор, который имеет в общей дисперсии ВСР долю в 59,3%.

г) С1 - коэффициент автокорреляции после первого сдвига. Данный показатель позволяет оценить второй фактор из модели Машина В.А. Доля второго фактора в обшей дисперсии составляет 27,6% [7].

д) М - среднее значение ÄR-интервалов. Позволяет оценить третий фактор модели Машина, имеющий долю 9,4% в обшей [7].

Рис 1. Автомобильный тренажер: 1 - нмнтатор автомобильного руля. 2 - блок нмитацнн автомобильных педалей.

3 - блок имитации рычага переключения передач. 4 - мониторы.

5 - акустическая система. 6 - клавиатура

При анализе результатов для каждого испытуемого были получены оценки приведенных пяти показателей, и далее они использовались как эталоны при проведении вычислительного эксперимента. В ходе вычислительного эксперимента для сгенерированной по эталонам реашзации с помощью последовательного применения формулы Байеса (ППФБ) оценивались вероятности принадлежности к каждому ПФС. Формулы Байеса применялись последовательно к каждому признаку, т.о. итоговые вероятности вычислялись за 5 шагов. Эксперимент проводился 20 раз - по количеству испытуемых. Количество проведенных опытов - 30000 для каждой гипотезы, что в сумме составляет 90000 опытов. Рисунок 2 представляет итоговый график процента ошибок от количества использованных признаков при идентификации ПФС для каждого испытуемых.

Для разных испытуемых по результатам 5 шагов ППФБ получены разные величины ошибок. Так, для испытуемого № 8 ошибка составила 36%, в то время как для испытуемого № 5 всего 0,35%. По результатам 20 испытуемых вероятность верной идентификации ПФС водителя из трех представленных составила в среднем 91,9% при среднеквадратичном отклонении 8,3%. Коэффициент С'тьюдента составит 2,093. То, вероятность верной идентификации ПФС с достоверностью 0,95 попадает в интервал 91,9±3,64%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.