ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
УДК 614.849
О ВОЗМОЖНОМ ПОДХОДЕ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ю.А. Андреев, М.В. Елфимова, А.А. Мельник, П.В. Ширинкин, А.Н. Батуро
Статья посвящена актуальному вопросу - совершенствованию профилактических мероприятий в области пожарной безопасности. Для принятия организационно -управленческих решений необходимо иметь объективную информацию о существующем состоянии профилактической работы. В ряде статей, посвященных данному вопросу, по мнению авторов статьи, не в полной мере учитываются аспекты профилактической работы в области пожарной безопасности. Авторами предлагается подход к оценке эффективности и востребованности профилактических мероприятий в области пожарной безопасности, основанный на разделении мероприятий по различным признакам, таким как: направленность профилактического мероприятия; его содержание; круг лиц воздействия; характеризующие показатели мероприятия, кем реализуется профилактическое мероприятие; местные особенности реализации мероприятия; период эффективного воздействия; продолжительность проведения мероприятия; единица измерения результата мероприятия; условная (сравнительная) эффективность мероприятия. Авторами предложены определения понятий «эффективность профилактического мероприятия» и «востребованность профилактического мероприятия». Предложенный в статье подход к оценке эффективности и востребованности профилактических мероприятий в области пожарной безопасности даст возможность выработать вариант более объективной оценки деятельности, направленной на профилактику пожаров, учесть влияние и затратность профилактических мероприятий при планировании данной деятельности с учетом имеющихся ресурсов и территориальных особенностей.
Ключевые слова: профилактика пожаров, мероприятия, эффективность, востребованность, показатель эффективности профилактического мероприятия.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция снижения количества пожаров как в абсолютных, так и в относительных цифрах [1]. С 2012 по 2016 год гибель людей при пожарах снизилась с 11652 до 8749 человек, а количество травмированных при пожарах - с 12229 до 9905 человек. Несмотря на значительное снижение указанных показателей, Россия до сих пор остается среди мировых «лидеров» по относительным показателям гибели людей при пожарах [2]. Количество пожаров и погибших (пострадавших) при них людей является комплексным показателем, отражающим в совокупности действенность всех мероприятий, направленных на борьбу с пожарами в
существующих условиях (экономических, климатических, социально-демографических и т.д.). Исходя из высоких значений показателей обстановки с пожарами в Российской Федерации (в сравнении со среднемировыми) можно сделать вывод о низкой действенности мероприятий, направленных на борьбу с пожарами.
Мероприятия по борьбе с пожарами, по их направленности, можно разделить на две большие группы: профилактические мероприятия и мероприятия по тушению пожаров. Действенность мероприятий по тушению пожаров определяется успешностью решения основной боевой задачи подразделениями пожарной охраны, а также рядом
иных факторов, влияние которых авторами при разработке возможного подхода не учитывалось.
Под профилактическими мероприятиями в данном случае понимаются все мероприятия, направленные на профилактику пожаров. Профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий [3].
Подходам к оценке результативности и эффективности действий надзорно-
профилактических органов МЧС России посвящен ряд работ [4,5,6 и др.]. Так, в работе рассматриваются имеющиеся методики оценки эффективности деятельности органов ГПН и предлагается определять их эффективность исходя, в том числе, из предотвращенного экономического ущерба от гибели и травмирования людей при пожарах. Кроме трудностей при определении «стоимости жизни» в данной методике есть иные допущения, связанные с тем, что не все мероприятия, связанные со снижением гибели и травмирования при пожаре, проводятся сотрудниками надзорных органов МЧС России. Как определить вклад органов ГПН в общую статистику снижения гибели и травмирования людей при пожарах авторами не уточняется.
К сложностям использования подхода и методики оценки, предлагаемых авторами в статье [5], можно отнести следующее:
1) у оцениваемых подразделений не учитываются особенности района обслуживания;
2) все изменения статистических показателей по обстановке с пожарами «присваиваются» к показателям деятельности только данного подразделения, что не будет объективным без учета деятельности иных подразделении и органов, в задачи которых входит обеспечение пожарной безопасности.
В статье [6] авторами затронуты основные аспекты деятельности инспекторского состава ФГПН, определены временные ресурсы для выполнения основных задач по профилактике пожаров и предложены пути для повышения эффективности данной работы.
Исходя из определения «профилактика пожаров», к профилактическим мероприятиям можно отнести всю совокупность мероприятий, направленных на снижение пожаров и последствий от них: контрольно-надзорные мероприятия; подготовка и информирование населения; формирование культуры безопасности
жизнедеятельности населения в целом; нормативное правовое и техническое регулирование и многое другое.
В целях систематизации подходов к оценке эффективности и востребованности
профилактических мероприятий предлагается их разделить на две группы, в зависимости от их направленности:
1. Профилактическая работа по предотвращению нарушений требований пожарной безопасности на объектах защиты (контрольно -надзорные мероприятия, профилактическая работа с администрацией объектов защиты, деятельность администрации объектов защиты и т.д.);
2. Профилактическая работа с населением (информирование, обучение, вовлечение и т.п.).
Для более детальной систематизации и структурирования авторами проводится работа по распределению профилактических мероприятий в зависимости от содержания мероприятия, объекта воздействия, субъекта воздействия и фактора (показателя), на который профилактическое мероприятие оказывает влияние и может быть определено численно, от трудозатратности мероприятия и т.д.
Эффективность каждого конкретного профилактического мероприятия (в классическом смысле термина «эффективность») определить невозможно, поскольку конечным результатом профилактического мероприятия является снижение количества пожаров, ущерба, гибели и т.п. А это всё комплексные показатели, на величину которых влияет совокупность профилактических мероприятий: социально-экономические,
демографические, климатические и прочие факторы.
Аналогичная ситуация и с эффективностью профилактической работы в целом. Профилактика пожаров, подготовка населения и т.д. лежит в зоне ответственности различных ведомств, финансовое обеспечение этих мероприятий идёт из различных бюджетов и источников, пожарная безопасность объектов защиты на различных этапах их жизненного цикла контролируется различными ведомствами.
Применительно к пожарам и их последствиям, в отличие от, например, сферы деятельности налоговой инспекции, такой термин как «предотвращённый ущерб», на наш взгляд, реально оценён и применён не может быть (даже ущерб от крупного пожара довольно сложно оценить, поскольку экологический ущерб, ущерб от перестройки торгово-экономических связей и пр. трудно оценим, тем более в короткие промежутки времени).
При оценке эффективности
профилактических мероприятий, полагаем, необходимо оперировать изменением величины характеризующих показателей (индикаторов) обстановки с пожарами в рассматриваемом периоде относительно. Для более детального представления предлагается следующее определение:
Эффективность профилактического
мероприятия - это отношение достигнутого результата (снижение числа пожаров, гибели и травмирования людей, ущерба и пр.) к затратам времени и (или) объему выполненных
профилактических мероприятий при определенных условиях.
Ввиду невозможности объективного определения эффективности того или иного профилактического мероприятия предлагается определять «относительную эффективность профилактического мероприятия», при этом предполагается использование статистических показателей обстановки с пожарами (в т.ч. загораниями) и их последствиями на определенной территории в сравнении:
1) с показателями предыдущего 3-5 летнего периода (временная оценка);
2) со средними по России или региону (пространственная оценка);
3) с заранее определенными, заданными, установленными показателями в соответствии с приоритетами государственной политики в области пожарной безопасности (проблемно-ориентированная, целевая оценка).
На основании временной или пространственной динамики основных показателей обстановки с пожарами или в сравнении с установленными показателями может быть сделан вывод об эффективности профилактической деятельности.
Показатель эффективности
профилактического мероприятия (Э) может быть определен как:
Результативность мероприятия Э = к Затраты на выполнение
профилактического мероприятия
Результативностью профилактического мероприятия будет являться изменение состояния объекта воздействия в абсолютных или относительных (приведенных) величинах за определенный период времени или в динамике, в сравнении со среднетерриториальными или с установленными показателями.
Затраты на выполнение профилактических мероприятий исчисляются в абсолютных величинах (рубли, часы, количество человек) за оцениваемый период времени.
к - корректирующий коэффициент, учитывающий региональные факторы.
Определив показатель эффективности профилактического мероприятия возможно провести анализ деятельности подразделений, органов, учреждений, кем осуществлялось данное мероприятие, сравнить действенность разных профилактических мероприятий, направленных на достижение одного результата, сравнить эффективность работы различных органов власти по обеспечению профилактики пожаров и пр.
Одним из основных результатов данного подхода к оценке эффективности
профилактических мероприятий может стать выработка методики определения
востребованности профилактических мероприятий в области пожарной безопасности.
Востребованность профилактического мероприятия - необходимость, потребность, недостаточность или наоборот избыток профилактического мероприятия при
определенных условиях, определяемый его действенностью (бездейственностью).
Определение востребованности
профилактических мероприятий позволит более качественно и обоснованно спланировать деятельность надзорно-профилактического
подразделения с учетом имеющихся ресурсов или скорректировать деятельность системы
обеспечения пожарной безопасности на определенной территории.
Для дальнейшего совершенствования указанного подхода необходимо произвести определение характеризующих показателей для каждого профилактического мероприятия
• содержание профилактического мероприятия;
• круг лиц, на которых направлено воздействие профилактического мероприятия;
• на снижение каких характеризующих показателей обстановки с пожарами оказывает влияние (по причинам, виновникам, объектам пожаров, условиям, способствующим гибели и травмированию и т.п. -в соответствии с характеризующими показателями обстановки с пожарами);
• кем реализуется профилактическое мероприятие (в чьих полномочиях находится, кем финансируется);
• особенности проведения профилактического мероприятия (например, влияние местных особенностей (удаленность, преобладающая застройка и пр.));
• период эффективного воздействия профилактического мероприятия (периодичность проведения, время сохранения достигнутой результативности);
• продолжительность проведения профилактического мероприятия, трудозатраты и др. с учетом требований [8];
• единица измерения результата проведения профилактического мероприятия (количество объектов, охват населения и т.п.);
• условная эффективность профилактического мероприятия (сравнительная эффективность).
Заключение
Таким образом, при дальнейшей доработке предлагаемый вариант оценки эффективности и востребованности профилактических мероприятий в области пожарной безопасности даст возможность выработать подход к более объективной оценке деятельности, направленной на профилактику пожаров, учесть влияние и затратность профилактических мероприятий при планировании данной деятельности с учетом имеющихся ресурсов и территориальных особенностей.
Библиография
1. Пожары и пожарная безопасность в 2016 году: статистический сборник / под общ. ред. Д.М. Гордиенко. -М.: ВНИИПО, 2017, - 124 с.: ил. 40.
2. Мировая пожарная статистика. Отчет № 22. N.N. Brushlinsky, M. Ahrens, S. V. Sokolov, P/ Wagner URL:
https://www.ctif.org/sites/default/files/ctifreport22_world _firestatistics_2017.pdf (дата обращения 04.06.2018 г).
3. О пожарной безопасности: федер. закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Войтенок О.В., Сай А.Р. Оценка экономических потерь от гибели и травмирования людей при пожарах как элемент оценки показателей эффективности деятельности органов государственного пожарного надзора / О.В. Войтенок, А.Р. Сай // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2017. - №4. - С. 138-143. URL: https://vestnik. igps. ru/wp-content/uploads/V94/18.pdf (дата обращения 14.05.2018).
5. Порошин А.А. Методические подходы к оценке результативности деятельности пожарно-спасательных подразделений МЧС России / А.А. Порошин, Е.В. Бобринев, Е.Ю. Удавцова, А.А. Кондашов, С.И. Рюмина // Сибирский пожарно-спасательный вестник. - 2018. - №1. - C.31-34. URL: http://vestnik. sibpsa. ru/wp-
content/uploads/2018/v8/N8_31-34.pdf (дата обращения 14.05.2018).
6. Мартинович Н.В. Основные критерии снижения фактической нагрузки на инспекторский состав отделов надзорной деятельности по пожарному надзору ГПС МЧС России / Н.В. Мартинович, А.В. Антонов, И.Н. Татаркин // Сибирский пожарно-спасательный вестник. - 2016. -№1. - C.32-37. URL: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2016/v1/7-13.pdf (дата обращения 14.05.2018).
7. Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 мая 2016 г. № 934-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2016. - № 21. - Ст. 3 075.
8. Руководство по подготовке программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Письмо Заместителя Министра МЧС России С.А. Кададова от 10 января 2018 года № 43104-19.
References
1. Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 2016 godu: statisticheskij sbornik / pod obshch. red. D.M. Gordienko. - M.: VNIIPO, 2017, - 124 s.: il. 40.
2. Mirovaya pozharnaya statistika. Otchet № 22. N.N. Brushlinsky, M. Ahrens, S.V. Sokolov, P/ Wagner URL: https://www.ctif.org/sites/default/files/ctif_report22_worl d_ftrestatistics_2017.pdf (data obrashcheniya 04.06.2018 g).
3. O pozharnoj bezopasnosti: feder. zakon ot 21.12.1994 N 69-FZ [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
4. Vojtenok O.V., Saj A.R. Ocenka ehkonomicheskih poter' ot gibeli i travmirovaniya lyudej pri pozharah kak ehlement ocenki pokazatelej ehffektivnosti deyatel'nosti organov gosudarstvennogo pozharnogo nadzora / O.V. Vojtenok, A.R. Saj // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii. - 2017. - №4. - S. 138-143. URL: https://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V94/18.pdf (data obrashcheniya 14.05.2018).
5. Poroshin A.A. Metodicheskie podhody k ocenke rezul'tativnosti deyatel'nosti pozharno-spasatel'nyh podrazdelenij MCHS Rossii / A.A. Poroshin, E. V. Bobrinev, E.YU. Udavcova, A.A. Kondashov, S.I. Ryumina // Sibirskij pozharno-spasatel'nyj vestnik. -2018. - №1. - C.31-34. URL: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2018/v8/N8_31 -34.pdf (data obrashcheniya 14.05.2018).
6. Martinovich N. V. Osnovnye kriterii snizheniya fakticheskoj nagruzki na inspektorskij sostav otdelov nadzornoj deyatel'nosti po pozharnomu nadzoru GPS MCHS Rossii / N.V. Martinovich, A.V. Antonov, I.N. Tatarkin // Sibirskij pozharno-spasatel'nyj vestnik. -2016. - №1. - C.32-37. URL: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2016/v1/7-13.pdf (data obrashcheniya 14.05.2018).
7. Ob utverzhdenii osnovnyh napravlenij razrabotki i vnedreniya sistemy ocenki rezul'tativnosti i ehffektivnosti kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti: rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 17 maya 2016 g. № 934-r // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. - 2016. - № 21. -St. 3 075.
8. Rukovodstvo po podgotovke programmy profilaktiki narushenij obyazatel'nyh trebovanij v oblasti grazhdanskoj oborony, zashchity naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera, pozharnoj bezopasnosti i bezopasnosti lyudej na vodnyh ob "ektah glavnogo upravleniya MCHS Rossii po sub"ektu Rossijskoj Federacii. Pis'mo Zamestitelya Ministra MCHS Rossii S.A. Kadadova ot 10 yanvarya 2018 goda № 43-104-19.
s9
ABOUT THE POSSIBLE APPROACH TO THE EFFECTIVENESS'S EVALUATING AND THE RELEVANCE OF PREVENTIVE MEASURES IN THE FIELD OF FIRE SAFETY
The actual issue of improving of the preventive measures in the field offire safety is discussed in suggested article. It is necessary to have objective information about the current state of preventive work to make organizational and management decisions. A number of articles are devoted to this issue not fully discussed the aspects ofpreventive work in the field offire safety. The authors propose an approach to assessing the effectiveness and relevance of preventive measures in the field offire safety, based on the activities' division on various grounds, such as: the focus ofpreventive measures; its content; circle ofpersons of influence; characterizing the indicators of the event, who implemented the preventive measure; local features of the implementation of the event; period of effective impact; duration of the event; unit of measurement of the result of the event; conditional (comparative) effectiveness of the event. The authors propose definitions of the concepts of "effectiveness of preventive measures"and "the demand for the preventive measures." The proposed approach to the effectiveness's evaluation and the relevance of preventive measures in the field offire safety will give the opportunity to develop a more objective assessment of activities aimed at fire prevention, take into account the impact and cost of preventive measures in the planning of this activity and also take into account the available resources and territorial features.
Key words: Prevention of fires, activities, efficiency, demand, an indicator of the effectiveness of preventive measures.
Андреев Юрий Александрович,
доктор технических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры надзорной деятельности
ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Россия, г. Железногорск,
Телефон: 8-913-532-35-87,
e-mail: [email protected],
Andreev Y-А.,
Doctor of Technical Sciences, Senior Researcher,
Professor of the Supervisory Activity Department,
FSBEE НЕ Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia,
Russia, Zheleznogorsk.
Елфимова Марина Владимировна,
кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника по учебной работе,
ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Россия, г. Железногорск,
Телефон: 8-913-838-65-38,
e-mail: [email protected]
Efimova M.V.,
candidate of technical sciences, associate professor, Deputy Head of Academic Affairs,
FSBEE НЕ Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia, Russia, Zheleznogorsk.
Мельник Антон Анатольевич,
кандидат технических наук, доцент,
заместитель начальника по научной работе - начальник научно-технического центра,
ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Россия, г. Железногорск,
Телефон: 8-933-999-33-01,
e-mail: [email protected],
Melnik A.A.,
candidate of technical sciences, associate professor,
deputy head of scientific work - head of the scientific and technical center,
FSBEE НЕ Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia,
Russia, Zheleznogorsk.
Ширинкин Павел Владимирович,
кандидат технических наук,
начальник кафедры надзорной деятельности,
ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Россия, г. Железногорск,
Телефон: 8-983-613-80-97,
e-mail: [email protected],
Shirinkin P. V.,
Candidate of Technical Sciences
Head of Supervisory Activity DepartmentFSBEE НЕ Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia, Russia, Zheleznogorsk.
Батуро Алексей Николаевич,
кандидат технических наук, начальник факультета заочного обучения,
ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Россия, г. Железногорск,
Телефон: 8-983-293-53-63,
e-mail: [email protected],
Baturo A.N.,
Candidate of Technical Sciences, Head of the Faculty of Distance Learning,
FSBEE НЕ Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia, Russia, Zheleznogorsk.
© Андреев Ю.А., ЕлфимоваМ.В., Мельник А.А., Ширинкин П.В., Батуро А.Н., 2018