Научная статья на тему 'О восстановлении Аварского ханства в составе Дагестанской области в ходе реформ административного устройства (60-е гг. XIX В. )'

О восстановлении Аварского ханства в составе Дагестанской области в ходе реформ административного устройства (60-е гг. XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРСКОЕ ХАНСТВО / ОКРУГ / ХАН / ХАНСКАЯ ВЛАСТЬ / ШАРИАТ / АДАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шапиев Хаджимурад Курамагомедович

Описываются причины и следствия восстановления в 1860-1864 гг. Аварского ханства как отдельного владения в системе военно-народного управления Дагестанской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шапиев Хаджимурад Курамагомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О восстановлении Аварского ханства в составе Дагестанской области в ходе реформ административного устройства (60-е гг. XIX В. )»

О ВОССТАНОВЛЕНИИ АВАРСКОГО ХАНСТВА В СОСТАВЕ ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ХОДЕ РЕФОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА (60-е гг. XIX в.)

®2011 Шапиев Х.К.

Дагестанский государственный педагогический университет

Описываются причины и следствия восстановления в 1860-1864 гг. Аварского ханства как отдельного владения в системе военно-народного управления Дагестанской области.

The author of the article describes causes and effects of Avar Khanate restoration during the period of 1860-1864, as a separate estate in the military and national economic system of Dagestan region.

Ключевые слова: аварское ханство, округ, хан, ханская власть, шариат, адат.

Keywords: Avar Khanate, district, khan, khan’s power, Shariah, adat.

Несмотря на то что история политических образований в

Дагестане не раз привлекала внимание исследователей,

некоторые аспекты этой проблемы не только не разобраны, но и не стали еще объектом специального исследования. Например,

осмысление исторических этапов взаимоотношений Аварии и России может и должно способствовать правильному выбору стратегии сосуществования народов, их

сближению и интеграции в рамках идеи демократических ценностей. В этой связи освещение данных взаимоотношений имеет важное значение в научном и практическом отношении. Этим определяется актуальность и значимость темы.

До 1860 г. в Дагестане не существовало единой системы административного деления и

управления. После окончания военных действий в Дагестане в августе 1859 г. российское командование на Кавказе решило унифицировать управление. Для предотвращения дальнейшего

укрепления мусульманства в покоренном крае наместник Кавказа А. И. Барятинский предлагал пути к восстановлению дворянства, поскольку вместе с последним, по мнению наместника, начнет возникать и противостоять исламу сила адата, вследствие чего шариатский суд будет рассматривать дела исключительно духовного содержания.

«Мы будем в учреждаемые нами народные словесные судилища, -отмечал наместник, - вносить сколь можно более начал гражданских. Отделяя таким образом эти гражданские начала от начал духовных, легко будет сблизить

первые с порядком нашего

судопроизводства и исподволь вести народ ко всем прочим устройствам нашей гражданственности» [3. С. 279].

Начало новому административному устройству Дагестана дало

правительственное «Положение об управлении Дагестанской областью и Закатапьским округом» [6. С. 23] от 5 апреля 1860 г., согласно которому

создавалась Дагестанская область с включением в нее всего горного Дагестана и бывшего Прикаспийского края. В Дагестанской области вводилось так называемое военно-народное управление: четыре военных отдела (Северный Дагестан, Южный Дагестан, Средний Дагестан, Верхний Дагестан) и два гражданских управления (Дербентское градоначальство и Управление портовым городом Петровском), подведомственных

начальнику области.

Аварское ханство (которое состояло из земель, входивших в него до 1843 г., когда данная территория подпала под власть имама Шамиля), было включено в Средний Дагестан, куда, кроме него, входили 3 управления: 1) Гунибский округ, 2) Казикумухский

округ, 3) общества Карата, Богулял, Цунта-Ахвах и Баклух, управление которыми возлагалось на хана Аварского. Округа делились на участки (наибства), которые были оставлены в управлении их начальников из местной знати. Таким образом, дату 5 апреля 1860 г. можно считать официальным восстановлением Аварского ханства.

Конфискованные в период господства в Аварии мюридизма ханские, бекские и чанкские земли были переданы в пользование сельских обществ. По восстановлению Аварского ханства часть этих земель была возвращена собственникам, но значительная часть оставалась у малоземельных обществ. Во главе ханства находился хан, при котором состоял: помощник из русских штаб-офицеров, имевший при себе военную канцелярию, а также словесные суды из депутатов от народа, кадия и письмоводителя, медик с фельдшером.

В §31 «Положения» говорилось, что аварский хан управляет «подчиненным им населением на особых ханских правах, за исключением права лишения жизни и конечностей жителей, а также передачи кому-либо в собственность не принадлежащих им лично населенных или не населенных имений» [1. С. 440]. При этом хан состоял в

непосредственном ведении

командующего войсками Дагестанской областью. В Словесных судах, учрежденных при ханских управлениях, председательствовали помощники ханов, которые должны были исполнять поручения ближайших своих начальников, содействовать им в управлении краем, а во время отсутствия начальников заступать на их места.

Что касается правления Аварским ханством, то еще 4 августа 1859 г. приказом Главнокомандующего

Кавказской армией князя А. И. Барятинского его правителем был назначен ротмистр российской службы Ибрагим-хан [9. С. 9], сын покойного генерал-майора Ахмед-хана

Мехтулинского, который с 1855 по 1859 гг. управлял Мехтулинским ханством. Как следовало из приказа наместника, освободившись от влияния Шамиля, Авария «23 июля (1859 г. - авт.) изъявила покорность и по-прежнему вступила в подданство Его Императорского Величества» [9. С. 9].

Назначение Ибрагим-хана ханом аварским пока еще официально не утвержденного российским

правительством владения, имело положительное значение для аварцев, совсем недавно вышедших из-под власти Шамиля.

Восстановление прежней их

самостоятельности под управлением хотя и дальнего, но все же потомка прежних ханов, льстило их самолюбию, вместе с теми ограничениями ханской власти, которые были сделаны российским правительством, ручавшимся за

невозможность возобновления

прежнего, тяжкого для населения деспотизма ханов.

Став правителем Аварии, Ибрагим-хан получал жалованье «в размере 4 тыс. рублей серебром в год» [8. С. 2] и переехал на жительство в Хунзах, который «представлял одну лишь груду развалин, будучи совершенно разрушен еще Шамилем, при

овладении им Аварией» [2. С. 67] и

только начинал отстраиваться. С июля 1859 г. новый хан Аварии, кроме получаемого им от российского правительства содержания, имел еще доходы с десятинной подати, выплачиваемой ему жителями управляемого им владения. Выплаты производились натурой, по установленному количеству ячменя и пшеницы с двора, или же баранами, вязанками хвороста и пр. Подать, хотя и была незначительна, вызывала неудовольствие и даже ропот в народе против хана, который наконец решился вовсе от нее отказаться.

Одной из главных задач восстановления ханств, по мнению наместника Кавказа князя А. И. Барятинского, было противопоставление их коренному нравственному началу, враждебному российским властям, т.е. мюридизму и в целом мусульманству. Чтобы достичь этого естественным путем, необходимо было, по мнению наместника, стремиться к

восстановлению высшего сословия там, где оно сохранилось, и создать его действующим в империи порядком там, где его не существовало. «...Я

восстановил ханскую власть, - писал А. И. Барятинский, - как враждебную теократическому началу. Она, хотя и признает шариат, но старается дать преобладание адату, закону, основанному на обычае, и, следовательно, допускающему

изменения. Адат, основанный на различии сословных прав, чрезвычайно тягостен, и если народ с падением шариата не будет уж более иметь ограждения против насилий ханов, то предпочтет, конечно, введение наших гражданских законов» [3. С. 447].

А вот мнение А. Руновского, пристава при Шамиле в Калуге, резко отличалось от вышеприведенного. «Мы, - писал А. Руновский, -

способствовали угнетению горцев со стороны их владетелей. После покорности дагестанских племен мы не изменили существенно господствовавшую там вредную систему управления. Установленные

там порядки не только не прекратили тиранию владетелей, но и предоставили им власть управлять народами на прежних основаниях, еще укрепили эту власть» [7. С. 680].

Итак, ханская власть

реанимировалась наместником Кавказа для скорейшей

стабилизации ситуации и закрепления русского контроля через послушных управленцев [5. С. 138].

В течение следующего

десятилетия в рамках начавшегося

процесса интеграции Кавказа в

единую административную систему Российской империи ханская власть была окончательно заменена

русской администрацией.

Сохранив остатки национальных

форм политической организации в лице феодальных владений, управление Дагестанской областью не сразу создало однородную систему административного деления и управления, так как одновременно

функционировали и военная, и гражданская, и ханская власти. Но в то же время смело можно сказать, что оно заложило основу нового российского военно-бюрократического аппарата на территории Дагестана. Вся полнота государственной власти при этой системе управления принадлежала

назначаемым царским правительством

военнослужащим; к участию в выполнении некоторых

государственных функций иногда привлекались авторитетные и лояльные по отношению к царским властям лица, принадлежащие к привилегированным слоям местного населения, что создавало иллюзию лояльности и уважения национальных традиций коренных жителей. Укрепив вертикальную власть военно-народного управления по «Положению 1860 г.», кавказское командование взяло курс на постепенное введение во всем Дагестане единообразных органов управления, то есть на ликвидацию феодально-политических владений.

В 1864 г. российское

правительство сделало крутой

поворот от политики укрепления ханской власти к политике ее ликвидации. Он был связан с изменившейся политической

обстановкой: когда Дагестан был окончательно покорен, ханская власть стала чужеродным элементом в общероссийском государственном организме, т.е. «ханское управление оказалось невозможным» [4. С. 536]. Оказав сильное давление, самодержавию удалось оформить отказ ханов от власти как «добровольный» шаг и в ходе реформы в 1864 г. Аварское ханство было упразднено. Его участь разделили и другие феодальные владения Дагестанской области. Гарантом права и закона стало Российское государство, а низовыми органами судебной и законодательной власти для местного населения -горские или сельские словесные суды. Феодалы, однако, не пострадали,

Примечания

поскольку получили крупные пенсии и единовременные пособия, крупные земельные участки и чины, сохранив при этом свои звания.

Итак, характеризуя действия властей, можно сделать вывод, что российское правительство поступило достаточно мудро, не отменив в свое время ханскую власть единым приказом, что могло бы быть расценено как грубое вмешательство в политическую жизнь местных народов. Растянув же ликвидацию ханств на годы и постепенно забирая у правителей дарованную власть, администрация сделала этот процесс преобразований относительно безболезненным. Ликвидация ханств проводилась параллельно с целой серией мероприятий правительства, направленных на создание единого

политического и административно-

территориального объединения,

включенного в общероссийскую

государственную систему.

1. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссиею. Тифлис, 1904. Т. XII. 2. Глиноецкий Н. Поездка в Дагестан (Из путевых заметок, веденных на Кавказе в 1860 г.) // Военный сборник. 1862. № 3. 3. Зиссерман А. А. Фельдмаршал князь А. И. Барятинский. 1815-1879. Т. 2. М., 1890. 4. История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Ин-т истории, археологии и этнографии. М.: Наука, 2004.5. Муханов В. М. Покоритель Кавказа князь А. И. Барятинский. М., 2007.6. РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Д. 379.7. РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. 1859. Д. 188. 8. Руновский А. Взгляд на сословные права и взаимные отношения сословий в Дагестане // Военный сборник. 1882. № 7.9. Сборниксведений о кавказских горцах. Тифлис, 1869. Вып. II.

Статья поступила в редакцию 24.11.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.