УДК 821.161.1
Kobylkin A.O., extern, Taurida Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
"ABOUT EDUCATION" (1909) BY L.N. TOLSTOY AS AN ARTICLE-LETTER. Due to the fact that scholars who study Tolstoy's journalistic heritage haven't studied it to the extent as his works of art, it seems possible to try to correct this fact. The article deals with the journalistic work "About education" (1909) by L.N. Tolstoy. Economical use of language to express the thoughts of the writer depends on the signs of his journalistic style The novelty of the article is that for the first time it examines the journalistic work "About education" from the point of view of its artistry: it analyzes the theme, composition, genre and poetics of the article-writing. From the revealed elements of artistry in this text, it is stated that Tolstoy as an artist does not "disappear" in his journalistic work, which dominates in the early XX century. The author concludes, that the economical use of language to express the thoughts of the writer in this work depended on the grounds of his journalistic style.
Key words: L.N. Tolstoy, journalistic work, article-writing, theme, composition, genre, poetics.
А.О. Кобылкин, экстерн, Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Е-mail: [email protected]
«О ВОСПИТАНИИ» (1909) Л.Н. ТОЛСТОГО КАК СТАТЬЯ-ПИСЬМО
В связи с тем, что учёными-толстоведами публицистическое наследие всемирно известного писателя исследовано не в том объёме, как его художественные произведения, нам представляется возможным попытаться исправить данный факт. В предложенной статье рассматривается публицистическое произведение «О воспитании» (1909) Л.Н. Толстого. Новизна статьи в том, что в ней впервые рассматривается публицистическое произведение «О воспитании» с точки зрения его художественности: анализируется тематика, композиция, жанр и поэтика статьи-письма. А также из выявленных элементов художественности в данном тексте утверждается то, что Толстой-художник никуда «не исчезает» в своем публицистическом творчестве, доминирующем у него в начале XX века.
Ключевые слова: Л.Н. Толстой, публицистическое произведение, статья-письмо, тематика, композиция, жанр, поэтика.
Публицистическое наследие Л.Н. Толстого исследовано не в том объёме, как его художественные произведения, в литературоведении всё же есть работы учёных, так или иначе, связанные с вопросами публицистики писателя. Среди них: Е.П. Андреева «Толстой-художник в последний период деятельности» [1], И.Е. Гринева «Мастерство Л.Н. Толстого-обличителя в произведениях 900-х годов» [2], Е.В. Николаева «Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого» [3], С.Л. Позойский «Толстой как журналист и редактор» [4], В.В. Ячевский «Общественно-политические и правовые взгляды Л. Н. Толстого» [5], А.И. Шифмана «Лев Толстой - публицист» [6], А.И. Шифман «Публицистика Л.Н. Толстого периода первой русской революции» [7], А.И. Шифман «Художественные элементы в публицистике Л.Н. Толстого» [8], К.Н. Ломунов «Лев Толстой в современном мире» [9], Н.В. Осипова «Жанровое своеобразие трактатов Л.Н. Толстого» [10].
Мы знаем, что Л.Н. Толстого, как видного общественного деятеля начала XX века, волнуют самые разные сферы жизнедеятельности. На смену тем и проблем, связанных с истинным религиозным учением и непротивлением злу насилием, приходят старые новые (оксюморон намеренный) темы и проблемы, связанные с образованием и воспитанием. Отметим, что эти темы и проблемы для писателя отнюдь не новы. Взгляды Толстого на образование и воспитание формировались в период открытия Яснополянской школы. Своё отражение они нашли в публицистических работах разных лет. Назовем некоторые: «О народном образовании» (1861), «Прогресс и образование» (1862), «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?» (1862), «Воспитание и образование» (1862), в Дневнике Яснополянской школы (50-е - 60-е годы), в «Азбуке» и «Общих замечаниях для учителя» к ней (70-е годы). И, наконец, в последнем публицистическом произведении писателя «О воспитании» (1909) [11, Т. 38, с. 62 - 69].
Из истории писания мы знаем, что публицистическое произведение «О воспитании» было написано Львом Толстым весной 1909 года. Из теории публицистических текстов нам известно о разнообразии и синтетичности жанра письма. Благодаря уникальной способности к «перевоплощению» в другие жанры, письмо по задачам публикации вбирает в себя типические признаки других публицистических жанров.
Почему же собственно статья-письмо?
Во-первых, есть конкретный адресат - это В.Ф. Булгаков. После заглавия следует пояснение: «(Ответ на письмо В. Ф. Булгакова)» [11, с. 62].
Во-вторых, в конце приводится конкретное место написания, а также число, месяц и год - это «Ясная Поляна. 1-го мая 1909 года» [11, с. 69].
В-третьих, точность и ясность изложения, исключающая двоякое толкование содержания.
В-четвертых, располагающее к себе и доброжелательное отношение к адресату письма. В начале: «Постараюсь исполнить ваше желание - ответить на ваши вопросы» [11, с. 62]. В конце: «Вот все, что имел сказать. Буду рад, если это пригодится вам» [11, с. 69].
Композиционно статья-письмо стоит на стыке между признаками письма и статьи. Отсутствует конкретная форма обращения, свойственная жанру письма. Присутствуют различные вкрапления, характерные для жанра статьи. В частности, для большей убедительности своих мыслей, рассуждая о религии и нравственности, в статье-письме Лев Толстой приводит отрывок из «составленного мною» произведения «Круг чтения» [11, с. 66].
От жанра статьи в данной публицистической работе Толстого есть выбор актуальной его темы - это тема образования и воспитания. Адресантом фиксируются конкретные факты, приводятся примеры по заявленной в названии публицистической работы теме. Автор письма в силу своих образовательных и интеллектуальных возможностей анализирует данную тему, высказывает собственное суждение, предлагает пути решения. Из перечисленных жанровых и композиционных особенностей данного произведения, нам представляется возможным отнести его к такому синтетическому жанру публицистики как статья-письмо.
Из анализируемого статьи-письма хочется выделить интересные, на наш взгляд, тезисы об образовании и воспитании, о которых Л.Н. Толстой говорит в свойственной ему манере употребления предложений с многочисленными и различными видами придаточных, повторами одних и тех же суждений и мыслей:
1) «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» [11, с. 62];
2) «Свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих...» [11, с. 62];
3) «Из бесконечного количества знаний» нужно передавать «учащимся знания о самых важных и нужных предметах», и чтобы «передаваемые знания ... составляли бы гармоничное целое» [11, с. 64];
4) «.предмет преподавания главный, без которого не может быть осмысленного приобретения каких бы то ни было знаний.» - это «религиозное понимание жизни» и «нравственное учение» [11, с. 65 - 66].
5) «Первое и главное знание.», необходимое для «детей и учащимся взрослым», - это дать ответы на «вечные и неизбежные вопросы». «Первый: что я такое и какое мое отношение к бесконечному миру? и второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда и при всех возможных условиях дурным?» [11, с. 68];
6) Предметами для изучения после, разумеется, предметов о «религиозном понимании жизни» и «нравственном учении» должны стать:
- предмет «изучения жизни самых близких: своего народа, богатых, бедных классов, женщин, детей, их занятий, средств существования, обычаев, верований, миросозерцаний»;
- предмет «изучения жизни других народов, более отдаленных, их религиозных верований, государственного устройства, нравов, обычаев» [11, с. 68].
На протяжении статьи-письма писатель не раз повторяет тезис, к которому он пришел и который считает самым главным - основными предметами в образовании и воспитании подрастающего поколения должны быть религия и нравственность. «Нравится нам это или не нравится, разумное образование возможно только при постановке в основу его учения о религии и нравственности» [11, с. 67]. В основу образования должно быть поставлено «религиозно-нравственное учение» [11, с. 67]. «И потому думаю, что до тех пор, пока эти два предмета «религиозное понимание жизни» и «нравственное учение» не станут в основу образования, не может быть никакого разумного образования» [11, с. 68]. «И потому полагаю, что главная и единственная забота людей, которые заняты вопросами образования, может и должна состоять в том, чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное и нравственное учение и, выработав таковое, поставить его во главе образования. В этом, по моему мнению, в наше время состоит первое и, пока оно не будет сделано, единственное дело не только образования, но и всей науки нашего времени.» [11, с. 69].
Преподавание толстовских предметов «религиозное понимание жизни» и «нравственное учение» заменяются «собранием грубых суеверий и плохих софизмов, называемых законом Божиим» [11, с. 66].
Вопрос о том, как и какие нужно передавать знания подрастающему поколению, по мнению Л. Н. Толстого, «решается как попало и совершенно произвольно теми людьми, которые имеют возможность передавать те или иные знания насильственно, - вопрос решается так, как это для них в данное время наиболее удобно и выгодно» [11, с. 64].
Статья-письмо не насыщена изобразительно-выразительными средствами и фигурами речи, которые превалируют в художественных произведениях писателя. Однако попытаемся предпринять попытку выявления элементов художественности в данном публицистическом тексте.
На что сразу же обращаем внимание, так это на то, что Толстой-художник никуда «не исчезает» в своем публицистическом творчестве, доминирующем у него в начале XX века. И доказательством тому служит прием сравнения, используемый писателем в данной работе, кстати, и оговариваемый им самим. Так, сравниваются человеческие знания с геометрической сферой: «Сравнить область знания можно с выходящими из центра сферы бесконечного количества радиусами, могущими до бесконечности быть удлиненными. И потому совершенство в деле образования достигается не тем, чтобы учащиеся усвоили очень многое из избранной случайно области знания, а тем, чтобы, во-первых, из бесконечного количества знаний были переданы учащимся знания о самых важных и нужных предметах, а во-вторых, тем, чтобы знания эти были доведены до относительно одинаковой степени, так чтобы передаваемые знания подобно одинаковой длины и одинаково равномерно друг от друга отделенным радиусам, определяющим сферу, составляли бы гармоничное целое» [11, с. 64].
И чуть позже Толстой вновь прибегает к сравнению со сферой, причем сам на этом акцентируя внимание адресата: «Вследствие этого-то в нашем обществе и произошло то удивительное явление, что, продолжая сравнение со сферой, в нашем обществе знания распределяются не только не равномерно, но в самых уродливых соотношениях: некоторые радиусы достигают самых больших размеров, другие же - вовсе не обозначены» [11, с. 65].
И ещё чуть позже в своей статье-письме писатель, сравнивая учение о религии и нравственности со сферой, резюмирует: «Продолжая сравнение с радиусами, проводимыми из центра, учение о нравственности и религии, по отношению ко всем другим знаниям, подобно тем трем взаимно перпендикулярным диаметрам, которые определяют направление и соотношение всех радиусов сферы и ту степень длины, до которой они могут быть доведены для того, чтобы они составляли гармоническое целое - сферу» [11, с. 67 - 68].
Ироничен, на наш взгляд, Л.Н. Толстой, когда говорит о том, что «Люди узнают в школах все об Александре Македонском и Людовике XIV и его любовницах, знают о химическом составе тел, о радие, об электричестве, о целых так называемых «науках» о праве и богословии, подробно знают о повестях и романах, написанных разными, считающимися «великими» писателями и т. п...» [11, с. 65]. Так, когда писатель здесь упоминает Александра Македонского, то вероятным, нам кажется, его отсылка к бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». А именно о словах Городничего о местном учителе (действ. 1, явл. 1): «Он ученая голова - это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об
Библиографический список
ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» [12].
Людовик XIV и его любовницы также, на наш взгляд, здесь неспроста. Король Франции является одним из основных исторических персонажей трилогии о мушкетёрах Александра Дюма-старшего. Считаем, что упоминание Толстым таких исторических личностей, как Александр Македонский и Людовик XIV, неслучайно. Это есть не что иное, как аллюзия. Также обратим внимание на то, что Лев Толстой доносит до адресата письма свои мысли и доводы, употребляя такие фразы, как «по моему мнению», «во-первых», «во-вторых» [11, т. 38, с. 62 - 69], «я полагаю» [11, с. 66], «и потому думаю, «что же касается., то думаю», «и потому я полагаю» [11, с. 68], «думаю так» [11, с. 69].
Приведём примеры простых и развернутых метафор: «недостатки существующих приемов образования», «угрозы наказаний и обещания наград», «отсутствие принуждения и выгод» [11, с. 62], «движение человечества», «образование . не было собранием выбранных произвольно, ненужных, несвоевременно передаваемых и даже вредных знаний», «понимание смысла и значения человеческой жизни», «.люди соединены одним общим религиозным пониманием жизни и верят в него», «всякая религия есть нечто пережитое, отсталое, когда-то бывшее нужным человечеству, теперь же составляющее только препятствие для его прогресса.» [11, с. 63], «отсутствие всякой разумной основы», «область знания», «центр сферы», «образование находится . в превратном и жалком . положении» [11, с. 64], «люди принимают те затемнения и извращения, которыми во всех учениях скрыты основные религиозные и нравственные истины», «вопросы жизни», «правила жизни», «нагромождение пустых, случайных, ненужных знаний» [11, с. 67].
Примеры эпитетов: «большая доля», «принудительное и корыстное образование», «общественное устройство», «губительные последствия», «принудительное образование», «самое влиятельное сословие», «передовые люди нашего времени» о людях науки, «полная свобода», «вредные знания», «разумная жизнь», «корыстные и насильственные приемы образования», «ложный взгляд на науку» [11, с. 63], «люди правительственные» [11, с. 64], «микроскопические животные», «удивительное и печальное явление» [11, с. 65], «мудрейшие люди мира», «нравственное учение» [11, с. 66], «жизненные вопросы», ««разумное образование», «величайший вред», «разумные основы образования» [11, с. 67], вечные и неизбежные вопросы», «бесконечный мир», «разумное образование» [11, с. 68].
Из выявленных элементов художественности в данном публицистическом тексте, нам представляется возможным сделать вывод, что экономное использование языковых средств для выражения мысли писателя зависело от признаков, выбранного им публицистического стиля. Но, несмотря на это, повторим ранее озвученный нами тезис о том, что Толстой-художник никуда «не исчезает» в своем публицистическом творчестве, доминирующем у него в начале XX века. А, напротив, на примере статьи-письма «О воспитании» (1909), пусть и в небольшом «количестве» (употребление предложений с многочисленными видами придаточных, повторы одних и тех же суждений и мыслей, использование простых и развернутых метафор, эпитетов, сравнений, аллюзий), продолжает «жить» в разных публицистических жанрах на страницах своих работ.
1. Андреева Е.П. Толстой-художник в последний период деятельности. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1980.
2. Гринева И.Е. Мастерство Л.Н. Толстого-обличителя в произведениях 900-х годов. Тула, 1962: 47 - 63.
3. Николаева Е.В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого. Литература в школе. 1997; 5: 61 - 71.
4. Позойский С.Л. Лев Толстой как журналист и редактор. 2-е изд., перераб. и доп. Тула, 1985.
5. Ячевский В.В. Общественно-политические и правовые взгляды Л.Н. Толстого. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1983.
6. Шифман А.И. Лев Толстой - публицист. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. Москва, 1964.
7. Шифман А.И. Публицистика Л.Н. Толстого периода первой русской революции. Толстой Л.Н. Материалы и публикации. Тула, 1958.
8. Шифман А.И. Художественные элементы в публицистике Л.Н. Толстого. Толстой-художник. Москва: Изд-во АН СССР 1961.
9. Ломунов К.Н. Лев Толстой в современном мире. Москва, 1975.
10. Осипова Н.В. Жанровое своеобразие трактатов Л.Н. Толстого. Диссертация ... доктора филологических наук. Москва, 1999.
11. Толстой Л.Н. О воспитании (Ответ на письмо В.Ф. Булгакова). Полное собрание сочинений: в 90 т. Москва, 1936: С. 62 - 69.
12. Гоголь Н.В. Ревизор. Available at: https://ilibrary.rU/text/473/p.1/index/html
References
1. Andreeva E.P. Tolstoj-hudozhnik v poslednij period deyatel'nosti. Voronezh: Izd-vo Voronezh. un-ta, 1980.
2. Grineva I.E. Masterstvo L.N. Tolstogo-oblichitelya vproizvedeniyah 900-h godov. Tula, 1962: 47 - 63.
3. Nikolaeva E.V. Duhovnyj klimat 'epohi i hudozhestvennyj mir pozdnego L'va Tolstogo. Literatura v shkole. 1997; 5: 61 - 71.
4. Pozojskij S.L. Lev Tolstojkakzhurnalistiredaktor. 2-e izd., pererab. i dop. Tula, 1985.
5. Yachevskij V.V. Obschestvenno-politicheskie ipravovye vzglyady L.N. Tolstogo. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo un-ta, 1983.
6. Shifman A.I. Lev Tolstoj - publicist. Tolstoj L.N. Sobranie sochinenij. Moskva, 1964.
7. Shifman A.I. Publicistika L.N. Tolstogo perioda pervoj russkoj revolyucii. Tolstoj L.N. Materialy ipublikacii. Tula, 1958.
8. Shifman A.I. Hudozhestvennye 'elementy v publicistike L.N. Tolstogo. Tolstoj-hudozhnik. Moskva: Izd-vo AN SSSR, 1961.
9. Lomunov K.N. Lev Tolstoj v sovremennom mire. Moskva, 1975.
10. Osipova N.V. Zhanrovoe svoeobrazie trakíatovL.N. Tolstogo. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Moskva, 1999.
11. Tolstoj L.N. O vospitanii (Otvet na pis'mo V.F. Bulgakova). Polnoe sobranie sochinenij: v 90 t. Moskva, 1936: S. 62 - 69.
12. Gogol' N.V. Revizor. Available at: https://ilibrary.ru/text/473/p.1/index/html
Статья поступила в редакцию 09.04.19