Научная статья на тему 'О ВОЕННОЙ ПОЛИТИКЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

О ВОЕННОЙ ПОЛИТИКЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ УГРОЗА / ВРАЖДЕБНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дылевский Игорь Николаевич, Базылев Сергей Иванович, Запивахин Вадим Олегович, Юниченко Сергей Петрович, Шевченко Александр Леонидович

Раскрываются главные положения Основ военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MILITARY POLICIES OF THE UNION STATE IN THE AREA OF INTERNATIONAL INFORMATION SECURITY

The paper goes over the main provisions in the Basics of the Military Policies of the Union State in the area of international information security.

Текст научной работы на тему «О ВОЕННОЙ ПОЛИТИКЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

О военной политике союзного государства в области международной информационной безопасности*

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Раскрываются главные положения Основ военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности. The paper goes over the main provisions in the Basics of the Military Policies of the Union State in the area of international information security.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА KEYWORDS

Военная угроза, враждебное использование информационно-коммуникационных технологий, информационное оружие, информационное пространство, международная информационная безопасность.

Military threat, hostile use of information-communication technologies, information weapons, information space, international information security.

ВЫСОКИЕ темпы развития информационных технологий различного назначения, компьютерных сетей типа Интернет и

электронных СМИ привели на рубеже тысячелетий к формированию глобального информационного пространства**.

* Статья подготовлена коллективом экспертов Минобороны России в области

международной информационной безопасности в составе генерал-лейтенанта И.Н. Дылевского, генерал-майора С.И. Базылева, полковника В.О. Запивахина, полковника С.П. Юниченко, полковника А.Л. Шевченко, полковника В.В. Филиппова, полковника в отставке С.А. Комова.

Ряд государств и межгосударственных объединений стали активно использовать его ресурсы для совершения актов агрессии, нарушения государственного суверенитета и вмешательства во внутренние дела других членов мирового сообщества. Ширится практика распространения в социальных сетях и глобальных СМИ угрожающих политических, террористических, экстремистских, расистских и ксенофобских материалов, которые приводят к вспышкам насилия и способствуют возникновению вооруженных конфликтов в различных регионах мира.

Мировое сообщество, стремительно продвигающееся по пути информатизации всех сфер жизнедеятельности общества, оказалось перед лицом новых военных угроз, связанных с агрессивным и иным враждебным использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)***.

В целях создания политической основы для совместного противодействия таким угрозам в октябре 2021 года министры обороны Российской

Федерации и Республики Беларусь утвердили Основы военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности (далее — Основы), разработанные на основании пункта 17 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, вступившего в силу 27 февраля 2015 года.

Основы представляют собой согласованную Россией и Беларусью совокупность официальных взглядов

на военные угрозы международной

1 **** информационной безопасности

(МИБ), а также целей, задач, принципов, приоритетов и основных направлений деятельности двух государств по противодействию этим угрозам.

Основы предназначены для выработки и осуществления на мировой арене согласованных действий, направленных на предотвращение, ограничение и нейтрализацию военных угроз МИБ*****.

** Информационное пространство — сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие в том числе на индивидуальное и общественное сознание, на информационную инфраструктуру и собственно информацию (ст. 4 Основ).

*** Информационно-коммуникационные технологии — процессы, методы и средства поиска, сбора, хранения, обработки, передачи, приема и распространения информации (ст. 4 Основ).

**** Международная информационная безопасность — состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве (ст. 4 Основ).

***** Военная угроза международной информационной безопасности — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризующееся возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами вследствие враждебного использования информационно-коммуникационных технологий, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств) или сепаратистских (террористических, экстремистских) организаций к применению информационного оружия (ст. 4 Основ).

Главными источниками военных угроз являются зарубежные государства, разрабатывающие и применяющие ИКТ для нанесения ущерба информационной инфраструктуре, информационным процессам и ресурсам критически важных и других объектов, дезорганизации информационных систем жизнеобеспечения общества, деморализации населения, дестабилизации внутриполитической обстановки, дезориентации руководства и общественности суверенных государств.

Основной военной угрозой в данной сфере в подписанном документе названо использование ИКТ для осуществления агрессивных и иных враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

Российская Федерация и Республика Беларусь считают, что в отдельных случаях последствия враждебного использования ИКТ* как государственными, так и негосударственными субъектами могут быть сопоставимы с результатами применения оружия и могут приводить в конечном счете к возникновению и эскалации международных и внутренних вооруженных конфликтов.

* Враждебное использование ИКТ — применение ИКТ в агрессивных, террористических и экстремистских целях, представляющее угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности (ст. 4 Основ).

Ярким примером реализации подобного рода угрозы стало использование в 2010 году США и Израилем

программного кода БШхпе1 против ядерных объектов Тегерана. В нарушение суверенитета Ирана этот программный вирус был внедрен в информационную инфраструктуру завода по обогащению урана в На-танзе. После его активации он нарушил нормальный режим работы тысяч центрифуг и физически вывел их из строя, отбросив на несколько лет назад реализацию ядерной программы Ирана1.

Создавать аналогичную военную угрозу МИБ может проведение террористических актов с использованием ИКТ, в том числе путем деструктивного воздействия на информационную инфраструктуру, информационные процессы и ресурсы критически важных и других объектов для подрыва политической, экономической, финансовой, коммунальной и иных систем жизнеобеспечения общества и государства.

Кроме того, военную угрозу МИБ создает вмешательство во внутренние дела суверенных государств с использованием ИКТ, нарушение общественного порядка, разжигание межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганда расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию. Подтверждением реальности существования подобной угрозы стали известные события 2020 года в Беларуси и 2022 года в Казахстане, где главную роль сыграло массированное проведение оппозицией информационно-психологического воздействия с использованием таких ИКТ, как социальные сети, мессенджеры и электронные СМИ.

Очевидно, что трансграничный характер военных угроз, создаваемых посредством агрессивного и иного враждебного использования ИКТ, свидетельствует о необходимости консолидации усилий всего мирового

сообщества и формирования системы МИБ**, которая обеспечит всем членам мирового сообщества равные права и возможности для их эффективного предотвращения и нейтрализации. Поэтому целью военной политики Союзного государства в области МИБ является содействие формированию международного правового режима, нацеленного на предотвращение возможности развязывания войн и вооруженных конфликтов в результате враждебного использования ИКТ.

Основными задачами военной политики Союзного государства в области МИБ определены следующие.

Первая. Содействие прогрессивному развитию существующего международного права по следующим направлениям:

• определение правовых рамок, при которых ИКТ приобретают свойства оружия, т. е. квалифицируются в качестве информационного оружия***;

• выработка правовой процедуры квалификации враждебного использования ИКТ как акта агрессии;

• установление критериев правомерности военного реагирования на враждебное использование ИКТ;

• адаптация норм международного гуманитарного права к условиям враждебного использования ИКТ.

В т о р а я . Выработка мер укрепления доверия в области использования ИКТ**** в информационном пространстве в целях снижения риска возникновения вооруженных конфликтов.

Третья. Содействие установлению и поддержанию международного правового режима нераспростра-1 ***** нения информационного оружия*****

в целях предотвращения эскалации гонки информационных вооружений и возможности террористического или иного враждебного использования ИКТ.

Решение данных задач военной политики будет осуществляться комплексно как в рамках Союзного государства, так и в рамках других международных организаций, а также во взаимодействии с дружественными и партнерскими государствами.

** Система международной информационной безопасности — совокупность международных и национальных институтов, призванных согласованно регулировать деятельность различных субъектов информационного пространства в интересах предотвращения и нейтрализации угроз враждебного использования ИКТ (статья 4 Основ).

*** Информационное оружие — ИКТ, предназначенные для воздействия на информационные объекты противника, при которых объект полностью или частично (временно) теряет способность к нормальному функционированию (выполнению боевой задачи) (ст. 4 Основ).

**** Меры укрепления доверия в области использования ИКТ — добровольные взаимосогласованные действия двух и более государств, направленные на предотвращение угроз и снижение риска возникновения конфликтов за счет развития сотрудничества и повышения транспарентности при использовании ИКТ (ст. 4 Основ).

***** Международный режим нераспространения информационного оружия — система закономерностей, принципов, норм, правил и процедур предотвращения распространения информационного оружия, а также международных и национальных органов с участием всех членов мирового сообщества и негосударственных структур, конечной целью которой является полное запрещение информационного оружия (ст. 4 Основ).

При этом основными приоритетами реализации военной политики Союзного государства в области МИБ для Российской Федерации и Республики Беларусь являются:

• развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Союзного государства как части системы информационной безопасности ОДКБ;

• участие в формировании системы МИБ совместно с государствами — членами ООН, ШОС, БРИКС, а также с другими дружественными зарубежными странами Азии, Африки и Латинской Америки;

• налаживание конструктивных взаимоотношений в области МИБ с военными ведомствами государств — членов ОБСЕ, НАТО, АСЕАН и других.

Реализация военной политики Союзного государства в области МИБ, в том числе в рамках ОДКБ, будет осуществляться по следующим основным направлениям:

• формирование механизма обмена информацией об угрозах МИБ и принимаемых мерах по их предотвращению, нейтрализации и ликвидации последствий;

• реализация Соглашения о сотрудничестве государств — членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности от 30 ноября 2017 года;

• осуществление коллективных действий по предотвращению, нейтрализации и устранению последствий реализации военной угрозы информационной безопасности Союзного государства и ОДКБ;

• подготовка и переподготовка кадров, обмен результатами научной деятельности и проведение совместных научных исследований по военным аспектам обеспечения МИБ.

В свою очередь, основными направлениями реализации военной политики Союзного государства в области МИБ с государствами —

членами ООН, ШОС, БРИКС, а также с другими дружественными зарубежными странами Азии, Африки и Латинской Америки стали:

• содействие разработке и принятию всеобъемлющего международного правового акта (договора, конвенции) об обеспечении МИБ, основанного на общепризнанных принципах и нормах международного права;

• содействие принятию документов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности (ежегодная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, доклады профильных групп ООН), отвечающих интересам Сторон;

• содействие принятию резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о «Правилах поведения в области обеспечения международной информационной безопасности»2, разработанных в рамках ШОС;

• определение, согласование и осуществление необходимых совместных мер в области обеспечения МИБ;

• создание механизма обмена информацией о возникающих угрозах в области МИБ, принимаемых мерах по их предотвращению, нейтрализации и ликвидации последствий;

• участие в прогрессивном развитии норм международного права в области МИБ;

• согласование подходов к установлению международного правового режима нераспространения информационного оружия;

• согласование мер по обеспечению информационной безопасности критически важных структур военного назначения, имеющих трансграничный характер;

• согласование позиций по продвижению совместных инициатив по вопросам МИБ в рамках иных международных организаций и форумов.

Также к основным направлениям реализации военной политики Союзного

государства в области МИБ с военными ведомствами государств — членов ОБСЕ, НАТО, АСЕАН и других международных организаций отнесены:

• установление мер укрепления доверия в сфере МИБ, снижающих риск возникновения конфликтов в результате взаимного недопонимания;

• разработка взаимосогласованного подхода к международному правовому регулированию военного использования ИКТ;

• развитие диалога о необходимости установления международного правового режима нераспространения информационного оружия.

Отмечено, что по мере заключения двусторонних и многосторонних договоров в области МИБ перечень и содержание направлений реализации военной политики Союзного государства может уточняться и конкретизироваться.

Механизм реализации военной политики Союзного государства основан на разграничении полномочий органов государственной власти и военного управления Союзного государства, закрепленных в Военной доктрине Союзного государства.

Основными рабочими органами по подготовке предложений для органов государственной власти и военного управления Союзного государства в области МИБ являются советы безопасности, министерства обороны и генеральные штабы Вооруженных Сил Российской Федерации и Республики Беларусь.

Целью военной политики Союзного государства в области

МИБ является содействие формированию международного правового режима, нацеленного на предотвращение возможности развязывания войн и вооруженных конфликтов в результате враждебного использования ИКТ.

Положения Основ не являются догмой и могут уточняться в зависимости от изменения характера военных угроз, целей, задач, приоритетов, направлений и механизма реализации военной политики Союзного государства в области МИБ.

В заключение следует отметить, что в результате постоянного участия военных экспертов в работе профильных групп ООН, ОБСЕ, АРФ, Совещания министров обороны АСЕАН плюс партнеры, Сеульского диалога, а также в других многосторонних и двусторонних форматах министерства обороны России и Беларуси приобрели богатый опыт формирования и реализации положений военной политики в области МИБ. За последние двадцать лет согласованной работы выявлены наиболее сложные проблемы формирования системы МИБ и намечены возможные варианты их решения. В настоящее время генеральные штабы вооруженных сил Российской Федерации и Республики Беларусь приступили к реализации Основ.

ПРИМЕЧАНИЯ 1 David E. Sanger Obama Order Sped Up Wave of Cyberattacks Against Iran, The New York Times, June 1, 2012. URL: http://www.nytimes.com/2012/06/01/ world/middleeast/obama-ordered-wave-of-cyberattacks-against-iran.html?ref=stux net&pagewanted=print.

2 Письмо постоянных представителей Казахстана, Китая, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана при Организации Объединенных Наций от 9 января 2015 г. на имя Генерального секретаря, документ А/69/723 от 13 января 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.